Сочинения. Сочинения Счастливый человек в понимании некрасова соч рас

Произведения Николая Алексеевича Некрасова всегда отличаются социальной направленностью, он создавал свои стихотворения и поэмы «о народе и для народа», описывая его проблемы, мысли и интересы, быт и нравы. Не является исключением и «Кому на Руси жить хорошо?». В этом всем известном произведении отразилась сложная ситуация, сложившаяся в России после отмены крепостного права.

В самом начале поэмы, в прологе, собралось семь мужиков, которые завели спор, пытаясь выяснить, «кому живётся весело, вольготно на Руси». И для этого они пустились в путешествие, встречая на своём пути и слушая рассказы про совершенно разных по своему положению в обществе людей. Это и поп, и помещик, и крестьянка Матрёна Тимофеевна, и Ермил Гирин, и солдат, который вернулся на Родину и в этом видит своё счастье, и семинарист Гриша Добросклонов, и многие другие. Немногих героев мы можем назвать по-настоящему счастливыми, с точки зрения автора, и ни одного – по мнению мужиков. Ведь что для них счастье? Чёткое определение этому даёт дьячок, фигурирующий в самом начале их странствия, который сказал:

В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь?

Не так ли, други милые?

Они сказали: «Так».

Эту «формулу» можно попробовать применить к судьбам разных героев и понять, почему же не нашли странники счастливых среди всех, кто встречался им на пути.

Первым человеком, с которым завели мужики разговор об интересующем их предмете, был поп. С первых же его слов («Православные! Роптать на Бога грех…») мы понимаем, что рассказ не будет радостным, что не вольготно и не весело живётся священнослужителям, что всё, что о них говорят – выдумки незнающих людей. Ведь нет у попа ни богатства, ни чести, ни покоя. Да и откуда бы им взяться, если живёт поп только на пожертвование прихожан и деньги, заработанные на венчаниях и похоронах, не имея возможности, в отличие от крестьян, обрабатывать собственную землю. Если в любой час, в любой день недели, в любую погоду, будь то мороз, гроза, лютая жара или половодье, он должен ехать к умирающему человеку, исповедовать его, совершать необходимые обряды, а потом служить службу и заниматься своими насущными проблемами. Если люди «слагают сказки балагурные и песни непристойные» о священнослужителях, обзывают его жену и детей, то о каком же счастье может идти речь? Нет у попа ни покоя, ни уважения, ни денег.

Не лучше ситуация и у помещиков. После отмены крепостного права они оказались совершенно не приспособленными к новым условиям, они ничего не умеют делать, потому что родители и учителя готовили их к спокойной жизни, основанной на эксплуатации труда крепостных, потому что их не учили необходимым для нового времени вещам. И образ «румяненького, осанистого, присадистого» помещика вызывает у нас жалость, ведь может и хотел бы он сейчас начать всё заново, да не может. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику!..»

Чуть ближе к «идеалу» Ермил Гирин. У него есть две составляющие счастья: уважение окружающих и богатство. Своей честностью, порядочностью, благородством и высокой моралью он заслужил доверие всех людей, которые его окружают, был выбран старостой. Но, не смотря на всё это, нет у Ермилы покоя, а значит, нет и полноценного счастья. Однажды оступившись, он не может себе этого простить, хотя с точки зрения окружающих его поступок вполне оправдан и не вызывает негодования или презрения и злобы. И в самом деле, что такого в том, что вместо своего брата он отдал в рекруты другого человека, причём не подлым обманом и предательством, а заплатив за это ему и его матери немалые деньги. Совесть Гирина не выдерживает такого испытания: он хочет повеситься, а когда его буквально вынимают из петли, он отходит от дел и решает заняться мельницей. Причём и при покупке на торгах, и при её использовании мы вновь можем убедиться в честности и порядочности этого человека, в его неподкупности и благородстве. К сожалению, такие люди, как Ермил, действительно не могут найти покоя, потому что по-настоящему честный человек честен во всём. И в итоге, когда Гирин отказывается принять участие в подавление бунта, его заключают в острог.

Но всё это мужские персонажи, а Некрасов обращается в своём произведении и к женщине – Матрёне Тимофеевне, описанию судьбы которой посвящена целая глава. Тяжела женская доля на Руси, сложно пришлось героине в жизни. Сначала она вынуждена терпеть постоянные придирки свекрови и золовки, домогательства «господского управляющего», потом переживает смерть своего первенца, Дёмушки, навлекает на себя позор, приняв порку розгами вместо своего сына Федотушки, голод. Потом приходит новая беда: мужа Матрёны забирают в рекруты, и здесь отважная женщина готова бороться за своё счастье: она едет в город и пробивается к губернаторше, которая помогает ей восстановить справедливость. Нет у неё ни богатства, ни чести, ни тем более покоя. Всю жизнь она должна работать, чтобы прокормить и обеспечить свою семью, терпеть унижения и многочисленные потери, но есть и у неё радость в жизни – она любит и любима. А это многое значит, ведь не многим русским женщинам так везло с мужьями. В заключение Матрёна Тимофеевна говорит странникам очень ёмкие по своей сути слова: «А то, что вы затеяли не дело – между бабами счастливую искать!».

Итак, по мнению автора, среди этих героев нет ни одного счастливого человека. Так кто же тот человек, которому живётся «вольготно на Руси»? Это Гриша Добросклонов, появляющийся в поэме только в последней главе. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась", мечтал поехать в Москву и учиться в «новорситете».

Из двух дорог, которые автор обозначает как «дорогу торную, страстей рабу» и «дорогу тесную, дорогу честную», он выбирает вторую. И идёт по ней до конца. Что ждёт его впереди? «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Нелёгок его жизненный путь, сурова судьба. Нет у него денег, нет покоя, нет всеобщего уважения, но он решил посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье, за его освобождение от крепостных цепей.

"...И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Родного уголка".

И именно благодеяния для народа, именно радение за «униженных, обиженных», стремление к всеобщему благополучию порой ценой своей жизни считает Некрасов настоящим человеческим счастьем. Не нужно денег, не нужно семьи и почёта. Высокая цель жить и, возможно, умереть за свою Родину и русских людей – вот предназначение человека, вот смысл всей его жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» понятие счастья многранно и несколько необычно. Не входят в него любовь и дружба, то есть те чувства, без которых человеку трудно прожить на свете, зато чётко обозначается социальная направленность: народ, его освобождение от крепостничества, которое Гриша называет змеёй.

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", которую он писал около 20 лет, - итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же такое счастье, по мнению Некрасова, и как он отвечает на вопрос, поставленный еще в «Элегии»: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?"?

Использование автором фольклора и сказочных элементов позволяет связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью, также делает поэму понятной для народа. Главные герои поэмы семеро мужиков, семь временно обязанных крестьян. Их главная цель - найти “счастье мужицкое”. И решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании.

Первым на их пути встречается поп. Поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Но так же говорит, что счастье одного человека в отрыве от всех остальных невозможно.
Многих они встречают на пути. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив, старуха счастлива, так как у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде, для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке. Крестьянка Матрена Тимофеевна, которая пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность. Ермил Гирин - любимый односельчанами за честность, ум и бескорыстную преданностью интересам крестьян - бурмистр. Ермила за семь лет справедливой службы один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он», а вместо Митрия отдал в солдаты сына вдовы. От угрызений совести хотел Гирин повеситься. Но благодаря князю, сына вдовы все же вернули, а Митрия отправили служить. Так же, он встал на сторону бунтующих крестьян за это его посадили в острог. Счастье для него в помощи народу.
Вопрос о том кто счастлив, плавно перетек в вопрос о том, что же такое Счастье.
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Из-за тяжелой жизни он с самого детства решает, что будет бороться за счастье народа. Он верит в счастливое будущее своего родного края, и именно в этом - счастье самого Гриши. В его образе Некрасов показал свое отношение к счастью.
Некрасов хотел сказать, что счастье не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг. Народ же, обретет его тогда, когда начнет бороться за него, научится «быть гражданином». Я полностью согласен с эти мнением. Именно так поступал герой романа И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Иванович Штольц, он считал себя счастливым и пытался сделать таковым своего друга Обломова. В этом и состоит идея счастья в поэме. Счастье в одиночестве - неполное счастье.


Что же такое счастье? Это понятие сугубо индивидуально. Для одни- это богатство, для других - любовь и дружба, для третьих - здоровье, для четвёртых - мир на Земле. У каждого человека свои жизненные приоритеты и ценности, каждый видит счастье по-разному. Одни считают, что счастье неуловимо. Другие пытаются найти его в деньгах, работе, друзьях, помощи другим людям.

В любом случае, счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека: воспитание, мировоззрение, окружение.

Итак, кому же на Руси жить хорошо? Для того, чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии поэмы, поэт пересматривает всю Русь, все слои общества. У каждого свои представления о счастье и комфорте.

Перед героями и читателями проходит целая галерея разных типов людей, и все они претендуют на "счастливого". Мы видим людей, симпатичных автору, но не способных называться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшным, как могло быть.

Некрасов не может не показать низкий уровень жизни народного сознания. Мужики понимают счастье примитивно, соотносят его к материальной обеспеченности, богатству, чести, но встречи с разными людьми меняют взгляды странников. Крестьяне считают, что счастье для попа - "покой, богатство, честь". Но поп себя счастливым не считает: покоя нет из-за людей, которые рождаются и умирают в любое время года; денег тоже нет: помещики живут в городах, а крестьяне бедствуют, не то что они, а поп порой сам даёт деньги, чтобы люди не умерли с голоду. И чести тоже нет: поп рассказывает, как над ним насмехаются и издеваются.

Примечателен и Ермила Гирин, который прославился на всю округу своим умом, справедливыми и бескорыстными поступками, преданностью народу и заслужил его уважение. Он "имеет всё, что надобно для счастья", но всем этим Ермила жертвует ради народной правды и попадает в острог.

Особой темой становится судьба русской крестьянки Матрёны Тимофеевны. "Не дело между бабами счастливую искать", - говорит героиня. После известия о том, что её мужа забирают в армию, Матрёна решает бороться за своё счастье до конца. Счастье крестьянки - быть рядом с её мужем.

Последним героем поэмы является Гриша Добросклонов - семинарист. Он живёт среди мужиков, которые любят и признают его талант. Гриша бесконечно счастлив, потому что молод, талантлив своими стихами, борется за счастье народа. Своё предназначение осознал в тринадцать лет: "будет жить для счастья родного уголка". Героя не пугают испытания, он свято верит в то, что он делает, в то, чему он посвятил свою жизнь.

Именно с образом народного героя, Гриши Добросклонова Н.А.Некрасов связывает своё представление об истинном счастье: человек счастлив, потому что талантлив, молод, борется за счастье народа.

Обновлено: 2018-03-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семь странников-крестьян ищут на Руси счастливого. Поэт писал эту поэму несколько десятилетий, так и не завершил её. Странники не встретили счастливого и поэма осталась с открытым финалом. Но можно ли кого-то из героев произведения назвать счастливым? Что нужно для счастья, с точки зрения героев и самого поэта?

В поэме показано кризисное состояние русского мира. Во-первых, это нищета и голод. Вспомним названия деревень, из которых пришли странники: Дырявино, Заплатово, Неурожайка… Во-вторых, после отмены крепостного права «порвалась цепь великая», и ударила «одним концом по барину, другим по мужику»: никто не знает, как обустроить свою жизнь, на какую систему ценностей опереться.

Именно поэтому многие герои поэмы несчастливы – даже те, кто этого достоин. Например, Савелий, который был «богатырем святорусским» сильным, упорным, отбыл каторгу, просмотрел, как свинья погубила правнука Демушку, и долго отмаливал свой грех и т.п. Утрачены на Руси и «ключи от счастья женского». Матрена Тимофеевна, крестьянка, которая была доброй, хорошей женой, прекрасной матерью, из-за всех забот, возложенных на ее плечи по дому, по хозяйству, из-за голодной жизни, отсутствия опоры была лишена счастья.

Но и у тех, кто чувствует себя счастливым, представления о счастье часто убогие. Странники в поисках счастливого человека обошли всю Русь. Некрасов использует прием «поэтического многоголосия», словно «предоставляя слово» самим русским людям. Как выяснилось, для одних счастье заключается в покое, богатстве и чести, у других в возможности залить водкой свою «счастливую» жизнь. В главе «Счастливые» мы видим как за возможность «хлебнуть вина бесплатного» люди меряются счастьем, если это можно назвать таковым. У кого-то уродилось реп до тысячи, кто-то видит счастье в признании хозяев: «Я счастлив, видит бог! У первого боярина, у князя Переметьева, я был любимый раб.» Счастье помещика это праздная жизнь, пиры, охота, власть над людьми. Автор пишет: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Это примитивное представление о счастье, о котором говорил каждый «счастливый», истинного счастья ни одному из них не приносит.

Обладателем истинного счастья в поэме является Гриша Добросклонов. Несмотря на жизнь «беднее захудалого последнего крестьянина» и тяжелую каждодневную работу в нем есть стремление к духовному развитию. В нем есть тяга к прекрасному, к творчеству, к мечтаниям. Гриша – поэт, он сочиняет песни о России, о народе, и готовится посвятить себя борьбе за счастье народное. Это то, что отличает его от других героев этой поэмы. Но странники так и не встретились с Гришей и не нашли счастливого.

«Кому на Руси жить хорошо?» — это эпическая поэма. В ней благодаря образу дороги и сюжету-путешествию возникает панорамная картина русской жизни, картина народного горя, разлада и пр. По-настоящему счастливых людей не может быть, если жизнь в целом устроена неразумно, находится в состоянии кризиса. Но в целом поэма не носит трагического характера, поскольку, по мнению автора, в русской жизни все равно сохраняются здоровые и крепкие начала, надо дать им только возможность созреть и проявиться.

Таким образом, Н. Некрасов считает, что счастье заключается в постоянном движении, развитии, творчестве. Это то, что наделяет смыслом жизнь человека. Именно поэтому счастливым в поэме становится Гриша Добросклонов.

1. Понятие счастья.
2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
3. Типы счастья.
4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.

Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.

В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.

Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.

Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.

Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:

...А у Григория
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.

В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:

... в сердце мальчика
С любовью к бедной матери,
Любовь ко всей вахлачине
Слилась...

Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:

...и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:

Иди к униженным.

Иди к обиженным
— Будь первый там!

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Именно в уста Гриши — народного поэта и певца — автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,

Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается...
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».