Самые великолепные готические соборы франции. Соборы франции Роль французских соборов в истории страны

Думаю будет не лишним “пройтись” по самым красивым готическим постройкам Франции. Поверьте, оно того стоит!)

Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже.

Шартрский собор

Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор

Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.

Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.

Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.


Реймсский собор

Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.

Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.


Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.


Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.

Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.

В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.


Руанский собор

Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.

Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.


Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.

На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.


Внутреннее убранство собора

За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.


Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.

Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.

Башня Сен-Жак

Башня Сен-Жак - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.


Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту - гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня - нынешняя башня Сен-Жак.

Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар - камни - в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.


С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.

Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…


В середине XII века средневековое искусство, стерев границы романского стиля, породило на свет готический стиль и изменило лик французских городов.

Сердцем ансамблей, разросшихся вокруг главной площади, стали кафедральные соборы. Великаны, чуждые средневековой узости улиц, домов и мыслей, заложили новую веху в истории и повлекли за собой настоящий строительный «бум».

Пришла пора соборов кафедральных,

Гордых крестов,

Устремленных в небеса.

Опера «Notre Dame de Paris»

Первым храмом, возведенным в готическом стиле, было аббатство Сен-Дени – усыпальница королей Франции. Отточив мастерство на раннеготическом святилище в Лане и церкви Сен Жюльен в Ле Мане, в 1163 зодчие заложили основание Нотр-Дам-де-Пари на руинах древнего капища Дианы. Выбор площадок, обладавших особой энергетикой, знаменовал победу истинного Бога над канувшими в Лету языческими идолами.

Архитектура — красота и сложность

Все готические храмы Франции являют собой 3-5-нефные базилики, оборудованные трансептом – поперечным нефом, и полукруговым деамбулаторием (обходом хора) с примыкающим к нему венцом капелл. Сложную каркасную конструкцию характеризуют вертикализм башен и сводов, динамичность скульптур и яркие витражи на религиозные и бытовые сюжеты .

Элементы готической архитектуры

Основа из стройных столбов, удерживающая остроконечные стрельчатые арки, устремляется ввысь аркадой верхней галереи – трифорием. Две башни западного фасада, украшенные узорными вимпергами, фиалами и краббами, служат обрамлением для трех перспективных порталов и круглого резного окна – «розы» .

Парижские химеры

В оформлении фасадов широко применяются растительные и геометрические узоры , а водостоки и балюстрады «охраняют» каменные химеры и горгульи .

Внутреннее убранство главного нефа обычно выглядит скромнее: его украшают лишь резьба капителей и витражи, насыщенные оттенками синего, желтого и красного цветов.

Представители поздней «пламенеющей» готики, например, французский кафедральный собор в Руане, уже отличаются замысловатым узором нервюров (рёбер крестового свода).

К XVI столетию, «перегрузив» себя декором, архитектурная эра, оставившая множество ярких следов, уступила дорогу шедеврам эпохи Возрождения.

Нотр-Дам-де-Пари – сокровище нации

Знаменитый фасад

Без малого две сотни лет строился центр духовной жизни Парижа, заложенный в 1163 году на священном острове Сите.

В дни Французской революции он был признан Храмом Разума и изрядно разорен. К коронации Наполеона Бонапарта в 1804 году обветшалые стены Нотр-Дам-де-Пари пришлось декорировать драпом. Лишь в XIX в. запыленное сокровище было обнаружено Виктором Гюго и наконец-то отреставрировано.

Этот католический храм отличается нервюрным арочным сводом, стрельчатыми окнами и аркбутанами. Легкий главный фасад пятинефной базилики находит свое завершение в изящном шпиле. В центре второго яруса сияет готическая «роза», а украшения нижнего портального фриза передают ужасы «Судного дня».

Помимо органа с 6 тысячами труб, изготовленного в XIX веке, в Соборе Парижской Богоматери скрываются драгоценные дароносицы и потиры . А около его паперти располагается «нулевой» километр , служащий отправной точкой всех французских дорог.

Пристанище Святой Девы — Нотр Дам де Шартр

Парящие в небесах стрелы Нотр-Дам-де-Шартр

Еще до христианства на сакральной горе в Шартре был возведен языческий дольмен, а несколько веков спустя – католическая базилика.

С IX века здесь хранилась часть родильного Покрова Девы Марии. По преданию, святая ткань повергла в бегство неистовых норманнов и не сгорела в огне, превратившем старый храм в пепелище.

Уверовав в чудо, священники немедленно взялись за возведение нового кафедрального собора в Шартре.

К 1220 г. осколки западного фасада, подземная часовня и «Королевский портал» были покрыты арочными сводами.

А в 1260 году Нотр -Дам-де-Шартр был торжественно открыт в присутствии Людовика IX.

При строительстве 130-метрового латинского креста было применено «золотое сечение».

Порталы западного фасада, соединяющего Старую Колокольню и Северную башню, расписаны сценами из Заветов. 10 000 изваяний, 146 витражей украшают трехнефный Нотр Дам де Шартр, его центральную часть занимает мозаичный лабиринт «Путь в Иерусалим».

Яркая мозаика окон

Католический собор в Амьене – величие французской готики

Величественная красота собора в Амьене

Несчастливой была судьба предшественников крупнейшей во Франции Амьенской церкви: они стали жертвами огня и молнии. В 1218 году, обнаружив в руинах храма невредимую реликвию, епископ Эврар де Фуйуа начал строительство очередной обители Бога на Земле – кафедрального собора в Амьене.

Работы под зорким оком Робера из Люзарша и Тома де Кормона были завершены в 1288 году .

Гармонический фасад церкви, состоящий из яруса порталов, галереи и окна —«розы» , является классикой французской готики. Три перспективных портала и две башни украшены барельефами «амьенской Библии».

Обилие химер и горгулий разбавляет галерея из 22 французских королей, венчающая трифорий .

Интерьер храма сочетает элементы готического стиля и барокко , внесенные Жаном-Батистом Дюпьи в XVIII веке.

Главными сокровищами являются лабиринт для паломников и крошечный обломок черепа Иоанна Крестителя, помещенный в реликварий трансепта.

Знаменитая амьенская роза

Средневековый небоскреб — Нотр-Дам в Страсбурге

Храм, устремленный ввысь

Высочайшее здание Средневекового мира строилось на месте старого капища Марса два с половиной века.

Лишь в 1439 году, сменив немало архитекторов и исчерпав весь церковный бюджет, Нотр-Дам в Страсбурге обрел привычный вид.

Западный фасад, построенный по канонам французской готической архитектуры, венчают рельефы из жизни Христа.

Позднеготический северный портал отдает дань святому Лаврентию Римскому.

А старый южный, сохранивший романские элементы, украшают скульптуры христианской церкви, незрячей синагоги и царя Соломона, вершащего праведный суд.

Внутреннее убранство католического собора Страсбурга, утопающего в полумраке, озаряют средневековые витражи.

Тут хранятся бесценные реликвии – купель, спрятанная в нише святого Лаврентия, и астрономические часы, созданные в XVI в. братьями Габрехт .

Примечательны и кафедральные соборы, расположенные в Руане, Байе, Бордо и Нанте.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже.

Шартрский собор
Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.


Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.



Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор
Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.


Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.



Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.


Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.


Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.

Реймсский собор
Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.


Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.


Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.


Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.


Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.


В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Руанский собор
Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.


Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.


Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.


Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.


На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.


Внутреннее убранство собора


За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.


Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.


Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.

Башня Сен-Жак
Башня Сен-Жак - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.


Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту - гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня - нынешняя башня Сен-Жак.


Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар - камни - в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.


С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.


Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

Как вы думаете где? Notre-Dame de Paris ?
Возможно, но есть еще краше! Изящный, воздушный, неземной, утонченный, хрупкий, величественный... Это все эпитеты Собора Руанской богоматери ( Cathedrale Notre-Dame de Rouen) . В свое время Моне посвятил ему целую серию своих работ, именно ему так, как был просто очарован и восхищен этим чудесным собором. Да да, тот самый знаменитый художник Клод Моне в 1890-ые годы он создал цикл картин, изображающих Руанский собор при разном освещении и в разное время года... Всего из под его кисти вышло около 50 картин этого изумительного памятника архитектуры...
Итак немного истории...
Городок Руан, что в Нормандии, испокон веков был местом многочисленных сражений до самого последнего времени. Места эти вспоминаются еще в сагах викингов, а люди здесь жили с незапамятных времен.
На месте собора в 4 веке была христианская церковь уничтоженная в одном из набегов варягами. Места эти понравились северным завоевателям. Видя богатые земли, тучные нивы, красивые города и отсутствие надежной защиты - нельзя было пройти мимо, чтобы не ограбить местных жителей. А потом пришельцы захватили силой эту землю и поселились здесь, не собираясь возвращаться в свои края. Отряды викингов в своих набегах дважды доходили до Парижа разоряя его. В итоге король Франции решил помириться со столь опасными соседями и выдал свою дочь за того самого знаменитого Роллана Пешехода. А Нормандия была признана герцогством. Жена попалась завоевателю достойная, она сумела укротить его бурный нрав и жили они долго и счастливо. Дети их продолжили династию Нормандских герцогов. А поскольку отец их окрестился, то повелел построить собор в романском стиле в 1020 году.
К сожалению благодаря особо метким летчикам союзников, которые не нашли других достойных целей в городе и всадили в собор 6 - ть бомб, единственная с 1020 уцелевшая без изменений башня была разрушена, а остальная часть собора еще в средние века была переделана в готическом стиле...
Если вы окажитесь возле стен собора, то увидите следы пуль и осколков испещривших стены... Этот город подвергся жесточайшим обстрелам главным калибром линкоров и сериям ковровых бомбардировок при открытии второго фронта и высадке союзников в этих благословенных местах...
Собор строили, изменяли, улучшали на протяжении 7- ми веков. И как мы можем видеть строили на совесть так, что несмотря на варварскую бомбардировку большая часть его уцелела и был он достаточно быстро восстановлен после окончания второй мировой войны. Время от времени и сейчас проводятся реконструкции...
Из необычного внутри собора: это саркофаги- самого основателя Роллана Пешехода и саркофаг с сердцем Ричарда Львиное сердце, который тоже был Нормандским герцогом...
Да и вглядитесь в витражи, им 800 лет! Как они пережили войны, пожары и грабежи на протяжении столетий?
Вообщем хотите восхититься и прикоснуться к истории? Тогда приезжайте в Руан!

P,S Фото сделаны телефоном.