Коряки. Народ Коряки, где живут, фото в национальных костюмах, история, традиции, обычаи коряков. Коряки — коренное население Камчатки

Живут на северо-востоке России. Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе.
К началу контакта с русскими в ХVIII в., они делились на кочевых (самоназвание чав`чу - «оленевод») и оседлых (самоназвание нымылъо - «жители», «поселяне»), распадавшихся, в свою очередь, на несколько обособленных групп: карагинцы (каран`ынылъо), алюторцы (алуталъу), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т.п. Соседние народы, чукчи и эскимосы, называли их танн`ыт - «иноплеменник», «враг», юкагиры - карака, эвены называли оседлых коряков хэекэл - «тот кто показывается из-за бугра», а кочевых - чан`-чивар - «собравшиеся многооленные». Кочевые были расселены во внутренних районах Камчатки и прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос.


В хозяйстве оседлых сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Морской зверобойный промысел - основное занятие коряков Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев) также играл важную роль у алюторцев, апукинцев и карагинцев, в меньшей степени у паланцев. Охотничий сезон, который весной носил индивидуальный, а осенью коллективный характер, начинался в конце мая - начале июня и продолжался до октября. Основными орудиями были гарпун (в`эмэк), сети. Во время охоты использовали кожаные байдары (култаытвыыт - «лодка из шкур лахтака») и одноместные челны-каяки (мытыв). Промышляли лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины ХIХ в. оседлые коряки Пенжинской губы и алюторцы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы, алюторцы и карагинцы. К концу ХIХ в., в результате истребления китов и моржей американскими китобоями, промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике стало играть рыболовство. Ловили в основном рыбу лососевых пород. Использовали запоры, сети ставного и сачкового (с мешком-сачком) типа, удочки (эег`унэн) и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на копытных, пушных и др. зверей и птиц, собирательством дикорастущих ягод, съедобных корней, у карагинцев и паланцев - огородничеством и скотоводством.

Среди орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (когда насторожка срывается и бревно придавливает зверька), черканы и т.п., а с конца ХVIII в. основным стало огнестрельное оружие. У алюторцев в ХIХ в. получило развитие оленеводство. Оленей чаще всего приобретали в обмен на продукты морского зверобойного промысла и товары, полученные от русских купцов.
Для кочевых коряков (чавчувенов) было характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года оленеводы совершали четыре главных перекочевки: весной - перед отелом, на ягельные пастбища, летом - в места, где было меньше гнуса (кровососущих насекомых - комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил массовый забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями труда пастухов были аркан (чав`ат) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, посох и палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и возвращающаяся после броска к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой кочевые охотились на пушных зверей.
Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга (яяна) - жилище цилиндроконической формы, основу которого составляли три шеста высотой от трех с половиной до пяти метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром от четырех до десяти метров, ставились невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные между собой поперечными перекладинами.

Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна) по форме напоминавшие ящик, перевернутый вверх дном, высотой 1,3-1,5 м, длиной 2-4 м, шириной 1,3-2 м. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 м, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища. Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 см от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие. В период промыслового сезона входили через боковой коридор. Внутри жилища, на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные полога, сшитые из старых шкур оленя или старой меховой одежды.
В начале ХIХ в. под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа. К концу ХIХ в. у карагинцев, алюторцев и частично у паланцев получили распространение наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивались кишками морских животных или медведя. В центре устанавливалась железная или кирпичная печь с трубой, вдоль стен сооружались деревянные нары.

Одежда была глухого покроя. Оленеводы шили ее в основном из оленьих шкур, приморские наряду с оленьими использовали шкуры морских животных. Украшали одежду мехом собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом одинарную одежду.
Основной пищей оленных коряков было мясо оленя, которое ели чаще в вареном виде, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители питались мясом морских зверей, рыбой. С ХVIII в. появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую кашу ели с тюленьим или оленьим жиром.
Основной социальной единицей являлась большая патриархальная (от лат. pater - отец, arche - власть) семейная община, объединявшая близких родственников по отцовской линии, а у оленных иногда и отдаленных родственников. Во главе нее стоял старейший мужчина. Браку предшествовала отработка жениха в хозяйстве будущего тестя. По истечении срока отработки выполнялся так называемый обряд "хватания", который и давал право на брак (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ в. сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - деверь, брат мужа: если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях), сорората (от лат. soror - сестра: вдовец должен жениться на сестре умершей жены), пережитки группового брака, приводившее к многоженству.
Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в т.ч. байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.
Стойбище оленеводов, главой которого был владелец большей части оленьего стада, руководивший не только хозяйственной, но и общественной жизнью стойбища, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с ХVIII в., у кочевых коряков имущественная дифференциация (расслоение), обусловленная развитием частной собственности на оленей, привела к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими членами стойбища.
В начале ХХ в. происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству и развитию в конце ХIХ в. оленеводства у алюторцев, отчасти паланцев.
Главные праздники оседлых коряков ХIХ - начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты - встреча и торжественные проводы пойманных животных. До начала ХХ в. распространены были промысловые обряды. Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его «оживление» и «возвращение» к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки и др.). После выполнения обрядов шкуры убитых животных, носы, лапки привязывали к связке семейных «охранителей» для обеспечения удачи в охоте.
Цитаты:
«... Редкий коряк доживает до собственного 60-летия. Средняя продолжительность жизни в Корякин меньше, чем на материке, на 10-15 лет. Рождаемость уменьшается, а показатель детской смертности растет. Если по всей России этот показатель равен 16, то в Корякин среди коренных жителей - 35 смертей на 1000 родов. По прогнозам, к 2015 году численность населения округа уменьшится на 28%. Короче, если кто и останется в живых, то сбежит на материк.
Сбежит из края, изобилующего рыбой, пушным зверем, платиной и золотом...
... Особенности пищеварительной системы коряков, ительменов, чукчей. Их желудки хорошо переваривают практически гнилые рыбьи головы или квашеное мясо - то, чем испокон века питались их предки. Перейдя, так сказать, на цивилизованное питание коряки нажили себе заболевания пищеварительной системы. У них особенно высок процент заболевших раком желудка и пищевода. Но главное - в организме коренных северян отсутствует алкогольдегидрогеназа - фермент, расщепляющий алкоголь на составные, менее токсичные вещества. Поэтом алкоголизм у коряков возникает практически после первого приема».

Коряки (единого самоназвания нет; групповые самоназвания: чавчыв, чавчу, нымылгын ) - народ, коренные жители полуострова Камчатка. Населяют Корякский автономный округ Камчатского области, Чукотский автономный округ, а также северные районы Магаданской области.

По месту жительства и культурно-хозяйственному типу коряки, как и чукчи, делятся на две группы – тундровые (оленные, кочевые оленеводы) и приморские (оседлые, береговые, «сидячие» коряки, морские зверобои, рыболовы, охотники).

Численность в России 8,9 тыс. человек. Говорят на корякском языке, относящимся к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшими соседями коряков являются чукчи . Общая численность коряков до прихода русских составляла около 10 тыс. человек.

Этноним

Единого самоназвания коряки не имели. Групповое самоназвание: чывчавыв (ед. ч. чавчыв, чавчу ) – оленевод, «богатый оленями», для обозначения оленных коряков; нымылъу (ед.ч. нымылъын ), нымылгын, «местный житель», поселянин – самоназвание приморских коряков. Название «коряки» (XVII в.) происходит от корякского корня кор - «олень». Основой для названия послужила форма местного падежа от этого корня – корак, т.е. «у оленей находящиеся». По другой версии этноним «коряк» был заимствован русскими от юкагиров или эвенов, которые называли коряков кӓрӓкӓ (юкагирское название) или хэëкэл («тот, кто показывается из-за бугра» - эвенское название).

Численность

Численность коряков в 1989 г. составляла в СССР 9242 чел., в т.ч. в РФ - 8942. В Корякском автономном округе коряков 6572 (71% от общего числа). В Магаданской области – около 11% (1013 чел.). Заметной миграцией становится коряков за пределы традиционной территории обитания. Так, если общая численность коряков выросла в 1970-1989 гг. на 25%, то в Корякском автономном округе лишь на 11%. В 2002 г. численность коряков в России составила 8743 человек.

Язык

Первые сведения о языке коряков были собраны С.П. Крашенинниковым в середине XVIII в. До начала XX в. Корякский язык почти не изучался. Его изучение было возобновлено и поставлено на научную основу В.Г. Богоразом . В трудах ученых получило обоснование родство корякского языка с другими языками чукотско-камчатской группы. Корякский язык представлен рядом диалектов, самый распространенный их которых чавчувенский диалект. На нем базируется корякская письменность на русской графической основе. Диалекты корякского языка изучены мало.

История

Проблема происхождения коряков разработана пока недостаточно. Археологические находки остатков жилищ, керамики, каменных и костяных орудий на территории северо-западной части Камчатки и побережья Охотского моря следует отнести к предкам современных приморских коряков. Древнейшие предки приморских коряков – племена древнекорякской культуры Охотского побережья, сложившейся в период неолита на основе охотничье-рыболовческого хозяйства. На рубеже I в. до н. э. – I в н. э. древнекорякская культура развилась в культуру морских зверобоев. В древнейшем происходил процесс формирования корякской этнической общности. В результате перехода к морскому зверобойному промыслу и оседлости произошло постепенное обособление отдельных групп древних коряков и дробление древнекорякского языка на ряд диалектов. Вопрос о времени приобщения коряков к оленеводству и путях его распространения остается открытым. Предполагается, что оленеводство развилось у приморских коряков в результате их контактов с тунгусскими племенами в районе Пенжинской губы и на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающего к Чукотке. Существует и другая точка зрения на этногенез коряков, согласно которой предки коряков в период неолита населяли районы центральной Чукотки, откуда во II тыс. до н.э. продвинулась к побережью Охотского моря, где восприняли приморский образ жизни.

Памятники устного народного творчества крайнего северо-востока свидетельствуют о тесном взаимоотношениях коряков с чукчами , эвенами , юкагирами , ительменами . Эти отношение выражались, с одной стороны, в межплеменном обмене, с другой – в военных столкновениях между приморскими и оленными коряками.

Первые сведения о коряках были получены в сер. XVII в. от казаков Семена Дежнева и Михаила Стадухина. Движение русских на Камчатку началось с походом Морозко (1690) и В. Атласова (1697 – 1998 гг.). Со второй пол. XVIII в. устанавливаются тесные торговые отношения между коряками и русскими.

Жилище

Зимние кочевые палатки оленных коряков

Жилищем коряков-оленеводов являлась яранга (яяӈа – на чавчувенском диалекте; рараӈа – на алюторском диалекте). Она представляла собой цилиндрический в основании, конический в верхней части шатер с остовом из шестов и покрытием из оленьих шкур шерстью наружу. На стойбище обычно стояло от двух до пяти яранг. Жилищем почти всех береговых коряков служила полуземлянка (лымгыян ), основу которой составляла обширная яма глубиной 1-1,5 м, выложенная внутри вертикальными бревнами в виде частокола в форме неправильного восьмиугольника. Свод кровли имел вид усеченного конуса с наружным щитом-растубом в форме воронки. Вверху крыши оставлялось отверстие, служившее выходом для дыма, световым окном и выходом из землянки в зимнее время. В качестве лестницы использовали толстое бревно с выемками-ступеньками. В полуземлянке могли проживать несколько семей. Летом рыбаки жили в каркасных сооружениях на помостах.

С конца XIX в. некоторые коряки стали жить в бревенчатых избах русского типа. В настоящее время коряки живут в поселках с типовыми домами, оленеводы - в ярангах и шалашах.

Пища

Основной пищей коряков-оленеводов являлось оленье мясо, обычно вареное. Береговые жители ели рыбу и мясо морских животных. В большом количестве коряки употребляли в пищу различные съедобные растения в качестве приправ к мясным блюдам и как отдельные кушанья. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар. Сильно распространен был листовой табак. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства употребляли мухомор.

Хозяйство

В прошлом коряки подразделялись на девять территориальных групп, самые многочисленные из которых были чавчувены – оленеводы, составлявшие половину всей народности, и алюторцы , населявшие обширную территорию Камчатского перешейка (побережья Берингова моря и побережье Охотского моря) были типичными оленеводами; пушная охота была подсобным занятием, рыболовство также не играло заметной роли. В хозяйстве алюторцев имело место редкое сочетание рыболовства и морского промысла с оленеводством. Для остальных семи групп коряков также был характерен комплексный тип хозяйства.

Оленеводство представляло двумя типами: крупностадное и мелкостадное. Крупностадное оленеводство существовало у коряков-чавчувенов. Поголовье их стад насчитывало до 10 тыс. оленей. Оленеводство было кочевым. Выпас оленей осуществлялся силами пастухов без помощи собак. Зимой стадо паслось вблизи стойбища. В течение зимнего времени все стойбище совершало несколько перекочевок на новые пастбища. Летом пастухи угоняли стадо в горы, где был обильный корм для оленей. Стойбища располагались в это время года по берегам речек. Осенью пастухи подгоняли стадо к стойбищу. По первому снегу стадо и стойбище откочевывало на места зимних пастбищ. Олень давал главный продукт питания – мясо и основной материал для одежды и устройства жилищ – шкуры и жилы, из которых изготавливались нитки. Олень также служил у чавчувенов единственным средством передвижения.

Мелкостадное оленеводство существовало у коряков-алюторцев. Их стада насчитывали в редких случаях 1000 оленей. Характерной чертой оленеводства алюторцев являлось использование собак как ездовых животных. В каждом хозяйстве было несколько собачьих упряжек. На оленях алюторцы совершали лишь недалекие поездки. Для алюторцев характерно было сочетание оленеводство с морским промыслом и рыболовством. Весной все алюторцы выезжали на морской промысел для охоты на плавучих льдах. Летом, во время хода рыбы, алюторцы прикочевывали на устье рек, где совместно с чавчувенами заготовляли рыбу на зиму. Оленьи стада на это время оставались под присмотром молодежи. Второй тип корякского оленеводства возник значительно позже первого.

Северные оседлые коряки занимались промыслом морского зверя, который делился на два сезона: весенний и осенний. Весенний сезон начинался в середине марта и заканчивался во второй половине июня. Осенний сезон начинался в середине сентября и заканчивался во второй половине ноября. На морскую охоту выезжали на байдарках и баркасах. В древности у коряков был развит промысел кита. По преданиям охота на него производилась с помощью большой сети, сплетенной из толстых ремней. Сеть прикреплялась к прибрежным скалам и утесам. Охотники загоняли в сеть кита, который в ней запутывался. Загнанного в сеть кита охотники добивали копьями и гарпунами, затем вытаскивали на берег.

Из шкур морских животных изготовляли ремни и подошвы для обуви. Мясо и жир шли в пищу, ими запасались впрок. Жир также служил для освещения. Излишки продуктов морского промысла обменивались на продукты оленеводства.

У восточных и западных оседлых коряков побережья Берингова моря основой хозяйства было оленеводство. Рыбный промысел занимал весь летний период и начало осени. Самым распространенным способом лова рыбы у коряков были запоры, когда река с двух берегов перегораживалась сходящимися изгородями из прутьев и кольев. Ловили рыбу также при помощи железного крючка «марика» и сачка «черпушки».

Большая часть лова шла на приготовления юколы, которая весь год была основной пищей людей и главным кормом для собак. Готовую юколу складывали для хранения в амбары – шалаши на высоких сваях, крытые сухой травой. Приготовлением юколы обычно занимались женщины.

Важным подспорьем в хозяйстве оседлых и кочевых коряков служила охота, который занимались мужчины. На мясо добывали медведей, тарабаганов, диких оленей, горных баранов. Из пушных животных добывали лисицу, росомаху, зайцев, горностаев, камчатского соболя. Соболей ловили сеткой, на горностая ставили капкан, прочих зверей били стрелами, позднее ружьями.

Значительную роль в хозяйстве коряков играл сбор съедобных растений. Им занимались исключительно женщины и дети. Съедобные корни добывались преимущественно из мышиных нор. Из ягод собирали морошку, голубику. У оседлых коряков было развито собирательство съедобных моллюсков, яиц диких птиц, морской капусты, съедобных трав: дикого щавеля, сараны, кипрея, борщевика и др.

Традиционными домашними промыслами были обработка дерева, кости, металла, камня; плетение, выделка шкур. В древности корякам были известны гончарство. В хозяйстве широко применяли дерево и кость. Из дерева изготовляли оленьи и собачьи нарты, лодки, весла, копья, домашняя утварь. Из кости и рога оленя делали ножи для разделки рыбы, кирки, наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчесывания трав. До начала XX в. в обиходе коряков были еще каменные топоры и наконечники копий. С приходом русских среди коряков, стало распространяться огородничество, молочное животноводство, коневодство. В настоящее время традиционные отрасли – оленеводство и рыболовство – определяют экономическую направленность Камчатского автономного округа.

Транспорт

Транспортными животными у кочевых коряков были олени, которых запрягали в нарту, у оседлых – ездовые собаки, которых также запрягали в нарту. Полная упряжка собак состояла из 10-12 животных.

Для передвижения по воде (морю), коряки использовали кожаные лодки – каяки и байдарки. Байдарка использовалась, главным образом, как промысловая лодка. Летом по воде коряки передвигались на батах – лодках, выдолбленных из толстых древесных стволов. Управлялась такая лодка специальным длинным шестом. Для выхода в море использовали сдвоенные баты, соединяя две лодки при помощи толстых поперечных палок.

Музыка и танец

Игра на бубне, мужчины. с. Лесная, Тигильский район.

Важная составная часть духовной культуры коряков – хореографическое искусство, песни и музыка. Существовало четкое разграничение танцев на обрядовые и игровые. Среди песен можно отметить т.н. личные песни – песни, которые созданы и исполняются только одним человеком или подарены родителями и родственниками. Кроме личных песен широко распространены семейно-обрядовые, исполняемые в семье и передающиеся по наследству. Основным музыкальным инструментов коряков является бубен яяй , известны также вертушка тэллытал , издающая жужжащий звук при ее растягивании, свирель из коры и древесины, дудочка эйӈэчг’ын из борщевика, манок из пера утки галгычгын , который использовался как мундштучный аэрофон, перо чайки с регулятором звука гычгын яӄъяӄин и др.

Одежда

Кухлянка с капюшоном и нагрудником из камусов

Традиционную одежду коряков можно отнести к так называемому глухому типу. Основным материалом для пошива одежды у коряков в конце XIX - начале XX века служили оленьи шкуры и ровдуга, сменившие и окончательно вытеснившие к этому времени шкуры горного барана. Летняя одежда коряков имела тот же крой, что и зимняя, но изготовлялась из более лёгких материалов. Для украшения одежды коряки использовали шкуры других пушных зверей. Также одежда украшалась орнаментом и подвесками. В качестве украшений носили также браслеты, серьги, подвески, которые переделывались из старых медных и серебряных вещей. К началу XX столетия заметное распространение у них получила одежда, шитая из покупных материалов.

Семья и родовые отношения

Производственная и общественная жизнь тундровых коряков сосредотачивалось в стойбище. Раньше вместе с табунами кочевали семьи, которые выпасывали стада. Сейчас кочуют только работники табуна.

Родовая общность состояла не только из родственников. В социальное формирование входили сироты, одинокие мужчины и женщины, «вольные люди». «Вольных людей» род не приглашал и не выгонял из своей общины. Обычно это были мужчины. Они могли в любое время уйти в другое стойбище. Родовой принцип организации общности у народностей Севера на Камчатке долго сохранялся. По древним обычаям все сироты, одинокие, больные и вольные люди в роду и племени пользовались покровительством и считались родственниками и членами семьи. Особое отношение в семье было к старикам. Дети относились с почтением к старшим и слушали их советов.

Род и племя жили исключительно за счёт того, что самим удаётся создать, добыть, поэтому ответственность за судьбу рода каждый его член чувствовал с малолетства, так как человек был полностью зависим от природы. Главной в стойбище раньше считалась яранга владельца большей части стада. В ней жила семья: жена ӈэв’г’эн , холостые, женатые сыновья кмиӈу , дочери ӈавакыкав’ . В состав семьи входили братья ӄайтакалӈо . Глава стойбища являлся распорядителем всей хозяйственной жизни. Внутристойбищные связи были достаточно прочными и охватывали все стороны хозяйственной и общественной жизни коллектива. Они основывались на совместном ведении оленеводческого хозяйства, коллективном выпасе стад, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Родственные связи обычно охватывали всю кочевую группу.

Традиционное мировоззрение и ритуальные обряды

Вселенная, по представлениям коряков, состояла из пяти миров: земля, населенная людьми, два мира над ней и два внизу. Нижний из верхних миров населен людьми-облаками, верхний - обиталище Верховного божества. Из подземных миров верхний населен калаг’ами - злыми духами, в нижнем обитают тени мертвых. Все миры представлялись взаимопроницаемыми. Животные, люди, духи переходили из одного мира в другой. Мир умерших был как бы частью мира живущих. Жители подземного мира заботились о своих родных, оставшихся на земле, посылая им на охоте животных, помогая во всех делах; живые слали подарки умершим родственникам.

Существовал семейный и профессиональный шаманизм. Шаманом нельзя было стать по собственной воле, нельзя было и уклониться от этой миссии. Считалось, что духи сами выбирают человека для этой роли. Специальной шаманской одежды у коряков не было. Главным шаманским атрибутом был бубен яяй . Важное место в традиционном мировоззрении занимали представления о системе охранителей. Свой охранитель (шест) имелся у каждого корякского поселения.

Жизнь коряка от рождения до смерти была пронизана многочисленными ритуалами, обрядами и запретами. В основе обрядов, выполняемых по случаю добычи животных лежал древнейший миф об умирающем и воскрешающем звере. Особенно яркое выражение он нашел в празднике, устраиваемом после охоты на медведя, которого коряки считали двоюродным братом человека. Подобные обрядовые действия оседлые и часть оленных коряков совершали и над первой пойманной рыбой. Только после этого ее разрешалось употреблять в пищу. Особо почитался кит. Обрядовые церемонии, сопровождавшие его добычу, существовали у алюторцев, коряков Пенжинской губы и северо-западного побережья Охотского моря.

Коряки

Как и другие палеоазиатские народы Северо-Восточной Сиби­ри, относятся к материковой группе популяций арктической расы монголоидов.

Корякский язык

Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатских языков, наиболее близок чукотскому языку , что объясняется общностью языкового субстрата, из которого в различное время обособлялись языки современных народов Северо-Восточной Сибири . Вначале это был ительменский язык, длитель­ное время развивавшийся автономно, а затем чукотский и корякский языки, которые сосуществовали в условиях достаточ­но активных контактов между этими народами. Культурно-хозяйственное разнообразие коряков отразилось в диалектах, названия которых со­ответствуют выделяемым группировкам: чавчувенский, каменский, апукинский, паренский, итканский, олюторский, карагинский, паланский, керекский. В связи с мнением о возможности наделения алюторцев и кереков статусом самостоятельной этнической общности их диалекты также получают статус самостоятельных языков.

Хозяйство

В культурно-хозяйственном отношении коряки делятся на 2 группы. Оленеводы (чавчувены), монолитные в культурном плане, представлены несколькими территориальными группами, которые кочева­ли в материковых тундрах от Камчатского перешейка, до верховьев левых притоков Колымы. Береговые коряки (нымыланы), более разнообразные в культурно-хозяйственном отношении, иногда обозначаются как этнотерриториальные группы: каменцы, паренцы, иткинцы (побережье Пенжинской губы Охотского моря), апукинцы (Берингоморское побережье Камчатки, на север от бассейна реки Пахачи). Далее к северу - кереки (в настоящее время учитываются как самостоятельный на­род численностью около 100 человек). На юге, по восточному побережью Камчатки, живут карагинцы, а параллельно им, на западном побережье, расселяются паланцы. Сложнее определя­ется культурно-хозяйственный статус алюторцев , которые расселены на восточном побережье от залива Корфа к югу и имеют поселения на Охотском побережье. В их хозяйстве сочетаются олене­водство, рыболовство и охота. Сейчас алюторцев выделяют в самостоятельный народ. Различия между перечисленными группами фиксируются в языке на уровне диалектов, а в культуре - в соотношении основных видов хозяйственной деятельности (например, у паданцев преобладает рыболовство, а у каменцев - охота на морского зверя).

История

История коряков связывается с автохтонной основой фор­мирования их культуры. В бассейне Охотского моря архе­ологами выявлены памятники так называемой охотской культуры (I тыс. н. э., культура морских зверобоев, рыболовов и охотников на дикого оленя), в которой прослеживаются черты корякские культурные традиции, в относительной хронологической непрерывности сохранившейся вплоть до древнекорякских поселений XVI-XVII вв. Основу охотской культуры составили внутриконтинентальные неолитные традиции (Прибай­калье) и юго-восточные компоненты (Приамурье). Наиболее тесно коряки взаимодействовали с ительменами , что фикси­руется практически во всех сферах культуры. С XVII в. наиболее значимым фактором, определяющим облик корякской культуры, становятся корякско-русские связи. Непосредственные контакты с русскими изменили их хозяйство и быт, прежде всего береговых коряков. Оленные коряки в большей степени сохранили особенности своей культуры. Таким образом, на облик этнической культуры коряков оказали влияние как общерегиональные факторы формирования палеоазиатских народов, так и этнокультурные связи с соседями.

Ко времени знакомства с русскими у коряков отсутствова­ла родовая организация. Поселения оседлых коряков уже в XVII в. формировались как территориально-общинные объединения, не об­ладавшие экзогамными признаками. В конце XIX в. в области производства и распределения сохранялись черты первобытного коллективизма. У паренцев, итканцев, каменцев существовали особые коллективы - «байдарные объединения», где на время морского зверобойного промыс­ла объединялись орудия труда и рабочая сила. «Байдарные объединения» организовывались на основе родственного прин­ципа. Они не только выполняли производственные функ­ции, но представляли собой устойчивые социальные структуры, внутренняя жизнь которых регламентировалась нормами обыч­ного права, традициями и обрядами. При распределении добычи промысла не существовало единых правил. На­иболее ярко выраженная форма уравнительного распределения имела место при охоте на кита. Добытый кит становился достоянием всех жителей поселка. В летнее время груп­пы родственников объединялись для совместного лова ры­бы. Добычу делили поровну. Производственная и общественная жизнь оленных коряков сосредоточивалась в стойбище, где вокруг хозяйства крупного оленевода обычно группировалось несколько более мелких. Обитатели стойбища были связаны отношениями родства и свойства. Население стойбища достигало иногда 50-70 человек. Главой, т. е. распоряди­телем хозяйственной жизни стойбища считался владелец большей части стада. Несколько стойбищ, кочующих на определенной тер­ритории, объединялись в группы, связанные кровными, брачными узами или экономическими отношениями и возглавляе­мые старостами. Формы собственности - общинная на пастбища и частная на оленьи стада. Оленеводческое хозяйство чавчувенов до его изменения в советский период оставалось патриархально-натуральным с заметными чертами первобытно-общинных отношений.

Мировоззрение

Традиционное мировоззрение связано с анимизмом. Коряки одушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила. Вселенная представлялась в виде 5 миров: земли, населенной людьми, 2 миров над ней и 2 подземных. Верхний мир - обиталище Верховного су­щества, которое отождествлялось с солнцем, рассветом, природой, вселенной. Верхний из подземных миров пред­ставлялся населенными злыми духами, а нижний - обите­лью теней мертвых. Миры, составляющие вселенную, взаимопроницаемы. Существовал профессиональный и семейный шаманизм . Специальные шаманские одежды у коряков не было. Распространено поклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утесам). Практикуются жертво­приношения собак и оленей. Бытуют культовые пред­меты - аняпели (особые камни для гадания, священ­ные доски в виде антропоморфических фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и прочее).

Семья

Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX в. была большая патриархальная семья. Известно мно­гоженство, хотя в конце XIX в. оно не имело широкого распространения. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брачная система коряков исключала кузенов, в случае патрилокального брака практиковалась отработ­ка за жену. Соблюдались обычаи левирата и сорората. Существовало строгое половое разделение труда.

Культура коряков

Этническая культура коряков представлена 2 хозяйственно-культурными типами. Основу экономики коряков-чавчувенов составляет оленеводство, которое дополняется охотой и рыболовст­вом. Оседлые коряки занимались рыболовством, морской и сухопутной охотой, но для различных территориальных групп оседлых коряков значимость данных видов хозяйства была неодинакова. У алюторцев оленеводство сочетается с дополнительным промысловым комплексом. Оленеводство коряков-чавчувенов является крупностадным и по организации и продуктивной направ­ленности соответствует самодийскому. Региональные отличия состоят в менее протяженных маршрутах сезонных пере­кочевок, летнем выпасе в горах и разделении стойби­ща, отсутствии пастушеской собаки. Для алюторцев характерны меньшее количество оленей в хозяйстве и коопера­ция малооленных хозяйств, больший удельный вес промыслов. У коряков-оленеводов существовал высокоспециализированный олений транспорт . Основу хозяйства оседлых коряков составляли рыбо­ловство (карагинцы, алюторцы, паланцы), морской зверо­бойный промысел (пенжинцы, апукинцы). В начале XX в. охотой на морских животных занимались 63% хозяйств коряков. Пушная охота до прихода русских большого значения не имела, коряки охотились на медведя, горного барана, ди­кого оленя. Особенностями культуры оседлых коряков были упряжное собаководство и более разнообразные средс­тва передвижения по воде, имеющие много общего с чукотскими и эскимосскими.

Промысел

Специфика промысла определяла характер расселения. Единственным типом поселения у оленеводов было стойбище, состоящее из нескольких жилищ-яранг. Яранга представляла собой каркасный остов из жердей, который обтягивался по­крышкой, сшитой из оленьих шкур со стриженым мехом мездрой внутрь. В диаметре яранга имела около 10 м, в высоту - 4 м. Внутри яранги к стенам крепили меховые спальные по­логи, каждый на одну семью. В отдельных пологах жили взрос­лые неженатые мужчины и незамужние женщины. Количество обитателей одной яранги в конце XIX - начале XX в. достигало 25 человек. Хозяйственных построек у чавчувенов не было. У оседлых коряков преобладающей формой жилища была полуземлянка с оригинальным воронкообразным сооружением на крыше. Стены делались из деревянных плах. В центре жилища находился очаг. Входили в землянку зимой че­рез дымовое отверстие, летом - через специальный пристраи­ваемый коридор с плоской крышей. Спали оседлые коряки, как и оленеводы, в меховых пологах. Большинство селе­ний оседлых коряков размещалось в устьях рек, на берегу моря, в них жили зимой и летом. У паланцев имелись зимние поселки вдали от мест промысла, летом они пе­реселялись на побережье в летние жилища. Поселения различались по числу жителей: поселки паланцев на­считывали 200 человек и более. Большинство поселков апукинцев состояло из 1 полуземлянки. Своеобразный вид поселкам оседлых коряков придавали хозяйственные постройки - ба­лаганы, крытые сухой травой. Под влиянием русских у отдельных групп коряков уже в середине XVIII в. стали появляться срубные жилища.

Одежда

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кух­лянки, штанов и капора. Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щи­колоток. Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. Женская зимняя обувь отличалась высокими голенищами. В комплект женской зимней одеж­ды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Детской одеждой служил комбинезон. Летняя одежда коряков име­ла тот же покрой, что и зимняя, но изготовлялась из более легких материалов - ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей и всегда была одинарной. Особой промысловой одежды у коряков не существовало, для нее лишь предпочитали собачьи шкуры или ровдугу. Отличительными особенностями ритуальной одежды (погребальной и танцевальной) были богатый и характерный орнамент, а также цвет меха.

Традиционная корякская одежда украшалась орнаментом и подвесками. Украшениями служили браслеты, серьги, подвески, которые делались из старых медных и серебряных вещей. Многие украшения играли роль амулетов. Магическое значение имели прически и женская татуировка. Мужчины состригали волосы, оставляя лишь кружок на макушке или узкий ободок вокруг головы. Женщины расчесы­вали волосы на прямой пробор и заплетали в 2 тугие косы, которые украшали ниткой бисера.

Пища коряков

Основная пища оленеводов - оленье мясо, в основном в варе­ном виде. Сырыми съедались почки, мозг, хрящи. Из крови и содержимого желудка варили похлебку. Вяле­ное мясо шло на приготовление ритуальные блюда - толкуши (мясо растирали пестиком, добавляя коренья, жир и ягоды). Замороженным мясом питались в дороге. Копыта квасили в крови, молодые отростки рогов ели варены­ми. В качестве подспорья к мясной пище заготавливали юколу, летом разнообразили рацион свежей рыбой. Ры­ба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков. Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы из лососевых.

Мясо морских животных варили или замораживали. Ценился жир морских животных, его ели сырым или топ­леным с мясом либо юколой. Повсеместно употребля­лись продукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи. В качестве возбуждающего и опьяняющего средст­ва использовался мухомор. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Декоративно-прикладное искусство коряков

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и ме­талла (муж.). Корякские мастерицы - виртуозы северной меховой мозаики, искусно подбирающие сочетания светлых и темных тонов меха. Меховые мозаичные полосы нашиваются на подолы кухлянок в виде широкой каймы (опуван). Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный. Часто вышиваются реалистичные фигурки зверей, сцен­ки из их жизни. В вышивке преобладает техника глади. Особенно богато орнаментировались спинки гагаглей. Особая область женского искусства коряков - художественное оформление меховых ковров. Техника исполнения их декора - стачи­вание кусочков светлого и темного меха, применялась также вышивка цветными нитками по меху.

В резьбе по дереву мужчины-резчики использова­ли орнамент сложной формы, характерный также для древних палеоазиатов: завитки, парные спирали на ножке («рога барана»). Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавлива­лись костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками. Большим искусством изготовления изделий из металла отличались паренские кузнецы.

Корякские доспехи

Праздники

Традиционные праздники коряков сезонные. У оленеводов вес­ной, когда после отела стадо подгоняют к стойбищу, отмечался праздник рогов (кильвей), осенью - праз­дник забоя оленей. У приморских охотников перед нача­лом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) - празд­ник нерпы - хололо (оло-ло). Существовали праздни­ки «первой рыбы», «первой нерпы». И у береговых, и у оленных коряков устраивались особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана и прочих. В семьях, где рождались близнецы, устраивался особый «волчий праздник», т. к. близнецы считались родствен­никами волков. На праздниках исполнялись обрядовые пляски, представляющие натуралистичное подражание движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оле­ней, воронов. Традиционный танец млавытын сопровождался характерным гортанным хриплым пением. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). Из музыкальных инструментов наряду с узкоободным бубном распространен варган (так называемый зубной бубен в виде костяной или железной пластинки). В последние де­сятилетия успешно развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографии (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительного искусства. В Корякском автономном округе созда­ны объединения художников-любителей и литераторов. Особой известностью пользуются художник Кирилл Кильпалин и писатель Коянто (В.В. Косыгин).

пгт Палана 1212

село Тымлат 706

село Манилы 565

село Седанка 446

село Лесная 384

село Вывенка 362

пгт Оссора 351

село Тиличики 329

село Карага 289

село Слаутное 254

село Таловка 254

город Петропавловск-Камчатский 245

село Тигиль 203

село Хаилино 201

село Воямполка 163

село Ивашка 162

село Хайрюзово 102

Магаданская область:

село Верхний Парень 262

пгт Эвенск 234

село Тополовка 160

   Численность – 9 242 человека (на 2001 г.).
   Язык – чукотско-камчатская семья языков.
   Расселение – Корякский автономный округ Камчатской области.

К началу контакта с русскими в ХVIII в. коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу - «оленевод») и оседлых (нымылъо - «жители», «поселяне»), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т.д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос.

Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе.

Для кочевых коряков - чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) - на ягельные пастбища, летом - в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.

   Старейшина И. Кечгелхут открывает праздник

Жили кочевые коряки летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна), основу которых составляли три шеста высотой 3,5-5 м, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4-10 м, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3-1,5 м, длиной 2-4 м, шириной 1,3-2 м. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

В хозяйстве нымылъо - оседлых коряков - сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Морской зверобойный промысел - основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени - у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью - коллективный характер, начиналась в конце мая - начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт - «лодка из шкур лахтака») и одноместных челнах-каяках (мытыв). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины ХIХ в. оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы. К концу ХIХ в. в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, чавычи, кеты, горбуши, кижуча, кунжи; в феврале-марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле-мае воды у берегов «кипели» от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и т.п., а с конца ХVIII в. стали пользоваться огнестрельным оружием. Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.

   Ритуал сопровождают деревянные маски

Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15 м, шириной до 12 м и высотой до 7 м. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1-1,5 м по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре - в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 см от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.

В начале ХIХ в. под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу ХIХ в. карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.

   Одежда охотника и пастуха стянута поясом. Напуск-«пузырь» дает возможность свободно поднимать руки

Одежда у всех групп коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские, наряду с оленьими, использовали шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом - одинарную одежду. «Всепогодный» мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние - из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца ХIХ в. береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.

Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху - камлейку - с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

Зимняя и летняя мужская обувь - башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

   На стойбище

Меховой мужской головной убор - малахай капорообразного кроя с наушниками - носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых оленей, для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью - меховую рубаху гагаглю (кагав`лён) мехом внутрь,значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

   В традиционной одежде и стар и млад

До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй,кэкэй): зимой - двойной, а летом - одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С ХVIII в. появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.

Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат. pater - отец, arche - власть) семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд «хватания» (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ в. сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - деверь, брат мужа): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror - сестра): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.


Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом. Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с ХVIII в. у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.

В начале ХХ в. происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.

   Священная птица

Главные обряды и праздники оседлых коряков ХIХ - начала ХХ в. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты - торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных «охранителей».

Главный осенний праздник кочевых коряков - Коянайтатык - «Перегонять оленей» - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «возвращение солнца». В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

   Шаман

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения - сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в ХVIII в., православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

Основные жанры повествовательного фольклора коряков - мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) - Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов (эвенов, русских).

Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят «именную песню» и «родовую песню», воспроизводящие местные и семейные напевы.


Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

   Страница учебника нымыланского языка С.Н. Стебницкого

В Корякском автономном округе - 18 национальных сел. Коренное население по-прежнему занимается оленеводством, охотой, рыболовством, переработкой мяса и рыбы, а также пошивом меховых изделий. В школах дети изучают родной язык. В пос. Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив «Вэем» («Река»).

На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация «Коренные народы Севера Корякского автономного округа», во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.


Как особая этнографическая группа коряков долгое время рассматривались алюторцы, олюторцы, алюторы (по-корякски и чукотски - алутальу, элутальу). В русских источниках они впервые упоминаются с начала XVIII в. как особый народ. Переписью 1989 г. выделены в качестве самостоятельного народа.

Названы по с. Алют (современное Алюторское), по другой версии - от эскимосского алутора - «заколдованное место». Самоназвание нымыльу, то же, что и у различных групп береговых коряков.

Численность 3500 человек. Живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до с. Тымлат на юге, и по среднему течению р. Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в с. Реккиники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков. Некоторые лингвисты рассматривают алюторский диалект как самостоятельный язык.

По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: так же занимались морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китообразных и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX в. - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, одной из особенностей последней были непромокаемые камлейки из кишок моржа; отличало алюторцев также обыкновение пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских. Христианство, распространявшееся среди них с начала XVIII в., не было ими воспринято.

Алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 г. постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ О КОРЯКАХ
  Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л., 1971.
  Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
  История и культура коряков. Л., 1994.
  Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. СПб., 1900. Т. 1.
  Стебницкий С.Н. Лымныло-нымыланские (корякские) сказки. Л., 1938.

Современная энциклопедия

КОРЯКИ - народ, коренное население Корякского автономного округа Российской Федерации (7 тыс. человек). Живут также в Чукотском автономном округе и Магаданской обл. Общая численность 9 тыс. человек (1992). Язык корякский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

КОРЯКИ - КОРЯКИ, коряков, ед. коряк, коряка, муж. Народность на крайнем северо востоке Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОРЯКИ - КОРЯКИ, ов, ед. як, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Камчатки. | жен. корячка, и. | прил. корякский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КОРЯКИ - КОРЯКИ, народ в Российской Федерации (7 тыс. человек). Коренное население Корякского автономного округа. Живут также в Чукотском автономном округе и в Магаданской области. Язык корякский чукотско камчатской семьи палеоазиатских языков. Верующие… … Русская история

КОРЯКИ - Народ монгольск. племени, обитает в Приамурск. области и Камчатке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Коряки - (самоназвания чавчыв, чавчу, нымылагын, нымыл аренку, рымку чавчыв) народность общей численностью 9 тыс. чел. Проживают на территории Российской Федерации, в т.ч. Корякского автономного округа (7 тыс. чел.). Язык корякский. Религиозная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

коряки - ов; мн. Народ, составляющий основное население Корякского автономного округа Камчатской области; представители этого народа. ◁ Коряк, а; м. Корячка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Корякский, ая, ое. * * * коряки народ в России, коренное население … Энциклопедический словарь

КОРЯКИ - народ, составляющий осн. население Корякского нац. окр. Камчатской обл., живут также в Чукотском нац. окр. и Северо Эвенском р не Магаданской обл. Самоназвание береговых К. нымылын, К. оленеводов чавчыв. Числ. К. 6,3 т. ч. (1959). Корякский яз.… … Советская историческая энциклопедия

Коряки - народ, составляющий основное население Корякского национального округа Камчатской области РСФСР. Живут также в Чукотском национальном округе и Северо Эвенском районе Магаданской области. Численность 7,5 тыс. человек (1970, перепись).… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Народы Северо-Востока Сибири. Айны. Алеуты. Ительмены. Камчадалы. Кереки. Коряки. Нивхи. Чуванцы. Чукчи. Эскимосы. Юкагиры , Батьянова Е., Тураев В. (ред.). Очередной том серии «Народы и культуры» посвящен этнографии коренных малочисленных народов Северо-Востока Сибири: айнам, алеутам, ительменам, камчадалам, керекам, корякам, нивхам, чуванцам,… Купить за 1452 руб
  • Ворон Кутха , . В Арктике - у холодных морей Северного Ледовитого океана, в Сибири и на Дальнем Востоке - вдоль северо-западного побережья Тихого океана издавна живут коренные народы: чукчи, эскимосы, орочи,…