Конспект непосредственно-образовательной области в подготовительной группе. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе — «Путешествие Инопланетянина Рисование в старшей группе инопланетяне

Тема: «Инопланетяне»
Цель: вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве.
Задачи:
направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов;
развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию;
формировать познавательные интересы о космосе и космонавтах;
корригировать умение аккуратно работать с красками.
Ход занятия.
Орг.момент.
Воспитатель: солнышко сегодня ярко светит и желает на всего хорошего.
Давайте и мы друг другу пожелаем что-нибудь хорошее.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправляемся в виртуальное космическое путешествие к планетам Солнечной системы.
Воспитатель: Скажите, что значит виртуальное путешествие, в которое мы сейчас с вами отправимся?
Дети: Это значит, что мы должны представить себе, как мы летим на космическом корабле к планетам Солнечной системы.
Воспитатель: Ребята, к нам в класс пришло необычное письмо. Написал его инопланетянин. Давайте я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, знаю я, что именно на планете Земля живут очень умные и сообразительные дети. Поэтому и решил обратиться за помощью именно к вам. Прилетел я с друзьями на экскурсию на Луну. Там с нами случилась беда. Начался метеоритный дождь, наши ракеты потерпели бедствие, а друзья мои пропали. Очень прошу вас прилететь ко мне на помощь. Жду вас с нетерпением. До встречи!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, готовы полететь на Луну, чтобы помочь инопланетянину.
Дети: да
Воспитатель: Как называются люди, которые летают в космос?
Дети: Космонавты.
Воспитатель: Каким должен быть космонавт?
Дети: Здоровый, умный, сильный и т.д.
Воспитатель: Давайте приставим, что космонавты прилетели на луну и помогли починить корабль нашим инопланетянам.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте названия планет.
Планеты по порядку в стихах
По порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз - Меркурий,Два - Венера,Три - Земля,Четыре - Марс.Пять - Юпитер,Шесть - Сатурн,Семь - Уран,За ним - Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.Воспитатель: Какие планеты нам встретились на пути?
Дети: Марс, Венера, Плутон, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Нептун.
Воспитатель: Мы с вами жители Земли, значит, нас как можно назвать?
Дети: Земляне.
Воспитатель: А как вы думаете, как можно назвать жителей других планет?
Дети: Инопланетяне.
Воспитатель: Как вы думаете, а есть ли инопланетяне на других планетах?
Дети: Может они живут в других галактиках. Они, наверное, наблюдают за нами, а может они нас боятся!? Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Похожи ли инопланетяне с других планет на нас или они другие? Какие? Как вы считаете?
Дети: Они другие, ведь они живут не на Земле! У них есть третий глаз, они могут быть большими, а могут быть и маленькими зелёными человечками.
Воспитатель: ребята, скажите, почему инопланетян еще называют пришельцами?
Воспитатель: подумайте, какой будет ваш инопланетянин? Кто уже решил, можно приступать к работе.
Практическая часть.
Дети начинают рисовать своего инопланетянина, в середине практической части, когда подсыхает краска, можно провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика. Познакомились сначала,
В космос мы с тобой летали, Раз, два, три, четыре, пять,Инопланетян встречали, Подружились, обнялись,И для пальчиков зарядку Шесть, семь, восемь, девять, десять.Вместе с ними выполняли. А потом пошли смотреть,В телескоп на звёздный путь!
Итог.
Несколько детей показывают всему классу своих инопланетянин и отвечают на вопросы.
- с помощью какого цвета, передали портрет воображаемого инопланетянина,
- как зовут инопланетянина?
- с какой он может быть планеты?
- что лучше всего получилось изобразить?
О чем вы сегодня говори на занятие? Какие планеты вы знаете? Кто такие инопланетяне?

Программное содержание :

Расширить представления детей об окружающем мире (космос),

Развивать способность устанавливать простейшие связи,

Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.

Воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга.

Предварительная работа :

Проведение беседы на тему «Космос»,

Проведение рисование на тему «Инопланетяне»

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,

Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе,

Игровые ситуации «Космодром», «Найдите созвездие».

Оборудование:

Модели планет на плакате, карта созвездий, рисунок скафандра, аудиозаписи, портреты,

рисунки созвездий, глобус

Ход занятия :

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Дети послушайте музыкальную композицию и попробуйте представить, в какое далекое путешествие приглашает вас это музыка «Космическое путешествие».

Почему вы так думаете?

Дети: Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос!

Воспитатель: (рассказывает детям).

В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкал, огромный диск Солнце, разгоняя тьму, сияла ЛУНА, которая периодический меняло свою форму.

Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетие и на многие вопросы люди нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Вопросы детям:

Воспитатель: Что такое космос?

Дети: Космос это пространство.

Воспитатель: Что находится в космическом пространстве?

Дети: В космическом пространстве находятся планеты.

Воспитатель: Почему Земля – самая необычная планета?

Дети: Наша Земля круглая как шар. В течение года Земля

Обходит вокруг Солнца один раз в год.

Воспитатель: Как начинали исследовать космос?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Кто был первым космонавтом? (портрет)

Дети: Ю. А. Гагарин.

Воспитатель: С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны? (рисунок)

Дети: С помощью Луноход.

Воспитатель: Откуда стартовал первый космический корабль?

Дети: Первый космический корабль стартовал с космодрома «Байконур»

Воспитатель: Как одеты космонавты? (Рисунок)

Дети: Космонавты одеты в скафандр.

Воспитатель: Какой вид транспорта поможет оказаться в космосе? (рисунок)

Дети: Космический аппарат выводит на орбиту ракета.

Воспитатель: Ребята вы хотите полететь в космос?

Дети: Да!

Ребенок 1:

Мы с веселую игрой

Познакомить вас хотим

А давайте- ка, ребята

Поиграем в космонавтов,

В космос мы все полетим

Собирается полет, строим новый звездолет.

Ребенок 2:

Над головой высокий мчится самолет

След его волнистый, ветер заметает

Я теперь за правду в летчики хочу,

А постарше стану к звездам полечу.

Я. Серпина «Ракета»

Ребенок 3:

Гулять сегодня некогда

Мы заняты с другом, бумажные ракеты

Мы дружно мастерим, мы ярко их

Раскрасим, пускай теперь летят!

В отважных космонавтов играет

Детский сад.

Ребенок 4:

Мы летчиками смелыми быстрее стать хотим,

На ракетах настоящих мы в космос полетим.

Ребенок 5:

Над нами звезды светлые зажгутся

В вышине, мы красный флаг

Поднимем на Марсе и Луне!

Ребенок 6:

Читаем буквари мы на разных языках

Но вместе полетим мы на звездных кораблях.

Ребенок 7:

Но лучше мчатся в небесах.

На лайнере стальном

Пусть это «ИЛ»

Пусть это «ТУ»

Я его люблю за быстроту.

Ребенок 8:

Но вот другие корабли

Открыли путь вокруг земли.

Послушай я кричу,- пилот, возьми

Меня с собой в полет!

Хоть на луну, хоть на звезду,

Не бойся, я не подведу.

Воспитатель: Ребята, раз вы хотите полететь в космос, мы сейчас с вами помечтаем и станем космонавтами, строителями, командирами.

Игра «Космодром».

Цель: Дети делятся на две группы, одна группа детей строители строят космодром, другая группа детей космонавты строят ракету и на команду командира «Вперед» все разбегаются в разные стороны.

Строители: Мы построим, мы построим

Самый лучший звездолет:

Все проверим, все построим,

И отправимся в полет.

Космонавты: Космонавтом чтоб стать,

Надо много узнать:

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

Строители: Вот готов ракетодром

Раздается гул и гром!

Миг и чудо - корабли

Оторвутся от земли..

Командир сигнал дает.

Командир: Приготовится вперед!

Исполняют девочки танец «Звездочки»

Воспитатель: Ребята, какое сегодня число?

Воспитатель: Что же в этот день отмечают?

Дети: В этот день 12 апреля отмечают День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего, космонавтов и тех, кто участвует в создание космических

ракет.

Воспитатель: 12апреля 1961 году на корабле «Восток» 9 ч 7 мин. Ю.А.Гагарин стартовал с космодрома «Байконур», он облетел землю. Ребята за

сколько минут?

Дети: за 108 минут.

Воспитатель: Взлетев в космос человек доказал, что планета наша земля - имеет форму шара (показывает глобус). В нашей стране День космонавтики ежегодно отмечают. Полет Ю.А. Гагарина – открыл людям дорогу в космос.

Воспитатель: Каких космонавтов вы знаете еще?

Дети: Валентина Терешкова, Леонид Попов, Алексей Леонов, Титов…

Воспитатель: Наш Гагарин - знают дети,

Раньше всех людей на свете.

Побывал у звезд в гостях.

Ребята, а вы знаете, кто придумал первую ракету?

Дети: Да! Сергей Павлович Королев (показывает портрет).

Воспитатель: А первый искусственный спутник изобрел Константин Эдуардович Циолковский. (его между собой называют отцом космоса) Показывает портрет.

А теперь я вам загадаю загадки про космос.

Волчок, волчок,

Покажи другой бочок,

Другой бок не покажу.

Я привязанный хожу.

Дети: Луна.

Воспитатель: Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только в него глядят.

Дети: Большая медведица.

Воспитатель: Желтая тарелочка на небе висит.

Желтая тарелочка всем тепло дарит.

Дети: Солнце.

Воспитатель: В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит.

Дети: Солнце.

Воспитатель: У бабушке над избушкой

Висит хлеба краюшка

Собаки лают, достать не могут.

Дети: Месяц.

Восп-ль: Ребята, сейчас мы отправимся с вами путешествовать по созвездиям.

Ребенок 1:

Вот медведица большая,

Нашу звездную мешает

Большим ковшом

В котле большом.

Ребенок 2:

А рядом тускло светится

Малая медведица

Маленьким ковшом

Собирает крошечки.

Воспитатель: Звезд на небе очень много и запомнить их не возможно. Древние люди выбирали среди звезд те, которые помогли им находить дорогу и определять время. Наиболее важным созвездием является Большая и Малая медведица. Они самые яркие звезды, похожие на ковш, поэтому их можно найти на небе. А вы находили их на небе?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Показывает рисунки созвездий. Звезды - это огромные шары из раскаленных газов. Самые горячие светятся голубым цветом, немного холоднее – белым, еще холоднее желтым цветом, а потом оранжевым и красным и в конце концов гаснут.

Игра «Найдите созвездие»

Цель : Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным.

Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

Воспитатель: Земля - наш дом в космосе. А у солнца кроме земли, есть 8 спутников, их называют планетами. У каждого есть свое имя (показывает планеты).

Дети: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон. (показывают по карте схем созвездий.)

Воспитатель: Они то и составляют вместе с землей солнечную систему. Ближе всего находится Меркурий, а самое далекое Плутон, Юпитер 25 тыс. раз больше планеты нашей. Ребята, интересно, как питаются космонавты, раз там невесомость. Что же такое невесомость?

Дети: Все предметы и даже человек при наступление невесомости застывает в той позе, какая, была у них до этого.

Воспитатель: Обедают космонавты за складным столом, достают контейнер с едой и в прозрачный пакет упакованы завтрак, обед, ужин.

Воспитатель: Как спят космонавты?

Дети: Космонавты ложатся спать, они привязывают себя к своим спальным мешкам и также свою одежду.

Воспитатель: Моются ли космонавты?

Дети: Если открыть кран, то вода ударится о руки отскочит, разобьется на мелкие капли и будет плавать по кораблю, поэтому космонавты для

умывание пользуются специальными средствами.

ИГРА- ОРИГАМИ «РАКЕТА»

Цель: Складываем прямоугольник, загибаем верхние уголки прямоугольника до середины, еще раз загнем боковые стороны до середины, перевернем заготовку на противоположную сторону и опять боковые стороны согнем до середины.

Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и почувствуйте, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездие важен.

Из 40000 профессий, существующих на земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг.

Подвиг научный, технический, организационный, прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.

Ребята давайте еще раз повторим, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты..

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, что это? (на полу лежит конверт)

Дети Конверт.

Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, что там внутри. Ракеты игрушки.

воспитатель раздает детям.

Вот и закончилось наше занятие путешествие. Пожелание детям. Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учится и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!

Литература:

  1. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.
  2. В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.
  3. А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.

Окружающий мир для дошкольников является средством познания и источником художественных образов, которые они с удовольствием воплощают на бумаге в процессе рисования. В старшей и подготовительной группе воспитанники детского сада знакомятся с неизведанным миром Вселенной. Он привлекает детское внимание, заставляет размышлять и фантазировать. Как результат ребята создают замечательные композиции на тему «Космос».

Особенности рисования по данной теме в старшем дошкольном возрасте

Чтобы осознать огромный неизведанный мир космоса, нужно максимально задействовать воображение. Дошкольники же с легкостью справляются с этой задачей - могут представить себя на борту космического корабля, пролетающего мимо неизвестных планет, или спасающими пришельца из черной дыры.

Космос - одна из тем, очень хорошо развивающих детскую фантазию. Акцент в таких рисунках ставится на три основных направления. Прежде всего, это создание космического пейзажа с множеством звезд, красивыми, не похожими друг на друга планетами, кометами, астероидами и пр. В некоторых работах дошкольников может четко выделяться передний план - детально прорисовывается ландшафт планеты или другого космического тела (например, Луны - спутника Земли).

Другое направление рисунков на данную тему - это изображение техники, предназначенной для освоения космоса: ракеты, спутники, космические корабли. Старшие дошкольники создают вполне реалистичные образы, уделяя внимание деталям. Наряду с такими аппаратами ребята очень любят рисовать средства передвижения вымышленных пришельцев, так называемые летающие тарелки.

И еще одна часть работы по созданию космических композиций - это изображение космонавтов в своем профессиональном снаряжении и фантастических антропоморфных существ - пришельцев. Последние могут выглядеть в детском представлении совершенно по-разному, быть милыми или же нарочито безобразными, иметь свой характер - добрый или агрессивный.

Воспитатель на занятии по рисованию космоса не дает старшим дошкольникам готовых шаблонов. Так, для создания космического пейзажа ребятам будет достаточно иметь перед глазами плакат с изображением Солнечной системы, чтобы иметь представление, как выглядят различные планеты.

Плакат для дошкольников

Рисование ракеты обычно не представляет для детей сложности - педагог лишь уточняет с ребятами ее составные элементы. Кроме того, рисованию обычно предшествует аппликация на данную тему.

Что касается создания образа космонавта, то изображение человека всегда сложная задача. Однако в данном случае работа упрощается наличием объемного скафандра, поэтому детальная передача черт лица или пропорций частей тела уже не будет столько актуальной.

Рисование инопланетян - исключительно творческий процесс, когда дети самостоятельно ищут способы создания фантастического образа. Однако воспитатель может предоставить дошкольникам картинку с различными видами этих существ (например, на основе мультфильма).

Плакат для дошкольников

В старшей и подготовительной группе важное значение имеет заключительная часть занятия - анализ готовых работ. Например, если ребята рисовали инопланетянина, то педагог организовывает обсуждение по поводу выразительности созданных образов. Дети рассказывают, какие цвета они использовали в работе, что лучше всего получилось изобразить. Кроме того, каждый ребенок может придумать имя своему пришельцу и рассказать о его характере, а также о планете, с которой он прилетел.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

Рисование на космическую тему предполагает использование определенной основы. Если это будет рисунок красками, то лист бумаги, как правило, тонируется в темный цвет - черный, коричневый, темно-синий, темно-фиолетовый. Хотя отдельные рисунки замечательно смотрятся и на голубой основе. Также эффектно смотрится градиентный фон с красивыми цветовыми переходами.

Основа для рисования космического пейзажа

Форма основы может быть не только стандартной (формата А4). Интересное решение - предложить ребятам большие круги бумаги серого цвета (Луна), на которых они изобразят лунный ландшафт либо вымышленных обитателей этого космического объекта.

Основа рисунка - круг, вмещающийся в формат А4

Что касается краски, то гуашь в данном случае будет предпочтительнее акварели, так как позволяет создать яркие и насыщенные образы.

Космические композиции также создаются старшими дошкольниками цветными карандашами или восковыми мелками. Фон при этом закрашивается в процессе работы, и, в отличие от рисунка красками, он не бывает слишком темным.

Всегда необычно смотрится сочетание материалов. Например, на акварельном рисункЗае контур белой ракеты прорисовывается ярким фломастером.

За счет использования фломастера акварельный образ становится более ярким и контрастным

Поскольку при рисовании на тему «Космос» часто задействуются нетрадиционные техники, то воспитатель предоставляет детям соответствующие принадлежности - поролоновые губки, зубные щетки, ватные палочки, зубочистки для процарапывания рисунка, клей. Можно использовать даже такой неожиданный материал, как мыльные пузыри или пену для бритья.

На изобразительном занятии по данной тематике ребятам также можно предложить трафареты с изображением, например, кометы, инопланетянина, космического корабля. При этом можно затонировать основу красивыми цветовыми переходами, а изображения трафаретных объектов сделать однотонными и контрастными.

Материалы для рисования

Техники и приемы изображения, используемые при рисовании на космическую тему

Создавая композиции на космическую тему, старшие дошкольники отрабатывают все освоенные ранее приемы рисования красками и карандашами. Совершенствуется техника работы с кистью (кончиком и всем ворсом). Дети регулируют силу нажима на карандаш, упражняются в закрашивании силуэта ритмичными однонаправленными движениями. Педагог следит, правильно ли воспитанники держат инструмент, делает замечания по мере необходимости (это актуально даже в подготовительной группе).

В старшей, а тем более в подготовительной группе ребята уже хорошо умеют смешивать краски, добиваясь интересных оттенков. Этот навык пригодится им при рисовании космических пейзажей.

Такая необычная и таинственная тема, как «Космос», открывает большой простор для раскрытия творческой фантазии дошкольников. В этом плане большие возможности предоставляют нетрадиционные техники изображения. Так, например, бескрайние просторы космоса, изображенные акварелью, можно эффектно дополнить с помощью набрызга зубной щеткой - таким способом мы изобразим многочисленные далекие звезды, мелкие астероиды и космическую пыль.

Рисунок с использованием нетрадиционной техники набрызга

Для создания образа загадочной Вселенной идеально подходит техника граттаж - процарапывание силуэтов на темном фоне. Предварительно основа закрашивается разноцветными восковыми мелками и покрывается густым слоем черной гуаши (дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно накануне занятия.

Техника граттаж

Самое интересное - это непосредственно процесс процарапывания рисунка. В результате такой работы получается оригинальное изображение.

Рисунок в технике граттаж

Причудливые образы инопланетян хорошо получаются с помощью кляксографии - выдувание краски через коктейльную трубочку с последующим дополнением деталями.

Кляксография

Нарисовать лунный ландшафт с характерными кратерами поможет обыкновенный клей ПВА в пузырьке с узким горлышком. На поверхности Луны изображаются рельефные окружности, которые после высыхания покрываются серой краской.

Рисование при помощи клея ПВА

Интересное рельефное изображение также получается с помощью обыкновенной соли. Силуэт космического объекта вначале обозначается клеем, а затем посыпается крупной солью. Когда изображение подсохнет, оно покрывается краской.

Рисование солью с последующим закрашиванием

Рассмотрим и такой необычный прием, как рисование пеной для бритья. Пена смешивается с краской - в результате получается красивый мраморный эффект. Таким способом можно изобразить нашу родную планету Земля.

Рисование пеной для бритья

В детском саду также часто практикуется рисование восковыми мелками с последующим покрытием листа бумаги акварелью или гуашью. В данном случае используется свойство восковых мелков отталкивать воду. Вначале дошкольники рисуют космические объекты, ракеты, космонавтов и пр., а затем покрывают весь лист черной краской, используя кисть. С участков, покрытых воском, краска скатывается. В результате получается красивое контрастное изображение.

Рисунок акварелью и восковыми мелками

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

При рисовании на такую творческую тему, как «Космос», конечно же, нужно поощрять дошкольников использовать дополнительные виды деятельности. Таким образом, можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Например, яркую картину, изображающую далекую чужую планету с ее причудливыми обитателями, украсит аппликация в виде бумажных силуэтов диковинных деревьев.

Рисование с элементами аппликации

Композицию сделают более оригинальной и пластилиновые детали.

Сочетание рисования и пластилинографии

Варианты композиций для рисование на тему «Космос» в старшей и подготовительной группе

Занятие по рисованию на космическую тему с дошкольниками старшего звена логичнее всего проводить в начале апреля - накануне празднования Дня космонавтики. Перед такой продуктивной деятельностью желательно провести занятие по познанию окружающего мира на тему «Космос», чтобы потом ребята отразили свои познания и впечатления на рисунке.

В качестве конкретных тем для изобразительно деятельности можно предложить следующие:

  • «Космический пейзаж». Здесь основное внимание уделяется самому космическому пространству, летающим в нем кометам, метеоритам, космической пыли и пр.)
  • «Планеты Солнечной Системы». Ребята детально изображают Солнце и вращающиеся вокруг него планеты, отражая характерные внешние черты определенных космических объектов (красный цвет Марса, кольца Сатурна, зелено-голубая Земля, оранжевая Венера, очень маленький Меркурий, огромный Юпитер и пр.).
  • «Полет на Луну» (как вариант – «Полет на Марс»). Дошкольники изображают лунную поверхность, космический корабль на ней. Также можно включить в композицию образ космонавта. Другой вариант - Луна изображена издалека, а космический корабль подлетает к ней.
  • «Космонавты в космосе». Дети рисуют космонавтов в скафандре, парящих в невесомости в открытом космическом пространстве.
  • «Пришельцы в космосе» (как вариант – «Марсиане»). Это фантазийная работа, в которой дошкольники создают вымышленный образ инопланетянина, наделяя его самыми немыслимыми внешними чертами.
  • «Ракета в космосе», «Летящий спутник». Здесь акцент ставится на детальном изображении технических объектов, созданных человеком для освоения космоса.

Рисование на космическую тему при желании можно организовать и как коллективную работу. Для этого можно взять такую тему, как «Солнечная система» – каждый ребенок в подгруппе изображает определенную планету.

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: сюрпризный момент, познавательная беседа, чтение сказки, стихотворения, рассматривание иллюстраций и прочее

Занятие по рисованию космоса должно проходить в творческой атмосфере, чтобы дошкольники соприкоснулись с таинственным и волшебным миром бескрайней Вселенной. Прежде всего, это поможет сделать продуманная игровая мотивация.

Например, воспитатель сообщает ребятам, что получила послание из космоса, в котором кто-то просит о помощи. Оказывается, это Незнайка, который улетел на Луну и не может вернуться обратно. Ему страшно одному в незнакомом месте. Незнайке обязательно нужно помочь - отправить на Луну спасательный отряд космонавтов. Но долететь туда можно только на ракете или космическом корабле, которые нужно нарисовать.

Письмо дошкольникам также могут прислать космонавты. К нему также прилагается посылка с подарком - шлемом. Космонавты, зная, что ребята хорошо рисуют, просят их прислать им картинки с изображением космического пейзажа.

Интересна мотивация с использованием игрушечного персонажа. В гости к детям приходит пришелец из космоса. Он говорит, что ему понравилась большая и красивая планета Земля. На ней живет много людей, а вот ему грустно и одиноко, потому что он на своей планете живет совсем один. Инопланетянин просит ребят порадовать его - нарисовать друзей.

Мягкая игрушка, которую можно использовать на занятии

Чтобы дети прониклись космической темой, воспитатель может предложить им превратиться в космонавтов. Для этого дошкольники надевают заранее приготовленные бумажные шлемы и под соответствующую музыку представляют себе полет. Ребята открывают глаза и видят плакат с изображением Солнечной системы.

Фотография с открытого занятия в детском саду

Рисование на тему космоса можно начать и со сказки. Замечательное современное произведение - сказка Ирис Ревю «Про находчивую девочку и щедрое Солнце». Там повествуется, что когда-то очень давно наша планета освещалась только днем, когда солнечные лучи освещали все живое. А вот ночью было так темно и страшно, что нельзя и описать. И вот одна маленькая девочка обратилась к Солнышку с просьбой, чтобы кто-нибудь светил и ночью, потому что она очень боится темноты. Солнце задумалось и решило совершить чудо - его лучики подарили свет Луне, чтобы она в свою очередь посылала его на Землю. Кроме того, Луне вызвались помогать и звезды. Теперь ночи не были столько темными, а маленькая девочка больше не боялась спать.

После прочтения этой красивой сказки воспитанникам старшей или подготовительной группы можно предложить нарисовать космический пейзаж, где яркая Луна и звезды будут освещать земной шар в темноте Вселенной.

Также можно порекомендовать «Сказку об одинокой звезде». Главная ее героиня - маленькая звездочка (хотя на самом деле она была больше нашего Солнца). Ей было очень одиноко, потому что другие звезды расположены далеко, а планеты не интересовались ее жизнью. Они лишь спорили друг с другом о том, чья траектория более правильная. И вот как-то ночью мимо звездочки пролетела комета. Героиня никогда не видела их раньше. Они разговорились. Комета рассказал, что она небесная путешественница - летает, где захочется. Она сделана изо льда, но есть еще другие кометы - из камней и металлов. Звездочка попросила комету не улетать пока, а погостить у нее и рассказать о чудесах, которые та видела во Вселенной. Комета согласилась, стала вращаться вокруг звезды вместе с планетами и ежедневно рассказывала удивительные истории. Из ее рассказов звездочка узнала, что есть очень много разновидностей звезд: молодые и старые, раскаленные и почти остывшие, маленькие и гигантские. А самое интересное - многие звезды, которые видны на небе, на самом деле давным-давно погасли, а свет от них еще идет и долгое время будет идти. Звездочка призналась комете, что ее сокровенное желание - поговорить с другими звездами. И новая подруга сообщила ей, что звезды общаются друг с другом своим мерцанием (вспыхнут то ярче, то почти погаснут) – это их язык.

Вскоре комета улетела. А звездочка все вглядывалась в небо, желая разгадать таинственный язык. И вдруг одной ночью, когда она любовалась на ярко-красную звезду, та стала мигать - три коротенькие вспышки, затем одна яркая. Затем то же самое сделала другая звезда. И тут маленькая звездочка поняла, что это было приветствие, и так же помигала далеким звездам. Теперь оставалось только ждать ответа, пусть он даже придет через тысячу лет.

Картинка, которой можно проиллюстрировать сказку

Сюжет этой замечательной сказки станет хорошей мотивацией для рисования космических объектов - звезд, планет и комет.

Педагог также может рассказать воспитанникам от первого лица такую сказочную историю:

«Однажды я была на звездном космическом балу. В центре, на высоком троне, без движения сидела царица бала - Полярная звезда. На ней было великолепное голубое платье, а голову украшала корона. Вокруг вальсе кружились разноцветные звезды, в разных масках плясала созвездия. Хрустальный звон колокольчиков сообщил о прибытии на бал госпожи Кометы. Ее хвост переливался всеми цветами радуги, наряд был неотразим. Комету называют космической вестницей. Быстрая, где только она не бывает!? Заглядывает в самые отдаленные уголки Вселенной. Первой узнает о рождении новых звезд и планет. Вот и сейчас она рассказала о том, где скоро выпадут метеориты и метеорные дожди. А еще она передала Полярной звезде признание в любви от моряков, летчиков и космонавтов с планеты Земля. Уж очень они любят ее за то, что она всегда указывает верное направление».

Интересна следующая сказка, в которой планеты Солнечно системы наделяются антропоморфными чертами.

«Живет во Вселенной дружная семейка - Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей - планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку - Венерой, а самую добрую - Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер, Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья - спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космос без дружбы!»

https://infourok.ru/fizika.html

Плакат, которым можно проиллюстрировать сказку

После прочтения этой необычной коротенькой сказки можно предложить ребятам изобразить планеты в неожиданном ракурсе - с человеческим лицом, при этом постараться каждую из них наделить своим характером.

На космическую тему также существует множество интересных стихотворений, по сюжету которых также можно выстраивать занятие по рисованию. Приведем некоторые примеры.

«В космосе так здорово!» О. Ахметова

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!

«Десять лунатиков» (песня-игра, слова Усачёв А.А.)

Десять лунатиков жили на Луне.
Десять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне
И ДЕВЯТЬ лунатиков осталось на Луне.
Девять лунатиков жили на Луне.
Девять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне.
И ВОСЕМЬ лунатиков осталось на Луне.
Восемь лунатиков жили на Луне.
Восемь лунатиков ворочались во сне…

Считай лунатиков до тех пор, пока:

И вдруг один лунатик упал с Луны во сне!
И больше лунатиков не стало на Луне!

А если ты не хочешь спать,
Начинай считать опять!

Н. Цветкова

Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвется с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?

В. Татаринов «Космонавт».

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду,

Самую лучистую выберу звезду.

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песню о земле родной.

Еще больше заинтересовать детей темой космоса помогут физкульминутки и динамические паузы на данную тему:

Физкультминутка «Космонавт»

Физкультминутка «Костюм космонавта»

Физкультминутка «Идем на космодром»

Пальчиковая гимнастика «Космос»

  • В космос мы с тобой летали,
  • Инопланетян встречали,
  • И для пальчиков зарядку
  • Вместе с ними выполняли.
  • Познакомились сначала,
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Подружились, обнялись,
  • А потом пошли смотреть,
  • В телескоп на звёздный путь!

Подвижная игра «Космонавты»:

  • Дети, взявшись за руки, ходят по кругу:
    Ждут нас быстрые ракеты
    Для прогулок по планетам
    На какую захотим,-
    На такую полетим!
    Но в игре один секрет:
    Опоздавшим - места нет!

Дети разбегаются и стараются занять места (в обручах). В одну ракету могут сесть только два космонавта.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Смирнова А.В. «Космический пейзаж»
(старшая группа)
Образовательные задачи : учить изображать Солнечную систему, получать разные оттенки красок путем смешивания.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру космоса.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации космоса, Солнечной системы.
Раздаточный материал: листы бумаги формата А4, акварельные краски, масляная пастель, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки
Ход занятия:
Воспитатель напоминает дошкольникам, что во время прогулки они рассматривали небо, и просит описать его. Оказывается, небо бывает разным: в солнечный день - ярко-голубым, в пасмурный - серым, на закате солнца - оранжевым. Ночью же небо кажется черным, на его фоне загораются тысячи звезд. Помимо нашей планеты, в космосе огромное число других планет, звезд, пыли, газов, астероидов.
Детям предлагается совершить увлекательное путешествие по Вселенной, представить, что они поднялись так высоко, что Земля кажется маленьким голубым шаром. Небо превратилось в космическое пространство, заполненное разными объектами. Ребята узнают, что наша галактика называется Млечный путь, а Солнечная система состоит из восьми планет.
Чтение стихотворения В.Шипуновой «На далёкой планете…»:
  • На далёкой, удивительной планете
    (Нам за десять лет не долететь)
    Солнце изумрудом ярко светит
    И живет оранжевый медведь.
    По шёлковой сиреневой траве
    Спокойно бродит розовый олень –
    Жемчужные рога на голове –
    Серебряным копытцем топчет тень.

Беседа на тему: что еще может быть на далекой удивительной планете.
Проводится музыкальная разминка «10 лунатиков» (на словл. А. Усачёва).
Вниманию детей представляется плакат с изображением Солнечной системы. Педагог кратно обозначает внешние отличительные признаки планет. Например, Меркурий имеет много кратеров, а Венеру и Землю называют «сестрами» за их одинаковый размер. Марс из космоса кажется красным, Земля - голубой, а Уран - зеленым. Сатурн окружен кольцами, состоящими из камня и льда.
Дошкольникам предлагается зарисовать свое путешествие с помощью акварельных красок и мелков масляной пастели. Космические объекты рисуются мелками, а воздушное пространство закрашивается акварелью.
Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ.

Аляева О.А. «Мы летим в космос»
(старшая группа)

Загадка про Незнайку:

  • В шляпе с круглыми полями
    И в штанишках до колен
    Занят разными делами,
    Лишь учиться ему лень.
    Кто он, быстро угадай-ка,
    Как зовут его? (Незнайка)

Незнайка присылает послание из космоса, в котором просит о помощи - он
Улетел на Луну и не может вернуться. Ребята должны превратиться в космонавтов, чтобы слетать в космос и помочь персонажу. Но для этого им
понадобиться ракета, которую нужно нарисовать.
Рассматривается схема Солнечной системы.
Детям предлагается дидактическая игра «Расколдуй марсианина»: нужно назвать, из каких геометрических фигур составлены портреты инопланетян, и посчитать их.
Педагог сообщает ребятам, что они будут рисовать ракету и космические объекты в технике граттаж. Дошкольники рассматривают три образца работы в данной технике.
Проводится физкультминутка - под медленную музыку ребята имитируют движения космонавтов в невесомости.
Самостоятельная продуктивная деятельность. Анализ работ.

Гарифуллина В.В. «Пришельцы из космоса»
(подготовительная группа)

Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в виртуальное космическое путешествие - представить себя на борту космического корабля. Беседа о планетах Солнечной системы.
Педагог просит ребят пофантазировать о том, как могут выглядеть инопланетяне, будут ли они похожими на нас. Дети высказывают предположения, что пришельцы могут быть огромными, зеленого цвета, иметь третий глаз и пр.

Появляется игрушечный пришелец Чуча. Он прилетел с далекой планеты, но там он живет совсем один. Чуча просит ребят нарисовать ему друзей - разных инопланетян - и придумать им имена (мотивация).
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Познакомились сначала,
    В космос мы с тобой летали,
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Инопланетян встречали,
    Подружились, обнялись,
    И для пальчиков зарядку
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Вместе с ними выполняли.
    А потом пошли смотреть,
    В телескоп на звёздный путь!

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ работ. Дети рассказывают о своем пришельце и планете, с которой он прилетел, называют его имя.
Рисунки ребята дарят Чуче и приглашают его прилететь к ним снова.

Деева Т.
(подготовительная группа)

Занятие начинается с загадок про ракету и космонавта:

    Чудо-птица - алый хвост
    Полетела в стаю звезд.
    Наш народ построил эту
    Межпланетную …
    (Ракету)
    Он не летчик, не пилот,
    Он ведет ни самолёт,
    А огромную ракету,
    Назовите, кто же это.
    (Космонавт)

Проводится подвижная игра «Космонавты».
Краткая беседа о Дне космонавтики. Чтение стихотворения В. Степанова: «Ю. Гагарин»:

  • В космической ракете
    С названием «Восток»
    Он первым на планете
    Подняться к звездам смог.
    Поет об этом песни
    Весенняя капель:
    Навеки будут вместе
    Гагарин и апрель.

Обсуждение профессии космонавта, необходимых для нее качеств. Педагог рассказывает об испытаниях, которым подвергаются космонавты на Земле. Дошкольники представляют, что они полетели в космос, рассматривают иллюстрации на космическую тему.
Проводится физкультминутка:

  • Раз, два - стоит ракета,
    (дети проверяют осанку)
    Три, четыре - самолет.
    (руки в сторону)
    Раз, два - хлопок в ладоши,
    (хлопки в ладоши над головой)
    А потом на каждый счет.
    (четыре хлопка перед собой)
    Раз, два, три, четыре
    (руки вверх, потянуться)
    Руки выше, плечи шире
    (руки в стороны, предплечья вверх)
    Раз, два, три, четыре
    И на месте походили.
    (ходьба на месте)
    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    (руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты»)
    На носочки поднялись,
    (встать на носочки)
    Быстро, быстро руки вниз
    (правую руку вниз, левую руку вниз)
    Раз, два, три, четыре –
    Вот летит ракета ввысь!
    (потянуть голову вверх, плечи вниз)
    В ясном небе солнце светит,
    Космонавт летит в ракете.
    (потягивания - руки вверх)
    А внизу леса, поля-
    Расстилается земля.
    (низкий наклон вперед, руки развести в стороны)

Дошкольникам предлагается нарисовать ракету с помощью трафарета, дорисовав пальчиками окошки. Планеты будут изображаться крышечками от
бутылок (печатание). Белые и желтые звезды рисуются ватными палочками.
Продуктивная деятельность детей. Пока рисунки сохнут, ребята выкладывают на ковре ракету из счетных палочек.
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Космонавт»:

  • Мне бы надо, очень надо
    Космонавтом смелым стать.
    Мне бы надо, очень надо
    К двум Медведицам слетать,
    У Медведиц погостить,
    Их коврижкой угостить.
    Уж такая там природа:
    Ни цветов, ни пчёл, ни мёда,
    А потом махнуть в ракете
    К самой северной планете…

Композиции дошкольников старшего звена с комментариями по выполнению работы

«Космический пейзаж, планеты Солнечной системы»

Воспитанники старшей и подготвоительной групп создают замечательные картины космоса. Всегда эффектны рисунки на темном фоне: планеты и звезды кажутся более яркими и контрастными. В этом плане отметим работы «Неизвестная планета», «Загадочный Сатурн», «Сатурн», «На просторах Вселенной».

Оригинальны композиции, в которых задействованы нетрадиционные способы рисования. Это работа «Неизведанный космос», выполненная в технике граттаж, рисунок «Наши соседи по космосу», где Марс и зеленые фрагменты Земли изображены с помощью соли. А композиция «Тишина и спокойствие в космосе» представляет собой целую комбинацию нестандартных техник - набрызг, рисование мыльными пузырями и губкой. Набрызг также применен в работе «Комета».

Дошкольники любят изображать строение Солнечной системы. Это коллективная работа «Наша Солнечная система», где каждый ребенок в подгруппе рисовал определенную планету. Интересна интерпретация этой темы в фантазийном рисунке «Солнечная система», где Солнце ребенок изобразил меньшего размера, чем Сатурн, а большинство планет окрасил в загадочный фиолетовый цвет.

Фотогалерея: работы дошкольников

Рисунок гуашью Рисунок гуашью с использованием соли Рисунок акварелью и карандашами (коллективная работа) Рисунок гуашью с применением техники набрызга Рисунок восковыми мелками Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок акварелью и фломастерами Рисунок в нетрадиционной технике: набрызг, рисование губкой и мыльными пузырями

«Ракеты и космические корабли»

Старшие дошкольники очень реалистично изображают ракеты и другие виды космической техники. Это яркие работы «Космическиц полет», «Ракета», выполненные гуашью. Аккуратный рисунок на красивом голубом фоне – «Ракета в пути». Композиции «Вперед к неизведанным мирам» и «Ракета стартовала от Земли» интересны своей техникой (граттаж и карандашный рисунок с преобладанием оттенков черного цвета).

Представляют интерес образы космических кораблей. На рисунке «Неизвестная планета» техника осваивает поверхность в то время как космонавт устанавливает флаг России. А в композиции «Белка и Стрелка» из космического корабля выглядывают знаменитые на весь мир собачки.

Образы ракет и космических кораблей неизменно соседствуют с космическим пейзажем, включающим в себя звезды и планеты. Часто на рисунках мыв видим нашу Землю («Белка и Стрелка», «Ракета», «Ракета пролетает планеты»). На исунке «Путешествие в космосе» мы видим Сатурн с улыбающимся человеческим лицом.

Фотогалерея: рисунки детей с изображением космоса

Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок карандашом Рисунок фломастерами Рисунок гуашью Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г.Орска»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Направление развития : познавательно-речевое

Доминирующая образовательная область : познание

Тема непосредственно образовательной деятельности : «Встреча с инопланетянином»

Возрастная группа : подготовительная, компенсирующего вида.

Подготовила и провела:

Воспитатель высшей

Квалификационной категории

Шарова Олеся Викторовна

г.Орск – 2013г.

Ф.И.О., должность педагога: Шарова О.В.

Направление развития: познавательно-речевое

Доминирующая образовательная область: познание

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Встреча с инопланетянином»

Возрастная группа: подготовительная, компенсирующего вида

Методы и приемы:

Методы формирования сознания (фронтальная беседа);

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, упражнения на развитие эмоциональной сферы);

Методы стимулирования поведения (поощрение);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки игровой деятельности);

Методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (подвижные игры, передвижение по группе)

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «музыка»

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: создание условий для элементарного математического развития старших дошкольников в игровой форме.

Задачи воспитания: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; навыки сотрудничества.

Задачи развития: развивать логические приемы (анализ, синтез, сравнение) мышления, конструктивной и поисковой деятельности; зрительное внимание и восприятие, координации речи с движением, общих речевых навыков, мелкой моторики рук; коммуникативные умения и навыки индивидуальной и групповой работы.

Задачи образования: закреплять умение детей ориентироваться на ограниченной плоскости; располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу и т.д.); закрепить знание чисел первого десятка; закрепить представление о последовательности дней недели; уточнить знания об известных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Планируемые результаты :

Личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; коммуникативный

Интеллектуальные: установление причинно-следственных связей при характеристике явлений и предметов, развитие мышления, начальные математические представления

Физические: двигательная активность, умения и навыки здоровьесбережения

Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: музыкальное сопровождение, мольберт, мяч, карточки для каждого ребенка, большие и маленькие строительные модули, карточка - «Пуск», цветные карандаши, картинки-роботы, фланелеграф демонстрационный и для каждого ребенка, геометрические фигуры ситцевые, буквы – Ш,К,О,Л,А, звездочки-наклейки.

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: беседа с детьми «Солнце и планеты Солнечной системы»; «Звезда, созвездия, большая медведица, Полярная звезда»; «Земля – наш общий дом»; рассматривание иллюстраций о космосе, космонавтах, ракетах; разучивание пальчиковых игр на тему: «Космос»

Дифференцированный подход: схемы с цветными со стрелками, для ориентировки на листе.

Время проведения: 30 минут

Конспект содержания непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть.

Организационный момент. Создание эмоционального фона восприятия картины.

Дети входят, здороваются, встают в круг.

Приветствие:

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже, здравствуй, говорю, я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт с письмом от инопланетян и зачитывает его.

«Дорогие, Земляне! Мы приглашаем вас слетать в космос, чтобы встретиться с нами и найти «Неизвестную планету». А как она называется, вы узнаете тогда, когда выполните все наша задания. За ответы вы будите получать буквы. Из букв составите слово и узнаете, как называется «неизвестная планета».

Ну что, ребята, полетим в космос? (да)

Кто такие инопланетяне? (человечки, живущие в космосе)

Oй, а на чем же мы с вами полетим в космос? (на ракете)

Конечно нам с вами нужна межпланетная ракета. Но, где же мы ее возьмем, подумайте? (мы ее сами построим из кубиков, модулей, деталей и т.п.)

(Коллективное строительство «ракеты» под музыкальное сопровождение.)

Итак, ракета готова, займите места и через несколько минут мы полетим.

Но прежде чем нажать кнопку «Пуск», нужно доложить на Земле, сколько дней мы с вами будем в полете? Сколько дней в неделе? (7)

Назовите каждый день по порядку (понедельник, вторник и т.д.)

Расскажите стихотворение с движениями про дни недели.

В понедельник – я стирала,

А во вторник – подметала

Всю среду – искала мяч,

А в четверг – пекла калач.

В пятницу – чашки помыла,

А в субботу – торт купила,

Всех подружек в воскресенье -

Позвала на день рожденье.

Словесная игра с мячом «Путаница»

  1. Четверг – это пятый день недели? (нет, четвертый)
  1. Понедельник – это второй день недели? (нет, первый)
  1. Какой среда по счету день? (третий)
  1. Какой сегодня день недели? (четверг)

Молодцы, ребята!

Мы с вами будем в полете целую неделю. Если сегодня четверг, то в какой день недели мы вернемся на Землю? (в четверг, через неделю)

Итак, отсчет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и обратно 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 – «Пуск!» летим на «Неизвестную планету» (дети двигаются по группе под музыку)

1 остановка: (садятся за столы)

Первое задание – загадка

Ни пера, ни крыла

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд. (Ракета)

Задание на ориентировку на листе. Но, чтобы выполнить задание правильно, нужно вспомнить, где правая и левая рука.

(координация речи с движением)

Левая и правая – строят города

Левая и правая – водят поезда

Левая и правая – могут шить и штопать

Левая и правая – могут громко хлопать

За окошком ходит ночь, руки так устали,

Левая и правая – спят под одеялом.

Нужно раскрасить ракеты, которые летят вверх – зеленым цветом, вниз - красным, направо – синим, налево – желтым цветом.

(индивидуальная самостоятельная работа детей)

За выполненное задание дети получают букву ш

Физкультминутка (выполнение движений по тексту)

Раз-два – стоит ракета

Три-четыре – самолет

Раз-два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет

Раз, два, три, четыре – и на месте походили.

2 остановка: (дети сидят полукругом перед мольбертом)

Задание на логическое мышление. Космические роботы между собой все перепутались. Нужно их разделить на две группы по различным признакам. 9дети, выполняя задание, комментируют свои действия)

10 9 8 7 6 5 4 3 – в звездный космос полети!

3 остановка: подвижных игр.

  1. «Ну-ка, цифры, встаньте в ряд,

Я ваш командир – вы мой отряд!» (дети встают в ряд с цифрами и по порядку рассказывают стихотворение про свою цифру)

Например: Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица и т.д.

  1. «Пройди по млечному пути» (на табличках написаны цифры о 1 до 9 и лежат они не по порядку. Дети должны наступать только на цифры по порядку, проговаривая их)
  2. «Найди свой дом» (на полу разложены обручи и в них лежат цифры. По команде 1-2-3 – в свой дом найди, дети должны встать в обруч, но количество детей должно быть равно цифре)

10 9 8 7 6 5 4 3 – в звездный космос полети!

4 остановка: пальчиковых игр (на ракете)

Мы с вами космонавты, а космонавты должны быть какими? (сильными, здоровыми, бесстрашными). Они много трудятся, тренируются, но и должны отдыхать. Я вам предлагаю отдохнуть и размять пальчики.

  1. (два шарика катать между ладонями и проговаривать слова)

Луна вокруг Земли летает,

А зачем уж точно знает.

  1. (дети поочередно соединяют пальцы парами)

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

  1. Любая пальчиковая игра по выбору детей.

10 9 8 7 6 5 4 3 – в звездный космос полети!

5 остановка :

Внимание на экран! Я вижу какое-то живое существо. Это же инопланетянин!

(воспитатель показывает на демонстрационном фланелеграфе изображение из геометрических фигур)

Посмотрите, внимательно, из каких геометрических фигур он составлен? (дети называют и считают фигуры, показывают их)

Дети, а как же нам другим ребятам показать инопланетянина? (можно срисовать его, сфотографировать и т.д.)

(самостоятельная работа детей в парах на маленьких фланелеграфах – выкладывание по образцу)

Ребята, когда мы с вами вернемся на Землю, то сможем показать всем «фотографию» инопланетянина.

Посмотрите у нас 5 букв. Попробуйте из них составит слово.(дети составляют слово - ШКОЛА)

Действительно, имя «Неизвестной» планеты – это школа. Именно на этой планете вы скоро все окажитесь. Там вы многое узнаете, повзрослеете и вернетесь на Землю образованными людьми.

Ну, а теперь нам возвращаться пора,

Улетаем детвора!!!

Рефлексия, самоанализ деятельности детей.

Чем мы сегодня с вами занимались?

Где побывали? Что там делали?

Что вы сегодня интересного узнали?

Что бы вы еще хотели узнать?

Какое задание было для вас сложным?

Какое показалось задание легким?

Что вам понравилось больше всего?

Вы сегодня все задания выполнили успешно, показали хорошие знания, вы просто молодцы! Я вас приглашаю пройти на «хвалебную полянку». Уверена, что в школе вы будите учиться на одни пятерки и четверки. А на память о себе, о нашем путешествии инопланетяне вам передали звездочки, они сняли их прямо с неба.

Ай да мы,- молодцы!

Ай да я, - ну просто ах!


Светлана Заноздрина
Конспект занятия психолога «Как инопланетяне хотели стать людьми»

Образовательная область «Социализация» Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве. ; создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии воспитанников. создать положительный эмоциональный настрой; продолжать знакомство с нравственными категориями : добро, зло, дружба; формировать умения действовать с ними; воспитывать гуманные чувства.

Образовательная область «Коммуникация» Актуализировать личностные качества; развивать навыки вербального и невербального общения; воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки; прививать навыки культурного поведения

Образовательная область «Познание» Развитие гибкости и быстроты мыслительных операций. ; развитие мотивации к познанию окружающему миру.

Методические приемы. Ритуал встречи; приветствие; музыкальное сопровождение; сюрпризный момент; проблемные вопросы; беседа; творческое самовыражение; презентация; рефлексия.

Оборудование. Сундучок с картинками-ситуациями, препятствия (кубы, стулья, крупные игрушки, снежинка, тучка, силуэт солнышка с лучиками, коробочка с волшебной палочкой, проектор, экран, смайлики. Карта звездного неба, силуэты инопланетян .

Ход НОД

Дети послушайте историю, которая произошла с инопланетянами . (психолог располагает фигурки инопланетян на карте звёздного неба) .

«На одной космической планете ФОБОС жили инопланетяне . Однажды направили они свои космические телескопы на планету ЗЕМЛЯ. И увидели, как живут земляне : интересно, весело и дружно. И решили, что они тоже хотят прилететь и поселиться на нашей планете. Но чтобы получить облик человеческий нужно много чему научиться и только тогда в награду им достанется человеческий облик.

Чему мы вместе с вами можем научить инопланетян ? (как себя вести в разных ситуациях, научить дружить с другими людьми , и т. д) .

Давайте их научим приветствиям.

Игра «Здравствуй друг!»

Цель : сплочение детского коллектива.

Дети образуют два круга один внешний, второй внутренний лицом друг к другу. В соответствии со словами показываются движения.

Здравствуй друг! - здороваются за руку

Как ты тут? – разводят руки в стороны

Как дела? – правой рукой хлопают по плечу соседа

Хорошо! – показывают указательным пальцем, что всё здорово.

Очень рад! – обнялись

Дети внешнего круга делают шаг вправо к новой паре и игра повторяется заново. Итак до тех пор пока не вернутся к начальной паре.

Каждый человек должен уметь помогать своим друзьям.

Игра «Помоги другу»

Цель : формировать чувство доверия к партнёру, проявлять ответственность.

Сейчас мы разделимся на пары. Один будет ведущим, а второй с закрытыми глазами будет ведомым.

Нужно будет ведущему, своего товарища с закрытыми глазами провести через все препятствия так, чтобы он не упал. Дети расходятся. После пройденных препятствий дети меняются местами.

В какой роли понравилось быть ведущим или ведомым?

Какие чувства испытывали, когда вели вас и вести товарища?

Психолог удивляется : Посмотрите, какой чудесный сундучок. Интересно, что же в этом сундучке? Давайте, посмотрим? (В сундучке картинки) . Инопланетяне хотят разобраться , какие здесь хорошие поступки, а какие плохие и мы им поможем.

Психолог : Перед нами две полянки : одна – со снежинками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку со снежинками, а плохие - на тучку. Договорились? (Да)

(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор) .

Психолог : Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу) .

Психолог : А для чего они нужны? (для общения друг с другом) .

(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков) .

Психолог : Ребята, как вы думаете, что это такое на небе?

Дети : Это солнышко.

Психолог : Чего не хватает нашему солнышку?

Дети : Лучиков.

Психолог : А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети :

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят :

"С добрым утром"- говорят (появляется первый лучик)

Мишка тихо просит пчёлку :

"Убери свою иголку,

Дай, пожалуйста, мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду! " (появляется второй лучик)

"Простите, пожалуйста, -

Просит котёнок, -

Я сегодня измазался,

Как поросёнок. (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко "здравствуйте" сказал,

Всем здоровья пожелал (появляется четвёртый лучик)

Ел я кашу, пил компот,

Стал огромным мой живот.

Говорю я поварам :

"За обед спасибо вам! " (появляется пятый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать.

Не забыл зайчишка умный

"Доброй ночи" всем сказать (появляется шестой лучик)

Воспитатель :

Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

Психолог . Я предлагаю вам выполнить следующее задание, которое предлагает вот эта волшебная коробочка.

Игра

Цель : развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; развитие произвольности, умения подчиняться правилам.

П.: Ребята, слова бывают разные. С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть, обидеть и утешить. Необходимо всегда думать, прежде, чем что-то говорить.

Какие слова могут огорчить нас?

Д.:плохие слова, не красивые, не культурные.

П.:Какие слова могут утешить?

Д.:добрые, ласковые.

Психолог .:Нередко бывает так, что все одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. А на этой коробочке написано : «Прежде чем открыть крышку, проведите игру «Сожми кулак, большой палец вверх» .

Сейчас я задам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать : «Раз, два, три – говори, вы все вместе должны будете прошептать мне ответ».

П.: Какое время года между осенью и весной? Раз, два, три – говори!

П.:Можете ли вы мне назвать второй зимний месяц? Раз, два, три – говори!

Д.:январь.

П.: Как называется замерзшая вода? Раз, два, три – говори!

П : Молодцы ребята, с игрой вы справились, пора открыть волшебную коробочку.

Игра «Волшебная палочка»

Цель : развитие коммуникативных навыков, развитие произвольности, умения подчиняться правилам, идти на уступки.

Психолог .: Какая необыкновенно красивая волшебная палочка находится в коробочке. Ребята, а где можно встретить волшебную палочку?

Д.:в сказках, у волшебника.

П.:А вы любите сказки?

Д.:очень, да, конечно.

П.: А как часто вам их читают?

Д.: каждый день.

Психолог .: Волшебная палочка предлагает поиграть в сказочную игротеку.

Психолог .:Я буду зачитывать строки из сказок, а волшебная палочка будет мне помогать. Право говорить получит тот ребенок, на которого я укажу волшебной палочкой. Если ответ прозвучит правильно - на экране появится герой сказки.

П.:Назвать имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

1. Не плачь, дед, не плачь, баба,

Я снесу вам другое яичко,

Не золотое – простое. (Курочка ряба)

2. Не тужи, Иван- Царевич,

Ложись лучше спать,

Утро вечера мудренее. (Царевна лягушка)

3. Не печалься, ступай себе с Богом!

Будет твоя старуха царицей. (Золотая рыбка)

4. Это всё пустяки,

Дело то житейское. (Карлсон)

Слайд 11-12

5. Это горе - не беда! Влезь ко мне в правое ушко, а из левого вылезь. А остальное – не твоя печаль. (Коровка из сказки «Крошечка - Хаврошечка» )

Слайд 13-14

6. О, матушка, эту лампу надо беречь и никому не показывать. Она принесет нам счастье и богатство. (Алладин)

Слайд 15-16

7. Не волнуйся, мы тебя снимем с дерева с Артемоном, перенесем в дом и вызовем доктора. (Мальвина)

Слайд 17-18

8. Не я твоих козлят съел, полно горевать, пойдем лучше в лес. (Волк)

Педагог-психолог : Молодцы ребята!

Инопланетяне знают , что ывы скоро пойдете в школу, только вот они не знают, для чего ходят в школу. Они сидят и размышляют. Ребята, давайте им поможем. Если то, что они говорят, правильно, вы хлопните в ладоши. Если неправильно - топните ногами.

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы писать.

В школу ходят, чтобы учиться.

В школу ходят, чтобы драться.

В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.

В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами .

В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

Психолог : «Молодцы, ребята! Поднимите руку, кто считает, что он был очень внимательным в этой игре».

А сейчас давайте возьмемся за руки и образуем «Круг друзей» .

Шире наш чудесный круг

Я твой друг и ты мой друг

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись

Руки к солнцу протяните,

Лучики его возьмите

И к груди своей прижмите

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

Психолог : Я приготовила вам сюрприз - смайлики. Если вам было что-то непонятно или трудно, выберете грустинку. Ну, а если вам сегодня понравилось, и было интересно - выберете улыбку.

(Если ребенок выбрал грустное лицо, то)

Психолог : А почему ты выбрал грустинку?

Психолог : Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…

Психолог : Смайлики с улыбочкой заберите домой, и расскажите родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду.

Психолог : Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики подарят вам радость и хорошее настроение.