План проекта профессионального развития. Развитие профессионального проектирования Повышение творческого роста учителя

Актуальность проекта

Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р; Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; решениями Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Одной из приоритетных задач при определении стратегии развития системы образования России на период до 2020 г. является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций педагогов. Стратегической целью социально-экономического развития Кемеровской области является повышение конкурентоспособности региона и роста благосостояния его жителей. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста экономики и ее диверсификацию; создание задела для роста новых конкурентоспособных секторов производства и т.д. В этом заинтересованы работодатели, рынок труда и общество в целом, осознающие значимость подготовки компетентных кадров для достижения данной цели. Ее достижение невозможно без педагогов. Это, в свою очередь, требует приведение в соответствие уровня профессионального развития требованиям профессиональных стандартов. От профессионализма педагога, способности к профессиональному росту, их владения новыми компетенциями, готовности решать обозначенные задачи.

Во всем мире растет заинтересованность в подготовке хороших педагогов, привлечении их к работе на длительное время, их профессиональном развитии и мотивации труда. Достижения учащихся имеют тесную связь с характером и качеством происходящих в классе процессов, прежде всего – с деятельностью педагога. Однако построение правильной политики работы с педагогическими работниками, которая обеспечивала бы приход в каждый класс компетентного, пользующегося поддержкой и мотивированного педагога, остается проблемой. Устранить затруднения в профессиональной деятельности педагога, расширить поле понимания им процессов, происходящих в образовании, помогут профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты РФ, призваны мотивировать педагогических работников на повышение качества профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты являются инструментом повышения качества образования как объективный измеритель компетентности педагога. Одна из основных задач профессиональных стандартов - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

Численность педагогов образовательных организаций Кемеровской области, осуществляющих образовательную деятельность, характеризуется относительной стабильностью: по состоянию на начало 2015/16 учебного года в них работают 38 640 человек. Большинство педагогов представлены возрастной группой от 31 до 45 лет: на 01.09.2015 года их удельный вес составил 38,17 %.

Другой многочисленной группой являются педагогические работники в возрасте 46-55 лет (27 %). Наряду с ежегодным ростом удельного веса педагогических работников возрастных категорий «56 – 60 лет» и «более 60 лет» в образовательных организациях наметилась тенденция к увеличению доли педагогов в возрасте до 30 лет: с 14,93 % в 2013/14 учебном году до 15,33 % в 2015/16 учебном году. Доля пенсионеров в общей численности работников образовательных организаций ежегодно увеличивается. Так, по состоянию на 01.09.2015 года доля пенсионеров из числа педагогических работников составила 19,59 %, из числа административно-управленческого персонала – 21,76 %.

От стажа работы и сформированности компетентности педагога зависят результаты их профессиональной деятельности, выражающиеся в достижениях обучающихся. В течение последних лет в регионе лидирующей стажевой группой является группа от 10 до 25 лет, характеризующаяся высокой работоспособностью и профессиональной продуктивностью: по состоянию на 01.09.2015 года доля педагогов данного возраста составила 37,95 %. Среди кадрового состава образовательных организаций значительное место занимают также педагоги со стажем более 25 лет: их удельный вес увеличился на начало 2015/16 учебного года до 34,63 %. На протяжении пяти лет ежегодно растет доля педагогов, имеющих стаж до 3-х лет (с 8,22 до 11,99 %) и от 3-х до 5 лет (с 4,55 до 6,08 %). Особое внимание в региональной политике уделяется привлечению в отрасль молодых специалистов и их закреплению в образовательных организациях (государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 – 2018 годы, программа «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013–2016 годы» и др.).

Большинство педагогических работников региона имеют высшее образование. При этом на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется тенденция к увеличению доли педагогов с высшим образованием: с 78,36 до 80,66 %. Снижается удельный вес педагогических работников, имеющих начальное профессиональное образование (с 0,61 % в 2011/12 уч. г. до 0,35 % в 2015/16 уч. г.) и основное, среднее образование, педкласс (с 0,26 до 0,18 %), не соответствующих образовательному цензу, определенному Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

На протяжении пяти лет наблюдается рост удельного веса руководителей образовательных организаций, получивших квалификацию «Менеджер в образовании»: с 17,46 до 37,4 %.

В Кемеровской области разработана и реализуется система мероприятий, направленных на непрерывное развитие профессионализма, удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогических работников. Распространение механизма реализации персонифицированного финансирования повышения квалификации педагогических работников, совершенствование накопительной системы повышения квалификации в организациях, осуществляющих повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников, пополнение банка модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, расширение использования форм дистанционного обучения дали возможность обеспечить ежегодный рост количества педагогов, прошедших курсы повышения квалификации. Удельный вес педагогических работников, имеющих действующий документ об окончании курсов повышения квалификации, за 5 лет вырос с 57,94 до 79,29 %, работников административно-управленческого персонала – с 49,94 до 76,54 %.Следует также отметить, что в связи с тем, что с 2013 года педагогическим работникам предоставляется право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, количество педагогических работников, ежегодно проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, значительно увеличилось.

Кадровый состав образовательных организаций в целом соответствует современным требованиям. С каждым годом увеличивается удельный вес педагогических (с 78,36 % в 2011/12 уч. г. до 80,66 % в 2015/16 уч. г.) и административных (с 83,99 до 86 %) работников, имеющих высшее образование; растет удельный вес педагогов, которым присвоены высшая и первая квалификационные категории (с 65,66 до 74,51 %); наблюдается тенденция к уве-личению доли педагогических работников, своевременно прошедших курсы повышения квалификации (с 57,94 до 79,29 %). Результаты мониторинга демонстрируют расширение участия учителей в деятельности профессиональных сообществ, позволяющих регулярно получать профессиональную помощь и поддержку, повышение активности участия в конкурсном движении, выставках, конференциях.

Однако основной проблемой сегодня является проблема соответствия уровня реальной готовности педагога к профессиональной деятельности и требований к профессиональной деятельности, предъявляемых профессиональными стандартами. Для решения данной проблемы необходима разработка дополнительных профессиональных программ, организация научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями, выдвигаемыми профессиональными стандартами.

В профессиональных стандартах выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования, представленные в разрезе специализации педагогических работников. Профессиональные стандарты предназначены для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций.

Профессиональные стандарты требуют от педагога владения современными технологиями развивающего образования, способности «видеть» многообразие учащихся, учитывать в образовательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей.

Переход на профессиональные стандарты приведет к повышению социального статуса и престижа профессии педагога, к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, обновлению системы по-вышения их квалификации, корректировке нормативных правовых актов; изменения должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

Развитие профессионализма педагога осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности. Здесь главным звеном единой системы непрерывного образования педагогов выступает регионально-муниципальная многоуровневая методическая служба (далее – РМММС), связывающая в единое целое всю систему работы образовательных организа-ций разного уровня. Сегодня необходимо построение системы методической работы, направленной на выявление готовности педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога, а для этого, прежде всего, надо повысить уровень профессиональной грамотности по данному вопросу методистов ММС, подготовить руководящие кадры по вопросу организации работы с педагогом в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Муниципальные методические службы должны обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь, информационно-методическое сопровождение педаго-гов по вопросам организации и содержания процедуры аттестации, создать условия для саморазвития педагога, реализации индивидуальных программ непрерывного профессионального образования педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога. В методических службах образовательных организаций необходимо проанализировать соот-ветствие педагогов требованиям профессиональных стандартов, разработать индивидуальные образовательные маршруты профессионального развития педагогов.

Таким образом, актуальность разработки и реализации проекта «Развитие профессионализма педагогов в регионально-муниципальной многоуровневой методической службе в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» вызвана необходимостью обеспечения мотивированности педагогов в непрерывном профессиональном развитии, повышении престижа профессии педагога.

Цель проекта: Обеспечение научно-методического сопровождения развития профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога

Задачи проекта:

  1. Разработать модель уровневой дифференциации профессионального развития педагога.
  2. Изучить уровень соответствия педагогических работников требованиям профессиональных стандартов
  3. Разработать комплекс мероприятий по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога
  4. Разработать диагностический инструментарий и изучить результативность деятельности РМММС по развитию профессионализма педагогиче-ских работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога
  5. Разработать методические рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога.

Ожидаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта

Разработанная и апробированная модель уровневой дифференциации профессионального развития педагога;
- разработан и апробирован инструментарий выявления уровня соответствия компетенций педагогов уровням профессионального развития для последующего построения индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагога (персонифицированная модель профессионального развития педагога);
- разработаны паспорта профессиональных компетенций в соответствии с трудовыми функциями и действиями, функциональными обязанностями;
- выявлен уровень соответствия педагогических работников требованиям профессиональных стандартов;
- разработаны нормативные правовые документы и локальные акты, обеспечивающие развитие профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
- доля педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием, составит 90% от общего числа педагогических работников региона;
- разработаны критерии и показатели для аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта;
- доля программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования адаптированных в соответствии с требованиями профессиональных стандартов увеличится до 100%;
- будут разработаны методические рекомендации по развитию профессионализма педагогических работников в РМММС в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога;
- будет разработан диагностический инструментарий и изучена результативность деятельности РМММС по развитию профессионализма педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагога;
- повысится престиж педагогической профессии на 20% (в сравнении с 2014 г. – 31,2%);
- доля руководящих и педагогических работников, удовлетворенных организацией и содержанием образовательных услуг, направленных на непрерывное профессиональное развитие, достигнет 96% от общего количества педагогических и руководящих работников области.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационный (январь, 2016 г. – декабрь, 2016 г.);
2 этап – Основной (январь, 2017 г. – декабрь, 2019 г.);
3 этап – Заключительный (январь, 2020 г. – сентябрь, 2020 г.).

СКАЧАТЬ:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Разработал:

Кошелева Ирина Анатольевна, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» города Калуги

Тема: Модель траектории профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Проблема: Низкая мотивация учителей начальных классов на профессиональное развитие в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Причины:

    Непонимание учителями значимости введения профессионального стандарта для педагога;

    Недостаточное знание содержательной основы профессионального стандарта для педагога;

    Недостаточная готовность и личностно-профессиональная зрелость к работе в условиях введения профессионального стандарта для педагога;

    Слабая диагностика профессионального мастерства, самоопределения учителя;

    Отсутствие индивидуального образовательного маршрута учителя, обеспечивающий педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития.

Цель: Создание модели траектории профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Задачи:

    Познакомить с профессиональным стандартом педагога учителей начальных классов;

    Провести анализ и сопоставительную характеристику содержания профессионального стандарта с ФГОС начального общего образования.

    Провести внутренний мониторинг и анализ готовности педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

    Составить на основе полученных данных индивидуальный образовательный маршрут педагога.

    Разработать формы самообразовательной деятельности учителя.

6. Внедрить модель траектории профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта в работу.

Участники проекта: администрация, учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, родительская общественность.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижений поставленных целей.

Задача № 1. Познакомить с профессиональным стандартом педагога учителей начальных классов.

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Провести диагностику уровня знаний профессионального стандарта педагога.

3. Обобщить и проанализировать результаты диагностики.

4. Составить план-график индивидуальных консультаций.

5. Провести индивидуальные консультации.

Задача № 2. Провести анализ и сопоставительную характеристику содержания профессионального стандарта с ФГОС начального общего образования.

1. Составить вопросы для сопоставительной характеристики содержания профессионального стандарта и ФГОС начального общего образования.

2. Проанализировать содержание профессионального стандарта и ФГОС начального общего образования.

3. Составить таблицу нововведений профессионального стандарта педагога.

Задача № 3. Провести внутренний мониторинг и анализ готовности педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

1. Разработать лист самооценки готовности педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

2. Провести диагностику самооценки готовности педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

3. Проанализировать готовность педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Задача № 4. Составить на основе полученных данных индивидуальный образовательный маршрут педагога.

1. Разработать структуру индивидуального образовательного маршрута педагога.

2. Выделить направления работы (темы).

3. Составит план действий и мероприятий, проводимых в процессе работы над темой.

4. Установить сроки.

5. Определить форму представления и результаты работы.

6. Обозначить ожидаемые результаты.

Задача № 5. Разработать формы самообразовательной деятельности учителя.

1 . Провести выбор и классификацию форм самообразовательной деятельности учителя.

2. Представить опыт учителей на методическом объединении по самообразовательной деятельности.

3. Разработать памятку по выбору форм самообразовательной деятельности учителя.

Задача № 6. Внедрить модель траектории профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта в работу.

1. Разработать модель траектории профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

2. Сформулировать цели и задачи профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

3. Определить содержание, способы повышения квалификации педагога.

4. Провести индивидуальные консультации с педагогами по вопросу выбора траектории профессионального развития (в соответствии выявленными затруднениями).

5. Составить индивидуальный образовательный маршрут с целью профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

6. Реализовать задуманный маршрут.

7. Провести рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута с целью профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Рабочий план реализации проекта.

Изучение литературы по данному вопросу.

Кошелева И.А.

29.05.17 – 31.05.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, библиотека

Составление библиографического списка.

Кошелева И.А.

01.06.17

Анкетирование учителей начальных классов (диагностика уровня знаний профессионального стандарта педагога)

Кошелева И.А.

02.06.17 – 05.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 3

Анализ полученных результатов, представление обобщенного результата.

Кошелева И.А.

06.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 8

Подготовка вопросов для сопоставительной характеристики содержания профессионального стандарта и ФГОС начального общего образования.

Творческая группа учителей

07.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 3

Проведение методического объединения учителей начальных классов с целью анализа содержание профессионального стандарта и ФГОС начального общего образования.

Результат: таблица нововведений профессионального стандарта педагога

Кошелева И.А.,

08.06.17 – 10.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 3

Разработка листа самооценки готовности педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Творческая группа учителей

13.06.17

Проведение диагностики самооценки готовности педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Кошелева И.А.

15.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 6

Аналитическая справка по итогам проведения диагностики самооценки готовности педагогов к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Кошелева И.А.

15.06.17 – 22.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 12

Разработка структуры индивидуального образовательного маршрута педагога.

Творческая группа учителей.

23.06.17 – 29.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 3

Изучить эффективные формы самообразовательной деятельности учителя.

Руководитель МО учителей начальных классов Шпилевская И.И.

30.06.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 3

Провести методическое объединение учителей начальных классов с целью предоставления опыта учителей по самообразовательной деятельности.

Результат: памятка по выбору форм самообразовательной деятельности учителя.

Руководитель МО учителей начальных классов Шпилевская И.И.

01.07.17 – 15.07.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 3

Разработка модели траектории профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Творческая группа учителей

28.08.17 – 31.08.17

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 6

Индивидуальные консультации с педагогами по вопросу выбора траектории профессионального развития (в соответствии выявленными затруднениями).

Кошелева И.А.

01.09.17 – 25.05.18

Реализация задуманного маршрута

26.05.18

МБОУ «СОШ № 46» г. Калуги, каб. № 3

Заседание МО учителей начальных классов. Тема: анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута с целью профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Кошелева И.А.,

руководитель МО учителей начальных классов Шпилевская И.И

Ресурсы:

1. Библиотека школы.

2. Кабинеты начальной школы.

3. Интернет и копировально-множительная техника.

Оценка эффективности реализации проекта.

Критерий № 1 : Уровень профессионального развития педагогов на основе профессионального стандарта.

Критерий № 2 : Уровень мотивации учителей начальных классов на профессиональное развитие в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Уровень профессионального развития педагогов на основе профессионального стандарта.

Использование в работе учителей нововведений профессионального стандарта;

Деятельность учителей по самообразованию на высоком уровне;

Повышение квалификации;

Участие в профессиональных конкурсах, семинарах; олимпиадах и т.д.

Тестирование

Анкетирование

Качественный анализ документов и продуктов профессиональной деятельности педагогов.

Наблюдение

Лист самооценки соответствия педагога профессиональному стандарту

Анкеты

Самоанализ

Уровень мотивации учителей начальных классов на профессиональное развитие в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Постоянное стремление педагога к самосовершенствованию;

Заинтересованность в получении результатов;

Удовлетворение от своей работы.

Наблюдение

Анкетирование

Анкеты

Самоанализ

Листы обратной связи

Краткосрочный результат :

1. создание модели траектории профессионального развития педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта (программа, обеспечивающая учителям разработку и реализацию личной программы профессионального развития).

2. создание ПОРТФОЛИО как демонстрация профессионального роста и
саморазвития педагога.

Долгосрочный результат : 1. повышение качества работы учителей в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

2. рост количества педагогов с высшей квалификационной категорией.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких фактов риска.

Риски :

1. Низкая готовность к изменениям отдельных учителей.

Осуществлять дифференцированный подход к организации повышения профессиональной компетентности педагога и его профессионального роста с учетом индивидуальных особенностей каждого учителя. Привлечение педагога-психолога к индивидуальной работе.

2. Загруженность школы (двухсменный режим работы). Невозможность найти свободный кабинет и дополнительное время для работы творческой группы.

Составление плана-графика работы творческой группы с учетом расписания учебных занятий и возможностей учителей - членов творческой группы.

Дальнейшее развитие проекта.

Выступить на педагогическом совете школы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут педагога как средство профессионального развития»

Провести городской семинар для учителей начальных классов «Профессиональный стандарт педагога в условии реализации ФГОС».

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования - это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профессионального развития учителя

начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Салехарда

Гизатулиной Начии Аминовны

Пояснительная записка

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования - это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования, я должна:

  • познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  • посещать семинары, конференции, уроки коллег;
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  • пройти очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
  • разработать модель образовательного процесса с использованием логических задач;
  • провести открытые уроки для коллег;
  • организовать внеурочную деятельность по предметам;
  • выступать на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы.

Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений. Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно- коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса. Результатами моего самообразования должны стать:

  • повышение качества преподавания предметов, рост результативного участия учащихся класса в школьных, окружных и всероссийских конкурсах, олимпиадах- ЭМУ, «Кенгуру», «Интеллект - экспресс»;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
  • создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ,

Проблема, над которой работает учитель: «Развитие логического мышления учащихся ».

Цели:

  1. Изучить особенности детей младшего школьного возраста.
  2. . Изучить как влияют уроки математики на развитие логического мышления.
  3. Рассмотреть теоретические основы развития логического мышления на уроках математики: рассмотреть теория развития мышления у детей, определить роль математики в развитии логического мышления школьников, раскрыть логические задачи, применяемые на уроках математики;
  4. Исследовать методику использования логических задач на уроках математики, а также раскрыть различные формы работы с логическими задачами.
  5. повышение качества учебного процесса;
  6. обеспечение развития познавательной и творческой деятельности и личностной сферы учащихся.

Задачи:

  1. развивать логическое мышление учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся
  2. повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;
  3. фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.

Актуальность темы

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики».

Направления самообразования : профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.

Методическая тема МО: «Обеспечение всестороннего развития интеллектуальных способностей учащихся на основе инновационных технологий обучения и управления. Раскрытие индивидуальности ученика и выбор для него благоприятных условий обучения через личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

Срок работы над темой : 3 года.

Представление материала: открытые уроки х семинарах, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на МО, практикум с коллегами.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме школе, городе. Создание сборника логических заданий.

Ожидаемые результаты : повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, потребность в активной творческой деятельности.

Направления самообразования :

Направления

Мероприятия

Сроки

Профессиональное

  1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
  3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.
  4. Публикация свои статьи на темы образования в СМИ.
  5. Участвовать во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях..
  6. Продолжить создание кабинета математики: пополнить новой методической литературой, карточками, перфокартами, наглядными пособиями.
  7. Разработать систему упражнений и дидактических игр по развитию логического мышления младших школьников.
  8. Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей.

Ежегодно

1 раз в 5 лет

ежегодно

ежегодно

ежегодно

2011 г.

Психолого-педагогические

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  2. Принимать участие в работе педконсилиумов.
  3. Проводить психолого-педагогическую диагностику.

регулярно

Методические

  1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
  2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
  3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
  4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
  5. Изучать опыт работы лучших учителей через Интернет.
  6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  8. Создать борник упражнений для развития логического мышления с региональным компонентом.

регулярно

ежегодно

Регулярно

Ежегодно

Информационно-компьютерные технологии

  1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
  3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
  4. Создать творческую группу учителей интересующимися новыми ИКТ.
  5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

регулярно

2011-2014

Охрана здоровья

  1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

Примерно в 1996 году, начинается период бурного роста в области практического применения управления проектами. В 1996–1997 годах удалось запустить управление проектами в строительстве благодаря наглядному уроку, преподанному при строительстве Олимпийской деревни для Всемирных Юношеских Игр 1997 года.

Внедрение методов и технологий управления проектами в России на время было приостановлено кризисом 1998 года. Однако именно с 1998 года управление проектами стало использоваться Министерством обороны РФ. В 2000 году ведущие телекоммуникационные компании России взяли на вооружение профессиональное управление проектами в качестве эффективного рыночного инструмента. Достаточно сказать, что в 2000–2001 годах на курсах Московского отделения PMI прошли обучение представители Билайн, Центрального Телеграфа, Combellga, Ericsson, Телесофт, Сеть-проект и целого ряда других телекоммуникационных компаний.

В 2001 году управление проектами освоили банки. Сначала подразделения АйТи, а затем и другие подразделения крупных Московских банков осознали преимущества использования этой методологии и начали внедрять ее у себя. В качестве примеров можно привести Альфа-банк и Московский Кредитный банк. Приблизительно в тоже время возрастает интерес к управлению проектами со стороны машиностроительных предприятий, который можно связать с подъемом отрасли и появлением инвестиций.

Все новые и новые отрасли постепенно начинают применять современные методы и технологии профессионального управления проектами, причем обнаруживаются интересные закономерности.

В первую очередь выявилась прямая зависимость между повышением конкуренции на определенном рынке и снижением доходности соответствующих предприятий и повышением интереса к управлению проектами.

Вторая закономерность связана с укрупнением компаний. Пока компании были маленькие, и менеджеры были способны управлять, базируясь на собственной интуиции и ограниченном объеме информации, которую следовало обработать, интерес был умеренным. По мере укрупнения компаний внедрение единых методологий и программных средств управления проектами стало острой необходимостью 1 .

Таким образом, управление проектами за последнее время завоевало признание в Российской Федерации как один из лучших методов планирования и управления в сфере бизнеса. Все больше организаций применяет современные технологии управления проектами.

Профессиональные ассоциации

    • Области управления проектами

    мире имеются две профессиональные ассоциации специалистов в области управления проектами - Project Management Institute (PMI) и International Project Management Association (IPMA). Устроены они по-разному.

Project Management Institute (PMI) объединяет около 100 000 членов из 120 стран, имеет отделения в 60 странах на всех континентах кроме Антарктиды. Штаб-квартира PMI находится в США.

International Project Management Association (IPMA) - содружество европейских национальных ассоциаций управления проектами. Штаб-квартира IPMA находится в Швейцарии.

В европейских странах эти две ассоциации достаточно мирно сосуществуют, а в России наряду с отделениями PMI в Москве, Санкт Петербурге и Красноярске имеется наша национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ. Данные организации ставят схожие цели - пропаганду управления проектами и повышение профессионализма в этой области, видимо, поэтому они не конкурируют, а сот­рудничают 1 .

Российская ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) основана в 1990 году и представляет собой добровольный союз профессионалов, осуществляющих научные исследования и разработки, обучение и сертификацию специалистов в области управления проектами; обоснование, подготовку, выполнение и управление проектами в различных сферах деятельности. СОВНЕТ - некоммерческая, профессиональная международная организация, действующая на основе российского законодательства и Устава Ассоциации.

Миссия СОВНЕТ заключается в широком развитии профессионального управления проектами в России и сотрудничества с Международной ассоциацией управления проектами, ее национальными организациями, другими зарубежными ассоциациями, институтами и компаниями в области управления проектами.

Основные ценности Ассоциации изложены следующим образом:

    «Мы полагаем, что истинным критерием качества Управления проектом является достижения целей проекта в запланированные сроки и в рамках бюджета.

    Не бывает ни хороших, ни плохих оправданий при не успешном завершении проекта.

    Управление проектом - это деятельность не одного человека,

слаженной команды. Команда управления проектом - это высококлассные специалисты, мотивированные на успех и глубоко приверженные делу компании.

  1. Мы убеждены, что управление проектом необходимо и достаточно для достижения стратегических целей компании.

5. Мы не только развиваем управление проектами, но строим проектно-ориентированный бизнес и общество».

Главными задачами СОВНЕТ являются:

    обеспечение роста профессионализма в области управления проектами;

    формирование рынка профессиональных услуг по управлению проектами в России;

    содействие подготовке и переподготовке кадров, повышению уровня обучения в области управления проектами;

    осуществление и развитие Национальной программы сертификации специалистов по управлению проектами;

    кооперацию ученых, специалистов и практиков в области в области управления проектами, обмен идеями и опытом;

    содействие развитию и широкому практическому использованию современных средств и методов управления проектами;

    оказание практической помощи в осуществлении конкретных проектов и программ;

    оказание консультационного и методического сопровождения при внедрении систем управления проектами в организациях и компаниях.

СОВНЕТ 1 - организация, которая объединяет опыт, знания и усилия коллективов государственных, общественных и некоммерческих организаций, бизнес компаний, фирм и предприятий,

ПРОЕКТ перспективного развития «Образовательный консалтинг как модель тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры учителя» как модель тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры учителя» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Лицей 41»


Цель проекта: создание условий для освоения педагогами инструментов эффективного самообучения, самообразования, самореализации; обеспечения ресурсами личностного продвижения в профессиональной карьере. создание условий для освоения педагогами инструментов эффективного самообучения, самообразования, самореализации; обеспечения ресурсами личностного продвижения в профессиональной карьере.


Задачи: диагностика потребностей учителя для разработки индивидуальных образовательных программ; диагностика потребностей учителя для разработки индивидуальных образовательных программ; обеспечение образовательного инициативного движения педагогов; обеспечение образовательного инициативного движения педагогов; рефлексия способов самообразования, самообучения, самоопределения, самореализации, самоорганизации педагогов в образовательном пространстве. рефлексия способов самообразования, самообучения, самоопределения, самореализации, самоорганизации педагогов в образовательном пространстве.




Описание модели ЭтапыСодержание 1. Диагностический диагностика готовности педагога к самообразованию, самоопределению, самореализации; диагностика особенностей педагогического стиля. 2. Мотивационный тренинг личностного роста 3. Целеполагание тьюторские консультации; определение цели и задач для каждого учителя. 4. Проектировочный разработка индивидуальных программ по самообразованию, составлению ресурсной карты. 5. Реализационный обеспечение реализации индивидуальных программ самообразования; организация образовательных событий; организация стажировок, мастер-классов, обучающих семинаров и курсов. 6. Оценочно- результативный рефлексия (оценка педагогом собственного продвижения в профессиональной карьере)


Этапы составления индивидуального образовательного маршрута 1) проанализировали кейс образовательных услуг; 2)определили инвариантную и вариативную части программы; 3)отобрали содержание учебного материала; 4)определили временные промежутки освоения программы; 5)выбрали методы и формы обучения; 6)разработали график индивидуальных и групповых консультаций; 7)составили индивидуальные образовательные маршруты; 8)составили ресурсную карту.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Чистяковой Светланы Борисовны Чистяковой Светланы Борисовны Наименование образовательных модулей/стажировок Кол-во часовФорма обученияВиды учебных занятийСроки обученияФорма контроля Личностно-ориентированное обучение в начальной школе как средство повышения качества образования.Технология учебного исследования. В течение учебного года самообразование Индивидуальные консультации тьютором г.собеседование «Формирование УУД средствами УМК «Школа 2100» 2Заочная Занятия научно-практического вебинара на базе лицея в дистанционном режиме 2011 г.собеседование Современные образовательные технологии. Технология критического мышления 12 Очная (без отрыва от работы) Занятия научно-практического семинара на базе лицея; посещение мастер-классов и мастерских коллег Посещение уроков тьютором Организация процесса духовно- нравственного воспитания, развития младших школьников в ходе формирования читательской компетенции В течение двух лет самообразование Изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, индивидуальные консультации тьютором собеседование Личностно-ориентированное обучение в начальной школе как средство повышения качества образования. Проектирование в начальной школе В течение учебного года самообразование Индивидуальные консультации тьютором г.собеседование Способы использования цифрового интерактивного оборудования при решении проектно-исследовательских задач в условиях реализации ФГОС второго поколения 72Очная Курсовая подготовка на базе КОИРО собеседование Инновационные технологии в воспитании 72Очная Занятия научно-практического семинара на базе лицея отчет Электронная школа6 Очная (без отрыва от работы) Индивидуальные консультации тьютором заполнения электронного журнала


Формы обучения на этапе реализации индивидуального плана по самообразованию 1. Курсовая подготовка на базе КОИРО, в том числе дистанционные курсы. 2. Курсовая подготовка на базе лицея (занятия научно- практического семинара). 4. Работа над темой самообразования. 5. Индивидуальные задания. 7. Мастер-классы. 8. Стажировки. 9. Составление портфолио.