Старт в науке. Овсянка. Музейный комплекс В.П. Астафьева

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждого из нас в жизни есть человек, который больше всех заботится о нас, переживает, старается порадовать, накормить разными вкусностями, а также дает мудрые советы. Этот человек - бабушка. И, наверное, никто не будет отрицать, что бабушки есть в каждой семье, и что они занимают в ней очень важное место. Именно бабушки, благодаря своей мудрости, любви, нежности и пониманию, часто являются секретом семейного благополучия.

Роль бабушки очень велика, так как именно бабушка способна воспитать

духовно развитого человека, передать ему свой жизненный опыт и свою мудрость. Лично я считаю, что бабушка - это духовная основа современной семьи.

Но как часто подростки недооценивают бабушек, считают, что их взгляды устарели и не соответствуют современному ритму жизни. В XXI веке бабушка уже не является примером для молодежи. У современных молодых людей совсем другие авторитеты, другие герои, часто отрицательные.

    1. Актуальность выбранной темы

Проблема взаимоотношений и духовных ценностей в молодежной среде, снижение роли семьи (и в частности роли бабушки) в воспитании детей является общей проблемой для всего российского общества. И поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни.

Перед собой я поставила следующуюцель :

    определить, какова роль бабушки в развитии и формировании личности, проследив это на примере художественных произведений и беседы с одноклассниками.

Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

    Провести опрос для выявления роли бабушки в жизни человека.

    Изучить биографию писателей и поэтов и выяснить, какова роль бабушки в их жизни.

    Изучить и проанализировать произведения художественной

литературы, посвященные бабушке.

    Объяснить, что роль бабушки в жизни человека очень велика.

Объект исследования :

    процесс влияния бабушек на формирование личности ребёнка.

Предмет исследования :

    биография известных писателей, произведения про бабушек, интервью с одноклассниками.

Гипотезаисследования :

    доказать, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика.

    1. Этапы исследования

    Отбор научной и художественной литературы, ее изучение и анализ.

    Изучение сайтов Интернет по данной теме.

    Проведение анкетирования, обработка результатов.

    Написание проекта.

1.3.Методы и приемы работы

Для осуществления цели мы использовали следующие методы:

    метод сбора информации (изучение научно-популярной и художественной литературы, наблюдение);

    метод статистического анализа и диагностики полученных данных (вычисления, диаграммы);

    описательный метод;

    сравнительный метод;

    анкетирование.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении соответствующей темы, на классных часах.

2. Основная часть

2.1. Понятие «бабушка»

Свое исследование я начала с того, что решила узнать, откуда произошло слово «бабушка»? Я заглянула в несколько толковых словарей («Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный» Т.Н. Ефремовой, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова) и вот, что узнала:

Во всех словарях это слово обозначает «старая женщина» или «мать отца или матери по отношению к их ребенку».

Интересно, что можно сказать о происхождении этого слова в русском языке. Этимологический словарь об этом умалчивает. Некоторые придерживаются мнения о том, что когда маленький ребёнок начинает говорить, то ему легче всего выговаривать: «ма-ма», «ба-ба», «де-да». Такое объяснение не может пролить свет на этимологию слова. Вопрос остается открытым. Оказывается, в разных странах слово «бабушка» не только произносится по-разному, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам.

Например, американские бабушки не живут под одной крышей с внуками, у них своя жизнь. Они приходят в гости, делают подарки. Во Франции бабушек никто не считает бабушками, они очень активные, любят нарядно одеваться, устраивать встречи и вечера с друзьями. В Испании бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Женщина все свободное время уделяет себе. Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. И только в России трудно себе представить российскую семью без бабушки. Русская бабушка принимает активное участие в жизни своих детей и внуков. Она принимает участие во всех делах семьи, от завтрака до проверки домашнего задания.

Да, слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Самые внимательные русские бабушки: они поучают нас, пекут вкусные пирожки, они - самые любимые и добрые воспитатели для малышей. И не важно, современная эта бабушка или нет. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства!

2.2. Образ бабушки в сказках

Образу бабушки, ее роли в воспитании детей издавна уделялось огромное внимание, ведь недаром народ делал их героинями многих литературных произведений. С самого раннего детства мы слышим, а потом и сами читаем, русские народные сказки: «Колобок», «Снегурочка», «Репка», «Маша и Медведь», «Бабушка, внучка и курочка», «Бабка и медведь» и многие другие, в которых одним из персонажей является бабушка. Но не только в нашей стране складывали сказки о бабушках. О них упоминали и зарубежные писатели- сказочники: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» и «Бабушка» Г.Х.Андерсена. В каждой сказке бабушка разная: то она старенькая, в очках и тапочках, читающая внукам сказки по вечерам; то это некрасивая, на первый взгляд, строгая, пожилая женщина; то постоянно что-то делающая по хозяйству, но всех этих бабушек объединяет одно - безграничная любовь к внукам, мудрость, постоянная забота о ком-нибудь.

Перечитывая эти сказки несколько раз, мы все больше и больше влюбляемся в их персонажей - бабушек. И каждый раз ощущаем какую - то непонятную теплоту, исходящую от них.

2.3 Образ бабушки в художественных произведениях

При изучении образа бабушки я не остановилась только на исследовании сказок. Познакомившись на уроках литературы с рассказом В. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором одним из главных героев тоже была бабушка, я предположила, что к этому образу обращались многие писатели. Заинтересовавшись, я прочитала еще два рассказа В.Астафьева: «Бабушкин праздник» и «Фотография, на которой меня нет».

Эти рассказы автобиографичные. Образ бабушки у Астафьева - это олицетворение детства. Ею можно восхищаться, у нее можно многому поучиться. Ее строгость, вспыльчивость, постоянное ворчание иногда пугают внука (да и не только внука), заставляют даже прятаться и не попадаться ей на глаза: «бабушка уж затемно сыскала нас с Санькой на увале, обоих настегала прутом», «нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину». Однако, несмотря на это, во всех ее действиях присутствует необъемная забота о родных и близких (особенно о внуке): бабушка лечила мальчика, долго натирала его ноги нашатырным спиртом основательно, досуха, потом укутала их старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с лица внука шипучей от спирта ладонью; утром бабушка унесла мальчика в баню - сам он идти уже не мог, долго растирала ноги запаренным березовым веником, грела их над паром от каленых камней, парила сквозь тряпку всего его, макая веник в хлебный квас, и в заключение опять же натерла нашатырным спиртом.

Бабушка у Астафьева ассоциируется с мудростью: возвратившись из города, она все-таки подарила внуку заветного коня с розовой гривой, для того чтобы ребенок запомнил эту историю с обманом как следует, и конечно же, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Во всех его рассказах она обладает столькими знаниями, которые ненавязчиво передает внукам: «дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и моченой брусники, после всего этого напоила молоком, кипяченным с маковыми головками»; « в горнице меж рам бабушка валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и все. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину - и уже без листьев. Бабушка объяснила причуду эту так: - Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад».

Образ бабушки - это образ прекрасной хозяйки: и в горнице у нее всегда чисто, и белье постирано, и покушать сварено, «бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки»», а к приезду родных на праздник и вовсе начинала готовиться за полгода: набирала яиц, откармливала бычка или телочку на мясо, сбивала масла. Сама ездила на другой берег реки в город - продавать ягоды да на вырученные деньги закупать продукты. Деньги куда попало не «расходовала», в долг давала не много, чтобы смогли отдать.

А уж если собирались в дому гости, то бабушка была самой лучшей певуньей, «…и в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо…и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет»

Образ бабушки дополняется и своеобразными народными изречениями. Ее речь выразительна во всех рассказах. Например, присказки «на лес глянет - лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшом», «муж да жена- одна сатана». Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, народные обороты обогощают образ бабушки: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студись» (не застудись), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка), эк его крюком скрючило», «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «тепереча» (теперь).

Эта бабушка, главная героиня рассказов В. Астафьева, и стала нашей общей русской бабушкой, что собрала в себе, в редкой живой полноте все, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьем узнаем как свое, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное.

2.4. Роль бабушек в воспитании известных писателей

Бабушка-это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять какого-то важного человека в жизни ребёнка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова.

Елизавета Столыпина родилась в богатой и весьма известной на Руси дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина - человека хозяйственного и состоятельного. Елизавета, унаследовавшая у родителей все самые лучшие черты, выросла женщиной разумной и деловой, с бескомпромиссным и твердым характером.Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль — матери и жены. Потеряв рано дочь, на ее руках остался маленький внук - Миша, будущий поэт Михаил Лермонтов. Елизавета Алексеевна все отдала на воспитание внука: возила слабенького здоровьем Мишу по курортам, нанимала ему лучших учителей, ни в чем ему не отказывала и копила на его дальнейшую жизнь, а во взрослой его жизни не раз, пользуясь своим влиятельным положением, спасала от ареста и каторги. А узнав в 1841 году о смерти Михаила, окончательно ослабевает здоровьем, перестает видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году умирает.

Рис.2 Е.А. Арсеньева

Рис.1 М.Ю. Лермонтов

Виктор Петрович Астафьев, рано оставшийся без мамы (утонула) и отца (арестован), тоже остается на попечении бабушки Екатерины Петровны Потылицыной. Как потом говорил автор, что годы, проведенные с бабушкой, были самыми лучшими в его жизни. И многими своими нравственными качествами он обязан именно бабушке, которая воспитывала в нем любовь, уважение, терпение,

Рис..3 В.П.Астафьев

доброту, честность, отзывчивость, которая научила его хранить традиции, почитать старших, испытывать радость от труда на благо себе и людям. Именно бабушке благодарный внук- писатель посвящает цикл своих рассказов. «Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям.»

Рис.4. Е.П.Потылицына

Еще один известный писатель Максим Горький (Алеша Пешков) в своей биографической повести рассказывает о бабушке. Если Горький обязан кому-нибудь из своих предков своим гением, то это только своей бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Живя долгое время душой и телом в самом близком

Рис.5 М.Горький

прикосновении с бабушкой Акулиной, Горький всосал в себя соки народного ее гения, который лег в основу гениального его труда.

Рис.6 А.И. Каширина

В жизни Александра Сергеевича Пушкина было две бабушки, которые занимались его воспитанием. Бабушка по материнской линии - Мария Алексеевна Ганнибал. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к

Рис.7 А.С. Пушкин

которому езжал царь Петр, о недавней старине...». Для А.С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной».

Рис.8 М.А. Ганнибал

бабушка - Яковлева Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и именно ей посвящал он свои стихотворения.

«Литературные» бабушки оказали большое влияние на воспитание внуков, и, я думаю, сыграли свою роль в становлении их как людей порядочных, добрых. А мы, читатели, вместе с главными героями восхищаемся бабушками, учимся у них мудрости, терпению, любви.

Рис.9 А. Р. Яковлева

    Социологические исследования

    1. Проведение анкетирования

Исследуя эту тему, я решила узнать мнение одноклассников о роли бабушек в воспитании. Я задала им следующие вопросы:

    Как часто ты видишься со своей бабушкой?

    Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время?

    Чему тебя научила бабушка?

    Какой должна быть бабушка?

    Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

    1. Результаты анкетирования

Получилась очень интересная для меня информация. Анализ результатов анкетирования, проведенного у нас в классе, показал,

    что почти 50% детей видят своих бабушек по выходным, 20% видят ее только на каникулах, потому что бабушки живут от них далеко. И 30% видят свою бабушку каждый день.

Кроме того, были получены ответы на следующие вопросы:

2. Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время? Оказывается, с бабушкой можно заниматься всем, чем захочешь! Чай пить, болтать, гулять, играть, ходить в гости, читать, ходить по магазинам. А еще можно вышивать, вязать, и изучать планеты! И многое другое 3. Чему тебя научила бабушка? На этот вопрос было много разных и интересных ответов. Кого-то бабушка научила читать, кого-то делать уроки, кого-то петь, шить. А кто-то и картошку копает в огороде и собирает ягоды с бабушкой. И это здорово! 4. Какой должна быть бабушка? На это были сказаны только самые теплые слова, такие как: мудрой, красивой, доброй и ласковой, веселой, загадочной, современной и непредсказуемой.

5. Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

На этот вопрос практически все ответили, что у них самая добрая бабушка на свете!

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

На этот вопрос 80% учащихся ответили - В.Астафьев «Конь с розовой гривой»

50% вспомнили сказку К. Паустовского «Теплый хлеб» и столько же учащихся назвали сказку Андерсена «Снежная королева»

40% назвали сказку Ш.Перро «Красная шапочка»

И почти все учащиеся называли русские - народные сказки, такие, как «Репка», «Снегурочка» и другие.

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

Оказалось, что все учащиеся нашего класса помнят няню А.С. Пушкина, рассказывающую ему на ночь сказки и занимающуюся его воспитанием, однако только 60% помнят, что ее звали Арина Родионовна.

70% вспомнили бабушку М.Ю. Лермонтова, но вот сказать, как ее зовут, смогли лишь 40%

50% назвали В.П.Астафьева, который писал биографические рассказы о своей бабушке; вспомнить ее имя смогли только 10%.

В ходе социологического исследования я выяснила, что для каждого ученика нашего класса бабушка - один из самых любимых членов семьи, она играет огромную роль в жизни внуков: заботится о них, занимается их воспитанием, многому их учит. Бабушки у нас самые красивые, мудрые, щедрые, ласковые и нам с ними очень интересно. Шестиклассники знают известных писателей и поэтов, большую роль в становлении которых сыграли бабушки. Читают и знают произведения о бабушках, реально оценивают их поступки и вместе с героями делают для себя важные выводы.

    Заключение

В ходе своего исследования я выяснила, что слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Только русские бабушки самые внимательные, добрые и мудрые.

Я узнала, что на становление многих известных писателей и поэтов как творческих личностей, огромное влияние оказали их бабушки; что именно им они посвящают некоторые свои рассказы, сказки, стихи, читая которые мы тоже имеем возможность получать какие- то нравственные уроки.

Я утвердилась в предположении, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика. Бабушки заботятся о нас, пока родители на работе, ухаживают за нами во время болезней, сидят с нами, когда родители по вечерам уходят в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.. Многие подростки думают, что бабушка - это престарелый, ничего не понимающий человек, а на самом деле бабушка всегда понимает все вкусы своего малыша, которого она знает с пеленок. Бабушка всегда знает, чем помочь и какой правильный дать совет своему внуку, ведь за свою долгую и возможно загадочную для некоторых жизнь она повидала не мало.

И поэтому мы, дети, да и взрослые должны беречь своих бабушек, ведь это частичка нашей души…нашего настоящего и прошлого. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства! Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!

    Используемая литература и Интернет источники

    Астафьев В.П. «Бабушкин праздник»

    Астафьев В.П. « Конь с розовой гривой»

    Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет»

    Ефремова Т.Н. «Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный»

    Ожегов С.И «Толковый словарь русского языка»

    Савкина И. «У нас уже никогда не будет этих бабушек»?Литературное сегодня// Вопросы литературы, 2011. - №2

    Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь современного русского языка»

    Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. 1799-1826. Л. 1991.

    http://shkolazhizni.ru/family/articles/44089/

    https://yandex.ru/images/search?text

    Приложение 1.

Фото 1. Могила Кашириной А.И.

Зоя КОЖЕВНИКОВА

Зоя Александровна КОЖЕВНИКОВА (1961) - учитель русского языка и литературы Крайчиковской средней школы Колосовского района Омской области.

С любовью о добром и вечном...

Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Оборудование урока: репродукция картины В.М. Сидорова «Пора безоблачного неба» (1969), рисунки учащихся, глиняная игрушка «Белый конь с розовой гривой».

Ход урока

I. В начале урока задаю вопросы, чтобы дети вспомнили содержание рассказа.

Кто из героев рассказа “в сердцах или в насмешку” называл бабушку генералом? (Дедушка.)

Какую ягоду собирал Витя, чтобы “трудом своим заработать пряник”? (Землянику.)

Почему все жалели Витю и он был окружён редкостным вниманием? (Сирота.)

На берегу какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик? (Енисей.)

Как звали бабушку Вити? (Катерина.)

О ком из героев рассказа Витя говорил: “Он любил море, а я любил его”? (Левонтий.)

Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберёт земляники? (“Пряник конём” - конь.)

II. Слово учителя. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» - это повествование писателя о собственном детстве, в котором действительно были и походы за земляникой, и купание в своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи дяди Левонтия, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.

III. Обращаю внимание ребят на репродукцию картины В.М. Сидорова «Пора безоблачного неба». Ребята рассматривают репродукцию, соотносят с текстом рассказа, читают отрывки, соответствующие содержанию картины.

“День был ясный, летний. Сверху пекло... Берёзовые листья блестели...”

О доме Левонтия: “Стоял он сам по себе, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый...”

Дети делают вывод, что мир действительно поворачивался к Вите доброй, “безоблачной” стороной, потому что мальчик сам нараспашку открыт ему.

Вновь внимание ребят обращаю к тексту, предлагаю подумать над смыслом фразы: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай. А теперь что?”

Ребята рассказывают о том обмане, на который подтолкнул Витю Санька, о переживаниях мальчика, потому что он подвёл бабушку.

Продолжаю рассказ. “Время было очень тяжёлое. Первые годы после Гражданской войны. Страна разорена. Люди живут очень скудно. Все тяготы повседневных забот легли именно на плечи бабушки Катерины Петровны”.

IV. Создаю проблемную ситуацию. Обращаю внимание ребят на высказывания о бабушке, записанные на доске.

“Боже упаси... перечить бабушке, сделать чего не по её усмотрению”.

“Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта”.

Кому принадлежат эти слова?

Выясняем, что это слова ребёнка - Вити, и взрослого человека - писателя В.П. Астафьева. Слова писателя записываем в тетрадь.

Что же главное было в характере бабушки - строгость или доброта? А может, и то и другое?

V. Решаем проблему.

Какие художественные приёмы использует автор, создавая характер бабушки?

Обращаемся к рисункам учащихся, которые они приготовили дома. Обычно предлагаю посмотреть и самые удачные работы ребят разных лет.

Делаем вывод, что при всей внешней разности портретов бабушки в чертах её лица видны и строгость, и доброта.

Эту же мысль высказывают ребята, когда работают над речевой характеристикой героини. Просторечия, диалектизмы (“своих вечно потачил”, “мошенничат”, “Чё потом из него будет”, “малой”, “утворил”, “омманешь бабушку”, “восподь тебе пособил” и др.) подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера. Бабушка кажется хотя и строгой, но “своей, домашней”. В характере бабушки строгость сочетается с добротой.

А теперь предлагаю обратиться к анализу поступков Вити. Астафьев - замечательный психолог, умеет тонко обрисовать переживания ребёнка. Мальчик хоть и совершает плохие поступки (обман, кража калачей), но помнит, чем учила его бабушка.

Ребята анализируют поведение Вити и попутно делают записи в тетради:

Даром в жизни ничего не даётся. Пряник нужно “трудом своим заработать”.

Всё делай аккуратно и старательно. Берёт Витя ягоду старательно.

Будь честным и правдивым. Витю мучает стыд. Бабушка обмана не поймёт. Поступок Вити - для неё позор.

Постепенно приходим к выводу: чем больше мальчик страдает, тем чудеснее, счастливее завершение этой истории. “По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой”.

Демонстрирую ребятам глиняную игрушку «Белый конь с розовой гривой». (Игрушка изготовлена на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства одним из учеников.)

Если у вас есть заветная мечта, то вы поймёте мальчика, который ничего лучше в жизни не видел. Почему же бабушка всё-таки купила пряник (“пряник конём”) своему внуку?

Ребята отвечают: верила в то, что мальчик раскаялся. По мнению автора, добро всегда более действенно по сравнению с другими средствами. “Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”.

VI. Сообщаю учащимся, что о последней встрече с бабушкой В.П. Астафьев пишет в другом своём рассказе - «Последний поклон». После войны он возвращается с орденом Красной Звезды, а она, уже совсем старенькая, встречает его.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из рассказа. Ксерокопии текста на каждой парте.

“Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки.

Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело, уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже лёгкие. Щёки бабушки глубоко провалились...

Што так смотришь? Хороша стала? - попыталась улыбнуться бабушка стёршимися, впалыми губами.

Я... сгрёб бабушку в беремя.

Живой я остался, бабонька, живой!

Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и всё повторяла: - Молилась, молилась...”

Обращаем внимание на лексический строй языка - эпитеты, сравнения, которые раскрывают чувства героя. Это огромная любовь и жалость к той, которая всю свою любовь и ласку отдала когда-то ему.

И ещё одна черта раскрывается в характере бабушки. Опорой в её жизни всегда была православная вера.

Следующий отрывок из рассказа «Последний поклон» читает сам учитель.

“Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны.

Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров... сказал:

Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня...

Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался до Урала, до Сибири отдать ей последний поклон”.

Затем вновь обращаемся к словам В.П. Астафьева, записанным на доске.

Да, действительно писатель хочет, чтобы читатели в его бабушке увидели своих бабушек и дедушек и всю свою любовь отдали им сейчас, пока не поздно, пока они живы.

В заключение один из учеников читает наизусть стихотворение Яшина «Спешите делать добрые дела».

Так заканчивается урок. Но наш разговор не закончен. Предлагаю ребятам написать сочинение о своих бабушках и дедушках, о близких им людях. И рекомендую прочитать и другие рассказы Астафьева: «Далёкая и близкая сказка», «Запах сена», «Ангел-хранитель» - на выбор.

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев! Биография его - яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Виктор Астафьев: биография

Родился автор 1 мая 1924 года в в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. Упав в воду, женщина зацепилась косой за бону и утонула. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.

Взрослая жизнь

После этого юноша какое-то время работает на станции недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. Сюда же он привозит и свою жену, ставшую позднее известной как писательница - М. С. Корякину. Они были совершенно разными людьми. Вокруг Виктора всегда вились женщины. Он был очень интересным человеком. Известно о том, что у него есть две внебрачные дочери. Жена Мария его ревновала. Она мечтала, чтобы муж был верен семье. Здесь, в Чусовом, Виктор берется за любую работу, чтобы прокормить детей. В браке у него родилось их трое. Старшую девочку Мария и Виктор потеряли. Ей было всего несколько месяцев, когда она умерла в больнице от тяжелой диспепсии. Произошло это в 1947 году. А в 1948 году у Астафьевых родилась вторая дочь, которую назвали Ирой. Через 2 года в семье появился сын Андрей.

Дети Виктора Петровича Астафьева росли в тяжелых условиях. Из-за состояния здоровья, подорванного на войне, будущий писатель не имел возможности вернуться к своей специальности, полученной в ФЗО. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

Начало творческого пути

Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев. Биография его мало известна, поэтому для его читателей важны любые мелочи, связанные с его жизнью или творчеством. «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге», - поведал о своем дебюте автор. Название этого первого произведения - «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал свое творение.

Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения Виктор Петрович Астафьев, биография которого здесь представлена.

В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения - смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.

Астафьев о в рассказе «Солдат и мать»

Когда началась серия произведений автора о «русском национальном характере»? По мнению большинства литературных критиков, с рассказа Астафьева «Солдат и мать». У главной героини творения нет имени. Она олицетворяет всех русских женщин, по сердцам которых прошлось «тяжелое железное колесо войны». Здесь писатель создает такие человеческие типы, которые поражают своей реальностью, подлинностью, «правдой характера».

Удивляет и то, как мастер смело в своих творениях обнажает больные проблемы общественного развития. Главный источник, в котором черпает вдохновение Астафьев Виктор Петрович - биография. Краткая версия ее вряд ли сможет пробудить в сердце читателя ответное чувство. Поэтому и рассмотрена непростая жизнь писателя здесь так подробно.

Тема войны в произведениях писателя

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования - история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.

Повесть «Ода русскому огороду» - гимн крестьянскому трудолюбию

В 1972 году свое очередное произведение выпускает Астафьев Виктор Петрович. Биография, краткая версия которой изложена здесь, очень интересна. Писатель рос в деревне. Он видел ее изнанку. Ему не чужды страдания и тяготы людей, занятых непосильным трудом, который знаком ему с детства. Повесть «Ода русскому огороду» - это произведение, которое является своего рода гимном крестьянскому труду. Писатель Е. Носов так сказал о нем: «Это не рассказано, а пропето…» Для простого деревенского мальчишки огород - это не просто место, где можно «брюхо набить», а целый мир, полный загадок и тайн. Это ему и школа жизни, и академия изящных искусств. При чтении «Оды» не покидает чувство печали по утраченной гармонии земледельческого труда, которое дает возможность человеку ощутить животворную связь с природой-матушкой.

Повесть «Последний поклон» о жизни в деревне

Крестьянскую тему писатель Виктор Астафьев развивает и в других своих произведениях. Одно из них - цикл рассказов под названием «Последний поклон».

Повествование ведется от первого лица. В центре данного творения автора - судьбы деревенских детей, чье детство пришлось на годы 30-е годы, когда в стране началась коллективизация, а юность - на «огненные» 40-е. Стоит отметить, что данный цикл рассказов создавался два десятилетия (с 1958 по 1978 годы). Первые повествования отличаются несколько лиричным изложением, тонким юмором. А в заключительных рассказах явно прослеживается готовность автора жестко обличить систему, разрушающую национальные основы жизни. В них звучит горечь и открытая издевка.

Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.

Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Роман о войне «Прокляты и убиты» - критика сталинизма

В 1980 году переезжает на родину - в Красноярск - Виктор Астафьев. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Манеры русской литературы – писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать в литературных салонах из ничего, из многажды отражённого света эпатажные, «постмодернистские» сюжеты.

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства» и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетно-композиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении.

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться.

Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний поклон» является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен.

Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница, Екатерина Петровна, крутая, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма

В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку (случай с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние.

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

С целью лучше узнать осведомлённость обучающихся нашей школы по вопросу ассоциаций, связанных со словом «бабушка», мы провели опрос. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка - доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки.

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники»

Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»).

Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ.

В. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны - в эпизоде, органично перекликающемся с главой - вступлением, где открыто, сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь - в главе «Бабушкин праздник» - о том же, но пропущенном через бабушкину душу:

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

«У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей».

Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Екатерина

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

10 срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод»

За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти.

Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Н. Карамзин

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.

Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете, за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» .

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник», в печати автор к нему вернулся – нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами.

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже.

Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком, дух хлебный – пахарь будет, пахарь!», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы»

(ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»).

Съездив на фестиваль «Астафьевская весна – 2008, 2009, 2010», мы опросили работников библиотеки - музея В. П. Астафьева в Овсянке, жителей самого села о роли народных речений как художественно-выразительных средств, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Все они едины в своих мнениях о том, что образ бабушки – ведущий образ в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Побывав в доме-музее бабушки Екатерины Петровны и побеседовав с двоюродной сестрой писателя Краснобровкиной Г. Н. , мы будто почувствовали присутствие хозяйки дома с её наказами, заветами, так захотелось увидеть своих бабушек с их прибаутками, поучениями, на которые мы иногда обижаемся без всякого повода. Жалко, что моей бабушки уже нет, но, читая рассказы В. П. Астафьева, я представляю её глаза, смешинки в уголках рта при чтении сказок мне перед сном.

Заключение

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

В произведениях писателя «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов;

Своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин».

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.