Соборная клятва дому романовых. Какие клятвы давали на руси. Клятвы в земельных спорах

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, - Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, и за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы свои положити, и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы. И иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити; то нам боярам, и окольничим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление - быти так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковый, аще священных чину, и от Бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину ни буди; по священным Правилам св. Апостол, и Вселенских Седми Соборов св. Отец и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего Православного Христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть да восприимет; и нашего смирения и всего Освященного Собора не буди на нем благословения отныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предыдущие лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней.

А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор; бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и диаки и жильцы; дворяне большие и дворяне из городов; дияки из Приказов; головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки торговые и посадские; и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всех городов Российского царства выборные люди.

Своеручные подписи . А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го.

Белокуров С. А. Утвержденная грамота... Москва, 1906.

Вопрос священнику:

На ваши вопросы отвечает священник Церкви иконы Божией Матери Казанской в пос. Вырица иерей Константин Лебедев.

Оружие вошло в жизнь Аркадия Шипунова с детства, повзрослев, он стал создавать лучшие его образцы

Ушел из жизни один из последних великих генеральных конструкторов советской эпохи - Аркадий Георгиевич Шипунов. Редкий случай, но весть об этом или рассказы о его делах публиковались почти во всех печатных изданиях и электронных средствах массовой информации, освещались по телевидению.

В немалой степени это было связано с тем, что в момент прощания с конструктором в Туле в плановой поездке находился заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин. К Аркадию Георгиевичу он и при его жизни относился с большим уважением, так что, конечно, не мог не отдать дань уважения после кончины.

Сейчас в нашей стране едва ли не национальной трагедией объявляется смерть очередного, практически никому не известного лицедея. Великих актеров периода действительного расцвета и советской и русской культур почти не осталось, вспоминают о них редко - даже в печальные минуты. Но если беда с героем «мыльных сериалов» или кумиром музыкальной попсы – туши свет и заламывай руки в рыданиях. Дорогие газетные полосы не один день целиком посвящаются детальному описанию того, как жил, страдал от многочисленных пороков, и как несвоевременно попал в аварию, умер или тяжело заболел тот, кого сделали мнимой звездой медийного пространства.

А. Шипунов был не просто звездой первой величины, а настоящей галактикой, в которой концентрировались и передовая конструкторская мысль, и прорывные технологии.

Однако он никогда не был героем того самого «медиапространства». В советское время - по причинам секретности, в антисоветское – потому, что в общественное сознание внедрялись образы совершенно иных кумиров.

Я познакомился с Аркадием Георгиевичем на излете советской истории в период такой гласности, когда, казалось, запретных тем вообще не осталось. И был первым журналистом, кто открыто рассказал о нем и тульском Конструкторском бюро приборостроения (КБП), которым он руководил, на страницах очень популярного тогда журнала «Советский воин». Потом мы встречались неоднократно. Но тот первый разговор оказался, наверное, самым интересным – просто потому, что у Аркадия Георгиевича впервые в жизни появилась возможность открыто рассказать не только о своих технических достижениях.

Родился Аркадий Шипунов в городе Ливны Орловской области 7 ноября 1927 года. Когда началась война, был уже подростком, и прекрасно запомнил ужас безнаказанного господства в воздухе вражеской авиации. Вместе со своими близкими он пешком уходил от стремительно наступавших гитлеровских войск и неминуемой оккупации в сторону Тульской области.

Беженцев хладнокровно и, как ему казалось, даже с удовольствием расстреливали с бреющего полета немецкие летчики. Тогда-то он и дал себе слово: когда вырастет, обязательно придумает такую зенитную пушку, которая собьет любой самолет врага.

О том, что СССР может проиграть войну и мечты не сбудутся, даже не думал, как и о том, что может погибнуть под бомбами или умереть с голода в эвакуации.

Оружие вошло в его жизнь с детства. Аркадий Георгиевич рассказал, как военрук в школе попросил мальчишек сделать деревянные ружья и принести их с собой для отработки каких-то строевых приемов. Так на следующий день в школу все пришли с настоящими винтовками и автоматами, даже пулемет ручной притащили. Этим добром тогда были завалены все окрестности, особенно копаться не требовалось.

Когда выпускнику средней школы попалось на глаза объявление в местной газете, где говорилось, что Тульский механический институт производит набор студентов на специальность «автоматическое стрелковое оружие» кафедры «Стрелковые и артиллерийские системы и установки», он понял, что перед ним открывается путь к выполнению данного самому себе слова. Было это в 1944 году.

Вот что говорил мне двадцать три года назад Аркадий Георгиевич:

«Столетие назад в России, как и в США, целостной военной промышленности в прямом смысле этого слова, пожалуй, не существовало. В начале ХХ века она имелась, да и то относительно, лишь в Великобритании, Германии и Франции. В нашей стране находилось несколько всем известных орудийных и оружейных заводов, производили порох и взрывчатые вещества не очень высокого качества, была судостроительная промышленность, способная строить боевые корабли, хотя значительная часть их закупалась за границей.

Первая мировая война подстегнула военное производство во всех странах, тогда же в Соединенных Штатах была заложена основа будущего военно-промышленного комплекса этого государства, ставшего со временем крупнейшим в мире. А что случилось в России? Революция и гражданская война… Многие заводы и фабрики были разрушены. Но самое страшное – это потеря высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров. Многие погибли в пучине кровавых потрясений, многие эмигрировали. Катастрофически упала культура производства, потерялась преемственность профессиональных традиций».

«Честно скажу, - сделал акцент собеседник. – Я до сих пор не могу понять, как вообще удалось не только восстановить всю промышленность, но и добиться ее динамичного развития. Как удалось фактически заново воссоздать науку?!

У меня в голове это не укладывается: 1929 год – по сути, нет ничего, а в 1939-м есть вполне современная научно-промышленная база, почти повсеместно возрожден профессионализм. Профессия инженера стала, как сейчас сказали бы, культовой.

Кто-то утверждает, что тогда все работали из-за страха оказаться в ГУЛАГе, даже быть расстрелянными. Но страх побуждает к рабскому труду, который никогда не бывает производительным, тем более – творческим. А те года как раз и отличались невиданной производительностью и настоящим всплеском свободного творчества. К сожалению, вместо того, чтобы разобраться в истоках и движущих силах народной трагедии, в том, каким образом все-таки удалось осуществить индустриализацию, как буквально за несколько лет развили сложнейшие отрасли производства, все свалили в кучу, замазали черной краской и обозвали «сталинщиной».

Второй рывок наша оборонка совершила уже после войны, и об этом, кстати, мы почти не задумываемся. Аркадий Георгиевич, пришедший в промышленность в 1950-м году, так вспоминал то время:

«В годы Великой Отечественной наша страна совершила технологическое чудо. На голом месте буквально за недели возводились машиностроительные предприятия, которые сразу начинали серийный выпуск различного вооружения и техники для фронта. В кратчайший срок создавались новые образцы. Фактически все вооружение нашей армии за четыре года войны стало качественно иным. Благо технологическая база, освоенная в предвоенную десятилетку, позволяла это делать. Но была и обратная сторона победной медали. Новые заводы строились впопыхах, коммуникации подводились на скорую руку, станочное оборудование в 1945 году износилось практически полностью. К тому же накопилась огромная физическая и моральная усталость. Страна-победительница оказалась истощена неимоверно.

А тут «холодная война», новая гонка вооружений, ядерный шантаж. Надо принимать вызов. Но как, и какими силами?

Мне кажется только самосознание советских людей, прежде всего, русского народа, позволило нам не только выжить в очень тяжелые послевоенные годы, но и быстро выйти на совершенно новые рубежи.

Мы, молодые конструкторы и инженеры, пришедшие в оборонную промышленность вскоре после войны, не только как губка впитывали опыт наших старших товарищей, ковавших, как принято говорить, оружие Победы, но и сами себя настраивали на что-то запредельное. Работали практически без выходных и гораздо больше положенных восьми часов в день, старались не на самом передовом технологическом оборудовании и не из самых лучших материалов создавать изделия, превосходящие то, что выпускалось за океаном в несравнимо более благодатных условиях. И я уверен: гонку в стрелковом вооружении мы не проиграли. А еще, спустя десять лет после окончания страшной войны, мы уже имели термоядерную бомбу, реактивную авиацию и готовились к рывку в космос. Каким образом этого удалось достичь? Не знаю, хотя сам принимал непосредственное участие в новой индустриализации СССР. Могу лишь сказать: не за счет страха и рабского труда».

Судьба свела его с другим техническим гением – Василием Петровичем Грязевым. И вдвоем они создали непревзойденную по сей день серию малокалиберных пушек ГШ. Они применялись в авиации, в системах войсковой ПВО, стояли на всех кораблях ВМФ, а затем на бронемашинах и вертолетах. За океаном первыми спроектировали, стали массово производить шестиствольные пушки и пулеметы по так называемой системе Гатлинга. Их отличает очень высокая скорострельность и плотность огня. Такое оружие обязательно стреляет в любом американском боевике – смотрится эффектно. Однако его врожденным недостатком стал электрический привод вращения стволов, что неизбежно вело к значительному увеличению массы многоствольной системы и необходимости иметь надежный привод с непрерывной подачей электроэнергии.

А вот Шипунов с Грязевым спроектировали очень изящную и малогабаритную шестиствольную установку калибров 23 и 30-мм, которая по совокупности характеристик полностью превзошла американский аналог.

Главная отличительная особенность – вращение стволов осуществляется очень оригинальным газовым мотором, работающим на отводимых после выстрелов газах. В США такую гениальную простоту почему-то реализовать так и не смогли.

В 1965 году на вооружение принимается двуствольная авиационная пушка калибра 23-мм – ГШ-23. На вид очень простая система. Однако руководство стрелковым отделением фирмы «Дженерал электрик» дало задание своим конструкторам полностью скопировать эту пушку, подогнав под свой калибр. Так появилось «американское» авиационно-артиллерийское изделие «Джи-И - 225». Возможно, просчитав все варианты, в США решили, что до конца ХХ века ничего лучшего в этом калибре создать не получится, и решили просто украсть чужую разработку. А мы все считаем, что только китайцы технологическим пиратством занимаются...

Помимо скорострельных артсистем под руководством Шипунова был разработан ряд противотанковых реактивных комплексов, опять же превзошедших все западные аналоги. Можно назвать всего три образца: «Метис», «Конкурс» и «Корнет». У каждого свои замечательные особенности. И все они способны поражать даже «непоражаемые» бронированные цели.

Когда в 2006 году случился очередной военный конфликт между Израилем и палестинцами, самый большой шок испытали почему-то в Вашингтоне. Всего один оператор-палестинец с хорошо замаскированной позиции подбил одиннадцать танков «Меркава». Стрелял он тульскими «Корнетами». Государственный департамент США почти сразу после того случая ввел какие-то санкции против тульского КБП, где и разрабатывались ПТРК «Корнет». Впрочем, с тех санкций тулякам - как с гуся вода.

Однако случайно или нет, но именно в 2006 году Шипунова отстранили от руководства КБП, в котором он проработал с 1962 года. На его место назначили молодого и эффективного менеджера, присланного из Москвы.

Это был страшный и совершенно несправедливый удар. Возможно, именно тогда Аркадий Георгиевич и заболел. Семь последних лет Шипунов находился в информационной тени. Даже его 85-летие, 7 ноября 2012 года, официально никак не отмечалось.

Справедливости ради надо сказать, что израильские танки во время упомянутого конфликта в Ливане жгли не только управляемыми ракетами, созданными в Туле, но и обычными РПГ последних поколений, спроектированными в Москве, на предприятии «Базальт». Удивительно, но в том же 2006 году директора этого предприятия Владимира Коренькова тоже пытались уволить. Но это – отдельная история.

В 1990 году ситуация в отечественном оборонно-промышленном комплексе была непростой. В КБП я приехал вскоре после нашумевшего II съезда народных депутатов СССР. На нем совершенно неистово клеймились КПСС и советская оборонная промышленность. Отличался в обличении «советского милитаризма» бывший директор института США и Канады Георгий Арбатов. Обвинив отечественную оборонку в разорении всего народного хозяйства, академик-американист сказал дословно следующее: «Военной промышленности предстоит по-настоящему серьезное испытание, потому что она жила в тепличных условиях – самая затратная из всех затратных отраслей экономики. И вот когда этот тепличный цветок вынесут на морозы и ветры рынка, посмотрим, как она (военная промышленность – С.П.) себя поведет»,

Я попросил Аркадия Георгиевича прокомментировать это высказывание. И вот что он мне тогда сказал:

«Меня удивляет, что, превознося лишь рыночный аспект западной экономики, наши радикалы умалчивают о том, что во всех транснациональных корпорациях, в первую очередь связанных с военными заказами, существует четко продуманная система планирования и строжайшая дисциплина поставок. Ну что ж, рынок, так рынок. Так ли уж «оборонка» его боится? Неужели академику Арбатову неизвестно, что из всех видов промышленной продукции, выпускаемой в СССР, наиболее конкурентоспособны на мировом рынке лишь военные изделия?

Американцы скопировали нашу пушку ГШ-23, долго охотились за секретами наших шестиствольных автоматов, так и не смогли создать что-то сопоставимое в области управляемого противотанкового оружия.

А можно ли представить, чтобы специалисты «Форда» ночи не спали, мечтая овладеть особенностями конструкции и секретом производства автомобилей «Волга» или «Москвич»? Сегодня (напоминаю, разговор состоялся в 1990-м году. – С.П.) каждый кооператор имеет возможность торговать с заграницей. А вот оборонным отраслям права свободного выхода на мировой рынок так и не дали. И как можно в таком случае рассуждать, что «ветры рынка» нас непременно погубят?».

Нет в живых ни академика-американиста, ни академика-оборонщика. Кто из них был прав в давнем заочном споре? Время показало.

Когда при М. Горбачеве тульское КБП силой заставили взять курс на конверсию и директивно приказали наладить выпуск швейных машинок, А. Шипунов вынужденно согласился. Умники из становившегося все более «оранжевым» ЦК КПСС выбрали швейную машинку, наверное, потому, что в их представлении она стрекотала, как пулемет. Раз умеют делать скорострельное оружие, сделают «скорострельную» машинку. Сделали. Причем, опытный образец работал почти бесшумно, а качество швов и всякие там швейные навороты вполне соответствовали лучшим мировым образцам. И все-таки не механизация шитья, и вообще не мирная продукция были главным интересом Аркадия Георгиевича. Его стихия – оружие. Он об этом говорил прямо, подчеркивая, что его пушки, пулеметы и ракеты создаются для обороны, а не нападения. Он выполнил клятву, которую дал себе в детстве, сумел создать такие зенитные системы вооружения, которые небо над нашими - и не только нашими - головами прикрыли очень надежно.

В годы безвременья начала 1990-х он сумел каким-то образом добиться права свободного выхода на мировой рынок и права на заключение экспортных сделок. Этим и спас не только свое КБП, но и все предприятия, работавшие с ним в кооперации.

«Холодные ветры рынка» для туляков оказались очень даже теплыми. А. Шипунов не только значительно увеличил экспорт противотанковых управляемых ракетных комплексов, прежде всего – «Корнета», но и сумел заключить, казалось бы, немыслимую сделку с Объединенными Арабскими Эмиратами на создание для армии этой страны зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь».

ОАЭ, несмотря на все противодействие США, оплатило своими нефтедолларами разработку, испытания и запуск в серию самого мощного на сегодняшний день зенитного комплекса ближнего боя. «Панцирь» не оставляет шанса ни одной воздушной цели в радиусе десяти километров от своей позиции. Обнаруживать и уничтожать самолеты, вертолеты и крылатые ракеты противника он может и на большем расстоянии, но 10 километров – это поистине мертвая зона для любого воздушного стервятника.

В 1990-е Шипунову откровенно завидовали. Отечественная оборонка рушилась, а КБП шло в гору. Контрактом с эмиратами Аркадий Георгиевич спас не только свое родное предприятие, он сумел создать новый тип зенитной ракетно-пушечной системы для ПВО России, прежде всего - противовоздушной обороны Сухопутных войск. Не будем вдаваться в конструктивные особенности «Панциря», но сегодня эта система поставляется не только на экспорт, она охраняет пусковые позиции ЗРК С-400, сопровождает колонны стратегических «Тополей» и украшает своим грозным изяществом военные парады на Красной площади. И это – свидетельство высочайшего качества последнего проекта Генерального конструктора Шипунова.

Двадцать три года назад Аркадий Георгиевич сказал поистине пророческие слова:

«Нельзя жить одним днем, без учета военно-политической ситуации, складывающейся на Западе и Востоке!

Должен разочаровать наших пацифистов, но реальные темпы научно-технологического развития, степень интеграции военной промышленности США, Западной Европы и Японии таковы, что в ближайшие годы за рубежом может быть совершен фантастический скачок, и начато производство вооружения принципиального нового типа.

И может возникнуть ситуация, которую я бы образно нарисовал так: представьте начало Куликовской битвы, с одной стороны дружины русского князя Дмитрия, а с другой многонациональная… нет, не орда, а современная мотострелковая дивизия. И что бы значил весь патриотический порыв русских воинов, вышедших биться за правое дело защиты своей земли?

Прежде чем давать советы по военному строительству и резать оборонный бюджет, надо хотя бы знать, что в мире давно не ведется примитивная гонка вооружений в смысле их количественного накопления. Давно уже идет неприметная, но очень жесткая гонка научных исследований, гонка передовой мысли и интеллекта. За рубежом на это средств не жалеют. А у нас?

А у нас норовят походя пустить по морозному ветру рынка лучшие интеллектуальные и профессиональные кадры ОПК. Если так пойдет и дальше, то в новом тысячелетии мы окажемся, как выразился один юморист, «Верхней Вольтой, но уже без ракет» (В те годы среди определенных кругов было популярно сравнивать СССР по уровню развития и общей культуре с африканской страной Верхняя Вольта, у которой есть ракетно-ядерное оружие ). Причем под ракетами я понимаю не пусковые установки с соответствующими изделиями, а научно-технический потенциал государства, нашу уникальную конструкторскую школу».

Сказано это было почти четверть века назад, и пусть читатель сам решит, насколько прозорлив оказался великий Генеральный конструктор Аркадий Георгиевич Шипунов, насколько актуальны его слова сейчас, в новом тысячелетии.

Ушли почти все титаны советской эпохи, создавшие великую державу. Кто идет им на смену? Какие яркие имена можно вспомнить сейчас, в период, который уже назван новой индустриализацией России?

Кто вытянет почти непосильную ношу, как это произошло в тридцатые и пятидесятые годы ХХ века? Нам эти герои неизвестны. Хотелось бы сказать: пока не известны. Но - увы… Недавно я спросил одного успешного топ-менеджера отечественного авиапрома, причем действительно успешного, без кавычек, кто главный конструктор очень перспективного самолета, проектирование которого объявлено чуть ли не национальным приоритетом? Топ-менеджер пожал плечами и сказал: я не знаю, да сегодня это и не важно, так как проектирование ведется на компьютерах по универсальным программам.

Так что, похоже, не будет никаких конструкторских гениев, создающих лучшее в мире русское оружие. Имя им всем уже определено одно – «цифра», безликая, универсальная и складываемая в так называемый «софт», где-то там, за океаном.

По материалам СМИ

Словам люди всегда придавали сакральный смысл. Традиция клясться возникла в очень древние времена. Человек как бы заключал договор с высшими силами, понимая, что, если его слова окажутся неправдой, если он не сдержит данное обещание, то небо его покарает. Интересно, а какие клятвы приносили на Руси?

Какие клятвы давали славяне?

В языческие времена славяне, давая ложные обеты, призывали на свою голову гнев богов. Собственно, само слово «клятва» имеет тот же корень, что и «заклятие», «проклятие». В этом несомненно просматривается магическая обрядность.

Клятвы являлись официальной частью харатий (хартий) – договорных грамот, если судить, например, по текстам русско-византийских договоров Х века, переводы которых были включены в «Повесть временных лет». Так, в тексте договора 911 года читаем, что мир между государствами скрепляется «клятвою (твердою)», которую никто не должен «преступити». А в договоре русского князя Святослава с греками за 971 год можно найти такие слова: «Да имеем клятву от бога... и да будем золоты яко золото (т.е. превратимся в презренный металл - Авт.), и своим оружием иссечены будем».

В знак крепости клятвы на Руси целовали лезвие меча или прикладывали его ко лбу, так как оружию приписывали сакральное значение. Вот отрывки из летописей: «...По русскому закону клялись оружием своим и Перуном и Велесом»; «…А некрещеная Русь полагает щиты свои и мечи свои наги (обнаженные – Авт.), обручи свои и прочее оружие да клянутся во всем»; «...Заутра призвал Игорь слуг, и пришел на холм, где стоял Перун, сложил оружие свое и щиты и золото, и дал клятву Игорь и люди его...» О тех, кто нарушал клятву, говорилось: «Да будут они кляты от бога и от Перуна и погибнут от собственных мечей своих».

Как клялись воины?

Для русских воинов клятва являлась обязательной. Перед битвой они клялись сражаться за Святую Русь, быть ей верными сынами. Так родился ритуал принятия военной присяги. Известно, что присягу приносили воины князя Александра Невского накануне битвы на Чудском озере. Новгородские ратники приносили клятву в соборе Святой Софии, произнося такие слова: «Постоим за отца и за брата, за свой род; умрем за святую Софию».

Клятвы в земельных спорах

Особую клятву давали при разрешении земельных споров. Один из спорщиков клал себе на голову кусок земли с дерном со спорного поля, и шел в том направлении, где должна была, по его мнению, проходить граница с соседним участком. При этом он приговаривал: «Пусть земля покроет меня навеки, если я лгу!» Этот обряд был связан со славянским культом Матери-Земли.

С приходом христианства в подобных ситуациях стали клясться на иконе Богородицы. Даже в официальных землемерных документах появился следующий оборот: «Отводить землю по Пречистой».

Как клялись в народе?

У русского народа были распространены такие клятвы: «Лопни мои глаза, коли скажу неправду!», «Чтоб мне провалиться сквозь землю, если вру!», «Не сойти мне с этого места!», «Убей меня бог!», «Разрази меня гром!» и т.п. В клятвах часто упоминался Бог, поэтому у слова «клясться» появился синоним – божиться. В доказательство правдивости клятвы часто целовали крест, Библию, иконы.

В наше время порой можно услышать, как люди невоцерковленные клянутся своей жизнью и здоровьем, а то и жизнью и здоровьем своих близких, не задумываясь над тем, что это отнюдь не праздные слова, брошенные на ветер. Не стоит забывать о том, как относились к таким вещам наши предки.

На Великом Всероссийском Соборе 1613 года в Утвержденной Грамоте русский народ дал Великую Клятву за себя и за потомков своих до скончания века – принял над собой на вечные времена Богоустановленную власть в лице царей православных, Помазанников Божиих из Рода Романовых.

Великий Договор состоялся и вступил в силу на вечные времена:

Господь Бог указал и дал Род Романовых, из которого до скончания века предизбрал Помазанников Своих на Русское Царство;

Род Романовых, как род Самодержцев Российских в лице Михаила Федоровича Романова, дал согласие до скончания века на служение Богу и на управление народом;

Русский народ дал Великую Клятву за себя и за потомков служить верою и правдою, « всеми душами своими и головами » (Утв. Грамота) Государям Самодержцам из Рода Романовых.

Тогда, почти 400 лет назад, было определено простое и надежное мерило русского. Русский – сознательно приемлющий Клятву Великого Собора 1613 года к исполнению со всеми ее обязательствами. Приемлющий по роду, как наследник воли и благословения предков, или по вере – как чадо и исполнитель постановления нашей русской православной Церкви.

Каждый волен выбирать: войти ли ему в Соборную личность Русского народа, либо пребывать в ином этническом измерении. Но коль ты сознательно возложил на себя Великую Клятву, помни, что Русское православное Самодержавие – плод Великого народного церковно-государственного Собора. И никто на Земле не в силах его отменить или запретить.

Поэтому в тяжелую февральскую смуту 1917 года никто не отменял, не запрещал Богоустановленное православное Русское Самодержавие и подданства Ему. Ни революция, ни вынужденное «отречение» Государя. Подданные Богоустановленной власти, помраченные анти-Христовой интервенцией в умы, превратившись вдруг в обезумевших холопов, возбужденных идеей самочинного устройства счастья на Земле без Бога, отступили тогда от Клятвы Великого Собора, а через это отринули подданство Богоустановленной власти.

Богоустановленная власть являет себя через управление народом, когда в наличии те, кто чает ее (подданные) и отходит, отъемлется от народа, когда не различает своего объекта – чаятелей Богоустановленной власти. Нет чаятелей Богоустановленной власти, Ея подданных – нет и Богоустановленной власти.

Но если ты всем своим существом всецело принимаешь Великую Клятву, то твое волевое решение о вхождении в Соборную личность Русского народа возводит тебя в чин подданного Русского православного Самодержавия, вне зависимости от того, явлен ли Помазанник Божий, либо отъят до времени восстановления достаточного числа подданных.

Сегодня, когда нет помазанника Божия Царя православного, некому даровать и защитить права подданного, но в тоже время никто не освобождал подданного от его обязанностей, ибо не пристало нам уподобляться холопам, бегущих от дел в отсутствие господина.

Сегодня верноподданнические обязанности наши таковы:

Чаять Богоустановленную власть в лице Помазанника Божия Царя православного;

Деятельно, всеми доступными способами являть свое чаяние Богоустановленной власти;

Приготовляться к Богоустаносленной власти.

Для двух - трех чаятелей Воля Божья в одном виде является, а для множества чаятелей, за которыми чаяние Народа видится, Господь власть свою устанавливает в лице Помазанника Своего – Царя православного Самодержавного.

Достаточно ли сегодня нас – приемников Клятвы Великого Собора, подданных и чаятелей Богоустановленной власти для обретения ея над собой в лице Помазанника Божия? Ответить на поставленный вопрос можно только практически.

Достойно явить свое чаяние Богоустановленной власти и через это либо обрести православного Царя, Помазанника Божия, либо, в силу нашей малочисленности, оставаться чаятелями Богоустановленной власти, лишенными возможности служить Господу Богу через служение установленной Им власти – Помазаннику из рода Романовых. При этом необходимо ответить себе: для чего нам нужен Царь православный? Что делать сегодня и чего не следует делать, дабы не позволить силам анти-Христа, силам антирусским увести нас «благими» призывами в тупик, или усадить нам на плечи Лжепомазанника «царя»?

Исходным земным условием возвращения Богоустановленной власти в лице Русского Царя православного, Помазанника Божия есть наличие чающих Богоустановленную власть, подданных Русского православного Самодержавия. Возвращение Русского Царя православного начинается с согласия Достойного на Царство из рода Романовых принять сан Помазанника Божия в ответ на предъявление ему документов, подтверждающих наличие достаточного числа подданных. Решение задачи в этом случае сводится к следующим действиям:

1. Определить количественный и качественный состав подданных (чающих Богоустановленную власть).

2. Изучить и определить Достойного на Царство.

3. Организовать и провести мероприятия, связанные с Помазанием на Царство.

Возвращение Богоустановленной власти есть восстановление Русского православного Самодержавия в той области человеческой жизни, где оно может властвовать, ни с какой земной силой не разделяя свою власть, державу и никакой земной силе не подчиняя свою державу. Сегодня таковыми областями не являются ни экономическая, ни политическая, ни социальная области, составляющие основу фактического Самодержавия.

Православное Самодержавие начинается с того, что подданные сознательно признают власть Самодержца. И не потому, что уступают власть, как это принято в демократиях, а потому, что осознают противоестественность и греховность пытаться делать это вместо Бога. Потому, что всякий указ, распоряжение, волевое действие Самодержца в силу Его Богоустановленности, имеют для подданного Божественное происхождение, а значит духовно-нравственную православную целесообразность, в независимости от различимости этой целесообразности для исполнителя.

Православное Самодержавие поэтому начинается с Верховной власти над православной духовно-нравственной областью подданных и расширяется по мере подчинения подданным наличных внешних условий: экономических, политических и социальных.

В сегодняшних условиях, когда нет Православного Русского государства, когда насильно прервана правопреемственность Русской Православной Самодержавной власти и насильно удерживается эта прерванность, когда чающие Богоустановленную власть разобщены и не владеют экономическими и политическими условиями, начинать необходимо и возможно с духовно-нравственного Православного Самодержавия.

Иными словами, уже сегодня возможно на территории бывшей Российской Империи Православное Самодержавие в духовно-нравственной области без экономической, политической, юридической и фактической властей, но с правом обрести эти власти естественным путем.

Что делать сегодня чающим Богоустановленную власть? :

Организовать регистрацию чающих Богоустановленную власть в Державной книге учета участников Собора чающих подданства с целью предъявления его Достойному на царство;

Открыть работу постоянного непрерывно длящегося «Собора Чающих Богоустановленную Власть» на местах (в областях);

Проводить разъяснительную работу о «Соборе Чающих Богоустановленную Власть», о ее преимуществах в сравнении с иными формами властвования;

Организовать материальное, финансовое, информационное обезпечение, правовую, социальную и физическую защиту для участников «Собора Чающих Богоустановленную Власть» для мероприятий и организационных структур «Собора Чающих Богоустановленную Власть»;

Соборно составить список ныне здравствующих лиц из Дома Романовых, имеющих Достоинство на Самодержавное царствование;

Подать Державную книгу учета подданных, чающих Богоустановленную власть Достойным на Самодержавное царствование из Дома Романовых;

Организовать содействие Русской Православной Церкви в проведении всех мероприятий и чинов, связанных с таинством миропомазания в цари Достойного на Царство.

Обретение Православного Самодержца отменяет «Собор Чающих Богоустановленную Власть», преобразует подданных, чающих Богоустановленной власть, в подданных, исполнителей воли Богоустановленной власти, а восстановленное Самодержавие – в духовно-нравственного правоприемника Всероссийского Самодержавия.

От духовно-нравственного Самодержавия к фактическому Самодержавию – следующая после этого цель.

Чего не следует делать чающим Богоустановленную власть:

Не следует утверждать, что уже поздно деятельно готовиться к обретению Богоустановленной власти. Поздно будет тогда, когда Господь признает нас окончательно нарушившими Великий Договор 1613 года;

Не следует пытаться самим «устанавливать царя». Лишь Богоустановленная власть, являя Волю Божию, вправе подготовить народ на действия по обезпечению самое себя – Богоустановленной власти. До установления Власти Божией нам позволительно деятельно являть всеми доступными способами чаяние Ея;

Не следует в ожидании чуда Господня ограничивать свое чаяние Богоустановленной власти состоянием предвкушения, бездействуя при этом. Являя свое чаяние Богоустановленной власти деятельно, мы проверяем истинность своего чаяния и выявляем его совокупную народную мощь;

Не следует строить некое «православное» государство путем «просачивания» благочестивых христиан во власть, для того, чтобы затем установить «православную монархию». Борьба за власть греховна по своей сути, поэтому государство, выросшее из такой борьбы будет в своей сути аморальным, безнравственным, бездуховным, безблагодатным. Государство не построить для Помазанника Божия, но Помазанник Божий построит государство для себя. Христиане вновь получат от Бога власть на своей земле, в России;

Не следует забывать, что источником для Помазанников Своих Государей православных Самодержавных, Господь избрал род Романовых;

Не следует забывать, что Достойный из рода Романовых на православное Самодержавное правление займет место свое по закону о престолонаследии. Чающие же Богоустановленную власть Соборно устанавливают и утверждают правильность результатов исследования о Достойном на царство.

Этот мир – хозяйство Господне. С 1613 года ты призван в подданные Его Помазаннику, а через это на службу Господу Богу. Осознай умом и переживи сердцем свое подданство Русскому православному Самодержавию, и делай все, что положено подданному сегодня.

Для чего нам нужен Царь Православный Помазанник Божий

«Подданный Русского православного Самодержавия» есть универсальный чин в иерархии призванных Господом Богом на служение. Чин свободный для каждого желающего. Достаточно умом и сердцем изъявить готовность служить Господу Богу через служение Помазаннику Его.

Всякой душе естественно чаяние воли Божией. Но далеко не всякая душа по своей скверности, страстности и греховности удостаивается Его указаний и попечения. В служении же Помазаннику Божию получает подданный и волю Божию, и указания Божии, и попечение Его.

Подданный Русского православного Самодержавия не ищет себе дел Богоугодных и душеспасительных, ибо вся его жизнь, если она жизнь верноподданного, Богоугодна, а потому душеспасительна.

Всякий раз, когда подданный соизмеряет свою жизнедеятельность с верноподданным служением Помазаннику Божьему Царю православному – жизнедеятельность его православна. Жизнь в сознательном подданстве Помазаннику Божию Царю православному есть Православная Жизнедеятнельность.

Православную Жизнедеятельность можно определить как устроение своей земной жизни, земного бытия с целью обретения Царства Небесного. Подданство в этом смысле есть простой и естественный путь стяжания Царства Небесного. Этот путь мы определяем как Царский путь.

Единое для всех и личное для каждого подданство Русскому православному Самодержавию, организует и объединяет чающих Богоустановленную власть в социальную православную силу, Державу Православную. Являясь русской по духу, эта православная сила представляет не весь православный христианский мир, не всю Россию – питательную почву этой силы, но ее сердцевину, ядро – Русь Святую.

Поэтому «Собор Чающих Богоустановленную Власть» есть Держава Православная Русь Святая (ДПРС). ДПРС вырастает из духовно-нравственного единства чающих Богоустановленную власть и Помазанника Божия в государственное единство православной Верховной власти и подданных. В этом единстве интересы Верховной власти тождественны интересам подданных и государства. Процветание подданных и государства обезпечивает процветание носителя Верховной власти. Величие одних есть величие другого. Гибель одних есть гибель другого, его семьи и рода. Мы хотим жить в государстве где такие порядки.

Нам, православным христианам, определено Творцом пребывать в этом мире и поэтому нам не безразлично каковы порядки в нем, поскольку порядки и внешние обстоятельства нашей жизни могут содействовать, либо препятствовать делу спасения. Мы не хотим зависеть от сил, способных легко, безнравственно и жестоко разрушать здания древних государств, возводить по своим чертежам новые и разрушать их для своих правительств. Этим силам чужда отеческая и разумная власть православного Царя, защищенная от коррупции и своекорыстия, от слепой и жестокой власти народной толпы, от безконечных распрей искателей власти ради удовлетворения собственного тщеславия и безумной алчности.

Всегда во все времена существовал добровольный выбор между добром и злом, между Богом и противником Его. Но сейчас наступает время особое, последнее. Человечество, как социальный организм разделится на два враждебных лагеря. На Державу Православную Русь Святую и на цивилизацию демоночеловечества, где целью существования каждого является безудержное удовлетворение страстных желаний и обслуживание извращений, где души губятся целенаправленно, методично и окончательно.

Поэтому поспеши в Царский Путь. Сегодня тебе еще по силам вырваться в подданство Русского православного Самодержавия и выстоять, пребывая под благодатной защитой призвавшего тебя. Поспеши. Завтра, спохватившись, ты останешься на месте, не в силах удержаться от приема наркотика этого мира в обмен на исполнение требований анти-Христа.

Время и свобода выбора дарованы тебе Господом Богом сегодня. Воспользуйся этим Даром!

клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой… "

(М. Ю. Лермонтов, «Бородино»)

Глава комиссии по национальной безопасности Общественной палаты при Президенте РФ Александр Каньшин выступил с инициативой о внесении изменений в текст Военной присяги. Он предлагает торжественное и обязующее слово «клянусь» заменить на другое - «обещаю» (Известия, 24 декабря 2012 г., статья авторов Дениса Тельманова и Владмира Порошина), которое несет, на наш взгляд, необязательный и размытый смысл.

А.Каньшин объясняет необходимость внесения изменений в текст Военной присяги тем, что «служба в армии и защита Отечества не должны противоречить внутренним убеждениям личности солдата». Им также поясняется, что предложение Общественной палаты сделано «с учетом религиозных взглядов и национальных особенностей».

При этом в средствах массовой информации, обсуждающих этот посыл, говорится о том, что Русская Православная Церковь в лице Главы Синодального отдела по взаимодействию с ВС и другими правоохранительными учреждениями протоирея Димитрия Смирнова поддерживает эту инициативу.

Так Интерфакс утверждают, что Д.Смирнов заявил: «…идея замены клятвы обещанием позитивна, поскольку в Евангелии сказано: «Не клянись вовсе». (Интерфакс/ Религия; http://interfax-religion.ru/?act=radio&div=1871 , статья Елены Фоминой от 25 декабря 2012 г.).

Не понятно, по каким причинам Д.Смирнов вырвал слова из контекста Святого Евангелия, имеющего, на наш взгляд, совершенно иной смысл.

Слово «Клянусь» неразделимо с торжественным принятием Присяги, оно подчеркивает исключительность и важность момента, усиливает патриотический настрой военнослужащего. Вполне очевидно, что в жизни это слово используется гораздо реже, чем расхожее - «обещаю». Обещание с нас требуют в семье, детском саде, школе: обещай больше не шалить, обещай хорошо учиться, обещай не обижать младших, и т.д. А немного постарше можно услышать: «Обещай жениться», «Обещаю к утру вернуться».

Хорошее слово «Обещай», но оно для других случаев. Обещания, к сожалению, часто не исполняются, причем людьми независимо от общественного положения, возраста и пола. Чего только стоят предвыборные обещания многих политиков, которые забывают о них, как только пробьются к власти. За обещание нельзя привлечь к ответственности, можно только пожурить или обидеться.

А.Каньшин ссылается на некую национальную особенность, не поясняя ее характера. Какие такие в нашем обществе национальные особенности, что слово «клянусь» «...противоречит внутренним убеждениям личности солдата»?

Клятва верности Отчизне имеет древние корни, применяется в большинстве стран, тексты Присяги которых начинаются именно со слов «Я ….. клянусь».

Например:

Военная Присяга в Украине: «Я, (фамилия, имя и отчество), поступаю на военную службу и торжественно клянусь народу Украины всегда быть верным и…».

Военная присяга в Германии: «Я клянусь служить Федеративной Республике Германия и добросовестно отстаивать права и свободу немецкого народа…».

Военная присяга рядового в Австралии: «Я (фамилия, имя) клянусь , что буду в качестве (звание и род войск) хорошо и верно служить в соответствии с законом…»

Военная присяга в США (общая): «Я (имя, фамилия) торжественно клянусь сохранять верность Соединенным Штатам Америки, верно служить им против любых врагов…»

Военная присяга в Турции: «Настоящим клянусь своей честью, что в мире и войне, на земле, на море и в небе, всегда и везде я буду служить своей нации и своей республике..».

Список текстов военной присяги со словами «Клянусь» достаточно велик. В некоторых единичных странах в тексте присяги применяется слово «обещаю. Так в Финляндии текст присяги начинается со слов: «Я (фамилия, имя) обещаю перед Богом всемогущим и всеведущим быть достойным гражданином, преданным финляндскому государству. Я буду честно служить моей стране…»

Даже в тесте Присяги гражданина США при принятии гражданства слова «клянусь» нет, но применяется не менее торжественное и значимое словосочетание «клятвенно заверяю ».

Может быть пресловутая « национальная особенность…», которая мешает клясться в верности Отечеству, хранится в истории России?

Тоже нет. Так, например.

Присяга в Русской императорской армии:

«Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь пред Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору [Имя и отчество]… …». Необходимо напомнить, что Император в царской России был Помазанником Божьим.

Даже религиозные лица приносили присягу со словами «клянусь». Например, Присяга для членов Святейшего Синода царской России:

«Азъ, нижеименованный, обещаюся и клянуся предъ Всемогущимъ Богомъ, предъ святымъ Его Евангеліемъ, что долженъ есмь, и по долженству хощу, и всячески тщатися буду, въ советахъ и судахъ, и всехъ делахъ сего Духовнаго Правительствующаго Собранія, искать всегда самыя сущія истины и самыя сущія правды, и действовать вся по написаннымъ въ Духовномъ Регламенте уставомъ…».

И только члены Государственной Думы не «клялись», а «обещали»: «Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору…» И к чему это привело? К предательству России!

В современной истории Президент Российской Федерации при вступлении в должность приносит своему народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».(Конституция РФ, Статья 82)

Президент может быть отрешен от должности в случае нарушения им Конституции и законов России, а также данной им присяги.

Протоирей Димитрий Смирнов при оценке предложения Общественной палаты ссылается на Евангелие. Да, действительно в Евангелие от Матфея, гл.5, сказано:

«…33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого….»

Смысл этих слов совершенно другой, нежели нам пытается «разъяснить» Д. Смирнов. До христианской веры язычники клялись всеми богами, (Клянусь Юпитером, Клянусь Марсом), клялись Небом, клялись Землей и т.д. Клялись чем угодно, но только не от своего имени, а ссылкой на некое могущество, с которого спросить за клятву не представлялось возможным. Суть слов Евангелия, по нашему мнению, в том, что клятва не может произноситься всуе и по любому поводу, а клятва дается человеком в самые важные моменты его жизни и он становится ответственным за ее выполнение!

Военнослужащий, принимая военную присягу, в ее нынешнем содержании со словами «клянусь», в этом мы уверены, выполняет требования Евангелия! А свидетелем тому - Бог!

Клятва для русского воина во все времена была духовно-нравственным рубежом, мерилом своей доли ответственности перед Родиной.

Тот, кто нарушил клятву, является клятвопреступником. В военное время за это его ждет суровое наказание. Военнослужащий, нарушивший обещание, преступником по определению не является, а вот клятвой люди не бросаются. Есть в этом слове глубинный смысл соответствующий защитнику Отечества.

Военнослужащие Вооруженных Сил и других силовых ведомств, сотрудники правоохранительных органов, принимая присягу, дают клятву верности своему слову перед Всевышним!

Вполне очевидно, что предложения по замене слова "клятва" на слово "обещание", изменят сам смысл служения Отечеству, приведут к подрыву боевой готовности наших Вооруженных Сил и к снижению ответственности военнослужащих во время военной службы и защите своего Отечества.

Президент Объединения Высших офицеров России, генерал-лейтенант Е.Д. Макоклюев, Первый Вице-Президент Объединения Высших офицеров России, член Бюро Президиума ВРНС, генерал-лейтенант, профессор В.Я. Шатохин