Сценарий школьной дискотеки для подростков. Сценарий дискотеки с игровой программой «двигайся больше!» для детей среднего школьного возраста

Данный сценарий детская дискотека на празднике детства предлагает интеллектуальные конкурсы, развлекательные – подвижные игры, провести выбранные действа можно в любом месте: в детском лагере, парке, детском саду, прочитайте, поймете – это нужно

Детская дискотека - начало

Лето – это цветное и самое многозвучное время года.
- …давай вместе с ребятами вспомним, какие звуки слышатся в лесу возле озера, на полянке. Ребята, попробуйте жестами и голосом передать звуки лета.

Игра «Звуки леса»
(шум ветра – руки поднимаются вверх, плавно качают ими влево-вправо. Щебетание птиц – руками машут, как крыльями, и чирикают, каркают. Стрекотание кузнечиков – звук «ц-ц-ц». Всплеск волн – руки движутся как волы, под звук «ш-ш-ш»).

Молодцы!!! Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Итак, повторяйте за нами движения.

Игра «Полет на воздушном шаре»
Раз-два, полетели. (руки в стороны)
Три-четыре, все присели. (все присели)
Пять, взлетаем мы опять. (встаем, руки в стороны)
Набираем высоту. (встает на цыпочки, поднимает руки)
И гудим погромче «У-у-у». (Гудит)
В воздухе переворот. (поворачиваемся вокруг себя)
Прекращается полет. (садится)

А теперь еще раз, но уже быстрее.

Ура! Прилетели!
- А сейчас мы будем искать клад. Вы готовы? Тогда давайте встанем в большой круг и будем повторять за нами движения.

Игра «Клад»
Мы пойдем за кладом вправо – раз, два, три!
А потом поищем влево – по-смо-три!
Развернем по шире карту – раз, два, три!
И воткнем в песок лопату-раз, два, три!
Поплевали на ладоши – тьфу, тьфу. Тьфу!
И копаем кто быстрее –пос-мо-три!

Вот уже и клад открыли йо-хо-хо!
Веселимся как умеем- молодцы!
На коне домой поскачем – цок-цок-цок! По горам, болоту, кочкам скок-скок-скок!
Перед сном мы выпьем квасу чок-чок-чок!
Подурачимся немного и на бочок.
Классно подурачились, молодцы!

Позволь тебя….
Я в вихре танца закружу.
Мы будем делать па ногой,
Потом поклоны головой.

Тогда скорее танцевать!
Ведь начинает музыка звучать.

Подумаешь, танец! Ребята, а ну-ка, скажите, уходящий 2008 год был годом… правильно, Крысы. В её честь станцуем танец.

(танец Крысы)

Подумаешь, танец какой-то там мыши. А скажите-ка, ребята, а 2009 год кого?... правильно Быка, в честь Быка станцуем танец.

(танец Быка)

Ребята, у нас сегодня праздник. А вы праздник ждали? Дома порядок навели? А что вы делали?
- посуду мыли? (Да)
Моем окна,
Моем полы,
Все перестираем,
Ковры выбиваем,
Моем посуду.
Вот все это мы сейчас покажем в танце, который так и называется «Приборка».

Игра «Приборка»

Скажи, ты любишь апельсины?
- я их не просто люблю, я их обожаю!!!
- тогда держи!
- это мне? Спасибо!
- этот солнечный апельсин не простой, а танцевальный.
- А давай устроим апельсиновую дискотеку. Для этого, ребята, вам нужно встать в 5 больших кругов. Каждому кругу мы дадим по «апельсину» - надувному мячу.
- Будут звучать мелодии различных танцев, которые вы будете выполнять с апельсином.

А как, мы вам покажем.
- Считаю до пяти.
Быстро встаньте все в круги.

Один, два, три, четыре, пять!
(под рок-н-ролл дети встают друг за другом, передают мяч над головой назад. Под «макарену», стоя лицом в круг, передают мяч из рук в руки рядом стоящему. Под «оранжевую песенку» перебрасывают мяч произвольно. Под «Рыжий Ап» встают в колонну, чья команда быстрее передаст мяч на сцену?)

Видишь, Итак! Какие ребята у нас дружные собрались!
- Давайте будем дружить друг с другом…
- как птица с небом…
- Как поле с плугом…
- как ветер с морем…
- Трава с дождями…
- как дружит солнце со всеми нами.

На какой странице закладка?

Аниматор демонстрирует достаточно толстую книгу:
- Дети, вот титул, вот оборотная сторона. Всего в книге столько-то страниц, и в ней - видите? - торчит закладка.
Кто на глаз определит, на какой странице закладка? По очереди!

Дети выкрикивает номера страниц.
Аниматор прикалывается:
- На какой, вы говорите? Вы уверены? Повторите еще раз! Громче! Нет, неправильно…
Если угадывание затягивается, аниматор помогает:
- Холодно! Горячо! Еще горячей!
Книга достается победителю в качестве приза.
(В начале перестройки автор этих строк проводил вечеринку для американских подростков. Им не особенно нравилась наша музыка и наша еда. Но эта простая игра неожиданно прошла на ура.)

Вариант:
Перед вручением книги победителю аниматор может зачитать с заложенной страницы прикольную или поучительную фразу.

Быстро - медленно

>> Медленный танец.
Диджей:
- Медленная музыка сейчас сменится быстрой. Затем быстрая сменится медленной… Дети, ваша задача: под быструю музыку танцевать быстро, по одиночке, под медленную - медленно, парами. Запомнили? Не перепутаете?
Диджей чередует быстрый и медленный треки. Делает это все чаще, так что под конец музыка меняется уже через несколько тактов.
Самые ловкие и изобретательные танцоры награждаются призами.

Кто выше прыгнет?

Диджей во время танца:
- А ну, кто выше прыгнет?
Дети прыгает, еще и еще.
Самому прыгучему вручается приз.
Диджей, также на музыке:
- А кто, не прерывая танца, ниже присядет? А еще ниже?
Если на танцполе чисто, нередко приз уходил тому, кто просто ложился на пол и так «танцевал».

Диско-фигура, замри!

Перифраз известной детской игры «Море волнуется».

Во время танца диджей считает:
– NN (название дискотеки) волнуется – раз. NN волнуется – два. NN волнуется – три. Диско-фигура, – замри!
Резко выключает музыку. Все неподвижно замирают. Диджей комментирует «скульптуры», просит придумать что-нибудь поинтереснее.
Танцевальная музыка и счет возобновляются.
Снова пауза.
Наконец, на третьей паузе диджей награждает призами придумавших самые интересные позы.

Вариант:
Диджей оценивает «окаменелость» фигур. В паузе спускается на танцпол, идет меж застывших фигур, пытается рассмешить кого-то, чтобы те шевельнулись.
Победителей в этом случае не бывает. Просто диджей хвалит «стойких оловянных солдатиков».

Варианты текста:
– Ледяная фигура, замри! Новогодняя фигура… Хаус-фигура… Хип-хоп-фигура… и т. д.

Волейбол со множеством шаров

Танцпол делится воображаемой линией на две половины.
На танцпол вбрасывается множество воздушных шаров.
Публика пытается забить шары на территорию соперников.
Диджей отворачивается и в произвольный момент времени вновь резко оборачивается к площадке, на глаз определяя, на чьей стороне шаров больше (чья сторона пропустила больше шаров).
Так три раза.
Диджей ведет счет и объявляет "половину-победительницу".

Кто хочет конфету?

Диджей-аниматор:
- Кто хочет конфету?
- Я!
- Иди сюда, держи
(дает конфету).
- Кто еще хочет конфету?
- Я! Я! Я!
- Э, нет, эту конфету получит тот, кто победит в конкурсе.

Проводит конкурс.
Эта фишка помогает начать дискотеку, когда народ плохо раскачивается. Вторая конфета достается тому, кто первый начинает танцевать.

Юные журналисты

Наготове листы бумаги и ручки.
Аниматор объясняет, что любая информационная статья отвечает на вопросы: Кто сказал или сделал? Что произошло? Где? и т. д.
Аниматор вбрасывает вопрос:
- Кто?
Участники пишут каждый на своём листе кому что в голову взбредёт.
Загибают свои листы, чтобы не видно было написанное, и передают их соседу.
- Что?
Соседи в свою очередь пишут, что, по их мнению, произошло, сворачивают листы и передают их дальше.
- Где?
- Когда?
- Как?
- Почему?
Аниматор зачитывает получившиеся "информации".

От носа к носу

Две равновеликие команды выстраиваются в линии.
Аниматор дает первым номерам по пустому коробку (без внутреннего бумажного ящичка).
Необходимо надеть коробок на нос и передавать его от носа к носу без помощи рук.
Если коробок падает, его поднимают, надевают на нос и передают дальше.

Ква-ква-ква

Детская игра, когда диджей хорошо знает аудиторию.

Дети становятся по кругу.
Диджей-аниматор в центре с завязанными глазами:
- Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала комара,
Закричала...

Диджей показывает на кого-нибудь из детей рукой.
Тот, на кого он указал, говорит: «Ква-ква-ква».
По голосу диджей должен определить, кто это из детей.

Бери на «три»

Диджей-аниматор:
- Расскажу я вам рассказ - полтора десятка фраз.
Как скажу я цифру «три» - приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали, растормошили, а внутри…
Рыбёшек мелких увидали, и не одну, а целых… две!

Мечтает мальчик закалённый стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри, а жди команду: «Раз, два... марш!»

Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи,
Возьми и вслух их повтори - разок, другой, а лучше… пять!

Однажды поезд на вокзале нам 3 часа пришлось прождать...

Если никто не успевает взять приз, его забирает диджей, после чего завершает игру:

Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать!?

Конфета на ниточке

К конфетам в фантиках привязаны длинные нитки.
Намотать нить на палочку, подтянув к себе конфету.
Развернуть конфету и съесть.
Кто быстрее?

Гусеница

Дети образуют цепочку-«гусеницу» или разбиваются на несколько цепочек.
Первый - «голова», последний, соответственно, - «хвост».
Включается музыка, и гусеница устремляется вперед.
При этом голова совершает различные движения: машет руками, делает выпады, идёт гусиным шагом…
Остальные дети повторяют движения.
Когда голова устаёт, она поворачивается к игроку за своей спиной, гладит его по макушке (Теперь ты голова!) и переходит в хвост, после чего танец продолжается с новым ведущим и новыми приколами.
Конкурс длится пока звучит музыка или пока не надоест.

Квадрат - овал - треугольник

Для детской дискотеки.

Дети разбиваются, например, по классам, и каждый класс танцует в круге.
Диджей даёт команду:
- Квадрат!
Дети, не прерывая танца, из круга перестраивается в квадрат.
Диджей:
- Овал! (то бишь Эллипс)
- Треугольник!
- Ромб!
- Трапеция!
- Прямоугольник!
Поощряется класс, построивший самые правильные фигуры.

Цвета

Можно проводить прямо во время детской дискотеки.

Диджей:
- Коснись жёлтого - раз, два, три!
Каждый игрок как можно быстрее старается взяться за нужного цвета вещь (предмет одежды, часть тела) любого из танцоров.
Кто не успел - выбывает из игры.
Диджей повторяет команду, уже с новым цветом.
Побеждает оставшийся последним.

Скованные одной цепью

Диджей образует команды по 3-7 человек.
По количеству участников к веревке с интервалом в 1 метр пришиваются шляпы, панамы, пилотки...
Дети надевают их на головы и танцуют.
Проигрывает команда, у которой раньше слетел головной убор.
Руками шапку держать нельзя.

Несмеяна

Из девочек выбирается Царевна Несмеяна.
Все остальные пытаются танцем Несмеяну рассмешить.
Щекотать и, вообще, прикасаться к Несмеяне, нельзя.

Угадай на замедленной

Известная песня воспроизводится на замедленной скорости.
Если скорость меньше нормальной в 3-4 раза, узнать песню в бУхании и хрипе практически невозможно.
Диджей пошагово или плавно увеличивает скорость воспроизведения.
Кто первым узнает песню?

Зарядка

Аниматор:
- Дети, повторяйте за мной! Раз...
Держит руки, согнутые в локтях, на уровне груди.
- Два...
Руки вытянуты вперед.
- Три!
Руки подняты вверх.
- Запомнили номера движений? Раз... Два... Три!
Дети на танцполе повторяют движения рук.
- А теперь я называю номера, но показываю "неправильные" движения! Вам же надо делать те движения, номера которых мы выучили. Раз... Три... Два... Три... Раз...
Побеждают самые внимательные - те, которых не сбивают "ложные" движения аниматора.

Поклоны

Участнику конкурса (артисту-любителю, сразу всей публике) поклониться как:

  • пианист
  • клоун
  • балерина
  • потерпевший крах
  • застенчивый
У кого получится артистичнее?

Найди своих

Аниматор формирует две равновеликие команды.
Ассистенты завязывают детям глаза и «перемешивают» их друг с другом.
Одна команда «хрюкает», другая «мяукает».
Задача: опередив соперников, собраться своей командой в «кучу».

Жесткий карандаш

Нарисовать цветок (или что угодно). Но только не водя карандашом по бумаге, а наоборот, – водя лист бумаги, закрепленный на твердом планшете, по жестко закрепленному карандашу.

Неуловимый шнур

На расстоянии 5-8 метров друг от друга стоят два стула. По полу от стула к стулу проложена веревка так, что ее концы находятся под сиденьем.
Аниматор усаживает на стулья двоих участников.
Аниматор:
- Задача: по сигналу вскочить со стула, добежать до другого стула, сесть и вытащить веревку из-под стула, не позволив сделать это сопернику.

Вариант:
Можно усложнить задание. Например, добежать до стула, обежать вокруг него три раза, сесть и вытащить «неуловимый» шнур.
Или: обежать стул соперника, вернуться к своему и - вытащить шнур.

Перевёртыши

Диджей произносит фразы.
Дети должны ответить противоположной по смыслу фразой.
При этом фраза-перевёртыш должна быть названием фильма, сказки и т. д.

Названия фильмов:

  • Чёрный месяц джунглей – Белое солнце пустыни
  • Грустные девочки - Весёлые ребята
  • Крик баранов - Молчание ягнят
  • Не бойся велосипеда – Берегись автомобиля
  • В симфоническом оркестре не только парни – В джазе только девушки
  • Киев верит смеху - Москва слезам не верит
Названия сказок:
  • Чёрный носок - Красная шапочка
  • Квадрат - Колобок
  • Небоскрёб - Теремок
  • Одна пчела - Три медведя
  • Редиска - Репка
  • Мышь без тапочек - Кот в сапогах
  • Безгорбый верблюд – Конёк-Горбунок
  • Эдик в обыкновенной деревне - Алиса в стране чудес

Кандалы

Две команды становятся в ряд друг напротив друга.
Игроки держат друг друга за руки.
Игрок из одной команды бежит, стараясь разбить цепочку команды-соперницы.
Если разбивает, то уводит одного игрока в свою команду.
Если нет, то становился частью команды-соперницы.
Слова такие:
- Кандалы…
- Закованы.
- Разбейте нас!
- Кем?
- Атаманом!
- Каким?
- (Имя игрока.)

Игра идёт под музыку, народ пританцовывает.
Цель игры – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды-соперницы.

Послушаем ещё раз!

Диджей:
- Эффектное место! Послушаем ещё раз!
Перемотка куска трека назад.
Звук перемотки громко идёт в динамики (если это технически возможно).
Трек включается повторно с эффектного места.
Делать всё надо ритмично, не затягивая процесс.

Здесь не баня!

На подиуме в стороне от диджея появляются два персонажа клоунского типа в майках с полотенцами через плечо. У одного в руках таз, у другого - чайник.
Первый ставит таз на стул и начинает мыть над ним руки. Второй поливает из чайника.
Диджей останавливает музыку:
- Это еще что такое? Что вы здесь делаете?
- Как что? Моемся!
- Здесь нельзя мыться.
- А где можно?
- Где угодно. Только не здесь.

Вновь звучит музыка. Клоуны переходят на противоположную сторону подиума и вновь принимаются мыть руки.
Диджей снова останавливает музыку:
- Я же сказал: здесь мыться нельзя! Идите отсюда!
Музыка. Клоуны перемещаются на новое место - в центр подиума, прямо к диджейскому пульту и принимаются за свое.
Диджей:
- Сколько раз вам повторять? Здесь не баня. Уходите! Проваливайте!
- Совсем?
- Совсем!

Расстроенный клоун берет таз, раскачивает его три раза и - выплескивает содержимое прямо в зал. Из таза в толпу летит «вода» - на самом деле мелко порезанная плотная бумага (фотобумага), которая в луче сильного прожектора или световой пушки создает полную иллюзию брызг.

Секрет фокуса в том, что во время третьего перемещения клоуны незаметно вынули из таза и спрятали за кулисами или за пультом диджея маленький тазик, куда сливалась вода. Порезанная бумага лежала в тазу изначально.

Сценарий игровой дискотеки подходит для проведения в начальных и средних классах школы. Для проведения игровой дискотеки на младший и средний школьный возраст необходима хорошая музыкальная подборка. Музыка должна быть такой которую дети слушают и любят, тогда участники будут с удовольствием танцевать и участвовать в конкурсах. В сценарий игровой дискотеки «Король вечеринки» включены музыкально-танцевальные конкурсы, а также конкурс «Король вечеринки».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на нашей вечеринке! Сегодня вас ждет много сюрпризов, танцев, конкурсов и конечно главное сражение нашего вечера – выбор короля и королевы вечеринки! Кто получит корону? Решать вам поскольку победитель будет выбран голосованием всех присутствующих, ну а пока мы все вместе разомнемся и придумаем танец вашего класса. Встаем в круг все! Сейчас мы начиная с меня по очереди будем показывать танцевальные движения. Я показываю движение, вы за мной его повторяете, затем движение показывает тот, кто стоит слева от меня мы все повторяем и соединяем два движения вместе. И так далее по кругу пока движения каждого из вас не сложатся в ваш собственный танец как снежный ком.

Танец «Снежный ком»

Ведущий: Отлично вы замечательно танцуете. А сможете ли вы танцевать не всем телом а лишь той частью, про которую поется в песне? Посмотрим как у вас это получится!

Конкурс «Части тела». Звучит музыкальная нарезка из песен «Ноги» Дискотека Авария», Танец локтей, «Бигуди» Иван Дорн.

После конкурса можно пустить несколько музыкальных композиций чтобы дать гостям вечеринки просто потанцевать.

Ведущий: а наша дискотека набирает обороты и мы с вами превращаемся в молекулы! Сейчас как только я крикну число например три молекулы вам нужно будет танцевать по трое, четыре – по четверо и т.д.

Танец «Молекулы»

После конкурса можно пустить несколько музыкальных композиций чтобы дать гостям вечеринки просто потанцевать.

Ведущий: ого! Вы так зажигаете что у меня даже аппаратура не выдерживает и барахлит, но для вас не составить труда спеть припев песни если звук выключится правда? Итак, поем песни и танцуем!

Игра «Спой припев», участники танцуют, когда песня доходит до припева музыка убавляется и все присутствующие поют. Можно дать микрофон самым активным участникам.

После конкурса можно пустить несколько музыкальных композиций чтобы дать гостям вечеринки просто потанцевать.

Ведущий а теперь отжигаем по-крупному, но если музыка остановиться вам нужно замереть и не двигаться. Замереть в той позе в которой вы танцевали так как будто время остановилось. Я буду считать от десяти до нуля. Как только дойду до цифры ноль музыка заиграет снова – такой флешмоб у нас получится!

Флешмоб «Замри»

Ведущий: А теперь мне хотелось бы узнать есть ли у нас желающие выставить свою кандидатуру на звание короля вечеринки? Отлично! Я вижу, что у нас появились желающие. Выходите в центр, я хочу узнать ваши имена и некоторые подробности вашей жизни.

Конкурс «Блиц опрос». Ведущий знакомится с каждым участником и просит его ответить на один из вопросов:

  1. У тебя есть смешное прозвище?
  2. Чем ты занимаешься в свободное время?
  3. Кто твой любимый музыкальный исполнитель?
  4. У тебя есть домашнее животное? Если нет то какое твое любимое животное?
  5. Какие сладости ты любишь больше всего?

Ведущий: мы познакомились с участниками, а теперь ваша задача ребята показать всё на что вы способны. Выходите в центр по очереди и танцуйте а все остальные будут повторять движения за вами. Устроим настоящий танцевальный батл.

Танцевальный батл. Претенденты в короли по очереди выходят в центр и показывают движения гости вечеринки за ними повторяют.

Ведущий: время выбрать Короля вечеринки. А выбирать мы его будем по вашим аплодисментам.

Ведущий называет имена претендентов и просит им аплодировать. Тот кому аплодировали больше – король вечеринки.

Ведущий: королю вечеринки нужна королева. Для выбора королевы вечеринки у меня есть шляпа. Сейчас пока будет звучать музыка вам девчонки нужно будет танцевать в кругу по очереди надевая шляпу. Как только музыка кончиться та, на ком будет шляпа выйдет из круга. Последняя оставшаяся в кругу – королева вечеринки!

Конкурс «Шляпа»

Ведущий: вот и наша королева, давайте встретим её аплодисментами. И под дружные аплодисменты устроим коронацию. Итак, королевой вечеринки назначается…(имя) а королем вечеринки …(имя)

Ведущий надевает победителям короны.

Ведущий: а теперь танец короля и королевы вечеринки!

Звучит медленная мелодия Король и королева вечеринки танцуют медленный танец. Через минуту ведущий приглашает остальных гостей к ним присоединиться .

Список реквизита для проведения игровой дискотеки «Король вечеринки»: корона 2шт. шляпа.

ВЕД.: — Добрый день, ребята! Я приветствую вас на весёлой дискотеке под названием «Танцевальный калейдоскоп»! Как понятно из названия, сегодняшняя заключительная программа посвящена нашему замечательному лагерю, и конечно вам, дорогие ребята!

Разминка, игра «Цвета»

ВЕД.: — Чтобы как следует разогреться, мы проведем конкурс под названием «Цвета». А для этого встаньте в круг и возьмитесь за руки. Пока звучит музыка, вы двигаетесь направо. Когда музыка прерывается, я называю какой-нибудь цвет. Ваша задача как можно быстрее взяться за вещь кого-либо из участников этого цвета. Приготовились, поехали! Белый! Красный! Серый! Чёрный! Зеленый! Синий! Желтый! Белый! Оранжевый!

Танец «Опа-Опа» (см.видео)

ВЕД.: — Дорогие ребята, вот настал последний день, когда все мы вместе.

Заканчивается лагерь, заканчивается лето… Но не будем огорчаться,

Ведь встречаться вместе, веселиться, и играть можно круглый год!

А сегодня мы проведём весёлую дискотеку закрытия лагеря!

— И сначала проверим, как хорошо вы знаете имена своих друзей.

Эстафета «Почтальоны»

Реквизит: мольберт с написанными окончаниями имён (-на, — за, — нил, — ра),

2 сумки с карточками, на которых написаны первые части имён (али-, ли-, дан-, фло-), скотч или магниты.

Задание: 2 команды – «почтальоны», которым нужно срочно доставить письма ребятам, которые ходят в лагерь. Каждый участник по очереди бежит с сумкой к общему для команд мольберту. Его задача – взять из сумки одну карточку с началом какого-либо имени, и найти на мольберте его окончание, прикрепив карточку к мольберту. Кто быстрее доставит все письма?

Танец «Зарядка » (см.видео)

ВЕД.: — Наша игровая программа продолжается, и сейчас настал черёд самых быстрых и внимательных! Есть желающие? Первые два человека, пожалуйста…

Парная эстафета «Неуловимый шнур»

(2 стула, поставленные спинками друг к другу, под ними лежит верёвка)

ВЕД.: — Присаживайтесь… По моей команде вы обегаете стулья 3 раза, вновь садитесь на свой стул, и быстрее дёргаете за веревку. Бежите в левую сторону. Вот, собственно, и всё. Приготовились, марш!

(таким образом, вызываются 4 пары – 8 человек).

Наградите, пожалуйста, наших спортсменов.

Оркестр

Эстафета «Сладкий наряд»

(прищепки, конфеты по количеству игроков)

ВЕД.: — А теперь я хочу спросить у девочек: любите ли вы наряжаться? Правда? А кто больше всего? Я попрошу выйти ко мне 2-х самых больших модниц. Вы будете у нас манекенами. И ваши наряды будут необычными.

Остальные ребята встают в 2 колонны. Ваша задача с помощью прищепок прикрепить к своему манекену как можно больше конфет. Каждый участник прикрепляет по одной конфете, делают это по очереди.

Танец «Кентастиш» (см.видео)

Танец брейк-данс (мальчики)

Частушки (девочки)

Парная эстафета «Хозяюшки»

(4 косынки, 4 фартука)

ВЕД.: — Продолжаем наряжаться. Сейчас мальчики завязывают на себе фартуки, а девочки на головах — косынки. Задача участников: пока звучит музыка, танцуя, развязать на себе этот предмет – косынку или фартук – и вновь завязать его на своём партнёре по танцу. Приготовились, музыку!

Бурные аплодисменты нашим участникам!

ВЕД.: — За время, проведённое в лагере мы все подружились. А дружба крепкая, как поётся в песне «не сломается, не расклеится от дождей и вьюг». Предлагаю это проверить!

Игра «Поезд»

ВЕД.: — Сейчас вам понадобиться крепко стоять на ногах. Потому что все вы будете пассажирами поезда. Первые номера – вы будете машинистами. Ваша задача: бежать быстро, часто, и неожиданно менять направление. Поехали! Молодцы!

ВЕД.: — Наша программа подошла к концу. Но у кого ещё остались силы, вы вполне можете с ними расстаться во время заключительного танца! Вперёд!

Танец «Крези Фрог»

Дискотека

Номера, подготовленные детьми:

Танец маленьких лебедей (мальчики)

Частушки (девочки)

Танец брейк-данс (мальчики)

Сценка «Супергерои» (мальчики)

Оркестр

Фильм «Сиреневая панамка» в жанре комедии