Какую роль играет природа в повести «Олеся»? (Куприн А. ). Проблема человека и общества в произведении олеся. А. И. Куприн, "Олеся": анализ произведения, проблемы, тема, главные герои Примерный список литературных произведений и носителей проблем по напра

В литературе вообще, а в русской литера-туре в особенности, проблема взаимоотно-шения человека с окружающим его миром занимает существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество — об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отрази-лись во многих устойчивых формулировках, например в известной фразе «среда за-ела». Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманисти-ческих традиций, унаследованных от про-шлого, рассматривает этот вопрос Алек-сандр Куприн, используя при этом все ху-дожественные средства, которые стали достижением рубежа веков.

Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современников. Сегодня произведения А. Куприна вызывают боль-шой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демокра-тичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и разнообразен. Он сам прожил яркую, на-полненную многообразными впечатления-ми жизнь — был и военным, и конторщи-ком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А. Куприн много раз го-ворил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего инте-реснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жиз-нью люди, а скорее наоборот. Но А. Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой и чело-вечностью, которые всегда отличала рус-ских писателей. В персонажах рассказов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его.

Раскроем очень известный рассказ Купри-на «Гранатовый браслет», написанный в 1911 году. В основе его сюжета — реальное событие — любовь телеграфного чиновника П. П. Желткова к жене важного чиновника, члена Государственного совета Любимова. Об этой истории упоминает сын Любимо-вой, автор известных воспоминаний Лев Лю-бимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, —. чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не было известно. В семье Лю-бимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя история вылилась в печальный и трагический рассказ о жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дается обширное, неторопливое вступление, кото-рое вводит нас в экспозицию дома Шейных. Сама история необыкновенной любви, исто-рия гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рас-сказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой исто-рии видится оскорбительным и подозри-тельным, самой Веры Николаевны и, нако-нец, генерала Аносова, первым предполо-жившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят жен-щины и на которую больше не способны мужчины». Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, сколько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом утверж-дается право маленького человека на счас-тье, при этом возникает мотив его нравст-венного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни.

Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, — и заверша-ется рассказ сценой, когда героиня слуша-ет музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произве-дения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через сим-волику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных тради-ций: тема востока — монгольская кровь от-ца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассуд-ности; упоминание о том, что мать сес-тер — англичанка, вводит тему рассудочно-сти, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не слу-чайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в като-личестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром не-понимания, миром людей, для которых лю-бовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.

В замечательной повести «Олеся» перед нами предстает поэтический образ девуш-ки, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, про-стое и сильное чувство, без оглядки и обяза-тельств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. Ис-тория девушки заканчивается трагически. В привольную жизнь Олеси вторгаются и ко-рыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и ос-меянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда.

В произведениях Куприна многие герои имеют сходные черты — это душевная чисто-та, мечтательность, пылкое воображение, со-единенное с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все герои относятся к женщине с сыновьей чисто-той и благоговением. Готовность порибнуть ради любимой женщины, романтическое по-клонение, рыцарское служение ей — и в то же время недооценка себя, неверие в собствен-ные силы. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с женщинами. Это энергичная, волевая «полесская колдунья» Олеся и «добрый, но только слабый» Иван Ти-мофеевич, умная, расчетливая Шурочка Ни-колаевна и «чистый, милый, но слабый и жал-кий» подпоручик Ромашов. Все это купринские герои с хрупкой душой, попавшие в жестокий мир.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус», созданный в тревожном 1907 году. Те-ма всепобеждающего искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого про-теста «маленького человека» против чер-ных сил произвола и реакции. Кроткий и ве-селый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабан-дистов. С восторгом встречают они мело-дии, которые как бы являются фоном, как бы отражают общественные настроения и события — от русско-японской войны до мятежных дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсе-льезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и чер-носотенным «мерзавцам в папахе», отказы-ваясь играть по их требованию монархиче-ский гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.

Искалеченный царской охранкой, он воз-вращается к портовым друзьям, чтобы иг-рать для них на окраине мелодии оглуши-тельно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу — «человек и окружающий его мир», — отметим, что в русской прозе нача-ла XX века представлен широкий спектр от-ветов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов — трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмыс-ленной, а содержащей в себе элемент очи-щения и высокого смысла.

Одним из самых противоречивых вопросов является связь человека и природы. Несмотря на то, что человеческое общество достаточно отделилось от дикой среды, человек и природа все же являются понятиями неделимыми. Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой.

Истинную связь человеческого мира и мира природы прекрасно описывает А.

И. Куприн в своей повести «Олеся». Сама главная героиня произведения – образ нравственно чистой, невинной души, ассоциируемый, в первую очередь, с лесной природой. Она тонко чувствует окружающий мир, который наделил ее естественностью и своеобразием. Но одна из ключевых ролей в повести достается пейзажам. Обратимся к сюжету произведения. Приезд Ивана Тимофеевича сопровождается весьма тихой, безветренной и холодной погодой. Зимние пейзажи будто показывают холодную натуру Ивана Тимофеевича, которую отметила и Олеся. Другой пейзаж – цветущая и жизнерадостная весна, ставшая олицетворением зарождения теплых чувств главного героя к Олесе. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес» - такой сказкой видится герою природа в лунную летнюю ночь, когда чувство любви волной накрыло его. Благодаря красочным описаниям природы, автору удалось передать внутренние переживания героев, их чувства и эмоции в определенные моменты, поэтому именно природа играет важнейшую роль в данном произведении.

Помимо Куприна близким к природе является великий писатель И. А. Бунин. Как говорил А. А. Блок: «Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина - это мир зрительных и звуковых впечатлений. Невозможно не согласиться со словами А. А. Блока. Бунин уделяет огромное внимание зрительному восприятию окружающей природы, а также обонянию. Это хорошо заметно в произведении «Антоновские яблоки», в котором Бунин умело передает не только образное великолепие природы, но и красочность запахов. Именно запах антоновских яблок заставляет его мысленно вернуться в самое детство. Кроме того, автору особенно близка тема природы родного края и ее влияния на человека. Бунин очень любит русскую природу, жадно наблюдает за ней и в мельчайших подробностях передает ее красоту читателям. Поэтому, я считаю, что довольно трудно представить писателя, знающего больше красок жизни, чем Бунин, и наполняющего свои произведения яркой палитрой. Пожалуй, в этом и состояло новаторство Бунина в русской литературе.

Таким образом, природа в произведениях русских писателей, а именно – А. И. Куприна, является зеркалом души главных героев, помогающим читателем осознать крепкую взаимосвязь человека с природой.

В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимистическое мировидение. Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести "Олеся", побуждали его к поискам идеала некоего "естественного человека".

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологического анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрождения всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологический портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, отражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Олеси, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами "высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти", которая " держалась легко и стройно". "Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом". Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным "дивчатам", "лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение". С мастерством настоящего психолога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, автор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сходны в одном - на них словно бы лежит печать общего неблагополучия, а как следствие - духовной опустошенности. И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостностью жизни, не могут и не хотят понять и принять "лесную колдунью" Олесю, называя "ведьмой", "чертовкой", обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах. А Олеся - девушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по-настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она может даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сердце, ее чувства и убеждения. Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармоничным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу незамутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчинено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасного нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жизнью. И главное в этом мире - абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы. Да и сама природа оживает под пером писателя: "сердито пенясь", бегут ручейки, "быстро вертя щепки и гусиный пух", в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с "круглыми, точно крутящимися, белыми облаками", "звонкие капли" сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а воробьи кричат "так громко и возбужденно, что ничего нельзя... расслышать за их криком". Повсюду в мире природы чувствуется "радостная, торопливая тревога жизни".

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеобразным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъемлемой его частью. Таким богатым внутренним миром, чистой и светлой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и "весеннюю грусть, сладкую и нежную, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий". И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни героев. Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они забывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается "в какую-то волшебную, чарующую сказку". "Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей... И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса".

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обречена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей умирают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь. Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Природа чувствует неминуемое горе и разражается грозой: "Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты". И словно в подтверждение свершившейся непоправимой беды, "в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты". Казалось бы, разъяренная "громада" побеждает. Но на самом деле у нее нет сил победить настоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точностью, ясностью и благородной простотой преображения психологической жизни людей. Он обладает простым и удивительно мудрым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и композиции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писатель оставил нам наследие, которое по художественному уровню является достойным образцом русской классики.

Тема любви-одна из самых популярных среди писателей и поэтов. О любви написано множество рассказов,романов,стихов,поставлено огромное количество пьес.Особенно мне понравилось произведение А.И.Куприна под названием "Олеся".
Любовь-такое чувство,которому подвластен любой человек,независимо от того,барин он или крестьянин,богат он или беден,стар он или молод.Любовь может возникнуть сразу или с течением времени.Она заставляет страдать людей друг без друга,делает их несчастными вдали друг от друга.В произведении "Олеся" Куприн показывает,насколько крепка может быть любовь. В повести говорится о том,как барин Иван Тимофеевич влюбляется в девушку: дочь колдуньи,ведьмы. Их чувства взаимны.Казалось бы,барин и девушка,которая гораздо ниже его по социальному статусу,не имеет образования,живет в лесу,вдали от людей.Как мог знатный,умный,образованный человек полюбить Олесю?.Но любовь не выбирает,она очень сближает людей,независимо от положения в обществе,изменяет их в лучшую сторону.Когда влюбленные вместе,то счастью нет предела,они стараются сделать что-то приятное друг для друга,но при расставании наступает ощущение тоски,скуки.В тексте автор особое внимание уделяет именно описанию того,как проходили встречи Ивана Тимофеевича и Олеси,как им было хорошо вместе.Они встречались в лесу,вдали от других людей.Трофимову нравилось в Олесе то,что она отличалась от других девушек,была не такая,как другие.С ней было о чем посспорить,порассуждать,хотя она не имела образования,даже не умела читать.А ей нравилось в Иване Тимофеевиче то,что он был очень начитан,умен.Так и зарождается любовь.Даже недостатки влюбленные начинают принимать за достоинства.К тому же,пропадают страхи.По истечении месяца любовь их только укрепилась.Как Паныч так и Олеся не могли находиться долгое время друг без друга.Девушка знала,что их счастье не продлится долго и закончится позором для нее,но чувства были сильнее.Не остановила Олесю и боязнь людей,и наложенное,по ее мнению,на их род проклятие.Девушка,таким образом,хотела сделать что-нибудь приятное любимому человеку,осчастливить его.Как это часто бывает,судьба разлучает по-настоящему любящих людей,так и произошло в повести "Олеся".Поход в церковь для девушки закончился неудачно.Люди избили ее,а она в свою очередь "напророчила" им беду со зла.Поэтому любые беды,случившиеся в деревни,связывали бы с этим пророчеством и не дали бы жить спокойно Олесе и ее бабушке.Потому им нужно было уезжать.Также подходила к концу командировка Ивана Тимофеевича.Возможно,они когда-нибудь еще встретятся и будут счастливы.В память о их любви,Олеся оставила Трофимову прекрасные красные бусы-символ вечной любви.
Любовь-это самое сильное чувство.Благодаря существованию любви человек изменяется в лучшую сторону,у него пропадают прежние страхи,он способен совершить подвиг.На любви держится мир,любовь делает всех нас лучше.

С уважением,Александр!

(356 слов)

Что такое отдельный человек в бесконечной сети общественных отношений? Это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует. С самого детства мы социализируемся, приспосабливаемся и живем по тем правилам, которые диктует нам общественность. Вовсе не случайно еще древнегреческий философ Аристотель называл человека «общественным животным». Но социум не всегда благотворно влияет на индивидуума, иногда под его влиянием он теряет свою индивидуальность и не только.

Так, в повести Куприна «Олеся» героиня становится жертвой общественных предрассудков. Крестьяне верят, что она — ведьма, так как живет в лесу и собирает лечебные травы. Люди ненавидят бедную девушку лишь за то, что она от них отличается. В попытке сблизиться с коллективом ради возлюбленного она покидает уединенный край и идет в церковь. Тогда толпа набросилась на нее и едва не убила. Вот так попытка войти в систему общественных отношений едва не окончилась для героини трагедией, и такое обращение часто заставляет личность покориться давлению и стать такой же, как все. Олесю от такой участи спасло бегство, но не все могут применить этот радикальный метод.

Некуда бежать обитателям ночлежки, героям пьесы Горького «На дне». Если рассматривать каждого из них по отдельности, то перед нами неплохой человек, и ничто в его жизни не предвещало такой судьбы. Но все вместе люди дна образовали клоаку, из которой не выбраться никому из них. Например, Сатин был успешным и благополучным человеком, пока не наказал обидчика сестры, получив в результате наказание в виде тюремного заключения. Даже там мужчина сохранял достоинство, отбыл срок, но на воле он обнаружил, что за человека его теперь не считают, и общество нормальных людей от него отвернулось. Чтобы не умереть от голода, ему оставалось только продолжать идти по кривой дорожке. Так, одна социальная группа его погубила своим равнодушием, а другая затянула его в свои порочные сети, не давая очиститься. Сатин — жертва социума, который мыслит предрассудками и шаблонами.

Итак, нередко возникают ситуации, когда человек не способен нормально жить в сложившейся системе общественных отношений. Иногда он борется с точкой зрения и поведением большинства, но чаще всего забывает о личном мнении и транслирует коллективные установки. Однако, безусловно, люди должны стремиться изменить общество в лучшую сторону, при этом не боясь с его стороны упреков и порицаний. Только тогда можно добиться прогресса.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!