Сикстинская капелла в Ватикане: описание, история, архитектурные особенности. Сикстинская капелла Где находится, как добраться, билеты, время работы

Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Известный Сикстинский потолок Микеланджело изображает сцены Творения в драматических и динамичных деталях, в то время как Страшный суд на алтаре не менее поразителен. Как будто этого было недостаточно, боковые стены капеллы покрыты выдающимися ренессансными фресками других художников с изображением библейских сцен и Пап Римских. Но Сикстинская капелла - больше, чем просто комбинация чудес искусства. Это символ проявления папской власти и место, в котором по сей день проходят папские выборы.

История Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. В 1481 Сикст IV вызвал в Рим флорентийских живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино, чтобы украсить стены фресками. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео д"Эмилия и представлял из себя усеянное звездами небо. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Ради этого Микеланджело оторвали от работы над могилой Папы Римского, чем он был очень недоволен. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Результатом стало великолепное произведение искусства, и то что Микеланджело больше всего ненавидел стало его самой известной работой.


Микеланджело попросили нарисовать Двенадцать Апостолов и несколько украшений на потолке часовни. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского. Проект серьезно повредил зрение художника. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти, и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Это была самая большая фреска века, по сей день считающаяся невероятным шедевром искусства.

Для важных церемоний самые низкие уровни боковых стен Сикстинской капеллы были покрыты серией гобеленов, изображающих события из Евангелий. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. В последние десятилетия Сикстинская капелла была тщательно приведена в порядок и восстановлена. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Это был кропотливый процесс с использованием компьютерного анализа, продлившийся с 1980 по 1994. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Конечный результат восстановления был спорен: критики говорят об удалении важного второго слоя краски был удален, утверждая о несоответствии фигур оригиналам. Другие приветствовали проект благодаря сохранению шедевра Микеланджело для будущих поколений, которые смогут оценить вибрации его цветовой палитры.


Расположенная в южном конце Музеев Ватикана к северу от базилики Св. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Это простой прямоугольник 40.93 метра длиной и 13.41 метров шириной - точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. Часовня 20.70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Сикстинская капелла была первоначально разделена на две равных секции - неф для непосвященных и пресвитерии для духовенства. В более поздних годах разделительный экран был перемещен, чтобы уменьшить неф и увеличить пресвитерий. Стены украшены фресками творцов эпохи Возрождения и разделены на три горизонтальных уровня.


Стенные фрески часто игнорируются посетителями, очарованными потолком. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Цикл фресок состоит из сцен Ветхого Завета на левой стене, которые соответствуют местам из Нового Завета на правой стене. Противопоставление Нового Завета со Старым является общей темой в христианском богословии и церковном искусстве, но в Сикстинской капелле скрыт другой смысл. Папа Римский Сикст IV хотел, чтобы весь цикл иллюстрировал законность его папской власти, идущей от Моисея, через Христа к Петру. Папские портреты начинаются с Петра и подчеркивают наследственную линию данной Богом власти Пап Римских. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке - последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце.


В двух настенных фресках - «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Именно Константин Великий был первым христианским императором, даровавшим Папе Римскому светскую власть над западным миром. Включение Триумфальной арки Константина ссылается на мировоззрение Сикста, который позиционировал себя не только преемником Петра, но и римских императоров. Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира - от стадии Создания к Опьянению Ноя.

1 ноября 1512 величественные фрески на потолке Сикстинской капеллы были представлены общественности. Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов. Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его.

1. Микеланджело не хотел иметь ничего общего с потолком Сикстинской капеллы.
В 1508 33-летний Микеланджело был поглощен работой над мраморной могилой Папы Римского Юлия II, ныне расположенной в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Когда Юлий попросил уважаемого художника переключиться и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело был очень недоволен. С одной стороны, он считал себя скульптором, а не живописцем, и у него не было опыта работы с фресками. Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Микеланджело неохотно принял новую работу, занявшую четыре года его жизни, которые он провел высоко на лесах с кистью в руке. Он периодически возвращался к монументальной могиле Юлия в последующие несколько десятилетий. Об этой и других известных работах Микеланджело вы можете прочитать в специальной подборке на LifeGlobe.

2. В противовес широко распространенному мнению, Микеланджело нарисовал в стоячем положении.
Представляя Микеланджело создающим его легендарные фрески, большинство людей предполагает, что он работал лежа. Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Сам Микеланджело спроектировал уникальную систему платформ, которые присоединялись к стенам скобами. Впечатление о работе Микеланджело в лежачем положении появилось благодаря фильму 1965 года “Муки и Экстаз”, в котором Чарлтон Хестон изобразил гения под потолком Сикстинской капеллы.


3. Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании.
В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. “У меня уже вырос зоб от этой пытки”, написал он в стихотворении. Он продолжал жаловаться на тяжесть работы и проблемы со здоровьем и закончил утверждением, что не должен был менять свою работу: “Я нахожусь не в том месте - я не живописец”.


4. Шедевр Микеланджело оказался очень эластичным.
Потолок Сикстинской капеллы замечательно сохранился за эти пять веков с момента завершения. Только один маленький компонент отсутствует: часть неба в группе, изображающей спасение Ноя во время библейского наводнения. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Несмотря на очевидную выносливость потолка, эксперты волнуются, что пешеходный поток посещающих Сикстинскую капеллу миллионов людей представляет из себя серьезную угрозу.


5. Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции.
В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску “Страшный суд”, созданную в более поздних годах. Специалисты придирчиво удалили слои грязи, сажи и копоти от свечей, существенно украсив цвета вековых картин. Восстановление также отменило изменения времен Папы Римского Пия IV, который заказал дорисовку фиговых листков и набедренных повязок на обнаженных фигурах Микеланджело в течение 1560-х.


6. Самая известная потолочная группа Сикстинской капеллы может изображать человеческий мозг.
В секции под названием “Создание Адама” изображены фигуры Бога и Адама, протянувших друг к другу руки. Их почти касающиеся пальцы - одно из самых распознаваемых и широко копируемых изображений в мире. Некоторые теоретики думают, что художник изобразил безошибочную схему человеческого мозга, сформированную окружающими Бога ангелами.


7. Новые Папы Римские избираются в Сикстинской капелле.
Построенная в 1470-х при Папе Римском Сиксте IV Сикстинская капелла - больше, чем просто достопримечательность Ватикана. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского. Специальный дымоход в крыше часовни передает результаты выборов белым дымом, указывая на удачный выбор нового. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) - из дымохода идет черный дым.

Контакты

Адрес: 00120 Città del Vaticano, Ватикан

Телефон: 0039 06 69884676

Часы работы: с 09:00 до 18:00

Стоимость: 16€

Официальный сайт: w2.vatican.va

Как добраться

Метро: станция Ottaviano (линия А)

Электричка: № 19, 30

Автобус: №32, 907, 64, 51, 81, 991

Италия – необычная страна, там обязательно стремятся побывать туристы, которые интересуются историей и искусством. Посещение основных достопримечательностей этой части света дарит не с чем несравнимое удовольствие. Среди них далеко не последнее место по популярности занимают Сикстинская капелла и музеи Ватикана. Люди приезжают туда, чтобы почувствовать неповторимый дух папского государства, посмотреть на уникальные экспонаты, работы мастеров с мировыми именами, и понять для чего все это создавалось.

В этой статье дана краткая характеристика архитектуры Сикстинской капеллы и внутреннего убранства ее помещений, рассказывается, о том, как возникла достопримечательность, и кто трудился над созданием уникальных произведений искусств, расположенных там.

Сикстинская капелла — история создания

Начнем с краткого рассказа о том, почему Сикстинская капелла (Sistine Chapel) так называется, ведь ее название напрямую связано с историей появления. В XV веке одним из римских пап был Сикст IV. Именно он решил перестроить ранее существовавшую Великую капеллу. Там обычно собирались кардиналы и их

Надо было обезопасить от внезапных набегов врагов. Как известно, в то время Италия боялась потерпеть поражения от турецкого султана Мехмеда II и флорентийской знати. Надо было построить такое здание, которое внешне было бы не настолько пышным.

Папа обратился к архитектору Баччо Понтелли. Именно ему принадлежит идея создания нечем не приметного снаружи здания. Строительными работами руководил еще один талантливый человек — Джордже де Дольчи. Так с 1473 по 1481 год выросла домовая Сикстинская капелла, в названии которой увековечили имя тогдашнего папы римского. В капелле не только проводились богослужения, она являлась местом проживания священнослужителей.

Внешняя скромность крепкого здания обманчива. Внутри его стены искусно расписали самые известные мастера того времени и их помощники:

  • Сандро Боттичелли,
  • Козимо Россели,
  • Пьетро Перуджино,
  • Доменико Гирландайо,
  • Пьеро ди Козимо,
  • Синьорелли, Пинтуриккио.

Но почему же тогда в народе бытует мнение, что Сикстинскую капеллу Ватиканского дворца в Риме расписал Микеланджело Буонарроти? Наверное, потому, что этот художник автор росписи другой части капеллы: непревзойденный потолок, увидев который трудно забыть этот памятник архитектуры, стал огромным холстом для маэстро. Его фрески украсили тысячу квадратных метров.

Ранее Микеланджело утверждал, что он скорее скульптор, но не смог отказаться от предложения папы. Возможно, он согласился только ради того, чтобы доказать, что не уступает по уровню мастерства самому Леонардо да Винчи. До того ему доводилось соревноваться с последним при проведении своеобразного конкурса, в котором искали художника достойного сделать роспись зала Большого совета во Флоренции. Все то, что мы сегодня видим на потолке капеллы, заняло пять лет жизни великого Микеланджело Буонарроти.

С 1483 года, а именно тогда освятили Сикстинскую капеллу, она стала местом, в котором регулярно созываются Конклавы. На таких собраниях выбирают нового папу после смерти или отставки предыдущего. С этим процессом связаны некоторые интересные факты. Например, когда наконец-то принимается позитивное решение, из трубы капеллы начинает идти белый дым, а если выбор нового главы католической церкви по какой-то причине не смогли сделать во время очередного Конклава, новость оповещает черный дым.

В 1999 году произошла реставрация фресок Сикстинской капеллы.

Кроме того, что в здании собирались кардиналы, с самого начала его появления возник одноименный хор («Сикстинская» капелла). Говорят, что там в свое время побывал юный Моцарт и посещение капеллы вдохновило его на создание шедевров. Сегодня в составе хора поют 19 мужчин и 30 мальчиков. Музыка пользуется популярностью не только среди людей, приближенных к церкви. В миру ее также слушает немалое количество почитателей.

Это не единственное название, связанное со зданием капеллы в Ватикане. Сикстинской капеллой первобытного искусства именуют пещеру Альтамира, расположенную на Севере Испании. Там нашли образцы наскальной живописи эпохи палеолита.

А еще в музее Дрездена хранится полотно Рафаэля, которое носит название «Сикстинская мадонна». К капелле оно практически не имеет никакого отношения. Картина, просто, названа в честь еще одного папы с тем же именем. Там, кроме Мадонны с младенцем, изображены папа Сикст II, у которого на руке шесть пальцев, Святая Варвара и ангелы. На самом деле шестой палец главы церкви – это визуальный обман. Говорят, что это внутренняя часть ладони.

Сикстинская капелла в Риме — описание

>

Размеры Сикстинской капеллы в точности такие же, как те, которые были у ветхозаветного храма Соломона (соотношение длина – ширина-высота: 40,93 м × 13,41 м × 20,70 м). Как уже говорилось, снаружи форма строения смотрится достаточно просто. Оно имеет три этажа, прямоугольную форму и квадратную крышу, на которой находится дымовая труба.

Первый этаж надежно укреплен опорами, его считают самым крепким. Вся удивительная роспись расположена на втором этаже. Он имеет несколько окон:

  • два на стене от входа,
  • остальные шесть – на боковых стенах.

На третьем этаже сегодня можно увидеть экспонаты картинной галереи, а в старину там находилась караульня. Это подтверждает версию о том, что Сикстинская капелла возводилась для того, чтобы защитить папу и кардиналов, количество которых доходило до 200 человек. Крыша этой части здания появилась позже. По периметру там расположены небольшие окна.

Выше мы рассказали о том, кто расписывал Сикстинскую капеллу. Далее попробуем сделать описание фресок , расположенных на втором этаже достопримечательности, интерьер которой является всемирным достоянием.

Историки архитектуры и искусства утверждают, что изначально было шестнадцать фресок. До наших дней из них сохранилось только двенадцать. Основная тематика изображений – библейские сюжеты. В общей сложности, все фрески составляют 2 цикла картин, в каждый из которых входит по шесть произведений. Это истории Христа и Моисея. «Тайная вечеря» — наверное, самая известная из всех фресок, расположенных в стенах Сикстинской капеллы.

Изначально там были развешены и гобелены. Они не только украшали зал, но и закрывали от взора посторонних двери, которые вели в служебные помещения. К сожалению, они почти не сохранились. Осталось только семь. Сейчас посетители капеллы в особо праздничные дни под фресками могут видеть их копии, а оригиналы – в музее. Известно, что восхитительные полотна с изображением событий, связанных с жизнью апостолов, делали из рисунков Рафаэля Санти.

Несмотря на все великолепие фресок на стенах и гобеленов, наибольшее восхищение у посетителей всегда вызывают уникальные росписи на потолке капеллы . Говорят, что такой красоты больше нигде нет, ни одна страна света не может похвастаться подобным произведением искусства. Что такое необычное изображено там? Почему же Сикстинская капелла считается одной из наиболее известных достопримечательностей мира?

Подняв голову, каждый посетитель капеллы сможет увидеть, что ее плафон условно разделен на несколько частей, каждая из которых – картина из жизни библейских героев. Там есть фрагменты, которые носят условные названия:

  • «Сотворение мира»,
  • «Рождение Адама»,
  • «Сотворение Евы»,
  • «Адам и Ева в раю»,
  • «Изгнание из рая»,
  • «История Ноя» и другие.

Многие считают, что фреска «Сотворение Адама» одна из самых интересных. Там изображены Адам и бог, которые протягивают друг другу руки. На потолке также есть росписи со всеми основными пророками и сивиллами (предсказательницы женского рода):

  • «Ливийская сивилла»,
  • «Дельфийская сивилла» и другие.

Алтарь – это еще одна часть Сикстинской капеллы, достойна внимания туристов. На алтарной стене расположена самая известная фреска Микеланджело – «Страшный суд» (1535-1541).

Где находится Сикстинская капелла и как до нее добраться

Вот вы и узнали чем интересна эта достопримечательность. Далее разберемся, в каком городе расположена Сикстинская капелла и как туда добраться.

Сикстинская капелла находится в Ватикане. Ватикан – это папское государство внутри столицы Италии – Рима. Расположение капеллы позволяет найти ее без особых проблем. Она находится рядом с Собором Святого Петра. Так что проблем с тем, как попасть к достопримечательности, не должно возникать.

Доехать туда можно :

  • на метро (станция Ottaviano, линия А),
  • электричкой (№ 19, 30),
  • автобусом (№32, 907, 64, 51, 81, 991).

Во многих источниках, упоминая официальный сайт Сикстинской капеллы, дают ссылку на w2.vatican.va. Там, если постараться, можно найти страницу, которая позволяет забронировать билеты онлайн.

На данный момент стоимость билета :

  • 16 евро,
  • льготный дешевле – 8 евро.

Кроме того, там же указано, что цена за бронь будет превышать указанную на 4 евро. Таким образом, билеты немного дороже. Соответственно, 20 и 12 евро. Очередь у касс обычно огромная, так что лучше переплатить и приобрести билет через интернет.

Режим работы Сикстинской капеллы :

  • понедельник – суббота с 9.00 до 18.00,
  • касса закрывается в 16.00.
  • В последнее воскресенье месяца вход бесплатный.

Сикстинская капелла на карте Ватикана:

Сикстинская капелла (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сикстинская капелла в Ватикане - один из самых известных и популярных среди туристов всего мира памятник культуры и истории. Сооружение было построено во второй половине 15 века по заказу папы римского Сикста IV. В честь папы капелла и получила своё название. Возведение здания велось под руководством архитектора Джордже де Дольчи.

Внешне здание, положа руку на сердце, выглядит довольно скромно, однако, оказавшись внутри помещения, можно потерять дар речи от окружающей тебя красоты.

Сикстинская капелла популярна, в первую очередь, благодаря красивейшей и завораживающей дух росписи стен. Над «оформлением» работали такие известные мастера, как: Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и Микеланджело. Последний из названых мастеров создал по заказу папы римского Павла III легендарную фреску «Страшный суд». Эта роспись поражает воображение!

Именно здесь с конца 15 века и по сегодняшний проходят Конклавы - собрание католических кардиналов, которые после смерти действующего папы римского избирают нового понтифика. Белый дым над Сикстинской капеллой извещает о том, что католический мир получил нового папу.

Билет в музеи Ватикана стоит 17 EUR. Доплатив 4 EUR, их можно приобрести через интернет, что позволит избежать очередей.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Сикстинская капелла

В дворцовом комплексе Ватикана в Риме, памятник итальянского искусства эпохи Возрождения. Построена архитектором Дж. де Дольчи в 1473 81, освящена в 1483 при папе Сиксте IV, по имени которого и получила своё название. В 1481 83 стены… … Художественная энциклопедия

Хор певчих, основанный в XV стол. папою Сикстом IV. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА часовня в Ватикане (папский дворец в Риме), построенная в половине XV в. при папе Сиксте IV;… … Словарь иностранных слов русского языка

В Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане (1473 81, архитектор Дж. де Дольчи), ныне музей, памятник архитектуры и искусства Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями С. Боттичелли, Пинтуриккьо и др. (стены Сикстинская Капелла, 1481 … Современная энциклопедия

Сикстинская капелла - в Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане (1473 – 81, архитектор Дж. де Дольчи), ныне музей, памятник архитектуры и искусства Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями С. Боттичелли, Пинтуриккьо и др. (стены Сикстинская Капелла,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Cappella Sistina) в Риме бывшая домовая церковь в Ватикане (1473 81, архитектор Дж. де Дольчи), ныне музей, выдающийся памятник Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен (1481 83, С. Боттичелли, Пинтуриккьо и др.), свода с… … Большой Энциклопедический словарь

В Ватикане в Риме, один из наиболее выдающихся памятников итальянского искусства эпохи Возрождения. Прямоугольное в плане помещение С. к. построено архитектором Дж. де Дольчи в 1473 81 и освящено в 1483 при папе Сиксте IV, по имени… … Большая советская энциклопедия

Одна из домовых церквей пап в их Ватиканском дворце в Риме, знаменитая своею стенной и плафонной живописью. Построена в 1473 г., при папе Сиксте IV, от которого и происходит ее название. Архитектором ее был, как предполагают, Баччо Пинтели. Она… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (Capella Sistina) в Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане (1473 81, архитектор Дж. де Дольчи), ныне музей, выдающийся памятник эпохи Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен (1481 83, С. Боттичелли, Пинтуриккьо и др.),… … Энциклопедический словарь

В дворцовом комплексе Ватикана в Риме, памятник итальянского искусства эпохи Возрождения. Построена архитектором Дж. де Дольчи в 1473 1481 годах, освящена в 1483 году при папе Сиксте IV, по имени которого и получила свое название. В 1481 1483… … Строительный словарь

Книги

  • Пазл-18000 "Сикстинская Капелла" (16065) , . Пазл. Количество элементов: 18 000 Размер собранного пазла: 321 x 157 см. Возраст: 12+ Производство: Испания…
  • Trefl. Puzzle-6000 "Сикстинская капелла" (65000) , . Пазл-мозаика. Количество элементов: 6000 Размер готовой картинки 136 х 96 см. Материал: картон, бумага Упаковка: картонная коробка. Сделано в Польше…

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма - определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность - высокая ли, низкая - нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла - религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой - постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи - музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта - Баччо Пантелли, архитектор - Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона - 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть - к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" - в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи - как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года...

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м 2 . Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

"Страшный суд"

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками. Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни. Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы - лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть. Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным. В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем "обессмертил" себя под прозвищем "Брагеттоне" (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла - это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых - конклав - собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.