Методы применения информационных технологий в музее. Информационные технологии в работе школьного музея. Инновации современного музея

Применение информационных технологий является неотъемлемой частью деятельности современного музея, требующей тщательного взаимодействия различных специалистов и имеющей большое количество преимуществ

Роль современного музея заключается не только в собирании и хранении коллекций и экспонатов. В настоящее время он представляет собой социально-культурный центр, который вместе с формированием фонда обеспечивает оптимальные условия для досуга и просвещения пользователей. Одной из особенностей данного учреждения культуры является применение передовых информационных технологий во всех сферах его деятельности.

О преимуществах применения современных информационных технологий в музее

Использование в музейном деле информационных технологий дает возможность решить множество проблем, касающихся повышения эффективности деятельности музея.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Введение подобных инноваций способствует усовершенствованию информационной деятельности.

Благодаря этому, сотрудники учреждения культуры создают базы музейных коллекций и предметов. Это значительно сокращает время поиска необходимых экспонатов и использования полученных результатов в научных, реставрационных, экспозиционных и других целях.

При этом отпадает необходимость по несколько раз дублировать одну и ту же информацию.

Создание автоматизированной информационной системы позволяет быстро вести учет необходимых документов и фиксировать передвижение экспонатов не только внутри музея, но и за его пределами.

Большую роль информационные технологии играют при проектировании .

Благодаря их применению, посетитель музея имеет возможность получить достаточно глубокие сведения о событиях, которым посвящена выставка.

А пользуясь электронным путеводителем, совершить виртуальную экскурсию по экспозиционным залам.

Кроме всего прочего, стоит отметить и другие полезные стороны применение информационных инноваций:

  • способствование активизации издательской деятельности музеев;
  • ускорение процесса публикации на электронных носителях научных и популярных изданий - каталогов, монографий, энциклопедий и других.

Если говорить о создании электронных публикаций, то для их создания, как правило, используются мультимедийные технологии двух видов - статичные и динамичные.

В качестве первых выступают CD-ROM и DVD. А ко второму виду относят публикации в интернете.

Большинство современных музеев имеют собственный сайт, что позволяет пользователям получить различную информацию о деятельности музея, например:

  • о составе музейного фонда и экспозициях;
  • о проведении новых выставок, конференций и других мероприятий;
  • о режиме работы учреждения;
  • об имеющихся в музее научных изданиях и так далее.

Необходимо отметить те преимущества, которые мультимедийное обеспечение дает для посетителей современного музея:

  1. свобода выбора;
  2. в игру или активное участие в представленных выставках;
  3. ориентация в пространстве музея;
  4. демонстрация явлений и процессов, которые довольно трудно наблюдать в реальной жизни.

Какие функции мультимедийных программ в музее

Во многих современных музеях при входе на экспозицию оборудованы информационные киоски с установленными в них различными мультимедийными программами.

Они выполняют целый ряд функций, среди которых стоит выделить следующие:

  • поисковые - посетитель музея может получить любую информацию, касающуюся состава экспозиции, принципов ее организации, представленных выставок и прочего;
  • гида по временной выставке или экспозиции - посетители могут воспользоваться аудио-визуальным сопровождением, которое обеспечивает понятный и интересный рассказ по той или иной теме, давая возможность лучше понять идею выставки;
  • инструмента для изучения коллекции или отдельных предметов музея- способствует визуальному восприятию той части коллекции, которая раньше никогда не была представлена всеобщему обозрению;
  • рассказчика - мультимедийная выставочная программа дополняет крупные выставки, предоставляя при этом посетителю интересный иллюстрированный рассказ о теме, идее и основных задачах выставки.

Мультимедийные системы могут быть установлены не только в форме информационного киоска.

Сегодня применяется большое разнообразие форм, включая специальные информационные зоны, мультимедийные инсталляции, музейные гиды и прочие.

Разработка эффективной для пользователей музейными услугами требует объединения усилий многих служб: научных работников, программистов, искусствоведов, социологов и других.

О работе «виртуальных» музеев

Широкое применение информационных технологий в деятельности музея позволяет создать так называемый «виртуальный» музей. Он предполагает использование зрительных образов тех реальных музейных предметов и коллекций, которые имеются в музее.

Такие образы можно получить, используя локальную базу данных или воспользовавшись современными средствами связи.

Для виртуальных музеев характерна такая черта как интерактивность. То есть каждый посетитель может самостоятельно выбрать виртуальный экспонат и рассмотреть все детали, поворачивая его в разные стороны, приближая или отдаляя на нужное расстояние.

Сделать это довольно легко. Стоит всего лишь «кликнуть» по выбранному изображению пальцем, как оно тут же появится крупным планом. То же самое необходимо сделать и при ознакомлении с той или иной информацией.

Такой подход к музейной деятельности привлекает внимание не только «продвинутых» пользователей более старшего возраста, но и подрастающего поколения. При этом налаживается довольно тесный контакт с посетителями, а также значительно расширяются возможности передачи информации.

Но все же не стоит забывать, что музей - это прежде всего представление пользователям реальных предметов. Поэтому информационные технологии, несмотря на их огромную пользу в развитии музейного дела, играют второстепенную роль. Заменить музейный фонд они не могут. Но вот их помощь посетителям в ознакомлении с экспозициями или ориентировании в музейном пространстве является неоценимой.

Какие проблемы использования информационных технологий в экспозициях

Вместе с преимуществами использования современных информационных технологий в , существуют и некоторые проблемы, например:

  • наличие мультимедиа может вызвать негативное отношение тех посетителей, которые не имеют высоких познаний в данной сфере, что в первую очередь касается людей старшего поколения;
  • насыщение музейного пространства мультимедиа в некоторых случаях отвлекает внимание пользователей от реальных объектов, представленных на выставке;
  • применение ИТ иногда приводит к тому, что посетители музея ведут себя «вразрез» с принятыми правилами и так далее.

Чтобы обеспечить успех применения современных информационных программ в экспозиции или выставке, перво-наперво необходимо понимать их преимущества и ограничения. Мультимедийные технологии должны взаимодействовать и дополнять друг друга.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музей как культурно-просветительское учреждение. Возникновение и развитие музеев. Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки. Семантическая структура музейной экспозиции. Методика приготовления и организации музейной выставки.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2013

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Характеристика традиций собирания в странах Востока. История появления в Японии Национальных музеев Нары, Киото и западного искусства в Токио. Развитие музейной сети государства в ХХ-ХХI вв. Направления коллекционирования крупных корпораций Японии.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

Публикации раздела Музеи

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд - совмещать искусство с аттракционом - долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

США

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки , благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение , содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

ЮАР

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти , Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре , региональном музее Северного Приладожья , Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум» , который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

Работа в области информационных технологий строится на основе концепции информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» и ведется по следующим направлениям:

  • Развитие информационных систем (ИС) связано с развитием комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС). В 2007 г. данная система была расширена для работы с недвижимыми памятника (модуль «Архитектура»). Новый модуль позволяет ввести в единую систему описания недвижимых памятников, делать привязки между ними и фондовыми предметами. В 2009 г. был добавлен блок «Архивные документы», который позволяет осуществлять первичный учет и подробно описывать включенные в архив документы, автоматически формировать всю необходимую документацию при работе с единицами хранения. Важной особенностью установленного модуля является возможность прикрепления к карточке неограниченного числа изображений, например высококачественных электронных копий документов (чертежей, фотографий) и даже аудио- и видеозаписей. В 2010 г. был внедрен модуль «Реставрация движимых предметов», который предназначен для автоматизации учетной и научнохранительской работы отдела реставрации. Он действует во взаимосвязи с учетной информацией о предметах и позволяет автоматически формировать документы по реставрации, вести реестры реставрационных паспортов. Таким образом, в настоящее время КАМИС музея «Кижи» включает в себя модули: «Научно–фондовая работа», «Архитектура», «Научный архив», «Реставрация». Объем базы данных – около 68 гигабайтов, из них текстовая составляющая – около 0,4 гигабайта (что эквивалентно 193000 страницам текста формата А4).
  • В 2009 г. после работ по развитию сети на острове Кижи для сотрудников отдела фондов была создана возможность круглогодичной работы с музейной системой КАМИС как в г.Петрозаводске, так и на острове Кижи.

    Следует отметить, что отделом информационных технологий также ведется постоянная работа по администрированию и обслуживанию всех остальных ИС и баз данных (БД) музея, в том числе системы ресурсного планирования и продажи билетов «TicketNet».

  • Поддержка и развитие музейной компьютерной сети. К концу 2010 г. компьютерный парк музея насчитывал 170 компьютеров (126 стационарных и 44 ноутбука). Компьютеры музея объединены в общую сеть, что позволяет сотрудникам, независимо от того, где они работают – в г.Петрозаводске или на острове Кижи, использовать общие сетевые ресурсы – внутренний web–сайт, файловый сервер и т.п. В качестве каналов связи применяются оптоволоконные каналы между зданиями в городе, канал выхода в Интернет, VPN–канал до острова, пять DSL–каналов на острове.
  • Отделом информационных технологий ведется постоянная работа по совершенствованию музейной сети. Так, например, в 2008 г. был организован новый канал связи между административным зданием в г.Петрозаводске и островом Кижи, имеющий на порядок большую пропускную способность, чем ранее используемый. В 2009 г. к музейной сети был подключен дом Васильева на острове Кижи (отдел фондов), а также новое музейное здание в городе по адресу: ул.Федосовой, 15. В 2010 г. к общемузейной сети на острове был подключен Летний музейно–образовательный комплекс в дер. Ямка, сувенирный магазин и склад. Всего в настоящее время в сетевой инфраструктуре музея работает 7 серверов и более 50 активных сетевых устройств.

    В 2010 г. музеем были начаты работы по проекту «Локальная вычислительная сеть (ЛВС) для обеспечения безопасности объектов на острове Кижи». Проектируемая оптоволоконная сеть пройдет через весь остров, к ней будут подключены 28 объектов: дома–памятники и объекты инфраструктуры (административные здания, пункт охраны, производственный комплекс, фонды и др.). Пропускная способность проектируемой связи обеспечит все запросы по передаче данных на острове, включая видеотрансляции большого количества камер безопасности. Проектные работы выполняет ООО «Архимед» (г.Киров).

  • Развитие официального интернет–сайта музея. В течение всех последних лет сайт музея «Кижи» является одним из наиболее популярных в России музейных интернет–сайтов и стабильно занимает ведущие места на портале «Музеи России» по количеству и голосам посетителей. В 2010 г. на официальный сайт музея «Кижи» (сайт) пришло более 365000 посетителей (465000 посещений, по счетчику mail.ru – 311000). Интернет–сайт музея содержит информацию об экспозиции музея, его фондовом собрании, природном наследии, а также сведения о деятельности музея в области сохранения, изучения и популяризации культурного наследия. Отделом информационных технологий музея «Кижи» проводится постоянная работа по техническому и технологическому развитию сайта, наполнению его актуальной информацией, а также совершенствованию дизайна.
  • В 2010 г. на основании проведенного исследования был изменен формат подачи информации на начальной странице сайта: наиболее интересная для интернет–пользователей информация вынесена на первую страницу (о статусе музея и архитектурных памятниках Кижского погоста, новости музея, афиша, веб–камеры и музейный интернет–магазин).

    Наиболее популярен сайт у русскоязычных пользователей из России и стран ближнего зарубежья. Распределение языков по настройкам интернетобозревателей у посетителей: русский – 88%, английский – 6,4%, немецкий – 1%, финский, французский – 0,55%.

    Самыми популярными разделами являются: «Информация», «Архитектура», «Музейные коллекции», «Виртуальные путешествия», «Галерея». Эти разделы отражают основные направления деятельности музея, регулярно обновляются и содержат большой массив актуальной информации – и именно поэтому востребованы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://сайт]

    В 2007 г. интернет–проект музея «На глазах у всего мира», созданный с целью обеспечить информационную поддержку процесса реставрации Преображенской церкви в сети Интернет и создать условия для информационного обмена и сотрудничества специалистов–реставраторов, стал победителем VI Всероссийского конкурса СМИ «Патриоты России» в номинации «За разработку темы народных традиций» – «Павел Бажов».

    В 2008 г. интернет–проект музея «Виртуальные музейные путешествия» стал победителем в конкурсе мультимедийных проектов «Контент – 2008» в рамках ежегодной международной конференции «EVA» в номинации «Мир увлечений».

    Одним из наиболее популярных и востребованных виртуальных музейных путешествий является «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» – интерактивная экскурсия по реально существующей экспозиции музея–заповедника «Кижи» – дому карельского крестьянина Яковлева. В 2010 г. интернет–проект был переведен на людиковское наречие карельского языка. Он является первым и пока единственным интернет–ресурсом на этом языке.

    Государственный музей–заповедник «Кижи» благодарит общество «Lyydilainen Seura ry» (Людиковское общество (Финляндия)) за перевод интернет–проекта «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» на людиковское наречие карельского языка.

  • Техническое и мультимедийное сопровождение мероприятий музея. Ни одно мероприятие музея не проводится без технической поддержки со стороны специалистов отдела информационных технологий. Так, например, только в 2010 г. было выполнено 95 заявок на техническое обслуживание музейных мероприятий – в том числе таких крупных, как «Интермузей – 2010», праздник «Иллюзии Старого города», а также всех выставок музея, лекториев, праздников на острове Кижи. Для выставок и мероприятий музея были созданы более 30 видеофильмов и мультимедийных презентаций.
  • Важным направлением работы является формирование цифрового фото- и видеоархива музея. Только в 2010 г. в музейный цифровой фотоархив было добавлено более 14000 изображений. Востребованность фотоархива музея чрезвычайно высока: его материалы активно используются в подготовке издательской и сувенирной продукции, разработке мультимедийных и интернет-проектов, в музейных информационных системах. В 2008 г. на интранетсайте музея был открыт web-интерфейс поиска по музейному цифровому фотоархиву, что позволяет сотрудникам музея эффективнее использовать фотоархив.

// Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2006-2010 гг.
Под общ. ред. Е.В. Аверьяновой; сост., отв. ред. Н.М.Мельникова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2011. 112 с.

Аннотация. Данные рекомендации определяют понятия «педагогические инновации», «педагогические технологии» и содержат систематизированную информацию о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях, применимых в деятельности школьных музеев, структуре планирования музейно-педагогической деятельности.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года . Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных технологий взаимодействия с обучающимися.

Целью данных методических рекомендаций является систематизация знаний руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов), классных руководителей о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях для внедрения в практику музейной деятельности.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы) и классных руководителей, с современным пониманием процесса воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют теоретические знания об инновационных технологиях, возможных в практическом применении при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе современных педагогических технологий.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. Сегодня в школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

Применение педагогических инноваций в работе школьных музеев позволяет создать эффективную мотивирующую образовательную среду для обучающихся, благодаря которой каждый школьник сможет стать полноправным участником и инициатором развития музея.

Под педагогической инновацией понимается совокупность целенаправленных действий, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Понятие «педагогическая инновация» тесным образом связано с педагогическими технологиями, под которыми мы понимаем описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Наиболее эффективными для практического применения в музейной деятельности являются личностно ориентированные и информационные технологии, интегрированные и исследовательские занятия, интерактивное обучение и музейная педагогика.

Личностно ориентированные педагогические технологии опираются на создание форм обучения, альтернативных традиционным (работа в малых группах, сотрудничество «учитель-ученик»), выявляют индивидуальные особенности школьников как субъектов познания и предметной деятельности, тем самым обеспечивая саморазвитие личности обучающихся.

Информационные технологии обеспечивают сбор, хранение, обработку и распространение информации через создание интернет-пространства для музея школы (сайт, виртуальные экскурсии, блоги и т. д.).

Интегрированные занятия обеспечивают междисциплинарную связь понятий разностороннего изучения объекта, способствуют осмыслению восприятия окружающего мира, систематизируют знания обучающихся, побуждают их к фантазии и творчеству, формируют позитивный эмоциональный настрой. Реализующим механизмом данной технологии являются игры, виртуальные экскурсии, викторины, дискуссии, дебаты, театрализации, конференции.

Исследовательские занятия развивают умение обучающихся работать с информацией, формируя определённый стиль мышления. Результатом этой деятельности является формирование исследовательских умений, позволяющих работать с информацией, анализируя и обобщая её. Практическая работа в контексте исследовательской связана с организацией деятельности обучающихся, основанной на практическом применении полученных знаний. Инновационными формами практической работы являются проекты, презентации, конкурсы, викторины.

Интерактивное обучение в деятельности школьного музея предполагает диалогические методы общения с обучающимися, развитие школьников через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Формами интерактивного обучения являются: «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, театрализация, конференция, музейное занятие.

Музейная педагогика основана на организации процесса совместного поиска на основе экспозиции музея образовательной организации, результатом которого являются самостоятельно полученные школьниками знания. Благодаря особому подходу к посетителю как к участнику диалога, музейная педагогика создаёт условия для развития личности обучающихся посредством их включения в многообразную деятельность школьного музея.

К формам музейной педагогики относятся игра, коллективно-творческое дело, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Практическое применение вышеназванных инновационных технологий способствует расширению образовательного пространства музея, а также обобщению обучающимися знаний о культурно-историческом прошлом России, совершенствованию метапредметных компетенций школьников, привитию базовых национальных ценностей.

В связи с высокой эффективностью инновационных технологий в деятельности музеев образовательным организациям рекомендуется :

  • Руководителям школьных музеев (музейным педагогам, педагогам-организаторам) :

1. При организации музейной деятельности использовать личностно ориентированные технологии, характерными чертами которых являются: дискуссионность, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностика (опрос, анкетирование), проектная и творческая деятельность.

2. При создании сценария музейного занятия ориентироваться на следующие критерии: вариативность форм, средств обучения и воспитания; учёт возрастных особенностей обучающихся; особое место экспоната, инсталляции, создание пространства музея как мотивирующей среды; использование приемов интерактивного обучения в соответствии с темой, целью и задачами музейного занятия; отказ от традиционного экскурсионного подхода и минимизация монолога в предоставлении информации.

3. Создавать условия для систематического пополнения музейной экспозиции посредством организации исследовательской и поисковой работы с обучающимися.

4. Использовать информационные технологии для обработки, хранения и поиска информации, а также для презентации материалов в формате онлайн-экскурсии, видеоролика, презентации.

5. Ориентироваться на то, что результатом занятия в музее должен стать продукт деятельности обучающихся с обязательным учётом их личностных особенностей.

  • Классным руководителям:

1. При реализации целей и задач воспитательного процесса использовать ресурс музея образовательной организации.

2. Учесть возможность организации и проведения интегрированных занятий в пространстве школьного музея.

3. Использовать тематические экспозиции музея образовательной организации при проведении игр, виртуальных экскурсий, викторин, дискуссий, дебатов, театрализаций, конференций.

4. Использовать средства музейной педагогики при организации исследовательской деятельности обучающихся.

5. Опираться на инициативу обучающихся при планировании и организации мероприятий воспитательного значения в пространстве школьного музея.