Хомо эректус бродит среди нас. Эректус бродит между нами. Ричард Д. ФерлеЭректус бродит между нами. Покорение белой расы


Прочла расистскую книжку, которую выпустило АСТ. Смело.
Ричард Ферле живет на каком-то острове около Нью-Йорка. Сколько ему лет, не нашла. Он – бакалавр по математике, химии, физике, магистр по экономике, имеет докторскую степень по юриспруденции (т.е. учился всему понемногу, защитил диплом по экономике, а диссертацию написал по юриспруденции), но пишет музыку и занимается антропологией. По-видимому, это ему как-то легче дается.

Ферле имеет собственную теорию происхождения человека. Если кратко, то он не верит, что человек современного типа сформировался в Африке, потом мигрировал в Европу и Азию, после чего сформировались основные расы: негроидная, монголоидная и белая, а, вернее, у некоторых народов появились некоторые особенности для приспособления к определенной природной среде: одни потемнели, другие побелели, третьи обзавелись эпикантусом.

Ферле считает, что формирование человека шло иначе. В Азии и в Европе тоже жили приматы, в том числе и те, от которых могла начаться эволюция человека.
Вначале от кого-то типа тупайи или долгопята произошла двуногая обезьяна (например, орио, проживающая на территории современной Италии) , затем появился австралопитек. Но фокус в том, что они был не один, а их было несколько видов, но при этом они были евразийские (родня орангутангу): универсальный, восточно-азиатский и западно-азиатский, и эволюционировали они по-разному.
Кроманьонцы произошли от универсального австралопитека (чем больше специализация, тем хуже результаты для развития. Универсальность - вот ключ к успеху) через западно-азиатского эректуса. От западно-азиатских австралопитеков произошли неандертальцы, которые позже приняли участие в формировании белой расы. Европеец - это кроманьонец + неандерталец.

От восточно-азиатских австралопитеков через восточно-азиатских эректусов произошли монголоиды.
А негроиды имеет гибридное происхождение, т.е. современные африканцы – это гибрид эректуса и Homo sapiens sapiens, причем гибридизация происходила путем миграций отдельных представителей эректусов и Homo sapiens sapiens из Евразии в Африку.
Пока в Евразии австралопитек мужественно эволюционировал вначале в Homo habilis, потом в Homo erectus, в Африке происходили форменные безобразия: представьте себе, забредшие туда хабилисы, а, может, и эректусы спаривались с шимпанзе! Вот откуда пошли негры! Откуда Ферли все это знает? Из ДНК. Аллели не проведешь!
Интересно, а что им мешало спариваться в Евразии с орангутангом? Почему-то именно Африка действовала на них так разлагающе. Может быть, в Евразии им проще было найти партнерш? Когда еще говорили: "Не ходите эректус ыв Африку гулять"!

В общем, если европеец и монголоид – это разные подвиды, то неизвестно является ли негр вообще человеком. Надо добавить, что под негроидной расой Ферле подразумевает только народы, живущие южнее Сахары. Египтяне были белые, да и коренные австралийцы – это тоже белые, но не Homo sapiens sapiens, а более ранний вариант.

Объем мозга

Обратите внимание, что больше всего мозг у монголоида. И признаков неотении (сохранение признаков детенышей у взрослых, что считается прогрессивным. По некоторым оценкам, человек – это взрослый эмбрион обезьяны) у монголоидов больше. Это эпикантус, равномерное распределение жира по всему телу, круглое лицо, отсутствие волос на теле и лице.
Но при этом самые успешные все равно оказались белые. Это потому что мало быть умным и красивым – нужно еще быть везучим.

Между белыми и неграми есть гормональные отличия: у последних больше тестостерона и меньше серотонина. Они меньше склонны к альтруизму и сочувствию, зато больше склонны к преступлениям.

У негров больше яички, их эрекция выглядит по-другому. У них другие предпочтительные позы при коитусе (сзади, а не лицом к лицу, как у белых и орангутангов). У них больше половых партнеров, больше детей, а мужчины реже живут в семье.

Африканские дети развиваются не так, как европейские.

Они все делают раньше, но это не означает, что они развитее, а просто рождаются с меньшим объемом мозга, поэтому и формируются быстрее – детеныши обезьян и вовсе сразу способны держаться за маму и смотреть по сторонам. Даже беременность у негритянок длится меньше.

Наконец, существуют генетические различия:
Таблица генетических расстояний

Все это проявляется в различии интеллекта

и в психологических различиях

Негры не сумели создать цивилизации. Они не приручили животных, не научились мореплаванию, не создали письменность.
Признаки цивилизации:

Таким образом, негры нам не родня. Их бесполезно учить, и ни в коем случае нельзя допустить их смешения с белыми, потому что от этого упадет уровень интеллекта. Так уже случилось в свое время с египтянами и португальцами. Ферли подозревает, что падение древнегреческой цивилизации тоже не обошлось без негров, но пока еще не придумал, каким образом это произошло. Работает над этой проблемой.

Очень хочется с ним согласиться, но вот куда девать Пушкина, Дюма и даже Обаму? Как-то не вытанцовывается.

Совершенно нормально, что белые боятся негров. Это Мартин Лютер Кинг говорил, что у него есть мечта, чтобы о людях судили не по цвету кожи, а по их делам и нравственным качествам. Но если вы ночью в переулке видите негра, у вас есть время оценить его нравственные качества? Нет, вы уж лучше бегите.

Но самое главное: эти эректусы "девочек наших ведут в кабинет". Ферли совершенно не понимает, что женщины в них находят, хотя до этого посвятил целую главу сексуальным практикам африканцев: и желание у них больше, и кое-что тоже больше, и ухаживать они умеют, и веселые.
Дети от смешанных браков генетически страшно далеки от родителей. Белому родителю ближе соседские дети, чем его собственные мулатики.

Короче, книжка практически юмористическая.

Но то, что расы вполне можно принять за подвиды – это факт. Действительно, какие-то две птички, различия между которыми углядит только узкий специалист - это разные виды, а негр и белый - один вид, когда разница, как говорится, налицо. Даже трехмесячные дети умеют отличать белых от негров (имеется ссылка на литературу).
Ну, допустим, Ферли прав, и признают расы подвидами - и чем ему от этого станет легче?

Тоже считаю, что африканское происхождение человека еще не доказано окончательно. Так что есть, над чем подумать.

«Антропология принадлежит к числу тех редких наук, которую могут приватизировать всего несколько профессоров».

Фриц Ленц, немецкий расовый теоретик

«Если моя теория не согласуется с фактами, то тем хуже для фактов».

Г.В.Ф. Гегель

Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые открытия в генетике и палеонтологии, пожалуй, ставят больше вопросов, чем отвечают на них. Представители современной антропологической науки, трактующие тайны нашего происхождения, опутаны принципами цеховой солидарности, будто средневековая корпорация алхимиков, и принадлежность к тому или иному лагерю может стоить человеку если не жизни, как во времена Джордано Бруно, то, во всяком случае, репутации и социального статуса. Право обладания историей рода людского – это воистину бесценный информационный ресурс, вот почему баталии вокруг него в академической среде не утихают. Наука сегодня – это вопрос больших финансов и престижа, и каждый политический режим всеми силами пытается облагообразить свой имидж, покровительствуя ученым и создавая впечатление всеобщей озабоченности теоретическими проблемами, которыми распоряжаются на самом деле всего несколько человек. Те, кто владеет прошлым человечества, смогут завладеть и его будущим, поэтому нужно обладать большим мужеством, чтобы бросить вызов крупным воротилам бизнеса от науки, в том числе и в этой наиважнейшей области.

К числу таких неугомонных и «неудобных» правдолюбцев относится современный американский ученый Ричард Ферле, Richard Fuerle, автор нашумевшей на Западе книги «Эректус бродит между нами». Этот фундаментальный труд практически по всему своду современных данных, затрагивающих проблему эволюции человека и его рас, в полной мере отражает остроту дискуссий в научной среде, а также степень заинтересованности ангажированных кругов политиков, правоведов и представителей массмедиа.

Ричард Ферле – классический образец «свободного мыслителя». И если в современном российском понимании это определение несет скорее отрицательный смысл, подразумевая дилетантизм и «всезнайство» самодеятельного философа, то совершенно иначе обстоит дело в англосаксонской традиции, где свободный мыслитель – это прежде всего профессионал высокого уровня, персонально несущий бремя экономической и социальной ответственности за плоды своей интеллектуальной деятельности. Это человек умственного труда, сам платящий за все по счетам, отчитывающийся только перед своей совестью, канонами науки и неподвластный дуновениям политической конъюнктуры.

Ричард Ферле живет не в «башне из слоновой кости», а на небольшом острове вблизи Нью-Йорка, окруженном первозданной природой, и, невзирая на зрелый возраст, называет себя вечным студентом, так как сочетает неустанную тягу к самосовершенствованию с обучением в престижных учебных заведениях. Он имеет степень бакалавра в области математики, физики, химии, степени магистра в области экономики и доктора в области юриспруденции. Именно этот широкий спектр знаний позволил Ферле длительное время работать экспертом по патентам, и как никто другой поэтому он знает, сколь коварна и подчас иллюзорна граница, разделяющая науку и юриспруденцию, без которых функционирование современного общества сегодня просто немыслимо. За долгие годы карьеры, насмотревшись на козни и махинации, творящиеся на этом «пограничном переходе», как подобает подлинному свободному мыслителю, он решил самостоятельно проанализировать узловую проблему эволюции человечества и его рас, наглядно показав, что и в науке есть место контрабанде. Так родилась на свет его книга, уже несколько раз переиздававшаяся.

Впрочем, этим таланты Ричарда Ферле не ограничиваются, ибо он является композитором-любителем, а также автором монографий по экономике Австрии, естественному праву и теории анархизма.

Сознавая в полной мере масштабы поставленной задачи, ученый предисловие начинает с философских рассуждений о системе ценностей в науке, подчеркивая, что так называемая «чистая наука» – это миф. Главной же проблемой является диалог между представителями полярно противоположных взглядов на теорию эволюции человеческих рас. По мнению автора, обобщение этих данных представляет собой «захватывающий материал», так как «мошенничество в антропологии стало нормой». Времена свободных диспутов давно канули в Лету, и весь западный мир буквально опутан тенетами «полиции равенства», распространяющей всюду нормы эгалитаризма, сравнимые с бациллами «интеллектуальной чумы».

Главная же конспирологическая тайна происхождения человеческих рас, как считает Ферле, состоит в том, что никакой тайны на самом деле нет, а есть тайна происхождения тех, кто создает эту тайну с завидной регулярностью. Как необходимость разобраться, кому это нужно и выгодно, формулирует автор задачу своего труда с типичной дотошностью эксперта по патентам. Ферле умело выстраивает логическую цепь на основе базовых данных археологии, генетики, общей теории эволюции, эволюционной теории пола, психологии, приводя нас к умозаключению, что возникновение человеческих рас обусловлено всем ходом органического развития природы: «Расы возникли до появления эректусов, со времен австралопитеков, то есть появление рас предшествовало появлению рода Homo». С позиций общей теории эволюции Дарвина, «частота специфических признаков, обеспечивающих больший репродуктивный успех, будет возрастать в популяциях».

Таким образом, возрастание концентрации расовых признаков и как следствие эволюционного обособления рас – закономерный путь органического развития природы. Биологические различия являются главным движителем в борьбе за выживание видов – это корень дарвиновской теории. «Другими словами, генетическое равенство, эгалитаризм делают эволюцию невозможной. А без возможности эволюционировать биологические виды могут только вымирать при изменениях среды обитания, которые происходят с неизбежностью».

Экологическая ниша, в которой развивается раса, неизбежно формирует ее специализацию. На основе данных археологии, культурной истории, генетики и теории поведения Ферле иллюстрирует правоту своих доводов, которые и подтверждают общую теорию эволюции. Естественный отбор создавал признаки и закреплял их наследственно, что и способствовало развитию рас.

Эти естественно-научные выводы подводят к тому, что теория происхождения человека современного типа из Африки является несостоятельной и откровенно политически ангажированной, так как «генетические различия африканцев и европейцев столь выражены, что доля европейской примеси у африканцев может быть определена на уровне погрешности всего в 0,02».

Ферле очень детально рассматривает и систематизирует основные различия между расами на морфологическом, а затем и генетическом уровне, наглядно демонстрируя степень удаленности основных расовых стволов друг от друга и уровень специализации представителей современных рас. Морфологическое развитие мозга напрямую связано с коэффициентом интеллекта, а тот, в свою очередь, обуславливает специфику поведения человека и его цивилизационные способности. Тенденции к альтруизму, криминальные наклонности и особенности сексуального поведения также являются функциональными следствиями развития мозга. Специфика сексуально-брачных отношений наглядно свидетельствует о том, где нужно искать очаги возникновения рас. «Формирование пар было важным шагом на пути к очеловечиванию, и поскольку для африканцев оно менее характерно, эта черта зародилась не в Африке, а популяция, вставшая на путь очеловечивания, не была африканской. Если же говорить о пожертвовании денег, крови или человеческих органов, то европейцы значительно щедрее представителей других рас, и они проявляют эту щедрость независимо от того, является ли нуждающийся их родственником или нет». Поэтому данные фатальные расово-эволюционные различия невозможно устранить с помощью социальной филантропии. «Триллионы долларов тратятся на программы, направленные на сокращение разрыва в академических достижениях белых и чернокожих. Все эти программы провалились. Генетики выявляют гены, ответственные за интеллект, и оценивают распространенность этих генов во всем мире. Неудивительно, что распространенность таких генов в Африке значительно ниже, чем в Европе или Азии. Трудно утверждать, что чернокожие неспособны к достижениям из-за плохого образования или из-за расистских установок со стороны белых, если у них нет генов, необходимых для обучения».

Ричард Д. Ферле

Эректус бродит между нами. Покорение белой расы

«Erectus Walks Amongst Us. The evolution of modern humans» by Richard D. Fuerle

Владимир Авдеев

Конспирологическая антропология Ричарда Ферле

«Антропология принадлежит к числу тех редких наук, которую могут приватизировать всего несколько профессоров».

Фриц Ленц, немецкий расовый теоретик

«Если моя теория не согласуется с фактами, то тем хуже для фактов».

Г.В.Ф. Гегель

Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые открытия в генетике и палеонтологии, пожалуй, ставят больше вопросов, чем отвечают на них. Представители современной антропологической науки, трактующие тайны нашего происхождения, опутаны принципами цеховой солидарности, будто средневековая корпорация алхимиков, и принадлежность к тому или иному лагерю может стоить человеку если не жизни, как во времена Джордано Бруно, то, во всяком случае, репутации и социального статуса. Право обладания историей рода людского – это воистину бесценный информационный ресурс, вот почему баталии вокруг него в академической среде не утихают. Наука сегодня – это вопрос больших финансов и престижа, и каждый политический режим всеми силами пытается облагообразить свой имидж, покровительствуя ученым и создавая впечатление всеобщей озабоченности теоретическими проблемами, которыми распоряжаются на самом деле всего несколько человек. Те, кто владеет прошлым человечества, смогут завладеть и его будущим, поэтому нужно обладать большим мужеством, чтобы бросить вызов крупным воротилам бизнеса от науки, в том числе и в этой наиважнейшей области.

К числу таких неугомонных и «неудобных» правдолюбцев относится современный американский ученый Ричард Ферле, Richard Fuerle, автор нашумевшей на Западе книги «Эректус бродит между нами». Этот фундаментальный труд практически по всему своду современных данных, затрагивающих проблему эволюции человека и его рас, в полной мере отражает остроту дискуссий в научной среде, а также степень заинтересованности ангажированных кругов политиков, правоведов и представителей массмедиа.

Ричард Ферле – классический образец «свободного мыслителя». И если в современном российском понимании это определение несет скорее отрицательный смысл, подразумевая дилетантизм и «всезнайство» самодеятельного философа, то совершенно иначе обстоит дело в англосаксонской традиции, где свободный мыслитель – это прежде всего профессионал высокого уровня, персонально несущий бремя экономической и социальной ответственности за плоды своей интеллектуальной деятельности. Это человек умственного труда, сам платящий за все по счетам, отчитывающийся только перед своей совестью, канонами науки и неподвластный дуновениям политической конъюнктуры.

Ричард Ферле живет не в «башне из слоновой кости», а на небольшом острове вблизи Нью-Йорка, окруженном первозданной природой, и, невзирая на зрелый возраст, называет себя вечным студентом, так как сочетает неустанную тягу к самосовершенствованию с обучением в престижных учебных заведениях. Он имеет степень бакалавра в области математики, физики, химии, степени магистра в области экономики и доктора в области юриспруденции. Именно этот широкий спектр знаний позволил Ферле длительное время работать экспертом по патентам, и как никто другой поэтому он знает, сколь коварна и подчас иллюзорна граница, разделяющая науку и юриспруденцию, без которых функционирование современного общества сегодня просто немыслимо. За долгие годы карьеры, насмотревшись на козни и махинации, творящиеся на этом «пограничном переходе», как подобает подлинному свободному мыслителю, он решил самостоятельно проанализировать узловую проблему эволюции человечества и его рас, наглядно показав, что и в науке есть место контрабанде. Так родилась на свет его книга, уже несколько раз переиздававшаяся.

Впрочем, этим таланты Ричарда Ферле не ограничиваются, ибо он является композитором-любителем, а также автором монографий по экономике Австрии, естественному праву и теории анархизма.

Сознавая в полной мере масштабы поставленной задачи, ученый предисловие начинает с философских рассуждений о системе ценностей в науке, подчеркивая, что так называемая «чистая наука» – это миф. Главной же проблемой является диалог между представителями полярно противоположных взглядов на теорию эволюции человеческих рас. По мнению автора, обобщение этих данных представляет собой «захватывающий материал», так как «мошенничество в антропологии стало нормой». Времена свободных диспутов давно канули в Лету, и весь западный мир буквально опутан тенетами «полиции равенства», распространяющей всюду нормы эгалитаризма, сравнимые с бациллами «интеллектуальной чумы».

Главная же конспирологическая тайна происхождения человеческих рас, как считает Ферле, состоит в том, что никакой тайны на самом деле нет, а есть тайна происхождения тех, кто создает эту тайну с завидной регулярностью. Как необходимость разобраться, кому это нужно и выгодно, формулирует автор задачу своего труда с типичной дотошностью эксперта по патентам. Ферле умело выстраивает логическую цепь на основе базовых данных археологии, генетики, общей теории эволюции, эволюционной теории пола, психологии, приводя нас к умозаключению, что возникновение человеческих рас обусловлено всем ходом органического развития природы: «Расы возникли до появления эректусов, со времен австралопитеков, то есть появление рас предшествовало появлению рода Homo». С позиций общей теории эволюции Дарвина, «частота специфических признаков, обеспечивающих больший репродуктивный успех, будет возрастать в популяциях».

Таким образом, возрастание концентрации расовых признаков и как следствие эволюционного обособления рас – закономерный путь органического развития природы. Биологические различия являются главным движителем в борьбе за выживание видов – это корень дарвиновской теории. «Другими словами, генетическое равенство, эгалитаризм делают эволюцию невозможной. А без возможности эволюционировать биологические виды могут только вымирать при изменениях среды обитания, которые происходят с неизбежностью».

Экологическая ниша, в которой развивается раса, неизбежно формирует ее специализацию. На основе данных археологии, культурной истории, генетики и теории поведения Ферле иллюстрирует правоту своих доводов, которые и подтверждают общую теорию эволюции. Естественный отбор создавал признаки и закреплял их наследственно, что и способствовало развитию рас.

Эти естественно-научные выводы подводят к тому, что теория происхождения человека современного типа из Африки является несостоятельной и откровенно политически ангажированной, так как «генетические различия африканцев и европейцев столь выражены, что доля европейской примеси у африканцев может быть определена на уровне погрешности всего в 0,02».

Эта книга произвела во многих западных странах эффект разорвавшейся бомбы, а всё потому, что посвящена она одному из самых животрепещущих вопросов - расовых различий человечества. Р. Фёрле систематизирует и приводит в своей книге многочисленные научные данные о генетических, анатомо-физиологических,психологических, поведенческих, культурных различиях между основными расами. Являясь убежденным противником теории происхождения человека из Африки (несостоятельность которой очевидна сегодня уже для многих), автор, основываясь на приводимых им данных из разных научных областей (включая физическую антропологию, популяционную генетику, психологию, медицину, социологию, криминалистику), развивает концепцию происхождения современного человека из Евразии.

Согласно этой теории, до появления человека существовали по меньшей мере четыре расы австралопитеков, и от них (возможно) произошли современные человеческие расы. Автор предполагает, что европеоиды и монголоиды эволюционировали раздельно, начиная от живших 2 млн лет назад австралопитеков, хотя между ними и происходил существенный интербридинг (отрицавшийся, по крайней мере до недавнего времени, приверженцами африканской концепции). Один из главных тезисов автора состоит в том, что не все живущие ныне люди принадлежат к современному антропологическому типу (Homo sapiens sapiens): ряд африканцев из тропической Африки и аборигенов южных островов Тихого океана являются, по его мнению, гибридами Homo sapiens sapiens с Homo erectus или даже поздними Homo erectus. Таким образом, автор оказывается близок к позиции полигенизма, т. е. самостоятельного происхождения человеческих рас. Отметим, что полицентрическую теорию происхождения человека отстаивает наш соотечественник, лауреат Государственной премии академик Анатолий Деревянко, по мнению которого, современное человечество не представляет собой один вид. В книге представлено немало доказательств, схем, графиков, исследований, подтверждающих то положение, что в принципе говорить о едином человечестве некорректно и антинаучно - оно очень сильно неоднородно, различия между разными расами носят порой просто фатальный характер.

Тем не менее, автор также уделил внимание той проблеме, что определённые силы, игнорируя факты значительных различий разных рас, изо всех сил пропагандируют и навязывают их равенство, что не соответствует действительности и является введением публики в заблуждение. Расы не взаимозаменяемы. Никто не отрицает, что наследственность определяет различия интеллекта у собак, но в наши дни будет грехом сказать, что то же самое верно и в отношении человеческих рас. В 1950 г. ООН заявили в официальной декларации, что «все расы равны по интеллекту». Хотя потеря контакта с реальностью – это психоз, но давайте будем великодушнее и скажем, что это заявление появилось вследствие невежества или обмана. То, что все человеческие популяции, обитающие по всему миру на протяжении не менее сотен тысяч лет в совершенно разных средах, оказались, пусть и случайно, одинаковыми по интеллекту, хотя различаются по тысячам других признаков, противоречит результатам любого представленного им теста интеллекта. Эгалитаризм явно ложен – человеческие популяции генетически неодинаковы и это очевидно даже для малолетних детей. Придерживаться взгляда, столь явственно противоречащего действительности, это явная психопатология, то есть эти люди психически больны. Но это не тривиальная болезнь, поскольку она извращает их наиболее важную биологическую функцию – передачу их аллелей следующему поколению. И только потому, что психологи и психиатры тоже погрязли в той же психопатологии, эгалитаристы не имеют своего особого раздела в Руководстве.

Как могут эволюционировать существа, способные не любить себя? Несомненно, такие существа должны были давным-давно вымереть, будучи вытеснены подобными им, но любящими себя существами. Частичным ответом на этот вопрос является то, что человек в отличие от большинства других животных не в полной мере следует своим инстинктам. Человек воспринимает свои инстинкты как побуждения, но поскольку обладает свободой воли, способен преодолевать эти побуждения посредством напряжения воли и часто делает это, выбирая иногда дезадаптивное поведение вместо биологически запрограммированного адаптивного. Именно поэтому мы совершаем самоубийства, вступаем в смешанные браки и проявляем множество других видов дезадаптивного поведения.

Расизм и этноцентризм сильно разнятся. Безусловно, забота о своей семье адаптивна, поскольку ее члены обладают большим числом ваших аллелей, чем чужаки, так что, помогая родственникам, вы способствуете распространению своих собственных аллелей. И напротив, отсутствие заботы о своей семье обычно дезадаптивно. Математический анализ генетических расстояний показал – вот удивительно – что представители вашей этнической группы обладают большим числом ваших аллелей, чем представители других этнических групп, то же относится и к представителям вашей расы. Таким образом, использовать свои ресурсы для помощи людям вашей расы адаптивно, а использовать их вместо этого для помощи людям других рас дезадаптивно, если только это не «услуга за услугу». Иными словами, именно антирасистам, а не расистам следует навесить ярлык «психически больных ».

"...Сегодня белые люди в военном отношении превосходят всех в мире, но они не борются за одну вещь, наиболее важную для выживания их рода, – кто оплодотворяет их женщин. Они не только мирятся с оплодотворением белых женщин мужчинами других рас, не только облегчают его, но на деле ликуют по поводу этого! Если они не сбросят оковы эгалитаризма и не исполнят свое биологическое предназначение, то скоро больше не будет белых детей и не останется белых людей.... Поскольку очень многие белые генетически запрограммированы на альтруизм, им трудно противиться финансированию своего собственного вымирания. Каждый год миллиарды долларов перераспределяются от белых к чернокожим, поддерживая их и их детей , тогда как белые отказываются иметь детей, отсрочивают их рождение и ограничивают число своих детей вследствие дороговизны жизни. Эти перераспределения включают не только государственные социальные выплаты, жилищные субсидии, продовольственные талоны, льготную медицинскую помощь и помощь школам и общественным организациям чернокожих, но и международную помощь Африке . Кроме того, отдельные белые делают гигантские взносы в фонды чернокожих в форме пожертвований организациям и стипендий чернокожим студентам, а белые бизнесмены теряют деньги, подчиняясь законам о позитивной дискриминации и осуществляя выплаты чернокожим за моральный ущерб вследствие дискриминации... Племя завоевателей предъявляет свои права на территорию, ресурсы и женщин завоеванных. Массовое перераспределение средств от белых к чернокожим по всему миру , повсеместное рождение мулатов белыми женщинами и десятки миллионов мексиканцев, провозглашающих западные штаты США своей территорией, все это доказательства того, что белые завоеваны.

«…Афроамериканцы… явно доминируют над белыми. Налицо колоссальное и продолжающееся перераспределение собственности, земли и женщин от подчиненной расы к доминирующей» (Whitney, 1999).

Нет никаких сомнений в том, что белые в их собственных странах могли бы не стать поверженной расой, всего лишь поверив в свое право на существование и обретя волю к сопротивлению. Повергли их их собственные совестливость и благопристойность. Может ли быть лучший способ сокрушить совестливого врага, убедив его в том, что он причина страданий других людей и следовательно не имеет права на существование? Белые убеждены, что они зло – ответственны за бедность и страдания других, за разрушение среды обитания и кровопролитные войны. Даже в преступлениях, совершаемых представителями других рас против белых, обвиняют белых – эти преступления объявляют законной реакцией на расизм белых. Невысказанной, но важной мыслью, возникающей в уме белых относительно преступлений не-белых, является то, что преступления не-белых – доказательство угнетения белыми других рас. И морально, и физически белые демонизируются, деморализовываются и разоружаются непрестанным корыстным гневом не-белых и пятой колонной их союзников, белых эгалитаристов. Так как не-белые выигрывают от поражения белых, никто не в состоянии спасти белых, кроме них самих... В конечном счете самое ценное, чем обладают белые, это их геном. Они могут потерять территорию и богатства, но при сохранении в целостности своего генома смогут выжить и возвратить себе все потерянное. В наши дни, однако, для белых является расистским и аморальным любить и беречь свою расовую уникальность. Таким образом, мы движемся к пропасти. Это не будет приятным нисхождением, но мудрые и хорошо подготовленные, вероятно, выживут и после тяжких страданий поднимутся вновь."

В книге также отдельно рассматривается множество чрезвычайно важных и актуальных вопросов - сегрегации, евгеники, морали и двойной морали, индивидуализма, метисации, неотении (способности особи, которая ещё не достигла половой зрелости, оставлять потомство), селекторов (полового отбора), репродуктивных стратегий, а также целого ряда исследований у разных рас гаплогрупп, ДНК, скелетов, тканей, , мозга, кожи, волос, и тд - масса полезнейшей информации, способной помочь детально разобраться в таких важнейших для развития цивилизации вопросах.

P.S. Что происходит, когда человек видит мир не таким, каков он есть, но таким, каким бы ему хотелось его видеть? Он принимает неразумные решения, приводящие к несчастьям и растрате жизненных ресурсов. Он неспособен к прогрессу и обречен на застой в своем перевернутом воображаемом мире.

Аннотация

Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые открытия в генетике и палеонтологии, пожалуй, ставят больше вопросов, чем отвечают на них. Представители современной антропологической науки, трактующие тайны нашего происхождения, опутаны принципами цеховой солидарности, будто средневековая корпорация алхимиков, и принадлежность к тому или иному лагерю может стоить человеку если не жизни, как во времена Джордано Бруно, то, во всяком случае, репутации и социального статуса. Право обладания историей рода людского - это воистину бесценный информационный ресурс, вот почему баталии вокруг него в академической среде не утихают.

Ричард Ферле - классический образец "свободного мыслителя", неугомонный и "неудобный" правдолюбец, автор нашумевшей на Западе книги "Эректус бродит между нами". Этот фундаментальный труд практически по всему своду современных данных, затрагивающих проблему эволюции человека и его рас, в полной мере отражает остроту дискуссий в научной среде, а также степень заинтересованности ангажированных кругов политиков, правоведов и представителей массмедиа.

От себя

Недавно дочитал это замечательное многостраничное исследование, в котором автор Ричард Фёрле привёл данные обыкновенной статистики из открытых источников. И эти данные говорят о том, что белые в США подвергаются дискриминации по расовому признаку со стороны чернокожих и других «цветных» групп населения:

Если раньше законодательство и контролируемые белыми профсоюзы позволяли исключать квалифицированных чернокожих из определенных профессиональных областей, то сегодня ситуация повернулась на 180°, и теперь неквалифицированные чернокожие продвигаются в карьере даже быстрее квалифицированных белых. Расовая дискриминация белых закреплена законом во многих странах с преимущественно белым населением.

Небольшая ремарка. В авторской передаче Александра Домрина Foreign Office (Episode 5) выступил гость программы – белый американец Джаред Тейлор, издатель журнала «American Renaissance» – где презентовал свою книгу, переведённую на русский язык, «Белое самосознание». Поразительно, но он говорил о той же самой известной всем статистике о «цветной», в основном «чёрной», преступности в США, и делал те же самые выводы о притеснении чёрными белых. Это очевидный факт, но говорить о нём в США запрещено, это табу! Это считается продолжением проявления белого расизма, который, якобы, ещё силён в Америке, и от которого белым следует излечиваться, после чего чёрные мгновенно станут «белыми и пушистыми». Но вместе с тем Тейлор клял политкорректность в США, которая является препятствием для здорового проявления расового самосознания, от природы присущего людям всех рас, но которое запрещено в США именно белым.

Тейлор свидетельствовал, что мейнстрим американской политики напрочь лишён белого самосознания, и не допускает даже малейших его проявлений. Люди, исповедующие взгляды Тейлора, на пушечный выстрел не допускаются к политике. А в Европе, по эго мнению, с этим обстоит несколько лучше, но тоже весьма печально.

«Политика мультикультурализма в США – это самоубийство», – сказал Джаред Тейлор. И далее: «В США юридически существует свобода слова, но на практике её очень мало». Реальная свобода слова там всячески подавляется и преследуется, поэтому люди боятся говорить даже очевидную и простую правду.

В конце передачи Домрин произнёс удивительную фразу: «Любая критика Америки в Советском Союзе воспринималась, как коммунистическая, антиамериканская пропаганда. Теперь мы понимаем, что это не была пропаганда ». И Тейлор согласился с ним! Нам всегда раньше говорили правду, хотя бы потому, что правда была настолько наглядной и вопиющей, что приукрашивать её или нагло врать не было никакой необходимости!

Итак, о книге. Говоря о ней, буду использовать основные тезисы экспертного заключения, которым она заканчивается, потому что лучше о ней я не скажу.

Американский учёный Ричард Фёрле – так называемый «правдолюбец» от науки, несгибаемый и упрямый, не соглашающийся с «официально признанной», и потому навязываемой всем точкой зрения на вопросы эволюции человека. Его книга «Эректус бродит между нами» посвящена обсуждению наиболее спорных и сложных вопросов современной эволюционной антропологии. Выступая как критик позиции эгалитаризма, Р. Фёрле систематизирует и приводит в своей книге многочисленные научные данные о генетических, анатомо-физиологических, психологических, поведенческих, культурных различиях между основными расами. Являясь убежденным противником теории происхождения человека из Африки, автор, основываясь на приводимых им данных из разных научных областей (включая физическую антропологию, популяционную генетику, психологию, медицину, социологию, криминалистику), развивает концепцию происхождения современного человека из Евразии.

Один из главных тезисов автора состоит в том, что не все живущие ныне люди принадлежат к современному антропологическому типу (Homo sapiens sapiens). Фёрле доказывает, что современный человек не представляет собой единый биологический вид. (В контексте сказанного сразу вспоминаются лекции Севастьянова А.Н. «Основы этнополитики», где он говорит о том же самом!).

«Будучи добросовестным ученым, Р. Фёрле отдает себе отчет в том, что предлагаемой им теории происхождения человека противоречит внушительная научная литература. Однако, обращаясь к читателю, он высказывает надежду на беспристрастный суд, основанный на анализе систематизированного им огромного материала. Ряд положений, отстаиваемых Р. Фёрле, действительно может быть поводом для серьезной научной дискуссии». Итак, перед читателем – одна из точек зрения исследовательского мира на антропологию, не бесспорная, но потрясающе интересная, безусловно стоящая того, чтобы с ней ознакомиться.

Фёрле стоит на позиции идеи постепенного эволюционного развития человека, которое происходило в течение миллионов лет. Понятно, что я её не разделяю, и тому есть веские причины, хотя бы Библейское свидетельство. Не говорю уже об исследованиях других учёных, которые считают все эти «миллионы» и «миллиарды» чистейшим наукообразным шарлатанством. А Фёрле легко жонглирует миллионами, как и многие другие эволюционисты («вымершие 65 миллионов лет назад динозавры» и т.п.), для него эволюционная теория человека – аксиома, на которой он возводит многие свои научные построения... Однако, позиция автора книги в этом вопросе именно такая, и нужно просто понимать, что в этом вопросе речь идёт о его личном мнении, которое также разделяют и другие учёные, но – далеко не все.

Особенно занимательно в рассматриваемом труде – это анализ официальной статистики преступных деяний среди представителей разных рас, а также научное обоснование причин такого поведения. Пример из книги: «По данным обзора 2005 г., посвященного «изнасилованию и сексуальным домогательствам» в США, 37 460 белых женщин были жертвами чернокожих, а изнасилование чернокожих женщин белыми мужчинами оказалось настолько редким, что его вообще было нельзя оценить статистически. ... Чернокожие также чаще, чем белые, сексуально домогаются детей» . (Тут невольно вспоминаются тезисы нашего профессора Савельева С.В., который говорит о том же самом, только с позиции характерного устройства мозга у представителей разных рас. Т.е. речь идёт о врождённой биологической предопределённости человека к тому или иному поведению в жизни. И благодаря этой книге Ричарда Фёрле становится совсем понятно, почему, например, «чёрная» преступность выше «белой»).

Про опасную метисацию и расизм:

Метисация (с чернокожими) неумолимо понижает IQ, что является величайшей угрозой выживанию белых и их цивилизациям. Ничто иное более определенно и постоянно не разрушает цивилизацию белых. Пока что немногие белые осознают угрозу, а многие фактически приветствуют ее. Если метисация не будет в скором времени остановлена, будет слишком поздно. Центр цивилизации уже смещается с Запада в Восточную Азию, то есть в Китай, Японию, Сингапур и Южную Корею. Вскоре эти страны станут центром искусств, наук и военной мощи, а Запад увязнет в безнадежных попытках не отставать от них.

Поэтому нормальный здоровый человек будет огорчаться и злиться, когда представитель его расы вступает в брак с человеком другой расы, особенно с чернокожим, поскольку они генетически наиболее отличны от всех остальных.

Определенно, демократия дезадаптивна для генетически однородного большинства, так как снижает его генетическую приспособленность. Для большинства было бы намного разумнее ограничить круг имеющих право голоса (преимущественно) своими членами, как это сделали евреи в Израиле. Для эгалитаристов это, конечно, самая вопиющая форма расизма, но перед белым большинством стоит выбор: расизм или исчезновение . Меньшинства всегда могут возвратиться в свои собственные страны, где являются большинством, или отправиться туда, куда им захочется.

Доказательства того, что расы генетически не равны, особенно интеллектуально и поведенчески, очевидны для всех, но не для бросающих вызов реальности эгалитаристов, находящих это эмоционально неприемлемым.

Про евреев и иммиграцию:

Евреи, которых обвиняют в попытке привести в упадок отечества белых путем поощрения массовой иммиграции в них не-белого населения, тем не менее прошли неимоверно долгий путь к обретению собственного отечества, Израиля, куда они тщательно ограничивают иммиграцию не евреев.

Ещё про евреев и здоровый еврейский «расизм»:

Есть ли в наши дни популяции, в отличие от большинства белых старающиеся сохранить себя? Да, есть. В действительности, все остальные популяции на нашей планете убеждены в своей добродетельности и пытаются сохранить себя, но популяцией, делающей это наиболее эффективно, как это ни удивительно, являются европейские евреи. Они жестко противодействуют бракам евреев с не-евреями и не занимаются прозелитизмом, вводящим не-евреев в свое генетическое сообщество. У них ярко выражены внутригрупповая доброжелательность и межгрупповая недоброжелательность – двойная мораль, поддерживаемая и обосновываемая сводом их религиозных правил, Талмудом.

Странно, что учёный не в курсе, что поселенцев Джонстауна цинично и коварно расстреляли, никакого самоубийства не было:

Это столь же патологично, как массовое самоубийство членов секты «Храм народов» в Джонстауне, считающееся тем не менее высоко моральной акцией, а не болезненным отклонением.

Типичная жертва солженицинской «неполживости»:

Безусловно, главный приз за худшую идею всех времен должен достаться марксизму и его политическому воплощению – коммунизму, послужившему причиной гибели более 100 миллионов человек в ХХ веке.

Эгалитаризм это безрассудный эксперимент бунтарских подростковых умов, поставивших на кон всю будущность нашего биологического вида, и основанный лишь на высокомерии людей, не терпящих вызовов своей идеологии. Когда эксперимент, наконец, завершится и человеческое разнообразие сменится единообразной ублюдочной помесью, неспособной поддерживать современную цивилизацию, будет слишком поздно восстанавливать то, что мы некогда имели.

Автор не допускает оценочных утверждений и высказываний, которые могли бы быть квалифицированы как антиправовые и экстремистские. Книга не содержит утверждений о праве одних рас навязывать свои культурные образцы другим, призывов к разжиганию межнациональной розни и пр.

Много в книге информации, которая воспринимается с трудом, например, подробное описание свойств разных генов у разных рас, и какие из них за что отвечают. Однако и такие «занудные» разделы читаются всё равно с интересом.

Так что лично для меня книга далеко не бесспорна по сделанным выводам, но в любом случае очень познавательна и интересна, сильно подкупает системностью исследования и научным подходом к делу. Прочитал с удовольствием.