Загадочным образом, человек без диплома и образования режиссера, начинает работать в театрах. кирилл серебренников- так кто же он? Кирилл Серебренников: личная жизнь и творчество Режиссер серебренников скандальный

Кирилл Серебренников – режиссер театра и кино, широко известный своими неординарными постановками («Человек-подушка», «Метаморфозы», «Отморозки», «Идиоты») и кинолентами («Изображая жертву», «Юрьев день», «Измена», «Дневник убийцы», «Ученик») которые неизменно вызывают неоднозначную реакцию зрителей. В 2012 году стал худруком театра «Гоголь-центр», созданного на базе распущенного МДТ им. Гоголя.

Режиссер придерживается мнения, что творить нужно не про «абстрактных них», а про «конкретных нас». И хотя многие театралы не понимают методов и приёмов Серебренникова, а другие и вовсе называют его конъюнктурщиком, его творчество заставляет каждого задуматься об увиденном.

Детство и семья

Родился Кирилл в интеллигентной семье из Ростова-на-Дону. Отец, Семен Михайлович, был врачом-хирургом, а мама, Ирина Александровнам Литвин, преподавала русский язык и литературу в школе. Кирилл пошел в первый класс физико-математической школы №5, с юных лет активно участвовал в общественной жизни класса и даже поставил спектакль об основоположнике марксизма Фридрихе Энгельсе. Уже в то время у мальчика был заметен оригинальный взгляд на театр – главной героиней его пьесы стал не сам экономист, а лионская ткачиха без рук.

Однако после того как жители СССР получили доступ к зарубежным книгами и фильмам, Кирилл утратил партийный энтузиазм. Именно в этот период он проникся вопросами свободы, как внешней, так и внутренней. Вообще, талант к режиссуре Кирилл считает наследственным – его дедушка по материнской линии в свое время окончил ВГИК, учился у Эйзентштейна и Довженко, был одним из основателей киностудии «Молдова-фильм».

Кирилл Серебренников читает стихи Дельфина

По окончании средней школы с золотой медалью Серебренников намеревался пойти на режиссерский факультет, но руководитель курса и по совместительству близкий друг семьи Анатолий Васильев отговорил его, пояснив, что в столь юном возрасте слишком часто ошибаются при выборе жизненного пути. Он посоветовал юноше сначала окончить что-нибудь еще, а потом, если не передумает, вернуться.

Так Серебренников подал документы на физический факультет Ростовского государственного университета, который по прошествии пяти лет окончил с красными корочками. Во время учебы в университете был членом комсомольской ячейки, которую во время перестройки собственноручно распустил, занимался режиссурой в любительской студии «69». Первый срежиссированный им в ее рамках спектакль был поставлен по произведениям Хармса. «Это было какое-то смешное безобразие. Зрителей поливали кефиром, а по сцене ходили голые женщины», – вспоминал об этом опыте режиссер.

Начало карьеры

После окончания учебы Кирилл продолжил заниматься любимым делом и в течение следующих семи лет нарабатывал опыт в ростовских Академическом театре драмы им. М. Горького и Академическом театре юного зрителя. Самой первой стала постановка «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» в театре «Ангажемент» (1992).

Кирилл Серебренников в передаче «Школа злословия»

В 1995 году свет увидела постановка «Городок в табакерке» в ростовском ТЮЗе, которую очень быстро запретили из-за включенных в сюжет элементов садомазохизма. Во время действа на сцену должны были выбегать люди, одетые в костюмы молотков, и бить людей в костюмах колокольчиков под радостное пение последних. В действительности же «молоточки» стегали «колокольчиков» плетьми. Вышедшая в том же году на сцене АТД им. Горького постановка «Маленькие трагедии» была раскритикована в пух и прах местными театралами.


В это же время Серебренников делает первые попытки изучить мир телевидения. В 1991 году он начал сотрудничать с телекомпанией «Южный регион», после перешел в гостелерадиокомпанию «Дон-ТР». И здесь оказался применим его талант: Кирилл снял музыкальный фильм, две документальных ленты, несколько десятков рекламных роликов и музыкальных видеоклипов, принял участие в создании многосерийных телепроектов. Реклама и музыкальные клипы только начинали появляться на экранах телевизоров, их создание было интересным и увлекательным процессом, однако когда подобная работа стала рутиной, Серебренников решил переехать в столицу и заняться большим кино, открыв новое для себя направление.

Карьера в Москве

Поначалу Серебренникова в Москве не приняли, сочтя его излишне провинциальным из-за его эпатажного внешнего вида и огромной пушистой шубы. Поначалу он продолжил заниматься съемкой рекламы, однако вскоре случай свел его с драматургом Алексеем Казанцевым, который предложил Серебренникову поставить пьесу Василия Сигарева «Пластилин». До этого от трудной задачи отказались семь других режиссеров, но Серебренников всегда любил принимать вызовы.


Следующие годы Серебренников ставил спектакли на сценах Театра им. Пушкина, «Современника», Мариинского театра. Он интерпретировал на свой особый лад и классические произведения («Господа Головлевы», «Мещане», «Лес», «Трехгрошовая опера»), сотрудничал с современными драматургами Олегом и Владимиром Пресняковым («Терроризм», «Изображая жертву»), Михаилом Кононовым «(Голая пионерка»). В 2005 году талант Серебренникова признал Олег Табаков , пригласив режиссера работать в свой театр.


Пьесу «Изображая жертву» Серебренников переделал в одноименную картину. Собрав команду из талантливейших профессионалов – Юрия Чурсина, Марата Башарова , Александра Ильина , Анны Михалковой , Лии Ахеджаковой и многих других – он создал настоящий шедевр российского кинематографа с присущим Серебренникову гротеском. Работа получила главные призы на фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema. Однако актер и режиссер Михаил Козаков был не согласен с жюри именитых фестивалей. По его мнению, фильм «Изображая жертву» получился хуже, чем театральная постановка, условность которой сильнее действует на зрителя.


В 2007 году неугомонный Серебренников попробовал новое для себя направление – стал ведущим передачи «Другое кино» на телеканале ТВ-3. Большой радостью для Кирилла стало признание московской учительницы, по словам которой, после программы «Другое кино» ее ученикам не нужно ничего объяснять, они все понимают сами. Чуть больше месяца режиссер также вел передачу «Детали» на канале СТС.


В 2008 году Серебренников стал преподавателем экспериментально-режиссерского курса школы-студии МХАТ. Студенты этого курса образовали в впоследствии театральную труппу «Седьмая студия» и с успехом теперь работают в «Гоголь-центре».


В 2010 году Серебренников взялся за постановку криминального романа «Околоноля», авторство которого приписывали «серому кардиналу Кремля» Владиславу Суркову . Скандальная постановка раскрывала продажную суть власти и демонстрировала метаморфозы человека под ее влиянием.


Также режиссер вместе с Чулпан Хаматовой , Теодором Курентзисом, Евгением Мироновым и Романом Должанским принимали активное участие в организации фестиваля современного искусства «Территория», сам же Кирилл являлся его арт-директором. В 2011–2014 годы он работал художественным руководителем арт-проекта «Платформа» при ЦСИ «Винзавод».


В 2012 году свет увидел новый фильм Серебренникова, «Измена», вошедший в конкурсную кинопрограмму Венецианского фестиваля. В этом же году Серебренников стал художественным руководителем Московского драматического театра им. Гоголя, а в 2015 году, после заявления о переформатировании театра в «Гоголь-центр», возглавил его. Под эгидой «Гоголь-центра» он поставил спектакли «Идиоты», «Мёртвые души», «Обыкновенная история» и другие. Также в программе театра регулярно присутствуют кинопоказы, концерты, лекции и открытые для всех дискуссии.


В 2015 году зрители остросюжетного фильма Бекмамбетова «Хардкор» могли увидеть Серебренникова в крошечной роли танкиста. Режиссер сидел в танке целый день, причем в качестве жеста доброй воли не взял за работу никакого гонорара.


В 2016 году Серебренников снял фильм «Ученик», который ожидаемо был отмечен премиями на кинофестивалях в Каннах и «Кинотавре».

Осенью 2016 года Кирилл совместно с французским коньячным домом Remy Martin презентовал фильм, который стал частью международного кинопроекта One Life / Live Them. Проект рассказывал о людях, которые успешно пытаются реализовать себя в нескольких сферах одновременно.

В рамках празднования 400-летия Уильяма Шекспира Серебренников представил в Центре современного искусства «Винзавод» свою версию спектакля «Сон в летнюю ночь».

Личная жизнь Кирилла Серебренникова

О личной жизни Кирилл предпочитает не рассказывать много. Его жена – дочь столичного режиссера театра, искусствовед. Для мужа она является значимым критиком, к ее мнению он всегда прислушивается. Детей у режиссера пока нет, поскольку он считает их подозрительными и немного боится.

Кирилл вегетарианец, йог и шопоголик. Для поиска новых идей часто посещает Берлин. В стране с незнакомым окружением и языком, по его словам, лучше думается. Любит шутки и японские духи, не любит кататься в лифтах и слово «модный».

Кирилл Серебренников сейчас

В мае 2017 года квартиру режиссера, Гоголь-центр и арт-пространство «Винзавод» обыскали сотрудники СК. Изначально Серебренников проходил свидетелем по делу о мошенничестве, а подозрение пало на главного бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву.

Однако 22 августа 2017 года Кирилл Серебренников был задержан в Петербурге по подозрению в хищении 68 бюджетных миллионов, выделенных на реализацию проекта «Платформа», и доставлен в Москву. Ему инкриминируют мошенничество в особо крупном размере.

В 2018 году вышел фильма Кирилла Серебренникова, посвященный лидеру группы «Кино» Виктору Цою, – «Лето». Работа над лентой прерывалась по причине ареста режиссера, но в сентябре 2017 года ему смягчили меру пресечения на домашний арест, и он смог вернуться к основной деятельности. Главную роль исполняет немецкий актер корейского происхождения Тео Ю , также в ролях значатся лидер группы «Звери» Роман Билык и Ирина Старшенбаум . Фильм попал в программу Каннского кинофестиваля.

В сентябре 2019 года издание GQ признало Серебренникова человеком года. В тот же день суд порекомендовал вернуть дело «Седьмой студии» в прокуратуру.

Кирилл Семёнович Серебренников. Родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Российский режиссёр театра и кино.

Отец - Семён Михайлович Серебренников, еврей, врач-уролог, доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института, автор научных трудов, изобретений и монографии «Хирургическое лечение эректильной импотенции».

Мать - Ирина Александровна Литвин, украинка, учительница русского языка и литературы.

Дед - Александр Иванович Литвин, в прошлом режиссёр документальных и научно-популярных фильмов киностудии «Молдова-фильм», председатель Республиканского Общества кинолюбителей МССР, заслуженный работник культуры Молдавской ССР.

По рассказам его матери, свое имя получил в честь актера . "Кириллом мы его назвали по двум причинам. Хотя я сама украинка, мне хотелось назвать сына чисто русским именем. А во-вторых, повлиял авторитет актера Кирилла Лаврова, который в то время пользовался особой популярностью и славой", - рассказывала Ирина Александровна.

По словам матери, рос способным мальчиком и демонстрировал тягу к творчеству: "В три года мы научили его читать. Чуть позже он сам начал рисовать. Причем, не милые "похожести", а придуманные сюжеты, образы. В детском саду он принимал участие во всех утренниках, где читал стихи и танцевал, несмотря на то, что он был довольно-таки полненьким".

В старших классах специализированной математической школы, в которой он учился, Кирилл создал свой театр, где поставил спектакль «Тень». Тогда же и увлекся режиссурой.

В школе отличился тем, что написал в стихах школьное сочинение - продолжение судеб главных героев «Евгения Онегина», написанное по законам пушкинского слога.

Школу окончил с золотой медалью.

В 1992 году с красным дипломом окончил физический факультет Ростовского государственного университета. Занимался режиссурой в студенческие годы - сначала в любительской студии «69», с 1990 года - на профессиональной сцене.

За семь лет поставил десять спектаклей во всех театрах Ростова-на-Дону: театре «Ангажемент», Академическом театре драмы имени М. Горького, Академическом театре юного зрителя. Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на Всероссийских Фестивалях.

Среди его постановок ростовского периода: «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (театр «Ангажемент»); «Федра» (театр «Ангажемент»); «Любоффь!» (театр «Ангажемент»); «Сад Себастьяна» (Ростовский театр юного зрителя); «Тарарабумбия» (театр «Ангажемент»); «Маленькие трагедии» (АТД имени Горького); «Городок в табакерке» (Ростовский театр юного зрителя); «Демон» (Ростовский театр юного зрителя); «Я стою у ресторана» (Ростовский театр юного зрителя); «Женитьба» (Ростовский театр юного зрителя).

С 1991 года активно работал на телевидении. Сначала в телекомпании «Южный регион», потом в ГТРК «Дон-ТР». За те же семь лет снял 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два - о музыке, третий - о кино, около 100 рекламных роликов.

Сценарии Кирилла Серебренникова:

1998 - Раздетые
2000 - Ростов-папа
2002 - Дневник убийцы
2004 - Рагин
2009 - Короткое замыкание. Поцелуй креветки (5 новелла) (киноальманах)
2012 - Измена (Betrayal)
2016 - Ученик
2016 - Этюд (короткометражный)

Работы Кирилла Серебренникова как художника:

2016 - Этюд (короткометражный)
2017 - Герой нашего времени (фильм-спектакль)

Видеоклипы Кирилла Серебренникова:

1992 - «Резиновые ноги» - группа «Пекин Роу-Роу»
1994 - «Память» - группа «Там! Нет Ничего»
1994 - «Море! Возьми табуретку» - группа «Там! Нет Ничего»
1994 - «Ближе» - группа «Там! Нет Ничего»
1994 - «Наверное это любовь» - группа «Там! Нет Ничего»
2010 - «Январи» - Марк Тишман


Кирилл Семенович Серебренников — российский режиссер театра и кино, художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр». С августа 2017 года по апрель 2019 года находился под домашним арестом, режиссера подозревают в хищении 68 миллионов рублей, которые Минкульт выделил на проект о современном искусстве «Платформа».

Детство и образование Кирилла Серебренникова

Отец режиссера — Семен Михайлович Серебренников — врач-уролог, доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института.

Мать — Ирина Александровна Литвин была учительницей русского языка и литературы.

Дедушка по материнской линии, Александр Литвин, окончил ВГИК, учился у Эйзенштейна и Довженко, был одним из основателей киностудии «Молдова-фильм». Как сообщается в Википедии, дед Серебренникова был режиссёром на киностудии «Молдова-фильм» (1953—1972), председателем Республиканского Общества кинолюбителей МССР, заслуженным работник культуры Молдавской ССР (1969).

Кирилл Серебренников учился в физико-математической школе. С детства у мальчика была тяга к искусству. Кирилл активно участвовал в школьной художественной самодеятельности. Интересно, что уже в те годы парень поставил спектакль — о Фридрихе Энгельсе . Однако главным действующим лицом был не сам соратник Карла Маркса , а лионская ткачиха без рук.

Серебренников окончил школу с золотой медалью. Кирилл сразу хотел пойти на режиссерский факультет, но его отговорили, пояснив, что в юношестве люди часто ошибаются в выборе профессии. Друг семьи посоветовал Кириллу сначала приобрести фундаментальную специальность, а потом, если не передумает, вернуться к творческой профессии.

Кирилл поступил и окончил с красным дипломом физический факультет Ростовского государственного университета. Во время учебы в университете он был членом комсомольской ячейки, но, когда началась перестройка, собственноручно распустил ее. А еще Кирилл Серебренников занимался режиссурой в любительской студии «69». Первый спектакль, который Кирилл режиссировал, был поставлен по произведениям Хармса .

Карьера Кирилла Серебренникова в театре

Получив высшее образование, Кирилл Серебренников продолжил заниматься режиссурой в ростовских театрах. Он поставил пьесы: «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе», «Городок в табакерке» (спектакль запретили из-за включенных в сюжет элементов садомазохизма). Пьеса «Маленькие трагедии» также была предана обструкции.

Серебренников в 1991 году начал сотрудничать с телекомпанией «Южный регион», потом Кирилл перешел в гостелерадиокомпанию «Дон-ТР». Серебренников снял множество рекламных роликов, музыкальный фильм, видеоклипы, две документальные картины, принял участие в создании многосерийных телепроектов. А потом эта работа Кириллу Серебренникову надоела, и он поехал в Москву, дабы заняться большим кино.

Но столица не сразу приняла молодого режиссера. Некоторое время Кирилл занимался съемкой рекламы, а затем драматург Алексей Казанцев предложил Кириллу Серебренникову поставить пьесу Василия Сигарева «Пластилин». До этого от трудной задачи отказались семь других режиссеров, но Серебренников не испугался трудностей.

С 2002 Кирилл Серебренников начал ставить спектакли в МХТ им. А. П. Чехова (постановки «Терроризм» и «Изображая жертву» по пьесам братьев Пресняковых , «Мещане» по А. М. Горькому , «Лес» по А. Н. Островскому , «Господа Головлевы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину , «Человек-подушка» по М. Макдонаху , «Трехгрошовая опера» по Б. Брехту , «Зойкина квартира» по М. Булгакову ), в «Современнике» («Сладкоголосая птица юности» по Т. Уильямсу , «Голая пионерка» по М. Кононову и «Антоний и Клеопатра. Версия» по У. Шекспиру ), в театре Пушкина («Откровенные полароидные снимки» по М. Равенхиллу ).

Затем начинающий режиссер Кирилл Серебренников перешел к музыкальному театру, он оперы «Фальстаф» Дж. Верди (Мариинский театр, Санкт-Петербург), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (Большой театр), «American Lulu» О. Нойвирт («Komische Oper», Берлин).

В 2008 году Серебренников стал преподавателем экспериментально-режиссерского курса школы-студии МХАТ. Студенты этого курса образовали в впоследствии театральную труппу «Седьмая студия» и с успехом теперь работают в «Гоголь-центре».

В 2010 году Кирилл Серебренников поставил в Театре Олега Табакова криминальный роман «Околоноля», авторство которого приписывают помощнику президента России Владиславу Суркову . В интервью GQ Кирилл Серебренников говорил, что разделяет «политика Владислава Суркова и писателя Натана Дубовицкого ». «Околоноля» — не политический трактат, а беллетристика, на мой взгляд, это талантливая литература. Мне просто понравилась эта книга, и я сказал: «Надо делать». И сделал честный спектакль, один из моих лучших", — говорил режиссер.

Многие постановки Кирилла Серебренникова вызывали скандальную реакцию, нередко режиссера упрекали в гей-пропаганде в своих спектаклях. Наиболее громкой вышла история с несостоявшейся премьерой балета «Нуреев» в Большом театре. Как сообщалось в новостях, спектакль с фото обнаженного Рудольфа Нуреева на заднем плане был перенесен по требованию Министерства культуры, что впоследствии в ведомстве опровергли.

Много обнаженных мужских тел, правда, верхних половин, было и в новой опере «Чаадский», поставленной Серебренниковым в «Геликон-опере».

Работа режиссера Кирилла Серебренникова в кино

Кирилл Серебренников снимает фильмы с 1993 года, в Википедии его первой работой в фильмографии указана лента «Замена собак микшированием» (1993). Далее он снял фильмы: «Ласточка», «Тайны грозы», «Раздетые», сериалы «Ростов-папа» и «Дневник убийцы», «Постельные сцены», «Рагин».

Прорывом для кино карьеры Серебренникова стал «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых (гран-при фестиваля «Кинотавр», гран-при Римского фестиваля, 2006 г.). В 2008 году вышел «Юрьев день» с Ксенией Раппопорт — этот фильм критика однозначно занесла в популярный в российском кино жанр «чернухи».

В 2012 году Серебренников представил публике фильм «Измена», который был включен в основной конкурс 69-го Венецианского кинофестиваля. Актриса Франциска Петри получила награду за лучшую женскую актерскую работу в этом фильме на VI международном кинофестивале в Абу-Даби.

В 2016 году Кирилл Серебренников снял фильм «Ученик», который был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2016 года и удостоен Приза независимой французской прессы имени Франсуа Шале . Также фильм получил премию Европейской киноакадемии за лучшего композитора (2016).

«Ученик» снят по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга , режиссер перенес ее действие в Россию. Картина повествует о судьбе трудного подростка, который становится религиозным фанатиком и вступает в противостояние с учительницей биологии. Фильм снят целиком на частные средства, без государственной поддержки.

В апреле 2017 года Кирилл Серебренников объявил о начале съемок фильма о становлении популярной советской рок-группы «Кино». По словам режиссера, готовящийся фильм не будет картиной о лидере группы Викторе Цое , а будет посвящен тому отрезку времени, когда первый альбом «Кино» еще только записывался.

В августе, после ареста Серебренникова, съемки фильма «Лето» было решено приостановить, за исключением записи технических сцен, и сцен, которые актеры и группа успели отрепетировать еще вместе с режиссером и по его заметкам. Создатели фильма о Викторе Цое пришли к мнению, что закончить фильм без Серебренникова невозможно и выразили надежду, что он будет доснят.

Фильм удалось доснять, несмотря на арест Серебренникова. К февралю 2018 года фильм был смонтирован без нарушения наложенных судом запретов, поскольку делалось это на компьютере, не подключенном к интернету, сообщается в биографии Кирилла Серебренникова в Википедии.

Роль Виктора Цоя исполнил корейский актер Тео Ю, Майка Науменко сыграл лидер группы «Звери» Роман Билык, а Ирина Старшенбаум — его жены Натальи.

Мировая премьера фильма «Лето» состоялась в основной конкурсной программе 71-го Каннского кинофестиваля.

Кирилл Серебренников в «Гоголь-центре»

В августе 2012 года Кирилл Серебренников стал новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. Как сообщается в биографии режиссера в Википедии, департамент культуры Москвы назначил режиссера без объявления открытого конкурса на замещение вакантных должностей.

В качестве руководителя Серебренников переформатировал театр в «Гоголь-центр», который был открыт 2 февраля 2013 года.

Под эгидой «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников поставил спектакли «Идиоты», «Мёртвые души», «Обыкновенная история» и другие. Также в программе Центра регулярно присутствуют кинопоказы, концерты, лекции и открытые дискуссии.

Награды режиссера Кирилла Серебренникова

Кирилл Серебренников в 1999 году стал лауреатом Национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Режиссура». Также Серебренников — лауреат молодежной премии «Триумф» (2001), премии Станиславского (2005), премии Олега Табакова (2003, 2004, 2008, 2009, 2013), театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», «Золотая маска».

В 2018 балет «Нуреев» (Большой театр) получил приз «Бенуа танца» за лучшую сценографию, а опера «Чаадский» — «Золотую маску» за лучшую работу режиссера в опере.

Фильм «Лето» получил спецпремию Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» имени Мирона Черненко за впечатляющий симбиоз театра и кино. В Каннах фильм «Лето» получил приз за лучший саундтрек.

В 2018 году Кирилл Серебренников получил Орден Искусств и литературы степени командора указом министра культуры Франции.

В чем обвиняют Кирилла Серебренникова

Дело режиссера Кирилла Серебренникова замелькало в новостях в мае 2017 года, когда сотрудники Следственного комитета в рамках уголовного дела о хищениях пришли с обысками в «Гоголь-центр» и к его художественному руководителю. Говорилось о хищении денег в департаменте культуры Москвы. Поначалу не было информации, в чем подозревают самого Кирилла Серебренникова, однако представитель столичного главка Следственного комитета России Юлия Иванова заявила , что обыски проводились в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения в 2014 году бюджетных средств в особо крупном размере, выделенных некоммерческой организацией «Седьмая студия».

Ситуация вокруг режиссера Кирилла Серебренникова вызвала резонанс в театральной среде, 25 мая российский актёр Евгений Миронов передал Владимиру Путину письмо в защиту художественного руководителя «Гоголь-центра» и поговорил с ним на тему обыска в театре.

«Зачем? Ну зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!» — спросил Миронов. «Да дураки», — ответил Путин.

Ассоциация театральных критиков выступила с официальным заявлением в поддержку художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Комментируя реакцию коллег на обвинения, Серебренников отметил , что его душат слезы и «разрывают эмоции — так хочется каждого обнять и поблагодарить лично!».

Глава Общественного совета при Минкультуры РФ Павел Пожигайло призвал не устраивать истерик вокруг ситуации с обысками в «Гоголь-центре» и не политизировать происходящее.

20 июня 2017 года бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский был задержан сотрудниками полиции, а затем арестован решением суда. Многие известные театральные режиссеры выразили свою поддержку Малобродскому, заявляя о его невиновности.

22 августа в Петербурге правоохранители задержали и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Комментируя, в чем подозревают режиссера, Следственный комитет сообщил , что считает Серебренникова причастным к хищению 68 млн рублей при реализации театрального проекта «Платформа» в 2011—2014 годах. Официальный представитель СК России сообщила, что действия Кирилла Серебренникова квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и следствие намерено предъявить режиссеру обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения.

Затем режиссера Кирилла Серебренникова следствие обвинило в том, что он в 2011 году придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», на реализацию которого Министерство культуры выделило более 214 миллионов рублей из федерального бюджета, но созданная режиссером некоммерческая организация «Седьмая студия» в планах мероприятий проекта указывала заведомо недостоверные завышенные сведения.

В середине августа Басманный суд Москвы поместил Кирилла Серебренникова, подозреваемого в мошенничестве, под домашний арест до 19 октября 2017 года. Комментируя ситуацию, представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что никакой политики и цензуры в деле режиссера нет, а госсредства требуют учета. Мосгорсуд 4 сентября признал законным домашний арест Кирилла Серебренникова, отказавшись отпустить режиссера под залог в 68 миллионов рублей — сумму, в хищении которой его обвиняют.

5 сентября президент России Владимир Путин прокомментировал домашний арест режиссера Кирилла Серебренникова. «Несмотря на то, что он находится под домашним арестом — это не значит, что он в чем-то виноват. Виноват он или нет, может определить только суд. Вопрос со стороны следствия только в законности расходования бюджетных средств. Если вы посмотрите финансирование по линии правительства — это где-то 300 млн рублей. А по линии правительства Москвы — где-то 700 млн за два-три года. Под миллиард. Это приличные деньги уже», — цитировали СМИ слова Путина.

Друзья, многие коллеги и просто почитатели таланта Кирилла Серебренникова считают, что его преследуют несправедливо, с другой стороны раздаются призывы разобраться в том, в чем обвиняют Серебренникова. Так Иосиф Кобзон предложил не вмешиваться в работу следственных органов, Владимир Меньшов отметил, что не видит оснований для особого отношения к Серебренникову. Не разделил сочувствия деятелей культуры к Серебренникову и режиссер Андрей Кончаловский .

В конце августа 2017 года петицию против ареста и уголовного преследования режиссера Кирилла Серебренникова подписали свыше тридцати деятелей культуры со всего мира. Среди них актриса Кейт Бланшетт , дирижер Теодор Курентзис , режиссер Саймон МакБерни , актер Ларс Айдингер , пианист Игорь Левит , лауреат Нобелевской премии по литературе Эльфрида Елинек .

В петиции на сайте Change.org, которую составили театральный режиссер Томас Остермайер и драматург Мариус фон Майенбург, говорится : «Мы протестуем против ареста Кирилла Серебренникова. Обвинения против него несостоятельны и указывают на факт намерения заставить замолчать известного во всем мире режиссера».

Актриса Чулпан Хаматова назвала грустнейшим и трагическим событием арест художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. По мнению Хаматовой, Серебренникова преследуют «несправедливо и незаконно».

17 октября Басманный суд российской столицы продлил срок домашнего ареста режиссера и руководителя «Гоголь-Центра» Кирилла Серебренникова до 19 января 2018 года.

Перед заседанием по делу Серебренникова у здания суда собрались более 100 человек. В числе них была Ксения Собчак , заявившая о намерении выступить на суде в качестве поручителя режиссера. В новостях сообщалось , что во время заседания к материалам дела приобщили дополнительный список людей, поручившихся за Кирилла Серебренникова. Среди них были Иосиф Кобзон , рэпер Оксимирон, Зураб Церетели, Борис Гребенщиков , Александр Цекало , Станислав Говорухин, Павел Лунгин, Борис Хлебников, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Сергей Юрский и многие другие. Всего в этом списке более 30 имен.

В сентябре 2018 года пришла новость, что Следственный комитет объявил о завершении расследования дела в отношении режиссера и других фигурантов дела «Седьмой студии». Уголовное дело было направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения.

2 апреля 2019 года Мещанский суд Москвы принял решение удовлетворить ходатайство прокурора и оставить режиссёра Кирилла Серебренникова под домашним арестом до 4 июля.

Также до этой же даты домашний арест продлён для других фигурантов уголовного дела о хищении бюджетных средств продюсер Юрий Итин и бывшая сотрудница Министерства культуры Софья Апфельбаум, говорилось в новости.

Когда твоё имя превращается в бренд, пройти незамеченным - непростительная роскошь. Опознать, сколько раз имя Кирилла Серебренникова становилось объектом журнальных колонок, практически невозможно, ведь на выходки и находки этого продуктивного, многогранного и яркого творца любознательные слетаются, как мухи на мёд. Пока другие о нём говорят - Серебренников делает, мастерски комбинируя провокации и недюжинный интеллект. Сходить в театр «на Серебренникова» давно стало трендом, а играть в его постановках - уделом избранных. Режиссёр знает, чего хочет, делает то, что хочет, и умеет создать достойный творческий продукт. О том, как помогать ближнему, носить разные носки, и не стать нефтяным Зимбабве - в интервью Кирилла Серебренникова.

Вы были комсомольским лидером, закончили школу с золотой медалью, получили красный диплом в университете. Это синдром отличника, который «работает» до сих пор?

Был синдром, ещё какой: у меня даже были попытки суицида от неправильной оценки в четверти. Видимо, в этой сфере присутствовали какие-то комплексы. Сейчас всё прошло - это было детское, болезненное.

Расскажите о Вашей семье.

Мама, папа живут в Ростове. Они уже пенсионеры, но раньше мама была учительницей, папа – хирургом, очень хорошим. Его, кстати, до сих пор вызывают на операции. Кинематографические гены у меня от дедушки.

Правда, что во время учёбы на физфаке у Вас возникли проблемы с властями?

Правда, мы с моими друзьями «отменили» комсомол, поэтому на меня «наехали» партийные деятели и не выпустили по обмену студентов за границу. Факультет меня отправил в Америку, выдвинул как отличника, а меня не выпустили. Зато выпустили другого человека, он потом эмигрировал. Сейчас, кажется, он даже есть у меня в друзьях на Facebook.



Сейчас подобные истории происходят?


Лучше, чтобы такого не было, репрессии никому не нужны. Наверное, меня кто-то не любит, язык у меня длинный, что-то кому-то говорил, мог чего-то сболтнуть лишнего.

Есть ярые недруги?

Мои враги и есть мои учителя. Какие у тебя враги, такой ты и есть. С друзьями ещё надо разбираться, а недруги – налицо. У меня есть враги, которых я в принципе уважаю, а некоторых мне просто печально приписывать к их числу. Например, мне печально иметь во врагах Гордона, хотя он и ругает меня в каких-то своих текстах. Я думаю: "Господи, что ж такой малоталантливый человек у меня во врагах?". Я для него как Вандербильдиха для Эллочки-Людоедки. Мы с ним виделись один раз на его дурацкой передаче, второй раз, когда он был пьяный в ЦДЛ. Может быть, он хочет что-то показать, но делает это не одаренно.

А с кем из коллег Вы по-настоящему дружны?

Перечислить всех невозможно, и если кого-то забуду - остальные обидятся. К счастью, друзья есть, и есть люди, которыми я восхищаюсь. Вообще, я очень много общаюсь с талантливыми и хорошими людьми. Это какой-то безостановочный процесс. Я сейчас пришёл с выставки Сережи Пономарева, который фотографировал события в Ливии. Он очень талантливый человек, очень честный человек, и он меня восхищает. Я рад, что в нём прослеживается сочетание смелости и такого острого глаза, он не боится ехать туда, куда все ехать боятся. Делает фотографии, которые сразу становятся документами эпохи. У нас на "Платформе" Вика Исакова читает стихи в "Истории солдата", которую поставил Гай Вайцман. Мне кажется, она делает это талантливо, и я рад, что есть такая замечательная Вика Исакова. Мы с ней давно работали, а сейчас она ещё и развивается интересно. Я очень отзывчив к каким-то ярким, талантливым проявлениям, как и все мы. Все время их ищу, потому что нет ничего лучше, чем восхититься чьей-то работой.



К слову о талантах и поисках нового: как возникла идея создания "Платформы" на площадке, далёкой от привычных театральных пространств?

Во-первых, ничего подобного нет в Москве, а во-вторых - есть большое количество людей, работа которых не вписывается в стандарты или форматы, которые существуют в театрах с колоннами. Кроме того, это ещё и образовательный проект, он воспитывает определенную аудиторию, дает возможность пробовать что-то такое, чего ты сам не умеешь.

У нас общество давно живет без прорывов, все как-то уныло и посредственно.

Я езжу по странам, смотрю и понимаю - чтобы возникли такие потрясающие художники как Люк Персиваль, Саша Вальц (творчеством которых я абсолютно восхищаюсь), должны складываться определенные обстоятельства и правильные системы координат. А у нас с этим туго. И, тем не менее, нам необходимы какие-то прорывы, в том числе и в искусстве. У нас общество давно живет без прорывов, все как-то уныло и посредственно.

Всё работает по старой схеме.

Да, у России вообще есть опасность превратиться в общество посредственностей. Имея такую культуру, имея такой потенциал, превратиться в страну неудачников, которые кричат, что враг за рубежом, что враги угрожают нам везде. Ужасно, когда у людей зажигаются глаза только при криках "За русских!" или "Бей жидов, спасай Россию!", "Бей черных!", "Вон из Москвы!" - это же абсурд. Это не может сплотить нацию! Это страшно.

А как Вы относитесь к тому, что многие медийные персонажи устремились в политику?

Дурни! Значит, у них что-то не получается с работой. Меня другое волнует, что многие творческие люди уезжают из страны. У меня такое количество друзей, людей близкого круга покидают Россию. Это печально. Кто-то получает гранты, уезжает в разные страны – в Израиль, Германию, Америку… Молодые, здоровые, талантливые, которые могут ещё работать и работать, самые инициативные, самые предприимчивые, самые клёвые, самые яркие. Они понимают, что тут какая-то шняга, какой-то тупик, какие-то дяди в телевизоре пытаются остаться у власти всеми силами. Понятно, что эти люди не предлагают стране ничего, на что интересно отзываться, всё опять стагнирует, всё опять застаивается, всё опять бесперспективно: одни и те же морды будут ещё 12 лет.

Как у театров обстоят дела с финансированием?

Театр берёт деньги у государства. Та традиция, которая возникла с театром, это очень хорошая традиция, её ни в коем случае нельзя останавливать. И так всё уже рушится, театром интересуется всё меньше и меньше людей. Люди, живущие в городе, всё меньше и меньше ходят в театр, но если это совсем исчезнет, мы превратимся в какое-то Конго, в какое-то Зимбабве. Это будет Зимбабве с нефтью. Нефть, конечно, отупила нас. Мне кажется, что эти нефтяные годы, с одной стороны, дали какую-то возможность потребительски наесться, нажраться, стены покрасить и какие-то шмотки прикупить тоже из нефти, но абсолютно притупили творческий потенциал. Людям, которые сидят на нефтяном источнике, ничего не надо делать, им не нужно ничего сочинять, им никуда не надо – они продадут эту нефть, купят себе жратвы, одежды и дорогих железяк. В этом и есть безумная опасность. Есть такое нефтяное проклятье странам, которые живут на нефти, у них, как правило, с культурой швах. Вот у нас такой швах и наступает, поэтому все, что сейчас есть – это традиционные ритуалы. Люди привыкли по воскресеньям ходить в театр, они и детей своих так приучают, а бывает, что дети-бестолочи не приучаются. С кино то же самое: маленький процент смотрит арт-хаусное кино, а русское коммерческое кино ниже всякой планки и критики – его никто не смотрит, оно проваливается. Если есть что-то в кинематографе хорошее – это русский арт-хаус, который никогда не подводил своих зрителей, русский арт-хаус – это единственная наша составляющая в кинематографе, которая побеждает на кинофестивалях, пользуется уважением в мире, привлекает к России внимание. Это часть культуры, а кино я воспринимаю как часть культуры, а не как бизнес-стратегию. Русский кинобизнес – штука неудачная. Не очень у нас с ним получается, прямо скажем. Когда власти периодически встречаются с кинематографистами, чтобы решить вопрос о том, как заставить кино приносить деньги, - не тем надо заниматься. Надо честно понять, что русское кино не для бизнеса, оно как факт культуры, как факт искусства. У нас путь, наверное, такой же, как во Франции, как в Европе, когда они субсидируют свои фильмы, оказывают им протекционистскую политику, всячески квотируют их, воспринимают их как часть социальной программы, как часть культурной стратегии, не более того. Они не делают из этого деньги. Деньгами занимается Голливуд, вот Голливуд нам, ребята, обогнать не получится, не выйдет! Там очень хорошо этим занимаются много-много лет. Мы ни Голливуд, ни Болливуд не догоним.



В одном из интервью Вы сказали, что "никакое актёрское или режиссёрское ПТУ не может научить человека заниматься искусством". Чему Вы стараетесь научить студентов Школы-студии МХАТ?

Знаете, искусству действительно нельзя научить, можно научить быть умелым человеком, можно вложить какие-то мысли по поводу того, что есть хорошо, а что плохо. Я не могу научить своих студентов ставить спектакль, потому что было бы ошибочно навязывать им свою систему координат, выдавать ее как некую матрицу, которую надо воспроизводить постоянно вместо того, чтобы заставить их родить собственную матрицу, собственный стиль, придумать, как самостоятельно ставить спектакль. Поэтому я стараюсь их формировать. В этом возрасте ещё можно вложить что-то в голову. Характер изменить нельзя - если человек мудак, это неизлечимо. Но в любого человека можно что-то вложить, попытаться объяснить, что хорошо, а что плохо, куда стоит идти, а куда нет. Я по себе помню, в этом возрасте люди подвержены влиянию. Желательно, чтобы это влияние было правильным.

Читала статью про Ваших студентов - абсолютно разные личности.

Согласен, мне важно, чтобы они были личностями, чтобы они были гражданами, чтобы они были свободными людьми. Мне кажется, что свобода – это определяющий термин, за который можно умереть.

Мне кажется, что свобода – это определяющий термин, за который можно умереть.

Нас очень легко превращают в стадо баранов, нас превращают в электорат, нас зомбируют, мы очень быстро и часто становимся жертвами пропаганды, нам постоянно что-то втюхивают – от потребительского рая, постоянного потребительского угара, на котором мы все сидим, до политики и каких-то завиральных идей, каких-то людей, которые на самом деле страшно мутные. Очень часто с людьми происходят странные трансформации с помощью телевидения, с помощью массовой пропаганды, и они уже не способны отличить хорошее от плохого, к сожалению. Очень важно всё время проверять эту свою точку сборки, очень важно не поддаваться на эти пропагандистские уловки.




А на критику как стоит реагировать? В этом году состоялась премьера спектакля "Околоноля", вызвавшего невероятный ажиотаж. Как Вы относитесь к упрекам по поводу конъюнктурности, в связи с выбором материала для спектакля?

Наверное, очень плохо, когда есть много критиков, которые, не зная дела, хотят кого-то критиковать. Но критика необходима, ведь любому человеку нужны люди, которые к нему критически настроены. Что касается упреков про конъюнктурность, это делали люди, которые не видели спектакль, а те, кто видел, ничего подобного не скажут. Были очень смешные отзывы: "Я не видел и не пойду, но он – конъюнктурщик!". Мне за этот спектакль не то, что не стыдно, я очень рад, что поработал с этой литературой, она мне очень нравится, мне нравится эта тема. С помощью этого романа, с помощью этого яркого текста я рассказал ту историю, которую хотел рассказать.

Если кино пестрит 3D и 4D - эффектами, в какую сторону развивается театр?

А театр давно уже 5D. Театр оперирует теми измерениями, которых нет даже в реальной жизни, потому что он апеллирует к воображению, он работает с сознанием и подсознанием – это высшие уровни и высшие измерения. Это надо уметь чувствовать, это надо уметь распознавать.

Как попадают к Серебренникову?

Я очень редко обслуживаю артиста. Если есть какой-то замысел, работа или сценарий, я стараюсь искать людей, кто сумеет это сделать. Разумеется, стараюсь работать с теми, с кем уже работал, кто меня не подводил, с кем сложились творческие и человеческие отношения. Такие артисты есть, мне всегда с ними интересно, потому что это хорошие артисты. Я не хочу предстать каким-то открывателем, манипулятором. Я работал с разными людьми, какие-то артисты сыграли в моих фильмах или спектаклях свои не самые плохие роли, наверное. Я этому очень рад: если люди любят возвращаться в то место, где им было хорошо, - это нормально, поэтому я работаю периодически с теми, с кем уже работал. Здесь важен принцип, который я услышал от Олега Павловича Табакова. Он человек, который прожил очень долгую жизнь с коллегами и со зрителями. Он говорит, что если человек, зритель уходит со спектакля, то он больше никогда не вернется. Ты человека потерял.




С Вами такое случалось?

Ещё как, со скандалами! Если ты подводишь зрителя, это ужасно. Другое дело, когда зритель уходит в протесте, но он понимает, что ты его не подвел, не халтуру показывал, его что-то зацепило. Он может ненавидеть, но прийти ещё раз – проверить, такой ли это человек, правильно ли он его ненавидит. Такое бывает. В принципе, моя главная ответственность - это перед зрителями. Я хочу быть честным перед ними, я хочу рассказывать те истории или говорить то, что сам считаю важным. Мне кажется, это такая простая, но важная ответственность.

Кирилл, недавно Вы закончили съёмки новой картины с рабочим названием "Измена". О ком идет речь?

Это фильм, который для меня может быть не очень свойственен, но мне захотелось его снять. В какой-то момент я почувствовал необходимость снять фильм про любовь, про страсть, про измену, про вещи, о которых мы не часто говорим. Насколько это получится или не получится – мне не понятно, просто захотелось снять такое кино. У нас была хорошая творческая компания.

Каким был актёрский состав?

Главные роли сыграли артисты из Германии, Македонии, Латвии. Среди них есть Альбина Джанабаева, которая имеет непосредственное отношение к российскому шоу-бизнесу. Это нехарактерная для неё ситуация, но она оказалась настолько талантливой, как мне кажется, честной и бесстрашной артисткой, что я был действительно потрясён. Мне хотелось бы, чтобы у неё получилась очень хорошая работа, такая серьёзная и настоящая, которая говорит о ней совсем по-другому.



Этот год вообще был для Вас очень плодотворным. Недавно Вы представили свою фотовыставку.

Я официально могу заявить, что себя фотографом не считаю. Когда смотришь работы Пономарёва или Браткова, Володи Клавихо, гениальной Ляли Кузнецовой (её выставка произвела на меня огромное впечатление) и прочих фотографов, которые всю жизнь занимались фотографией, у меня язык не поворачивается назвать себя фотографом. Я человек, который когда-то что-то для себя снимает, а люди, пользуясь тем, что моё имя часто встречалось в новостной ленте, предложили мне сделать эту выставку. У меня не хватило сил отказаться, хотя я и пробовал. Я дал себя уговорить, и мы её сделали. Серьёзно я к этому не отношусь, могу сказать, что это совершенно любительский уровень, но мне нравится это делать, я получаю от этого удовольствие. Я всегда беру с собой камеру, как и миллионы людей.

Наверняка, многие посетят выставку для того, чтобы посмотреть именно на Ваши новые творческие порывы.

Именно порывы! Следующую выставку я сделаю Ню, вот это будет порыв!

О Вас часто говорят, много пишут, но Вас сложно назвать человеком, очевидно стремящимся к широкой медийности. Договориться с Вами об интервью очень сложно. Не любите журналистов или просто не хотите "пиара"?

Вы же сами знаете, что у нас "пиар" иногда зашкаливает, и все это выглядит кричаще нескромно, неадекватно. Это всё является частью капитализма, частью потребительской шизофрении, в которой мы все находимся. Люди становятся брендами, то есть товаром, поэтому на товар возникает больший или меньший спрос. Я не хочу быть товаром, я хочу быть человеком, моя частная жизнь мне очень важна. Я не хочу быть публичным человеком, мол, смотрите на меня каждую секунду, я всё время на сцене. Мне на это насрать абсолютно, мне важно заниматься тем делом, которое мне нравится, стараться делать его честно, потому что кроме этого у меня нет больше ничего. По поводу интервью: я понимаю, что это часть работы, другое дело, когда интервью очень много – это тоже утомительно. Я же не органчик, не могу все время говорить одно и то же.



Но немного о личном всё же хочется поговорить. Когда Вы решили стать вегетарианцем и заняться йогой? Был какой-то переломный момент в жизни?

Это не всегда происходит от перелома. Просто в один момент взял и решил отказаться от мяса. Что-то услышал, почитал каких-то буддистских мудрецов, послушал гуру, но сделал это не из каких-то религиозных соображений. Просто мне стало так удобно и комфортно, я уже 9 лет не ем мяса, и не испытываю ни малейшего желания. Я ем только рыбу, от рыбы отказаться было бы, наверное, трудновато, не из чего было бы ресурс брать. Но есть люди, которые могут вообще ото всего отказаться и есть только овощи, чувствовать себя при этом превосходно. Наверное, у меня другой организм, мне нужен всё-таки какой-то животный белок. Что касается йоги, то это привилегия. Я начал постигать йогу и почувствовал, что счастлив иметь возможность этим заниматься. Нет ничего лучше, ведь это работа и с телом, и с умом, со временем, с дыханием – с чем угодно! Это великая вещь!

Как формируется Ваш стиль? Точно знаю, что любите надевать разные носки.

Разные носки люблю - это мне досталось от одного человека в наследство. Я как-то не задумываюсь о стиле, не встаю с утра и не начинаю думать, что я сегодня надену. У меня есть выбор каких-то вещей, как правило, это "no name", то есть вещи неизвестных дизайнеров. Вообще, к брендам я отношусь с презрением, как к части потребительского мира. Всё, что у меня есть – это и самые простые, и дизайнерские вещи, которые действительно мне нравятся. Я стараюсь покупать их в Лондоне или Берлине, доверяю вкусу магазинов, в которых закупщики приобретают вещи для бельгийцев, японцев.


Помимо разных носков, в Вашем стиле есть неотъемлемые атрибуты?

Кажется, нет. У меня всё по настроению: надеваю на себя первое попавшееся. Скажу честно, у меня такое количество шмотья, что его периодически приходится раздавать, дарить. Это какой-то невроз, что надо что-то покупать. Я понимаю, что человеку для того, чтобы нормально жить, надо очень мало. Всё время покупая, мы подогреваем эту истерию, связанную с потреблением, тем самым наносим экологии ущерб очень серьёзным образом. Всё это – поваленные деревья, какие-то выбросы в атмосферу - очень серьёзно засоряющие природу. Просто нужно приучиться к более скромным аппетитам, надо постепенно понимать то, что мир не бесконечен, что ресурсы не бесконечны. И если мы будем так жировать… Шутка шуткой, что мы тут жрём, а в Африке люди не доедают - но ведь это правда! Мир становится всё более и более опасным, ибо чрезмерность нашего потребления откуда-то берётся. То, что у нас с Вами в шкафу столько шмотья, значит, что у кого-то его нет совсем. Никогда не забуду, как у африканцев я видел сланцы, вьетнамки, сделанные из пластиковых бутылок с верёвочкой. Они не могут себе позволить нормальную обувь, поэтому делают её из бутылок. Мир полон парадоксов. Нам нравится ездить в западные страны, которые живут очень богато, но ведь надо понимать, что это богатство за чей-то счёт, за счёт каких-то бедных стран, за счёт того, что какие-то люди тупо не доедают, и не могут свести концы с концами. Эта разница потенциалов может быть угрожающей, в нашей стране она уже становится угрожающей. Жирующее Садовое кольцо и жирующая Москва, а за границей этого кольца покосившиеся избы, спившиеся люди, вытесненные из культуры, из любой социальной сферы – это огромная опасность, это бомба, и ничем хорошим это не кончится.