Ёлочные игрушки - история. Дирижабли, мишки и другие игрушки советской эпохи Праздник рождественской елки

Москвичка Ольга Синякина собрала уникальную коллекцию новогодних игрушек периода 30-60х годов прошлого века

Билет в детство

На рабочем столе в театре Новая Опера у Ольги Синякиной стоит маленькая елочка. На веточках – стеклянные арфы, зайцы с барабанами и даже корзины цветов, которые дарят артистам после концерта. Все игрушки – эпохи середины прошлого века. Все они, так или иначе, связаны с театром и музыкой. И это, включая раритетного ватного Дед Мороза, лишь малая часть уникальной коллекции, собранной в квартире на юго-западе Москвы. Там поселилось более 4 тысяч экспонатов, связанных с самым любимым детским праздником. Самые молодые экспонаты датированы серединой шестидесятых годов прошлого века – с тех пор начался массовый выпуск елочных украшений. А все, что производили ранее – делали, преимущественно, вручную. И эти игрушки, запомнившие тепло рук наших прабабушек-прадедушек, уникальные и неповторимые.

Фото: Ольга Синявская


«Медведь с футбольным мячом»

Первый экспонат в коллекции москвички появился так. На елке у друзей, в гости к которым пришла Ольга, сидел удивительный медведь - с гармонью и в красных трусах.

Это удивительная была игрушка – из моего детства. – вспоминает москвичка. На каникулах я оставалась дома одна, брала с елки игрушечку, заворачивала, играла, вешала обратно. И вот этот медведь, которого я увидела у друзей, – он был оттуда, из детства. Даже поцарапан был точно так же! Этот медведь у меня в первую очередь ассоциируется с новым годом и той огромной елкой, что наряжали мне родители. И вот спустя несколько десятилетий я его встретила! Я стала думать: « А где же тот, мой медведь, из детства? У меня самой уже взрослые дети, давно нет в живых родителей, да и дома того, родительского, уже тоже нет. Кому достались все те игрушки?».

Фото: Ольга Синявская


Дирижабли были в моде очень долгое время

В том же году москвичка попала на выставку, организуемую коллекционером советских игрушек Ким Балашак. Эта американская подданная много лет прожила в России – сильно увлеклась историей советских игрушек и собрала потрясающую коллекцию. С первой же выставки, которую посетила Ольга Синякина, женщины прониклись друг к другу симпатией и стали добрыми приятельницами.

Она очень состоятельная дама и коллекцию собирала профессионально – у нее были выставочные стеклянные шкафы, освещение, специальные стенды для открыток, – рассказывает москвичка. - Богатейшая коллекция, чего и говорить! На ее пополнение работали профессиональные агенты, которые целенаправленно ездили по выставкам и блошиным рынкам, скупая игрушки. Но, естественно, нашу историю и сказочный фольклор Ким не знала. Например, она мне однажды позвонила рассказать, что наконец-то ей удалось купить «Медведя с футбольным мячом». Пригласила посмотреть, что это за «футбольный мяч». Приезжаю – а это герои сказки «Колобок»!

Так, тот визит на елку к гостям и дружба с Ким Балашак стали отправной точкой для Ольги Синякиной – эти два события и подвигли ее к тому, чтобы начать собирать свою коллекцию.

Фото: Ольга Синявская

Игрушки из сказки "Чипполино"

Первым в доме поселился тот самый медведь в красных трусах – его Ольга купила у какой-то милой бабули на блошином рынке. Сейчас у москвички таким медведей семь – фигурки одинаковые, но, так как расписаны все вручную, то у каждого мишки – свой цвет трусов, гармошки и, конечно, же, своя неповторимая мимика.

Со временем Ольга собрала все игрушки со своей детской елки. Но оказалось, что есть и много других интересных игрушек. Так они стали переезжать с лотков на вернисажах и блошиных рынках в московскую квартиру на юго-западе.

Фото: Ольга Синявская

Доктор Айболит

Кукольный мир живет по своим законам, там есть своя иерархия, правила украшения дерева. – рассказывает коллекционер. – Мои самые любимые – ватные, периода 30-х годов. Но много у меня и стеклянных. В каждом шарике – отблеск истории. События года обязательно отражались в тематике новогодних игрушек.

Фото: Ольга Синявская

Чебурашка - один из символов эпохи

Нефтяные вышки, хлопок, кукуруза, спутник, ракета, дирижабли – каждую веху иллюстрировали. В эпоху освоения севера много выпускали белых медведей на лыжах. Есть у меня коллекция летчиц.

Елки войны

Отдельные экспонаты в коллекции Ольги – игрушки с военных елок. Они, безусловно, неказистые, почти все сделаны руками и «на бегу», но от этого наиболее ценные. Враг стоял под Москвой в нескольких километрах, а люди все равно наряжали елки и верили – мирное время, елки, мандарины обязательно вернутся!

Фото: Ольга Синявская

Я смотрела документальный фильм, там в бомбоубежище дети водят хоровод и написано «С Новым 1942 годом». – рассказывает москвичка. - Враг на подходе, Москва в маскировке, у тут по улице едет какой-то грузовик и везет елку! Многие военные игрушки из проволоки – это завод «Москабель», поставлявший продукцию для фронта, из обрезков проволоки делал игрушки, преимущественно, снежинки. Есть игрушки из офицерских лычек. Снежинки из металлизированной фольги, из которой делали кефирные пробки - есть такие же совы, бабочки, попугайчики. Разукрашивались вручную. Продавали их или их делали дома сами – я не знаю.

Фото: Ольга Синявская

Но и с этими игрушками тоже связаны человеческие судьбы. Однажды на выставке ко мне подошла одна семья. Потомки Веры Дугловой, артистки Большого театра, ее муж – тоже деятель искусства. Их тогда отправляли в эвакуацию. Сама Вера, которая она жила где-то в переулках Арбата, осталась. А дочери с детьми уехали, в том числе и внучка Лена, которую звали Елочкой. Вот они мне потом и передали дневник, где «мама Вера» рассказывала о днях предновогодней военной Москвы, как тогда еще, на удивление, работали рестораны. Как меняли меховые воротники на продукты и накрывали новогодние столы.

Фото: Ольга Синявская

Потом в Москве настали голодные времена. Но в провинции продукты на рынках были. Только вещи, которые меняли на продукты, уже закончились. И вот бабушка присылает перед Новым годом в письме картонную курочку, поздравляет с Новым годом. Дети удивились такому подарку, пожали плечами – повесили на елку. А потом снова письмо: «Девочки, как вам помогла моя курочка?». И девочки догадались: вскрыли картонную курочку, она внутри была полая – а там золотая цепочка! «Как мы жили на эту курочку, какие продукты смогли выменять!» - вспоминала потом уже повзрослевшая Елочка.

Письма вскрывались, их читала военная цензура – посылать что-то в открытую, было рискованно. А на курочку картонную, которая внутри полая, никто и не обратил внимания. Так курочка, спасшая от голода всю семью и маленькую девочку Елочку, сперва много лет висела на елке в семье артистов, а потом оказалась в коллекции Ольги Синякиной.

Фото: Ольга Синявская


Вторая жизнь репрессированного Мишки

Еще у нас в нотной библиотеке работала бывшая артистка по имени Русла Григорьевна. – рассказывает коллекционер еще про один свой уникальный экспонат. - Ей лет 80 было, когда она пришла ко мне со словами «Олечка, я знаю, у тебя большая коллекция новогодних мишек, у меня для тебя подарок. Я старый человек, боюсь, внуки после моей смерти за ненадобностью его выбросят.». И протягивает старого-старого медведя. Он– замотан в тряпку, грязный, сальный, морды нет – вместо нее черный чулок и пуговицы.

Это мне подарили на 1932 год, – пояснила пожилая артистка и рассказала свою историю.

Папа ее в лихие годы попал под репрессию. К счастью, мужчину не расстреляли – сослали его и семью в Воркуту. В 1953 году семью реабилитировали. Нехитрый скарб долго ехал в грузовом вагоне обратно в столицу. В Москве вскрыли и ахнули – у медведя крысы в дороге съели всю морду. Зацелованная ребенком мордочка оказалась самым вкусным и сладким местом для грызуна.

Это была самая дорогая игрушка, я так плакала и не могла его выбросить. – вспоминала потом старушка. - Заштопала, как смогла – пришила черный чулок, пуговки вместо глаз.

Ольга Синякина отнесла медведя к реставратору игрушек Сергею Романову. Он игрушку опознал – в его коллекции был такой же! Аккуратно распорол мохнатого, взял уцелевшую ткань с ножек и под пузиком, сшил из этих лоскутков мордочку, по образцу близнеца из своей коллекции. На лапки одел штанишки. Сделал тряпочный носик, глазки.

Я потом с этим обновленным мишкой пришла к Руслане Григорьевне, предупредила, что бы она присела и достала его из сумки, рассказывает Ольга Синякина. - Руслана Григорьевна ахнула: «Он такой и был!» - и от чувств заплакала.

Мишка этот, как ни просила Ольга свою коллегу взять своего друга детства обратно, все же остался у коллекционера - теперь в компании других медведей, периодически выезжает на выставки и «живет хорошей жизнью». Всего же у москвички в коллекции более восьмидесяти медведей. И это – новогодний атрибут! – ведь по традиции много десятилетий под елку ставили не Дед Мороза, а именно плюшевого мишку.

Мне потом на выставках москвичи, чье детство пришлось на тридцатые годы, рассказывали, что до войны никогда не ставили под елку Деда Мороза, только медведя – это еще дореволюционная традиция. – рассказывает Синякина. - Да и Дед Мороз в красной шубе ассоциировался тогда только с красноармейцами. А у многих с этой формой, в годы репрессий были нехорошие ассоциации.

Елка из швабры

Одно время празднование Нового года в СССР было под запретом. В середине 20-х годов шла активная кампания по отрицанию «поповских праздников» - в моду входят «комсомольские святки», новая власть высмеивает новогодние и рождественские обычаи, плюс сказалась смена календаря. Официально Новому году вернули статус праздника только в 1935 году.

Фото: Ольга Синявская

Часы - можно вешать или крепить на прищепку

Но люди все равно продолжали отмечать и в годы запрета. Хотя за наряженную елку можно было получить реальный срок. – рассказывает Ольга Синякина. - На одной из выставок ко мне подошла одна пожилая дама, жившая в 30-е годы в легендарном Доме на Набережной. В 30-е годы жители этого дома еще по старинке полоскали белье в Москва-реке. И у них с местным дворником был уговор. Он заранее привозил из леса елку, разбирал ее на лапник и прятал недалеко от берега. А в каждом подъезде на выходе стоял часовой – он проверял каждого входящего-уходящего. И вот, после условного сигнала, жительницы шли с тазами и бельем к реке. Показывали на выходе часовому тазик. На берегу находили эти припрятанные веточки, прятали под белье. Заносили домой. Дома брали швабру. В ней муж заранее просверливал дырочки. Веточки вставлялись в эти дырочки. За несколько «стирок» собиралась вполне симпатичная «елочка» - ее наряжали конфетами, мандаринами и самодельными игрушками.
Но праздник тогда носил религиозный характер.

Фото: Ольга Синявская

Старинный отрывной календарь

Жемчужины и детские слезы

Традиционные дореволюционные новогодние подарки – бонбоньерочки. В них на Рождество и День Ангела вкладывали по жемчужинке. К совершеннолетию у девушки собиралось колье.

Потом, уже при советской власти, лет двадцать подряд классическим новогодним подарком были плюшевые мишки. Дети ими очень дорожили. Иногда с такими подарками происходили поистине фантастические истории. Герой такой истории, плюшевый медвежонок, теперь живет в квартире коллекционера. У игрушки – удивительная биография.

В 1941 году трехлетнему Феде, жившему в Ленинграде, подарили на Новый год мишку. – рассказывает Ольга Синякина. - Мальчик очень эту игрушку полюбил. Летом 41-го отец мальчика ушел на фронт. Не вернулся. Началась блокада – мама и бабушка умерли от голода на глазах Феди, а ребенка, полуживого, похожего на скелетик, с тоненькими ручками-ножками, вывезли потом в эвакуацию. Все это время малыш мертвой хваткой держался за мишку – забрать игрушку у мальчика было невозможно. Но никто, видя, как ребенок им дорожит, и не настаивал. Так они, Федя и Миша, уехали в Пермь. Оттуда мальчика позднее, уже в Москву, забрали дальние столичные родственники. Ребенок приехал с той самой игрушкой. Это было единственное, что осталось у него от семьи. Уже взрослым, Федя хранил этого медведя, как самую главную ценность. После смерти родственники передали игрушку в дар.

Фото: Ольга Синявская

Ёлочные игрушки могут рассказать об истории страны не меньше, чем архивные документы

Историю страны можно изучать, в том числе, и по новогодним елочным украшениям, утверждают коллекционеры, в собрании которых - уникальные новогодние украшения разных эпох из теста, стекла, фаянса, штампованные миллионами и созданные в единственном экземпляре.

"Ни конца, ни края" из стекла и ваты. Ольга Синякина уже смирилась - всех игрушек ей не собрать. Нет ни серий, ни описаний, ни документов. Зато нет такого года, эпохи, или семьи, елку которой она не сможет воссоздать.

Ольга Синякина, коллекционер: "Елка до революции - вокруг нее хочется медленно ходить, петь другие песни, вообще - другое настроение, в других одеждах".

До революции подарки под дерево не прятали, а закрывали в чемоданах и саквояжах размером с ладонь. В одной из семей в подобном тайнике каждой год дочери дарили жемчужину - подарок без сюрприза. Зато к 18-летию собиралось ожерелье. Вся в свечах, в игрушках из теста, но главное - символ Рождества.

Какой бы эпохи елка не была - на ней всегда можно найти рождественскую символику. Кремлевская звезда - на самом деле Вифлеемская. О рождении Спасителя возвещает все, что светится - гирлянды, дождик и мишура.

Дары волхвов - это второй символ. Фрукты - груши, а главным образом - яблоки - трансформировались в стеклянные шары. А причаститься можно пряниками. Это третий символ дольше всех оставался действительно съедобным.

Саму елочную традицию подсмотрели у немцев. В Петербурге европейцы ставили хвойные букеты на стол. Идею переняли с русским размахом.

Елена Душечкина, доктор филологических наук, профессор СПбГУ: "Поскольку у нас лесов дай Бог было, поэтому - чем выше, тем лучше, чем только не украшались".

На несколько лет игрушки стали не нужны. В 1929 году запретили и Рождество, и Деда Мороза, и елки. На кадрах кинохроники видно, что вместо хвойных деревьев - силуэты пальмы.

В 1936 году праздник внезапно вернули одним постановлением. Предприятия под Новый год срочно перепрофилировались. Дмитровский фаянсовый завод сантехники штамповал Деда Мороза вместо раковин и унитазов.

Ольга Синякина, коллекционер: "Это изделие как-то здесь просматривается. Игрушка очень тяжелая, грубое отверстие, черные точки".

Елочная игрушка - это всегда символ времени. В 70-е годы фабричная штамповка в масштабах страны заменила ручную работу. Для коллекционеров ценности она уже не представляет. Но даже ничем не выдающийся шарик словно возвращает в то время, когда елки были большими, новогодняя ночь - волшебной, а Дедушка Мороз - настоящим.

Корреспондент Яна Подзюбан

В Московском музее современного искусства недавно завершилась выставка «Трансформация сознания», посвященная художнику-абстракционисту Элию Белютину и его студии «Новая реальность» в Абрамцеве, существовавшей с 1958 по 1991 год. Выходцами из нее - белютинцами - стали, как утверждал сам ее идеолог, более трех тысяч человек. Им, ученикам художника, в большей степени и было отдано выставочное пространство музея. Самого Белютина Ольга Ускова, инициатор выставки, коллекционер, бизневумен (она президент Cognitive Technologies) и учредитель Фонда русского абстрактного искусства называет гениальным методистом, но не гениальным художником. О своем собрании белютинцев, важности их наследия для мирового искусства, «Теории всеобщей контактности» и своем будущем музее Ольга Ускова ARTANDHOUSES.

Выставка в ММСИ - это первый крупный показ наследия белютинцев?

Нет. Пионером в этом деле был Русский музей в 2014 году, который за три месяца, в невероятные сроки, согласился принять выставку и дал нам хорошую площадку. За это им огромное спасибо!

Выставку инициировали вы и ваш фонд?

Да, мы приехали в Русский музей с этой темой, и вдруг там говорят: «Всё, вперед!» Это была для нас совершенно неожиданная реакция. Потому что параллельно мы заходили с этой идеей в Третьяковку, когда там еще было предыдущее руководство. Я счастлива назначением Зельфиры Трегуловой, потому что разговор с экс-директором (Ирина Лебедева. - ARTANDHOUSES) я не забуду никогда. Для меня это был какой-то экскурс в косность мира искусства.

Как тогда публика восприняла работы?

Тогда для нас это был эксперимент. Мы плохо себе представляли состояние общества и его готовность к восприятию этого феномена, этого искусства. Когда мы работали в Русском музее, мы работали вслепую. Во-первых, это Петербург, там меньше проходимость, даже несмотря на то, что это Русский музей. Поэтому мы сделали выставку без серьезных вложений. Но когда мы обнаружили очередь в интерактивные залы, причем не в первые дни, а в середине ее работы, это были для нас шок и радость! Было ощущение, что мы точно попали в состояние времени, состояние головы.

Что было в интерактивных залах?

Мы проводили тогда конкурсы. После просмотра экспозиции в последнем зале зрители собирали картины из магнитных элементов по методике Белютина. Пазлы были нарезаны в соответствии с его базовыми символами, и стояло задание, похожее на задание Белютина. Человек собирал картину на магнитной доске, фотографировал себя вместе с ней и отправлял в интернет. Экспертная группа выбирала наиболее соответствующие заданию и интересные картины. Качество этих картин было поразительное! Мы сохранили эту фотогалерею, и были победители. Хочу сказать, что те победители, которых отобрала искусствоведческая комиссия, и картины, которые понравились лично мне, отличались друг от друга. Но общее качество удивляло. Для меня эти картины - как раз эмоциональный результат просмотра экспозиции.