Секреты орфографии. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Граник Генриетта Григорьевна (выдвигается Психологическим институтом РАО и членом Большого жюри Национального конкурса «Золотая Психея» Рубцовым Виталием Владимировичем) Тема: «Знаки препинан

Секреты орфографии. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.

М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с кличами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная и на уроке, и во внеклассной работе.

Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами;
раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь;
гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам;
узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.

Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание;
научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.

Формат: djvu

Размер: 9, 5Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Про эту книгу
ЧАСТЬ I
ГЛАВА I. Дорога к письменности
Как обходились без письма?
Древние письмена
ГЛАВА II. Кто-кто в алфавите живёт?
Как возникла наша письменность?
Меня зовут фонема
Для всех ли фонем есть буквы?
ГЛАВА III. В путь за «главным» принципом
«Ошибкоопасные» места
Тайна фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Выходим на «главное» правило
ГЛАВА IV. «Фонемные» и «нефонемные» правила
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
«Нефонемное» правило
ГЛАВА V. Kак «оседлатъ» правило?
Волшебное средство - «самоинструкция»
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам
ГЛАВА VI. Память и грамотность
ЧАСТЬ II
ГЛАВА VII. Из чего строятся слова?
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
ГЛАВА VIII. Приставки-труженицы
Поговорим о всех приставках сразу
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)
Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Самые трудные! (Приставки третьей группы)
Что может означать приставка при-?
Что может означать приставка пре-?
Тренируемся на все вместе
ГЛАВА IX. Смотри в корень!
Слова-«родственники»
Кто командует корнями?
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни
Маленький «загадочный» театр
Послесловие

Российский психолог, педагог, доктор психологических наук (1981), профессор, действительный член РАО (1995).

Г.Г. Граник родилась в Улан-Удэ в семье служащих (отец, Григорий Григорьевич, был инженером; мать, Этолия Александровна - домохозяйкой). После окончания Великой Отечественной войны Генриетта Григорьевна попала в тяжелую автомобильную катастрофу и долгое время не могла ни учиться, ни работать. После выздоровления в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района Москвы. Эти годы она и до сих пор считает лучшими в своей жизни, а слова ее бывших пионеров: «Рита, ты подарила нам детство», - высшей наградой, которая греет ее всю жизнь.

Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), Г.Г. Граник стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. С тех пор свою жизнь она навсегда посвятила проблемам школы и прежде всего проблемам создания учебников. В начале 1960-х гг. Г.Г. Граник была принята на должность младшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лабораторию программированного обучения.

В 1963 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков». Затем занималась и занимается вопросами создания учебников по русскому языку (вначале - проблемно-программированных, а потом - учебников нового типа). В это время проблема школьного учебника как специальная теоретико-экспериментальная проблема в психологической науке хотя и ставилась, но по существу не разрабатывалась.

Вместе с тем, как известно, еще в начале ХХ в. состоялась дискуссия на эту тему: одни из ее участников считали, что учебник должен нести функцию закрепления знаний, полученных учеником в классе, должен стать учебником-справочником, учебником-тренажером; другие полагали необходимым так построить учебник, чтобы он сопровождал весь учебный процесс, выполнял не только обучающую, но и развивающую и воспитывающую функции. Из инструмента передачи информации учебник должен был превратиться в средство организации совместной деятельности учителя и учащихся, а также самих учащихся. Они считали, что такой учебник поможет и учителю, и ученикам. Тогда победили сторонники учебников-справочников, учебников-тренажеров. Такие учебники, не изменяясь по существу, преимущественно используются и сегодня. Даже бесспорные, крупные достижения лингвистов и психодидактов ХХ в. лишь изредка, с большим трудом, пробиваются в так называемые новые поколения учебников.

Почему же в те годы победили сторонники таких учебников? Основных причин две: во-первых, массовой школе срочно требовались учебники, а создание учебников, которые бы обслуживали весь учебный процесс, требовало много времени и специально подготовленных кадров. Во-вторых, наука вплоть до 1960-х гг. делала лишь первые шаги по изучению психологии усвоения такого предмета, как русский язык (см. работы Д.Н. Богоявленского, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, А.М. Орловой и других).

Таким образом, не было научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения.

Для создания учебников нового типа в 1965 г. Г.Г. Граник удалось при НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР и Российском педагогическом обществе организовать первый семинар для учителей. Всего в семинаре участвовало свыше 30 человек. Он просуществовал около 11 лет. Создание учебников нового типа опиралось на многочисленные исследования в разных областях науки: общей и педагогической психологии, психодидактики, возрастной физиологии, методики и др. Результаты исследований этих лет отражены в пяти монографических сборниках и в книгах серии «Проблемы школьного учебника».

В 1971 г. авторским коллективом был создан первый экспериментальный учебник нового типа по синтаксису и пунктуации русского языка, награжденный премией им. К.Д. Ушинского. В истории Академии педагогических наук СССР это был первый случай, когда премию получили не только научные сотрудники института, но и учителя-экспериментаторы (из 10 авторов - шестеро были учителями: С.М. Бондаренко, О.З. Кантаровская, Е.Д. Кин, Л.А. Концевая, С.С. Левитина, Е.Л. Соломонова).

В настоящее время как в общей, так и в педагогической психологии накоплен большой материал о процессе усвоения знаний, о причинах возникновения тех или иных нарушений, сбоев в этом процессе, о содержании новообразований, которые происходят в развитии ребенка под влиянием обучения. К числу фундаментальных исследований относится докторская диссертация Г.Г. Граник «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений» (1985).

Дело в том, что учебник требует целостного подхода к проблеме своего создания. Такое единство основывается на синтезе ряда наук - это общая психология, психодидактика, современная лингвистика, литературоведение, возрастная физиология, логика и методика, обслуживающая разработанную целостную концепцию.

Проблема построения учебников нового типа не могла быть решена без создания целостного курса русской филологии. Объединение русского языка и литературы в единую образовательную область «Русская филология» предполагало изучение соотношения школьных предметов «русский язык» и «литература». А это, в свою очередь, потребовало создания другого семинара, участники которого совместно с сотрудниками группы провели необходимые психологические исследования. В 1999 г. при Московском комитете образования и ПИ РАО была открыта экспериментальная площадка «Разработка курса “Русская филология” - его содержания, средств и методов обучения», руководителем которого является Г.Г. Граник. В течение ряда лет были созданы первые, а затем после массовой экспериментальной проверки вторые варианты учебников нового типа по русскому языку и литературному чтению со всеми методическими пособиями: программой, методическими рекомендациями (сценариями уроков), спутниками учебников (всего 27 книг). Учебно-методический комплект представлен к премии Правительства РФ в области образования (2008).

Г.Г. Граник опубликовано свыше двухсот работ. Основные научные результаты лежат в области исследования психологических механизмов грамотной речи, понимания текста, разработки концептуальных подходов к построению учебников нового типа. Ею создано новое направление в психолого-педагогической науке - «Школьный учебник».

За создание научно-учебно-методического комплекта «Русская филология» Г.Г. Граник удостоена премии Президента РФ в области образования (1997); она награждена золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007), почетным знаком «ПСИ серебряная» Федерации психологов образования РФ, МГППУ, ПИ РАО (2007).

9 ноября 2018 года Генриетте Григорьевне Граник исполнилось 90 лет. В день славного юбилея «Гильдия словесников» - ассоциация, объединяющая всех, кто знает цену точному и образному слову, кто творчески работает с ним, - поздравляет замечательного психолога и филолога, проложившего дорогу сотням тысяч словесников к Слову, Грамотности, Книге, с Днем рождения!

Кто такая Генриетта Григорьевна Граник?

Согласно официальной справке, Г.Г. Граник - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующая группой психологических основ построения школьных учебников Психологического института РАО. Родилась в г. Улан-Удэ в семье служащих. После окончания Великой Отечественной войны в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района г. Москвы. Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. В 1963 году Г.Г. Граник пришла в Институт общей и педагогической психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), в лабораторию программированного обучения, где в течение ряда лет занималась психологическими основами создания проблемно-программированных учебников по русскому языку. В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 г. - докторскую на тему «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений».

Жизнь юбиляра оказалась навсегда связана со школой, с проблемами создания школьного учебника. Под научным руководством Риты Григорьевны и при ее непосредственном участии создано 45 учебников и 10 учебных книг по русскому языку (самые известные: «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995), «Знаки препинания» (1998), «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» (2002)); 12 учебных книг по литературе и литературному чтению («Путешествие в Страну Книги». В 4-х книгах» (1998, 2007, 2018), «И… снова о Пушкине» (1999), «Драматурги, драматургия, театр» (2001), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы» (1999, 2001), «Русская литература: от былин до Крылова» (2007), «Я - другой. М.Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Читаем, размышляем» (2016), «А.С. Пушкин, его друзья и современники» (2018).

Г.Г. Граник удалось сделать так, чтобы обучение русскому языку стало не только результативным, но и «понимающим», сверхинтересным. Ее учебники дети читают как «Графа Монте-Кристо» (в этом и состоял первоначальный замысел). С единственным отличием - «Графа…» современные дети не читают, а учебники русского языка Г.Г. Граник читают, изучают, называют любимыми школьными учебниками.

В личности Риты Григорьевны счастливо соединились ученый-теоретик, основоположник научной школы психологических проблем школьного учебника, и ученый-практик. Ею разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в многочисленных коллективных монографиях, в том числе в последней «Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня» (М.-СПб.: Нестор-История, 2018), но и созданы сами учебники (главный итог 55-летней деятельности юбиляра - УМК «Русский язык. 1-9 классы. Под общ. ред. Г.Г. Граник»).

Понимая, что учить по-новому нужно не только учащихся, но и учителей, Рита Григорьевна с самого начала стала писать книги и для педагогов-практиков. Она - автор и научный редактор серии книг, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, с учебной и художественной книгой («Учитель, учебник и школьники» (1977), «Как учить школьника работать с учебником» (1987), «Когда книга учит» (1988, 1991), «Как учить работать с книгой» (1995, 2007), «Дорога к книге» (1996) и др.).

В общей сложности Г.Г. Граник опубликовано свыше 300 работ, среди них тридцать (не считая учебников) умных и очень нужных школе книг, многочисленные публикации по педагогической психологии, психодидактике школьного учебника, психологическим проблемам обучения русскому языку и литературе, вопросам чтения и понимания текста…

Мы желаем Рите Григорьевне здоровья, сил, благополучия, дальнейших творческих успехов и взлетов!

Поздравления от Ирины Николаевны Евлампиевой

Генриетта Григорьевна Граник. Мы никогда не встречались. Мы встречаемся постоянно, начиная с 1979 года, с первой педагогической практики, когда я с ужасом поняла перед уроком, что на третьем курсе филфака я не понимаю, о чем говорить с детьми на уроке, как работать, чтобы они поняли очевидное для меня. Мне, как и многим тогда, помогла книжка «Секреты орфографии». В книжке открывались секреты не только истории слова, его строения, но и секреты психологии, методики. Совершилось открытие того, что кажущееся мне, по студенческой самоуверенности, очевидным, совсем не очевидно. Именно с тех пор я стала постепенно понимать, что секрет успешного урока в совместном поиске.

Я давно работаю в школе. Когда появилась возможность выбора учебника, я сразу в это поиск включилась. Каждый из авторов школьных учебников проявляется в них по-разному: кто-то любит русский язык как науку о языке и увлеченно рассказывает об той науке, кто-то заботится о бедном ребенке и «не загружая» его лишней теорией, обращается к практической грамотности, кто-то уважает личность ребенка и дает возможность выбора образовательной траектории. В учебниках Генриетты Григорьевны Граник есть не только всё выше перечисленное в системе, но дана возможность познания себя, изучение возможностей мозга, памяти.

Очень хочется поздравить Генриетту Григорьевну с днем рождения и пожелать ей здоровья и творческого поиска, а всем нам возвращения её прекрасного учебника из электронного подполья на школьные парты.

Граник Генриетта Григорьевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Главный научный сотрудник, руководитель группы «Психологические основы построения школьных учебников» лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО.

В Психологическом институте РАО Генриетта Григорьевна Граник работает с 1962 г., пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией психологических основ построения школьных учебников. До этого ее деятельность была связана со школой: старшая пионервожатая в школе №81 г. Москвы, учитель русского языка и литературы школы №4.

Генриетта Григорьевна Граник – известный российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи.

Более полувека Г.Г. Граник занимается изучением психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа по русскому языку, проблемой понимания учебного и художественного текстов. Ее выдающимся теоретическим достижением является создание научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения, а не только его интеллектуальную составляющую, что позволило создать принципиально новое направление в педагогической психологии – «Школьный учебник». Не менее выдающимися являются и прикладные результаты научного поиска Генриетты Григорьевны – ею вместе с коллективом единомышленников созданы авторские учебники по русскому языку с 1-го по 9-й классы! А это более 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе И все они получили гриф Министерства образования и науки РФ, входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и успешно используются в этих учреждениях.

Г.Г. Граник опубликовано более 250 научных работ. Под научным руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальные учебники «Синтаксис и пунктуация русского языка» (три учебника) и учебные книги: «Секреты пунктуации» (М., 1987), «Секреты орфографии» (М., 1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (М., 1995); книги для учителя и учащихся по проблемам понимания текста («Когда книга учит» (М., 1988), «Как учить работать с книгой» (1995, три издания), «Дорога к книге» (М., 1996), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8–11 классы» (М., 1999, 2001). Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолого-педагогического направления в учебниковедении – «Школьное литературоведение на психологической основе» (книги для учащихся «И снова о Пушкине» (М., 1999), «Драматурги, драматургия, театр» (М., 2001), «Русская литература: От былин до Крылова» (М., 2007), «Я – другой. М.Ю. Лермонтов» (М., 2011) (в соавт.).

Г.Г. Граник дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008), лауреат премии им. К.Д. Ушинского, удостоена медали К.Д. Ушинского, почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Текст подготовлен Ученым секретарем ПИ РАО Г.В. Шуковой.

Граник Генриетта Григорьевна - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Психологического института РАО, зав. лабораторией «Психологические основы разработки школьных учебников», лауреат премии им. К.Д. Ушинского (1973), дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1999, 2008); научный руководитель и автор УМК нового типа по русскому языку для начальной и основной школы. Основные направления научной деятельности Г.Г. Граник связаны с исследованием психологических механизмов формирования грамотной речи, теории и практики создания школьного учебника нового типа, принципов и приемов воспитания читателя, понимания учебного и художественного текстов. Г.Г. Граник разработаны два принципиально новых направления в педагогической психологии: «Школьный учебник» и «Школьное литературоведение на психологической основе» (книги о Пушкине, Лермонтове, драматургах и драматургии, фольклору и русской литературе XVIII–XIX в.). Под научн. руков. Г.Г. Граник создано свыше 40 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе. В общей сложности опубликовано свыше 220 работ.
Граник Г.Г. работает в Психологическом институте с 1963 года. В институт она пришла не просто с опытом преподавания в школе, но с уже сложившимися представлениями о том, как разрабатывать способы повышения эффективности преподавания на основе психологических закономерностей усвоения знаний и психологических механизмов мышления и речи.В 1965 году Граник Г.Г. защитила кандидатскую диссертацию "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков". В этой работе показано, что знакомство с правилом приводит к грамотному письму только после того, как учащиеся построят на основе правила или системы правил прием умственной работы.
Граник Г.Г. вводит в систему преподавания обучение школьников построению таких приемов и систематическое применение их по ходу письма.На этом фундаменте она строит более совершенную систему обучения русскому языку. С конца шестидесятых годов она возглавляла семинар учителей-словесников г. Москвы, который просуществовал более 10 лет. На этом семинаре Граник Г.Г. готовила учителей к работе на новой основе. Ее программа апробировалась в 30 школах г. Москвы. Результаты работы обсуждались на семинаре, и программа корректировалась и обогащалась на основе этих обсуждений. Некоторые из участников семинара вошли в авторский коллектив по созданию экспериментальных учебников.
В это же время Граник Г.Г. поднимает круг вопросов, связанных с созданием учебников нового типа, которые не просто смогли бы воплотить новые программы, но и выполнять многие функции, которые не под силу учителю и которые не выполняют существующие учебники, чем в значительной мере объясняется низкая эффективность учебного процесса, в частности такие, как постоянный оперативный контроль учебного процесса и индивидуализация работы.В 70-е годы под руководством Граник Г.Г. создается цикл экспериментальных учебников по русскому языку; с 1975 по 1984 публикуется цикл статей в ежегоднике издательства "Просвещение" "Проблемы школьного учебника", в журнале "Вопросы психологии" и создаются брошюры по этой проблематике.
В1980 году Граник Г.Г. защищает докторскую диссертацию "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". Предложенная в работе модель значительно отличается от существовавших в науке представлений об этом процессе. В основе этой модели лежит формирование обобщенного действия по распознаванию семантико-синтаксических блоков предложения. Эта обобщенность возникает при усвоении общего умственного приема, строящего полноценную ориентировочную основу действия. Это обеспечивает учащимся моментальное опознавание семантико-синтаксических блоков предложения и позволяет правильно решать все многообразие пунктуационных задач.На основе проведенных группой под руководством Граник Г.Г. исследований в течение двух последних десятилетий создается ряд учебных книг и учебников, а также книг для учителей (см. список). В этих книгах не только реализуется разработанная ею система обучения орфографии и пунктуации. В них создаются условия для того, чтобы ученик самостоятельно "открыл" новое знание, а те, кто не справляется с таким "открытием", могли бы получить это знание в готовом виде. Школьники получают возможность постоянно осуществлять самоконтроль. Созданы условия для индивидуализации по количеству и трудности заданий. При создании учебников учтены современные научные знания о развитии способности к пониманию, о формировании механизмов речи, о совершенствовании внимания и памяти, о взаимодействии произвольного и непроизвольного внимания и запоминания. Созданы условия для обучения эффективным приемам работы с книгой.
Создаются условия для накопления интеллектуального фонда, необходимого современному культурному человеку, для умственного и нравственного развития школьников.Учебники пронизаны постоянной заботой о возбуждениии, поддержании познавательного интереса учащихся.
В настоящее время Граник Г.Г. осуществляет подготовку полного цикла учебников по русской филологии - интегрированного курса русского языка и литературы - с 1 по 12 класс. С 1992 года Граник Г.Г. - член-корреспондент РАО, с 1995 - действительный член РАО.Под ее руководством защищено 9 кандидатских диссертаций и продолжается подготовка молодых специалистов.