Картины с эмоциями. Искусство, выражающее чувства: интервью с художницей-экспрессионисткой Ольгой Чекотовской Какие картины вызывают сильные эмоции

Экспрессионизм – это искусство, которое выражает чувства.

– Когда-то почувствовала настоящий катарсис у картины Винсента Ван Гога «Стул Ван Гога» в Национальной галерее в Лондоне. Я очень люблю Ван Гога за его цвет, грубость и жизненность. В его работах много жизни и много одиночества, а это трогает сильнее всего.

В свое время очень поразил Ансельм Кифер, он для меня абсолютно космический, как будто в его работы можно поместить целую Вселенную.

Очень личностные для меня работы Альберто Бурри, поражает его работа с материалом, он очень четко выражает какое-тоособое внутреннее состояние человека.

Люблю Дэвида Хокни за его пейзажи, Энди Голдзуорти за тонкий и чистый ленд-арт.

Конечно, список можно продолжать, меня многое вдохновляет, многое нравится в истории искусства. В каждом направлении можно найти интересных художников. Сейчас есть возможность посещать европейские музеи и галереи, это бесценный опыт.

Картина «Собрать все» напомнила абстракцию «Красный квадрат» Малевича. Поэтому следующий вопрос к художнице был про него.

– Как относитесь к творчеству Малевича?

– Без сомнения, Малевич – выдающийся художник, который перевернул представление о живописи. К сожалению, люди, не связанные с искусством, несколько пренебрежительно относится к этому художнику, что связано с навязыванием советской властью мысли, что абстракция – это плохо и это не искусство вообще. Такой стереотип преодолеть очень трудно.

Как пример я всегда использую работы Малевича крестьянского цикла. Моя любимая «На жатву. Марфа и Ванька». В ней очень много цвета и внутреннего напряжения. С первого взгляда она статична, но еще мгновение – и мы увидим движение. Людям, далеким от художественных теорий, это более близко, и они начинают немного лучше понимать этот злополучный «Черный квадрат».

Малевич – это не только квадрат, крест и треугольник. Его творчество шире и интереснее. Мне кажется, что следует обратиться и к другим произведениям нашего выдающегося соотечественника.

– Что для вас искусство?

– Для меня искусство – это постоянное открытие себя и мира. Возможность признаваться в своих слабостях, возможность приобретать новую силу, говорить с миром откровенно на любые темы. Каждый художник сам выбирает, так сказать, тему разговора. Главное - говорить искренне, тогда ты обязательно найдешь того, кто тебя услышит.

Например, мое искусство о том, как в этом мире

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у нас есть своё определённое отношение. Человек совершает те или иные действия: общается с друзьями, читает книги, отвечает урок, слушает музыку, то он испытывает различные чувства: радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Люди выражают свои чувства в искусстве: музыке, живописи, поэзии.

Когда мы произносим слово «живопись», то нам слышаться слова «живо» и «писать».

Что же означает слово «живопись»?

В одной легенде рассказывается, как греческий художник по имени Аппеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит писать «жизнь».

Произведение искусства, выполненное любыми красками, называется живописью.

Художники работают и мазками, и гладко.

В каких же произведениях живописи художники изображают чувства человека.

Проблема данного проекта в анализе картин художников- живописцев 19-20 веков, в которых гибким и богатым языком живописи изображаются чувства человека.

Цель проекта заключается в том, чтобы выявить, какие человеческие чувства воплощены художниками в живописи.

Были определены следующие задачи для достижения поставленной цели:

1. Изучение теоретического материала о чувствах человека.

2. Выбор картин известных русских живописцев для исследовательской работы.

3. Выявление характерных особенностей произведений, в которых чувства человека изображены языком живописи.

Гипотеза:

Возможно ли на живописных полотнах изобразить чувства человека.

Дают ли произведения живописи представление о чувствах человека.

Методы работы:

Изучение литературы;

Анализ полотен художников – живописцев;

Выбор картин, посвящённых детской теме;

Обобщение найденной информации.

Структура проекта: проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Для решения поставленных задач использовались различные источники.

Чувства человека. Классификация чувств.

В нашей жизни бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем. Тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся, то есть выражаем свои эмоции. Более сильные эмоциональные состояния возникают у человека, когда он разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться.

Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение, например радость, восхищение, удивление.

Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира называют эмоциями.

Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Но эмоции проявляются не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела. Например, обычно сердце взрослого человека делает 70 ударов в минуту, а при сильном волнении число ударов может доходить до 100 и более.

Я наблюдал за животными и видел:

Как радуется приходу хозяина собака;

Как она рычит на чужого человека;

Как довольно урчит кошка после сытного обеда или ласки;

А как кошка выгибает спину и делает грозный вид, если случайно другой кот попал в её квартиру.

Гнев, страх, уныние, любопытство – все эти эмоциональные состояния есть у некоторых животных. Однако эмоции людей значительно богаче, разнообразнее. Они связаны с условиями жизни, работой человека, с другими людьми, которые его окружают.

Человек может понять своё состояние, сам его изменить, побороть отрицательные эмоции. Например, он может подавить в себе гнев, раздражение, скрыть неприязнь, нелюбовь к другому человеку, остаться вежливым и спокойным, когда хочется накричать, нагрубить. Конечно, это получается только у волевого, сильного человека, который научился управлять своими эмоциями.

Люди чувствуют не только то, без чего не может жить их организм, или то, что ему мешает. Человек чувствует и другое: любовь к близким, восхищение при встрече с прекрасным, удивление при виде незнакомого явления.

Самым прекрасным человеческим чувством является любовь – особое отношение человека к другому человеку, объекту природы, занятию. Это – желание постоянно быть рядом с предметом любви, радовать себя общением с ним. И самое главное, любовь побуждает человека делать добро, приносить радость тому, кого он любит.

Другие чувства менее длительны и глубоки. Они могут быстро возникать и проходить. Например, мама купила сыну новую книгу. Он был счастлив, потому что давно хотел иметь такую книгу. Долго, не отрываясь, мальчик листал и читал её. Но вот первое знакомство состоялось, и чувство радости прошло.

Без чувств и эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью.

Все чувства, которые мы выражаем, можно поделить на: положительные

Радость

Восторг

Удовлетворение; отрицательные

Отвращение.

Очень часто мы плачем. Существуют разные мнения, что такое слезы: одни люди считают, что это наиболее яркое проявление чувств человека; другие – это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие; третьи - это лекарство, омывающее душу.

По-мнению Виктора Гюго: «Слезы – это таинственные весы света и тьмы».

Люди плачут не только за себя, но чаще за других людей, за всех, словно неся в себе вселенское горе, вселенскую неустроенность.

Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство, обида могут привести к возникновению болезней.

Поэтому очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.

Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. Оказывается, 80 процентов успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми.

Люди улыбаются по-разному. Лучше всего об этом разнообразии человеческих улыбок могут рассказать картины. Именно художникам в своих картинах удается запечатлеть красоту и неповторимость улыбки. В улыбке человек обычно раскрывается. Она помогает лучше понять душу. Может быть, поэтому так часто пишут художники улыбающихся людей.

Произведения русских живописцев, на полотнах которых изображаются чувства людей.

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий.

Лучшие художники России, каждый по-своему, ощущали и воплощали в своих произведениях чувства человека.

Мною были выбраны объекты исследования: известные картины русских живописцев, главными героями которых являются дети.

Обратимся к картине художника Васнецова «Алёнушка.

Все мы помним сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. В этой сказке говорится о том, как Иванушка выпил водицы из лужи и стал козлёночком. Печальная судьба у Иванушки - непослушника и бедной Алёнушки.

Какой момент сказки запечатлён художником?

Сидит девушка у пруда на «горячем» камне, скрылась от людских глаз, чтобы выплакать своё безысходное горе. Обхватив руками колени, поникнув головой, смотрит в воду с безнадёжным отчаянием. Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Как жить? Что будет с братом И есть ли у меня брат?. »

Сестрица Алёнушка испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Природа прекрасная и печальная, художник использует мрачные краски для картины; небо хмурое. Художник взял для своей картины горестный мотив-жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о её горькой судьбе, не раз поведанной в сказках.

Каждая былинка тоскует, жалуется вместе с девочкой, её печаль разделяют и тонкие, оголённые ветром осинки, и поникшая осока, и заплаканное небо.

Где Васнецов мог увидеть такую природу и придумал ли он лицо этой Алёнушки?

Неподалеку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Глухо огороженный густым ельником, с нежными осинками на берегу, этот уголок напоминал ему природу далёкого Вятского края. Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.

На картине «Дети, бегущие от грозы» художник Маковский передаёт чувства детей, испугавшихся грозы. Художник красками, жестами, мимикой передаёт испуг ребёнка.

Художник удачно выхватил из деревенской жизни маленький эпизод. Деревенская девочка-подросток с младшей сестрёнкой оказались один на один с разбушевавшейся стихией. Она застала их внезапно. Дети собирали грибы в ближней роще, о чём свидетельствует подвязанный фартук с грибами. Гроза надвигается, нужно успеть домой. Взгляд детей говорит о мощи стихии. Сильный ветер растрепал волосы, снял с головы платочек, пригнул верхушки травы. Босые ноги бегут по прогнувшимся мосткам. И только светлое пятно на заднем плане картины даёт нам надежду, что дети ещё успеют добежать до ближайшего укрытия. И мы с вами сочувствуем и переживаем вместе с ними.

Художником Перов в картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» изображены дети с грустными лицами.

Был случай, когда на глазах художника Перова трое ребятишек не смогли удержать бочку с водой – сани катились вниз, бочка опрокинулась и превратила скат в сплошную ледяную гору. Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.

Художник хотел не просто рассказать людям о тяжёлом труде этих ребятишек. Он хотел показать их в момент наивысшего напряжения сил, чтобы его картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям.

На заднем плане этой картины изображены взрослые:

Один человек толкает сани, помогает детям в их нелегком труде, чувство сострадания и милосердия изображены художником в этом образе.

Интересны картины Федорам Павловича Решетникова на темы детской жизни «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка».

Сюжет картин художника взят как бы из жизни. У Федора Павловича была дочь Люба. Именно, с ней и связан цикл работ «Опять «двойка»» и «Прибыл на каникулы». Это эпоха ее школьных лет. Естественно, это не она там на картине. Можно предположить, что она сама в качестве персонажа двоечника отказалась бы позировать. Задумав написать картину, художник пришёл на урок, где его внимание привлёк один мальчик. Его вызвали к доске, а он даже книжку в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, мел в руках вертит, не знает, что делать с этой задачей. Ясное дело, что грядёт двойка! Художник попытался представить, что ждет мальчика, когда он придёт домой. Так родился замысел картины. Художник даже предложил позировать этому мальчику Серёже, но тот отказался.

Художником созданы две различные картины, два разных образа. В центре изображён мальчик – подросток. На картине «Опять двойка» у мальчика опущенный взор, пылающие щеки. Мальчик склонил голову, ему стыдно, вот – вот он заплачет.

В картине «Прибыл на каникулы» передана атмосфера радости: новогодняя ёлка, празднично накрытый стол. Мальчик, курсант суворовского училища, отдаёт честь своему дедушке, старому воину. Радостная улыбка озаряет лицо мальчика, глаза его блестят.

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника.

Художником показана не только широта праздника, но и широта русской души. Все персонажи картины полны здоровья и красоты. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах толпы, кушаках, узорных платках.

Мы видим буйство красок и народное веселье.

Игра «Взятие снежного городка» осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. «Городок» был отголоском целой эпохи, когда русские поселенцы должны были обороняться от « инородческих племен».

У людей весёлые и задорные лица. На картине художник изображает:

Стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном коне, пробившегося к городку и ломающего снежную стену;

Строй защитников городка, вооружённых хворостинками, метлами, трещотками;

Светящиеся радостью и весельем лица победителей.

Выделяется на картине крестьянский мальчик в зипуне, подпоясанный кушаком. Его лицо с нежным румянцем как бы окутано морозным свежим воздухом. На примере этого героя мы можем пронаблюдать радость мальчика от участия в общей игре, веселье, счастье.

На картине Карл Павлович Брюллов «Всадница» изображает молодую красавицу. Девушка осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на всадницу.

Портрет как бы наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне тёмной зелени парка (зелёное на зелёном). Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

Думается, что образ материнства в картине Петрова – Водкина возник под влиянием древнерусской живописи, обращавшейся к вечным темам: любви, материнства, мира и согласия. В картине «1918г в Петрограде » изображена женщина на балконе, над людной и холодной петроградской улицей. Она, в белой косынке, наверное, работница. На руках её ребёнок. Люди внизу ныряют в арочную синеву, спешат, будто неприкаянно, по тусклой мостовой.

А женщина, олицетворяющая жизнь, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребёнка. Свою силу она словно переливает в руку маленького человека.

Картина очень походит на икону. У героини удивительно одухотворённое лицо, не лицо даже, а лик. Мы не можем оторвать взора от этого образа вечной женственности, от лица, полного загадочной глубины, чистоты и духовности. Образ простой русской женщины возвышается до образа Мадонны.

Заключение.

Проанализировав данные, полученные нами в результате исследования полотен знаменитых русских живописцев, мы пришли к выводу:

Известные русские художники Виктор Михайлович Васнецов, Владимир Егорович Маковский, Федор Павлович Решетников, Карл Павлович Брюллов, Василий Иванович Суриков, Петров – Водкин сумели выразить в живописи чувства человека;

Трудно сделать однозначный вывод и структурировать все эти произведения.

Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни человека и общества в целом.

Отметим особенности картин, в которых чувствуется трагическое звучание:

Алёнушка на картине Васнецова испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Вот- вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины художника Решетникова.

Испуганные дети убегают от грозы на картине Маковского.

Чувство сострадания и милосердия изображены художником в образе взрослого человека, помогающего детям

Спина удаляющего прохожего – равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.

Другие картины полны сил, оптимизма, красоты:

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника.

Светящиеся радостью и весельем лица победителей.

В картине «Прибыл на каникулы» передана атмосфера радости

Портрет «Всадница» проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

Женщина, изображённая художником Петровым, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребёнка. Свою силу она словно переливает в руку маленького человека.

Картина очень походит на икону. У героини удивительно одухотворённое лицо, не лицо даже, а лик.

Живопись – одно из направлений эстетики. Живопись и поэзия тесно связаны, живопись – это поэзия в стихах. В то же время поэтов часто называют художниками, так как в стихах передаются чувства человека

Лучшие художники России, каждый по-своему, воплотили в своих произведениях чувства человека.

Данная рубрика создана для тех, кому в обыденной жизни действительно не хватает эмоций. Ежедневно настолько много разнообразных дел и поездок, запланированных встреч, что на простое человеческое общение иногда не хватает банально времени. А ведь понятно, что эмоциональная основа, восприятие мира через чувственную сферу - немаловажное условие для полноценной жизни. Без этого обойтись крайне сложно, поэтому рекомендуется пересмотреть приоритеты и образ жизни, каждый должен стремиться к этому. И все это реально за счет картин.

Мы специально собрали картины, написанные маслом, эмоции на которых крайне выразительны. Все нереально ярко, изливается на человека прямо из полотна. На эмоции, изображенные на картинах рекомендуется смотреть сердцем. Чего только стоит пылающая страсть либо безграничная нежность, иногда горькое одиночество! Картины эмоции дают шанс пережить чувства, которые не удается испытать в реальности. Рекомендуется присмотреть себе сразу несколько небольших холстов, написанных маслом, таким образом, получится эмоциональная экспозиция, занимающая достойное место в доме. В те редкие минуты, когда вы будете свободны, сможете посвятить себя отдыху, окунуться в мир чувств, так как эмоции в картинах художников прошлого и современности, выполнены мастерски.

Человеческие мысли не всегда имеют словесную и деловую подоплеку, а не демонстрировать эмоционально то, что сейчас внутри - крайне сложно. Зачем излишняя скрытность? Что может оказаться лучше, нежели настоящая улыбка либо искренние слезы? Обратите внимание на картины с эмоциями людей, эти рисунки демонстрируют сосредоточенные или расслабленные черты, восторг и испуг, веселье. Точно, как лица на полотнах передают чувства, так и картины эмоция людей провоцируют определенную реакцию.

Порой говорят, что эмоции написаны у человека на лице. Сильные эмоции сложно скрывать, они читаются в глазах, нередко в улыбке, а также в грустных складках около губ, еще в румянце на щеках и неожиданной бледности. Страх и горе, радость, зависть, ненависть и любовь...

Человеческие эмоции легко двигают чувствами, являются тем зернышком, из которого появляется нечто прекрасное. Колоссальный выбор картин дает шанс показать то, что находится у вас внутри. Наполните жилое пространство проявлениями человеческих эмоций, представленных на холсте. Только так подчеркнете собственную индивидуальность, поможете заглянуть в душу, украсив окружение картинами, где люди не скрывают эмоции, а готовы делиться ими с художниками и всем миром.

Пусть ваши гости через призму эмоций и чувств, изображенные на картинах художников, узнают больше, таким образом, удастся прийти к взаимопониманию. Приобрести картину доступно не только с определенным сюжетом, но и в любом размере из представленных работ или по индивидуальному заказу. Кроме того, можно порекомендовать купить картины родственникам и друзьям, соответственно, вы выступите для них штурманом в мире художественного дизайна интерьера!

В последние годы в нашей стране «эмоциям» придается очень большое значение: не случайно сегодня практически в любой организации работает профессиональный психолог, а регулярно обращаться за психологической помощью для многих людей становится естественной нормой жизни. Не будем отставать от такой практики и мы: давайте в этой статье разберемся, какая связь существует между картинами, как художественными произведениями, и эмоциями человека.

А для начала определимся в понятиях. Итак, эмоции - это переживания, которые оказывают очень сильное воздействие на разум и тело человека. При этом, опыт любого человека подсказывает, что эмоции способны влиять на все аспекты существования человека, что, в принципе, – замечательно. Ведь ни для кого не секрет, что люди, которые лишены любых эмоций, как правило, находятся на постоянном лечении в психиатрических клиниках.

Причем, учёные отмечают, что каждая эмоция способна воздействовать на человека по-особому. Поэтому не случайно что каждый человек стремится окружить себя максимально положительными эмоциями и по возможности совсем избавиться от негативных аспектов нашей жизни. Для того же, чтобы жизнь человека расцвела яркими красками и существует искусство, которому в наше сложное время как великолепной эмоциональной «отдушине» придается огромное значение.

Представьте себе,что человек, уставший и раздраженный после тяжелого рабочего дня, тяжело опускается дома в любимое кресло и на несколько минут погружается в созерцание любимой картины маслом, которая расположена на стене напротив. Опыт показывает, что при этом отрицательные эмоции, накопленные человеком за день, способны отступать и исчезать самым удивительным образом. Так, приятный летний пейзаж или восхитительный натюрморт с розами может подарить своему хозяину всего за несколько минут ощущение безмятежной радости и наполнить человека новой внутренней силой.

Но, это при условии, что картины художников, которые находятся в доме, относятся к разряду «Ваших» картин. А чтобы, например, масляная живопись доставляла Вам только одни положительные эмоции, нужно разобраться в двух основных психологических аспектах. В-первую очередь, стоит, глядя на живопись маслом, представить какие чувства руководили художником в момент написания полотна, и какой эмоциональный посыл он своим произведением хочет передать людям. Это не всегда легко, но при достаточном опыте всегда хорошо получается.

Во-вторых, нужно понять, какоё эмоциональное состояние у Вас возникает при общении с данной картиной. Причем к своему самоанализу нужно подойти достаточно «въедливо» и, как говорят психологи, постараться «покопаться» в себе. Приведем пример: представим, что на картине мы видим замечательный сельский пейзаж с копнами свежего сена и лошадью на заднем плане.

Скорее всего, многие люди просто посмотрят на такую живопись маслом и – все. А вот для человека, у которого, возможно, всё детство прошло у бабушки в деревне, где было так хорошо и беззаботно, что и через 30 или 40 лет у него вид свежескошенного сена будет наполнять душу чем-то лёгким и воздушным и возвращать мыслями в самое счастливое время своей жизни.

Обратите внимание, что эмоции в этом плане будут у всех свои, и основаны они будут на пережитом опыте, ассоциациях и собственной эмоциональной базе восприятия мира.Также стоит отметить, что при создании картин большая роль их эмоциональному восприятию отводится символам и выбранной цветовой гамме. Так, всем известно, что, например, красный цвет способствует эмоциональному возбуждению, в то время как зелёный цвет – успокаивает психику человека.

Как видите,картины художников способны породить в человеке самые различные эмоции. Мы же желаем Вам найти такие картины, которые будут влиять на Вас самым положительным образом, а затем пользоваться их удивительной способностью дарить Вам радость и удовлетворение жизнью.

Ирина Алексеева

Психофизиология живописи:
почему картины импрессионистов пробуждают в нас эмоции

Текст: Мария Смирнова / Иллюстрация: Пьер Огюст Ренуар

В массовом сознании научный - или рационалистический - тип мышления обычно противопоставляется творческому. На деле же наука и искусство состоят в значительно более тесной связи, чем кажется на первый взгляд. Например, эффект, который производят на человека работы художников-импрессионистов, можно объяснить не только в искусствоведческих терминах, но и в контексте основных категорий системной психофизиологии. Как это сделать, рассказал T&P Юрий Александров, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН.

«Художник нам изобразил // Глубокий обморок сирени // И красок звучные ступени // На холст как струпья наложил // Он понял масла густоту, - // Его запекшееся лето // Лиловым мозгом разогрето, // Расширенное в духоту» - так описал творческий метод импрессионизма в 1932 году Осип Мандельштам, в первом же двустишии стихотворения, посвященного картине Клода Моне «Сирень на солнце», чрезвычайно точно подметив, чем именно отличается живопись импрессионистов от живописи их предшественников. Художник-импрессионист не просто изображает ветку сирени, а стремится передать впечатление, которое она на него производит.

Одной из ключевых задач импрессионизма стал уход от детализирующей фотографичности реализма. Предполагалось, что, устранив фотографичность, живописцы смогут внести в картину переживание, субъективность отражения. Не с нуля внести, конечно, а добавить. Фотографирование тоже ведь отчасти субъективно: куда направить объектив, какой именно момент запечатлеть - решает фотограф.

Клод Моне. «Сирень на солнце»

Глядя на картины импрессионистов, невольно задаешься вопросом: как художникам удалось вложить в свои работы столько эмоций? Хотя, пожалуй, вернее было бы спрашивать, что именно происходит с человеком и его внутренним, субъективным миром, когда он смотрит на полотна Моне, Ренуара, Дега? Как у импрессионистов получилось отобразить свои эмоции настолько ярко, что они эффективно передаются наблюдателю? Что происходит в субъективном мире наблюдателя при знакомстве с импрессионистской живописью? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как устроен субъективный мир, а для этого - выяснить, как он формируется и какое место в нем занимают эмоции.

«Наш субъективный мир формируется при взаимодействиях с внешней средой, - говорит Юрий Иосифович. - Начинаются эти взаимодействия еще в утробе матери и продолжаются на протяжении всей жизни. Следами таких взаимодействий, хранящимися в памяти, являются сформировавшиеся в процессе системы, или элементы субъективного мира, - модели соотношения индивида со средой. Если человеку нужно повторить взаимодействие, соответствующая модель активируется, то есть извлекается из памяти. Вновь образованные модели не заменяют сформированные ранее, на предыдущих этапах жизни, а прибавляются к ним. Таким образом, память индивида можно сравнить с геологическими слоями. Один из наиболее известных отечественных психологов Лев Выготский считал крайне плодотворной идею о том, что структура поведения в некотором отношении напоминает геологическую структуру земной коры. Еще память можно сравнить с годичными кольцами дерева, только каждое кольцо здесь - след не прошедшего года, а нового научения. Чем больше мы учимся, тем больше в памяти колец.

Память самых ранних взаимодействий сохраняется на всю жизнь и оказывает влияние на поведение, чувства индивида, на принятие им решений. При этом часто он не может выразить словами, или, как говорят специалисты, «декларировать» наличие материала памяти, рассказать себе или окружающим о том эпизоде его жизни до рождения или в самом раннем детстве, благодаря которому данная система-модель появилась. Видимо, подобная невозможность относится к вполне нормальному явлению, которое называют «инфантильной амнезией» - забвением событий детства».

Эдгар Дега. «Репетиция», 1873

Впрочем, существуют исключения: некоторые люди могут воспроизвести воспоминания о самых ранних событиях своей жизни. В знаменитой работе основоположника отечественной нейропсихологии Александра Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» описан случай Соломона Шерешевского, обладателя феноменальной памяти, профессионального мнемониста. Шерешевский вспоминает: «Мать я воспринимал так: до того, как я начал ее узнавать, - «это хорошо». Нет формы, нет лица, есть что-то, что нагибается и от чего будет хорошо… <…> - это облачко, потом приятное…»

А вот как воспроизводит свои ранние, относящиеся к возрасту чуть больше двух лет, ощущения Андрей Белый в книге «На рубеже двух столетий»: «Представьте ваше сознание <…> несколько расслабленным <…>, но не угасшим вовсе; я <…> переживаю предметную действительность комнаты <…> как рыбка, живущая в аквариуме, поставленном в комнате; представьте себе эту рыбку сознающим себя ребенком, и вы поймете, что действительность ему подана как сквозь толщу воды». Таким образом, на ранних этапах развития мир воспринимается человеком не в деталях, а размыто, смутно, эмоционально.

«Дело в том, что формирование новых систем в процессе индивидуального развития позволяет нам все более дифференцированно соотноситься со средой, выстраивать свое поведение с учетом все большего числа деталей, - поясняет Юрий Иосифович. - Например, находясь в утробе, плод обеспечивает приток материнской крови и, следовательно, питательных веществ и кислорода к плаценте, совершая самые разнообразные движения. После рождения для той же общей «метаболической» цели становится необходимо совершать движения специализированные: дышать, чтобы получать кислород, осуществлять сосательные движения, захватывая сосок материнской груди (или соску), чтобы получать пищу. Затем оказывается, что, кроме молока, можно получать, например, сок из ложечки, и для этого надо совершать питьевые движения, захватывая ложечку ртом. Потом выясняется, что можно есть и твердую пищу, которую нужно жевать. А еще можно есть из чашки или из тарелки. С помощью разных приборов, разную пищу, совершая разные типы движений и ориентируясь на разные свойства этой пищи, определяемые зрительно, обонятельно, тактильно, по вкусу. Впоследствии человек и вовсе обнаруживает, что пищу получать можно не только дома, но еще и в школе, в кафе, на улице, в гостях, причем ее получение включает целый ряд специфических подготовительных действий и учет множества факторов: например, наличие у тебя свободных денег, а в кафе - свободных мест.

«Картины импрессионистов, лишенные фотографической, реалистической точности, обращаются к эволюционно более древним, рано формирующимся в индивидуальном развитии системам»

Здесь важно отметить следующее: эксперименты с регистрацией активности отдельных клеток мозга - нейронов - показывают, что, когда мы осуществляем сравнительно сложное пищедобывательное поведение (например, едим в кафе), у нас активируются не только те высокодифференцированные «пищевые» системы, которые сформировались при первых посещениях точек общепита, но и - одновременно - те, что сформировались на предыдущих, в том числе самых ранних этапах развития.

Если на первых этапах развития индивид (и человек, и животное) дробит мир грубо (на объекты и явления приятные и неприятные, те, к которым хочется приблизиться, или те, которых хочется избежать), то со временем оказывается, что приятное и неприятное - разнообразно, как и способы соотношения с ним. Соотношение со средой на минимальном уровне дифференциации описывается рядом исследователей в терминах «эмоции» или «эмоционально-подобные восприятия». В связи с этими идеями состоит и то, что многие авторы, начиная с Чарльза Дарвина, отмечали, что эмоции, в том числе их мимические проявления, возникают уже на самых ранних этапах развития, уже у плода. И конечно, они имеются у младенцев, в том числе - рожденных преждевременно».

Естественно, эмоции есть и у взрослого человека, который приходит в музей посмотреть на «Кувшинки» Моне и вместо того, чтобы выискивать детали - как он, скорее всего, поступил бы, стоя перед полотном Босха, или восхищаться искусно созданным балансом цвета и тени, что обычно происходит при взгляде на картины Рембрандта, или пытаться мысленно перечислить наименования всех фруктов, лежащих в вазе, чем он с большой вероятностью занялся бы, увидев аллегорический портрет кисти Арчимбольдо, - отдается на волю чувств.

Клод Моне. Из серии «Кувшинки», 1917–1919

Интересно, кстати, что, почти на столетие опередив публикацию этого материала, Мандельштам в приведенном выше стихотворении также использовал гастрономические образы, как бы связывая пунктирной линией картины импрессионистов с процессом принятия пищи: «А тень-то, тень все лиловей, // Свисток иль хлыст как спичка тухнет. // Ты скажешь: повара на кухне // Готовят жирных голубей». Последнее двустишие, с одной стороны, резко снижает возвышенный, вдохновенный тон поэта: таинственная лиловая тень сменяется прозаичными жирными голубями. С другой - оно становится попыткой дать право голоса то ли персонажам картины Моне, то ли невидимому собеседнику лирического героя стихотворения. И, наконец, с третьей, апеллирует к эмоциям читателя-зрителя: представление о жирной, тяжелой пище вызывает отвращение, желание избежать ее употребления. Точно также апеллируют к эмоциям зрителя художники-импрессионисты - довольно редко, впрочем, изображая отвратительные предметы и явления.

Эмоции, по словам Юрия Иосифовича, в большей степени характеризуют активацию, извлечение из памяти именно тех систем, которые сформированы на самых ранних этапах индивидуального развития, соответствующих довольно грубому, недетальному дроблению мира и нашего с ним взаимодействия: хорошо - плохо, грустно - радостно, хочу приблизиться - хочу избежать. Сознательность же в большей степени связана с активацией более дифференцированных систем, соотносящих нас с миром деталей и обеспечивающих огромное разнообразие моделей поведения, напрямую от этих деталей зависящих. Понимаю, что хорошо, и хочу приблизиться, но как это сделать? Понимаю, что плохо, и хочу избежать, но каким образом? Образно говоря, активация «старых» систем помогает нам выбрать правильное действие из копилки приближений и избеганий, а активация «новых» дает ответ на вопрос «как?» - какой способ приближения или избегания избрать в данном конкретном случае, учитывая те или иные обстоятельства.

Мимолетная сценка, выхваченная глазом Моне из повседневной жизни, словно отделена от зрителя пеленой туманной дымки, и именно она эмоционально вовлекает и отсылает нас к самым ранним представлениям о мироустройстве

«Не только звуковые потоки, но и изображения могут быть разложены на частоты - высокие и низкие, - продолжает Юрий Иосифович. - Причем когда мы говорим об изображениях, то увеличение представленности в частотном описании картины более высоких частот соответствует нарастанию детальности изображения. Ну, это если упрощать. Существуют эксперименты, участникам которых показывают изображения - например, фотографии, - используя фильтры высоких или низких частот. То есть как бы поочередно вычитая эти частоты из изображения. Оказалось, что, если вычитать более высокие частоты, детали, участники эксперимента не могут сказать, кто этот человек, идентифицировать его, но могут сказать, какую эмоцию выражает его мимика. И наоборот: если вычитать низкие частоты, то участники могут идентифицировать человека, но не могут вынести суждения о том, какие эмоции он сейчас испытывает.

В ходе этих экспериментов исследователи анализировали активность мозга участников при просмотре изображений, и оказалось, что низкие частоты связаны с быстрой, грубой, эмоциональной оценкой изображений, которая обеспечивается активностью эволюционно старых мозговых структур: они формируются на ранних этапах индивидуального развития - тогда же, когда формируются низкодифференцированные системы. Высокие частоты, характеризующие детали изображения, связаны с медленным дискретным анализом зрительной картины, обеспечиваемым активностью эволюционно более новых структур, формирующихся на более поздних этапах индивидуального развития. То есть на тех этапах, когда формируются и более дифференцированные системы.

Мандельштам завершает свое стихотворение строфой: «Угадывается качель, // Недомалеваны вуали, // И в этом сумрачном развале // Уже хозяйничает шмель». Детали - качель, вуали - для творческого метода импрессионизма несущественны, да и лица женщин, изображенных на картине Моне «Сирень на солнце», размыты, неясны. Мы ничего не можем сказать ни об их возрасте, ни об их социальном положении, что играло бы важную роль при анализе картины, скажем, Вермеера. Мимолетная сценка, выхваченная глазом Моне из повседневной жизни, словно отделена от зрителя пеленой туманной дымки, и именно эта дымка эмоционально вовлекает нас в происходящее на картине и отсылает к самым ранним представлениям о мироустройстве.