Юрий айзеншпис мать мария михайловна. Юрий айзеншпис - биография, информация, личная жизнь. Дальнейшая деятельность в шоу-бизнесе

Продюсер Юрий Айзеншпис одним из первых в нашей стране начал профессионально «раскручивать» звезд эстрады и поп-музыки. Об этом человеке ходили легенды, и каждый его шаг был окутан самыми невероятными слухами. Но несмотря ни на что, все проекты, за которые брался Юрий Айзеншпис, оказывались успешными.

Вопреки общей тенденции, ушедшие от него исполнители никогда не обливали его грязью в прессе и никогда не вступали в судебные тяжбы.

Юрий Айзеншпис: биография. Детские и юношеские годы

Айзеншпис появился на свет в Челябинске в 1945 году. В этот город была отправлена в эвакуацию его мама — Мария Михайловна Айзеншпис, коренная москвичка. Шмиль Моисеевич Айзеншпис (отец Юрия) — польский еврей, который был вынужден покинуть свою родину, спасаясь от нацистов. Он воевал в рядах Советской армии и являлся ветераном ВОВ.

После окончания войны семья вернулась в Москву. До 1961 года она жила в ветхом деревянном бараке, а затем получили замечательную квартиру в престижном районе столицы. В то время у них был патефон с большой коллекцией грампластинок и телевизор КВН-49.

Как вспоминал сам Юрий Шмильевич Айзеншпис, в юности он серьезно занимался спортом: гандболом, легкой атлетикой, волейболом, но из-за травмы ноги ему пришлось прекратить занятия. Кроме спорта юношу в те времена интересовал джаз. У него был магнитофон, который молодой человек купил на свои сбережения.

Первыми записями стали джазовые композиции известных музыкантов мира — Вуди Германа, Джона Колтрейна, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд. Юрий Айзеншпис, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, прекрасно разбирался в различных направлениях - джаз-рок, авангардный и популярный джаз. Спустя некоторое время его заинтересовали истоки рок-музыки, основатели направления ритм-н-блюза.

Круг любителей и знатоков этой музыки был в те времена совсем небольшой, все знали друг друга. Когда у кого-то из единомышленников появлялась новая пластинка, Юрий Айзеншпис ее переписывал. В то время в нашей стране были распространены «черные рынки», которые милиция постоянно разгоняла. Были запрещены обмен, купля-продажа. У продавцов диски просто изымали. И несмотря ни на что, пластинки поступали в страну из-за границы регулярно, преодолевая мощные заслоны таможенных правил и законов. Под запретом находились некоторые исполнители — Элвис Пресли, сестры Бэри.

Образование

После окончания школы Айзеншпис Юрий Шмильевич поступил в МЭСИ и окончил его в 1968 году с дипломом инженера-экономиста. Но необходимо отметить, что в институт он поступил и успешно его окончил только для того, чтобы не расстраивать родителей.

Первый музыкальный проект

Да, выпускник экономического факультета Юрий Айзеншпис совершенно не любил свою специальность. Его душа тянулась к музыке. Еще учась в институте, двадцатилетний Юрий начинал свою творческую деятельность, проявляя смелость и деловую хватку.

В середине семидесятых годов мир охватила битломания. В это время Юрий с группой единомышленников-музыкантов создали первую рок-группу в нашей стране. Поскольку все участники группы жили у станции метро «Сокол», с названием коллектива не стали слишком мудрить и ее тоже назвали «Сокол». Сегодня эта группа заняла свое достойное место в истории российского рок-движения.

Вначале музыканты исполняли песни легендарного коллектива «Битлз» на английском языке. В то время считалось, что рок-музыка может существовать только на английском языке. Друзья давно отмечали активность Юрия и его организаторский талант, поэтому они назначили его кем-то вроде импресарио.

Спустя некоторое время коллектив был принят в штат Тульской филармонии. Группа много гастролировала, и месячный доход Айзеншписа порой доходил до астрономической по тем временам суммы 1500 рублей. Для сравнения: зарплата министров Советского Союза составляла не более тысячи рублей.

Продажа билетов

В самом начале своей деятельности, точнее во время сотрудничества с группой «Сокол», Юрий разработал необычную схему продажи билетов. Предварительно договорившись с директором какого-нибудь дома культуры или клуба, Айзеншпис скупал все билеты на последний сеанс фильма, а затем продавал их по более высокой цене, на концерт группы.

Как правило, желающих послушать музыку было значительно больше, чем мест в зале. Порой обстановка выходила из-под контроля. Именно по этой причине Айзеншпис начал первым в семидесятые годы нанимать охрану, обеспечивающую порядок на концертах.

На полученные от продажи билетов деньги он закупал валюту, на которую приобретал у иностранцев качественные музыкальные инструменты и высококлассное звуковое оборудование для сцены. Поскольку в СССР в те времена все валютные операции были противозаконны, он всегда сильно рисковал, совершая сделки.

Работа в ЦСУ СССР

В 1968 году Айзеншпис поступил на работу Центральное статистическое управление на должность младшего научного сотрудника с окладом в 115 рублей. Однако он редко бывал на своем рабочем месте. Его основным доходом по-прежнему оставались валютные операции, скупка и дальнейшая продажа золота. Он совершал сделки, объем которых превышал миллион долларов в месяц. В то время подпольному миллионеру было всего 25 лет.

Арест

Но продлилась такая жизнь недолго. В начале января 1970 года Айзеншписа арестовали. В ходе обыска в его квартире было обнаружено 7675 долларов и 15 585 рублей. Его осудили по 88-й статье ("Валютные операции"). Даже в местах заключения проявлялась предпринимательская жилка Айзеншписа. В зоне «Красноярск-27» будущий продюсер развернул бойкую торговлю чаем, водкой и сахаром. Затем его стали назначать на руководящие посты на местные стройки.

Когда его перевели в колонию-поселение, Юрий сбежал оттуда в Печоры и поселился у местной интеллигентки, которую очаровал своим обаянием и разговорами о столице. Однако вскоре его разоблачил гость дома - полковник милиции. И вновь потрясающее везение Айзеншписа, а также знание им основ психологии пришли на помощь. Он был переведен в другую колонию на отличное место нормировщика.

Юрий Айзеншпис отсидел в местах заключения почти 18 лет за то, чем сейчас дозволено заниматься любому гражданину. Но важно другое: за столь продолжительный срок Айзеншпис не озлобился, не стал уголовником, не потерял человеческого облика.

Жизнь после освобождения

Оказавшись на свободе в 1988 году, Айзеншпис увидел незнакомую ему Россию времен перестройки. Александр Липницкий ввел его в рок-тусовку. Вначале ему было доверено возглавить дирекцию фестиваля «Интершанс». Постепенно, шаг за шагом он изучал закулисную жизнь и основы шоу-бизнеса, а вскоре начинающий продюсер начал работать с отечественными музыкальными исполнителями.

Свое предназначение Юрий Шмильевич сформулировал довольно откровенно — продвигать артиста, используя любые средства: дипломатию, подкуп, угрозы или шантаж. Именно так он и действовал, за что его стали называть «акулой шоу-бизнеса».

Неизвестных молодых исполнителей, мечтавших пробиться на большую сцену, было предостаточно. Юрий Айзеншпис среди них выбирал тех, кто мог зацепить зрителя, у которых был хоть более или менее интересный репертуар. Вначале через телевидение он их представлял широкой публике, а потом организовывал гастроли.

Группа «Кино»

С декабря 1989 года и до трагической гибели Виктора Цоя (1990) Айзеншпис был продюсером и директором группы «Кино». Ему первому удалось нарушить монополию государства на выпуск пластинок. Уже в 1990 году он выпустил «Черный альбом» на средства, взятые в кредит.

Следует отметить: к началу сотрудничества с продюсером «Кино» уже была достаточно известной группой. На тот момент уже был записан самый успешный, легендарный альбом «Группа крови». По утверждению критиков, после него Цой мог два-три года не писать ни строчки. Поэтому сотрудничество с «Кино» вывело Айзеншписа на новый звездный уровень деятельности, который позволил заработать авторитет в своем ремесле.

«Технология»

Если «Кино» в начале работы с продюсером уже имела определенный успех, то группу «Технология» вылепил практически с нуля Юрий Айзеншпис. «Зажигающий звезды» — так все чаще стали называть продюсера после его второго успешного проекта. На примере «Технологии» он сумел доказать, что может взять ребят со средним уровнем дарования и «вылепить» из них звезд.

Среди многочисленных ансамблей, существующих на тот момент на эстраде, была группа «Биоконструктор», которая со временем распалась на две подгруппы. Одна получила название «Био», а вторая только задумывалась над своим названием и музыкальной концепцией. Они могли показать всего две-три песни, которые и понравились уже известному продюсеру. Как показало время, Айзеншпис не ошибся и смог создать действительно популярную группу, которую назвали «Технология».

Линда

В 1993 году Айзеншпис обратил внимание в Юрмале на молодую исполнительницу Светлану Гейман. Очень скоро имя певицы Линды стало известно и зрителям, и музыкальным критикам. Вскоре появились композиции I want your sex, «Нон-стоп» и известный хит «Игра с огнем». Совместное творчество Линды с продюсером продолжилось менее года, после чего их пути разошлись.

Влад Сташевский

Этот проект был более долгосрочным — он продолжался шесть лет (1993-1999). Любимцем прекрасной половины российских зрителей, секс-символом середины девяностых стал Влад Сташевский, который в сотрудничестве с Айзеншписом выпустил пять альбомов.

Познакомился продюсер со Сташевским в ночном клубе «Мастер». Юрий Шмильевич услышал, как за кулисами на расстроенном рояле играл Влад и напевал песенки из репертуара Михаила Шуфутинского и Вилли Токарева. После этой встречи ничто не предвещало долгого сотрудничества, хотя Айзеншпис оставил неизвестному исполнителю свою визитку.

Через несколько дней он позвонил Владу и они договорились о встрече, во время которой Айзеншпис познакомил Влада с Владимиром Матецким, который принял участие в прослушивании. Первое выступление Сташевского состоялось в конце августа 1993 года в Аджарии, на песенном фестивале.

Награды, дальнейшая творческая деятельность

В 1992 году Айзеншпис был удостоен премии «Овация» как лучший продюсер России. До 1993-го Юрий Шмильевич продюсировал группы «Янг Ганз», «Моральный кодекс», певицу Линду. В 1997 году стал заниматься певицами Ингой Дроздовой и Катей Лель, еще через год его протеже стал певец Никита, с 2000 года началось сотрудничество с группой «Динамит».

В этот период стал особенно известен как весьма успешный продюсер Юрий Айзеншпис. Человек, который зажигал звезды на российской эстраде, с 2001 года занял пост гендиректора компании «Медиа Стар».

Дима Билан

Юрий Айзеншпис и Дима Билан встретились в 2003 году. По мнению музыкальных критиков, последний проект знаменитого продюсера, которым он занимался последние три года своей жизни, стал одним из самых успешных в творчестве Юрия Шмильевича. В сентябре 2005-го Дима Билан был признан лучшим исполнителем 2004 года по версии MTV, а гораздо позднее стал победителем "Евровидения-2008".

Другие амплуа

В 2005 году Юрий Шмильевич сыграл эпизодическую роль в популярном российском фильме «Ночной дозор». Кроме того, он стал автором книги «Зажигающий звезды».

Семейная жизнь

О своей личной жизни Айзеншпис говорить не любил. На фестивале «Интершанс-89» он встретился с очень симпатичной помощницей режиссера Еленой. Пара не стала официально оформлять отношения. В 1993 году в семье появился малыш — сын Миша. Но постепенно чувства утратили былую остроту, и пара рассталась.

Сына своего Айзеншпис Юрий Шмильевич баловал, правда, воспитательный процесс был полностью переложен на плечи Елены. Михаил частенько бывал в офисе отца, выезжал с ним на концерты. Юрий Шмильевич завещал сыну и бывшей жене две огромные квартиры в Москве. После смерти продюсера Елена вышла замуж за редактора канала ТНТ Леонида Гюне.

Юрий Айзеншпис: причина смерти

20 сентября 2005 года не стало этого талантливого человека, признанного и успешного российского продюсера. Около восьми часов вечера в городской больнице Москвы № 20 умер Юрий Айзеншпис. Смерть наступила из-за обширного инфаркта миокарда. Похоронен Юрий Шмильевич на Домодедовском кладбище под Москвой.

20 сентября умер Юрий Шмильевич Айзеншпис (1945-2005), один из немногих реальных продюсеров этой страны.

В шоу-бизнес Айзеншпис попал в юности, но многое из того, что он тогда делал было на грани законности (). В результате парень пошел в тюремный университет и полноценно вернуться к работе смог только к 45 годам.

Первым проектом Айзеншписа стал Виктор Цой, сотрудничество с которым прервала трагическая авария.

Артисты уходили от него со скандалами, он сам их бросал, порой не хватало на дальнейшую раскрутку денег.

Поговорим сегодня о «сорванных» проектах продюсера, считающегося суперуспешным.

ГРУППА «ТЕХНОЛОГИЯ» (1991-1992)


Сотрудничество: Участники группы сходятся, что Айзеншпис взял их, как и Цоя, «готовенькими». Ничего делать было не надо, - «Технология» уже с успехом исполняла «Странные танцы» и «Нажми на кнопку», которые и стали визитной карточкой ребят.

Айзеншпис просто снял им клип на «Странные танцы» и зарядил эфиры. Кроме того, уговорил участников внешне косить под «Депеш Мод». Ну, еще привез из-за границы световую аппаратуру.

Но снять клипы и зарядить эфиры, стоило денег, чего участники «Технологии», похоже, не понимали. Редактора на телевидении требовали бабок за каждый чих, заставляя Айзеншписа ностальгировать по дням, когда появление Цоя в программе «Взгляд» не стоило ничего.

Причины разрыва: Сгубило «Технологию» многолюдство. Доходы делились из расчета 60% Айзеншпису, 40% - группе. В принципе по-божески, но эти 40% приходилось дербанить на четверых и сумма получалась не впечатляющая. Почему «Технология» обвиняла в этом Айзеншписа не совсем понятно. Будем считать, - нелады с арифметикой.


Желая отжать у Айзеншписа не только свободу, но и деньги «Технология» обратилась за помощью к криминалу.

Айзеншпис рассказывал:

«Письмо на 15 страницах красной шариковой ручкой с кучей обвинений получил не только я, но и некие уголовные элементы, взявшиеся рассудить нас. Просто так отмахнуться от этих людей я не мог и согласился встретиться. Стрелка состоялась на одной из съемных квартир недалеко от Сокола. Помимо меня, пришедшего в гордом одиночестве, и скандалистов из группы, туда явилось еще несколько весьма авторитетных в криминальных кругах людей. Вроде как протеже музыкантов. Причем кое с кем я даже как-то вместе сидел…

Разбор полетов начался. Спокойно выслушав целый поток обвинений, я столь квалифицированно и аргументировано отвечал по каждому из пунктов, что даже камня на камне не оставил. Уголовный элемент признал мою правоту и не встал на сторону музыкантов. Все, что я потерял в итоге этой встречи – гору промоматериала группы, всякие там бестолковые плакатики и календарики с их наглыми физиономиями»

«ЯНГ ГАНЗ» (1992)


Сотрудничество: Не понимая, что наступает время попсы, Айзеншпис взял под свое крыло еще одну рок-группу, но быстро одумался. Крутые финансы в этот проект он вложить не успел, о чем неоднократно благодарил Господа.

Причины разрыва: Инициатором расставания выступил Айзеншпис, слишком уж диковатые музыканты ему достались. Ребята все время делили лидерство в коллективе, затевая драки прямо на концертах, портя аппаратуру, конфликтуя с милицией. И это еще не было славы, а уж ее дуновение снесло бы крышу без возврата. Поняв это, Айзеншпис разорвал контракт.

ЛИНДА (1992-1993)


Сотрудничество: В Линде Айзеншписа заинтересовал папа, - банкир Александр Гейман, вернее, его деньги. Первым делом, Айзеншпис разрушил дуэт Линды с подружкой, убедив, что проталкивать сольный проект легче. Потом он столкнулся с застенчивостью будущей звезды. Айзеншпис выдал ей характеристику:

«Линда носила длинные волосы и не могла связно говорить: обычная провинциальная еврейская девочка, чей папа сильно поднялся. Вовсе никакой не талант, просто девчонка хотела петь. А в училище, естественно, почувствовав вкус наживы, стали ее записывать в суперталанты. Просто разводили родителя с явно корыстными целями, чтобы он нанял дорогих учителей».

Причины разрыва: Естественно, критика продюсера напрягала банкира, а Айзеншпис не знал, как слепить из артистки что-то приемлемое. И тут на горизонте появился Макс Фадеев.

Успех первых альбомов повторить не удалось, хотя в 2004 у Линды был еще один мощный промоушен с продюсером Пригожиным во главе.

ВЛАД СТАШЕВСКИЙ (1993-1999)

Сотрудничество: Первый проект Айзеншписа, слепленный им от начала до конца и поимевший большой успех. Взяв красивого, хорошо воспитанного парня Айзеншпис заказал под него музыку и текст. Влад очень мощно выстрелил, в определенный момент все эфиры были его.

Проект продержался долго, поскольку Сташевский понимал, чем обязан продюсеру и не имел грандиозных творческих притязаний. Все шло замечательно, пока Влад не женился на дочери хозяина «Лужников» Ольге Алешиной.


Причины разрыва: Алешина начала дуть Сташевскому в ухо, что работать лучше без Айзеншписа, продюсером будет она и все деньги пойдут в семью.

Айзеншпис пытался держаться бодрячком:

«Мой «развод» с Владом – первый крупный в нашем шоу-бизнесе, который прошел тактично и мирно. Без взаимных претензий, обзывательств и бойкотов. Впервые два известных человека, продюсер и артист, публично огласили, что с этого момента прекращают свое сотрудничество. Сделали мы это в офисе компании Intermedia, там же подписали заявление для массмедиа по поводу окончания пятилетнего контракта и об удовлетворении результатами совместной деятельности. В качестве подтверждения этого удивительного факта я привел такие бесспорные доказательства успешности проекта, как выпуск за пять лет пяти альбомов, ста песен, семнадцати клипов и пяти дипломов «Песни года».

Хорошо, что Владу удалось вернуться к нормальной жизни без каких-либо задвигов «а-ля Женя Осин».

САША (1999-2000)

Сотрудничество: Из действительно яркой певицы Айзеншпис пытался слепить русскую Мадонну (имеется в виду звезда земная, а не небесная). Положение облегчалось тем, что Саша пришла не одна, а с бюджетом. Весьма скоро песни типа «Это просто дождь» заполонили эфир.

Причины разрыва: Меценат, который давал под Сашу деньги, уложил ее в постель, а потом начал ревновать, будучи при этом женатым. Постоянно возникали траблы.

Айзеншпис вспоминал:

«На почве скандалов происходила постоянная катавасия с эфирами. Уже все проплачено, вдруг в последний момент звонок: «Все отменяй!». Отменяю с потерями, хорошо хоть часть денег спас. И вдруг снова звонок: «Возвращай все назад!». И попробуй объясни ему, что так не делается!»

Инвестор Айзеншписа уволил, да и Саше путь на сцену попытался преградить.

НИКИТА (1999-2000)


Сотрудничество: Подобно «Технологии» Никита пришел к Айзеншпису с готовым материалом и поначалу не поразил. Но приглядевшись внимательнее, продюсер решил в паренька вложиться. Песни «Улетели навсегда», «С неба ты сошла», скандальный клип «Отель» при самом строгом счете войдут в историю российской музыкальной индустрии.

К сожалению, Никита мыслил себя самостоятельной творческой единицей и так оно, наверное, и было, но при этом вклад Юрия Шмильевича им явно недооценивался.

Причины разрыва: Их озвучил Айзеншпис.

«В наших отношениях постоянно присутствовало противостояние. Казалось бы, ну что ерепениться, тебе же повезло, работаешь с крупным продюсером, хорошие деньги получаешь, отличная перспектива. Но нет, по всем вопросам своя точка зрения, фантастическая самоуверенность и безапелляционность и, как следствие, постоянные конфликты».

Через два с копейками года Айзеншпис и Никита расстались.

«Когда я начал работать один, в первые дни мне хотелось просто повеситься. Когда я сотрудничал с Айзеншписом, я не думал ни о чем, кроме выступлений. А теперь мне приходится одному решать все вопросы – от организации гастролей до выбора концертных костюмов…»

Айзеншпис больше связываться с Никитой не захотел. В результате перспективный певец скатился до артиста уровня клубов спальных районов Москвы.

Последние проекты Айзеншписа группа «Динамит» и Дима Билан, были успешными.


Хотя к моменту ухода из жизни Юрия Шмильевича «Динамит» переживал кризис, поскольку умер, выгнанный из группы Леонид Нерушенко. Что касаемо Билана, то он упал в судебный процесс с вдовой Айзеншписа, едва труп продюсера успел остыть.

Таковы итоги профессиональной деятельности нетривиального, жесткого и очень талантливого человека.

ИСТОРИИ

Талантливый продюсер (Юрий Айзеншпис)

Группа «Кино», «Технология», «Моральный кодекс», певица Линда, Влад Сташевский, Катя Лель, Дима Билан... Многие поклонники этих и некоторых других звезд российской эстрады не знали и не знают, что их зажег Юрий Айзеншпис.

Юрий Шмильевич Айзеншпис (1945-2005) был одним из ярчайших российских продюсеров шоу-бизнеса. Именно Айзеншпис ввел в обиход российского шоу-бизнеса понятие «продюсер», был одним из первых продюсеров в России и убедительно доказал, что «поп-звездой можно сделать любого».

«Я называю Айзеншписа лучшим продюсером. Он трудился всю жизнь. Начинал вместе со мной... Мы с ним – одни из тех, кто стояли у истоков российского шоу-бизнеса…
Он был очень порядочным человеком. Жестким, но добропорядочным. Он знал толк в раскрутке. Большее число его подопечных с ним добились больших высот. Многие его подопечные не отличались большой благодарностью. Но, когда от него ушли, все погасли.
На меня большое впечатление произвела его жизнь. Отсидеть 17 лет и стать продюсером номер один. Он почти не ел, не спал, всё работал. В последние годы жизни у него не было ни одного здорового органа. Всю свободную жизнь он работал, а не лодырничал как некоторые. Это великий человек».

(Александр Толмацкий, продюсер Децла, Олега Газманова, группы «Комбинация)

Юрий Айзеншпис родился сразу после войны, 15 июня 1945 года, в Челябинске, где находилась в эвакуации его мать, москвичка Мария Михайловна Айзеншпис (1922-1991), еврейка по национальности. Отец – Шмиль Моисеевич Айзеншпис (1916-1989) – польский еврей, убежавший в СССР, спасаясь от немцев, был ветераном Великой Отечественной.

Фамилия Айзеншпис в переводе с языка идиш значит «железная пика».

«Я – еврей. Моя мама еврейка и папа той же национальности. И что из этого? Ровным счетом ничего… Я не чту иудаизм, не знаю его традиций и не интересуюсь его историей. Не считаю евреев ни самым умным, ни самым гонимым, ни вообще каким-то исключительным народом. Говорят, евреев в России всегда притесняли. Не знаю, не уверен. Во всяком случае, как мою семью обошли стороной сталинские репрессии, так и меня совершенно не затронул антисемитизм. Ни в школе, ни дальше по жизни я не слышал обидных слов типа «жид» или «жидовская морда», брошенных в лицо или в спину...
Многие говорят об антисемитизме, о сионизме. Эти политические явления прошли как-то мимо меня. Я ничего такого не чувствовал ни в школе, ни в институте. И в тюрьме не ощущал»

(Из книги Юрия Айзеншписа «Зажигающий звезды»)

Увлечения

С детства Юрий очень любил спорт. Его увлекали легкая атлетика, гандбол, волейбол. Он вполне мог бы стать чемпионом в одном из этих направлений, но спорт ему пришлось оставить из-за травмы ноги.

«В школе меня окружали спортсмены, которые в будущем стали чемпионами Союза, чемпионами Олимпийских игр. Я рос среди них, горжусь, что многих знал, был вместе на сборах. Но в 17 лет из-за травмы я выбыл из большого спорта.

В те времена я увлекался джазом. У меня был магнитофон, который я купил на свои сбережения. Первые мои записи – джазовые композиции ведущих музыкантов мира. Джон Колтрейн, Вуди Герман, Элла Фитцджеральд, Луи Армстронг... Таких имен я мог бы назвать порядка ста. Знал различные направления – авангардный джаз, джаз-рок, популярный джаз. Потом меня потянуло к истокам рок-музыки, к основателям такого направления, как ритм-блюз. Круг меломанов был небольшой, все друг друга знали. Если у знакомых появлялась пластинка, я ее переписывал.

Тогда были "черные рынки", которые постоянно разгоняли. Не разрешался ни обмен, ни купля-продажа. Диски могли изъять, могли привлечь к уголовной ответственности за спекуляцию. Пластинки приходили к нам из-за границы через прочные заслоны таможенных законов и правил. Некоторые исполнители просто находились под запретом. Нельзя было привозить Элвиса Пресли, или, допустим, сестер Бэри. Ну, диву даешься. Тем не менее, пластинки привозились и застревали у ценителей» .

После школы Юрий Айзеншпис поступил в Московский экономико-статистический институт на специальность «инженер-экономист» и окончил его в 1968 году. И, так как спортивная карьера для него была закрыта из-за травмы, он выбрал шоу-бизнес, несмотря на то, что в то время в Советском Союзе такого понятия не было.

Импресарио первой советской рок-группы

Выпускник МЭСИ, Юрий Айзеншпис не любил свою скучную специальность. Его тянуло к музыке. Еще 16-летним он устраивал подпольные концерты первых советских рокеров.

Начинал же свою промоутерскую и продюсерскую деятельность 20-летний Юрий в далеком 1965 году с «битловского» проекта «Сокол» – первой рок-группы в стране. Уже тогда проявились его смелость и деловая хватка.

«Когда весь мир охватила битломания, отголоски ее появились и у нас. Мы с моими товарищами-музыкантами создали первую в стране рок-группу. Жили мы в районе метро "Сокол", и группу тоже назвали – "Сокол". Сейчас эта группа уже вошла в историю отечественного рок-движения. Первоначально исполняли песни "Битлз" на английском языке. Тогда считалось, что культура рок-музыки может существовать только на таком интернациональном языке, как английский.

Зная мою активность и организаторский талант, друзья назначили меня кем-то вроде импресарио. Для всех нас дело было новое, неизведанное, и мы походили на слепых котят. Тем не менее, группа росла как творчески, так и материально» .

Вместе с группой он устроился на свою первую работу – в Тульскую филармонию. Поскольку музыканты много гастролировали, месячный доход Айзеншписа доходил до 1500 рублей (советские министры тогда получали всего тысячу).

Юрий еще тогда разработал оригинальную схему продажи билетов на выступления группы «Сокол». После устной договоренности с директором какого-нибудь клуба (или дома культуры), в котором собиралась выступать его группа, Айзеншпис скупал все билеты на вечерний сеанс фильма в этом клубе, а затем распространял их по более высокой цене, уже как билеты на концерт группы.

«Музыкант не может жить без общения со зрителем. Но чтобы выступать, надо было пройти тарификацию в каких-то государственных структурах. Тогда у меня возникла идея организовать в кафе встречу группы "Сокол" с друзьями, единомышленниками в музыке, в образе жизни. Впоследствии по этому пути пошли другие группы. Это была самая первая такая тусовка. Все остались довольны. Тогда ведь, во время махрового застоя, ничего яркого не происходило. Мы решили эти встречи сделать постоянными. В мои обязанности входило техническое обеспечение и организация концертов. Быстро увеличивалось число желающих попасть к нам. Это принимало просто угрожающие размеры. Так что очень многие оставались за дверьми» .

Обычно желающих послушать живую музыку было больше, чем мест в зале, что иногда накаляло обстановку. Поэтому Айзеншпис в 60-х начал первым в Советском Союзе нанимать охрану для обеспечения порядка на концертах.

На вырученные от продажи билетов деньги он покупал валюту, на которую закупал у иностранцев фирменные музыкальные инструменты для группы и первоклассное звуковое оборудование для оснащения сцены (качество и чистота звука для Юрия всегда были очень важны). В то время в СССР все валютные операции были незаконными, поэтому он сильно рисковал, совершая такие сделки.

«Поначалу в моей деятельности ничего криминального не было. Другое дело – вопрос идеологический. Тем, кто следил за воспитанием молодежи, мы казались своего рода диверсантами, развратителями. Группа уже всколыхнула целые слои, – нас стали приглашать в институты. Вот тогда-то насторожились и комсомол, и какие-то чиновники из правоохранительных и финансовых органов. Они говорили: вы не имеете права выступать, у вас не утвержден репертуар. Действительно, по существующим тогда инструкциям, группа была незаконной.

Но мы развивались. Техническое оснащение требовало постоянной модернизации. Раньше инструменты, усилители были самодельными. Со временем, когда уровень группы стал высоким, понадобилась фирменная аппаратура. Я творческий человек. Однажды услышав хороший звук – живой, чистый, настоящий, – не могу уже слушать другое воспроизведение. Я покупал наиболее совершенную по тем временам аппаратуру. И здесь впервые столкнулся с настоящим уголовным законом. И стал переступать его. Стал заниматься бизнесом. Сегодня это солидное занятие, а тогда...»

Спекулянт и золотовалютчик

В 1968 году 23-летний Айзеншпис уволился из филармонии и поступил на работу младшим научным сотрудником в Центральное статистическое управление СССР с окладом в 115 рублей. Но на рабочем месте он показывался редко. Используя связи с директорами магазинов, он выбивал для своих коллег дефицитные продуктовые заказы. Поэтому на его постоянные отлучки смотрели сквозь пальцы. Такой вольготный режим помогал Айзеншпису вести вторую, параллельную жизнь, которая приносила ему совсем другие доходы.

Проводником Айзеншписа в мир валютных махинаций был Эдуард Боровиков по кличке Вася, который играл в футбольной команде мастеров «Динамо». «Я покупал иностранную валюту или чеки, на которые в магазине "Березка" приобретал дефицитные товары и затем реализовал через посредников на "черных рынках". В те времена доллар стоил на "черном рынке" от двух до семи с половиной рублей. Скажем, шубу из синтетики можно было купить в "Березке" за 50 долларов (от 100 до 350 рублей), а продать за 500 рублей» .

Первым его крупным самостоятельным делом стала скупка радиоприемников «Панасоник» в валютном магазине «Березка». Это были элегантные четырехдиапазонные изделия двух моделей – по 33 и 50 долларов. Айзеншпис решил отвезти 25 «панасоников» в Одессу, где они еще были в диковинку и стоили гораздо дороже, чем в Москве. И не прогадал – приемники ушли влет.

В 1969 году в Москве произошло два внешне незаметных, но весьма примечательных события. Первое. Некто Мамедов, первый секретарь Октябрьского райкома партии города Баку, открыл в столице на имя жены сберкнижку и положил на нее 195 тысяч рублей – тогдашний заработок рядового трудящегося за 108 лет. И второе. В том же году на Пушкинской улице открылась коммерческая контора Внешторгбанка, где продавали золото высшей пробы в слитках весом от 10 граммов до одного килограмма. Золото мог приобрести любой гражданин, но только за валюту.

Какое отношение эти события имели к Айзеншпису? Самое прямое. Как красноречиво показало первое событие, СССР уже загнивал, и в нем, особенно в южных республиках, расцвели теневая экономика и коррупция. В том же Азербайджане, например, должности распродавались почти открыто: директор театра – 10 тысяч рублей, секретарь райкома партии – 200 тысяч, министр торговли – четверть миллиона. Покупатели должностей, чтобы оправдать свои расходы, занимались поборами и расхитительством. Полученные же деньги нужно было куда-то вкладывать. Лучше всего в «нетленку» – валюту, бриллианты или, как подсказывало второе событие, в золото.

Разбогатевших коррупционеров из южных республик Союза в Москве отоваривали примерно сто золотовалютчиков, занимавшихся валютой и золотом по-крупному. Свою тему сумел нащупать и Айзеншпис. Килограмм золота в той самой конторе Внешторгбанка продавался за полторы тысячи долларов. Если даже покупать доллары по 5 рублей, килограммовый слиток обходился в 7500 рублей. Плюс один рубль за грамм платился иностранным студентам, которые покупали золото у банка. В итоге – 8500 рублей за килограммовый слиток. А продавался он для предприимчивых парней из Баку за 20 тысяч рублей. Итого 11500 рублей прибыли – гигантский барыш, если вспомнить, что медсестра получала тогда 60 рублей в месяц.

Торговля благородным металлом шла бойко. Айзеншпису приходилось покупать практически каждый день от полутора до трех тысяч баксов по курсу 2-3 рубля за доллар. Каждый вечер он контактировал с большим количеством людей – таксистами, путанами, официантами и даже дипломатами (например, сыном индийского посла). «Объем сделок, которые я совершал, доходил до миллиона долларов».

«Мой бизнес был связан с валютой и золотом – самая страшная, расстрельная статья. Но ощущение собственной правоты мешало мне правильно оценить ситуацию. Не было ни страха, ни даже чувства опасности. Я считал, что поступаю естественно и нормально. А многое вокруг, наоборот, казалось неестественным и непонятным. Почему инициатива одного человека душится государственными структурами – будь то торговля, производство, культура? Почему, что петь – диктует государство? Я над этим задумывался, но не мог найти объяснения, мешало мировоззрение, впитанное в семье, в школе, в институте. Где-то в глубине души я знал, что прав. И что мой бизнес (тогда не говорилось "бизнес") – мое личное дело. Короче, начал музыкой, а кончил тюрьмой. Отбыл я в общей сложности 17 лет» .

Тюремное заключение

В конце 1969 года в Москве был арестован видный валютчик Генрих Караханян по прозвищу Ворона, а 7 января 1970-го пришел черед Айзеншписа. Во время задержания в его квартире находилось 15585 рублей и 7675 долларов, то есть зарплата больше чем за двадцать лет работы в родном НИИ (как признался сам Юрий в одном из интервью, он накопил даже более 17000 долларов и свыше 15000 рублей). Основными обвинительными статьями в деле Айзеншписа были 154-я, ч. 2-я (спекуляция в особо крупных размерах), и 88-я, ч. 2-я (нарушение валютных операций). По их совокупности в случае первого срока давали, как правило, не более 5-8 лет. Но Айзеншпис получил десятку. Причем усиленного режима и с конфискацией имущества. По приговору суда у него конфисковали не только валюту, золото, мохер (список занял семь страниц), но и коллекцию виниловых пластинок из 5 тысяч дисков, а самое главное – комнату в 26 квадратных метров в квартире, где он проживал с родителями и зачем-то сделал раздельный лицевой счет.

Отсидев в Красноярске, Туле и Печоре, Айзеншпис вышел на волю – по условно-досрочному освобождению – в мае 1977 года. Но воздухом свободы Юрий Шмильевич подышал всего три месяца, т.к. опять взялся за старое. Уже в августе, прикупив у иностранцев 4 тысячи долларов, они с компаньоном были арестованы на Ленинских горах. Бывший легкоатлет Айзеншпис бросился бежать. По пути он успел выбросить все доллары, рубли и даже ключи от квартиры.

Не помогло... На этот раз ему дали восемь лет. Плюс то, что он не досидел по условно-досрочному освобождению (УДО). В общей сложности – снова десятка. Второй срок он отбывал в Мордовии, в печально известном Дубровлаге. Зона носила название «мясорубка», потому что практически каждый день там кого-то убивали.

«Когда Солженицын описывает кошмары советской действительности, как он их называет, я говорю: пожил бы он в тех условиях, в которых жил я. Он отбывал наказание среди осужденных по статьям в основном политическим. Я же сидел среди отпетых уголовников. И тут действительно кошмар. Каждый день льется кровь, каждый день беззаконие, беспредел. Но меня не тронули. Я коммуникабельный человек, адаптируюсь к любым условиям. Мог подружиться с сидевшим со мной генералом. Мог разговаривать с махровым антисоветчиком. Мог слушать приверженца марксистско-ленинской идеологии. Мог разговаривать с последним уголовником и найти путь в его душу» .

Несмотря на то, что больше половины заключенных голодали, он обошел эту проблему. Благодаря предпринимательскому таланту ему удавалось наладить тайную передачу в тюрьму взяток, которые смогли сделать его существование в зоне более сносным, чем для многих других заключенных. По крайней мере, он не голодал.

Несмотря на то, что в тюрьме Юрия не держали в одном месте и переводили в другие зоны, он в каждом месте умел адаптироваться и всегда имел высокий уровень жизни.

«Там процентов 70 заключенных голодает. Я не голодал. Каким образом? Деньги делают всё, конечно, неофициально. Это вот то, в чем заключается мой феномен, моя особенность. В какую бы не попадал среду, а побывать пришлось в разных колониях, разных зонах, разных регионах – везде у меня был самый высокий жизненный уровень для рядового зека. Это невозможно объяснить только организаторскими способностями, это феномен характера» .

Последняя отсидка

В августе 1985 года Айзеншпис вышел опять по УДО – за хорошее поведение срок скинули на год и восемь месяцев. Вернувшись в столицу, он снова взялся за свою любимую спекуляцию. Познакомился в ресторане с женщиной, которая была замужем за арабом, часто выезжавшим за рубеж. Новая знакомая предложила Юрию Шмильевичу обновить его гардероб. Предлагаемые вещи были выше качеством, чем в пресловутой «Березке». Сначала Айзеншпис оделся сам, потом одел друзей, а потом превратил перепродажу модных шмоток в промысел. Его месячный заработок составлял несколько тысяч рублей. Несопоставимо с тем, что он имел на золоте, но всё-таки в 5-6 раз больше, чем у министров и секретарей ЦК.

Неприятности начались, когда оборотистый араб попал под колпак КГБ. Отслеживая все его связи, чекисты вышли на Айзеншписа. В октябре 1986-го на только что купленных «жигулях» шестой модели Айзеншпис приехал на очередную встречу возле Театра имени Моссовета. Здесь его и задержали сотрудники милиции. В багажнике обнаружили несколько кассетных магнитофонов «Грюндиг», парочку супердефицитных видеомагнитофонов и видеокассеты.

Айзеншпису невероятно повезло, что его подельник-араб вовремя успел убежать за границу. Без главного фигуранта уголовное дело стараниями адвокатов успешно развалилось. Тюремные нары Юрий Шмильевич покинул в апреле 1988 года, отсидев в следственном изоляторе около полутора лет. Это была его последняя отсидка.

Возвращение

В общей сложности Юрий Айзеншпис отсидел 17 лет за то, чем сейчас может заниматься любой гражданин. Несмотря на столь длительный срок заключения, Айзеншпис не озлобился, не потерял человеческий облик и не стал уголовником. Впоследствии он получил от государства бумагу с официальными извинениями.

«Мир, пока меня не было, изменился. Появилось новое поколение. Старые знакомые, может, меня не забыли, но я не знал, где их найти. Освободившись, я впал в состояние страшной депрессии. Времени потеряно много. Друзья чего-то добились. А мне приходилось всё начинать с нуля. Ни денег, ни квартиры, ни семьи. Когда меня посадили, у меня была девушка. Что с ней произошло? Не знаю.

Я боялся, что уже не увижу родителей. К счастью, увидел. Они даже застали мой новый взлет. У отца было по этому поводу свое мнение. Мои родители – участники войны, имеют награды, коммунисты. Им казалось ненормальным, что сын увлекается непонятной им музыкой, роком. Отец считал меня виноватым. Мать, может, сомневалась, но не признавалась в этом. Она внутренне более свободный человек, очень мужественный, очень настоящий, как миллионы таких же рядовых коммунистов, прошедших войну и все трудности. Сама она из Белоруссии. Невзирая на свое самочувствие, мама поехала в Минск на слет партизан. И умерла среди своих – там, где родилась. Всего на год пережила мужа.

Наверное, у меня должна быть какая-то злость к этому строю, ко всему советскому. Отсидеть в тюрьме 17 лет – да любой человек озлобился бы. Но злости у меня нет. В самый сложный для себя период я сумел сконцентрироваться, собрать волю. Может быть потому, что был уже закален. Ведь она существует всё еще – борьба за существование. За выживание».

«Что бы не случилось, я никогда не покину страну. Несмотря на то, что мне здесь пришлось пережить, я патриот по своей природе. Как птица, которая появилась на свет в этой местности, она в этой местности и умрет» .

Акула шоу-бизнеса

Оказавшись на свободе, Айзеншпис угодил в самое пекло перестройки. Вскоре приятель Александр Липницкий (пасынок Вадима Суходрева, личного переводчика Брежнева) ввел его в тогдашнюю рок-тусовку. Сначала он возглавил дирекцию фестиваля «Интершанс», потихоньку изучая закулисье и скрытые пружины доморощенного шоу-бизнеса, а вскоре взялся продюсировать отечественных музыкальных исполнителей.

Свое кредо Юрий Шмильевич изложил предельно откровенно: «Продвигать артиста – функциональная обязанность продюсера. И тут любые средства хороши. Путем дипломатии, подкупа, угроз или шантажа» . Именно так он и действовал, заслужив прозвище «акулы шоу-бизнеса».

Его формула успеха в шоу-бизнесе: «Результат является произведением таланта исполнителя на талант продюсера, на затраченное обоими время, на вложенные деньги, на обоюдное желание и на удачу» .

Неизвестных музыкальных исполнителей, которые мечтали пробиться на большую сцену, было много. Айзеншпис выискивал таких, которые могли зацепить зрителя, у которых имелся хоть какой-то более или менее привлекательный репертуар. Сначала через СМИ, в основном через телевидение, он их раскручивал и делал знаменитыми, а потом организовывал гастроли.

Виктор Цой

После освобождения из тюрьмы в 1988 году, Юрий устроился работать в творческое объединение «Галерея», созданное горкомом комсомола. Сначала Айзеншпис организовывал концерты молодых талантливых исполнителей. В 1989 году он стал официальным продюсером группы «Кино», после чего группа быстро вышла на новый уровень популярности.

На момент начала сотрудничества с Айзеншписом, группа «Кино» уже была достаточно известна. Уже был записан и сведен в домашних условиях самый успешный в творческом и концептуальном плане альбом «Группа крови», после которого, по словам критиков, Цой мог, как минимум 2 года, ничего не писать. Поэтому работа с «Кино» также вывела и Юрия Шмильевича на новый звездный уровень продюсерской деятельности, позволила ему заработать авторитет в своем деле.

«Первое время после освобождения я работал в творческом молодежном объединении. Они как грибы после дождя начали рождаться на ниве всяких комсомольских и советских организаций. Это была своего рода крыша. Тогда еще не появилось понятие "менеджер".

Одна из первых моих акций – организация концерта ленинградских рок-групп. Они выступали тогда в основном в домах культуры, а я вытаскивал их на большую сцену.

И вот я познакомился с Виктором Цоем. В принципе это не случайность. Я сам его разыскал и убедил работать со мной, убедил, что человек я в музыке не случайный. Рассказал, что пережил. Это как-то на него подействовало, хотя я был ему совсем незнаком, а Виктор не тот человек, который легко идет на контакт.

Наше знакомство перешло в дружбу. Потом дружба переросла в творческий союз. Не хочу приписывать себе лишних лавров. Конечно, Цой и группа "Кино" и до нашей встречи были известны. Но известны в кругу поклонников ленинградского подвального рока. А я решил из него вылепить рок-звезду. И это удалось. Работа велась на радио, в прессе. На телевидении в первый раз Цой появился в программе "Взгляд", которую тогда смотрела вся страна. Выпуск делал Мукусев. Я убедил его, что Цой сейчас нужен миллионам подростков.

Внутренне Цой – человек очень интересный, не похожий ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она эстет, из киношных кругов и была ему очень хорошим другом. Думаю, она тоже немало сделала для создания того имиджа, который известен широким массам. Он сделался из голодного, злого Цоя, вальяжным и загадочным. Таким я его и узнал – сформировавшимся исполнителем, уже снявшимся в "Ассе". И сумел помочь ему превратиться в суперзвезду, или, может быть даже в нечто большее» .

После трагической гибели Цоя в 1990 году, Айзеншпис выпускает последний «Черный Альбом» группы «Кино». Причем впервые в постсоветской истории делает это независимо от абсолютного монополиста на рынке звукозаписи – фирмы «Мелодия», взяв для этого кредит в 5 млн рублей. Посмертный альбом вышел тиражом в 1 200 000 экземпляров и принес Юрию Шмильевичу 24 млн рублей.

«Технология» (1991-1992)

Следующим этапом карьеры Айзеншписа стала группа «Технология». И если «Кино» на старте работы с ним уже имела некую начальную скорость, то успех «Технологии» продюсер вылепил практически «с нуля», будучи уже опытным скульптором.

«Второй мой проект – "Технология", показал, что можно взять ребят обычного, среднего дарования и тоже сделать из них звезд. Я имел дело в общем-то с самодеятельностью. Среди многочисленных разношерстных ансамблей была группа "Биоконструктор", которая потом развалилась на две подгруппы. Одна называлась "Био", другая еще лишь вынашивала свою музыкальную концепцию. Показать могли всего две-три песни. Вот эти-то песни мне и понравились. Даже, может, мне одному понравились, потому что концерты с их участием собирали не больше двухсот-трехсот человек. Но я почувствовал в них перспективу.

Сначала я внушил им уверенность в своих силах: вот, ребята, вы работаете со мной – вы уже звезды. Эта уверенность дала им возможность раскрепоститься. А когда творческий человек расковывается, у него прилив сил, он начинает создавать что-то подлинное. Так и они. Через 4 месяца стали группой года и держали высочайший рейтинг всё время, пока мы работали вместе. Сейчас популярность их падает. Этому много объективных причин, в том числе, я считаю, и наш разрыв. Так что даже суперзвезда без талантливого продюсера сегодня ничего не может сделать.

Можно сказать, что шоу-бизнес это уже сформировавшаяся отрасль – такая же индустрия, как производство автомашин или там выплавка чугуна. Здесь тоже существует своя технология и свои законы» .

Премия «Овация»

В 1992 году Айзеншпис получил премию «Овация» как лучший продюсер страны. И с этого года по 1993-й был продюсером групп «Моральный Кодекс», «Янг Ганз», певицы Линды.

«Янг Ганз» (1992-1993)

Короткая история «отечественных Guns’n’Roses», как их называли в прессе, в равной степени поучительна и типична как для музыкантов, так и для продюсеров. Выпустив пару ярких хитов, группа просто взорвалась от внутреннего противостояния участников. «Каждый из музыкантов «Янг Ганз» хотел быть лидером, они постоянно ругались, дрались, ломали инструменты. Моя вина была в том, что я вовремя их не остановил» .

Линда (1993)

В 1993 году Айзеншпис заметил на юрмальской сцене молодую талантливую исполнительницу Светлану Гейман и помог певице сделать первые шаги на большой сцене. Вскоре имя певицы Линды становится известным и зрителям, и в музыкальных кругах. В это время появились песни «Нон-стоп», I want your sex и самый первый хит «Игра с огнем» (на который Федор Бондарчук снял первый видеоклип певицы). Совместная работа артистки и продюсера продолжалась менее года, после чего их творческие пути разошлись. Для изменения аранжировки «Игры с огнем» был привлечен композитор Максим Фадеев, который затем некоторое время писал музыку для Линды.

Влад Сташевский (1993-1999)

Секс-символ середины девяностых, любимец девушек всех возрастов, Влад Сташевский в сотрудничестве с Юрием Айзеншписом выпустил 5 альбомов, каждый из которых стал национальным бестселлером. Знакомство Юрия и Влада произошло в ночном клубе «Мастер», где выступала продюсируемая Айзеншписом группа «Янг Ганз». Юрий Шмильевич услышал, как Влад на расстроенном рояльчике за кулисами напевал песенки Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского, и поинтересовался, где тот учился музыке. В итоге они обменялись телефонами, и через некоторое время Айзеншпис позвонил Владу и назначил встречу. Прибыв на место, Сташевский познакомился с Владимиром Матецким. Они вместе с Юрием Шмильевичем устроили Сташевскому прослушивание, а уже через неделю была готова первая песня для его репертуара. Она называлась «Дороги, по которым мы идем». Первое выступление Сташевского на широкой публике состоялось 30 августа 1993 года на фестивале в Аджарии.

Дебютная пластинка «Любовь здесь больше не живет» стала первым релизом только что созданной компании «Aizenshpis Records». В 1996 году третий альбом Сташевского «Влад-21» только за первую неделю продается в количестве 15000 экземпляров, что для совсем молодого рынка российских CD было астрономической цифрой. В том же году исполнитель поднимается на вершину еще одного, не совсем обычного чарта: журнал эксперт признаёт его «самым пиратируемым» артистом года. В 1997 году по приглашению Сената США Влад Сташевский дает сольный концерт в Brooclin park перед более чем двадцатитысячной аудиторией.

Другие проекты и достижения в шоу-бизнесе

В 1994 году Юрий был одним из организаторов международного музыкального фестиваля «Солнечная Аджария». Участвовал в учреждении премии «Звезда».

По результатам своей творческой деятельности в 1995 году Айзеншпис вновь получил премию «Овация».

Затем был продюсером певицы Инги Дроздовой (1997), певицы Кати Лель (1997), певца Никиты (1998-2001), певицы Саши (1999-2000), группы «Динамит» (2001).

В 2001 году Юрия Айзеншписа приглашают занять пост генерального директора крупнейшей в то время продюсерской компании Media Star.

Последний проект Айзеншписа – Дима Билан (2002).

Разные амплуа Юрия Айзеншписа

В 2005 году сыграл небольшую роль в фильме «Ночной дозор». А также проявил себя и в качестве писателя, став автором автобиографической книги «Зажигающий звезды».

Личная жизнь

У Юрия была жена – Ковригина Елена Львовна, с которой он жил в гражданском браке и от которой у него в 1993 году родился сын Михаил.

Смерть

Юрий Айзеншпис умер 20 сентября 2005 года от инфаркта в возрасте 60 лет. Похоронен под Москвой, на Домодедовском кладбище.

Юрия Айзеншписа называют одним из первых продюсеров России. Именно он открыл широкой публике группу «Кино», вывел на большую сцену Диму Билана. Айзеншпис скончался 8 лет назад, однако вокруг его имени до сих пор ходит масса слухов.

Изъяли баснословную сумму

Сестра Айзеншписа – Фаина Шмильевна – о брате до сих пор вспоминает почти каждый день. Хотя в детстве, по словам родственницы, им не так часто приходилось общаться. Ведь всю свою молодость Айзеншпис провел в тюрьме.

– У нас было совершенно разное детство, – вспоминает Фаина. – Пока я росла, он был в заключении. Родители сильно переживали, а я всего, наверное, не осознавала.

В места не столь отдаленные Юрий Шмильевич попал за валютные махинации и спекуляцию в особо крупных размерах. В советское время это была серьезная статья. Родственники до сих пор вспоминают: первый раз его задержали прямо в подъезде на Рождество – 7 января 1970 года. Он, выгодно продав золото, возвращался домой. У него изъяли баснословную по тем временам сумму в шестнадцать тысяч рублей и семь тысяч долларов, а также импортную технику. Айзеншписа приговорили к десяти годам лишения свободы. Он освободился досрочно, отсидев семь лет. Однако меньше чем через месяц вновь попал на скамью подсудимых за спекуляцию – и получил восемь лет.

По словам Фаины Шмильевны, родственники не могли и представить, что после такого Юрий станет известным продюсером. Хотя организаторские способности проявились у него еще в юности. Уже с 20-летнего возраста он работал в качестве администратора с рок-группой «Сокол».

Уход Сташевского стал ударом

Освободившись, Юрий Шмильевич стал заниматься шоубизнесом. Сначала он помогал группе «Кино» и Виктору Цою, потом нашел Влада Сташевского. В считаные месяцы он сделал из никому не известного паренька настоящего кумира, которого вожделела вся страна.

– Брат никогда не делился трудностями, хотя их конечно же в его работе было предостаточно, – говорит Фаина Айзеншпис. – Но эта тема была закрыта, на наши вопросы он всегда отвечал: «Об этом лучше не говорить». Юра в работе был требовательным и жестким, но при этом очень справедливым человеком. С нами же он был совершенно другой: спокойный, рассудительный – у нас были обычные семейные отношения.

Иосиф Пригожин однажды признался: Айзеншпису не везло с артистами. Добившись славы, они его предавали. Со Сташевским они на первый взгляд расстались тихо и спокойно. Влад решил, что сможет работать самостоятельно. Юрий Шмильевич певца отпустил, но в глубине души сильно переживал. Уход Влада, в которого он вложил всю душу, стал настоящим ударом. К сожалению, далеко не первым – многие, кого Айзеншпис вывел в люди, предавали его, оставляли ни с чем.

– Как-то брат рассказал, что откуда-то приехал никому не известный мальчик, он с ним возился, – продолжает сестра продюсера. – Это был Дима Билан. Именно Юра помог ему подняться, его восхождение произошло на наших глазах.

До последнего слышали его сердцебиение

Вокруг смерти Айзеншписа до сих пор ходит масса слухов. По официальной версии, он умер от инфаркта, но в шоубизнесе считают, что это не так.

– Инфаркт и был, – вздыхает Фаина Шмильевна. – Сама была под дверью в реанимации, куда его доставили. Мы провели там целый день, я до сих пор все помню в малейших деталях. Мы слышали сердцебиение – в реанимации все громко работает!

Приближенные к продюсеру не скрывают: о своем здоровье Айзеншпис никогда особо не думал. Гораздо важнее для него были его подопечные. Например, перед смертью сильно переживал, возьмет ли заслуженные награды на одной из престижных музыкальных премий Билан. Дима награды взял и посвятил их своему первому продюсеру, который прожил всего 60 лет.

– Я думаю, что тюрьма сделала свое дело, – говорит Фаина Айзеншпис. – Столько лет жизни фактически потеряно. Каждый день – борьба за существование, угроблено здоровье. Ему все говорили, что нужно отдыхать, поменьше работать. Но он никого не слушал, для него это было нормальное существование. Поэтому, если бы брат был жив, он бы ничего не поменял.

Шоу-бизнеса, дважды лауреатом музыкальной премии «Овация». Он помог многим нынешним звездам отечественной эстрады взойти на небосклон шоу-бизнеса. А творческие коллективы и сольные певцы и певицы, с которыми он работал, до сих пор вызывают отклик в сердцах публики.

Семья и детство Юрия Айзеншписа

Юрий Айзеншпис, фото которого можно увидеть в данной статье, родился в Челябинске, сразу после войны, пятнадцатого июня 1945 года. Его отец Шмиль Моисеевич был ветераном Великой Отечественной. Мать звали Мария Михайловна. Фамилия Айзеншпис значит «железная пика» в переводе с языка идиш. Родители Юрия были евреями, работали в Главном управлении строительства аэродромов.

Сначала семья проживала в деревянном бараке. Но в 1961 году они получили квартиру в Соколе (это был престижный на тот момент московский район). Юрий Айзеншпис с детства очень любил спорт. Больше всего увлекали его легкая атлетика, гандбол и волейбол. Он вполне мог бы стать чемпионом в одном из этих направлений. Но спорт ему все же пришлось оставить. Виной тому стала полученная травма ноги в 16 лет.

Первые шаги в шоу-бизнесе

После школы Юрий Айзеншпис поступил в вуз на специальность «инженер-экономист». Окончил его в 1968 году. Помимо увлечения спортом, у Юрия было и другое. Его привлекала музыка. Так как спортивная карьера для него была закрыта из-за травмы, он выбрал шоу-бизнес.

И первой его работой стала деятельность в качестве администратора рок-группы «Сокол». Билеты на концерты творческого коллектива он продавал по оригинальной схеме, которая помогла технически оснастить сцену первоклассным оборудованием. А качество и чистота звука для Юрия были всегда очень важны.

Сначала он договаривался с директорами клубов на выступление группы. Далее Айзеншпис скупал все билеты на вечерние концерты и затем собственноручно продавал их по более высокой цене. Юрий первый в Советском Союзе начал нанимать охрану для обеспечения порядка во время шоу.

Юрий Айзеншпис: биография. Арест

На вырученные от продажи билетов деньги (в основном это были доллары) Айзеншпис закупал у иностранцев музыкальные инструменты для группы и качественное звуковое оборудование. Но в то время в СССР все валютные операции были незаконными, и он сильно рисковал, совершая такие сделки. Если бы его поймали, то могли посадить на серьезный срок.

На его «спекулятивную» деятельность обратили внимание правоохранительные органы. Седьмого января 1970 года Айзеншписа арестовали. При обыске было найдено и конфисковано более 7 тысяч долларов (как признался сам Юрий в одном из интервью, он накопил даже более 17 тыс. $) и свыше 15 000 рублей. Айзеншпис Юрий Шмильевич был осужден по статье за валютные махинации. Срок ему дали - десять лет лишения свободы. Отбывать наказание Юрия отправили в город Красноярск.

После того как он вышел на свободу, наслаждался ею недолго. И снова оказался в тюрьме по той же самой статье. Но на этот раз ему дали семь лет и восемь месяцев лишения свободы. В общей сложности он отсидел в тюрьме семнадцать лет. И окончательно вышел на свободу только в апреле восемьдесят восьмого года.

Тюремное заключение

Юрия посадили «мотать срок» среди отпетых уголовников. Каждый день он наблюдал жестокость, кровь и беспредел. Но его не трогали. Главной причиной, скорее всего, была его коммуникабельность. Он умел слушать и вести диалог. Будучи очень контактным человеком, Юрий Айзеншпис смог быстро адаптироваться в чуждой для него среде.

Хотя больше половины заключенных обычно голодают, он обошел и этот подводный камень. Деньги, хоть и тайно передававшиеся в виде взяток в тюрьму, смогли сделать его существование в зоне более сносным, чем для многих. По крайней мере, он не голодал.

Юрия не держали в одном месте, его переводили много раз в другие регионы и зоны. Только в любом месте он отличался своим несгибаемым характером и высоким жизненным уровнем.

Первая «звездная» группа Юрия Айзеншписа

После освобождения из тюрьмы, где Юрий Айзеншпис отсидел в общей сложности семнадцать лет, он устроился работать в ТО «Галерея», который создал горком комсомола. Айзеншпис сначала организовывал концерты молодых талантливых исполнителей. В восемьдесят девятом году стал официальным продюсером группы «Кино». Юрий оказался в рядах первых, кто нарушил монополию государства на выпуск пластинок. Последнюю запись группы «Кино» - «Черный альбом» Айзеншпис выпустил в свет в 1990 году, взяв для этого кредит в 5 млн рублей. Это была его первая группа, которую он вывел на мировую арену.

Дальнейшая деятельность в шоу-бизнесе

В 1991-1992 гг. продюсер Юрий Айзеншпис вплотную работал с группой «Технология». Он помог выпустить их первый альбом «Все, что ты хочешь», ставший дебютным. Широко развернул рекламную деятельность, выпуская полиграфическую продукцию с изображением участников группы «Технология»: открытки, плакаты и т. д.

В 1992 г. получил премию «Овация» как лучший продюсер страны. И с этого года по девяносто третий сотрудничал с «Моральным Кодексом» и «Янг Ганзом». Летом 1994 г. начал работать с Владом Сташевским. За время их сотрудничества было записано четыре музыкальных альбома. Дебютным стал «Любовь здесь больше не живет».

В том же году Юрий был одним из организаторов международного музыкального фестиваля «Солнечная Аджария». Участвовал в учреждении премии «Звезда». По результатам своей творческой деятельности в девяносто пятом году Айзеншпис Юрий Шмильевич вновь получил премию «Овация».