Простые эксперименты с водой. Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой. Расширение при замерзании

Летом домашние опыты с водой для детей очень кстати. Всем малышам нравится играть и повозиться в воде в жаркую погоду. Проведение таких «исследований» позволяет им ознакомиться с важнейшими свойствами воды. Поэтому представим их, прежде чем перейдем к интересным, познавательным, веселым, наглядным опытам.

Свойства воды

Вода — основа жизни. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Известны три состояния воды: жидкое, газообразное и твердое. Рассмотрим следующие свойства воды.

    1. Прозрачность. Возьмите два стакана. В один налейте воду, в другой – молоко. Дайте крохе по бусинке и предложите ее опустить по очереди в оба стакана. Бусинку с легкостью можно увидеть в стакане с водой, поскольку вода кристальная и прозрачная.
    2. Бесцветность. Для подтверждения в стаканы налейте воду и различными цветами краски раскрасьте ее. Воду в одном стакане оставьте бесцветной и прозрачной, то есть такой, какой она была.

Есть предметы, которые тонут в воде, а некоторые остаются на поверхности и плавают. Опустите в воду различные вещи – камешки, бумажные кусочки, шишки, предметы из металла, дерева, и понаблюдайте, какие из них утонут, а какие нет.

Домашние эксперименты с водой

Опыт 1. С обычной краской

Берете обыкновенную краску и капаете в воду по одной капле. Наблюдаете, как она постепенно перемешивается. Цвет в воде становится менее ярким. Чем краски больше, тем цвет становится ярче.

Опыт 2. На поиски клада

Школьникам интересно будет сделать такой опыт. Для этого понадобятся пуговички, камешки, блестки, ракушки. Наливаете в стакан воду и высыпаете «клад». Далее ставите его в морозилку. Ждите замерзания воды. Как только она замерзнет, начинаете вынимать ледяной кусок ложкой или пинцетом, а затем опускаете его в теплую воду. Кода он начинает таять, добываете «сокровища».

Опыт 3. Впитывание воды

Налейте в емкость воду и поднесите к ней губку и следите за тем, что произойдет. Вода, подпрыгнув вверх, впитается в поры. Затем поднесите к воде различные вещи и следите за тем, какие способны ее впитать, а какие не имеют впитывающие свойства.

Опыт 4. С кубиками льда

Деткам 5 – 6 лет будет интересен такой опыт. Заморозите лед, делая из них особенные кубики. Берите тонкие коктейльные трубочки, на 5 см обрежьте их в длину и вставьте в ледяную форму. Потом положите в морозильную камеру. После замораживания получатся крепкие кубики с трубочкой. Правда, похожи на кораблики? Прикрепляя парус к матчу, запустите кораблики по лужам или в ванночку с водой.

Опыт 5. «Плывущее» яйцо

Возьмите сырое яйцо. Положите его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем выньте яйцо и растворите туда 2- 3 ложки соли. Снова опустите его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Вы увидите, что яйцо плавает на водяной поверхности.

Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.

Опыт 6. «Кипение» холодной воды

Намочите и отожмите носовой платок. Затем накройте им полный стакан с холодной водой и аптечной резинкой закрепите платок на стакане. На середину платка продавите пальцем так, чтобы он вошел в воду на 2-3 см. Затем переверните стакан вверх дном над раковиной. Держите стакан одной рукой, а другой слегка ударяйте по дну. И что происходит? Вода начинает «кипеть» или бурлить в стакане.

Объяснение: мокрый платочек воду не пропускает. При ударе по стакану, образуется вакуум в нем и через носовой платок воздух поступает в воду, впитываемый вакуумом. Этими пузырьками воздуха формируется мнение о «кипении» воды.

Опыт 7. Исчезающая вода

Возьмите два одинаковых стакана и налейте их водой до одного и того же уровня. Отметьте его фломастером. Один стакан накройте крышкой, а другой оставьте открытым. Положите их в теплое место. На другой день увидите, что уровень воды в открытом стакане стал ниже, а в закрытом не изменился.

Что произошло? Под тепловым воздействием вода в открытом стакане испарилась и превратилась в мельчайшие частицы пара, которые рассеялись в воздухе. Отсюда вывод: когда-нибудь все мокрое высыхает.

Опыт 8. Со льдом

В стакан, наполненный до краев водой, опустите кусок льда. Лед начнет таять, а вода через край не перельется. Отсюда следует, что вода, в которую преобразовался лед тяжелее и занимает меньше места, чем лед. Вывод: лед легче воды.

Опыт 9. Радуга

Продемонстрируйте деткам радугу в комнатке. Под маленьким углом положите в воду зеркало. Затем поймайте зеркалом солнечный лучик и на стену направьте. Его вращайте до тех пор, пока на стене не увидите спектр света. Роль призмы, которая разлагает свет на составляющие, выполняет вода. Малышам очень понравится этот опыт, поскольку они увидят радугу.

Чтобы ваши малютки извлекли полезные и интересные информации о воде, делайте домашние опыты с водой для детей. В этом видео вы найдете еще несколько идей для экспериментов.

Один из способов занять ребенка на каникулах — предложить ему провести простые опыты, например физические опыты с водой. В книге «Опыты Тома Тита. Удивительная механика» разных опытов и экспериментов собрано целых 50, и некоторые из них дети могут и проделать, и понять совершенно самостоятельно. Предлагаем два опыта по физике, которые вполне можно показывать как настоящие фокусы — если немного потренироваться.

Как налить воду с горкой

Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? На первый взгляд кажется, что пример такой горки — волна. Однако она движется и существует только в движении. А соорудить горку из воды, не создавая волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

Что потребуется:

  • стеклянный стакан
  • горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов)
  • вода (лучше холодная)
  • растительное масло

Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).

Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.

По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.

Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко), она разорвётся.

Вторая причина образования горки — вода плохо смачивает поверхность стакана (холодная хуже, чем горячая). Что это значит? Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды использовали бензин, который очень хорошо смачивает стекло, никакой горки бы не получилось.

Повелитель воды

Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны, увлекать течение. А можно ли управлять плавающими предметами? Да, их можно подгонять рукой. А можно ли управлять, ничем их не касаясь? Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.

Что потребуется:

  • коробок спичек
  • миска с водой
  • кусочек мыла
  • кусочек сахара-рафинада

Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек. Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.

Возьми кусочек мыла и погрузи концом в воду в центре спичечной звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла опусти в центр звезды кончик кусочка сахара-рафинада и посмотри, как спички поведут себя на этот раз.

Результат. Когда ты погрузишь в воду конец кусочка мыла, спички тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся возле погружённого в воду сахара.

Объяснение. Такое поведение спичек обусловлен следующим: погружая в воду разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.

Мыло сильно уменьшает поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься кусочком мыла поверхности жидкости, оно растворяется и смешивается с ней. Молекулы мыла проходят между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.

Сахар действует противоположно мылу — он увеличивает поверхностное натяжение. Именно поэтому спички стягиваются в центр миски к погружённому в воду кусочку рафинада.

Комментировать статью "Простые опыты с водой. Домашние опыты для детей"

Хотите устроить настоящее научное шоу? Наш набор "Научное шоу дома" в этом поможет! В состав набора входит все необходимое для проведения целых 5 экспериментов из нашего научного шоу: - "водоворот в бутылке" - специальное крепление позволит создать настоящее торнадо! - "гигантский пакет" - двухметровый пакет получится надуть за один раз! - "гидрофобный песок" - уникальный песок, который остается сухим даже в воде! - "солнечные бусины" - стоит вынести эти белые бусины на улицу, как они...

На выходных рассказывали детям о том, чем наука отличается от шарлатанства, на примере химии. На опытах показывали, как алхимики пытались нарушить законы природы и получить то, чего не было. Как результат - жёлтое и блестит, но отнюдь не золото. И, в противовес, выделяли настоящее серебро из раствора. Можно сказать, занятие было драгоценным! Курс занятий с октября по май для детей от 9 до 14 лет в группах по возрастам. В течение года участники будут знакомиться с типами химических реакций...

Книги серии «Энциклопедия занимательных наук для детей» написаны на основе материалов детских центров популяризации науки Новой Зеландии, Великобритании и Бразилии. Все научные материалы прошли рецензирование авторитетных ученых. Книги серии предназначены в первую очередь для детей, еще не начавших изучать предметы в школе. Увлекательное и полезное путешествие в мир знаний расширяет кругозор, вызывает интерес к изучению науки и исследованиям. Необыкновенные и познавательные опыты делают...

Опыты по физике: Физика в опытах и экспериментах [ссылка-3] Крутые эксперименты и разоблачения Игорь Белецкий [ссылка-10] Опыты для любознательных школьников [ссылка-1] Строение вещества и его свойства [ссылка-2] Тепловые явления [ссылка-3] Колебания и волны [ссылка-4] Атомная физика [ссылка-5] Механические явления [ссылка-6] Магнитные явления [ссылка-7] Оптические явления [ссылка-8] Электрические явления [ссылка-9] Учебные опыты по физике [ссылка-10] Опыты по физике (нужно...

28 марта в 14:00 на канале «Карусель» открывает двери «Лабораториум»! Программа создана по собственному оригинальному формату, в каждой серии шоу дается развернутый ответ на один важный детский вопрос: Почему небо голубое? Почему летают самолеты? Зачем нужно есть железо? Правда ли что динозавры существовали? Но главное это не просто понятные ответы специалистов, а три настоящих научных эксперимента в каждой программе, которые раскрывают необычные аспекты заявленной в программе темы: два опыта...

Мне и моим детям посчастливилось получить и протестировать химические наборы MEL Chemistry от компании MEL Science. Пожалуй, это наиболее современная и удобная на сегодняшний день возможность приобщить детей к химии, не дожидаясь, пока ее начнут изучать 1 час в неделю в 8-м классе. У программы, можно сказать, три составные части. Это наборы для проведения безопасных химических экспериментов в домашних условиях; сайт проекта, который обеспечивает подписку и научное сопровождение; и...

Без чего невозможен процесс горения? Правильно - без кислорода! При помощи простой химической реакции можно приготовить углекислый газ, которым мы и потушим огонь - настоящая невидимая вода!

Исследовать космос - очень интересно! Для детей создана специальная программа, состоящая из 12 интересных опытов, посвященных космической тематике. Опыты помогут ребятам познакомиться с тем, какие космические явления можно увидеть в небе, планетами Солнечной системы. Ребята изучат удивительные свойства вакуума, а также заберут с собой космические бусины, которые меняют свой цвет под воздействием ультрафиолетового излучения. Смотрим видео и открываем для себя новые идеи, которые можно...

Всем привет! Для этого красивого и простого опыта нам потребуется: - цветная бумага; - ножницы; - миска с водой. аккуратно вырезаем из бумаги цветы (можно предварительно нанести контур для удобства) теперь сгибаем лепестки как на фотографии и опускаем в миску с водой ура! Цветы распустились! очень красиво! Почему же цветы распускаются? Бумага намокает в местах сгибов, что и приводит к раскрыванию цветов. Попробуйте, ведь наука - это здорово! Для участников форума...

Родителям очень хочется, чтобы их дети хорошо учились. А для этого нужен искренний детский интерес. Как же пробудить любознательность? Нужны хорошие детские книги, которые рассказывают просто о сложном. К таким относится мировой бестселлер "Сам себе ученый". С этой книгой ваш ребенок сможет почувствовать себя настоящим ученым-исследователем - нейробиологом, физиологом, генетиком, ботаником, химиком, физиком... Звучит серьезно? На самом деле все просто! В книге собраны необычные...

В этой детской научно-познавательной книге "Простая наука" (она оптимальна для детей в возрасте 5-12 лет, но будет интересна и более взрослым детям) собраны самые интересные и простые детские опыты. Книга объяснит юным читателям, что наука - это просто и интересно. Ведь представленные в "Простой науке" опыты дети без проблем повторят дома или на улице, с родителями и друзьями. В книге 4 раздела, в каждом по 8 опытов. Итого - 32 опыта, каждый из которых подробно расписан по шагам и содержит...

29 ноября в Музее занимательных наук «Экспериментаниум» состоится «День Цельсия» ! Детей и их родителей ждут не только постоянные шоу, но и специальные программы и сюрпризы! Отметьте день рождения знаменитого Андерса Цельсия - профессора математики и астрономии, шведского астронома и метеоролога, именем которого назвали единицу измерения температуры. Цельсий предложил считать температуру кипения воды за 0°С, а таяния льда - за 100°С. Позже шкалу перевернули, но до сих пор понятия...

Как привлечь детей к химии? - Показать интересный, зрелищный, сногсшибательный эксперимент! "Но для такого эксперимента нужно оборудование, материалы, знания", - скажете Вы. И... ошибетесь! Для минимальной, но такой же зрелищной фараоновой змеи нужно всего лишь зайти в аптеку, а затем в магазин "Охотник/Рыболов" или хозяйственный. И соблюдать некоторые меры предосторожности, такие же, как, например, при запуске фейерверков. Именно такой эксперимент - классическая "Фараонова змея", которая...

Что такое вода? Для любого взрослого это очевидно, но ребенку вода может показаться удивительным веществом, которое много чего умеет. Для того чтобы познакомить малыша с этой живительной жидкостью и показать ему ее свойства, проведите вместе с ним несколько опытов: «Ныряющий изюм» Следует налить в банку воды, добавить 2 ч.л. соды и 2 ч.л. уксуса, медленно перемешать. Затем в воду следует опустить изюм и наблюдать за ним. Сразу изюм опустится на дно банки, а потом начнет подниматься вверх и...

Вот решились на поездку на море. Море, правда, Азовское, едем на поезде, «не летают самолеты по стране моей»:-(Не рискнули пока с ребенком дальше. Но теперь и это кажется сверхпутешествием, и вызывает сплошные вопросы. Едем, потому что есть временная возможность, и чтобы дите на солнышке побыло. Вот если ребенку еще нет года, а море в июне даже азовское еще прохладное в лучше случае градусов 25, то как и сколько ребенку можно купаться? Заходить на минуту в воду намочить пяточки? Постоять...

ЧАСТЬ 1 Хотелось начать свой рассказ с того как мне пришла мысль о смене питания. В какой-то момент я взглянула со стороны на свою жизнь, жизнь своих родных, близких и вот что я увидела: большую привязанность людей к пище, и чем больше человек ест, тем больше ему хочется. Расстроился - надо покушать, скучно – надо съесть что-нибудь, хочешь пообщаться с друзьями – купи сладостей или выпивки с чипсами, встреча с родственниками сводится к поеданию вкусной еды, при этом за два часа надо успеть...

Программа выходного дня на 27-28 июля СУББОТА 27.07.2013 10:30-11:00 "Огуречная ферма". Для маленьких жаворонков и их родителей наш добрый Фермер с Огуречной фермы приготовил сюрприз: он приглашает всех принять участие в посадке АЛОЭ. Удивительное растение, обладающее разносторонними полезными свойствами. Его сок можно использовать в качестве отличного средства от насморка, а также употреблять в пищу. В конце занятия вас ждёт заслуженный полезный и вкусный завтрак. Стоимость участия 250 руб...

Научно-развлекательный центр Эврика-Парк советует! [ссылка-1] Если вы заскучали дома с детьми, то развеять скуку помогут простые и занимательные опыты по физике! Например такой: Посеребренное яйцо. Если блестящую серебряную или никелированную ложку закоптить над пламенем свечи дочерна, а потом погрузить эту ложку в стакан с водой, ложка вдруг заблестит серебром, отражая пламя свечи, как зеркало. Мы, вытаскиваем её из воды, думая, что просто с неё ссыпалась копоть. Нет, ложка по-прежнему...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Домнина А.Е.

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

На заметку педагогу: купить оборудование для проведения опытов в детском саду можно в специализированном магазине «Детский сад» detsad-shop.ru

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт № 4. «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

Опыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход: Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).

Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 10. «Друзья».

Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт № 11. «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт № 12. «Откуда берётся вода?».

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Опыт № 13. «Какая лужа высохнет быстрее?».

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт № 14. «Игра в прятки».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт № 16. «Откуда берётся иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт № 17. «Тающий лёд».

Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Опыт № 18. «Замёрзшая вода».

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

Опыт № 19. «Водяная мельница».

Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Опыт № 20. «Пар - это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт № 21. «Прозрачность льда».

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.

Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость кладёт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают через лёд видны замёрзшие предметы.

Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

Опыт № 22. «Почему снег мягкий?».

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Опыт № 23. «Почему снег греет?».

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 24. «Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

Опыт № 25. «Таяние снега».

Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от тяжёлого воздуха, идущего от любой системы.

Опыт № 26. «Как добыть воду для питья?».

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Опыт № 27. «Можно ли пить талую воду».

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.

Опыт № 28. «Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть - безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

Опыт № 29. «Способность воды отражать окружающие предметы».

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Опыт № 30. «Вода может литься, а может брызгать».

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).

Опыт № 31. «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).

Опыт № 32. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

Опыт № 33. «Руки станут чище, если помыть их водой».

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что делать? Может быть отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: Что мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Опыт № 34. «Помощница вода».

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Опыт № 35. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).

Опыт № 36. «Текучесть воды».

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.

Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт № 37. «Животворное свойство воды».

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода даёт жизнь живому.

Опыт № 38. «Таяние льда в воде».

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 39. «Чем пахнет вода».

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

«Потому что без воды и не туды, и не сюды...» пелось в старом добром фильме. Действительно, без воды жизнь на Земле просто невозможна. Вода нужна всему живому: и растениям, и животным, и человеку. Вода покрывает более 60% поверхности нашей планеты, вода составляет 65% человеческого тела. Вода – особая субстанция, способная принимать форму того сосуда, в котором находится. Она может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Занимательные опыты станут для школьников прекрасным способом знакомства с водой, с ее свойствами и возможностями. Для проведения опытов с водой не нужно сложного оборудования или повышенных , достаточно самого элементарного инвентаря, доступного всем и каждому.

Итак, начнем экспериментировать.

Опыт с водой и солью

Для опыта нам понадобится:

  • вода;
  • стакан;
  • поваренная соль.

Ход опыта

  1. Наполним стакан водой до краев.
  2. Аккуратно помешивая содержимое стакана тонкой проволочкой или зубочисткой, начнем всыпать в него соль.
  3. В ходе опыта выясняется, что в стакан воды можно добавить еще около половины стакана соли, не пролив при этом воду.

Объяснение

Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край стакана.

Опыт с водой и бумагой

Для опыта нам понадобится:

  • ножницы;
  • карандаши или фломастеры;
  • клей;
  • цветная бумага разной плотности;
  • широкая емкость – таз или поднос;
  • вода.

Ход опыта

  1. Разрезаем бумагу на квадраты со стороной 15 см. Складываем квадраты вдвое и вырезаем из них цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх.
  2. Помещаем цветы в емкость с водой.
  3. Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки. Время, через которое это происходит, зависит от плотности бумаги.

Объяснение

Распускаться бумажные цветы начинают от того, что волокна бумаги напитываются водой, бумага становится тяжелее и распрямляется под собственной тяжестью.

Опыт с шариком и водой

Для опыта нам понадобится:

  • воздушный шарик;
  • стеклянная банка;
  • вода;
  • чайник.

Ход опыта

  1. Наполняем воздушный шарик холодной водой таким образом, чтобы он не мог пройти в горлышко трехлитровой стеклянной банки.
  2. Нагреваем воду в чайнике и наполняем ею банку.
  3. Оставляем воду в банке на некоторое время, пока стены банки не прогреются.
  4. Выливаем воду из банки и кладем шарик на ее горлышко.
  5. Наблюдаем за тем, как шарик начинает «всасываться» в банку.

Объяснение

После того как стенки банки нагрелись и из нее была вылита вода, они начинают отдавать тепло находящемуся внутри банки воздуху. Воздух, соответственно, начинает нагреваться и его молекулы движутся быстрее. Когда мы перекрываем шариком горлышко банки, мы создаем разницу давления внутри и извне нее. За счет этого шарик и втягивается в банку.

Опыт с водой и зубочистками

Все чаще, чтобы отвлечь ребенка от современных гаджетов, родители задумываются над разносторонним развитием своего чада. Одной из полезных альтернатив может стать эксперимент с водой для детей. Малыши любят узнавать новую информацию, особенно когда учебный процесс проходит увлекательно и интересно. В данной статье подробно рассмотрим варианты экспериментов и опытов, доступных в условиях городской квартиры.

Особенности воды и варианты их изучения

Всем известно, что вода бывает в трех агрегатных состояниях - жидком, парообразном и в виде льда. Наиболее доступным вариантом может стать такой эксперимент с водой для детей: показать крохе, как вода закипает в кастрюле или в чайнике. Малышей часто приводит в восторг появление пузырьков, пара, бурление и соответствующий шум. В процессе опыта нужно объяснить, что кипящая вода очень горячая и может причинить боль. Также опасность представляет пар и горячая ёмкость, в которой проводится эксперимент.

Варианты для самых маленьких

Малыши очень рано знакомятся с водой и её особенностями. Здорового младенца разрешено купать практически с первых дней жизни. Многие дети воспринимают купание как неотъемлемую часть своей жизни - им комфортно и хорошо в водной среде. Когда дети начинают устойчиво сидеть, им можно предлагать различные игрушки. Хорошо, если у малыша есть возможность самостоятельно познать свойства воды. Разнообразные домашние эксперименты для детей с водой во время купания:

  • Её можно переливать из одной емкости в другую.
  • Ребенок может наблюдать, как жидкость вытекает из леечки или из другого отверстия.
  • Нужно показать, что некоторые предметы тонут (например, металлическая ложка), а другие плавают на поверхности (например, пластмассовая формочка).
  • По поверхности воды можно шлепнуть ладошкой - появятся брызги и пузырьки.
  • Если малыш купается в ванночке с пеной, можно делать из неё шапочки или украшать стену ванной комнаты.

Воздушные шарики

Малышам часто интересно, как взаимодействуют разные предметы с яркими воздушными шарами. Например, колкая трава и кусты рвут шарики, и они лопаются. На водной поверхности надутые шарики удерживаются и не тонут. Если в помещении влажно и тепло - они лопнут. Кроме того, можно набрать в сам шарик вместо воздуха воду. Получается своеобразная «бомбочка». В жаркую погоду на природе ими можно бросать друг в друга или с небольшой высоты. Во время таких игр следует соблюдать правила безопасности и внимательно следить за ребенком.

Развитие моторики и координации

Многие опыты и игры с водой подразумевают использование хозяйственных принадлежностей. Например, можно переливать жидкость из большой ёмкости по стаканчикам при помощи поварешки, столовой или чайной ложки. В процессе такой игры ребенок увлекается процессом и тренирует свои движения. Перед такой игрой нужно приготовить тряпку и научить малыша вытирать за собой стол и пол. Также можно предложить своему чаду наполнить бутылку. Для этого нужно показать, как пользоваться воронкой.

Для подросших и спокойных малышей можно предложить такую забаву с водой: ребенок окунает в одну ёмкость с водой губку для мытья посуды. А отжимает её в другую тару. Постепенно вода из одной емкости переправляется в другую. Такой опыт требует усидчивости и внимательности. Зато у родителей может появиться несколько минут свободного времени.

Дети 3-4 лет: что им интересно

Эксперименты с водой для детей 3-4 лет можно вынести из ванной комнаты на кухню или, при возможности, на природу. Ребят в этом возрасте лучше еще не оставлять без присмотра, чтобы они не навредили себе или окружающим предметам. На улице можно провести такой эксперимент с водой для детей:

  • Предложить полить растение из лейки или ковшиком из ведра.
  • Налить воду в предмет с отверстиями или в «дырявый» пакет - интересно наблюдать, с какой скоростью вытечет вся жидкость.
  • Налить воду в таз или ведро и проверить несколько предметов на «потопляемость». Проводить такой опыт нужно с различными вещами, например, подойдет дощечка, пластиковый стакан, камень, листик, металлическая крышка и тому подобное.
  • Если жарким летним днем позволяет время, оставьте небольшое ведро холодной воды на солнце. Через пару часов вода заметно нагреется. Ребенку можно рассказать о воздействии солнца, изменении температуры окружающей среды и о многом другом.
  • В зимний период ребенку нужно показать особенности снега и льда. Самое простое, что можно сделать - это занести снег в квартиру и наблюдать за тем, как он тает.

Снег, лёд и вода: варианты знакомства

При наличии морозильной камеры можно ставить эксперименты с водой и льдом для детей. Конечно, без помощи родителей в таких опытах не обойтись. Могут быть предложены такие эксперименты с водой для детей 5-6 лет:

  • Заморозить какой-то объект в воде. Для этого берется формочка (например, силиконовая для выпечки - из неё удобно извлекать ледышку), в неё наливается чистая вода и помещается предмет (цветы, листья, бусины, мелкие игрушки и т. д.). Ёмкость помещается в морозильную камеру на несколько часов (время опыта зависит от температуры и объема воды).

  • Поместить кубики или осколки льда в ёмкость с водой. В горячей воде они с треском растают. В холодной всплывут на поверхность и будут медленно таять.

  • Можно превратить в кубики льда цветную жидкость, например воду с акварелью. Если заморозить молоко, сок или морс, эти кубики потом можно добавлять в детские напитки. Таким образом можно вызвать детское любопытство к новым блюдам, которые ребенок раньше не хотел пробовать. Зимой цветными льдинками можно что-то украсить во дворе или выложить узор прямо на снегу.
  • На предварительно замороженные кубики льда можно капнуть раствором соли и краски. Соль разъедает лед, а краска его окрашивает. В результате получается ледышка с красивым цветным рисунком.

Красочные опыты с водой

В любом возрасте интересен эксперимент с красками и водой. Для детей можно использовать или пищевые красители. У такого опыта может быть несколько вариантов:

  • В прозрачный стакан наливается вода и сверху капается несколько капель красителя - на поверхности появляются замысловатые узоры, которые быстро исчезают, слегка окрашивая воду.

  • Если использовать гелиевый пищевой краситель, можно успеть нарисовать какой-нибудь узор при помощи зубочистки.
  • В растворе пищевого красителя можно что-то окрасить, например белые яйца или пластик. Нужно следить, чтобы брызги раствора не попадали на руки и на одежду - их бывает сложно отмыть.
  • В 3 стакана наливается вода разного цвета. Над ними помещается отрез ткани так, чтобы она частично попадала в жидкость. Краска пропитывает ткань и, из-за того что цвета во всех стаканах разные, образуются цветовые переходы. Если взять 7 основных цветов, можно получить настоящую радугу.
  • Поместив белый живой цветок в ёмкость с разведенным пищевым красителем, через несколько дней можно наблюдать изменение его окраса. Чем концентрированнее будет раствор, тем насыщенней получится окраска цветка.
  • В баночку с разведенной краской можно опустить деревянную палочку от мороженого. Детям очень нравится наблюдать, как краска постепенно пропитывает древесину и поднимается вверх.

Крещенская вода

Как правило, эксперименты с крещенской водой для детей физически ничем не отличаются от опытов с обыкновенной. Единственное отличие - это возможность рассказать о том, откуда и когда появляется такая вода, для чего используется, какими «чудодейственными» свойствами обладает.

Опыты с растворением

Можно поставить такой примитивный эксперимент с водой для детей: налить в кастрюлю теплую жидкость и предложить ребенку сыпать туда все, что, по его мнению, может раствориться. Например, сахар и соль растворятся достаточно быстро, а душистый горошек останется невредимым. Так малыш получит представление о том, что некоторые вещества при столкновении с водой могут растворяться, а другие остаются в своём первозданном виде.

Современные технологии

В детских магазинах можно найти множество товаров, предназначенных для опытов. Таким образом, эксперименты для детей дома с водой могут стать значительно интереснее и разнообразнее. Например, есть силиконовые животные, которые помещаются в воду. Постепенно они пропитываются водой и увеличиваются в размере. Ребенку кажется, что животное просто растет само по себе, и, конечно, его приводит в восторг этот процесс.

Также существуют мелкие гранулированные наполнители для ванн и домашних бассейнов. При контакте с влагой они вырастают в несколько раз. Создается впечатление, что ребенок сначала купался в воде с цветным песком, а затем - в цветной желеобразной массе.

При использовании таких «новинок» для купания и опытов, нужно следить за реакцией кожных покровов ребенка, чтобы вовремя заметить проявление аллергии. Для маленьких детей лучше не использовать подобные средства - малыши могут случайно съесть гранулы.

Восковые эксперименты с водой

Для детей 11 лет и старше можно предложить следующий красивый опыт.

Потребуется:

  • Широкая ёмкость для воды.
  • Вода.
  • Акварель голубого или синего цвета.
  • Свеча восковая (лучше белого или любого светлого оттенка).
  • Зажигалка или спички.
  1. Вода в ёмкости окрашивается в голубой цвет с помощью акварели (это символическое «море»).
  2. Зажигается свеча.
  3. Когда воск достаточно расплавится, нужно поднести свечку к воде и наклонить.
  4. Расплавленный воск, попадая в воду, застывает и принимает причудливую форму (это символические «острова в море»).

Перед тем как проводить такой опыт, нужно тщательно объяснить ребенку правила безопасности, чтобы избежать травм и ожогов. Лучше первый подобный эксперимент проводить в присутствии взрослых.

Польза домашних опытов и экспериментов

Таким образом, эксперимент с является не столько учебным процессом, сколько полезной игрой. Это развлечение позволяет в легкой форме познакомить своё чадо со свойствами воды, снега, льда и пара. Кроме того, ребенок в процессе экспериментов получает полезные навыки - учится координировать свои движения, понимает различие между кипящей водой и кусочками льда, осваивает новые движения и т. д. Благодаря таким опытам у ребенка формируется понимание о том, что вода может растворять определенные вещества, о том, какие предметы тонут, а какие могут плавать. Чем больше знаний и навыков развивается у ребенка, тем увереннее и способнее он станет в будущем. Поэтому разнообразные эксперименты в детском возрасте очень важны и полезны для полноценного развития.