Риторика для детей: рабочие программы, тетради, учебники. Рабочая программа по курсу "риторика общения" для дошкольников Детская риторика в дошкольных учреждениях

Содержание:

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Такие вопросы довольно часто возникают у родителей. Это не удивительно, так как от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности. С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова. Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благо­творное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход - почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Ораторское искусство для детей закладывает их дальнейшей успешной жизни.

Когда начинается общение?

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит фильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться с какой-либо просьбой, уметь вести диалог как в живую, так и по телефону с друзьями, сверстниками, родными, гостями и другими.

Ребенок начинает общение еще с детства

Регулярность - вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 3 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной утренней зарядки, контрастного душа, постоянного массажа, растираний и вечерней пятиминутной растяжки на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий - вот большой секрет! На занятиях ораторского мастерства для детей вы, родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются , и уже за 4-5 недель достигают ощутимых результатов.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно. Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей. Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово »

Ваша задача и задача ребенка — вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

Например:

Тема «человек» (называете вы)

Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

— Человек, существо, уши

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Например:

Гроза – роса

4. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка - дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно строгим словом и грозным взглядом.

Читайте фразы вслух, а ребенок пусть попробует повторить сказанное

5. Упражнение «Послушаем тишину»

Это игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Для начала замерите на полторы-две минуты и прислушайтесь к всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди расскажите об услышанных звуках и изобразите с помощью слов. Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовет этих звуков больше всех, побеждает.

Например:

Я услышал, как тикают часы в комнате

А я слышал, как на улице проехала машина: «тррр-тррр»

За окном капал дождик: «кап-кап-кап»

В другой комнате были слышны шаги: «топ-топ-топ»

6.Упражнение «Найди пропавший предмет»

Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы родителю и попытаться отгадать убранный предмет.

К примеру:

На какое животное похож этот предмет?

На хомяка

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

Его можно брать с собой куда захочешь!

Это пенал?

Да! Молодец.

7.Упражнение «Найди отличия»

Детям и вам предлагает объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

8.Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд по­добные риторические упражнения для детей могут также с успехом практиковаться. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

1) «Что я запомнил»

Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представ­лять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

2) «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать карти­ну, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые ре­жиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

3) «Что произошло раньше?»

Выступающий высказывает свои предположения, что происходило на кар­тине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

4) «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается дока­зать его правомерность.

9.Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо всем скороговорка, например: «Про бе­дою бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные от­рывки — фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.(опять вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова дитя)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа.

Была тупа! (Хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы, а так же взрывные согласные — в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б ». Он должен произноситься особенно от­четливо «взрываться» на губах.

МДОУ ЦРР-д/с №29 г.Ковдор

Воспитатель Точёных Татьяна Валериевна

Занятие по риторике в старшей группе

Конспект занятия по риторике

в старшей группе «На планете Улыбок»

Цель: Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак расположения говорящих друг к другу.

Учить детей соблюдать речевой этикет в разных ситуациях общения, использовать невербальные средства общения.

Закрепить знания детей о некоторых видах общения (контактным, дистантным).

Воспитывать культуру слушания друг друга; воспитание доброты, внимания, взаимопомощи, чуткости.

Материал: Кукла – Риторик, письмо, аудиозапись с голосом «правителя планеты», мяч Хуп-хоп (инопланетянин), силуэт весёлой улыбки, слова, расположенные на стене: спасибо, благодарю, простите, пожалуйста; буквы: У,Л,Ы,Б,К,А; аудиозапись «Улыбка», фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание на необычный конверт, в котором лежит письмо (его принёс мальчик Риторик).

Письмо: Все жители моей планеты перестали улыбаться, они нуждаются в помощи. И только дети могут спасти нашу планету.

Правитель планеты Улыбок.

/ Письмо читают дети /.

Воспитатель: Ребята, нас просят помочь. Согласны ли вы прийти на помощь жителям планеты Улыбок.

Риторик, а ты согласен отправиться с нами?

Риторик: Согласен.

Воспитатель: Но для того, чтобы отправиться в путешествие, надо решить на чём мы полетим к планете.

/ Предложения детей /.

Хорошо, мы полетим на ракете. Давайте же, поскорее, не теряя времени, приступим к строительству (дети стоят из модульных блоков).

Вот так ракета. Ну что ж, ракета стоит, но есть условие: это ваше хорошее настроение. Если настроение неважное, лучше остаться (ответы детей).

Проверка на готовность к полёту: воспитатель предлагает детям надеть воображаемые скафандры, космическую обувь, перчатки, закрыть глаза.

Воспитатель проверяет хорошо ли надеты скафандры, дотрагивается до головы, рук ребёнка, поглаживает детей, комментируя свои действия: «Как плотно сидит костюм, какие тёплые и толстые рукавицы, как статно ты выглядишь в этой форме».

Затем детям предлагается занять места в ракете (встать вокруг ракеты и взяться за руки).

На планете.

1. Знакомство (по цепочке): дети пропевают или произносят свои имена.

2. Приветствие – Ребята, а как мы приветствуем друг друга? (Словами, жестами).

Правитель: На планете Улыбок жители здоровались друг с другом с улыбкой за мизинец (дети здороваются), локотками (…),подмигивая друг другу. /Дети свободно двигаются по группе, здороваясь друг с другом, выражая свои чувства/.

Появляется один из жителей планеты (большой мяч хоп-хоп, необычно разрисованный), очень унылый, грустный.

Я житель планеты Улыбок. Помогите нам, земляне, мы разучились улыбаться, наверное, к нам на планету попал вирус грусти и уныния (слышится грохот).

Опять начался камнепад грубых слов. Никакой надежды на спасение нашей планеты.

Воспитатель: Подождите, не унывайте (обращается к детям):

Что нужно сделать, чтобы не стало грубых слов?

Дети: Надо чаще вспоминать вежливые слова.

Воспитатель: Ребята, у нас же остался волшебный фонарик, который подарил нам Дедушка Мороз. Фонарик поможет нам спасти планету. Его волшебные лучики помогут нам вспомнить волшебные слова.

/Гаснет свет/

    Вам помогли раздеться, повесить одежду. Что вы должны сказать?

/Слова-ответы освещаются фонариком/.

    Вы шли по коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что нужно сказать?

    Человек сделал доброе дело и его очень хочется отблагодарить. Какое слово вы скажете?

    Чтобы вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово….

/ Включается свет/

Житель планеты: Ребята, мы забыли, что обозначают слова «здравствуйте», « до свидания». (Ответы детей).

А ещё я вспомнил, было у нас такое слово «Улыбка», но мы забыли как оно пишется.

Воспитатель: Давайте, ребята, с помощью этих букв выложим это слово.

/ Дети выкладывают слово: УЛЫБКА/

Житель: Ребята, помогите мне вспомнить как надо улыбаться.

Воспитатель: Чтобы научить улыбаться, передавайте жителя друг другу и говорите вежливые слова с улыбкой.

/Унылая улыбка у жителя планеты исчезает и он улыбается/.

Воспитатель: Ребята, а теперь может мы покажем те предметы, с помощью которых человек может говорить с кем-нибудь на расстоянии.

Д/и «Найди предмет».

Воспитатель: Жалко нам с вами расставаться. Давайте подарим планете Улыбок песню В.Шаинского «От улыбки».

Песня.

Житель планеты и правитель благодарят ребят за помощь и под песню ребята возвращаются домой.

Воспитатель: Ребята, с чего же начинается хорошее настроение? Чем чаще мы видим добрые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше среди нас остаётся людей злых, жадных, ленивых. Надеюсь, нашу планету не постигнет беда, как планету Улыбок. Всё зависит от нас с вами, обычных людей.

Екатерина Никитина
Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста

"Риторика для малышей . Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста "

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности . Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью . Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.

Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные умения не являются врожденными, а формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В современных педагогических концепциях общение выступает как особая коммуникативная деятельность , направленная на формирование взаимоотношений. В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На третьем этапе (в 6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание коммуникативного общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. ]

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.

Основным инструментом общения и коммуникации является речь . Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста .

Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми : в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике .

РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам , основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение . Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи . Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике . Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей , их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) . Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника , как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии , в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.

Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей эмпатии , т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия по риторике способствуют формированию правильной речи, коммуникабельности , а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника , развитию восприятия , памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом. Особую роль в системе занятий риторикой играют те задания и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности ). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Поэтому общими целями работы по риторике в детском саду являются :

- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности) ;

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей .

1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей ) .

2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.

3. Развитие вербального и невербального средств общения.

4. Культура слушания.

включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность) ;

Формированию умения слушать и слышать собеседника;

Овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний) ;

Овладение приемами стабилизации поведения

Для этого широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.

Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. Различные речевые разминки, где развивается техника речи , дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать , различать индивидуальные особенности других детей и людей . Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.

Речевой этикет.

Развитие речевого этикета в себя включает :

Овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

Формирование в речи знаков доброжелательности;

Формирование осознания тональности общения;

Осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.

Например :

а) знакомство : будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;

б) прощание : всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;

в) поздравление, пожелание : примите поздравление, разрешите поздравить;

г) благодарность : спасибо за, благодарю за, я вам признательна;

д) извинение : извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.

Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов :

Чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;

Использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

Участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

Свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

Этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

Видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.

Вербальное и невербальное общение

Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя :

Осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

Умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

Снижение импульсивных эмоциональных реакций.

Например :

1) этюды на выражение различных эмоций;

2) мимика и пантомимика;

3) выразительные движения;

4) тренинги мышечного расслабления.

Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.

Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке :

5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;

6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.

Культура слушания

Под культурой слушания предполагается :

Умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым) ;

Замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

Радоваться успехам товарищей;

Терпеливо выслушивать говорящего;

Справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей :

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры) ;

Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера) ;

Импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

Анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;

Свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;

Лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;

Чтение художественных произведений;

Беседы, сочинение историй;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;

Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.

Таким образом, развитию социально- коммуникативных навыков поведения и уверенности в себе способствует такая организация коммуникативной деятельности детей , когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Выбор детьми диалогов по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей ;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений

Огромную роль в проведении занятий по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.

Во время занятий необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей ;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному формированию коммуникативной и речевой компетенций у детей дошкольного возраста . Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный словарный запас, речь становится более грамотной и убедительной, воспитывается чувство уважения к родному языку. Практически у всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.

«Занимательная риторика» Использование риторики с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речевых умений и навыков общения Подготовил: Клаптюх И.Л., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 г.Шебекино Белгородской области»




Принципы программы: 1)Развитие ребенка. 2)Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка. 3)Бережное отношение к результатам детского творчества. 4)Научная обоснованность и практическая применимость и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения. 5)Сочетание развивающего компонента с обучающим. 6)Планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей. 7)Интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).


Образовательные задачи: 1) Выявление и развитие речевых способностей детей. 2) Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения. 3) Научить владеть основными элементами правильной точной речи. 4) Формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь. 5) Формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности.


Развивающие задачи программы: 1) Развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений. 2) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм. 3) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 4) Развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника. 5) Развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации. 6) Развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. 7) Развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение; 8) Развитие коммуникативных качеств ребенка.










2 компонент. Дыхательная гимнастика. Цель: приучать ребёнка контролировать своё дыхание, правильно дышать, укрепляя дыхательную мускулатуру, увеличивая «жизненный объём» лёгких. Это могут быть: - упражнения на развитие речевого дыхания по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко; - «Дыхательные» игры; - элементы дыхательной системы по Стрельниковой;


3 компонент. Артикуляционная гимнастика. Цель: - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. - биоэнегропластика (это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко); - сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка (упражнения для одновременной работы пальцев и языка).


4 компонент. Речевая гимнастика. Цель: -формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции. - дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.) -ортологическая гимнастика (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка)


5 компонент. Пальчиковые игры. Цель: - формирование речи импульсами, идущими от рук. - упражнения для массажа (или самомассажа) рук (японская методика пальцевого массажа) - упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга; -упражнения без предметов; - упражнения с различными предметами; - гимнастика для пальцев; - упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.


6 компонент. Новая информация. Цель: - активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; - научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; - развивать умение чувствовать и понимать другого.


7 компонент. Моделирование речевых ситуаций. Цель: Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения» и «Искусство спора и диалога». Сюда входят: коммуникативно – лингвистические игры, игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.






В качестве отдыха, физкультминутки используются координационно – подвижные игры. Ценность координационно – подвижных игр заключается в том, что они: - являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; - дают возможность детям «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность; - развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;


Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка: - принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и др.); - принцип воспитывающего обучения; - принцип доступности; - принцип постепенности, последовательности и систематичности; - принцип наглядности; - принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка); - принципа мотивации к риторической практике; связи теории с практикой.




К основным видам деятельности на занятии относятся: - игровая деятельность; -познавательно-исследовательская деятельность; -показ воспитателем особенностей речевой деятельности; -риторический анализ текстов различных речевых жанров; -рассматривание изобразительного материала; -риторические игры; -пятиминутки речевой гимнастики; -ортологические разминки; -импровизационные игровые задачи;




Литература: Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: АСТ. Астрель, 2002 – 163 с. Гин А.Л. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя./А.Л.Гин. -М.: Вита Пресс, – 203 с. Гризик Т. Г. Познавательное развитие детей 4-5 лет/ Т.Г. Гризик. - М.: ТЦ Сфера, – 92 с. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.М. Ельцова. – Санкт – Петербург,2009. – 208 с. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ З.И. Курцева. – М. : – 64 с.


Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного занимаемся на массажных ковриках, расположенных по кругу. Воспитатель собеседник детей, который помогает им раскрепоститься; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №70 «Кэрэчээнэ» Городского округа «город Якутск» Принят на педагогическом совете №1 от 01.09.2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ Д/с №70 _______________/Николаева Г.С./
Кружковая работа

«Риторика»

На 2015-2016 учебный год
Руководитель: Нюкканова М.А. с.Хатассы

Пояснительная записка
По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях помимо непосредственной работы логопеда с детьми, заключающейся в индивидуальной и подгрупповой работе по исправлению звукопроизношения, необходимо использовать и другие формы, которые помогут в решении этой проблемы. Одной из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении является кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями и умениями; совершенствуют внимание, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. При этом решаются и речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются звуки. С учетом выше сказанного была разработана программа курса «Риторика» для детей среднего дошкольного возраста. Возраст был выбран неслучайно, так как, во- первых, дошкольники старших и подготовительных групп начинают заниматься с учителем-логопедом индивидуально, либо на базе логопедической группы; во- вторых, чем раньше будет начата работа по речевому развитию, тем больше вероятность исправления речи детей к моменту выпуска из детского сада. Программа решает одну из важных
проблем
– развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств дошкольника, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность. Занятия по риторике одно из важнейших средств развития способности распознавать эмоциональное состояние собеседника по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные 3
способы содействия. Коммуникативные ситуации позволяют ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель программы:
знакомство дошкольников с культурой речевого поведения, совершенствование их речи на основе использования элементов игровой и театральной деятельности.
Задачи программы:
 Развивать такие компоненты речевой системы как словарный запас, грамматический строй речи, связную речь;  Развивать мышцы артикуляционного аппарата;  Выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;  Воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения, учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;  Учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;  Учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;  Развивать коммуникативные способности;  Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики;  Развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию.
Работа с родителями:
 Театральная мастерская (изготовление из различных материалов пальчиковых кукол)  Чтение сказки всей семьей.  Изготовление атрибутов и декораций для постановок Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). 4

Срок реализации программы
- один год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Разделы программы «Риторика»:

1.
«Мир взрослых людей». Цель – развитие потребности общения со взрослыми.
2.
«Давай играть вместе». Цель – развитие потребности общения со сверстниками.
3.
«Секреты твоего успеха». Цель – формирование навыков общения с внешним миром (с книгой, с природой, с людьми). Устное и письменное общение.
4.
«Речевой этикет». Цель – формирование речевых форм обращения
5.
«Искусство спора и диалога». Цель – развитие умения ведения диалога.
6.
«Развитие связной речи». Цель – формирование умения строить связное речевое высказывание, составлять рассказы с опорой на картинки и пересказы.
Структура кружковых занятий:
1. Речевые разминки (артикуляционные, дыхательные, дикционные упражнения и лексико-грамматические игры). 2. Задания на развитие у детей психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. 3. Речедвигательные упражнения. 4. Театрализация, инсценировки. 5. Коррекционные игры для детей с затруднениями в общении. 6. Составление рассказов, пересказов. 7. Чистоговорки. 8. Задания на развитие изобразительных и конструктивных способностей. 9. Подвижные игры.
Ожидаемые результаты:
5

-
дети умеют использовать в речи слова: разрешите, извините, до свидания, до скорой встречи, счастливого пути;
-
дети способны поддерживать беседу; - проявляют внимание и гостеприимство к знакомым и незнакомым людям (пригласить присесть, предложить свою помощь и т.п.); - выполняют просьбу взрослого и сверстника, предлагают им свою помощь; - умеют поддержать беседу, выражают радостное удовольствие, благодарность на заботу окружающих; - вежливы к детям и взрослым (знакомым и незнакомым); - развита артикуляционная моторика; - развито фонематическое восприятие; - сотрудничают в различных видах деятельности со сверстниками; - развиты невербальные средства общения, интонационная выразительность.
2. Учебно-тематический план занятий кружка «Риторика»

Дата

Дата

Тема занятий

Примечание

подпись
Сентябрь 21.09.201 5 Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись 1 28.09.201 5 Мое любимое имя 1 Октябрь 05.10.201 5 Что в имени моем? 1 12.10.201 5 Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья. 1 19.10.201 5 Есть ли семья у петушка? 1 26.10.201 5 Дом, в котором я живу 1 Ноябрь 02.11.2015 Собака в жизни человека – верный друг. 1 09.11.2015 Наш веселый детский сад – много разных в нем ребят. 1 16.11.2015 Винтики-конфеточки – мальчики и девочки. 1 23.11.2015 Ссоры и споры. 1 6
30.11.2015 Если весело живется… 1 Декабрь 07.12.201 5 В мире звуков 1 14.12.201 5 Чтобы увидеть слово. 1 21.12.201 5 Можно ли общаться без слов? 1 28.12.201 5 Язык жестов и движений. 1 Январь 11.01.2016 Самое удивительное чудо на свете (общение и книги). 1 18.01.201 6 Сказка в гости к нам пришла. 1 25.01.201 6 Умеет ли разговаривать природа? 1 Февраль 01.02.201 6 Путешествие в лес. 1 08.02.201 6 Все начинается со слова «Здравствуй» 1 15.02.201 6 Вежливые слова – приветствия. 1 22.02.201 6 Это слово говорят, если вас благодарят. 1 29.02.201 6 Как обратиться с просьбой к вам? 1 Март 07.03.201 6 Учимся вежливому обращению. 1 14.03.201 6 Когда без извинения не обойтись? 1 21.03.201 6 Сказка с подробностями (учись извиняться). 1 28.03.201 6 Вежливая Азбука. 1 Апрель 04.04.201 6 Зачем нужна вежливость? 1 11.04.2016 Игровые ситуации «Вежливые дети». 1 18.04.201 6 Слово – мостик понимания между людьми. 1 25.04.201 6 Искусство поддержания разговора 1 Май 16.05.201 6 В магазин за покупками. 1 23.05.201 6 Правила гостеприимства. 1 7
30.05.201 6 Итоговое занятие «Уроки вежливого общения» 1
Всего:
34
2.

Занятие № 1. Тема «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись»

Задачи:

1.

2.
Формировать желание идти на контакт со сверстниками и взрослыми.
3.
Развивать диалогическую речь.
4.
Закреплять знания, что каждый человек имеет имя, фамилию и отчество.
5.
Формировать навык употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1. Артикуляционная гимнастика: «Блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Улыбочка», «Трубочка». 2. В гостях Петрушка. Читает потешку «Здравствуйте девченки!». 3. Игра «Петрушка знакомиться». 4. Игра в мяч «Скажи ласково» 5. Упражнение «Мое отчество». 6. Игра «Потеряшки».
Занятие № 2. Тема «Мое любимое имя».

Задачи:

1.
Приучать детей выражать свое мнение, выслушивать заинтересовано, активно ответы всех участников беседы. 8

2.
Развивать диалогическую речь, выражать свое мнение публично. Упражняться в способе правильно выражать свое мнение – аплодисментами и топаньем ног.
3.
Развивать артикуляционный аппарат и технику речи: темп, дикцию, ритм.
Логика образовательной деятельности:
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Блинчик», «Улыбка- трубочка», «Заборчик». 2. Гимнастика для глаз «Жил был шум». 3. Игра «Ласковые имена». 4. Игра «Волшебная палочка». 5. Итог. Упражнение «Выбери настроение».
Занятие № 3. Тема «Что в имени тебе моем?»

Задачи:

1.
Развивать артикуляционный аппарат.
2.
Продолжать знакомить с историей возникновения имен и фамилий, их значением. Подвести к пониманию, что «имена» есть и у предметов, которые окружают нас вокруг.
3.
Развивать представление об описании и его структурных элементах.
4.
Развивать навык координации совместных действий в группе, умение строить диалог.

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Накажем непослушный язычок», «Улыбка-трубочка», «Парус».
2.
Речевая разминка «Кто вы, ребята?»
3.
Танцевальные движения в сопровождении речи «У друга теплая и нежная ладошка».
4.
Речевая ситуация «Бабушка Забавушка».
5.
Чистоговорки.
6.
Слушание и обсуждение рассказа «Безымянная речка». 9

Занятие №5. Тема «Мама, папа, брат сестра, дедушка, бабушка и я –

это вся моя семья»

Задачи:

1.
Развитие артикуляционного аппарата.
2.
Постижение ребенком своей уникальности, единственности в своем роде. Понимание ребенком проявления теплых отношений в семье.
3.
Обогащение и уточнение словаря: названия членов семьи, родословная, значение имени.
4.
Развитие умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Логика образовательной деятельности.

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Накажем непослушный язычок», «Парус», «Часики».
2.
Речевая разминка «Загадки с объяснением».
3.
Речевая ситуация «Кто, кем, кому приходится».
4.
Речь с движением «Семейная зарядка».
5.
Беседа по теме «Древо семьи».
Занятие № 5. Тема «Есть ли семья у петушка»

Задачи:

1.
Развивать артикуляционный аппарат.
2.
Формировать умение рассуждать, объяснять и доказывать.
3.
Уточнить словарь: животные и их детеныши.
4.
Воспитывать интонационные черты, силу голоса.
Логика образовательной деятельности.
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Заборчик», «Парус», «Часики», «Качели-1». 2. Дыхательное упражнение «Петушок». 3. Чтение и разбор рассказа «Ходит по двору петух» 4. Игра «Кто у кого» 10
5. Стихи-игра (речь с движением).
Занятие № 6. Тема «Дом, в котором я живу».

Задачи:

1.
Привлечь внимание детей к проблемам домашнего уюта: убранство дома несет в себе отпечаток образа жизни хозяев.
2.
Развивать потребность радовать своих близких добрыми делами, от которых в доме становится теплей.
3.
Развивать невербальные средства общения.
Логика образовательной деятельности

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Вкусное варенье-1», «Орешек», «Иголочка», «Блинчик».
2.
Дикционное упражнение на различное интонирование «Четыре».
3.
Беседа «Семейная фотография моего дома».
4.
Игра «Покажи, не называя»
5.
Игра с разрезными картинками «Кто скорее соберет?».
6.
Игровое задание «Где чей домик?»
Занятие № 7. Тема «Собака в жизни человека – верный друг»

Задачи:

1.
Формировать умение принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, активизировать знания о животном, рассуждать.
2.
Развивать артикуляционный аппарат, закреплять звукоподражания животным.
Логика образовательной деятельности.
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «»Качели-2», «Чашечка», «Часики», «Лошадка». 2. Загадка о собаке. 3. Игра «Угадай звук» (гласные звуки). 11
4. Беседа с использованием презентации «Собака в жизни человека». 5. Игра «Придумай кличку».
Занятие № 8. Тема «Наш веселый детский сад – много разных в нем

ребят».

Задачи:

1.
Познакомить детей с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты: кто начинает общение, к кому говорящий обращается с речью, что хочет передать, как говорит.
2.
Обратить внимание, что в зависимости от содержания того, что говорят друг другу люди, меняются интонация, понимание речи.
3.
Развивать артикуляционный аппарат.
4.
Развивать чувство красоты поэтического слова, умение вслушиваться в окружающие звуки, четко их произносить.
Логика образовательной деятельности.
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Качели-2», «Чашечка», «Часики», «Лошадка». 2. Дикционное упражнение «Простая песенка». 3. Разыгрывание речевых ситуаций (убеждение, радость). 4. Речевая подвижная игра «Сначала буду маленьким» 5. Считалка «Детский сад». 6. Дидактическая игра «Мы – разные».
Занятие № 9. Тема «Винтики, конфеточки – мальчики и девочки».

Задачи:

1.
Прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности.
2.
Развивать артикуляционный аппарат, познакомить с тем, что голос человека имеет свою неповторимую окраску. 12

3.
Развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
4.
Развивать речевую память.
Логика образовательной деятельности.

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Почистим зубки», «Горка», «Лошадка», «Грибок».
2.
Звук «А», «Внимательные ушки» - упражнение на развитие фонематического восприятия.
3.
Повтори чистоговорки.
4.
Игра «Сочиним чистоговорки»
5.
Игра «Говорящая ладошка».
6.
Этюд «Плохое настроение».
Занятие № 10. Тема «Ссоры и споры».

Задачи:

1.
Развивать артикуляционный аппарат.
2.
Формировать умение поиска конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора.
3.
Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность.
Логика образовательной деятельности.

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Бублик», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Лошадка».
2.
Дикционное упражнение «Разговор с пчелой».
3.
Беседа о споре. Пальчиковый театр «Два ежа»
4.
Игра «Мимика».
5.
Игра «Интонации».
6.
Этюд «Котята».
Занятие № 11. Тема «Если весело живется».
13

Задачи:

1.
Развивать артикуляционный аппарат.
2.
Формировать умение составлять описание, рассуждение, повествование.
3.
Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь.
4.
Развивать навыки мимики и жестикуляции, импровизации и пантомимики.
5.
Воспитывать доброжелательность, коммуникативность.
Логика образовательной деятельности.

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Бублик-трубочка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок».
2.
Дикционное упражнение со звукоподражанием.
3.
Игра «Давайте хохотать».
4.
В гостях у детей Петрушка. Стихотворение с повторением «Веселый старичок».
5.
Игровая ситуация «Пантомимика с загадкой».
6.
Игра «Веселые слова». (подбор слов к одной теме).
Занятие № 12. Тема «В мире звуков».

Задачи:

1.
Развивать мышцы артикуляционного аппарата.
2.
Показать роль звучащего слова, сформировать у детей представление о звуках речи, опираясь на представление о значении этого слова.
3.

Логика образовательной деятельности.

1.

2.
Беседа по картинкам: «лес», «малыш», «рубка дров», «наездник». Упражнение «Угадай значения слов».
3.
Чтение стихотворения «Ручеек» с придумыванием слов- звукоподражаний. 14

4.
Чтение стихотворения с последующим разбором «Такая, в общем, история».
Занятие № 13. Тема «Чтобы увидеть слово».

Задачи:

1.
Развивать артикуляционный аппарат.
2.
Развивать умение сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи.
3.
Развивать фонематический слух.
Логика образовательной деятельности.

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Маляр», «Парус», «Вкусное варенье-2», «Лошадка».
2.
Чистоговорки.
3.
Беседа о чистой и красивой речи.
4.
Игра «Выдели первый звук».
5.
Игра «Доскажи словечко» (стихотворение М. Пляцковского «Есть сладкое слово…»).
Занятие № 14. Тема «Можно ли общаться без слов?»

Задачи:

1.
Знакомить детей с невербальными средствами общения.
2.
Развивать артикуляционный аппарат.
3.
Развивать умение воспринимать несловесную информацию.
4.
Упражнять детей в изображении эмоций радости, грусти, страха, злости и умении распознавать их по мимике и интонации.
5.
Учить логически строить высказывания, правильно задавать вопросы, видеть плохое и хорошее в предмете, поступке, отстаивать свою точку зрения.
Логика образовательной деятельности.
15

1.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Вкусное варенье-2», «Маляр», «Орешек», «Чашечка».
2.
Чтение стихотворения с разбором «Ноги дождя». Сопровождение речи движениями.
3.
Упражнение на размышление «Что хорошего, а что плохого»
4.
Игра «Угадай эмоцию»
5.
Игра «Испорченный телефон».
Занятие № 15. Тема «Язык жестов и движений».

Задачи:

1.
Развивать коммуникативные способности детей, их мимические и пантомимические навыки.
2.
Развивать артикуляционный аппарат.
3.
Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; умение рассказывать сказки, сопровождая их уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией.
4.
Развивать творческую инициативу, интонационную выразительность. Отрабатывать навыки четкого произношения.
Логика образовательной деятельности.
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Лошадка», «Грибок», «Ветерок», «Качели-2». 2. Дикционное упражнение. Скороговорка с движением. 3. Дикционное упражнение «Хлоп в ладоши». 4. Упражнение «Жест, его значение». 5. Игра «Как живешь?» 6. Этюды на выражение основных эмоций. 7. Игра «Передавалки».
Занятие № 16. Тема «Самое удивительное чудо на свете».
16

Задачи:

1.

2.
Показать роль книги в жизни человека, подвести к выводу, что чтение книги – это тоже общение.
3.
Обобщить сведения о способах «записи» устного высказывания с помощью рисунков и символов.
4.
Упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм.
5.
Расширить знания детей о древних и современных орудиях письма.
Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Массажик языка», «Желобок», «Индюк», «Лошадка». 2. Беседа «Звуки и буквы». 3. Беседа «Алфавит и древние иероглифы». 4. Чтение и разбор рассказа «Самое удивительное чудо на свете». 5. Пантомима «Чтение».
Занятие № 17. Тема «Сказка в гости к нам пришла».

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику.
2.
Развивать словесно-логическое мышление, память
3.
Познакомить со структурой сказки.
4.
Развивать любовь к книге, бережное к ней отношение.
Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционные упражнения: «Массажик для язычка», «Автомат», «Индюк», «Грибок». 2. Беседа «Кто дарит нам сказку». 3. Литературная игра-викторина «Угадай сказку по строчкам». 4. Игра «Словотворчество». 5. Игра. Сказки «наизнанку». 6. Игра «Что было потом?». 17

Занятие № 18. Тема «Умеет ли разговаривать природа?»

Задачи:

1.

2.
Познакомить с правилами поведения, общения с природой.
3.

4.
Закреплять навык произносить фразы с определенной интонацией и с разной силой голоса.
5.
Формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное отношение к ней.
Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Автомат», «Ветерок», «Индюк», «Подуй на карандаш». 2. Игра-импровизация «Поход в лес». 3. Инсценирование сценок из жизни природы. 4. Беседа о правилах общения с природой. 5. Дидактические игры «Соберем гербарий», «Что около?», «Что это?». 6. Игра-пантомима «Заинька».
Занятие № 19. Тема «Путешествие в лес».

Задачи:

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
2.
Развивать наблюдательность у детей и умения понимать поведение животных, их намерения по характерным движениям, позам.
3.
Формировать речевые умения: словесно описывать животных, их поведение, действия; навыки работы с воображаемыми предметами; соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол.
4.
Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
5.
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Логика образовательной деятельности
18
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Индюк», «Автомат», «Подуй на карандаш», «Забей мяч в ворота». 2. Импровизация «На полянке» (с использованием фонограммы «Голоса птиц). 3. Загадка о солнышке. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое!» 4. Инсценировка «Дедушка молчок». Игра «Узнай, кто говорит». 5. Стихи руками «Веселые превращения». 6. Беседа «О чем хотят сказать животные?». 7. Лексико-грамматические игры: «Кто кем будет?», «Угадай и повтори», «Назови членов семьи».
Занятие № 20. Тема «Все начинается со слова «Здравствуй!»

Задачи:

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
2.
Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрывать детям значение вежливых слов.
3.
Развивать воображение и творческую инициативу в театрализованной игре.
4.
Развивать пантомимические навыки и мелкую моторику.
5.
Учить выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску.
Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Маляр», «Заводим моторчик», «Забей мяч в ворота», «Снежинка». 2. Интонационное упражнение «Доброе утро!» 3. Игра-импровизация «Куда идет солнце?» 4. Беседа с героем – старухой Шапокляк «Страна вежливых слов». 19
5. Инсценирование русского народного приветствия. 6. Игра на имитацию заданных движений.
Занятие № 21. Тема «Вежливые слова – приветствия»

Задачи:

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
2.
Формировать умение правильно употреблять слова в речи.
3.
Развивать воображение и творческую инициативу в театрализованной деятельности.
4.
Закреплять умение сочетать движение и речь.
Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Маляр», «Заводим моторчик», «Снежинка», «Лошадка». 2. Хоровое чтение стихотворения А. Яшина «Я люблю, когда при встрече». 3. Упражнение «Найди слова-наоборот» с использованием стихотворения «Добрые слова». 4. Игра «Назови вежливое слово – приветствие». 5. Игра со звуками и рифмами. 6. Игры и упражнения «Кто первым поздоровается».
Занятие № 22. Тема «Это слово говорят, если вас благодарят».

Задачи:

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
2.
Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации.
3.
Продолжать работу над интонационной выразительностью, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.
4.
Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения.
Логика образовательной деятельности
20
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Окошко», «Лесенка», «Снежинка». 2. Дикционное упражнение «Поешь овса из корыта». 3. Ритмическое упражнение «По-да-ри-ли хрюш-ке». 4. Чтение и разбор стихотворения И. Токмаковой «Маша знала слов немало». 5. Разыгрывание ситуаций по выражению благодарности. 6. Мимическое упражнение по стихотворению «Муха-цокотуха».
Занятие № 23. Тема «Как обратиться с просьбой к Вам?»

Задачи:

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
2.
Формировать вежливое обращение с просьбой к собеседнику.
3.
Показать, как в вежливой форме отказать собеседнику.
4.
Формировать умение интонационно выразительно проговаривать фразы.
5.
Развивать воображение, пантомимические навыки.
Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Султанчик», «Окошко», «Лесенка». 2. Дикционное упражнение «Мой змей». 3. Чтение и разбор стихотворения «Козлик». 4. Упражнение в обосновании просьбы «Крокодилы». 5. Упражнение в отказе просьбы «Лошадка пони». 6. Игровые ситуации с инсценировкой. (разыгрывание в парах заданий)
Занятие № 24. Тема «Учимся вежливому обращению»

Задачи:

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
2.
Объяснить детям, что просьба должна быть мотивированной.
3.
Закреплять навык употребления вежливых форм отказа (в просьбе и т.д.) 21

4.
Развивать импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки.
Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Лесенка», «Слоник», «Киска сердится», «Султанчик» 2. Чтение, беседа с детьми «В гостях у бабушки Марии». 3. Мини-сценки «Рак-бездельник». 4. Инсценирование стихотворения «Зимний разговор через форточку». 5. Интонационное упражнение «Приговорки в огороде» 6. Упражнение-инсценировка «Котенок».
Занятие № 25. Тема «Когда без извинения не обойтись?»

Задачи:

1.
Совершенствовать артикуляционную моторику и речевое дыхание.
2.
Познакомить детей с правилами общения, которые используются при извинении.
3.
Объяснить, что нужно уметь признать свою вину; что извинение должно быть обосновано (объяснено).
4.
Формировать умение находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формы извенения.
5.

Логика образовательной деятельности
1. Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Киска сердится», «Слоник пьет», «Месим тесто». 2. Игра с рифмами. 3. Игра «Сочиним чистоговорку». 4. Чтение и разбор стихотворения «Я не плачу». 5. Дидактическая игра «Умей извиняться». 6. Чтение стихотворения с инсценировкой «Простите». 22

Занятие № 26. Тема «Сказка с подробностями (учись извиняться)»

Задачи:

1.

2.
Учить интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.
3.
Поощрять творческую инициативу детей, желание взять роль и играть ее.
4.
Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематическое упражнение «Попугайчик» (звуки г-к). 2. Игра «Найди и покажи эмоцию». 3. Чтение произведения Г.Остера «Сказка с подробностями» 4. Беседа о прочитанном. 5. Разыгрывание ситуаций. 6. Творческое задание «Нарисуй настроение после извинения».
Занятие № 27. Тема «Вежливая Азбука».

Задачи:

1.
Развивать фонематическое восприятие.
2.
Знакомить детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи приветствий, благодарности и других слов- помощников в общении между людьми.
3.
Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.
4.
Побуждать детей к импровизации, творчеству.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематическое упражнение «Попугайчик» (звуки б-п). 2. Дыхательное упражнение «Журавли». 3. Дикционное упражнение «Ики, ики». 4. Игра «Магазин вежливых слов». 5. Чтение стихотворения «Вовка - добрая душа». 6. Игра-соревнование «Кто больше произнесет вежливых слов». 23

Занятие № 28. Тема «Зачем нужна вежливость?»

Задачи:

1.
Развивать фонематическое восприятие.
2.
Закреплять навыки вежливого речевого общения.
3.
Продолжать развивать интонационную выразительность, навыки мимики и жестов.
4.
Развивать коммуникативные навыки.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематическое упражнение «Найди ошибку». 2. Дикционное упражнение в интонировании вежливых слов. 3. Чтение и разбор стихотворений Г. Остера «Вредные советы». 4. Пантомимическое упражнение «Добрые слова».
Занятие № 29. Тема «Игровые ситуации «Вежливые дети».

Задачи:

1.
Развивать фонематическое восприятие.
2.
Закреплять навыки вежливого поведения и общения.
3.
Совершенствовать умение логично и связно излагать свои мысли.
4.
Развивать коммуникативные и актерские способности детей, их пантомимические навыки.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематическое упражнение «Попугайчик» (в-ф). 2. Пантомимическое упражнение «Девятое Марта». 3. 18 игровых ситуаций «Вежливые дети» (по книге Н. Пикулевой «Слово на ладошке»).
Занятие № 30. «Слово - мостик понимания между людьми»

Задачи:
24

1.
Развивать фонематическое восприятие.
2.
Расширять понимание детей о том, что слово человека могущественно, оно поможет найти взаимопонимание; словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту; словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.
3.
Развивать умение представлять, как к прозвучавшим словам, отнесется собеседник.
4.
Формировать умение подбора слов, противоположных по смыслу и подбирать определения к заданным словам.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематическое упражнение «Перепутанки». 2. Дикционное упражнение-игра «Слово не воробей». 3. Дидактическая игра «Скажи наоборот». 4. Игровая ситуация с героем «бабушкой» «Наша Оленька в дому» 5. Инсценирование диалогов «Киса», «Такса». 6. Игра «Представь себе» 7. Изодеятельность «Фотоателье «Угодай-ка».
Занятие № 31. Тема «Искусство поддержания разговора»

Задачи:

1.
Развивать фонематическое восприятие.
2.
Развивать умение продумывать свое высказывание.
3.
Развивать артистические способности, умение изобразить эмоции и настроение.
4.
Активизировать словарь вежливых слов.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематическое упражнение «Попугайчик» (д-т). 2. Чтение и разбор стихотворений Р. Талипова «Что горче всего?», «Что слаще всего?». 3. Сценка «Белка и волк». 4. Упражнение «Скажем друг другу комплименты». 25
5. Чтение текста «Белка и волк». Инсценировка рассказа.
Занятие № 32. Тема «В магазин за покупками»

Задачи:

1.
Развивать фонематические представления.
2.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей, интонационную выразительность.
3.
Развивать логическое мышление, память.
4.
Формировать умение описывать предмет.
5.
Развивать умение адекватно воспринимать невербальную информацию.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематическое упражнение «Подбери словечко». 2. Речевая гимнастика «Расскажи мне про покупку». 3. Беседа о правилах поведения в магазине. 4. Игра «Назови одним словом» 5. Игра «Назови подробно». 6. Упражнение «Назови общие признаки и отличия». 7. Разыгрывание ситуаций-диалогов.
Занятие № 33. Тема «Правила гостеприимства»

Задачи:

1.
Совершенствовать фонематическое восприятие и представления.
2.
Формировать навыки гостевого этикета.
3.
Развивать уверенность в себе, умение ставить цель.
4.
Развивать творчество и инициативы в разыгрывании игровых ситуаций.
Логика образовательной деятельности
1. Фонематические упражнения «Звук потерялся», «Найди ошибку». 2. Беседа «Неправильные правила» (по стихотворению «Игра в гостей»). 3. Сценка «Игра в гостей». 26
4. Лексико-грамматические игры «Что из чего?», «Пирог». 5. Психоречевая гимнастика «Подумай и ответь». 6. Считалка под мяч.
Итоговое занятие № 34. «Уроки вежливого общения»

Задачи:

1.
Совершенствовать фонематические представления.
2.
Закреплять навыки вежливого поведения и общения в различных социальных ситуациях.
3.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление помочь, поддержать.
4.
Закрепить вербальные и невербальные средства общения.
Логика образовательной деятельности.
1. Игра «Угадай словечко». 2. Инсценировка «Разговор по телефону». 3. Инсценировка «В магазин со всей семьей». 4. Пантомима «День рождения». 5. Игра-викторина «Вежливые слова» (с использованием лексико- грамматических игр). .
4. Методическое обеспечение программы.

Артикуляционная гимнастика

Первый комплекс
включает упражнения, необходимые для формирования четкого, правильного произношения всех звуков:  «Окошко» - приоткрыть рот и удерживать в этом положении.  «Месим тесто» - пожевать язык. 27
 «Заборчик» - улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.  «Трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать.  «Блинчик» или «Лопатка» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Обратите внимание, чтобы язык не дрожал. Расскажите ребенку, что язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке.  «Часики» - узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе (под счет, под изображаемый маятник, на слова «вправо – влево» и т.д.)  «Орешки» - узкий кончик языка упирается попеременно то в одну щеку, то в другую. Рот закрыт.  «Слоник» - вытянуть сомкнутые губы вперед.  «Слоник пьет» - вытянуть губы вперед и вдувать в себя воздух, затем выдувать.  «Накажем непослушный язычок» или «Испечем блинчик» - чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5-7 раз, произнося пя – пя – пя.  «Качели - 1» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
Второй комплекс
предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков «С», «З», «Ц». при их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильная воздушная струя идет посередине языка:  «Чистим нижние зубы» - водить языком за нижними зубами вправо-влево, снизу-вверх. Рот полуоткрыт, губы в улыбке.  «Горка» - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.  «Киска сердится» - улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрываясь его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спину.  «Лесенка» - язык перешагивает через нижние зубы. 28
 «Улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.  «Качели -2» - при открытом рте двигать языком вверх – за верхние резцы, затем вниз – за нижние.
Третий комплекс
направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ч». При их произнесении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка:  «Чашечка» - широкий язык поднят к верхним зубам, но не касаться их. Рот широко открыт.  «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку. Рот полуоткрыт, губы в улыбке.  «Грибок» - прижать широкий язык всей плоскостью к небу (Язык присасывается) и удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.  «Гармошка» - язык присосать к небу (упражнение «Грибок») и сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.  «Вкусное варенье» - широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот к небу.  «Качели – 2» (см. выше).  «Посчитаем зубы» - водим языком по верхним зубам справа налево и наоборот.  «Бублик» - сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
Четвертый комплекс
предназначен для постановки и автоматизации звуков «Л», «ЛЬ». При их произнесении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов:  «Поймаем мышку» - широкий язык поднять кверху за верхние зубы. Кончик языка высунуть, затем опять убрать за зубы.  «Парус» - улыбнуться, язык поднять вверх за резцы. 29
 «Пароход гудит» - улыбнуться, язык поднять вверх за резцы. Рот полуоткрыт. Произнести звук «ы».  «Качели – 2» (см. выше).  «Чистим верхние зубки» - водим языком за верхними зубами вправо-влево.
Пятый комплекс
направлен на постановку и автоматизацию звуков «Р», «РЬ». При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе:  «Барабанщик» - улыбнуться, приоткрыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» , сначала медленно, затем быстро. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.  «Пулемет» - то же, что и «Барабанщик», только произносим «т-д, т-д, т-д».  «Индюк» - водим широким языком по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, сначала медленно, без голоса, затем ускоряя, с голосом «бл-бл-бл» (как индюк болбочет).  «Маляр» - широким языком водить от верхних резцов до мягкого неба. Рот раскрыт.  «Фокус» - высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа, сдувая комок ваты.  «Лошадка», «Грибок» (см.выше).
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

Игра «Попугайчик»
ТУ-КА-ПО КУ-ТЫ-ПА ВЫ-КА-ТУ ВЫ-МУ-КО ХО-НУ-МЫ КУ-ПА-ФО-МЫ ТУ-БА-ДО МУ-ДО-НА-ТЫ ДУ-ХА-МЫ-КО ПА-ДУ-БЫ-МО НО-ГУ-ХА-БЫ НА-БО-МЫ-КУ 30
ПА-БА-ПА БУ-ПА-БО ГА-КА-ГА ТО-ДУ-ТЫ ТА-ДА-ТА КУ-ГА-КО ПА-БО-ПЫ ФО-ВУ-ФЫ ГО-КУ-ГА ДЫ-ТУ-ДО
Игра «Найди ошибку»
Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба. Говорил сосед – чудак: Вырос в поле красный рак (мак) Отругала мама зайку: Не надел под свитер гайку (майку). Хулиганам не до шутки, Если Рекс в собачьей дудке.(будке)
Игра «Перепутанки»
От конфет остались... БАНТИКИ. Завяжу на платье... ФАНТИКИ. 31
Съел я овощной... ХАЛАТ. А потом надел... САЛАТ. Два танкиста едут в …БАНКЕ Деньги сохранились в … ТАНКЕ Жаркий наступил … ПЕНЕК Маша села на …ДЕНЕК Положу рядом с печкой …КОЛЕНО И помажу зеленкой …ПОЛЕНО Идут солдаты в прочных …МАСКАХ. А все на карнавале в …КАСКАХ
Игра «Добавь словечко»
БИЛЕТ - БАЛЕТ - ПАКЕТ - БУКЕТ Я тебе задачу дам Все расставить по местам. В кассе я куплю И отправлюсь на У меня с собой В нем лежит большой БУТОН – БАТОН – ПИТОН – БЕТОН Я тебе задачу дам Все расставить по местам. В булочной куплю … В зоопарке жил … Распускается … Нужен для дорог … КАТОК – ПОТОК – МОТОК – ВЕНОК Я тебе задачу дам Все расставить по местам. 32
Что стащил игривый кот? … Таня девочкам плетет? … С гор спускается, течет? … Что за скользкий, ровный лед? …
Упражнение «Разложи картинки»
ПОЛЕНО-КОЛЕНО БАТОН - ЛИМОН УТКА - ДУДКА БУКЕТ-ПАКЕТ ОТМЕТКА – КОНФЕТКА
Игра «Повтори словечки»
Ком-дом-том Пакет - макет - букет Буквы - клюква - тыква Банан – диван – капкан Пипетка – ветка – клетка Окно – кино – давно Удод – капот – компот Минута – монета – конфета Бетон-батон – бутон Винт – бинт – бант Утка – дудка – будка 2. Дата – вата – хата – мята Отметка – пипетка- конфетка – котлетка Калина – малина – Полина – Алина Мойка – майка – койка – байка Ветка – клетка – утка – дудка 33
Аня – Маня – Ваня – Таня Паук – индюк – венок – моток Танки – тапки – санки – банки Том – дом- гном - бом
Игра «Подбери картинки» (подбираются картинки, похожие на звучание 1-го

слова)
САЙКА (МАЙКА, ЗАЙКА) ЗНАТОК (КАТОК, ВЕНОК) БЕТОН (БАТОН,ВАГОН) ТОМ (ГНОМ, ДОМ)
Игра «Найди рифму-картинку»
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом. На полянке обезьяны Начинают есть... (бананы) Я для птичек на балкон Вынес булку и... (батон) И про солнце, и про май Распевает... (попугай) Распевает соловей Свой мотив среди … (ветвей) Дерево с большим дуплом. Белка здесь устроит … (дом) Я для мамы два букета Вынимаю из… (пакета) В теплой солнечной долине Поспевают быстро … (дыни) 34
Расшалились тараканы Заползают под … (диваны) По полям, лесам, болотам Мы шагаем к … (бегемотам.)
5. Список используемой литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002. 2. Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия от детского сада к школе»). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. 3. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей детей). – Екатеринбург, 1997. 4. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы –занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста – М., 2000. 5. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. 6. Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием.): Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. – М., 2001. 7. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. – М.. 2001. 8. Синицына Е. Игры и упражнения со словами. Серия: «Дошкольное образование». – М., 2000. 9. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду.Занятия с детьми с ОНР. _ М.. 2002. 10. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе: Сб. – Ставрополь, 2001. 35
11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2002. 36