Знаменитый цирк дю солей. Всем возрастам покорен: самый лучший цирк . Необычайные трюки, от которых захватывает дыхание

Компания, работающая в сфере развлечений, определяющая свою деятельность как «художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений». Была основана в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа и базируется в Монреале (Канада). Цирк известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и своими синтетическими представлениями, в которых цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией. Считается, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство.

В штате компании более 4000 человек, работающих в разных группах, что позволяет давать представления в разных городах одновременно. Основная часть труппы даёт представления в Лас-Вегасе , гастрольная часть ездит с различными шоу по всему миру, выступая как на арене под временным шатром (шапито) или на постоянной цирковой арене, так и на театральных сценах и в концертных залах. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

С цирком сотрудничали композитор Рене Дюпере , режиссёр Робер Лепаж , модельер Тьери Мюглер . Режиссёром-постановщиком цирка на протяжении многих лет является Павел Брюн (англ. Pavel Brun ), хореографом - Дебра Линн Браун (англ. Debra Lynne Brown ).

Постановки

Названия многих спектаклей являются именами собственными и не нуждаются в переводе.

Saltimbanco

Alegría

Alegría (исп. - «ликование, радость»), 1994 - это ода энергии, грации и силе молодости. Шоу раскрывает целый ряд тем: могущество, которое со временем ослабевает, эволюция от древней монархии к современной демократии, старость и молодость. Атмосферу создают короли, дураки, бродячие артисты, попрошайки, старые аристократы и дети, а также клоуны - единственные, кто в силе пережить течение времени и те изменения, которое оно накладывает.

Quidam

Ovo

Другие выступления

Артисты цирка выступали на 74-й церемонии вручения премии «Оскар » (2002), 50-й юбилейной церемонии «Грэмми» и матча Супер Боул XLI . В 2009 году артисты цирка открывали финал музыкального конкурса «Евровидение » в Москве, в 2010 году часть выступления была показана на празднике «Алые паруса » в Санкт-Петербурге. Артисты цирка выступали на конференции EC (2010) и на церемонии открытия чемпионата FIFA U-17 Women’s World Cup в Азербайджане (2012).

См. также

Напишите отзыв о статье "Cirque du Soleil"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Cirque du Soleil

– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.
– Не…е…т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».

Если Голливуд – это «фабрика грёз» в кинематографии, канадский «Cirque du Soleil» - это фабрика грёз в мире цирка. Эта труппа славится фантастическими представлениями, являющими собой невероятное сочетание музыки, света и, конечно, мастерства артистов, которое находится на грани человеческих возможностей.

Нынешняя цирковая империя возникла в начале 80-х. На начальном этапе в компании работало всего 73 сотрудника, а сейчас в организации шоу задействованы 3,5 тысячи человек более чем из 40 стран мира. Труппа неоднократно побеждала на международных фестивалях. Число зрителей, посмотревших представления «Cirque du Soleil» исчисляется десятками миллионов. Все проекты «Цирка Солнца» - это синтез восточных и западных стилей циркового искусства, немыслимая пластика гимнастов, головокружительные трюки, феерические спецэффекты и живая музыка. Сейчас «Cirque du Soleil» демонстрирует 6 «тур-шоу» (Alegria, Corteo, Dralion, KOOZA, Quidam, Varekai), 2 «арена-шоу» (DELIRIUM, Saltimbanco). 7 других «постоянных» шоу идут в Нью-Йорке (Wintuk), Орландо (La Nouba), Лас-Вегасе (LOVE, KA, Mystere, "O", ZUMANITY). Каждое шоу строится вокруг центральной темы, будь то романтическая история или философская сказка.

История начинается в 1982 году, в квебекском городке Baie- Saint-Paul (Канада). Это дивное живописное селение, настоящий творческий рай, привлекает множество артистов, художников, туристов. Группа молодых уличных актеров развлекает толпу жонглированием, танцами на ходулях и изрыганием огня. Вдохновленные явным успехом, они придумывают идею организации зрелищного фестиваля, что затем явилось предтечей возникновения Цирка дю Солей.

Цирк дю Солей Солей основывается с помощью правительства канадской провинции Квебек, в рамках праздничной церемонии, посвященной 450-летней годовщине прибытия Жака Картье в Канаду.
У цирка была абсолютно новаторская концепция: необычайный сплав драматического искусства и уличного представления, смелое экпериментаторство, из ряда вон выходящие костюмы, магическое освещение и оригинальная музыка. При том, что на сцене – ни одного животного, отличительные особенности этого цирка заметны с самого начала. Дебют проходит в маленьком квебекском городке Гаспе и затем еще в 10 городах провинции. Первое желто-синее шапито вмещает 800 зрителей.

После выступления в Монреале, Шербруке и Квебек-сити, Цирк дю Солей покидает свою провинцию и в первый раз привозит свое шоу к соседям в Онтарио. Представления идут в Оттаве, Торонто и у Ниагарского водопада.

Цирк дю Солей показывает новую постановку «Магия продолжается» в восьми городах по всей Канаде, включая Ванкувер, где делает несколько показов в рамках Детского фестиваля и Еxpo’86. Цирк так же создает себе международное имя, так как его представление получает высшие награды на фестивалях и соревнованиях по всему миру. В интересах будущего роста приобретается новое шапито на 1500 мест.

Впервые Цирк дю Солей посещает Америку. Имевшее триумфальный успех в Канаде шоу «Мы переделываем Цирк», показывается на фестивале в Лос Анжелесе, затем едет в Сан Диего и Санта Монику. Вдохновленный теплым приемом калифорнийской публики, Цирк дю Солей празднует успех.

Шоу «Мы переделываем Цирк» продолжает турне по Северной Америке, посещая на короткое время в Калгари, где идет Зимняя Олимпиада. Остановки в Сан Франциско, Нью Йорке и Вашингтоне. Несколько недель в Торонто. В любом месте результат один: все билеты проданы и пресса неистовствует в восторге.

Майами, Чикаго, Феникс добавляются в маршрут по ходу дела.

В Монреале походит премьера представления «Новый опыт», поставленного новым подразделением Цирка, в шапито уже на 2500 мест. Затем спектакль пускается в путь по дорогам Калифорнии. С этим шоу Цирк дю Солей побил все прежние рекорды по продаже билетов. Принимается решение отправиться в первый европейский тур с показом спектакля «Мы переделываем Цирк» в Лондоне и Париже. Начало первой заморской вылазки.

«Новый опыт» продолжает путешествовать по Северной Америке, впервые появляясь в Атланте. К концу тура по Канаде и Америке, продолжавшегося 19 месяцев, число зрителей достигает 1.3 миллиона.

Цирк дю Солей пересекает Тихий Океан и завоевывает успех в стране восходящего солнца с постановкой «Очарование», в которую входят лучшие номера из ранних постановок. Показы начинаются в Токио, затем шоу отправляется в другие города. За четыре мясяца, в общей сложности - 118 представлений. В это время в Европе Цирк дю Солей объединяет свои силы со швейцарским цирком Knie и выступает более, чем в 60 городах по всей стране. «Новый опыт» получает годовой контракт на работу в Лас Вегасе под гостеприимной крышей отеля «Мираж». К своему перечню постановок Цирк дю Солей добавляет еще и монументальное «Saltimbanco». После премьеры в Монреале шоу уезжает в долгий тур по Северной Америке.

Благодаря успеху представления «Новый опыт» в Лас Вегасе, Цирк дю Солей перемещается в новый театр, построенный специально по заказу, при отеле «Остров Сокровищ». Заключается 10-летний контракт с Mirage Resorts на гигантскую постановку «Мистерия», достойную столицы шоу бизнеса. «Saltimbanco» продолжает тур, увеличивая число зрителей до 1.4 миллионов.

«Saltimbanco» отправляется в Токио на 6 месяцев. В этом же году Цирк дю Солей отмечает свою десятилетнюю годовщину новой постановкой «Alegria». По традиции, она едет в друх- летнее турне после премьеры в Монреале. Между тем, «Мистерия» продолжает произоводить фурор в Лас Вегасе, а «Saltimbanco» едет в Монреаль для короткой серии выступлений.

Пока «Alegria» с триумфом гастролирует в США, Цирк дю Солей, отвечая на запрос канадского правительства, ставит шоу специально для встречи глав правительств большой семерки в Галифаксе, Nova Scotia (Канада). «Saltimbanco» едет покорять Европу. Цирк обзаводится впечатляющим белым шапито на 2500 мест. Первая остановка в Амстердаме, затем – Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф и Вена. В Амстердаме организуется европейская штаб-квартира Цирка дю Солей.

В апреле Цирк запускает новое шоу «Quidam». После Монреаля – трехлетние гастроли по США.
«Saltimbanco» продолжает европейское турне с остановками в Лондоне, Гамбурге, Штутгарте, Антверпене, Цюрихе и Франкфурте, пока «Alegria» продляет свои азиатские гастроли еще на несколько месяцев.

«Quidam» завоевывает сердца американских зрителей еще двух городов - Денвера и Хьюстона. По другую сторону Атлантики, в лондонском Королевском Альберт Холле завершается европейское турне «Saltimbanco». Двумя неделями позже «Alegria» начинает свое путешествие по Европе. В этом же году происходит ввод в строй Главного Международного Офиса в Монреале, под названием «Студия», где в дальнейшем будут создаваться все новые спектакли Цирка.

«Quidam» завершает американское турне остановкой в Далласе. В течение этого трехлетнего путешествия под сводами желто- синего шапито было показано почти 1000 представлений, которые увидели более 2.5 миллионов зрителей. Далее, в октябре-98 на сцене Беладжио в Лас Вегасе запускается следующее постоянное шоу Цирка дю Солей: «О!». Это первое для Цирка водное представление. В декабре публике Диснейленда в Орландо (шт.Флорида, США) представляется третье постоянное шоу «La Nouba».
«Saltimbanco» приезжает в Оттаву на несколько недель перед поездкой в техлетнее турне по Азии и Австралии.

«Saltimbanco» начинает трехлетнее турне по Австралии-Азии с Сиднея, а «Quidam» - трехлетний тур по Европе - с Амстердама. В дополнение к этому, новый проект "Dralion" после Монреаля отправляется в тур по Америке. «Alegria» обосновывается на постоянном месте в Beau Rivage, г.Биллокси, Техасс (США). Наконец, Цирк дю Солей выпускает свое первое игровое кино по мотивам спектакля «Alegria», а так же телевизионный фильм "Cirque du Soleil Presents Quidam".

Публика трех континентов продолжает наслаждаться четырьмя постоянными шоу Цирка дю Солей («La Nouba», «Mystиre», «O» and «Alegria») и тремя мобильными шоу («Quidam», «Saltimbanco» and «Dralion»). Около 6 миллионов зрителей по всему миру смотрит эти постановки. Более того, выпущен на экраны стерео-фильм (в формате IMAX) «Путешествие человека». Главная премьера – в Берлине, в январе 2000, затем: одновременный выход в прокат в Монреале, Нью-Йорке и Лос Анжелесе, далее – везде.

Cirque du Soleil

Cirque Du Soleil - Alegría clip

Aerial High Bar Act - ALEGRIA (Cirque du Soleil)

Cyr Wheel Act - CORTEO (Cirque du Soleil)

Let Me Fall Cirque Du Soleil

Aerial Straps - VAREKAI (Cirque du Soleil)

Cirque du Soleil DRALION - Aerial Pas de Deux (high res.)

Cirque du Soleil - La Nouba - Acrobacia

Cirque du Soleil_Dralion (gangorra)

История цирка Дю Солей

История Цирка Солнца восходит к далекому 1984 году, когда и была зарегистрирована компания Cirque du Soleil. Однако можно смело утверждать, что началась она гораздо раньше, едва идея создания необычной труппы зародилась в светлых головах друзей Ги Лалиберте и Даниэля Готье.

Родившийся в сентябре 1959 года в Квебеке - небольшом городке французской провинции в Канаде Ги Лалиберте с самого детства проявил артистические способности. Он овладел игрой на аккордеоне и научился ловко ходить на высоких ходулях. Уже в 14 лет юноша начал карьеру артиста, а со временем даже бросил учебу в колледже, чтобы иметь возможность колесить по Европе, давая уличные представления как факир и фолк-музыкант.

Вернувшись на родину в 1979 году, Ги пытался было начать серьезную работу на гидроэлектростанции на пограничье Квебека и Онтарио, однако судьба распорядилась иначе. Ги Лалиберте вместе со своими друзьями Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа участвовал в организации летней ярмарки в городке Бай-Сен-Поле.

Даниэль, закончивший к тому времени бизнес-колледж, уже был владельцем консалтинговой фирмы. В паре с Жилем они управляли общежитием для артистов Balcon Vert. Тогда-то друзья и решили организовать собственную, ни на что не похожую труппу. Не имея начального капитала, товарищи решили обратиться к правительству Квебека с просьбой профинансировать грандиозный проект. Для того чтобы убедить власти сделать это, Жиль Сте-Круа прошагал от Бай-Сент-Поля до самого Квебека на ходулях, а это ни много ни мало - 90 километров. То ли усилия молодого человека были оценены, то ли власти провинции разглядели в новом проекте будущий успех, но деньги были выделены, и уже на юбилейном городском торжестве новая труппа в составе 70 человек дала первое выступление.

На выделенном им земельном участке, аренда которого составляла символические 1 доллар в год, артисты разбили цирк-шапито, вместимостью 800 зрителей. С первых же выступлений стало ясно - зрительский успех просто невероятный.

К слову, в сентябре 2009 года Ги Лалиберте стал одним из первых космических туристов. С бота Международной космической станции он попытался привлечь внимание всего человечества к глобальным проблемам нехватки воды.

Чем сердце успокоится: грандиозные планы Cirque du Soleil

С 2008 года представительство компании Cirque du Soleil есть и в России. Осень 2009 ознаменовалась премьерной, специально приготовленной для российского зрителя постановкой Varekai. Российскому зрителю Цирк Солнца знаком также и по четырехминутному выступлению на песенном шоу-конкурсе "Евровидение", который проходил в Москве в 2009 году. Поэтому новых гастролей миллионы людей ждут с великим нетерпением. А они не заставят себя долго ждать, уже осенью 2010, 25 октября, на сцене Лужников российского зрителя ждет новая шоу-программа феерического Цирка Солнца - Сorteo (Кортео). Выступление труппы не ограничится Москвой - Цирк Солнца отправится в гастрольный тур по городам России!

Стоит сказать, что по отношению к России у корпорации Cirque du Soleil такие же грандиозные планы, как и сами выступления. По словам директора Цирка Солнца, планируется возведение театра и создание постоянно действующего филиала Cirque du Soleil в Москве. Проект обойдется в суму близкую к 200 миллионам долларов. Суммы, затрачиваемые организаторами на создание каждого нового шоу Cirque du Soleil, впечатляют так же, как и сами постановки. От 20 до 40 миллионов долларов уходит на каждую новую постановку. Но то, что происходит в итоге на арене, полностью оправдывает вложенные средства, заставляя зрителей вновь и вновь восторгаться шоу-программой.

На сегодняшний день шоу Cirque du Soleil еще не то что никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось в Cirque du Soleil цирковое искусство.

Необычайные трюки, от которых захватывает дыхание

Цирк дю Солей, что в переводе означает «Цирк Солнца», не является традиционным цирком в нашем представлении: здесь нет животных, в нем участвуют только люди. Но они выполняют такие трюки, от которых у вас перехватит дыхание, а эмоциями вы будете переполнены еще месяц. Мастерство артистов гармонично, а порой и причудливо, соединяется с хореографией, музыкой и световыми эффектами.

Это еще и один из самых больших цирков, который, в прямом смысле, разросся в нечто грандиозное: его артисты, которых более 4 тысяч человек, выступают по всему миру. Кстати, впервые он появился в Канаде, первую труппу основали в 1984 году. И за эти годы цирк превратился в настоящую легенду, которую просто необходимо увидеть каждому, независимо от возраста или пола. Настоящий цирковой Голливуд.

Легендарные шоу

Артисты Cirque du Soleil ставят не просто цирковые номера. Это целая история, которая составляет нечто большее: так, программа Varekai знакомит зрителей с мифом об Икаре, другое шоу, Totem, показывает эволюцию человечества. Представления цирка не менее глубоки, чем выступления театральных артистов. И этот талант отмечен различными наградами, в том числе премией Эмми. «Цирк Солнца» - это новый этап циркового искусства, он вдохнул в него новую жизнь.

Основная цирковая труппа работает в Лас-Вегасе, другие труппы ездят по всему миру со своими выступлениями. В год выручка «Цирка Солнца» превышает 600 миллионов долларов.

20 интересных фактов о Цирке дю Солей

Факт №1. Визитная карточка Цирка дю Солей - необыкновенные и смешные клоуны. Их выступления понравятся даже тем, кто к клоунам относится настороженно. Кстати, в их труппе есть один грустный клоун. Он глухонемой.

Факт №2. Цирк всегда собирает полный аншлаг. Поэтому о билетах нужно всегда думать заранее.

Факт №3. Около 50% артистов цирка - русские. Так, тут поет русскоязычная певица Марьяна Соболь.

Факт №4. Костюмы артистов потрясающие, и к каждому шоу их отшивают великое множество. Так, для шоу Alegria - это 4 тысячи элементов одежды, их объем - полтора грузовика.

Факт №5. Платье Белой певицы из шоу Alegria весит 10 килограмм, а на его юбку ушло примерно 60 метров фатина.

Факт №6. У артистов нет гримеров: они самостоятельно накладывают грим.

Факт №7. Каждое шоу состоит из номеров, которые имеют единую концепцию и сюжет.

Факт №8. Ги Лалиберте, основатель Cirque du Soleil, намеренно отказался от канонов цирка: от животных и круглой арены. Но образы животных есть в выступлениях: их играют люди. Кстати, за это цирк очень почитаем защитниками животных.

Факт №9. Артисты в 1985 году выступили возле Ниагарского водопада. Однако идея была неудачной: зрителей больше интересовала падающая вода.

Факт №10. В представлениях намеренно убрали диалоги, благодаря чему был значительно преодолен языковой барьер и расширена зрительная аудитория в других странах.

Факт №11. В шоу Mystere выступают прыгуны-банджи. На их костюмах все блестки были наклеены вручную. Их более 2 тысяч.

Факт №12. Лалиберте был в туристической поездке в космосе в 2009 году.

Факт №13. Цирк дю Солей каждый год собирает примерно 10 миллионов зрителей.

Факт №14. «Цирк Солнца» давал выступления на вручении премий «Оскар» и «Грэмми», а в 2009 году в Москве он закрывал «Евровидение».

Факт №15. 80% доходов «Цирка Солнца» приносят сборы, остальные 20% - видеозаписи и сувениры.

Факт №16. Дети Ги Лалиберте называют его «папа-дракон».

Факт №17. В шоу «О» артисты выступают в расписных вручную купальных костюмах. На их изготовление уходит примерно месяц, а его стоимость около 3500 канадских долларов. Хватает этих нарядов всего лишь на три выступления.

Факт №18. Только в 2007 году костюмерами цирка было изготовлено более 20 тысяч костюмов. Ежегодно на их пошив уходит примерно 20 километров ткани.

Факт №19. Ежегодный подбор новых артистов обходится примерно в 45 миллионов долларов.

Факт №20. Считается, что название «Цирк Солнца» Ги Лалиберте придумал в честь солнечных дней, которые он провел в юности на Гавайях.

История цирка Дю Солей

История Цирка Солнца восходит к далекому 1984 году, когда и была зарегистрирована компания Cirque du Soleil. Однако можно смело утверждать, что началась она гораздо раньше, едва идея создания необычной труппы зародилась в светлых головах друзей Ги Лалиберте и Даниэля Готье.

Родившийся в сентябре 1959 года в Квебеке - небольшом городке французской провинции в Канаде Ги Лалиберте с самого детства проявил артистические способности. Он овладел игрой на аккордеоне и научился ловко ходить на высоких ходулях. Уже в 14 лет юноша начал карьеру артиста, а со временем даже бросил учебу в колледже, чтобы иметь возможность колесить по Европе, давая уличные представления как факир и фолк-музыкант.

Вернувшись на родину в 1979 году, Ги пытался было начать серьезную работу на гидроэлектростанции на пограничье Квебека и Онтарио, однако судьба распорядилась иначе. Ги Лалиберте вместе со своими друзьями Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа участвовал в организации летней ярмарки в городке Бай-Сен-Поле.

Даниэль, закончивший к тому времени бизнес-колледж, уже был владельцем консалтинговой фирмы. В паре с Жилем они управляли общежитием для артистов Balcon Vert. Тогда-то друзья и решили организовать собственную, ни на что не похожую труппу. Не имея начального капитала, товарищи решили обратиться к правительству Квебека с просьбой профинансировать грандиозный проект. Для того чтобы убедить власти сделать это, Жиль Сте-Круа прошагал от Бай-Сент-Поля до самого Квебека на ходулях, а это ни много ни мало - 90 километров. То ли усилия молодого человека были оценены, то ли власти провинции разглядели в новом проекте будущий успех, но деньги были выделены, и уже на юбилейном городском торжестве новая труппа в составе 70 человек дала первое выступление.

На выделенном им земельном участке, аренда которого составляла символические 1 доллар в год, артисты разбили цирк-шапито, вместимостью 800 зрителей. С первых же выступлений стало ясно - зрительский успех просто невероятный.

К слову, в сентябре 2009 года Ги Лалиберте стал одним из первых космических туристов. С бота Международной космической станции он попытался привлечь внимание всего человечества к глобальным проблемам нехватки воды.

Чем сердце успокоится: грандиозные планы Cirque du Soleil

С 2008 года представительство компании Cirque du Soleil есть и в России. Осень 2009 ознаменовалась премьерной, специально приготовленной для российского зрителя постановкой Varekai. Российскому зрителю Цирк Солнца знаком также и по четырехминутному выступлению на песенном шоу-конкурсе "Евровидение", который проходил в Москве в 2009 году. Поэтому новых гастролей миллионы людей ждут с великим нетерпением. А они не заставят себя долго ждать, уже осенью 2010, 25 октября, на сцене Лужников российского зрителя ждет новая шоу-программа феерического Цирка Солнца - Сorteo (Кортео). Выступление труппы не ограничится Москвой - Цирк Солнца отправится в гастрольный тур по городам России!

Стоит сказать, что по отношению к России у корпорации Cirque du Soleil такие же грандиозные планы, как и сами выступления. По словам директора Цирка Солнца, планируется возведение театра и создание постоянно действующего филиала Cirque du Soleil в Москве. Проект обойдется в суму близкую к 200 миллионам долларов. Суммы, затрачиваемые организаторами на создание каждого нового шоу Cirque du Soleil, впечатляют так же, как и сами постановки. От 20 до 40 миллионов долларов уходит на каждую новую постановку. Но то, что происходит в итоге на арене, полностью оправдывает вложенные средства, заставляя зрителей вновь и вновь восторгаться шоу-программой.

На сегодняшний день шоу Cirque du Soleil еще не то что никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось в Cirque du Soleil цирковое искусство.