Требования к организации работы методкабинета. Требование к оформлению методического кабинета ДОУ Оформление методического кабинета детского сада




§Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно– образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных для качественной педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.


§К. Ю. Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно– воспитательного процесса.


§По мнению Л. М. Волобуевой – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.






§Постоянное, своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого- педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания. воспитателей рубриками. §Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы, проведения совещаний, семинаров, консультаций. §Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе. Цели:




Принципы организации методического кабинета доступности методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь гибкий график работы; научности и актуальности методический кабинет должен обеспечивать эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого – педагогической науке и передовой практике, о нормативно – правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания; наглядности методический кабинет должен содержать документальное сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.); эстетичности всё оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе; креативности материал, представленный в методическом кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.


Уважаемые коллеги! Для оптимальной организации методического кабинета и удобного расположения методических пособий прошу вас ответить на вопросы: 1Как часто вы пользуетесь материалами методического кабинета? А) часто; Б) скорее редко; В) почти не пользуюсь. 2Удобно ли на ваш взгляд расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в методическом кабинете? А) неудобно, трудно найти сразу, что нужно; Б) недостаточно точно обозначены разделы; В) удобно 3По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего? 4По каким разделам требуется дополнить материал, какой? 5Что бы вы изменили в размещении материала?


Классификация материалов методического кабинета: нормативные и инструктивные материалы; учебно - методические обеспечение; нагляно – иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный); литература педагогическая и детская, периодические издания; выставки; документация по содержанию работы ДОУ.


Нормативные и инструктивные материалы Дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно – образовательного процесса: Закон об образовании, Концепция по дошкольному воспитанию, Типовое положение о дошкольных учреждениях, методические письма, рекомендации и т.д.


Учебно - методическое обеспечение К ним относятся рекомендации, опыт работы, конспекты занятий и другие формы организации детской деятельности в разных возрастных группах. Методические материалы должны отражать специфику дошкольного учреждения определенного вида и типа. Главным документом в этом разделе является основная общеобразовательная программа ДОУ. Поэтому все материалы этого раздела должны отражать специфику программы и быть разделены на 10 образовательных областей




Нагляно – иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный) Так как пространство методического кабинета ограничено и в целях соблюдения санитарно – гигиенических требований весь материал этого раздела можно рассредоточить по группам. Но необходимо составить картотеку с аннотацией, где, на какой группе, на каких занятиях можно его использовать, где он располагается.


Литература педагогическая и детская, периодические издания Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для педагогов (методическая и справочная литература) и книги для детей. Литература для педагогов делиться на 10 образовательных областей. Также выделяют разделы «Педагогика и психология», «Периодическая печать» Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.


Выставки В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам), «Готовимся к Педсовету». Постоянным является название рубрики, но не тот материал, который представляется в течение года.


Рекомендации по оформлению выставок: §Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации для воспитателей по работе с ним, опыт работы по данному документу других дошкольных учреждений). §Методические рекомендации по данной теме (история праздника, рекомендации для воспитателей по работе с детьми и родителями, беседы, занятия маме(папе) в подарок). §Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку). §Опыт работы, связанный с этой темой. §Наглядный материал, связанный с данной проблемой: перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т.д.


Документация по содержанию работы ДОУ годовой план работы дошкольного учреждения; протоколы заседаний педагогических советов, семинаров, педагогических часов, общих родительских собраний; материалы по контролю за педагогической деятельностью; материалы по диагностике воспитанников; материалы по мониторингу качества образования; материалы по дополнительному образованию; материалы по передовому педагогическому опыту; журнал поступлений и учёта литературы, пособий


ПЛАН-ГРАФИК ГОДОВОГО ПЛАНА Месяц Сентябрь октябрь ноябрь Перспектива декабрь январь февраль Перспектива март апрель май Перспектива Формы работы Педсоветы Консультации Открытые просмотры Темпроверки Семинары Выставки Работа с родителями Преемственность со школой


Наглядные средства: § печатные пособия – отдельные картинки, серии картин, альбомы, плакаты, комплекты фотографий, печатные настольные игры и пр.; § диафильмы, видеофильмы, диапозитивы, аудиозаписи и др.; §пространственные и натуральные объекты: гербарии, муляжи, модели.
Средства, используемые детьми §тематические игрушки: дидактическая кукла, постельные принадлежности, посуда, игрушка-инструмент труда (швейная машина, стиральная машина и пр.). игрушки-животные и пр.) § технические игрушки: средства транспорта. §- настольные игры: пирамиды, башни, матрёшки, парные картинки, игрушки- вкладыши и др. § строительный материал: крупный и мелкий строитель, конструкторы; § игрушки-забавы; § пособия для театрализованных игр


ЭСТЕТИЧЕСКИЕ § реалистическое изображение предмета; § выразительное изображение предмета, которое вызывало бы у детей интерес, воздействовало бы на них эмоционально, развивало их эстетический вкус. § учёт национальных традиций (колорит, форма, материал); § использование современных различных материалов и форм отделки.


Гигиенические требования: § учёт психофизиологических особенностей детей (цвет, размер, вес, поверхность, конструкция средств; § недопустимость использования острых, бьющихся, режущихся и прочих опасных материалов; § гарантия безопасности небольших деталей (прочный способ закрепления).


Специфические требования §- изображение объекта должно быть типичным, с ясно выделяемыми характерными, свойствами, содержать доступную для усвоения детьми информацию; § - напечатанные картинки наклеены на прочную бумагу, материал, картон или ламинированы; § - размеры демонстрационных картин: 108х72 см, 86х62см, 54х36 см; § - раздаточные картинки – 10х15 см, 8х12 см, 6х9 см, они должны храниться комплектами в коробке.


Этапы §1. Определить общий принцип расположения материала: - по образовательным областям §2. Систематизировать имеющийся методический материал по видам, составить на него картотеку. §3. Разработать перспективный план пополнения материала, исходя из целей и задач образовательной программы. §4. Систематизировать наглядные пособия по видам, проанализировать возможность использования их для организации воспитательно-образовательной работы в каждой области детской деятельности. §5. Продумать целесообразность размещения данного материала в методическом кабинете или в его филиале. §6. Составить каталог или перечень имеющегося материала.



МБДОУ г. Владимира

«Центр развития ребенка – детский сад № 102»

методического кабинета

Методический кабинет расположен на первом этаже здания ДОУ

Общая площадь 16.8 кв. м

Ответственный за деятельность кабинета:

    Старший воспитатель Титова Елена Федоровна

График работы: вторник, среда, пятница 8.00 – 15.30

понедельник, четверг 10.00 – 17.30

Назначение методического кабинета ДОУ - оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности и их профессиональном самосовершенствовании.

Задачи и функции:

1. Научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

2. Организация и координация педагогического процесса ДОУ.

3. Организация повышения квалификации работников ДОУ.

4. Консалтинговая помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

5. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.

Методический кабинет призван обеспечить:

Достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

Построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.

Оборудование : представлено на схеме.

Технические средства:

Название технического

средства

Марка

приобретения

Компьютер

Сканер-принтер-копир

hp Photosmart 2573 All-in-One

Сканер-принтер-копир

Документ-камера

AVerVision F-siries

Мультимедиа проектор

Материал методического кабинета рассортирован на блоки:

    Нормативные и инструктивные документы

    Учебно-методическое обеспечение

    Литература педагогическая, детская, периодические издания

Нормативно-правовые документы

Название документа

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.12.2014 № 08-1937 "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"

Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”

Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”

Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”

Концепция дошкольного воспитания

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие дошкольного образования города Владимира на 2013-2015 годы»

(постановлениеГубернатора Владимирской области от 31.10.2011 № 1176)

Приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 1213 от 25.09.13г. «Об утверждении плана внедрения ФГОС ДО на 2013-14 годы».

Учебно – методическое обеспечение

- Комплексной Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» авторы - Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева.

- Комплексной прогаммой “Радуга” – авторы - Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.

Парциальными программами:

    «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

    «От звука к букве» (Е.В. Колесникова)

Реализация содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основных и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата обеспечивается наличием учебно-методического и дидактического комплекса в соответствии с требованиями программ и включает в себя:

    методические руководства

    учебно-методические пособия и специальную литературу

    комплекты рабочих тетрадей для работы с детьми

    наглядно-практический, демонстрационный материал

    дидактические пособия

    научную, энциклопедическую и художественную литературу

    отражает специфику деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 102 и систематизировано по образовательным областям:

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие; речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

Направление развития (стандарт)

Ключевые положения программ (методических разработок)

Дидактическое обеспечение

Физическое

В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»

Ю.Ф. Змановский «Воспитаем детей здоровыми»

Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова «Старт»

Л.Д.Глазырина «Физическая культура-дошкольникам»

Формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогическизх условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Воспитание физических качеств у детей.

Сотворчество взрослых и детей с использованием нетрадиционных способов физического развития, оздоровления

Спортивное оборудование. Традиционный и нестандартный инвентарь. Фонотека.

Картотека игр и упражнений, различных видов гимнастик.

Социально-личностное

И.Ю.Ионова, Г.В.Беззубцева, Г.В.Золотухина, О.Ю.Липатова

«Этическая грамматика»

«Я – ты – мы» программа социально-эмоционального развития детей.

Создание у детей эмоционально-положительного настроя в отношениях друг с другом и окружающими.

Развитие навыков сотрудничества, становление чувства уверенности в себе. Умение справляться с чувствами.

Подборка художественной литературы. Иллюстративный материал.

Дидактические игры. Картотека игр и упражнений.

Интеллектуальное и познавательно-речевое

Учебный центр Л.А.Венгера «Развитие»

Е.В.Колесникова «Математические ступеньки»

З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи»

С.Н.Николаева «Юный эколог»

Развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире.

Формирование математических навыков.

Приобщение детей к чтению.

Формирование экологической культуры.

Методические пособия и комплекты рабочих тетрадей.

Наличие библиотеки и фонотеки. Портреты детских писателей

Художественно-эстетическое

С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду»

А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»

Т.Н.Девятова «Звук-волшебник»

И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки»

Б.М. Неменский

А.И. Савенков

Обучение основам хореографического искусства.

Развитие потребности детей в творческом самовырвжении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Обогащение детей музыкальными знаниями в процессе насыщенной музыкальной игры.

Формирование эмоционально-художественного взгляда на окружающий мир. Творческое преобразование действительности

Развитие творческого потенциала личности.

Фонотека. Музыкальные инструменты. Наглядно-иллюстративный материал.

Дидактические пособия и игры. Нестандартное оборудование для шумового оркестра.

Специальная литература Репродукции картин Портреты художников. Иллюстративный материал. Дидактические игры и пособия.

Изоматериалы и разнообразный материал для творчества.

Конструирование

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»

Развитие конструкторских и художественных способностей детей.

Различные виды конструкторов. Схемы. Материалы для художественного труда.

Творчество

Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества»

А.М. Страунинг ТРИЗ-РТВ

Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением.

Картотека дидактических игр и упражнений

Практический материал.

    Научно-методические материалы, обосновывающие содержание коррекционной работы в детском саду:

    А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»;

    Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии»;

    Е.В. Колесникова. Наглядно-методический комплект для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями в дошкольных учреждениях и в семье - «500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3-7 лет»

«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №1 для детей 3-5 лет»

«Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №2 для детей 5-7 лет»

    Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение»

    «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой.

Наглядно-иллюстративные материалы включают в себя наборы картин, папки, ширмы, игрушки, настольно-печатные игры по всем разделам программы и образовательным областям

Педагогическая литература расположена

По образовательным областям

Литература по вопросам педагогики и психологии

Коррекционная работа

Работа с родителями

Словари, справочники, познавательная литература.

Детская литература распределена по авторам, выделены отдельные тематические сборники: сказки, рассказы о животных.

Периодические издания хранятся по годам выпуска

    «Дошкольное воспитание»

    «Ребенок в детском саду»

    «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

    «Обруч» (со всеми приложениями)

    «Вестник образования»

    «Справочник старшего воспитателя»

    «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    «Информационный бюллетень» ВИРО имени Л.И. Новиковой г. Владимира

Документация по содержанию работы ДОУ

Основная общеобразовательная программа МБДОУ, годовой и учебный план, циклограммы работы на месяц

Графики работы кабинетов, педагогов-специалистов

Протоколы заседаний Педагогического совета

Протоколы ПМПк

Материалы взаимодействия со школой

Материалы взаимодействия с семьей

Материалы работы по годовому плану (семинары, консультации)

Перспективные планы педагогов

Материалы организации летней оздоровительной работы в МДОУ

Материалы участия МДОУ в конкурсах

Информационно-аналитический блок

Организация контроля воспитательно-образовательного процесса

Материалы мониторинга образовательного процесса

Аналитические отчеты педагогов за учебный год

Методическая копилка по организации и проведению контроля

Материалы оценки уровня профессионального мастерства педагогов

Блок – педагогические кадры

Банк данных о педагогических кадрах

Материалы по организации аттестации и повышении квалификации педагогических кадров

Аттестационные документы педагогов

Работа творческих групп

Банк данных по обобщению передового педагогического опыта

Частно-методический блок

Организация работы МДОУ по безопасности жизнедеятельности

Организация развивающей среды в группах

Организация работы в группах раннего возраста

Здоровьесберегающее пространство ДОУ

Игровая деятельность

Экологическое воспитание

Патриотическое воспитание

Развитие творческих способностей детей

Взаимодействие взрослого и ребенка

Речевое развитие

Трудовое воспитание

Методические материалы по направлениям воспитательной системы

Педагогическая копилка (конспекты занятий, сценарии праздников, досугов)

Чтобы методический кабинет отвечал современным требованиям и запросам

воспитателей, следует учитывать, что:

1). Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является постоянное и своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования. Здесь же может быть сосредоточена информация о своём учреждении, авторских разработках, представлена программа развития ДОО.

2). Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный график проведения совещаний, семинаров, консультаций и т.д.

3). Все педагоги детского сада должны постоянно работать и над пополнением методического кабинета пособиями, методическими разработками, педагогическими инновациями и так далее. В этом случае они больше всего будут заботиться о сохранности обеспечения методкабинета, лучше будут ориентироваться в его содержании и использовать в образовательной работе с детьми.

4). Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе, творчеству.

5). Опыт, представленный в кабинете, должен мотивировать педагогов на творчество, совершенствование профмастерства, компетенций.

Современные подходы к организации методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Этап организации включает в себя ряд моментов:

    изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что

было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;

    постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно

представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;

    разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей

деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);

    обеспечение условий предстоящей работы;

    постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на

работу, инструктаж исполнителей;

    непосредственная помощь людям в процессе реализации того или

иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, мы помнили главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:

    нормативные и инструктивные материалы,

    методические материалы,

    методическая и справочная литература,

    дидактический и наглядный материал,

Библиотека

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещена методическая литература по разделам: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» - и т.д.

В методкабинете есть специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его составляют собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе «Справочная литература» размещены различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг имеются словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др.

Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.

В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество».

Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, составлены каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа в методкабинете поможет воспитателям в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Требования к оформлению методического кабинета. Нормативно-правовая база методического кабинета ДОУ (в контексте ФГОС ДО) Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное» Дубина В.А.

Методический кабинет Место для общения педагогов дошкольной образовательной организации

Функции методического кабинета Взаимодействие педагогов друг с другом; Информирование педагогов; Методическое сопровождение Хранение дидактического материала

Методический и дидактический Материал комплектуется в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; примерными основными образовательными программами, адаптированными программами, парциальными программами, методиками; направленностью групп; длительностью пребывания детей в ДОО.

Требования к содержанию методического кабинета 1. Оснащение методического кабинета должно быть рациональным и обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса; 2. Оформление методического кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. 3. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио- и видеозаписи, мультимедийные презентации в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО, дидактические материалы.

Классификация материалов методического кабинета а) нормативно-правовая документация б) основная методическая документация в) «Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса г) наглядно–иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный) д) литература педагогическая и детская, периодические издания е) выставки

Вся документация делится на блоки: Блок: Нормативно-правовая документация (федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые документы и документы регламентирующие деятельность ДОУ) Блок: Основная методическая документация Блок: « Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса Блок: «Работа с кадрами» Блок: «Контроль и руководство» Блок: «Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью» Блок: «Преемственность в работе детского сада и школы»

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию дошкольного образования в Российской Федерации, структурированы по нескольким направлениям: 1. Федеральные документы документы Законы, программы РФ, постановления правительства 2. Региональные документы 3. Муниципальные документы 4. Документы образовательной организации (локальные акты регламентирующие образовательную деятельность ДОУ)

Основная методическая документация - строиться на основании номенклатуры дел методического кабинета Номенклатура дел методического кабинета; Материалы по аттестации педагогических работников; Годовой план работы ДОУ; Материалы и протоколы педсоветов; - Паспорт методического кабинета; - План работы старшего воспитателя на год, циклограмма, (циклограммы специалистов); - Журнал протоколов семинаров, семинаров-практикумов материалы семинаров; - Материалы консультаций, открытых занятий, недели «Педагогического мастерства»; - Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей; - Материалы заседаний, документация ПМПК; - Материалы оперативного, тематического и итогового контроля;

Основная методическая документация методического кабинета Материалы по дополнительным образовательным услугам (адаптационной группе кратковременного пребывания – при наличии в ДОУ); Материалы Консультационного пункта (при наличии в ДОУ); Журнал, тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация), схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты. Журнал проверки планов воспитательно -образовательной работы воспитателей и специалистов ДОУ. Материалы по взаимодействию с родителями: план работы с родителями на учебный год, материалы по охране прав ребенка, план работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию, протоколы заседаний родительского комитета;

Основная методическая документация методического кабинета Планы проведения методической (тематической) недели; Приказы заведующей ДОУ; Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада со школой, социумом. Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте) Книга отзывов о проведенных муниципальных, региональных мероприятиях в ДОУ.

Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса Основная образовательная Программа ДОУ согласно ФГОС Программа Развития ДОУ Учебный план работы ДОУ Образовательные и учебные программы, разработанные специалистами Рабочие программы педагогов ДОУ План методической работы на месяц План работы с молодыми специалистами Работа творческой группы. Протоколы заседаний творческой группы Конспекты открытых занятий и режимных моментов. Перспективные планы, конспекты, разработки в помощь воспитателям по всем разделам программы воспитания и обучения дошкольников. Передовой педагогический опыт работы по разделам. Расписание НОД во всех возрастных группах. Расписание дополнительных образовательных услуг. Режимы дня (теплый, холодный период) Документы об организации летней оздоровительной работы

Работа с кадрами Циклограмма работы специалистов ДОУ. Сведения о педагогических кадрах, учет методической активности. План повышения теоретического уровня и деловой квалификации педагогов Циклограмма участия педагогов в межкурсовой период в методических объединениях района и ДОУ Карты наблюдений за работой педагогов. Диагностика педагогических кадров. Сведения о самообразовании педагогов. (в годовом плане) Портфолио педагогов.

Контроль и руководство 1. План-график контроля на год 2. Материалы контроля: > Тематического > Оперативного > Фронтального > Медико-педагогический 3. Карты контроля > Результаты контроля (аналитические справки по результатам контроля, докладные, служебные записки) 4. Педагогическая диагностика > Диагностические карты по разделам программы; > Итоги диагностики воспитанников за отчетный период

Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью План работы с семьями воспитанников на год. План работы с социальными партнерами ДОУ, общественностью. Мониторинг семей воспитанников. План работы с неблагополучной семьей (при наличии таковых) Формы взаимодействия ДОУ с семьей (материалы по организации общих родительских собраний, лекций, бесед с родителями, других форм работы.) Методические рекомендации проведения родительских собраний. Рекомендации для родителей по вопросам воспитания детей

Преемственность в работе детского сада и школы Договор о сотрудничестве между детским садом и школой. Положение о взаимодействии со школой. План проведения совместных мероприятий ДОУ и школы. Преемственность в работе детского сада и школы (материалы для проведения совместных мероприятий). Достижение целевых ориентиров детьми поступающих в школу (мониторинг достижений выпускников)

Литература: Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Т. В. Волосовец. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 456 с. Интернет-ресурсы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!