Гид по основным символам сновидений (по К. Юнгу). Аналитическая психология К.Г.Юнга о сновидениях Сонник по юнгу толкование снов

Сновидения. Они нас приводят в замешательство, вгоняют в краску и часто пугают. Тысячи лет люди пытались понять их значение, но и по сей день никто не знает со всей определенностью, в чем их смысл и какова их функция. Ученые знают, зачем нужен сон, но понятия не имеют, зачем нужны сновидения.

Физиологическое объяснение состоит в том, что сновидение - это глюк, побочный эффект специфической мозговой активности. Во время сна с мозгом что-то происходит и это сопровождается потоком визуальных образов, проплывающих перед внутренним взором сновидца. Почему так происходит и, какова функция этих видений, нейрофизиологи не знают. И уж тем более они не знают, почему в сновидениях появляются те, а не иные образы и сюжеты.

Но как бы то ни было, во все врема люди видели в сновидениях особый мистический смысл и в меру сил старались их понять. Попытки толкования сновидений описаны в Библии, в древней Греции был составлен уже целый сонник, а в некоторых культурах толкование сновидений было (и остается?) самостоятельной специальностью.

Вполне возможно, что стремление раскрыть тайный смысл сновидения заложено в самой природе человека. Практически каждый человек может вспомнить сновидение, оставившее в душе глубокий след. Сновидение, от которого нельзя было так просто отмахнуться, - как будто оно действительно имело какой-то особый судьбоносное значение и настойчиво требовало к себе внимания…

Вместе с бурным развитием психологии в 19–20 веках интерес к толкованию сновидений разгорелся с новой силой, и с подачи Фрейда содержание сновидений наконец-то вошло в сферу научных интересов. На рубеже веков, в 1900 году, Фрейд опубликовал большую книгу - «Толкование сновидений» , и именно она сделала его известным и прорубила дорогу для зарождающегося еще психоанализа. Вот с него и начнем…

Фрейд

Чтобы понять логику Фрейда в толковании сновидений, нужно помнить, что его теория возникла не на ровном месте. Тема сексуальности легла в основу психоанализа не в силу личного помешательства Фрейда, а потому, что таковы были времена.

Пуританские нравы викторианской эпохи создали благодатную почву для произрастания всевозможных психических расстройств на почве сексуальности. И огромная заслуга Фрейда состоит в том, что он вытащил на поверхность этот конфликт между требованиями морали и зовом звериной сущности в человеке и заставил людей начать «говорить об этом».

Фрейд первым заглянул в бессознательное и неудивительно, что в первую очередь он там обнаружил то, что лежало с самого верху, самую напряженную проблему - подавленную ханжеской моралью сексуальность.

После десятилетий (столетий?) старательного вытеснения, тема сексуальности оказалась практически полностью погруженной в бессознательное. А поскольку сексуальность - это естественная и в буквальном смысле жизненно важная сфера человеческого бытия, то и энергетическая насыщенность психических конфликтов, возникших на почве этого вытеснения, была очень велика и повсеместна. Можно сказать, что во времена Фрейда каждый фаллический символ действительно был фаллическим символом.

Так вот и получилось, что исследования Фрейда привели его к выводу, что все психические проблемы сводятся к сексуальному подтексту. Сновидения, разумеется, Фрейд рассматривал в том же русле, но при этом он сформулировал две гипотезы, которые интересны нам русле нашей темы.

Во-первых, Фрейд выдвинул предположение, что сновидения - это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.

А во-вторых, Фрейд предложил рассматривать образы сновидения не в буквальном их смысле, а в форме метафор, аналогий, знаков и символов. То есть, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чем-то таком, на что эти образы символически указывают. А задача толкования, как раз и сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределенными образами сновидения (фрейдовское толкование сновидения про лодку очевидно, поэтому не будем заострять внимания).

И вот здесь Фрейд сам себе сделал подножку, применив для поиска истинных значений этих образов разработанный им же метод свободных ассоциаций. В двух словах, суть метода сводится к тому, чтобы пациент продуцировал цепочку ассоциаций на какой-то первоначальный образ, и продолжал до тех пор, пока это не приведет его к какой-то болезненной теме.

Принципиальный недостаток этого метода состоит в том, что каков бы ни был первоначальный образ, цепочка свободных ассоциаций, всегда ведет к наиболее напряженному внутреннему конфликту - он как магнитом ее притягивает. Поэтому у Фрейда так и получалось, что любой образ сновидения рано или поздно приводил к наиболее заряженной проблеме - к подавленной сексуальности, а большая часть обнаруженных таким образом желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта.

Фрейд этого свойства свободных ассоциаций не учел, и в результате сделал множество далеко идущих выводов, основываясь на том, что за какую ниточку не потяни, везде вылезают сексуальные проблемы. Так и вышло, что весь классический психоанализ оказался пропитан этим заблуждением.

Тем не менее, Фрейд проделал огромную работу, и его первые попытки разобраться в истинном значении сновидений создали мощный плацдарм для дальнейших исследований. Все-таки, даже неправильное понимание - это гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо понимания вообще или, того хуже, нежелания что-либо понимать вовсе.

Юнг

Если мы говорим о том, что Фрейд был помешан на сексуальности, то Юнг, в свою очередь, был одержим исследованием символов. Одной из центральных идей его теории было предположение о том, что бессознательное «мыслит» универсальными символами и наиболее явно выражает себя в мифологических сюжетах.

Отталкиваясь от классической теории психоанализа, Юнг шагнул гораздо дальше и глубже в понимании устройства человеческой психики. За очевидными и поверхностными душевными конфликтами, он увидел проблемы иного порядка - те, что волновали человечество на протяжении всей истории и независимо от культуры.

Юнг считал, и находил тому массу подтверждений, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность - он называл из архетипами, психическими инстинктами. Точно так же, как животные инстинкты требуют и помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.

И в сновидениях Юнг, в первую очередь, искал как раз манифестацию этих универсальных психических инстинктов. За свою жизнь Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. К сожалению, по какой-то причине он не стал оформлять результаты своих исследований в виде отдельной монографии, поэтому чтобы составить представление о его методе, нужно переворошить множество других его работ, где часто встречаются практические примеры анализа сновидений с обширными пояснениями, что и почему.

Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Если Фрейд тут же уводил пациента в свободные ассоциации, оставляя оригинальный сюжет и образы сновидения без особого внимания, то Юнг, наоборот, все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении.

Самая сложная часть в юнгианском толковании сновидений состоит в том, что от исследователя требуются глубокие и широкие познания в мифологии и «символической философии». Юнг считал, что без этого невозможно будет отличить сюжеты сновидения, порожденные повседневным жизненным контекстом сновидца, от тех, что возникли из глубин коллективного бессознательного, и как таковые имеют гораздо более важное значение.

По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение всех основных мифологических сюжетов известных человечеству, потому что мифы - это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных психологических процессов, происходящих в каждом человеке. Именно поэтому, во всем мире и в самых различных культурах эти сюжеты повторяются снова и снова.

Однако снятся нам не только мифы и универсальные символы. Огромное значение имеет и личный жизненный опыт сновидца - так называемый контекст сновидения. Юнговский подход к толкованию также подразумевает использование ассоциаций, но в отличие от фрейдовского метода, где каждая новая ассоциация «придумывается» к предыдущей, здесь ассоциации все время возвращаются к первоначальному образу и формируют что-то вроде «облака понимания». Это дает возможность понять и более глубоко прочувствовать каждый образ и поворот сюжета, и тем самым приблизиться к пониманию всего послания.

По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике. Известный сюжет, да? Цель этого сновидения в том, чтобы сдвинуть самооценку в более адекватное положение, показав, что король-то голый.

То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых - восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы «успокоить» сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жесткими в том, чтобы достичь своей цели, - кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание.

Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно «правильным». Это был метод Юнга и он хорошо работал в ЕГО руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать.

Юнг всю свою жизнь - с ранней молодости - изучал мифы и символы, и неудивительно, что это отразилось на его психологической теории. Он видел в человеке то, что хотел видеть, и сейчас уже очень сложно отделить юнговскую одержимость символами от истинной природы человеческой психики. Может быть Юнг был прав, а может быть его теория - лишь отражение свойств его собственной уникальной и, безусловно, богатой личности.

Есть такое известное наблюдение - юнгианцам снятся юнгианские сны , переполненные мифологическими параллелями, сказочными персонажами, драконами и демонами. Но вполне возможно, что это как раз тот случай, когда бессознательное говорит со сновидцем на понятном ему языке.

Сатов

Нравится последовательность имен: Фрейд, Юнг, Сатов - не удержался. :-)

Вообще-то, я хотел еще написать пару слов про Перлза и работу со сновидениями в гештальт-терапии, но как-то устал уже от этой статьи, да и рассказывать там особо нечего. Гештальтисты не особенно жалуют психологическую теорию - им важнее практика психотерапии. Поэтому и со сновидениями они работают постольку, поскольку это может дополнить общий терапевтический процесс.

Толкованием в буквальном смысле они вообще не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это похоже на фрейдовские свободные ассоциации, так что конкретный сюжет конкретного сновидения в гештальт-терапии не так уж и важен - все равно пациент в своем рассказе быстро уходит к своим актуальным и наиболее напряженным проблемам.

Чтобы пояснить, что они делают со сновидениями, можно вспомнить пример, который приводит Энрайт. Там пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочередно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени - «Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то…» - ну и так далее.

Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции - незавершенные гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени « вокзала» - и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его - такого большого и значительного - никто на самом деле не замечает, все просто проходят его «насквозь» и отправляется по своим делам.

В общем, в гештальте сновидение - это сырой расходный материал, не требующий к себе особо трепетного отношения. Однако сама эта методика с проговариванием, определенно, заслуживает внимания.

Пишите в комментарии свои сновидения, и в следующей статье я постараюсь показать обобщенную технологию толкования на конкретных примерах.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧

| Ответить Спрятать ответы ∧

| Ответить Спрятать ответы ∧

Твое видение станет ясным,
только если ты сможешь
заглянуть в свое сердце.
Кто смотрит наружу —
видит лишь сны.
К.Г.Юнг

Основатель аналитической психологии — швейцарский психиатр Карл Густав Юнг — в своих работах успел оставить ряд ценных результатов по исследованию сновидений.

Центром концепции Юнга является учение об архетипах — моделях, которые управляют бессознательными процессами человека. Они представляют собой глубинные слои бессознательного, которые включают в себя не только опыт одного конкретного человека, но информацию поколений, эпох, являются общечеловеческими образами. Именно архетипы, согласно утверждению Юнга, являются двигателями творческих импульсов человека и составляют основу снов.

Поскольку архетипы являются очень сложно осознаваемыми структурами, то принять их в буквальном смысле сознание неспособно. Зато они имеют возможность воплотиться через образы сновидений. В ритуальных и обрядовых культурах архетипы проявляли себя в трансовых состояниях личности. Современный городской житель, удаленный от ритуала, может ощущать их во снах.

Функции и виды сновидений

Сны, согласно концепции Юнга, не бессмысленный набор картинок и звуков. Они выполняют важные функции:

  • снимают эмоциональное напряжение, позволяя человеку во сне пережить чувства, которые он в реальной жизни по тем или иным причинам в себе блокирует;
  • развивают психические функции, расширяют спектр возможностей сознания и осознания.

Но источником сновидений не стоит считать лишь жизненный опыт человека. Поскольку личность является членом коллектива, нации, расы, она может получать сигналы коллективного порядка, которые конкретно сновидцу могут показаться чуждыми. В таких случаях, как считал Юнг, в человеке пробуждается коллективная память. Толковать эти образы можно, только зная то значение, которое они имеют в среде, их породившей.

Персонажи снов в рамках юнгианской концепции

Во сне человек получает информацию с помощью символов — знаковых образов с определенным «зарядом». У каждого символа есть много слоев из значений, поэтому понять его можно на разных уровнях. При этом во сне неизбежно проявляются главные персонажи коллективного бессознательного, которые являются архетипами.

Эго

Эго представляет собой образ «я» во сне. Эго-персонаж во сне ведет себя, как правило, по схожим со сновидцем моделям.

Персона

Персона, или маска — это образ человека, каким он себя представляет в социуме. Через сон этот архетип проявляет себя в одежде, косметике, имиджевых атрибутах.

Тень

Архетип Тени связан с вытесненными чертами личности, которые она не хочет принимать в себе или не может отыскать в себе, и поэтому очень бурно реагирует на их проявление в окружающих. Во сне Тень проявляется через предметы черного цвета, животных с темной шерстью, персонажей в черной одежде. По сути это все вытесненное, теневой инстинкт человека.

Анима и Анимус

Эти архетипы воплощают женские и мужские переживания личности в себе, выражают внутреннее восприятие мужчиной женского начала и женщиной мужского начала. Во сне их проявление может отражать отношение с противоположным полом в реальности.

Самость

Самость — наиболее насыщенный, многослойный и сложный архетип. Он выражает глубину духовной традиции, к которой принадлежит человек. Во сне архетип проявляется через атрибутику и символику именно этой духовной традиции: мандалы, святых, духов, космических кораблей. Общим для таких образов являются круглые или четверичные очертания.

Методика толкования снов по Юнгу

В отличие от своего учителя Фрейда Юнг не считал, что сон — это простой шифр, выражающий неосуществленные и запретные желания. Это была слишком упрощенная, по его мнению, позиция. Для Юнга сон являлся манифестацией бессознательного, его чистым языком.

Если Фрейд предлагал толковать сновидения и искать ассоциации к каждому образу-символу, то у Юнга был другой подход: конкретный образ из сновидения необходимо дополнить всеми возможными аналогиями и из личной жизни сновидца, и из жизни его культурной и духовной среды. То есть к индивидуальному прочтению сна Юнг предлагал добавить компонент коллективной интерпретации.

В этом процессе особенно полезной оказывается мифология, которая сама разговаривает на языке символов. Самыми важными снами Юнг считал те, где проявляет себя архетип Самости. Их он называл «большими» снами. В них человек получает духовное руководство, которое исходит из самого центра бытия. Такие сны нередко связываются с чувствами максимального ужаса или восторга.

Юнг предлагал два подхода к анализу снов:

  • объективный (каждый образ, персонаж сна соотносится с реалиями жизни сновидца);
  • субъективный (каждый образ является частью самого сновидца, элементом его души).

Субъективный подход на первых этапах анализа сложно принять, так как не каждый человек готов принять свои негативные импульсы. По Юнгу, при субъективном подходе убийца во сне является выражением деструктивных импульсов самого человека. Гештальт-терапевты позднее расширили этот подход, и каждый предмет во сне предлагали рассматривать в качестве отражения аспектов личности сновидца.

Самый главный сон: обретение самости

Интерес к снам у Юнга появился не случайно. Его самому на протяжении долгих лет снился эпизод со схожим сюжетом, который каждый раз проигрывался по одинаковому сценарию. Герой сна нес в руке горящую свечу и шел навстречу сильному урагану. За героем следовал темный силуэт, от которого в ужасе приходилось уходить все быстрее. Главным во сне оказывалось желание сохранить огонь свечи, пройти через все опасности.

Этот сон Юнг рассматривал как символическое отражение процесса индивидуации — процесса обретения человеком самого себя, своего центра личности. Только сохранив этот символический огонь свечи, человек сможет установить баланс между сознательным и бессознательным, уравновесить две стороны своей личности, прийти к гармонии.

Человеческий мозг является уникальным органом, который до конца не изучен. Он неустанно работает с момента нашего рождения, и «выключается» только после смерти. Во время сна активируются скрытые области мозга, благодаря которым мы получаем информацию в виде образов, вот только расшифровать без необходимых знаний будет сложно. Я всегда верила, что сновидения – это не просто сюжетный ряд, который мозг проецирует на основе пережитых событий, а подсознание передаёт важные сигналы. Сонник Юнга полностью подтвердил мою теорию и научил правильно расшифровывать получаемую информацию.

История создания толкователя

Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в 1875 год, в семье пастора реформаторской церкви. Повзрослев, он не захотел пойти по стопам отца, а решил наследовать деда и прадеда, которые были врачами. Юнг поступил в университет в Базеле и успешно окончил медицинский факультет. Затем, в 1900 году, он отправился в Цюрих, устроился в психиатрическую клинику, где проработал 6 лет на должности ассистента уважаемого психиатра Э. Блейера.

За время своей практики Густав разработал метод свободных ассоциаций, на основе которого была создана аналитическая психология. Данное направление в глубинной психологии поспособствовало её развитию, как науке. Кроме того, открытие Юнга повлияло и на ряд других научных отраслей, например, культурологию, этнологию, педагогику.

Переломным моментом в жизни Густава стало знакомство с Фрейдом, с которым он сотрудничал на протяжении 5-ти лет. Молодой психиатр в своих работах часто опирался на знания и опыт своего более компетентного коллегу, но со временем его мнение начало меняться. После многочисленных исследований Юнг обнаружил недочёты и несоответствия в утверждениях Зигмунда, поэтому начал работать совершенно в ином направлении, чтобы доказать собственные теории и предположения.

За годы своей жизни Густав написал множество книг, обзоров и диссертаций, но одним из наиболее популярных его изданий стал толкователь сновидений. В его основу легла теория о существовании в человеческой психике индивидуально и коллективное бессознательное. Причём в первое является отражением личных качеств и особенностей каждого индивида, а во втором – опыта и знаний прежних поколений. Иными словами, сны содержат важные символы, называемые архетипами, которые кроют в себе важную информацию, передаваемую подсознанием к сознанию человека.

Для обычных людей значение архетипов непонятны, т.к. они обычно связаны с мифологией и древней историей. Именно поэтому во время сна можно увидеть совершенно несуразные вещи, которые на самом деле полны смысла. Правильна расшифровка символов и сюжетов может подсказать человеку выход из текущей жизненной ситуации, а также расскажет о ближайшем будущем.

Описание сонника

По мнению Юнга сны являются важной составляющей нашей жизни, ведь они помогают восстанавливать эмоциональный баланс и развивать психические функции. Но, кроме того, они могут помочь найти ответы на важные вопросы, и даже предупредить о каком-либо событии, которое произойдёт в ближайшем будущем. Главное, научиться правильно распознавать увиденные во снах символы, которые, по мнению Густава, имеют исключительно индивидуальное значение для каждого человека.

Юнг изучал сновидения и архетипы более 50-ти лет, и пришёл к выводу, что увиденные картинки обычно являются мифическими образами, относящимися к определённому древнему народу. Естественно, если человек далёк от истории и мифологии, то ему не под силу понять информацию, которую пытается передать подсознание.

Швейцарский психолог разделяет сны на 2 типа:

  1. Объективные. Сюжет относится непосредственно к человеку и отражает реальных персонажей. К примеру, отец – это отец, сестра – это сестра.
  2. Субъективные. Олицетворяет один из аспектов самого сновидца, его черты характера, либо неведомые ранее стороны личности.

Если толкование первого типа сновидений предельно понятен, то со вторым могут возникнуть сложности. Причём Юнг утверждает, что не каждый человек готов принять то, что увидит, ведь некоторые сюжеты могут оказаться пугающими. Например, приснившийся сумасшедший убийца, нападающий на людей, указывает на садистские наклонности и убийственные импульсы сновидца. Кроме того, гештальт-терапевты считают, что о подобных скрытых аспектах личности свидетельствуют не только личности, а и неодушевлённые предметы.

Густав приводил следующие примеры архетипов субъективных снов, которые отражают определённую сторону личности:

  1. Персона – образ, который сновидец показывает окружающим, но он не является его настоящим «я».
  2. Тень – слабая часть натуры, провоцирующая негативные стороны характера, такие как злость или завистливость.
  3. Ребёнок или ангел – истинное «я» человека, уязвимое и спонтанное. Не редко указывает на высокий скрытый потенциал личности.
  4. Мудрец – это может быть священник, странник или отец. Такой архетип символизирует мудрость и силу духа.
  5. Великая мать – является во снах в виде матери, ведьмы, королевы или принцессы, и указывает на плодородие, развитие и рост, как личностный, так и карьерный.

Зная, что означает тот или иной архетип, человек научится распознавать скрытые установки своего подсознания, а также активирует ранее отключённые аспекты своей личности. Таким образом, он достигнет целостного понимания собственного «я» и обретёт полный контроль над своим подсознанием и жизнью в целом.

Несмотря на то, что Густав в своём соннике присвоил универсальное значение некоторым символам, он считал, что при толковании снов необходимо учитывать весь увиденный сюжет и личную ситуацию сновидца. В таком случае человек сможет найти ответы на тревожащие его вопросы, и понять, как улучшить своё нынешнее положение.

По К.-Г. Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике (Фрейджер Р., Фрейдимер Д., 2001, 99). По его мнению, общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психологический баланс, продуцируя материал сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие.

Юнг подходил к сновидениям как к живым реальностям. Он пытался раскрыть значение символов сна, и при этом отошел от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

По его мнению, для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного (Юнг, 1921, р. 442).

Джереми Тейлор (Jeremy Taylor), признанный авторитет в юнгианской теории сновидений, постулирует основные предположения относительно снов (1992, р. 11):

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна. Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, и является важным шагом их интеграции.

В неспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые комплиментарны по своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации.

На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию (см. словарь понятий), «направленные ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента» (Сахакиан, 2000, с. 106-107).

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным восстанавливается с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайды, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Толкование сновидений невыполнимо без знаний мифологии и фольклора, без понимания психологии древности и примитивных народов, а также религий. Это помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основе психологической компенсации.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат.

Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.

Юнг считает, что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают, предсказывают будущее» (Сахакиан, 2000, с.127). В этот период своего творчества он призывает не переоценивать бессознательное, так как это может привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений. Бессознательная функция действует успешно, когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

«Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и
группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна (Сахакиан, 2000, с. 123).

«Большое», несущее смысл сновидение поднимается с глубинного уровня коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Такие сновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот архетипический продукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей смысл заложен внутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях» (Jung C. G., On the Nature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp. 288-296).

Некоторые сновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела себя в сознание сновидца как объективную.

Силы бессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

Универсальные законы человеческой судьбы разбивают цели, ожидания, взгляды, принадлежащие личному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами «больших» сновидений, с процессом реализации той части личности, которая еще не воплотилась, а находится в процессе становления.

Итак, сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны - это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.

Под конец жизни, в 1957 году Юнг прочел лекцию «о синхронистичности», и в этом же году опубликовал одноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений не упоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, который невозможно объяснить с точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда из шести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образом рыбы в том числе), Юнг все же считает эту группу событий совпадением. Приводя еще один случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться от впечатления, что имеет место предчувствие наступления серии определенных событий» (Юнг,1997, с.182). Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое событие, которое создает основу серии случайных событий.

«Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность» (Юнг,1997, с.182). Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор,
которые точно соответствовали тем, что приснились ему.… Не успел он повернуть за угол, как на самом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми» (Юнг,1997, с.183).

Юнг обнаружил, что «ощущение уже виденного» (sentiment du deja-vu) в большом количестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования). «В таких случаях простая случайность становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего фактора» (Юнг,1997, с.183). Если в данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос «смыслового совпадения». «Как правило, его объясняют предчувствием - иными словами, предвидением» (Юнг,1997, с.183). Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга, «не научные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими «смысловое совпадение» (Юнг,1997, с.183).

Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».

Опираясь на эксперименты Д. Б. Райна («карты Зенера»), Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.

Пример Юнга о своей пациентке, которая накануне увидела во сне золотого скарабея, и потом скарабей влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не более чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые наблюдались» не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».

Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения, телепатии и т. д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара.

Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события "синхронистическими", что не следует путать с "синхронными" (Юнг,1997, с.187).

Если между параллельными событиями нельзя проследить никакой причинной связи, и единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия «высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии» (Юнг,1997, с.192). Синхронистичность - это, по мнению Юнга современный и модернизированный вариант устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который основан на эмпирических ощущениях и экспериментах.

Интересующие нас «синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе. То же самое относится к временному (темпоральному) определению психе и к психической относительности времени» (Юнг,1997, с.192).

В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, который модифицирует или даже исключает принципы, лежащие в основе мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта» (Юнг,1997, с.185).

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать следующее:

1. Юнг разграничил сны на три группы: большие смысловые (важные), средние и маленькие (незначительные). Большие смысловые сны содержат символические образы (архетипы), относящиеся к процессу индивидуации, и оказывающие большое влияние на психический опыт, так как архетипический продукт не связан с личным опытом.

2. Сны для Юнга - живая реальность и они играют дополнительную (компенсаторную) роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие, и открывая новые пути выхода из тупика.

3. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, что способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии.

4. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, и только сновидец может знать, что означает сон.

5. Уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и объективна.

6. Архетипические сновидения могут выразить коллективные образы извечных человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

7. «Ощущение уже виденного» часто основывается на предчувствии во время сна.

8. При «смысловом совпадении» не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

9. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов.

10. Архетипические сновидения содержат аффективные переживания, а психический фактор, связан с эмоциональным состоянием субъекта.

Литература:

1. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.
2. Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. - 864 с.
3. Юнг К. Г. Синхронитстичность. Сборник. Пер. с англ., - М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 - 320 с.
4. Jung, C. G. Psychological types. In Colleeted works (Vol. 6). (Originally published, 1921.)
5. Taylor, J. (1992). Where people fly and water runs uphill: Using dreams to tap the wisdom of the unconscion. New York: Warner Books.


Часто в снах мы общаемся с близкими людьми, с семьей и другими родственниками. Нередко во сне рядом с нами родители, либо оба, либо один из них, с которыми нас связывает первое знакомство с этим миром, как и их стремление научить нас своим способам и моделям восприятия этого мира. Эти способы и модели способны были вызывать в нас как восторженные чувства, так и совершенно противоположные, несмотря на свои даже самые благие намерения по отношению к нам. А вместе с этим самые ближайшие родственники становятся причиной унаследованных или ответных реакций и моделей поведения, даже если они и не осознаются до конца самим сновидцем.

Юнг считал, что «судьбоносный этнос», к которому он относил родовое или семейное бессознательное, находится за пределами сознательной компетенции. А также то, что в основе поведения человека лежат определенные архетипы коллективной души, силы, властвующие над жизнью до осознания, а за конкретными образами родителей стоят магические фигуры, вечные образы Отца и Матери. Эти образы выступают в снах первыми архетипами Анимы и Анимуса.

Образ матери во сне имеет отношение к знаку зодиака сновидца, в котором находилась Луна в момент рождения. И если она была в Раке – в обители, или Тельце – в экзальтации, то обычно во сне этот образ символизирует Великую Мать . Если Луна в радиксе была в знаке падения или изгнания (в Козероге, или Скорпионе), то образ матери часто символизирует архетип Ужасной Матери . В других случаях – в зависимости от взаимосвязи аспектов Луна-Солнце в натальной карте.

Мать , может быть одним из символов следующих значений:

Руководство и понимание, либо непонимание в вопросах заботы о личной жизни;
- сострадание, помощь, жертвенность;
- восприимчивость души, помощь в осуществлении и благословении;
- родина, отчизна;
- эгоистическая материнская любовь, опасность инфантилизма, отказ от собственного Я (ужасная мать);
- чувство стыда;
- и если живая мать – символ жизни, которая дается, а она выступает проводником в этот реальный мир; умершая, когда во сне забирает с собой, – символ отбирания жизни.

Отец в сновидении часто символизирует социальные стереотипы в стремлении к успеху, если в реальной жизни он сумел реализоваться. В противном случае, его образ во сне может выступать как символ следования заранее проигрышным программам или целям.

Власти, авторитета, закона, совести и традиции;
- творца, покровителя, наставника, мастерства и профессионализма;
- позитивной сексуальности;
- отцовских чувств или же самого биологического отца;
- предупреждения или чувства вины (при строгости или иронии);
- личных ассоциаций и чувств, которые вы сами испытываете к отцу;
- чувства вины;
- умерший отец может быть символ утраты активности, начиная от сексуальной и до профессиональной.

Бабушка и дедушка во сне по символизируют мудрые, зрелые аспекты нашего Я, это хранители родовой кармы, опыт и терпение, которые помогают разбираться в существующей ситуации в целом.

Братья и сестры являются символами того, что очень дорого, является близким и родным по духу, готово разделить со сновидцем его надежды и понять страхи и то, какой должна бы быть братская или сестринская любовь в идеале. В основном, в зрелом возрасте в снах эти родные люди выступают в качестве именно таких символов, в роли компенсаторной функции, даже, если не все в жизни так идеально, или вовсе не идеально было когда-то.

Но, если в родственных отношениях серьезные проблемы остаются, то тогда братья и сестры подпадают под классификации, описанные в статье: «Знакомые люди во сне», но только с большей долей зависимости от кармы. Старший брат или сестра могут выступать во сне как влиятельные лица, младший, тот, кто нуждается в покровительстве. Иногда старший выступает в роли оппонента.

Муж , мужчина – универсальный символ мужского начала, активности, деятельности, практической и рациональной части Я, Анимус. Мужское начало представляет фокусированное сознание, обычно противостоящее восприятию, приходящему из подсознания. Позитивные, созидательные, творческие силы, придающие определенное направление материи (являющейся женской характеристикой) и выражающие природные качества. Представляют все сознательное, разумное, духовное, волю, агрессию, свет. Тогда как жена , женщина, Анима - символизирует , восприимчивую сторону души, ощущения, эмоции, иррациональную сторону Я. Это та часть жизни, которая связана с чувствами, тем, что важно для души и сердца, и всего что связано с личной жизнью.

Дяди и тети во сне, как и дальние родственники, выступают в роли определенных стереотипов поведения, и толкуются согласно с ассоциациями сновидца.

Дети во сне – символы хлопот и забот, иногда приятных, иногда не очень. Они также являются потенциальными символами заботы и ожиданий о будущем. Девочки - в личной жизни, мальчики – в делах.

Дети - это функции и способности, которые пока еще недостаточно развиты. А по Юнгу, ребенок - это еще и самость сновидца, которая искренняя и естественная. Достаточно часто бывает так, что кто-то из родственников приснится в детском или младенческом возрасте, хотя в настоящем - это реально взрослый сформировавшийся человек, что может символизировать опрометчивость в поступках данного персонажа в реальной жизни.

Родственники во сне выступают в качестве образов коллективного бессознательного, которых индивидуальное бессознательное наделяет их персональными чертами. Безусловно, если во сне мы встречаем родственников, то часто такие сны могут иметь отношение и к ним самим. Но бывает и так, что через их понятные нам образы коллективное бессознательное пытается передать нам информацию о стереотипах восприятия и наличии определенных моделей поведения, поведенческих схемах, воспринятых «по наследству», даже если сами сновидцы этого не замечают.

Происходящие в коллективном бессознательном процессы касаются не только отношений индивидуума в его семье или более широкой социальной группе, но и к человеческому сообществу в целом. Образы родственников, предков во сне воплощают дары или лишения из того, что предлагает судьба, причем личный выбор делаем мы сами уже сознательно. Если мы его не совершаем, если не реагируем на и не пытаемся изменить в первую очередь свои собственные стереотипы, то тогда судьба лишает этой возможности, ставя перед фактом, который достаточно часто бывает совершенно не в нашу пользу, так как тогда ситуация разрешается как передача из бессознательного другого.

Часто в форме таких образов выступают фантомы, призраки семейных фактов, которые не были признаны предками из-за того, что они скрывают тяжелые тайны, скрывающиеся за родовыми мифами. Именно эти предки появляются в образе умерших родственников, но это тема следующей статьи: «Умершие во сне».