Открытое логопедическое занятие "путешествие в страну гласных звуков". Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе Занятие логопеда в старшей группе

Цель: Развитие интонационной выразительности речи.

Коррекционно-образовательные задачи: учить использовать эмоциональную лексику в словосочетаниях и предложениях; развитие самостоятельных связных высказываний; закрепить умения подбирать к словам слова с антонимичным и с уменьшительно-ласкательным значением; преобразовывать деформированные предложения; совершенствовать координацию речи с движением.

Коррекционно-развивающие задачи: активизация речевой деятельности; развитие остроты слуха, диафрагмального дыхания, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, темпа и ритма речи.

Воспитательные задачи: формирование коммуникативных навыков, положительной установки на участие в занятии; воспитывать чувство товарищества; умение работать в коллективе; вызвать чувство доброжелательного отношения к героям сказок, кдруг другу.

Оборудование и материалы: музыкальное оформление; воздушные шары; сказочные персонажи: медведь, лиса; картинки: звездочки, месяц, гномики; атрибуты: домик, яблонька; индивидуальные зеркала; мяч; корзина с яблоками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Под спокойную, тихую музыку завожу детей.)

Дети приветствуют гостей:
– Здравствуйте!
– Ребята, а вы меня узнали?
– Я сегодня буду доброй волшебницей, потому, что занятие у нас будет особенное, сказочное, волшебное. Мы отправимся в сказочную страну, где ждут нас сказочные герои, которые, так же как и мы могут испытывать разные чувства. А какие чувства мы можем испытывать? (Радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие, злость, обида).
– Покажите как мы радуемся, грустим, удивляемся, злимся, спокойны.
(Дети показывают эмоции.)
– В волшебной стране нам понадобится всё, чему мы учились на занятиях.

2. Основная часть.

– Ребята, а на чём можно полететь в сказочную страну?
– А мы с вами полетим на воздушных шариках! Но чтобы шарики полетели, их надо надуть. Давайте выполним упражнение “Надуваем шарики”.
(Упражнение на дыхание: положите правую руку на живот, “вдох”– через нос, надуваем живот, “выдох”– через рот, сдуть живот.)
– Но попасть в сказочную страну не так просто. Вам необходимо произнести волшебные слова:

“Тили, тили, тили бом
Открывайся сказки дом”!

– А вот теперь полетим в сказочную страну. Взяли по одному шарику, встали друг за другом.

“Полетели, полетели
И на облачко присели”

(Дети с шарами бегут под музыку.)
– Отпустили шарики, а сами сели на облако.
– Дети, закройте глаза и послушайте, какая удивительная музыка играет вокруг. (Звучит музыка.)
– Какая музыка звучала? (Сказочная, волшебная, таинственная. )
– Если мы сидим на облаке и слышим эту волшебную музыку, значит мы очутились в сказке.
– Оглянитесь вокруг и произнесите:

“Вот это да”!
“Как здорово”!
“Ничего себе”!

– Мы попали в гости к месяцу. В доме у месяца живут много звёздочек.
Месяц просит вас угадать в каком настроении сегодня звёздочки? (Серебристая звёздочка радуется, самая маленькая зелёная звёздочка удивляется, самая большая красная звёздочка испугалась, оранжевая звёздочка грустит, голубая звёздочка злится, золотистая звёздочка обиделась.)
– Молодцы, дети! А вы хотите, чтобы все звёздочки радовались? Тогда давайте для них поиграем в игру “Ой ду – ду”!

Пальчиковая гимнастика “Ой, ду – ду”.

Ой, ду – ду, ду – ду, ду – ду, (Дети имитируют игру на дудочке.)
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, (Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно.)
Пастушку я отдала.
– Ну – ка, милый пастушок, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Ты спеши – ка на лужок.
Там Бурёнка лежит, (Вновь выполняют хлопки и удары попеременно.)
На теляток глядит.
А домой не идёт, (Вновь идут по кругу.)
Молочка не несёт.
Надо кашу варить, (Указательным пальцем правой руки “варят” кашу в ладошке левой руки.)
Сашу кашей кормить.

“Полетели, полетели
И к домику прилетели”!

– Ребята, посмотрите, это лесной домик. Кто в нём может жить?

(Однажды, этот сказочный герой шёл по лесу, притомился и говорит:“Сяду на пенёк, съем пирожок”.)

– Кто это?

(Выходит медведь.)

– Здравствуйте маленькие путесетвенники!
– Я пока спал зимой, забыл как правильно произносить звуки. Вы мне не помозете?
– Мишенька, пойдём к столу мы тебе покажем и расскажем гимнастику для языка.

(Дети садятся за стол и выполняют артикуляционную гимнастику.)

Заходит лиса:

Так бежала, так спешила,
Я к ребятам торопилась,
Чтобы с ними поиграть!

– В каких сказках вам встречалась лиса?

Лиса:

– Я очень хитрая и поэтому хочу поиграть с вами в игру

“Наоборот”.
(Лиса берёт мяч и играет с детьми. Слова: холодный, длинный, зима , отдыхать, ссориться. Дети называют слова, противоположные по смыслу).

Медведь:

– Не сумела вас лисичка перехитрить, спасибо вам, что поиграли с нами и научили меня. Пойдём лисичка, будем тренировать свои язычки.

“Полетели, полетели
И под яблоньку прилетели”!

– Кого же мы встретим здесь? (Под маленькие живут гномики яблонькой).
– Дети, а гномики больше вас или меньше?

(Появляются гномики.)

– Они очень маленькие и у них всё крошечное. Назовите всё что есть у гномиков ласково (не нос, а носик, не борода, а бородка, не рот, а ротик, не руки, а ручки, не ноги, а ножки, не штаны, а штанишки).

– Ребята, но что-то гномики очень грустные, давайте им поднимем настроение и покажем игру “Хомка”.

Подвижная игра “Хомка”.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Лапки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

(Пока дети играют гномиков меняют на веселых.)

– Посмотрите, ребята, как обрадовались гномики!
Простая улыбка может творить настоящие чудеса! В благодарность гномики нам подарили корзину с яблоками.
– Спасибо, гномики! А мы полетели дальше. Взяли шарики, встали.

“Полетели, полетели,
На цветочную полянку сели”!

– Кого мы встретим здесь? (Добрые на полянке живут цветочной феи.)
– Кто догадался?

(Включаю тихую, сказочную музыку.)

– Но уже поздно, и все феи спят, но они мне шепнули на ушко, что в сказочной стране есть добрая традиция: на прощание на этой цветущей полянке оставлять радостные пожелания для всех-всех сказочных героев. Давайте выберем самое красивое яблочко, будем передавать его друг другу и говорить теплые, добрые слова. А начинать будете со слов: “Я желаю, чтобы…”
– К сожалению, нам пора возвращаться домой, для этого нужно произнести волшебные слова:

“Сказка двери закрывай
В детский сад нас отпускай”!

Итог занятия:

– Что вам понравилось на занятии?
– Вам было приятно заниматься вместе?
– Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите друг другу руки и скажите: “Мне было приятно играть с тобой. Спасибо”!
– А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки, поднимите их вверх. Давайте хором скажем: “До свидания, мы”! Поклонимся и опустим руки вниз.
– Попрощаемся с гостями… и пойдём в группу.

Разделы: Логопедия

Цель: Формирование системы знаний о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.

Задачи:

  1. Совершенствовать знания детей о правилах поведения на улице города; закреплять знания о светофоре. Расширять представления детей о дорожных знаках. Воспитывать безопасный стиль поведения на улице и культуру поведения на транспорте.
  2. Обогащать и активизировать словарный запас по теме.
  3. Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта:
  4. наземный, водный, воздушный.
  5. Стимулировать речевую активность детей, учить отвечать на вопросы, использовать объяснительную и доказательную речь.
  6. Развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность; (произносить звуки тише-громче).
  7. Развивать конструктивные способности.
  8. Развивать общую и мелкую моторику.
  9. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  10. Воспитывать у детей желание знать и выполнять правила дорожного движения.

Оборудование: письмо в конверте; предметные иллюстрации транспорта; изображения дорожных знаков (правильные и неправильные); палочки Кюизенера; массажные шарики Су Джок; разрезные картинки с разными видами транспорта; мяч; звоночек; угощение.

Предварительная работа: экскурсии по улице города с воспитателем, изучение правил дорожного движения и правил поведения в транспорте, разучивание стихотворения о светофоре, изготовление “Азбуки дорожного движения”. Разучивание песни “Наш автобус голубой” А. Филиппенко, “Пешеходный переход” Л. Белых.

Ход занятия

Логопед:

Сказка начинается.

Вы слыхали, дети,
Светофория – страна
Есть на белом свете?
Разный там народ живет:
И автомобили, и шофер, и пешеход.

Да, чуть не забыли!
Управляет царь страной,
Светофор Великий,
Чтобы не было какой
Там неразберихи.

Появляется Светофор (родитель):

Светофор:

С виду я немножко грозный
Очень важный светофор.
На дороге с перекрестка
Я на всех гляжу в упор.
Все сигналам светофора
Подчиняются без спора!
Различать должны вы ясно –
Свет зеленый, желтый, красный?

Стук в дверь…

Почтальон (один из родителей) приносит письмо от жителей страны Светофории. Логопед зачитывает его:

“ Дорогие дети детского сада № 299, у нас случилась беда: жители нашей страны забыли все правила дорожного движения, сигналы светофора, дорожные знаки. Движение пешеходов и транспорта остановилось. Во всех городах нашей страны люди не могут безопасно ездить и ходить по улицам. Помогите нам, пожалуйста!”

– Ребята! Поможем жителям страны Светофории?

– Но давайте сначала сами вспомним некоторые правила дорожного движения.

Пальчиковая гимнастика.

Дорожных правил очень много:
Раз – внимание, дорога! (Загибаем пальчики, начиная с мизинца.)
Два – сигналы светофора
Три – смотри, дорожный знак,
А четыре – переход. Вот!
Правила всем надо знать (Указательным пальцем делаем круг около загнутых пальчиков и грозим этим пальцем.)
И всегда их выполнять.

– А теперь отправимся в путь, в Страну Светофорию. Полетим на вертолете.

Игра “Вертолет”.

Быстро лопасти крути, (Дети вертят руками над головой, бегут.)
Вертолет, лети, лети!

– Наша первая остановка в городе Почемучек. Жители этого города очень любят задавать вопросы.

Игра “Что? Где? Когда?”

– Какой сигнал светофора разрешает переходить дорогу?
– В каком месте можно переходить дорогу?
– Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт?
– Для чего необходим дорожный знак “Пешеходный переход”?
– Что должны делать пешеходы, когда на светофоре горит красный сигнал?
– Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы жителей города Почемучек. Теперь в этом городе будет порядок. Дальше поедем на машине.

Игра “Шофер”.

Кручу – лечу во весь опор.

(Дети крутят руками, как за рулем шофер.)
Я сам – мотор,
Я сам – шофер!
Я нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль! (Бегут по кругу, произнося: ж-ж-ж!)

А следующая остановка в городе Сломанных машин.

Игра “Построй автомобиль” с использованием палочек Кюизенера.

– Этот автомобиль попал в аварию, давайте починим его.

Дети из палочек строят автомобиль, отвечая на вопрос: Какие части есть у автомобиля? (У автомобиля есть колеса, кузов, кабина и т.д.)

– Автомобиль мы починили. Давайте проверим, как он работает? (Педагог нажимает на кнопку сигнала и говорит: “Би-Би”. Дети по очереди проверяют сигнал, но по просьбе логопеда издают сигнал громче – тише, в зависимости от местонахождения автомобиля далеко – близко.)

– Давайте посмотрим, как эти машины будут участвовать в гонках.

Пальчиковая гимнастика “Гонки” с помощью массажных шариков Су Джок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Катать колючие шарики по каждому пальчику вперед-назад, начиная с большого пальца.)
Можно гонки начинать. (То же самое, начиная с мизинчика.)
По кругу, по кругу. Вперед и назад, (По кругу в одну и другую сторону.)
Но пальцы машинку мою тормозят. (Катать по слегка согнутым пальцам вперед и назад.)
Закрылись. Машинка стоит в гараже.
И фары погасли, не светят уже. (Заглядывать в маленькую щелочку в кулаке).

– Положите колючие шарики в коробочки.

– А теперь давайте вспомним, какие еще виды транспорта вы знаете.

Игра “Едет, плавает, летает”.

Логопед называет по картинкам вид транспорта (автобус, самолет, трактор, и т. д), дети классифицируют его, называют (наземный, водный, воздушный) и выполняют соответствующее движение (приседают, дотрагиваются до земли, руки в стороны – плывут, руки вверх – летят).

– Нам снова пора в путь. Поедем на велосипеде:

Упражнение “Велосипед”:

На педали мы нажали,
Крутим, крутим мы педали.
Не догонит ветер вслед.
Нас везет …велосипед. Дети сидя выполняют в воздухе круговые движения ногами – “велосипед”.

– Стоп! Остановка. Двери открываются – ш-ш-ш.
Мы в городе Автомобилей.
Я предлагаю детям собрать разрезные картинки с разными видами транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, самолет, кораблик и т. д.

Светофор : – Мой знакомый художник Калякин-Малякин нарисовал три пешеходных светофора, но только один из них он нарисовал правильно. (Дети находят правильный светофор и объясняют ошибки художника.)

Физкультминутка “Светофор”.

На зеленый сигнал дети ходят по группе, на желтый – стоят на месте, на красный – грозят друг другу пальцем.

Светофор: – Художник нарисовал дорожные знаки, но и их он нарисовал неправильно. Какие дорожные знаки хотел нарисовать художник и в чем его ошибки. (Дети исправляют хорошо понятные им ошибки).

– Теперь художник знает, как правильно рисовать светофоры и дорожные знаки, и мы можем двигаться дальше. Мы пойдем пешком. Значит, как нас можно назвать? (Пешеходы. )

Логопед: – Это город Загадочников, мы в городе загадок.

Послушайте стихи и загадки о дорожном порядке.

1. Рядом школа или садик
Осторожнее шофер.
Здесь гуляют Тани, Пети
И дорожный знак здесь…(дети)

2. Заболел живот у Ромы
Не дойти ему до дома,
В ситуации такой,
Нужно знак найти, какой?

3. Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые
Через дорогу нас ведет… (Пешеходный переход)
Под землею вырыт ход
Вот… (Подземный переход.)

– Молодцы! А теперь все вместе будем играть с мячом.

Игра с мячом “Один – много”.

Образование множественного числа существительного и выделение последнего звука в слове. Выходите, вставайте в круг. Я буду называть один предмет и бросать вам мяч. Вы должны назвать много предметов, выделить в нем последний звук и вернуть мне мяч.

Самолет – самолеты,
машина – машины,
вагон – вагоны,
велосипед – велосипеды
водитель – водители,
летчик – летчики,
шофер – шоферы,
капитан – капитаны,
машинист – машинисты.

Красный вагон по рельсам бежит,
Всех куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чем же мы с вами, ребята, поедем? (Трамвай.)

– Я вам открою секрет: как сделать так, чтобы этот трамвайчик поехал. Главное в трамвае – звоночек, чтобы все знали, что мы едем и уступали нам дорогу. А звенит он вот так … (показывает).
Еще трамваю нужны двери, чтобы входить и выходить на остановках. “Двери закрываются” – руки сомкнуть впереди себя. “Двери открываются” – руки разводим в стороны и помогаем голосом: ш – ш – ш.
А про колеса забыли! Без них даже сказочные трамваи не двигаются. А стучать колеса будут вот так (топают с усилением звука) .

Перед тем, как отправиться, давайте вспомним правила поведения в трамвае.

Ответы детей:

1. Нельзя громко разговаривать, шуметь, кричать и отвлекать водителя.
2. Уступать место больным и пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.
3. Запрещается, есть мороженое и другие продукты, которые могут испачкать людей.
4. Запрещается высовываться в окно или выставлять руку.

А вы кому-нибудь уступали место в трамвае?

Хорошо, правила вспомнили, теперь можно отправляться.

Стоп! (Остановка. Двери открываются – ш –ш –ш.)
Перед вами город Дорожных Знаков. Отгадайте, что это за знаки.

Очень важен он и все ж
На кирпичик он похож!
Знаем я и ты, и он
Это знак(“Въезд запрещен”).

О-е-е-е-е-ей!
Это что там под землей?
От машины вас спасет
Наш… (“Подземный переход”).

Этот знак предупреждает.
Жизнь детишек охраняет.
Знают все на свете – (“Осторожно, дети!”).

Здесь машина как гроза,
Здесь не держат тормоза.
Этот знак для всех тревога –
Это (“Скользкая дорога”) .

Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой.
Через улицу ведет
Нас … (“Надземный переход”). (Показ всех этих знаков, по мере отгадывания загадок.)

Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать!
Надо знаки уважать!

– Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться.

Мы помогли жителям страны Светофории, навели порядок в ее городах напомнили правила дорожного движения.

– Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

О чем мы сегодня говорили? Какое задание тебе понравилось? Какое задание было самым трудным? А какое задание легким? А мне понравились вы, мои дорогие. Денис – за точные ответы, Маша – за внимательность, Артем – за активность, Кира – за усидчивость…

Светофор: – Спасибо, дети, вам большое, вы помогли жителям Светофории, я приготовил вам угощение.

Все дети получают угощение от Светофора.

  • Активизация и накопление словаря по теме «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»;
  • Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
  • Закрепление представления о количестве, умения считать, называя итоговое число (в пределах 4);
  • Закрепление навыка правильного согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже;
  • Развитие выразительности, темпа, плавности речи детей.
  • закрепление навыка правильного произношения звуков в свободной речи детей;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук;
  • Совершенствование слухо-моторной координации;
  • Воспитание способности слушать других детей, радоваться их успехам.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, счетные палочки и карточки с заданиями, муляжи овощей и фруктов, цифры от 1 до 4, счётный раздаточный материал, пальчиковый театр, кукла бибабо- собака, корзина, ваза.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде. В пути у нас будет много остановок. Занимайте свои места. Отправляемся в путь. (Звучит музыка.)

Основная часть .

Станция №1. «Дачная»

Игра «Собираем урожай!»

Вспомните и назовите, где растут овощи (Фрукты)?

Помогите хозяйке собрать урожай! Сложите овощи в корзину, фрукты – в вазу.

Станция №2. «Посчитай-ка!»

Хороший урожай вырастила хозяйка на огороде. Давайте поможем ей сосчитать, сколько разных овощей лежит в корзине.

Подойдите к столу, выберите на поднос овощи одного вида и пересчитайте их. Найдите на наборном полотне такую цифру, сколько овощей вы посчитали.

Станция №3. «Сюрпризная»

Ой, кто это к нам стучится? Да это же наш пёс Филя.

Здравствуйте, ребята! Я принёс вам чудесную коробочку. Посмотрите, что в ней лежит. (Палочки и рисунки.)

Садитесь за столы. Выложите из палочек такие же узоры.

Станция №4. «Задорная»

Проводится физминутка с речевым сопровождением.

Заиграла погремушка.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)

Вдруг затопала Марфушка.

Топ! Топ! Топ! (топают).

И заквакала лягушка.

Ква! Ква! Ква! (изображают лягушку).

Ей ответила болтушка.

Да! Да! Да! (кивают головой).

Застучала колотушка.

Тук! Тук! Тук! (изображают молоточки).

Вторит нам в ответ кукушка.

Ку! Ку! Ку! Ку! (ладошки делают рупором)

Запалила громко пушка.

Бах! Бах! Бах! (кулаками ударяют по груди).

И заахала старушка.

Ах! Ах! Ах! Ах! (хватаются за голову).

Замычала и телушка.

Му! Му! Му! Му! (показывают рожки)

Завизжала с нею хрюшка.

Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! (показывают пятачок)

Зазвенела побрякушка.

Бряк! Бряк! Бряк! Бряк! (ударяют по коленям).

Заскакала попрыгушка.

Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! (прыгают).

Вот такая вот петрушка.

Всё! Всё! Всё! Всё! (хлопают над головой).

Ведущий называет строчки, а дети самостоятельно кричалки и жесты.

  1. Станция №5. «Лесная»

Ребята, мы приехали в лес. Кто живёт в лесу? (Животные.)

Вот послушайте, что однажды произошло в лесу.

Рассказ «Ёж и волк» с демонстрацией на фланелеграфе.

Ветер ёлками шумит.

Ёжик наш домой спешит (появляется ёж).

А навстречу ему волк (появляется волк),

На ежа зубами – щёлк .

Ёж иголки показал (дорисовываются торчащие иголки),

Волк со страху убежал (волк убирается).

Куда спешил ёж?

Кого он повстречал в лесу?

Кто оскалил зубы?

Кому показал ёж иголки?

Что хотел сделать волк с ежом?

Почему волк убежал?

Как мы назовём ежа?

Подскажите подчеркнутые слова.

Расскажите историю своими словами.

Станция №6. «Театральная»

Наши ребята замечательные артисты. Послушаем и посмотрим, как хорошо они рассказывают потешки.

(Используется пальчиковый театр.)

Конкурс потешек.

Пошёл кот под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

То ли съесть по пути

То ли Оле отнести.

Для дочки.

Бежала лесочком лиса с кузовочком

– А что в кузовочке?

– Лесные грибочки,

Грибочки-груздочки для сына...

Дедушка Ежок, не ходи на бережок:

Там растаял снежок, заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шёлкова бородушка!

Ване спать не даёшь?

Белка к лисе в решете приплыла,

В решете приплыла, коромыслом гребла,

А парус у белки- мочала…

Не начать ли опять с начала?

Педагог: Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось путешествовать на поезде? Вы были сообразительны, быстры, умелы. Щедрая хозяйка прислала вам угощение.

Елена Федорова

Тема открытого логопедического занятия :

«Путешествие на весеннюю полянку » ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционно-образовательные : Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”. Закрепление и практическое употребление предлогов В , НА. Усвоение категорий творительного падежа.

Коррекционно-развивающие : Развитие логического мышления. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать лексико-грамматический строй речи : упражнять в словообразовании. Развивать высшие психические функции : внимание, мышление, память. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики. Обогащать словарь и активизировать речь детей

Коррекционно-воспитательные : формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли, поддержание радостного, бодрого настроения в течение занятия .

Ход занятия

Организационный момент

Логопед . Здравствуйте, дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на весеннюю полянку .

Дети. Здравствуйте!

Логопед . А сейчас, становитесь в круг играть!

Минута релаксации

Логопед . Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)

Музыка продолжает звучать

Логопед . Ребята, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает!

Дети. (хором) . Это весна!

Логопед . Правильно, это весна!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка , вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

Логопед . Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы . (дети называют приметы весны, например : «Весной солнце светит ярко» , «Весной появляются первые цветы» , «Весной с юга прилетают птицы» , Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)

Лексико-грамматическое упражнение :

1. Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов)

Ребята, вы рады, что весна наступила?

А что нравится весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)

Что не нравится весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.)

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко :

Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели : кап (логопед ) … КАП (дети!

Птицы весело поют : чирик…ЧИРИК!

Тает снег : ах…АХ!

Бегут ручьи : блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой : ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой : ааа…ААА!

Логопед . А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку .

(Ковёр) На этой полянке разместилось много перелетных птиц, Каких птиц вы знаете? они наконец-то закончили свой длинный и тяжёлый перелёт.

Игра «Какой птички не стало?» (усвоение категорий род. падежа ед. ч.) (На полянке разложены картинки перелётных птиц, убирается по очереди 1 картинка и спрашивается : Какой птицы не стало?

На дереве не стало ласточки.

На полянке не стало цапли .

На полянке не стало лебедя .

На дереве не стало скворца.

На дереве не стало кукушки.

На дереве не стало аиста.

На дереве не стало соловья.

На дереве не стало грача.

На полянке не стало журавля .

Логопед . Какое маленькое слово мы произносим, чтобы определить где была птица?

Дети. Маленькое слово НА. (на доске выставлены схемы некоторых предлогов )

Логопед . Покажите, каким символом мы обозначаем маленькое слово НА. (дети показывают) Этой карточкой-символом обозначаем слово НА. НА мы говорим, когда предмет находится где? (СВЕРХУ)

Логопед . Ребята! Давайте мы позовём птичек обратно, назовем их ласково и они обязательно прилетят к нам на полянку .

Соловей – соловушка;

Жаворонок – жаворонушек;

Скворец – скворушка;

Ласточка – ласточка;

Журавль – журавушка;

Лебедь – лебедушка;

Утка – уточка;

Кукушка – кукушечка;

Логопед . Молодцы, ребята! Всем, не только птичкам приятно когда их называют ласково. Вот и солнышко от таких слов стало пригревать сильнее, а солнечный зайчик предлагает нам с ним поиграть.

Самомассаж и артикуляционная гимнастика.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз : пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Спасибо солнечному зайчику. Как хорошо и тепло стало, чувствуется что пришла весна. Ребята, мы побеседовали о птичках, а что происходит весной с животными?

Дети. Весной медведи и ёжики просыпаются после зимней спячки, зайчик и белочка меняют шубку. (Зайчик на серую, а белочка на ярко-рыжую)

Игра «Кто, где зимовал?»

Логопед . Давайте с вами поиграем в игру «Кто, где зимовал?»

(выставляются картинки с изображением «домиков» животных. Дети отвечая полным предложением, говорят где зимовали животные)

Дети. Медведь спал В берлоге

Лиса жила В норке.

Белка жила В дупле.

Волк зимовал В логове .

Ёжи спал В норе

Логопед . Какое маленькое слово мы произносим чтобы определить где зимовали звери?

Дети. Маленькое слово В

Логопед . Молодцы, ребята, покажите каким символом мы обозначаем маленькое слово В. (дети показывают) Правильно, этой карточкой-символом обозначаем слово В. В мы говорим, когда предмет находится ВНУТРИ.

Физкультминутка «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением. П. Чайковский «Времена года. Апрель» ).

Ребята, давайте мы выйдем на весеннюю полянку и на весну полюбуемся.


Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег на месте)

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь (Посмотреть друг на друга и улыбнуться)

Как стало хорошо, приятно, всюду пробуждение, такой свежий воздух.

Ой посмотрите, а что это наши звери взгрустнули? Я кажется знаю. Холодной зимой было много снега и им нечего было кушать (или у них было очень мало еды) и они голодные и истощавшие. Давайте мы покормим зверей.

Игра «Кто, что ест?»

Логопед . Медведя мы накормим Дети…. рыбой и малиной

Логопед . Волка мы накормим Дети.. рыбой и косточками

Логопед . Лису мы накормим Дети. … печеньем

Логопед . Зайца мы накормим Дети….капустой и морковкой

Логопед . Ежа мы накормим Дети. …яблоками и грибами

Логопед . Белку мы накормим Дети.. орешками и грибочками.

Молодцы, позаботились обо всех.

Составление предложений по картинкам с предлогами В, НА

Давайте посмотрим на эти картинки и составим по ним предложения, и назовём какое маленькое слово мы произнесли.

Дети. Соловей сидит В гнезде.

Кукушка села «НА» ветку.

Лебедь плавает «В» озере.

Ласточка летает «В» небе.

Журавль стоит «НА» одной ноге.

Белочка живёт «В» дупле.

Лисичка спит «В» норке.

Птичка сидит «В» гнезде.

«НА» поляне расцвели подснежники.

«НА» дереве распустились почки.

Логопед

Логопед . Какие маленькие слова мы использовали, чтобы составить предложения?

Дети. «В» , «НА»

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Вот и солнышко нежно улыбается и животным, и птицам, и растениям и нам от его тепла становится радостно, исчезает плохое настроение и хочется творить добро.

Солнце нежно улыбнулось,

Мать-земля уже проснулась,

Всюду жизнь и чудеса!

Внешний вид богат, роскошен

На лужайки бархат брошен,

В зелень рядятся леса….

С юга птицы прилетели,

Трелью весело запели .

Звери встали ото сна

Это к нам пришла весна.

Итог занятия .

Вот и закончилось наше путешествие . И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие картинки с изображением весны. Вы их дома или в группе самостоятельно раскрасите.

Рецензент

канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии РП1У им. А. И. Герцена Е. А. Логинова

Нищева Н. В.

Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.

}