Аполлинария Святая: житие, икона, молитвы. Преподобная аполлинария

Имя Полина в разные времена привлекало родителей девочек своим благозвучием, навевающим покой и умиротворение. Будучи довольно старым, оно никогда не исчезало из обихода.

История его происхождения достаточно противоречива. Одни специалисты считают, что Полина – это полное самостоятельное имя, поскольку греческая «поли» имеет значение «много». Следовательно, Полина – «многозначительная». Другие относят имя к производным от французского Паулина (Павлина), то есть «маленькая», а третьи сходятся во мнении, что Полина – это сокращенная форма от Аполлонии или Аполлинарии. В русской версии чаще встречается разговорное Полинария, что с греческого переводится как «освобожденная».

Хотя за многовековую историю церковного календаря перечень имен существенно расширился, ни Полины, ни Паулины, ни Аполлонии, ни Полинарии в нем нет. Дело в том, что Полиной на Руси именовали Аполлинарию или Пелагею. Именно эти имена и есть в святцах. Если девочка еще слишком мала, чтобы самостоятельно сделать выбор при крещении, то решать предстоит родителям. Оба имени имеют греческое происхождение и обладают огромной внутренней энергетикой.

Аполлинария – посвященная Аполлону

Поскольку имя происходит от златокудрого Бога Солнца - Аполлона, а Apollinaris обозначает принадлежность – Аполлонова, то Аполлинария может трактоваться и как «принадлежащая Аполлону», «солнечная». Аполлинария, как правило, не обладает кротким нравом, который зачастую предрекают девочке с именем Полина. В детстве она весела и отзывчива, любит участвовать в делах взрослых и ждет от них похвалы и признания своих заслуг. В зрелом возрасте это женщина с высоким интеллектом, трудолюбива и предана своей работе и семейному очагу. По типу темперамента – холерик. Обидчива, но не злопамятна. Не терпит давления.

Если при обряде крещения Полину нарекут Аполлинарией, то ей будут покровительствовать:
- святая Аполлинария, день памяти которой приходится на 4 апреля;
- святая мученица Аполлинария (Тупицина), приговоренная к расстрелу 13 октября 1937 года за принадлежность к церковной группе;
- преподобная Аполлинария, которая была дочерью Анфемия, правителя Греческой империи. Она долгое время скрывалась под мужским монашеским одеянием и носила имя Дорофей. День памяти Святой отмечается накануне Крещения, 18 января.

Пелагея – «морская»

Своему появлению имя обязано греческому Пелагиос, что в женском варианте звучит как Пелагиа – «морская». Оно тождественно Марине, имеющей латинское происхождение. Возможно, Полина и Пелагея покажутся некоторым не идеально созвучными именами, но в христианстве зачастую Полин крестят именем Пелагея. К тому же изобилуют именами почитаемых святых мучениц и преподобномучениц с таким именем:
- 5 апреля почитается святая мученица Пелагия;
- 17 мая - Пелагия Тарсийская;
- 26 июня - преподобномученица Пелагия (Жидко);
- 30 июня - Пелагия (Балакирева);
- 21 октября - святая мученица Пелагия Антиохийская, которая была ученицей священномученика Лукиана Антиохийского, и Пелагия Антиохийская Палестинская;
- 3 ноября - преподобномученица Пелагия (Тестова);
- 12 февраля - Пелагия Дивеевская.

Несмотря на то что в нежном имени Полина окружающим «слышится» уравновешенность, носящие его женщины обладают зачастую холеричным характером и не умеют сдерживать долго внутреннее напряжение. Девочка, нареченная именем Пелагея, на первый взгляд флегматична, но с возрастом ее терпимости тоже приходит конец.«Солнечная» или «морская» Полина порядочна, скромна, но импульсивна.

  • Преподобная Аполлинария
  • Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла
  • Мученики Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и прочих, числом 377, с ними пострадавших
  • Cвященномученик Климент, Святой мученик Агафангел и прочие с ними
  • Мученики Вавила Сицилийский и ученики его Тимофей и Агапий
  • Преподобные Ксенофонт и Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий
  • Мученики Анания пресвитер, Петр темничный ключарь и с ним семь воинов
  • Мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий
  • Мученики Ипполит, Кенсорин, Савин, Хрисия девица и прочие двадцать мучеников
  • Чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн и Святая мученица Афанасия и три дочери ее Феоктиста, Феодотия и Евдоксия
  • Мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий
  • Мученица Трифена
  • Другие разделы

    • Святые по именам

    Вам может быть интересно

    Житие: «Преподобная Аполлинария»

    По смерти греческого царя Аркадия , сын его Феодосий остался малым, восьмилетним отроком и не мог управлять царством; поэтому брат Аркадия, римский император Гонорий вручил попечительство над юным царем и управление всем греческим царством одному из важнейших сановников, анфипату по имени Анфемию , мужу мудрому и весьма благочестивому. Этот анфипат до тех пор, пока Феодосий вырос, всеми в то время почитался как царь, почему и святой Симеон Метафраст, начиная писать сие житие, говорит: "в царствование благочестивого царя Анфемия", - и во всей этой истории называет его царем. У сего Анфемия было две дочери, из коих одна, младшая, с самых детских лет имела в себе нечистого духа, а старшая от юности проводила время в святых церквах и молитвах. Имя сей последней было Аполлинария. Когда она достигла совершеннолетия, родители ее стали помышлять о том, как бы выдать ее замуж, но она отказывалась от этого и говорила им:

    Я хочу уйти в монастырь, слушать там Божественное писание и видеть чин монастырской жизни.

    Родители говорили ей:

    Мы хотим выдать тебя замуж.

    Она же отвечала им:

    Не хочу идти замуж, но надеюсь, что Бог и меня сохранит в страхе пред Ним чистою, как Он соблюдает в непорочности Своих святых дев!

    Родителям ее казалось весьма удивительным, что она говорила так, будучи еще столь юною, и что до такой степени она была объята любовью к Божественному. Но Аполлинария снова стала умолять своих родителей, чтобы они привели к ней какую-нибудь инокиню, которая бы научила ее псалтири и чтению святых писаний. Анфемий же не мало скорбел о ее намерении, потому что ему хотелось выдать ее замуж. Когда же девица не изменила своего желания и отказалась от всяких подарков, которые предлагались ей искавшими ее руки знатными юношами, родители сказали ей:

    Чего же ты хочешь, дочь?

    Она отвечала им:

    Прошу вас отдайте меня Богу - и вы получите награду за мое девство!

    Видя, что намерение ее непоколебимо, крепко и благочестиво, они сказали:

    Да будет воля Господня!

    И привели к ней опытную инокиню, которая научила ее читать божественные книги. После сего она сказала родителям:

    Прошу вас отпустите меня в путешествие, чтобы я могла увидеть святые места в Иерусалим. Там я помолюсь и поклонюсь честному Кресту и Святому Воскресенью Христову!

    Они не хотели отпустить ее, потому что она была для них в доме единственной утехою, и они сильно любили ее, так как другая ее сестра была одержима бесом. Аполлинария же в течение долгого времени умоляла родителей своими просьбами, и вот они, против желания своего, согласились, наконец, отпустить ее, Они дали ей многих рабов и рабынь, немало золота и серебра и сказали:

    Возьми это, дочь, и ступай, исполни обет свой, ибо Бог хочет, чтобы ты была его рабою!

    Посадив ее на корабль, они простились с нею и сказали:

    Помяни и нас дочь, в молитвах на святых местах!

    Она же сказала им:

    Как вы исполняете желание моего сердца, так пусть и Бог исполнит ваши прошения и избавит вас в день скорби!
    Итак, разлучившись с родителями, она отправилась в плавание. Достигнув Аскалона , она пробыла тут несколько дней из-за волнения морского и обошла там все церкви и монастыри, молясь и подавая милостыню нуждающимся. Здесь же нашла она себе спутников для путешествия в Иерусалим и, придя во святой город поклонилась Воскресению Господнему и Честному Кресту, совершая усердную молитву за родителей своих. В эти дни своего богомолья Аполлинарии посещала и женские монастыри, жертвуя большие суммы на нужды их. В то же время она стала отпускать на свободу излишних рабов и рабынь, причем давала им щедрою рукою награду за их службу и поручала себя их молитвам. Чрез несколько дней, по окончании своих молитв на святых местах Аполлинария, посетив Иордан, сказала оставшимся с нею:

    Братия мои, я хочу освободить и вас, но сначала отправимся в Александрию и поклонимся святому Мине .

    Они же сказали:

    Пусть будет так, как ты, госпожа, повелеваешь!

    Когда они приближались к Александрии, о ее прибытий узнал проконсул и послал почетных людей, встретить ее и приветствовать ее, как дочь царскую. Она же, не желая приготовленных ей почестей, ночью вошла в город и, сама, явившись в дом проконсула, приветствовала его и его супругу. Проконсул же с супругой упали ей в ноги, говоря:

    Зачем ты так поступила, госпожа? мы послали приветствовать тебя, а ты, наша госпожа, пришла к нам сама с поклоном.

    Блаженная Аполлинария сказала им:

    Хотите ли вы сделать мне приятное?

    Они же отвечали:

    Конечно, госпожа!

    Тогда святая сказала им:

    Отпустите же меня немедленно, не докучайте мне почестями, ибо я хочу идти и помолиться святому мученику Мине.

    И они, почтив ее драгоценными дарами, отпустили. Блаженная же раздала те дары нищим. После того она в течение нескольких дней оставалась в Александрии, обходя церкви и монастыри. При этом она нашла в том доме, где имела пребывание, одну старицу, которой Аполлинария подала щедрую милостыню и упросила тайно купить ей мантию, параманде , клобук и кожаный пояс, и все мужские одежды иноческого чина. Старица же, согласившись, купила все это и, принеся к блаженной, сказала:

    Да поможет тебе Бог мать моя!

    Получив монашеские одежды, Аполлинария сокрыла их у себя, чтобы про то не узнали ее спутники. Потом она отпустила оставшихся при ней рабов и рабынь, кроме двоих - одного старого раба и другого евнуха, и, севши, на корабль, отплыла в Лимне. Оттуда наняла она четырех животных и отправилась к гробу святого мученика Мины. Поклонившись мощам святого и совершив свои молитвы, Аполлинария в закрытой колеснице поехала в скит поклониться жившим там святым отцам. Был вечер, когда она отправилась в путь, и она велела евнуху находиться позади колесницы, а раб находившийся впереди, правил животными. Блаженная, же сидя в закрытой колеснице и имея с собою иноческие одежды, совершала тайную молитву, испрашивая у Господа помощи в предпринятом ею деле. Наступила темнота и приближалась полночь; приблизилась и колесница к одному болоту, находившемуся при источнике, который после стал называться источником Аполлинарии. Откинув покрывало колесницы, блаженная Аполлинария увидала, что оба ее служителя, евнух и возница, задремали. Тогда она сняла с себя мирские одежды и облеклась в иноческое мужское одеяние, обращаясь при сем к Богу с такими словами:

    Ты, Господи, дал мне начаток сего образа, сподоби же меня до конца понести его, по Твоей Святой воли!

    Потом осенив себя крестным знамением она тихо сошла с колесницы, между тем как слуги ее спали, и, войдя в болото, скрывалась здесь До тех пор пока колесница не уехала дальше. Святая поселилась в той пустыне при болоте и жила одна пред лицом Единого Бога, Которого она возлюбила. Бог же, видя ее сердечное к Нему влечение, покрывал ее Своею десницею, помогая ей в борьбе с невидимыми врагами, и подавая ей телесное пропитание в виде плодов с финикового дерева.

    Когда же колесница, с коей тайно сошла святая, двинулась дальше, слуги, евнух и старец проснулись при свете наступавшего дня, заметив, что колесница пуста, очень испугались; они видели только одежды своей госпожи, а ее самой не находили. Они удивлялись, не зная, когда сошла она, куда отправилась и с какою целью, сняв притом с себя все одежды. Долго они искали ее, звали ее громким голосом но, не найдя, решили возвратиться назад, не зная, что другое им сделать. Итак, вернувшись в Александрию, они объявили обо всем проконсулу Александрийскому, а тот чрезвычайно удивленный сделанным ему донесением тотчас обо всем с подробностями написал анфипату Анфемию, отцу Аполлинарии и отослал ему с евнухом и старцем оставшиеся в колеснице ее одежды. Анфемий, почитав письмо проконсула, вместе с супругою своею, матерью Аполлинарии, долго и неутешно рыдали вместе, рассматривая одежды любимой своей дочери, а с ними плакали и все вельможи. Потом Анфемий молитвенно воскликнул:

    Боже! Ты избрал ее, Ты и утверди ее в страхе Твоем!

    Когда вслед за этим все снова зарыдали, то некоторые из вельмож стали утешать царя такими словами:

    Вот истинная дочь добродетельного отца, вот истинная отрасль благочестивого царя! В этом государь, получила свидетельство пред всеми твоя добродетель, за которую Бог благословил тебя такою дочерью!

    Говоря это и многое другое, они несколько успокаивали горькую скорбь царя. И все молились Богу за Аполлинарию, чтобы Он укрепил ее в таком житии, ибо поняли, что она ушла на трудное пустынническое житие, как это и случилось на самом деле.

    Святая же дева несколько лет прожила на том месте, где она сошла с колесницы, пребывая в пустыне около болота, из которого поднимались целые облака язвительных комаров. Там вела она борьбу с дьяволом и с телом своим, которое было прежде нежно; как тело девицы, выросшей в царской роскоши, а потом стало похожим как бы на броню черепахи, ибо она иссушала его трудами, постом и бдением и отдавала на съедение комарам, а кроме того, ее опалял и зной солнца. Когда же Господь восхотел, чтобы она нашла себе приют среди святых отцов пустынников, и чтобы о ней увидали люди, для своей пользы, то вывел ее из того болота. Ей явился во сне ангел и повелел идти в скит и именоваться Дорофеем. И она вышла из своего местопребывания, имея такую наружность, что никто не мог бы сказать, наверное, мужчина ли пред ним или женщина. Когда она однажды рано утром шла по пустыне, ее встретил святой пустынник Макарий и сказал ей:

    Благослови, отче!

    Она же испрашивала у него благословения, и потом, благословив друг друга, они пошли вместе к скиту. На вопрос святой:

    Кто ты, отче?

    Он отвечал:

    Я - Макарий.

    Тогда она сказала ему:

    Будь добр отче, позволь мне остаться с братией твоею!

    Старец приведя ее в скит отвел ей келью, не зная о том, что она женщина, и считая ее скопцом. Бог не открыл ему этой тайны, для того чтобы впоследствии все получили от того большую пользу и для славы Своего святого имени. На вопрос же Макария: как ее зовут? она отвечала:

    Имя мое - Дорофей. Слыша о пребывающих здесь святых отцах, я пришел сюда пожить с ними, если только окажусь этого достойным.

    Старец спросил ее тогда:

    Что ты можешь делать, брат?

    И Дорофей отвечал, что он согласен делать то, что ему будет повелено. Тогда старец указал ей делать цыновки из тростника. И святая дева стала жить, как муж, в особой кельи, посреди мужей, как живут пустынные отцы: Бог не давал никому проникнуть в тайну ее. Дни и ночи проводила она, в непрестанной молитве и занятии рукодельем. С течением времени она стала выделяться среди отцов строгостью своей жизни; сверх того, ей дана была от Бога благодать исцеления недугов и имя Дорофея было у всех на устах, ибо все любили сего мнимого Дорофея и почитали его великим отцом.

    Прошло довольно времени, и злой дух которым была одержима младшая дочь царя Анфемия, сестра Аполлинарии, стал сильнее мучить ее и кричал:

    Если вы не отведете меня в пустыню, то я не оставлю ее.

    К этой хитрости дьявол прибег, для того, чтобы обнаружилось, что Аполлинария живет среди мужчин и чтобы изгнать ее из скита. А так, как Бог не допускал дьяволу говорить что-нибудь об Аполлинарии, то он мучил ее сестру, чтобы ее отправили в пустыню. Вельможи советовали царю послать ее к святым отцам в скит, чтобы те помолились о ней. Царь так и сделал, послав к пустынным отцам свою бесноватую с множеством слуг.

    Когда все прибыли в скит, на встречу им вышел святой Макарий и спросил их:

    Зачем, чада, вы пришли сюда?

    Они же сказали:

    Благочестивый государь наш Анфемий прислал свою дочь, чтобы вы, помолившись Богу, исцелили ее от болезни.

    Старец, приняв ее из рук царского сановника, отвел ее к авве Дорофею, или иначе к Аполлинарии, и сказал:

    Вот это царская дочь, которая нуждается в молитвах здесь живущих отцов и в твоей молитве. Помолись о ней и исцели ее, так как тебе от Господа дарована сия способность исцеления.

    Аполлинария же, услышав это, стала плакать и говорила:

    Кто такое я, грешный, что вы приписываете мне власть изгонять бесов?

    И, склонившись на колена, умоляла старца такими словами:

    Оставь меня, отец плакать о многочисленных грехах моих; я немощен, и не в силах сделать что-либо в таком деле.

    Но Макарий сказал ей:

    Разве другие отцы не творят знамений силою Божьей? И тебе также предоставлено это дело.

    Тогда Аполлинария сказала:

    Да будет воля Господня!

    И, умилосердившись над бесноватой, взяла ее в свою келью. Узнав в ней свою сестру, преподобная со слезами радости обняла ее и сказала:

    Хорошо, что ты пришла сюда, сестра!

    Бог же запретил бесу объявлять об Аполлинарии, которая продолжала скрывать свой пол под видом и именем мужчины, и святая боролась с дьяволом молитвою. Однажды, когда дьявол стал особенно сильно мучить девицу, блаженная Аполлинария, воздев руки к Богу, со слезами молилась о сестре своей. Тогда дьявол, не будучи в состоянии противиться силе молитвы, громко закричал:
    - Беда мне! меня гонят отсюда, и я удаляюсь!

    И, повергши девицу на землю, вышел из нее. Святая же Аполлинария, взявши с собою выздоровевшую сестру свою, привела ее в церковь, и, припадав к ногам святых отцов, говорила:

    Простите мне, грешному! Я много грешу, живя посреди вас.

    Они же, призвав посланных от царя, отдали им исцеленную царскую дочь и отпустили ее с молитвами и благословением к царю. Родители весьма обрадовались, когда увидели свою дочь здоровою, и все вельможи обрадовались счастью царя своего и прославляли Бога за столь великую его милость, ибо видели, что девица стала здорова, прекрасна лицом и тиха. Святая же Аполлинария еще более смиряла себя среди отцов, принимая на себя все новые и новые подвиги.

    Потом дьявол снова прибег к хитрости, чтобы огорчить царя и обесчестить его дом, а также обесславить и причинить зло мнимому Дорофею. Он снова вошел в царскую дочь, но не мучил ее как прежде, а дал ей вид зачавшей женщины. Увидев ее в таком положении, родители ее чрезвычайно смутились и стали допрашивать ее, с кем она согрешила, Девица же, будучи чиста телом и душою, отвечала, что она сама не знает, как это с нею случилось. Когда родители побоями стали принуждать ее к тому, чтобы она сказала, с кем пала, дьявол сказал ее устами:

    Тот черноризец в кельи, у которого я жила в скиту, виновен в моем падении.

    Царь пришел в сильное раздражение и повелел разрушить тот скит. Царские воеводы пришли с воинами в скит и с гневом требовали выдать им черноризца, оскорбившего так жестоко царскую дочь, а в случае противления угрожали истребить всех скитников. Услышав это, все отцы пришли в чрезвычайное смятение, но блаженный Дорофей, выйдя к слугам царским, сказал:
    - Я тот, кого вы ищете; возьмите меня одного, как виновного, а прочих отцов как невинных оставьте в покое.

    Отцы, услышав это, огорчились и говорили Дорофею: "и мы пойдем с тобою!" - потому что они не считали его виновным том грехе! Но блаженный Дорофей говорил им:

    Господа мои! вы только молитесь обо мне, я же надеюсь на Бога и на ваши молитвы, и думаю, что скоро благополучно вернусь к вам.

    Тогда они повели его всем собором в церковь и, сотворив о нем молитву и поручив его Богу, отдали его посланным от Анфемия; авва Макарий и другие отцы были однако же уверены в том, что Дорофей ни в чем неповинен. Когда Дорофея привели к Анфемию, он упал к его ногам и сказал:

    Умоляю тебя, благочестивый государь, терпеливо и в молчании выслушать то, что я скажу о твоей дочери; но я скажу вам все только наедине. Девица же чиста и не потерпела никакого насилия.

    Когда же святая вознамерилась уйти в свое местопребывание, родители стали молить ее о том, чтобы она осталась у них. Но они не могли упросить ее, а притом и не хотели нарушить царское свое слово, данное ей, что отпустят ее на место ее жительства, ранее открытия тайны ее. Итак, они, против собственного желания, отпускали свою любимую дочь, плача и рыдая, но в то же время радуясь в душе такой добродетельной дочери, которая предала себя на служение Богу. Блаженная же Аполлинария просила своих родителей молиться о ней, и они сказали ей:

    Бог, Которому ты уневестила себя, да довершит тебя в страхе и любви к Нему и да покроет тебя Своего милостью; а ты, возлюбленная дочерь, поминай нас в своих святых молитвах.

    Ей хотели дать много золота, чтобы она отнесла его в скит на нужды святых отцов, но она не захотела взять его.

    Отцы мои, - говорила она, - не имеют нужды в богатствах сего мира; мы заботимся только о том, чтобы не лишиться благ небесных.

    Итак, сотворив молитву и долго проплакав, обнимая и лобзая свою любимую дочь, царь и царица отпустили ее на место ее жительства. Блаженная же радовалась и веселилась о Господе.

    Когда же она пришла в скит, отцы и братия возрадовались тому, что брат их Дорофей, вернулся к ним невредим и здрав, и устроили в тот день празднество, в благодарение Господу. Никто так и не узнал, что приключилось с нею у царя, а равно осталось в безвестности и то, что Дорофей женщина. И жила святая Аполлинария, этот мнимый Дорофей, среди братии, как и прежде, пребывая в своей кельи. Чрез некоторое время, провидя свое отшествие к Богу, она сказала авве Макарию:

    Сделай мне милость, отче: когда мне наступит время отойти в иную жизнь, то пусть братия не омывают и не опрастывают моего тела.

    Старец, же сказал:

    Как же это возможно?

    Когда она преставилась к Господу , братии пришли омыть ее и, увидев, что пред ними женщина, громогласно восклицали:
    - Слава Тебе, Христе Боже, имеющий много сокровенных святых у Себя!

    Святой же Макарий удивлялся тому, что ему не была открыта эта тайна. Но в сонном видении он увидел одного человека, который говорил ему:

    Не скорби о том, что от тебя была сокрыта эта тайна и тебе подобает быть увенчанным со святыми отцами, жившими в древние времена.

    Явившийся сказал при сем о происхождений и жизни блаженной Аполлинарии и назвал ее имя. Воспрянув от сна, старец созвал братию и рассказал им о том, что видел и все дивились и славили Бога, дивного во святых Своих. Украсив тело святой, братия с почетом погребли его на восточной стороне храма, в гробнице святого Макария. От святых мощей сих совершались многие исцеления, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки, аминь.

    1 Аркадий, по разделе Римской империи отцом его Феодосием I Великим, царствовал в Восточной Римской империи, или в Византии с 395 - 408 г.
    2 Феодосий II-й - сын Аркадия, названный Младшим, в отличие от деда своего Феодосия I Великого; царствовал в Византии с 408-450 г.
    3 Гонорий - другой сын Феодосия Великого - получил, при разделе империи, Запад и царствовал с 395-423 г.
    4 Анфипат или проконсул (греч. сановник в Византийской империи, занимавший государственную должность правителя отдельной области или провинции.
    5 Анфемий - отец Аполлинарии - был проконсулом или анфипатом с 405 г. И пользовался влиянием при дворе, так что по смерти императора Аркадия в 408 г. Брат его Гонорий, император Западной империи, назначил сего Анфемия опекуном к 8-ми летнему сыну Аркадия Феодосию и доверил ему временное правление всей Восточной империей. Поэтому Анфемий в житии называется царем. О нем упоминает блаженный Феодорит, и сохранилось письмо к нему св. Иоанна Златоуста.
    6 Аскалон - один из пяти главных филистимских городов в Палестине на берегу Средиземного моря, между Газою и Азотом. Назначенный в уделе колену Иудину и завоеванный им, он, однако, после был независим и, подобно другим филистимским городам был во вражде с Израилем.
    7 Здесь разумеется св. великомученик Мина, память коего празднуется 11-го ноября. Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 г. и останки его верующими были перенесены в Александрию, где на месте погребения их был воздвигнут Храм; сюда то и стекались многочисленные поклонники, так как по молитвам святого совершалось здесь множество чудес.
    8 Проконсул - правитель области.
    9 Параманда, иначе называемый аналав, - это принадлежность монашеского одеяния. В древности параманда состояла из двух ремней, надеваемых поверх хитона или рубахи крестообразно на плечи, в знамение поднятия на рамена крестного ига Христова. Иначе параманда устроялся из двойных шерстяных перевязей, спускавшихся с шеи и обнимавших крестообразно плечи под мышками и затем препоясывавших нижнюю одежду. Впоследствии к этим ремням и перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением страданий Христовых, опоясываясь концами ремней или перевязей его крестообразно, на подобие дьяконского ораря. Некоторые из иноков надевали параманду поверх одежды монашеской, иные не только сверх хитона, или рубахи, как носят и теперь, В настоящее же время поверх одежды носят удлиненный параманд или аналав только схимники.
    10 Около 470 года.

    Мученица Аполлинария (Аполлинария Петровна Тупицына) родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. У неё был брат Григорий Петрович. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве стиркой белья и зарабатывая на жизнь в качестве няни. Всё свободное время она отдавала церкви. Вела строгую монашескую жизнь. Была известна как целительница телесных недугов. Канонизирована 7 мая 2003 года Архиерейским Собором Русской православной церкви и реабилитирована 31 июля 1989 года. Лжесвидетель, по доносу которого арестовали мученицу Аполлинарию, показал, что знает ее "как контрреволюционную личность". Он сказал: «Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви "Знаменье" у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупициной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: “Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”».
    Аполлинария Петровна арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Следователь удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться признаний от арестованной. 8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. . На расстрельном полигоне в Бутово с 1937 по 1938 гг. НКВД было убито и похоронено в братских могилах 20765 человек. В том числе - православные архиереи, священники, монашествующие и миряне. Своей кровью они освятили здешнюю землю. Весной 1994 г. Здесь был поставлен Поклонный Крест. 19 мая 2007 года освящён храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Каждый год в четвёртую субботу после Пасхи празднуется память Собора Новомучеников, в Бутове пострадавших, - тех, кто прошёл Русскую Голгофу, тех, чьими молитвами воскресает Россия . Люди, восстанавливающие храм в Пижме считают, что мученица Аполлинария Тупицына помогает им укрепиться в православной вере. Родившаяся в соседней с Пежмой деревне Шелюбинской, она, конечно, бывала в Пежемском Богоявленском храме на богослужениях и своей последующей жизнью и подвигом исповедничества Христа.

    Каменный храм Богоявления в с. Пежма построен в 1806 году. К 1913 году капитально отремонтирован и реконструирован, в 1993 закрыт советской властью. 3 июля 2009 года после проведения расчистки и установки временной алтарной преграды в Никольском приделе Пежемского Богоявленского храма была отслужена первая за 76 лет Божественная литургия. Богослужение возглавлял благочинный Вельского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии игумен Антоний (Яворский) с сослужащими клириками округа. Память святой мученицы Аполлинарии отмечалась в Пежме впервые. Начиная с 2009 года, в Пежемском Богоявленском храме каждый год проходят службы Святой мученице Апполинарии. Также, службы проходили 13 октября 2010 года в храме свв. Новомучеников и исповедников в Бутове (на Бутовском полигоне близ Москвы). Службу проводил протоирей Кирилл Каледа и 17 октября 2011 года службу отслужил о. Димитрий Фесечко. 13.10.2012 года была отслужена литургия. Служил Дмитрий Фесечко. На службах присутствовала Галина Тихоновна Ануфриева - внучатая племянница Апполинарии Петровны. Из года в год количество молящихся на службах увеличивается.

    Как нам стало известно, живы родственники Апполинарии Петровны – Галина Тихоновна Ануфриева и её сын Георгий Ануфриев. Галина Тихоновна сказала: «Сердце и душа переполняются чувствами горести и радости… Горести о тысячах невинно убиенных на этом небольшом клочке земли, и радости о том, что, наконец, мы можем прикоснуться к тому месту, где почивают останки нашей родной Аполлинарии, семейные предания о доброте и отзывчивости которой мы слышали с детства. Для нас очень волнительно, даже не верится, что милостью Божией она прославлена как святая мученица».

    Мы спросили Георгия, обращается ли к святой с просьбами его семья? Георгий ответил: «Да, я обращаюсь с просьбами к Аполлинарии и моя семья тоже. Её помощь мы всегда чувствуем, помним её, она всегда находится с нами. У меня даже есть икона святой мученицы Апполинарии Тупициной.

    В июне 2009 года Икона мученицы Аполлинарии была написана в Москве по благословению настоятеля храма свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы в память о мученической кончине Аполлинарии Тупицыной. Икона передана в дар настоятелю Пежемского Богоявленского храма игумену Антонию (Яворскому) во время первой литургии в возобновленном храме - 19.07.2009. Мученица Аполлинария изображена на фоне двух храмов: Пежемского Богоявленского храма - прихожанкой которого она была в молодые годы (слева) и храма Воскресения Христова и Свв. новомучеников и исповедников Российских в Бутове, который воздвигнут в 2006-07 году на месте расстрелов многочисленных жертв политических репрессий, в том числе новомучеников за веру православную пострадавших. Память о мученице Аполлинарии объединяет эти два святых места.


    Работа Зои Зенковой, ученицы Воскресной школы г. Новодвинска, выполнена в рамках «Детских Ломоносовских чтений». Руководитель - Кузнецова Ю.Н

    "сильная", "разрушающая", "светящаяся"

    Происхождение имени Аполлинария

    женская форма древнегреческого имени Апполинарис, происходящего от имени бога Аполлона. Аполлон – сын Зевса в греческой мифологии, бог Солнца, врачеватель и покровитель муз

    Характеристика имени Аполлинария

    у Аполлинарии масса достоинств – она очень отзывчива, всегда придет на помощь, с детства мамина помощница. Но ей необходимо, чтобы ее старания были оценены. Она очень обидчива и критику воспринимает болезненно. При этом прекрасно умеет постоять за себя. Ей не просто простить обиду. Своенравна и своевольна. Но лаской от нее можно добиться всего. Ответственна и обязательна, дисциплинированна. Возможно, чрезмерно пунктуальна и требовательна, из-за этого многие считают ее занудой. Особенно достается от ее педантичности домашним. Но она так добродушна и отзывчива, что ей все прощают. Апполинария верный друг для мужа, заботливая и любящая мать. Но прощать Апполинария не умеет.

    Известные личности : это имя носила роковая любовь писателя Достоевского – Аполлинария Прокофьевна Суслова.

    Святцы

    Аполлинария была дочерью правителя Греции. У нее было множество поклонников, но девушка твердо решила стать Христовой невестой. Переодевшись в мужскую одежду, она отправилась на поклонение гробу Господню, скрылась от слуг и поселилась в пустыне. Преподобная Аполлинария переносила холод, голод, страдала от насекомых, боялась диких зверей. Она закончила свою жизнь в скиту святого Макария в Египте. Святая Аполлинария прославилась подвижнической жизнью и множеством чудес.

    Каждый православный получает имя святого, в честь которого его крестили. Правда, не все знают, что на самом деле после этого церковного таинства человек обретает своего небесного покровителя. Не стоит путать ангела-хранителя и святого защитника, ведь последний призван молиться перед Богом за своего крещеного человека, замаливать его будущие грехи. Потому все верующие христиане должны помнить и чтить день своего покровителя.

    Когда можно праздновать святой праздник

    Определить дату собственных именин не всегда так уж просто, ведь в церковном календаре часто бывает не один и не два варианта для тезоименитства того или иного святого. Так, свой Полина может справлять 14 мая или 17 октября, эта дата почитания мученицы Пелагеи Тарсийской. Эта дева была возведена в ранг святых благодаря своей безграничной верности Христу. Отказавшись от языческой веры родителей, от богатой, но греховной жизни, Пелагея отстояла свою непорочность и предпочла мученическую смерть во имя Бога.

    Для того чтобы праздновать свой день ангела, Полина по церковному календарю может найти и другое число, например, 18 января время памяти преподобной Аполлинарии. Эта святая выбрала для себя жизнь в служении Господу, и, переодевшись мужчиной, до самой смерти жила в ските святого Макария Египетского. Ее путь показывает пример удивительной стойкости в достижении своей цели, что может послужить еще одной причиной справлять именно 18 января день ангела. Полина не только должна знать имя своего небесного покровителя, но и чтить его память, быть достойной его.

    По одной из версий Аполлинария - производное от имени Аполлона, бога солнца в греческой мифологии, в переводе «маленький».

    Вопрос, когда должен быть день ангела? Полина, какого числа он, узнает так: ищет от того дня, когда она родилась, близжайший праздник святого. Это и будет дата тезоименинства.

    Некоторые особенности праздника именин

    Не каждый знает, как нужно праздновать день памяти своего божественного защитника. Именины - духовный праздник. Виновник торжества и его родные вспоминают его деяния, тем самым и небесный защитник не забывает о своем подопечном и молиться за него.

    В день ангела Полина может сходить в храм, исповедоваться, причаститься, очистить сердце и мысли. Нужно посетить своих крестных. Конечно, можно устроить небольшой банкет в кругу друзей. Главное, не превратить празднование памяти о святом покровителе в шумное и пьяное застолье.

    Не всегда и не всем так легко отметить день ангела - Полина. По церковному календарю дата может выпадать на время празднования Великого поста, тогда необходимо на свой стол поставить и соответствующие блюда, к тому же перенести празднование на выходные.

    В нашей стране обычай отмечать именины имеет долгую историю, еще сотни лет назад христиане считали этот праздник одним из самых важных в жизни, своего духовного покровителя чтили с благоговением. И хотя во времена СССР забывались многие традиции, в последние десятилетия все возвращается на круги своя. И от того, как сейчас мы будем соблюдать эту традицию, какой пример покажем нашим детям, зависит духовное воспитание следующего поколения.

    Подарок на день памяти своего святого

    Православный праздник требует и особого подношения. Собираясь к имениннице, не стоит преподносить то же самое, что и на день рождения, в первую очередь, презент должен быть для души, духовного просвещения.

    Например, насвойдень ангела Полина обрадуется, если ей преподнест иконку святой Апполинарии или же церковные свечи необычной и красивой формы, священную книгу, цепочку.

    Хорошая идея - сходить на просмотр православного кино или послушать хора.

    Значение праздника дня ангела для христиан

    Детей нужно как можно раньше познакомить с их небесным защитником, объяснить, что же это такое - день ангела. Полина рада будет увидеть его изображение, узнать, чем он знаменит, какую молитву стоит ему читать.

    В христианстве имя человека - непросто слово, это еще и способ для общения с Богом, потому ранее младенца называли в честь святого, день празднования которого ближе к дате рождения ребенка, чтобы тот взял малыша под свою защиту и замаливал в будущем его грехи перед Богом. Сегодня уже практически никто в выборе имени не руководствуется подобными правилами, но традиция знать и помнить своего небесного покровителя осталась и поныне.