Методика холланда изучение профессиональной направленности личности. Тест "профессиональная направленность личности"

Шкалы: профессиональные типы - реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный (конвенциональный), предприимчивый, артистичный

Назначение теста

Методика предназначена для определения профессионального типа личности.

Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Голланда

Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.

Инструкция к тесту

Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас и запишите на бланке для ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали.

Тест


Вариант А Вариант Б
1
Автомеханик Физиотерапевт
2
Специалист по защите информации Логистик
3
Оператор связи Кинооператор
4
Водитель Продавец
5
Инженер-конструктор Менеджер по продажам
6
Диспетчер Дизайнер компьютерных программ
7
Ветеринар Эколог
8
Биолог-исследователь Фермер
9
Лаборант Дрессировщик
10
Агроном Санитарный врач
11
Селекционер Заготовитель сельхозпродуктов
12
Микробиолог Ландшафтный дизайнер
13
Массажист Воспитатель
14
Преподаватель Предприниматель
15
Администратор Режиссер театра и кино
16
Официант
Врач
17
Психолог Торговый агент
18
Страховой агент Хореограф
19
Ювелир-гравер Журналист
20
Искусствовед Продюсер
21
Редактор Музыкант
22
Дизайнер интерьера Экскурсовод
23
Композитор Арт-директор
24
Музейный работник Актер театра и кино
25
Верстальщик Гид-переводчик
26
Лингвист Антикризисный управляющий
27
Корректор Художественный редактор
28
Наборщик текстов Юрисконсульт
29
Программист Брокер
30
Бухгалтер Литературный переводчик

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

№ Вариант А Вариант Б № Вариант А Вариант Б
1 Р С 16 Р С
2 И П 17 И П
3 О А 18 О А
4 Р С 19 Р С
5 И П 20 И П
6 О А 21 О А
7 Р С 22 Р С
8 И П 23 И П
9 О А 24 О А
10 Р С 25 Р С
11 И П 26 И П
12 О А 27 О А
13 Р С 28 Р С
14 И П 29 И П
15 О А 30 О А

Как работать с ключом к тесту?

Каждая профессии в тестовом материале соответствует одному из шести типов личности. В ключе указано, какая именно профессия какому типу личности соответствует. Например, на вопрос №1 респондент выбирает "вариант А". Как видно из ключа, эта профессия соответствует Реалистическому типу личности. Добавляем один балл в пользу Реалистического типа личности. Если бы он выбрал "вариант Б" , то в соответствии с Ключом к тесту, нужно было бы добавить один балл в пользу Социального типа личности.

Обобзначения в ключе соответствуют первой букве типа личности: Р - Реалистический, С- Социальный и т.п.

Обработка результатов теста

8-10 баллов - ярко выраженный тип;
. 5-7 баллов - средне выраженный тип;
. 2-4 баллов - слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко - обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип : предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип : офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А.Боннар

Галина Резапкина, Москва, Россия - психолог-профконсультант

Широко применяются тесты, направленные на выявление склонностей и способностей подростков и молодых людей. Задача подобных опросников – помочь юноше или девушке определиться с выбором профессии. Тестирование применяется и в процессе обучения в средних и высших учебных заведениях с целью контроля за усвоением знаний.

Взрослым людям также приходится сталкиваться с тестами не только во время чтения развлекательных журналов. Большинство солидных компаний использует разнообразные виды тестирования в процессе отбора кандидатов на вакантные должности. В таких тестах присутствуют вопросы как профессионального, так и психологического характера. Иногда человек даже не замечает, что его подвергли тестированию.

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.
Описание:
Данная методика направлена на определение доминирующего полушария головного мозга.
Инструкция:
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию - 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку "за настроение".

Некоторые любят петь. Другие могут целыми днями слушать музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство - украшение жизни. А есть люди, для которых область искусства - что-то совершенно ненужное и бесполезное. Ответив на предлагаемые вопросы, вы узнаете к какой группе Вы относитесь.
1. Есть ли разница между словами тон и нюанс?

Опросник Йовайши (определение профессиональной направленности личности)

Инструкция:

Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.

а) цвет, совершенство форм;

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

а) дружелюбие, отсутствие корысти, чуткость;

б) мужество, смелость, выносливость.

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

а) за общественную деятельность;

б) за научное изобретение.

а) слаженность ходьбы, грациозность участников парада;

б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и прочее).

а) чем-либо практическим (ручным трудом);

б) общественной работой (на добровольных началах).

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);

б) новых продовольственных товаров.

а) музыкальный;

б) технический.

а) на сплоченность коллектива;

б) на создание необходимых условий для работы.

10. Какие журналы вы читаете с большим удовольствием:

а) литературно – художественные;

б) научно – популярные.

11. Что важнее для человека:

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) создавать искусство.

а) техника;

б) правосудие.

13. Какую из 2 книг вы читали бы с большим удовольствием:

а) о развитии науки в нашей стране;

б) о достижении спортсменов нашей страны.

14. В газете две

а) о машине нового типа;

б) о новой научной теории.

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий дорожный мастер);

б) работа с машинами.

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они помогали другим создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать матери­альные блага.

17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

а) то, что они несут людям искусство и красоту;

б) то, что они выполняют общественно - полезную работу.

а) физика;

б) физическая культура.

а) забота о благосостоянии граждан;

б) изучение поведения людей.

а) работу с книгами в библиотеке;

б) работу на свежем воздухе, в экспедиции.

отдали предпочтение в свободное время:

а) занятиям по литературе;

б) опытам по физике, химии.

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки товаров для нашей страны.

а) о выдающихся художниках;

б) о выдающихся ученых.

а) яркое изображение смелости и храбрости героев;

б) прекрасный литературный стиль.

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;

б) физической культуре или другой работе, связанной с передвижением.

а) Поповым и Циолковским;

б) Менделеевым и Павловым.

27. Вам кажется, что в школе следует обратить большее внимание:

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;

б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;

б) участие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

а) главного инженера завода;

б) директора универмага.

30. Как вы считаете, что важнее:

а) много знать;

б) создавать материальные блага.

Ключ к опроснику Йовайши:

В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты подсчитываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональной направленности.

1 столбец - сфера искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б,17а, 21а, 23а, 246, 28а;

2 столбец - сфера технических интересов : 1б, 3б, 6а, 3б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 296;

3 столбец - сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 126, 16а, 176,196, 236, 286;

4 столбец - сфера умственного труда: 4б,7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а.

5 столбец - сфера физического труда: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а;

6 столбец - 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

ТЕСТ для тебя: «Профессиональная направленность личности»

Опросник Йовайши

(определение профессиональной направленности личности)

Инструкция: Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и за­фиксируйте в бланке для ответов.

Если вы полностью согласны с вариантом "а" и не согласны с вариантом "б", то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой "а" по­ставьте 3, а в клетку "б" - 0.

Если вы не согласны как с вариантом "а", так и с вариантом "б", то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл.

Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.

1. Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:

а) цвет, совершенство форм;

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

2. Какие черты характера в человеке вам больше всего нравятся:

а) дружелюбие, отсутствие корысти, чуткость;

б) мужество, смелость, выносливость.

3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

4. Какое награждение вас больше бы обрадовало:

а) за общественную деятельность;

б) за научное изобретение.

5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

а) слаженность ходьбы, грациозность участников парада;

б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и прочее).

6. Представьте, что у вac много свободного времени, чем бы вы охотнее занялись:

а) чем-либо практическим (ручным трудом);

б) общественной работой (на добровольных началах).

7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели:

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);

б) новых продовольственных товаров.

8. Если бы в школе было 2 кружка, какой бы вы выбрали:

а) музыкальный;

б) технический.

9. Если бы Вам предложили пост директора, на что бы вы обратили большее внимание:

а) на сплоченность коллектива;

б) на создание необходимых условий для работы.

10.Какие журналы вы читаете с большим удовольствием:

а) литературно – художественные;

б) научно – популярные.

11. Что важнее для человека:

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) создавать искусство.

12. Для благополучия общества необходимо:

а) техника;

б) правосудие.

13 Какую из 2 книг вы читали бы с большим удовольствием:

а) о развитии науки в нашей стране;

б) о достижении спортсменов нашей страны.

14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заин­тересованность:

а) о машине нового типа;

б) о новой научной теории.

15. Какая из двух работ на свежем воздухе вac заинтересовала бы больше:

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий дорожный мастер);

б) работа с машинами.

16. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они помогали другим создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать матери­альные блага.

17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

а) то, что они несут людям искусство и красоту;

б) то, что они выполняют общественно - полезную работу.

18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь до­минирующее значение:

а) физика;

б) физическая культура.

19. Что обществу принесет большую пользу:

а) забота о благосостоянии граждан;

б) изучение поведения людей.

20. Какого характера научную работу вы бы выбрали:

а) работу с книгами в библиотеке;

б) работу на свежем воздухе, в экспедиции.

21. Представьте, что вы профессор университета. Чему бы вы отдали предпочтение в свободное время:

а) занятиям по литературе;

б) опытам по физике, химии.

22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качест­ве кого вы бы охотнее поехали:

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки товаров для нашей страны.

23. Какие лекции вы бы слушали с большим удовольствием:

а) о выдающихся художниках;

б) о выдающихся ученых.

24. Что вас больше привлекает при чтении книг:

а) яркое изображение смелости и храбрости героев;

б) прекрасный литературный стиль.

25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из двух предложенных вариантов вы бы выбрали:

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;

б) физической культуре или другой работе, связанной с передвижением.

26. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:

а) Поповым и Циолковским;

б) Менделеевым и Павловым.

27. Вам кажется, что в школе следует обратить большее внимание:

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;

б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.

28. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;

б) участие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы вы­брали:

а) главного инженера завода;

б) директора универмага.

30, Как вы считаете, что важнее:

а) много знать;

б) создавать материальные блага.

Бланк ответов к опроснику Йовайши:

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

21а

21б

22а

22б

23а

23б

24а

24б

25а

25б

26а

26б

27а

27б

28а

28б

29а

29а

30а

30б

Ключ к опроснику Йовайши:

В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты подсчитываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональной направленности.

1 столбец - сфера искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б,17а, 21а, 23а, 246, 28а;

2 столбец - сфера технических интересов : 1б, 3б, 6а, 3б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 296;

3 столбец - сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 126, 16а, 176,196, 236, 286;

4 столбец - сфера умственного труда: 4б,7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а.

5 столбец - сфера физического труда: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а;

6 столбец - сфера материальных интересов: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наи­большее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми опрашиваемым.

Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы дея­тельности, отвергаемые консультируемым.