Лучшие группы 60 70 годов. Субкультуры и музыка США XX века. Шестидесятые: шум, ярость и цветы

Вконтакте

Гаражный рок

Современная гаражная группа «Dead Ghosts». Ниже «I Sleep Alone»

Пока разодетые красавцы-мужчины завоевывали Америку 50-х, те, кому не так повезло и те, чьи взгляды на музыку были несколько иными, собирались в каких-нибудь помещениях вроде гаражей и играли там свою, более экспериментальную и менее подходящую для коммерции музыку. Движение, которое и получило такое название — «гаражный рок» — это, можно сказать, первый представитель андерграунда в истории и, конечно, прообраз психоделических авангардных групп и панка.

Гаражные группы были гораздо агрессивнее, чем исполнители классического рокабилли, их музыка была сырой, иногда просто шумной, прерываемой выкриками, а лирика была о том, какие они, представители гаражного рока — неудачники. С появлением в 60-х первых гитарных эффектов, в том числе фузза (пример того, что это такое — ниже) сделало их музыку еще более отличающейся от того, что было тогда популярно.

Конкретно эта модель появилась только в 1966 (ее активно использовал Джими Хендрикс в свое время), но какие-то прототипы могли появится и раньше.

Также на направление влияет британское вторжение: «Beatles», «Rolling Stones», «The Kinks», «The Who» ранний Дэвид Боуи и так далее. Все эти исполнители экспериментально вывернули рокабилли наизнанку (в хорошем смысле) и отправили его обратно в Америку. Таким образом, технический прогресс и все невероятные, для того времени, британские эксперименты, влияют на гаражные группы очень мощно.

В итоге, в 60-х, когда эра рокабилли прошла и всеобщее внимание перешло на Британию, гаражный рок тихо-мирно развивался, чтобы напомнить о себе, впоследствии, сначала с помощью психоделистов, а потом панков. Примеры гаражных групп:


The Seeds. Ниже «Can’t Seem to Make You Mine». К слову, двое слева подозрительно похожи на панков 70-х — Ди Ди и Джонни Рамонов.
The Sonics. Ниже «Have Love Will Travel» — кавер на песню афроамериканского исполнителя 50-х Ричарда Берри.

Question Mark and the Mysterians

Фронтмен группы, которого звали просто «?», в устной форме — «Question mark», скрывал свое имя, говорил, что прибыл с Марса и в прошлой жизни общался с динозаврами. Все это делало группу несколько особенной и, таким образом, «Question Mark and the Mysterians» по праву первая панк группа, не только из-за музыки, но и из-за имиджа.

Тогда же появляется и первый, определяющий движение гимн — «Louie Louie», песня того же Ричарда Берри, которая обрела популярность среди гаражных групп, после того, как на нее сделали кавер «The Kingsmen».

В гаражной музыке инициативу берут и девушки. До этого, за исключением эстрадного блюза и эстрады в целом (хотя там девушки тоже не играли много роли, от них требовалось только красоваться и петь) — музыка XX века была мужским делом. Здесь же девушки берутся за инструменты и начинают петь то, что им хочется, а не то, что им говорят. Позже, уже в 90-х, это андерграундное женское движение выльется в «Riot Grrrl» — мощный оплот феминистского панка и гранжа.

Группа «Pleasure Seekers»

Женские андеграундные группы 60-х — 90-х вообще стали образцом агрессивности и драйва, чаще всего заставляя блекнуть и меркнуть многие мужские. К сожалению, многие из этих групп незаслуженно недооценены.

Гаражный рок влияет на музыку до сих пор: в самом начале статьи есть тому пример. Более того, из гаражного рока нашего времени выходят многие популярные музыканты, например:

White Stripes (К слову, мужская половина группы — Джек Уайт, вырос на блюзе и его любимым исполнителем является Сон Хауз)


«Поп» вариант — «Drums». Ниже «I Felt Stupid»

Прото-панк

На основе всего этого нового звучания, в США 60-х вскоре появляется еще более близкое к панку понятие, получившее, даже, говорящее название — «прото-панк». Если гараж группы были просто интересными ребятами пошедшими против мейнстрима — то представители прото-панка это просто безумие. Своей музыкой, лирикой и поведением на сцене, они просто шокировали тогда еще не подготовленную к такому звучанию и таким образам Америку. Из прото-панк движения особенно отличились:


Игги Поп эры Stooges. Для развития панка, больше чем он не сделал никто. Ниже «I Wanna Be Your Dog» определившее все дальнейшее «Пустое поколение»
Death. Ниже «Keep on Knocking»

Таким образом, гаражные и прото-панк группы своей дикой мощью, отвергающим общество отношением и невероятно глубокой, почти блюзовой лирикой прокладывают дорогу будущему: «Пустому поколению».

Фолк музыка 60-х

В отличии от своего близкого родственника — рокабилли, кантри в 60-х переживает возрождение, а некоторые музыканты, которые были яркими фигурами и того и другого направления — остаются наплаву. Хороший пример — Джонни Кэш.


Ниже «Folsom Prison Blues»

Лирика кантри приобретает политический и социальный характер: музыканты направления поют о внутренних проблемах Америки. История «Folsom Prison Blues», например, очень интересна:

Джонни Кэш все жизнь выступал за права заключенных — то есть, за человеческое отношение к ним в тюрьме, не говоря уже об отмене смертной казни. И вот, как-то написав эту песню, Джонни Кэш отправляется в тюрьму Фолсом и дает заключенным концерт. Текст «Folsom Prison Blues» содержал, например, такие строчки: «Когда я был ребенком, моя мама говорила мне — сын, всегда будь хорошим мальчиком, никогда не играйся с оружием. Но я застрелил того парня в Рино, чтобы просто посмотреть, как он умирает. И теперь мне остается плакать, пока я слышу, как идет поезд.» Таким образом Кэш предстал тем, кто понимает заключенных, понимает их осознание, того, что они сделали и безвыходность их ситуации.

Песня стала одна из самых популярных кантри песен в XX веке. К слову — текст песни поразительно напоминает текст «The House of the Rising Sun».

Два других знаменитых фолк музыканта 60-х:


Боб Дилан. Ниже «Like a Rolling Stone»

«Like a Rolling Stone» — это не совсем классическая фолк песня, коих у Дилана много — вроде всем известной «Blowin’ in the Wind». Это именно образец того, как менялась музыка в 60-х. Когда Дилан записал свой рок альбом озаглавленный этой песней, то многие его поклонники его освистали. Еще бы, казалось им: голос поколения, который всегда гордо стоял в одиночку со своей акустической гитарой и пел о проблемах которые касались всех американцев, вдруг помпезно одевается и начинает играть какую-то шумную музыку. Однако, когда все осознали, что от групп нахлынувших из Британии звучит что-то похожее, все смирились с этой мыслью и прислушались к этой песне. Теперь же «Like a Rolling Stone» — это классическая песня Боба Дилана, а если эта песня стала классикой такого исполнителя, значит — это классика всей американской музыки.


Джоан Баэз. Ниже ее версия песни «Wildwood Flower»

Джона Баэз — кантри певица, которая дружила с Диланом и часто выступала с ним вместе. Баэз активно выступала за прекращение войны во Вьетнаме (за что была арестована), за права чернокожих и так далее. Собственно Баэз — это образец девушки-хиппи, отвергающей все современные ей представления о том, как должна выглядеть женщина, ценящей свое происхождение и выступающей за мир и равенство. Таким образом, влияние Баэз на молодежное сознание 60-х годов сложно переоценить.

Психоделисты


Психоделисты появляются следующим образом: американские молодые люди, услышав все то, что британцы вытворяют с инструментами, усилителями («Kinks», например, получили свое фирменное звучание, после того, как «побрили» усилитель бритвой) и гитарными эффектами, тоже решают не оставаться в стороне и начинают думать, что можно сделать со всем тем, что у тебя есть под рукой. Одновременно с этим, популярным становится легальное тогда ЛСД, которое активно использует группа молодых людей, возглавляемая Кеном Кизи — автором романа «Пролетая над гнездом кукушки». Таким образом, расширяя свое сознание и используя новые возможности звучания, американские музыканты с разных уголков США начинают сочинять свою, индивидуальную музыку. Две психоделические группы с разных побережий (еще несколько будет в теме про хиппи):


Лос-Анджелеская группа «Doors». Ниже «The End». К слову, название для группы взято из строчек стихов Уильяма Блейка: «Если бы двери восприятия были чисты, то все предстало бы перед человеком таким, как оно есть: бесконечным».
Нью-Йорксая Velvet Underground (с певицей Нико и Энди Уорхолом). Ниже «What Goes On»

Психоделическая музыка была связана с субкультурой, которая достигла очень высокого уровня развития в США 60-х — хиппи.

Хиппи

Хиппи представляли из себя синтез существовавших до них субкультур. От битников, рок-н-ролльщиков и серферов, они переняли отвращение к мейнстриму, стремление убежать от цивилизации к чистой природе, переняли сексуальную свободу, потребность в использовании наркотиков, стремление все делать сообща и выражаться через литературу и музыку. Среди хиппи не было никаких социальных рамок.

Для хиппи главным было общение, а общались они зачастую способом сексуальных отношений. Однако, эти отношения не были беспорядочными — сексуальная революция, как таковая, произошла уже после эры хиппи. Для них также было важно погружение в себя, и, поскольку для этого они нуждались в расширении сознания, хиппи буквально вынесли ЛСД с лабораторных полок и с рук Кена Кизи в массы.
Известны хиппи и своими антивоенными и пропагандирующими наркотики лозунгами. Поскольку в это время США воевали с Вьетнамом, хиппи, с лозунгом взывающем к любви и миру можно было встретить всюду.

Кульминацией расцвета субкультуры стал легендарный фестиваль «Вудсток», проходящий на территории штата Нью-Йорк в 1969 году. Фестиваль шел 3 дня и на нем побывало от 400 тысяч до 500 тысяч людей. «Вудсток» был настолько громким, и в прямом и переносном смысле, событием, что о нем до сих пор говорят как о непревзойденном явлении.

Некоторые выступления американских музыкантов на «Вудстоке»:

Creedence Clearwater Revival

Janis Joplin and the Kozmic Blues Band

Jefferson Airplane

Jimi Hendrix with Gypsy Sun & Rainbows

Хиппи — яркая и узнаваемая субкультура, идей которой придерживались многие из великих людей, после «Вудстока» увядает. Люди, уйдя с фестиваля, ожидали, что теперь они увидят мир без войн и насилия. И, когда люди осознают, что за эти три дня в остальном мире ничего не изменилось, миролюбивая субкультура хиппи уходит и ей на смену приходит ожесточенное и обиженное: «Пустое» поколение.

Соул

Пока молодая часть населения США 60-х годов переживает крупнейшие, не только музыкальные и субкультурные, но и исторические события, в мире расцветает третий краеугольный камень, который примыкает к джазу и блюзу и моментально становится популярным среди взрослого поколения — соул.

Соул — направление, которое наследует черты и джаза и блюза, но, в первую очередь, госпела, из-за чего в этом соуле акцент поставлен на вокальную часть. В связи с этим, появляется бэк-вокал, то есть, когда несколько человек подпевают ведущему, а весь остальной бэнд служит фоном, подстраиваясь под ведущую певицу или певца. Известные соул музыканты 60-х:

Отис Реддинг

Арета Франклин

Рей Чарльз

Соул, как и джаз, в свое время, имел много разных поджанров: чигагкский, мемфиский, голубоглазый соул и так далее. В совокупности соул имел огромное влияние на музыку 70-х и 80-х — от британского хард-рока в виде группы «Led Zeppelin» до короля поп-музыки Майкла Джексона.

60-е — это время больших изменений: мир увидел расцвет и увядание, пожалуй, самого влиятельного молодежного направления в истории — хиппи. Музыка, принадлежащая этой субкультуре, в совокупности с андерграундом 60-х, радикально меняет представление о возможностях звукоизвлечения. Популярная музыка тоже переживает окончательное оформление эстрады — появление соула. Таким образом, 60-е — это время, когда весь музыкальный мир начал делиться на двое: популярную музыку и андерграунд.

Текст частично основан на дипломе литературного деятеля Алекса Керви.

http://vookstock.narod.ru/diplom.html

4 голоса

Трек-лист:
01. Rainbow - All Night Long (03:54)
02. Alice Cooper - Under My Wheels (02:50)
03. Sweet - 4th Of July (04:26)
04. Creedence Clearwater Revival - My Baby Left Me (02:19)
05. David Byron - Baby Faced Killer (03:12)
06. AC/DC - Rock"n"Roll Damnation (03:38)
07. Judas Priest - Delivering The Goods (04:17)
08. Nazareth - Changin" Times (06:00)
09. Uriah Heep - Bird Of Prey (04:14)
10. Suzi Quatro - Can The Can (03:37)
11. Mud - Nite On The Tiles (03:15)
12. Grand Funk Railroad - Black Licorice (04:47)
13. Black Sabbath - Paranoid (02:48)
14. 10cc - Silly Love (03:18)
15. Slade - Let The Good Times Roll\Feel So Fine (03:47)
16. Kiss - Charisma (04:26)
17. Led Zeppelin - Trampled Under Foot (05:37)
18. Dire Straits - Sultans of Swing (05:49)
19. The Doors - Roadhouse Blues (04:05)
20. Pink Floyd - Hey You (04:43)
21. Queen - Killer Queen (03:01)
22. Ten Years After - Baby Won"t You Let Me Rock "N" Roll You (02:25)
23. Shocking Blue - Shocking You (02:59)
24. Deep Purple - Sail Away (05:54)
25. T. Rex - Jeepster (04:13)
26. The Rolling Stones - It"s Only Rock"n"Roll (05:08)
27. Electric Light Orchestra - Sweet Talkin" Woman (03:50)
28. Aerosmith - Mia (04:16)
29. Rod Stewart - Blondes (Have More Fun) (03:47)
30. Fleetwood Mac - Blue Letter (02:42)
31. Wings - Deliver Your Children (04:18)
32. Mungo Jerry - See Me (03:58)
33. Badfinger - Rock Of All Ages (03:17)
34. Gary Glitter - Doing Alright With The Boys (03:15)
35. UFO - High flyer (04:05)
36. Manfred Mann"s Earth Band - Don"t Kill It Carol (06:18)
37. Status Quo - Baby Boy (03:14)
38. The Alan Parsons Project - Edgar (03:05)
39. Elton John - Crocodile Rock (03:59)
40. Procol Harum - Pandora"s Box (03:36)
41. Queen - Seaside Rendezvous (02:16)
42. Scorpions - Born To Touch Your Feelings (07:45)
43. Aerosmith - The Hand That Feeds (04:24)
44. Sweet - Action (03:46)
45. Rainbow - Starstruck (04:06)
46. Uriah Heep - Can"t Keep A Good Band Down (03:39)
47. Sparks - Amateur Hour (03:27)
48. T. Rex - Metal Guru (02:30)
49. Christie - Gotta Be Free (03:14)
50. Deep Purple - Child In Time (12:28)
51. Status Quo - Rockin" All Over The World (03:38)
52. Nazareth - Whatever You Want Babe (03:40)
53. Emerson, Lake & Palmer - Are You Ready Eddy (02:11)
54. Shocking Blue - You"ll Come (02:08)
55. Scorpions - This Is My Song (04:16)
56. Pink Floyd - Free Four (04:17)
57. 10cc - I"m Not In Love (06:07)
58. Alice Cooper - Wish I Were Born In Beverly Hills (03:34)
59. The Alan Parsons Project - I Wouldn"t Want To Be Like You (03:22)
60. Manfred Mann"s Earth Band - Chicago Institute (05:48)
61. Slade - The Whole World"s Goin" Crazee (03:37)
62. Suzi Quatro - Devil Gate Drive (03:49)
63. Rod Stewart - Tonight"s The Night (03:58)
64. Creedence Clearwater Revival - Ooby Dooby (02:08)
65. Led Zeppelin - Misty Mountain Hop (04:39)
66. Fleetwood Mac - Warm Ways (03:54)
67. The Rolling Stones - Dance Little Sister (04:12)
68. Black Sabbath - Children of the Grave (05:02)
69. Mud - Crazy (03:12)
70. Electric Light Orchestra - Showdown (04:10)
71. Smokie - The Girl Can"t Help It (03:50)
72. Dire Straits - Lady Writer (03:49)
73. David Byron - Silver White Man (03:30)
74. Judas Priest - Before The Dawn (03:24)
75. Rainbow - A Light In The Black (08:15)
76. Slade - Standin" On The Corner (04:56)
77. Uriah Heep - Flyin" High (03:21)
78. Creedence Clearwater Revival - Molina (02:43)
79. Nazareth - Vancouver Shakedown (04:04)
80. Shocking Blue - Pickin" Tomatoes (03:23)
81. Scorpions - Is There Anybody There? (04:19)
82. Queen - Tie Your Mother Down (04:51)
83. AC/DC - Touch Too Much (04:26)
84. Kiss - 2,000 Man (04:56)
85. 10cc - Good Morning Judge (02:55)
86. The Doors - Love Her Madly (03:24)
87. Mungo Jerry - Somebody Stole My Wife (03:01)
88. Deep Purple - When A Blind Man Cries (03:32)
89. Alice Cooper - Billion Dollar Babies (03:41)
90. Mud - Moonshine Sally (03:22)
91. The Rolling Stones - Star Star (04:25)
92. Smokie - Liverpool Docks (02:59)
93. Manfred Mann"s Earth Band - Spirits In The Night (06:28)
94. Status Quo - Break The Rules (03:42)
95. Black Sabbath - Never Say Die (03:49)
96. Led Zeppelin - South Bound Saurez (04:14)
97. Electric Light Orchestra - Confusion (03:43)
98. Elton John - Sorry Seems To Be The Hardest Word (03:49)
99. Christie - Put Your Money Down (02:46)
100. Ten Years After - I"d Love to Change the World (03:46)
101. Wings - Getting Closer (03:24)
102. Grand Funk Railroad - The Loco-Motion (02:46)
103. Pink Floyd - Brain Damage (03:47)
104. Fleetwood Mac - You Make Loving Fun (03:37)
105. Procol Harum - Beyond The Pale (03:05)
106. Smokie - Oh Well Oh Well (03:18)
107. The Alan Parsons Project - Some Other Time (04:06)
108. Elton John - Saturday Night"s Alright For Fighting (04:59)
109. Sweet - Fever Of Love (04:02)
110. Suzi Quatro - If You Can"t Give Me Love (03:56)
111. Emerson, Lake & Palmer - Maple Leaf Rag (02:01)

Скачать музыку VA - Вспоминая прошлое... Рок коктейль 70-х (зарубежный выпуск) (1980) MP3 через торрент

Раздают: 415 Качают: 301 Скачали: 266

Rock Kokteil (111 файлов)

001. Rainbow - All Night Long.mp3 (8.96 MB)
002. Alice Cooper - Under My Wheels.mp3 (6.52 MB)
003. Sweet - 4th Of July.mp3 (10.13 MB)
004. Creedence Cllearwater Revival - My Baby Left Me.mp3 (5.41 MB)
005. David Byron - Baby Faced Killer.mp3 (7.32 MB)
006. AC DC - Rock"n"Roll Damnation.mp3 (8.31 MB)
007. Judas Prest - Delivering The Goods.mp3 (9.83 MB)
008. Nazareth - Changin" Times.mp3 (13.71 MB)
009. Uriah Heep - Bird Of Prey.mp3 (9.74 MB)
010. Suzi Quatro - Can The Can.mp3 (8.29 MB)
011. Mud - Nite On The Tiles.mp3 (7.42 MB)
012. Grand Funk Railroad - Black Licorice.mp3 (10.94 MB)
013. Black Sabbath - Paranoid.mp3 (6.92 MB)
014. 10cc - Silly Love.mp3 (7.53 MB)
015. Slade - Let The Good Times Roll_Feel So Fine.mp3 (8.69 MB)
016. Kiss - Charisma.mp3 (10.13 MB)
017. Led Zeppilin - Trampled Under Foot.mp3 (12.90 MB)
018. Dire Straits - Sultans of Swing.mp3 (13.31 MB)
019. The Doors - Roadhouse Blues.mp3 (9.43 MB)
020. Pink Floyd - Hey You.mp3 (10.85 MB)
021. Queen - Killer Queen.mp3 (6.91 MB)
022. Ten Years After - Baby Won"t You Let Me Rock "N" Roll You.mp3 (5.57 MB)
023. Shocking Blue - Shocking You (1).mp3 (6.83 MB)
024. Deep-Purple - Sail Away.mp3 (13.56 MB)
025. T. Rex - Jeepster.mp3 (9.63 MB)
026. The Rolling Stones - It"s Only Rock"n"Roll .mp3 (11.79 MB)
027. Electric Light Orchestra - Sweet Talkin" Woman.mp3 (8.83 MB)
028. Aerosmith - Mia.mp3 (9.80 MB)
029. Rod Stewart - Blondes (Have More Fun).mp3 (8.88 MB)
030. Fleetwood Mac - Blue Letter.mp3 (6.20 MB)
031. Wings - Deliver Your Children.mp3 (9.83 MB)
032. Mungo Jerry - See Me.mp3 (9.08 MB)
033. Badfinger - Rock Of All Ages.mp3 (7.59 MB)
034. Gary Glitter - Doing Alright With The Boys.mp3 (7.43 MB)
035. UFO - High Flyer.mp3 (9.42 MB)
036. Manfred Mann"s Earth Band - Don"t Kill It Caroi.mp3 (14.41 MB)
037. Status Quo - Baby Boy.mp3 (7.42 MB)
038. The Alan Parsons Project - Edgar.mp3 (7.12 MB)
039. Elton John - Crocodile Rock.mp3 (9.15 MB)
040. Procol Harum - Pandora"s Box.mp3 (8.22 MB)
041. Queen - Seaside Rendezvous.mp3 (5.18 MB)
042. Scorpions - Born To Touch Your.mp3 (17.78 MB)
043 Aerosmith - The Hand That Feeds.mp3 (10.09 MB)
044. Sweet - Action.mp3 (8.61 MB)
045. Rainbow - Starstruck.mp3 (9.37 MB)
046. Uriah Heep - Can"t Keep A Good Band Down.mp3 (8.37 MB)
047. Sparks - Amateur Hour.mp3 (7.87 MB)
048. T. Rex - Metal Guru.mp3 (5.71 MB)
049. Christie - Gotta Be Free.mp3 (7.38 MB)
050. Deep-Purple - Child In Time.mp3 (28.60 MB)
051. Status Quo - Rockin" All Over The World.mp3 (8.34 MB)
052. Nazareth - Whatever You Want Babe.mp3 (8.46 MB)
053. Emerson, Lake & Palmer - Are You Ready Eddy.mp3 (5.10 MB)
054. Shocking Blue - You"ll Come.mp3 (4.86 MB)
055. Scorpions - This Is My Song.mp3 (9.79 MB)
056. Pink Floyd - Free Four.mp3 (9.87 MB)
057. 10cc - I"m Not In Love.mp3 (14.06 MB)
058. Alice Cooper - Wish I Were Born In Beverly Hills.mp3 (8.15 MB)
059. The Alan Parsons Project - I Wouldn"t Want To Be Like You.mp3 (7.83 MB)
060. Manfred Mann"s Earth Band - Chicago Institute.mp3 (13.24 MB)
061. Slade - The Whole World"s Goin" Crazee.mp3 (8.29 MB)
062. Suzi Quatro - Devil Gate Drive.mp3 (8.76 MB)
063. Rod Stewart - Tonight"s The Night.mp3 (9.35 MB)
064. Creedence Cllearwater Revival - Ooby Dooby.mp3 (4.97 MB)
065. Led Zeppilin - Misty Mountain Hop.mp3 (10.69 MB)
066. Fleetwood Mac - Warm Ways.mp3 (8.95 MB)
067. The Rolling Stones - Dance Little Sister.mp3 (9.65 MB)
068. Black Sabbath - Children Of The Grave.mp3 (11.53 MB)
069. Mud - Crazy.mp3 (7.32 MB)
070. Electric Light Orchestra - Showdown .mp3 (9.56 MB)
071. Smokie - The Girl Can"t Help It.mp3 (8.77 MB)
072. Dire Straits - Lady Writer.mp3 (8.60 MB)
073. David Byron - Silver White Man.mp3 (7.99 MB)
074. Judas Priest - Before The Dawn.mp3 (7.80 MB)
075. Rainbow - A Light In The Black.mp3 (18.93 MB)
076. Slade - Standin" On The Corner.mp3 (11.31 MB)
077. Uriah Heep - Flyin" High.mp3 (7.70 MB)
078. Creedence Cllearwater Revival - Molina.mp3 (6.19 MB)
079. Nazareth - Vancouver Shakedown.mp3 (9.29 MB)
080. Shocking Blue - Pickin" Tomatoes.mp3 (7.71 MB)
081. Scorpions - Is There Anybody There _.mp3 (9.94 MB)
082. Queen - Tie Your Mother Down.mp3 (11.09 MB)
083. AC DC - Touch Too Much.mp3 (10.13 MB)
084. Kiss - 2,000 Man.mp3 (11.28 MB)
085. 10cc - Good Morning Judge.mp3 (6.73 MB)
086. The Doors - Love Her Madly.mp3 (7.82 MB)
087. Mungo Jerry - Somebody Stole My Wife.mp3 (6.87 MB)
088. Deep-Purple - When a blind man cries.mp3 (8.08 MB)
089. Alice Cooper - Billion Dollar Babies.mp3 (8.47 MB)
090. Mud - Moonshine Sally.mp3 (7.67 MB)
091. The Rolling Stones - Star Star.mp3 (10.14 MB)
092. Smokie - Liverpool Docks.mp3 (6.84 MB)
093. Manfred Mann"s Earth Band - Spirits In The Night.mp3 (14.77 MB)
094. Status Quo - Break The Rules.mp3 (8.48 MB)
095. Black Sabbath - Never Say Die.mp3 (8.80 MB)
096. Led Zeppilin - South Bound Saurez.mp3 (9.73 MB)
097. Electric Light Orchestra - Confusion .mp3 (8.55 MB)
098. Elton John - Sorry Seems To Be The Hardest Word.mp3 (8.87 MB)
099. Christie - Put Your Money Down.mp3 (6.31 MB)
100. Ten Years After - I"d Love to Change the World.mp3 (8.66 MB)
101. Wings - Getting Closer.mp3 (7.72 MB)
102. Grand Funk - Loko-Motion.mp3 (6.36 MB)
103. Pink Floyd - Brain Damage.mp3 (8.74 MB)
104. Fleetwood Mac - You Make Loving Fun.mp3 (8.30 MB)
105. Procol Harum - Beyond The Pale.mp3 (7.05 MB)
106. Smokie - Oh Well Oh Well.mp3 (7.55 MB)
107. The Alan Parsons Project - Some Other Time.mp3 (9.50 MB)
108 Elton John - Saturday Night"s Alright For Fighting.mp3 (11.56 MB)
109. Sweet - Fever Of Love.mp3 (9.20 MB)
110. Suzi Quatro - If You Can"t Give Me Love.mp3 (9.04 MB)
111. Emerson Lake & Palmer - Maple Leaf Rag.mp3 (4.62 MB)

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно поверить, но популярная музыка гораздо влиятельней, чем кажется: для успешного хита необходимо учитывать множество факторов – как актуальных в данный момент тенденций, так и ставших классикой канонов прошлых лет. Иначе чем объяснить все возрастающее количество песен, основной упор делающих на использование сэмплов – небольших отрывков золотых шлягеров прошлых лет?

В полной мере это проявилось в творчестве Мадонны (Madonna ), в 2005 году с выходом нового альбома в очередной раз сменившей имидж и превратившейся в диско-диву. В заглавном треке Hung Up встречаются сразу две поп-эры: золотая классика от ABBA и актуальнейший в те дни модный саунд. Переплетение популярной музыки в ее лучшем виде с новыми тенденциями, удачные стилизации и подражание – одно из определяющих направлений музыкального творчества в эти годы.

Начало этой музыкальной эры началось с повального увлечения всем латиноамериканским – на волне успеха такие исполнители, как гениальный гитарист и композитор Карлос Сантана (Carlos Santana ), испанский красавец Энрике Иглесиас (Enrique Iglesias ), пуэрториканская секс-бомба Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez ) и ее соотечественник Рики Мартин (Ricky Martin ), а также небезызвестная Кристина Агилера (Christina Aguilera ), не раз обращавшаяся к своим эквадорским корням для завоевания латино-аудитории.

На волне и афроамериканская музыка: жесткий хип-хоп, чувственный соул, заводной ритм-энд-блюз. Ключевыми фигурами становятся Алиша Кис (Alicia Keys ), Канье Уэст (Kanye West ), Эминем (Eminem ), Бейонсе (Beyonce ) Рианна (Rihanna ). Процветает и такая тенденция, как смешение жанров: популярная музыка и, например, ритм-энд-блюз. Среди самых удачных комбинаторов: группы Black Eyed Peas и The Pussycat Dolls .

Популярная музыка в чистом виде также пользуется неизменной востребованностью: Бритни Спирс (Britney Spears ), Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake ), Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Кэти Перри (Katy Perry ), Кайли Миноуг (Kylie Minogue ) и дебютировавшая в 2008 году Леди ГаГа (Lady GaGa ) – самые успешные в этом плане исполнители.

Не стоит, тем не менее, забывать и о роке, хоть и не столь популярном, но все-таки имеющим свою неоспоримую важность. Этот жанр в наибольшей степени представлен группами Green Day , Coldplay , U2 , White Stripes , Nine Inch Nails и Bon Jovi . Стоит отметить, что в 2000-х очень мало появилось новых рок-групп, которые бы стали общепризнанными мировыми звездами, самые популярные команды этих лет образованы в 90-х, 80-х или даже в 70-х (например, U2).

В России в это время сцену захватывают выпускники «Фабрики Звезд »: группы «Фабрика», «Серебро », «Тутси » и «Корни », Наталья Подольская , Никита Малинин , Юлия Савичева . Конечно, есть и коллективы, пробившиеся без помощи этого телепроекта: группа «Уматурман », «Звери », не теряющие популярности «Дискотека Авария », певица МакSим . Тем не менее, самым популярным новым исполнителем по праву можно признать победителя «Евровидения» Диму Билана . Не стоит списывать со счетов исполнителей более старшего поколения: Валерию , Аллу Пугачеву , Филиппа Киркорова , по-прежнему выпускающих успешные альбомы и собирающих полные залы поклонников.

Песни 90-х годов: евродэнс, поп-баллады и незабвенный рок

В музыке редко бывает так, чтобы определенная эра была воплощена буквально во всем: в ритмах, аранжировках, мелодиях, текстах, даже голосах и самих исполнителях. Девяностые года в музыке – по-своему великий период, подаривший нам многих прекрасных исполнителей и многие великолепные песни.

К сожалению, именно девяностые так славны так называемыми певцами одной песни, или попросту говоря – однодневками, причем ситуация эта складывается как и на западной, так и на российской сцене. Вряд ли кому-то сейчас что-то скажут такие имена, как Хаддауэй (Haddaway ), Джон Скэтмен (John Scatman ), группа Snap! , но, тем не менее, каждый с первых нот узнает песни What is Love?, The Scatman’s World, Rhytm Is A Dancer и прочие хиты любых дискотек.

Настоящим воплощением поп-музыки девяностых, особенно в начале этого десятилетия, стал такой жанр, как евродэнс – вроде бы и популярная музыка, вроде бы и хип-хоп, вроде бы и электроника. В общем, сочетание этих элементов дало просто фантастический результат: музыканты всего мира, и особенно из Европы, не перестают снабжать мировые чарты своими песнями, саунд которых не спутаешь ни с чем. Scooter , 2 Unlimited , Eiffel 65 , Culture Beat , Роберт Майлз (Robert Miles ) – истинные герои этого периода, практически забытые сейчас.

В 90-х годах как никогда популярны трогательные, нежные и романтические баллады – жанр, как нельзя лучше вписывающийся в популярную музыку, а также в соул и ритм-энд-блюз. Выигрывают в первую очередь исполнительницы-женщины, певицы с великолепными сильными голосами – Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Уитни Хьюстон (Whitney Houston ), Селин Дион (Celine Dion ), Тони Брэкстон (Toni Braxton ), Патрисия Каас (Patricia Kaas ). Не теряют актуальности и певцы, например Брайан Адамс (Bryan Adams ), Джордж Майкл (George Michael) , Элтон Джон (Elton John ), Майкл Болтон (Michael Bolton ), Эрик Клэптон (Eric Clapton ).

Во второй половине 90-х появляются поп-идолы нового поколения – группы N’Sync (и впоследствии отделившийся от них Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake )) и Backstreet Boys , поп-принцессы Бритни Спирс (Britney Spears ) и Кристина Агилера (Christina Aguilera ). Продолжает мега-успешную карьеру и Мадонна (Madonna ), никому не уступающая трон королевы популярной музыки и законодательницы всех модных музыкальных течений. Своеобразно складывается карьера Майкла Джексона (Michael Jackson ): невероятно популярный в первую половину десятилетия, певец очевидно сдает позиции к началу 2000-х.

Рок-музыка остается, как и во все другие времена, востребованной: чартовый, гастрольный и, конечно, коммерческий успех таких групп, как U2 , R.E.M. , Nirvana , Duran Duran , Bon Jovi , Aerosmith , Red Hot Chili Peppers , говорит сам за себя.

В России этот музыкальный период стал одним из самых интересных: после распада СССР в страну хлынул поток новой музыки, абсолютно нового звучания, новых веяний, новых исполнителей, жанров и стилей. Воспоминания о популярной музыке этих лет сейчас вызывают улыбку, но в целом результат был далеко не хуже, чем у западных исполнителей. И песни, и клипы создавались с большой фантазией, что делало российскую музыку своеобразной и интересной. Валерий Меладзе , Анжелика Варум , Филипп Киркоров , Ирина Аллегрова , «Иванушки International» , «Браво» , «Нэнси» и «Белый Орел» становятся главными исполнителями этого десятилетия на отечественной сцене.

Песни 80-х годов: гламур, диско и синти-поп

Некоторые музыкальные критики ассоциируют восьмидесятые года с плохой музыкой, что в корне не правильно. Конечно, с позиции современного человека некоторые приёмы, аранжировки, ритмы и голоса, популярные в то время, могут показаться наивными и в чем-то даже смешными, но это время неизменно вызывает ностальгию, что ярче всего проявляется через замечательные песни тех лет.

Конечно, самый успешный жанр того времени – это, бесспорно, популярная музыка. Тем не менее, можно смело сказать, что столько популярных ответвлений попа было ни в одно музыкальное десятилетие.

Прежде всего, восьмидесятые ассоциируются с диско, исполнители из которого происходят преимущественно из Европы. Легендарные шведы ABBA , французский поп-дуэт Ottawan и певец по имени F.R. David , немцы Modern Talking и Goombay Dance Band , англичанка Ким Уайлд (Kim Wilde ) и ее соотечественники Culture Club – эти имена и коллективы можно перечислять бесконечно, ведь каждый вспомнит хотя бы по одному хиты из их репертуара.

Особое место в структуре диско занимает творчество итальянских исполнителей, невероятно популярных в Европе и, конечно же, в СССР. Самыми известными исполнителями области итало-диско становятся трио Ricchi e Poveri , дуэт супругов Аль Бано (Al Bano ) и Ромины Пауэр (Romina Power ), исполнители Газибо (Gazebo ), Тото Кутуньо (Toto Cutugno ) и невероятно харизматичный певец и актер Адриано Челентано (Adriano Celentano ).

Исполнители из Великобритании обогащают жанр популярной музыки новыми тенденциями: появляются такие его виды, как Hi-NRG (главные герои этого направления – коллектив Dead or Alive ), нью-вейв (представленные группами Adam And The Ants и Visage ), и, конечно, синти-поп. Впоследствии этот жанр окажет большое влияние на образование таких направлений, как электроклэш и синт-рок. Главными коллективами, работающими в этом направлении, стали Pet Shop Boys , Depeche Mode и Eurythmics .

Тем не менее, в 80-х популярны и более тяжелые жанры: рок и даже хэви-металл. Хитами становятся композиции от таких групп, как Queen , Status Quo , Genesis , Scorpions , Dire Straits , Def Leppard и многих других.

На отечественной сцене в те года преимущественно блистали Алла Пугачева на пару с Юрием Антоновым , а в поздние восьмидесятые – Владимир Кузьмин, Игорь Тальков, Александр Серов, группы «Мираж » и «Ласковый май ». Популярны и различными вокально-инструментальные ансамбли – «Верасы », «Цветы », «Земляне », «Веселые ребята », «Браво », «Ялла », а так же рок-группы «Кино », «Наутилус Помпилиус », «Агата Кристи ».

Песни 70-х: рок, рок и еще раз рок

Семидесятые года в музыке можно с легкостью назвать «золотым веком рока» во всем многообразии его жанров. Во многом тут, конечно, лидирует глэм-рок во главе с Дэвидом Боуи (David Bowie ), своим андрогинным имиджем и прекрасным творчеством, сломавшим привычные представления о музыке. Нельзя не вспомнить и о таких британских командах, как T.Rex , Sweet и Slade и об американке Suzi Quatro , своими песнями составившими немалую часть всего глэма семидесятых.

Именно в это время как никогда популярны «тяжелые» виды рока: хард-рок, хэви-метал, а также вдумчивый и причудливый прогрессив-рок. В авангарде этих жанров также стоят английские команды: Deep Purple , Uriah Heep , Led Zeppelin , Nazareth , Black Sabbath . Главными исполнителями от прог-рока стали Pink Floyd . Особняком стоят Queen , чье творчество настолько многообразно, что вогнать его в рамки одного жанра просто невозможно.

Влияние рока на вкусы меломанов проявляется также и в том, что британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber ) пишет рок-оперу «Иисус Христом суперзвезда », с оглушительным успехом прошедшую на многих концертных площадках мира.

В 70-х происходит и два трагических события. Уходят из жизни две легенды: одна в переносном смысле, а другая – в прямом. Речь идет о распаде в 1970 году группы The Beatles и о смерти в 1977 году Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли (Elvis Presley ). Тем не менее «битлам» стоит отдать должное: ни один из музыкантов не ушел на покой, а лишь с новой силой начал творить, подарив миру еще немало прекрасных песен.

В 1974 году зарождается такой жанр популярной музыки, как диско – некоторые отсчитывают эту музыкальную эру с победы шведского квартета АВВА на конкурсе «Евровидение» с песней Waterloo . Разгоняясь все больше на протяжении нескольких лет, диско по-настоящему взорвало музыкальный мир в восьмидесятых, то изменяясь в сторону более жесткого электронного саунда, то переплетаясь с популярной афроамериканской музыкой, то возвращаясь к классическому поп-звучанию. Говоря о диско семидесятых, сразу вспоминаются такие исполнители, как Boney M. , Донна Саммер (Donna Summer ), Eruption и Bee Gees .

Увлекается мир и экзотическим звучанием музыки Карибских островов (в первую очередь это регги, представленный Бобом Марли (Bob Marley )), той самой афроамериканской (соул, блюз, ритм-энд-блюз, отчасти – джаз), а также латиноамериканской музыкой.

В СССР самыми популярными становятся главные темы из кинофильмов. Известны и любимы творения вокально-инструментальных ансамблей со всех уголков Советского Союза. Загорается главная звезда отечественной популярной музыки – Алла Пугачева . Не забываются и певцы из дружественных СССР республик: например, Польши (Марыля Родович ) и Румынии (Дан Спэтару ). Любимы также европейские – французские (Мирей Матье (Mireille Mathieu ), Мишель Сарду (Michel Sardou )) и итальянские (Адриано Челентано (Adriano Celentano )) исполнители.

Рок и поп, или лучшие песни 60-х

Итак, остался в прошлом. Нет, нельзя сказать, что его совсем забыли – он просто перестал быть знаменем для молодежи и «красной тряпкой» для старшего поколения. К нему привыкли. Конечно, еще звучали лучшие композиции, созданные Чаком Берри и Литлом Ричардом , еще собирал полные залы Элвис Пресли , но в общей песенно-звуковой массе начала шестидесятых уже стали появляться новые непривычные интонации и ритмы. Примечательно, что на этот раз источником новшеств была Европа, а не США. Европа, а точнее – одно европейское государство, Великобритания, начало задавать тон в популярной музыке.

Ливерпульская рок-группа The Beatles первой двинулась на покорение Америки – и покорила весь мир. В течение короткого времени и Старый, и Новый свет были охвачены битломанией. Но что же такое особенное предложили музыканты-самоучки избалованным впечатлениями слушателям?

«Британское вторжение» дало мощный творческий импульс музыкантам всех стран и континентов, и в результате мы сегодня можем наслаждаться самой разнообразной музыкой в стиле рок: классический рок, хард-рок, серф-рок, панк-рок, фолк-рок, барокко-рок, психоделический рок и еще десятками производных жанров.
Один из них, так называемый «гаражный рок» – это музыка, которую изначально играли дворовые рок-группы. Просто собирались подростки, молодые люди, и играли в свое удовольствие. Некоторые исследователи подобную разновидность рока относят к народной музыке 20 века.

Начиная с середины 60-х, рок-группы начинают образовываться и в Советском Союзе, преимущественно в студенческой среде. Из такого школьно-студенческого ВИА впоследствии «вызрела» одна из самых известных советских рок-групп Машина времени .

Параллельно со всевозможными вариантами рока в шестидесятые годы бурно развивалось еще одно весьма популярное направление: поп-музыка. Его истоки – в далеком прошлом: это народная песня, средневековая баллада, городской романс, позже – мюзикл и музыкальное шоу. Вокал, человеческий голос – вот главное для этого стиля. Музыкальные инструменты, будь то скромный ансамбль или целый оркестр, лишь аккомпанируют певцу. Поскольку одним из источников поп-музыки является фольклор, песни поп-стандарта зачастую имеют яркий национальный колорит. Иногда такую музыку называют просто эстрадной. Лучшие песни 60-х годов в стиле поп были исполнены Фрэнком Синатрой и Луисом Армстронгом (США), Сальваторе Адамо и Мирей Матье (Франция), Муслимом Магомаевым и Иосифом Кобзоном (СССР) и еще многими замечательными музыкантами в разных странах мира.

Лучшие песни 50-х годов: под знаком рок-н-ролла

Пятидесятые годы прошлого века вошли в историю популярной музыки как период рождения и расцвета нового стиля, рок-н-ролла.
В Америке неудержимый взлет этой музыки «молодежного бунта» пришелся на середину пятидесятых. К концу десятилетия американский рок-н-ролл несколько повзрослел и остепенился, но рок-эстафету к тому времени уже приняла Европа. В шестидесятых годах именно Старый Свет даст начало тому многогранному и многозначному явлению в музыкальной культуре, которое будут называть коротким словом «рок».

Музыканты, сумевшие найти верную интонацию, стали кумирами молодого поколения пятидесятых. Большинство из них не имело профессионального музыкального образования: лучшие песни 50-х годов в стиле рок-н-ролл были сочинены и спеты самоучками. Вот они, эти всемирно известные герои великого американского противостояния поколений:

Элвис Пресли : белый паренек из небогатой семьи, водивший дружбу с подростками из «черных» кварталов, и от них же перенявший манеру исполнения и стиль в одежде. 1954-й – год появления его первого хита «That"s All Right Mama ».

Чак Берри : негритянский музыкант, один из немногих, кто отважился смешать в своих песнях интонации «черного» блюза и «белого» кантри. Его суперхит 1958 года «Johnny B. Goode » впоследствии был назван золотым стандартом рок-н-ролла.

Билл Хэйли (белый гитарист и вокалист) и его группа «Кометы»: композиция «Rock Around the Clock », записанная ими для саундтрека к фильму «Школьные джунгли» (1955 год), проторила дорогу рок-н-роллу к европейскому слушателю.

Литл Ричард : чернокожий певец и пианист; его взвинченная и даже в чем-то истеричная манера исполнения породила массу подражателей с одной стороны, а с другой – стала поводом для появления огромного количества пародий. Самый известный его сингл – «Тутти-фрутти » (1955 год).


The Platters
: группа из трех молодых людей и одной девушки, все афро-американцы. Они работали в стиле ду-воп (вокальный рок-н-ролл). Ария «Smoke Gets In Your Eyes » в исполнении квартета Плэттерс в 1959 году побила все рекорды популярности.

Рок-н-ролл стремительно ворвался в размеренную сытую жизнь послевоенной Америки, оживил музыкальную атмосферу Европы, но, конечно же, не заменил собой всех остальных музыкальных жанров.

В конце пятидесятых и в Новом, и в Старом Свете особую популярность приобрела экзотическая музыка дальних океанских провинций. Звуки гавайской гитары и этнических перкуссионных инструментов навевали слушателю мечты о девственных джунглях и тихоокеанских пляжах.

В эти же годы весь мир узнал и полюбил перуанку Иму Сумак . От природы ей достались талант, независимый характер и поистине уникальный голос: глубокий, сильный, красивый, с очень широким диапазоном. Ее творчество трудно отнести к какому-либо стилю (хотя чаще всего упоминают «мамбо»). Единственная и неповторимая – об этой певице точнее и не скажешь.

Публике всегда нравились итальянские и латиноамериканские напевы. Пожалуй, лучшие песни 50-х годов в стиле «латино» – это «Volare » и «Ла бамба ».
Песня «Volare » в исполнении итальянца Доменико Модуньо в 1958 году заслужила несколько международных наград, в том числе и американскую премию Грэмми. Народная мексиканская мелодия «Ла бамба » в аранжировке Ричи Валенса вошла в список «100 лучших песен в стиле рок-н-ролл».

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957 году, позволил и советской публике познакомиться с новыми направлениями в популярной музыке, в том числе и с рок-н-роллом. Однако фестиваль отшумел и завершился, а политика партии и правительства осталась неизменной: советскому народу не нужны нездоровые сенсации. В том, что темпераментная и эксцентричная музыка в сочетании с «непристойными» движениями это явление нездоровое, у чиновников от культуры сомнений не было.
Музыка в стиле рок еще найдет дорогу свою дорогу в страну Советов, но это произойдет позже. Намного позже.

Лучшие песни 40-х годов: музыка кино- и телеэкрана

Видеоматериалы, позволяющие нам не только услышать музыку 40-х годов, но и увидеть лучших исполнителей этого десятилетия, технически несовершенны. Однако они являются документами эпохи, с их помощью можно ощутить особую атмосферу тех лет.

Начало 40-х – это, конечно же, Вторая мировая война. Усиление патриотических настроений привело к появлению в 1941 году бодрых песен-маршей: «Воевать мы мастера » (СССР), «Thank You America » (США).

Лучшие советские песни 40-х годов, связанные с темой войны, – суровая героическая «Война священная » и лирическая «Темная ночь ».

Между тем, даже в те грозные сороковые люди старались хоть ненадолго «отключиться» от тревог. Необыкновенно популярны были комедийные кинофильмы, лирические песни и даже комические куплеты.

Немецкий фильм 1944 года выпуска «Девушка моей мечты » с Марикой Рёкк в главной роли обошел все экраны Европы, а после войны его показывали даже в СССР. Правда, в Советском Союзе из этой картины вырезали «непристойные» эпизоды, в том числе и знаменитую песню «По ночам одиноких не бывает» («In der Nacht ist der Mensch nicht gern alleine »).

После войны Америка принялась осваивать новые жанры в кино. Если в тридцатых годах на экранах появились музыкальные фильмы-короткометражки, то сороковые ознаменовались рождением жанра «сверхкороткого кино» – Soundies . Эти прародители музыкальных видеоклипов к концу десятилетия перекочевали из кинозалов на телевизионные экраны – ведь именно тогда в США начались регулярные телетрансляции. Лучшие песни 40-х годов, лучшие композиции в исполнении самых популярных эстрадных и джазовых оркестров стали доступны буквально «с доставкой на дом». Каждый телезритель мог увидеть прекрасные глаза Дины Дурбин , ослепительную улыбку Луи Армстронга , зажигательный степ Фреда Астера и ловкие пальчики малыша-пианиста Фрэнка Робинсона .

Западной Европе и советским республикам, сильно пострадавшим в той кровопролитной войне, еще только предстояло пройти этот путь.

Самые популярные песни 30-х годов: музыка кинематографа

Тридцатые годы стали, пожалуй, самым сложным десятилетием двадцатого века. Весь мир был охвачен экономическим кризисом, нарастали политические противоречия, и все это вместе взятое привело к развязыванию Второй мировой войны в 1939 году.

Как всегда, отвлечься от тревог и забот людям помогала музыка. Однако все лучшие, все самые любимые песни 30-х годов пришли к слушателям не с эстрады, не с театральных подмостков, как это бывало раньше, а с киноэкрана. В 20-х годах кинематограф носил прозвище «великий немой». В 30-х он перестал быть «немым», запел, заговорил и постепенно превратился в самостоятельную отрасль индустрии развлечений.

Америка лидировала в процессе превращения кинопроизводства в киноиндустрию. Комедия, драма, скетч – из любой пьесы можно было сделать фильм, а еще лучше киномюзикл. Имена композиторов Ирвина Берлина , Джерома Керна , Коула Портера , особо отличившихся на поприще музыкального кино, к середине 30-х знали все кинозрители.

«Старушка» Европа, не желая сдавать позиций оплота мировой культуры, изо всех сил старалась не отставать от молодого и энергичного заокеанского соседа. Именно в тридцатых годах началось становление национальных кинематографических школ, именно тогда самых популярных актеров стали называть «звездами». Грампластинки, на которых записаны самые популярные песни 30-х годов, донесли до нас голоса «звезд» того времени: Марлен Дитрих (Германия), Эдит Пиаф (Франция), Ян Кепура (Польша).

Лучшие песни 30-х годов, созданные в СССР, тоже были частью киномузыки. Имена композитора Исаака Дунаевского и актрисы Любови Орловой фигурировали в титрах практически всех знаковых советских кинокартин того времени.

Ну и, конечно же, джаз! Музыка 30-х годов – это в значительной своей части именно джаз. В Советском Союзе это «песенный джаз» Леонида Утесова , в Америке – инструментальные ансамбли и оркестры, вокал и танец. Самые значимые фигуры в джазовой музыке – Кэб Кэллоуей , Бенни Гудман , Луи Армстронг – заявили о себе именно в тридцатых годах прошлого века.

Многие немецкие группы рубежа 60-70х годов исполняли музыку, в которой соединялись элементы самых разных стилей - от джаза, блюза и фолка до психоделии и хард-рока. Кто-то совмещал эти направления более удачно, кто-то менее. Но не было группы более оригинальной и самобытной чем легендарный квартет из Мюнхена OUT OF FOCUS. И не было группы, прогрессирующей такими же семимильными шагами, как OUT OF FOCUS. Наиболее точно о них сказал Rolf Semprebon: "Их первый альбом был превосходен. Но каждый последующий получался еще лучше".
Классический состав сложился в 1968 году, когда пять молодых музыкантов сошлись на почве общих интересов. С самого начала в их музыке совмещались разные стили, год от года менялись лишь их пропорции. Весь 1969 году прошел в гастролях по Германии, где наши герои выступали на одной сцене с такими группами как AMON DULL II, ссылка на группу - EMBRYO, NEKTAR. В середине 1970го после очередного удачного выступления группу заметил менеджер IHRE KINDER Jonas Porst, который был настолько впечатлен, что сразу же подписал с ними контракт на лейбле Kuckuck. Запись дебютной пластинки велась в Union Studio, в Мюнхене с октября по декабрь того же года. Сразу после окончания работы она появилась в продаже.
"Wake up" содержал шесть довольно длинных композиций, каждая из которых была построена на жестком гитарном джеме с довольно сильными и резкими партиями саксофона и флейты. Музыканты удачно соединяли тяжелые "рифовые" эпизоды с изящными джазовыми импровизациями. Не последнее место на первом альбоме отводилось и блюз-року, на манер раннего JETHRO TULL или GRAVY TRAIN. Необычный, по первому впечатлению отталкивающий голос Neumeller"а довершал картину под названием OUT OF FOCUS. Из песен дебютной пластинки особенно хочется выделить резкую композицию See how a white negro flies, психоделический эпик Hey John и разнообразную по атмосфере и накалу эмоций вещь Dark, darker, продолжительностью более 12 минут.
Менее чем полгода спустя в продаже появилась вторая работа группы - "Out of focus", записанная в июне, в Bavaria studio. На первый взгляд может показаться, что музыканты полностью повторили формулу своего дебюта - те же шесть композиций, все та же атмосфера меланхолии, злобы, едкого сарказма. Но на этот раз блюзовая составляющая была сведена к минимуму, а на ее место пришли мягкие акустические фолк-роковые фрагменты. Тому способствовал тот факт, что Neumeller больше брал в руки флейту нежели саксофон, причем играл на ней столь пронзительно и эмоционально, что джазовые экскурсы гитариста порой отходили на второй план. Пластинка была удачно скомпилирована - две мягкие лирические баллады It"s your life, Blue Sunday morning удачно соседствовали с ритмичным материалом (What can a poor boy do, Whispering). Завершала альбом двух частная 17-минутная вещь Fly bird fly/Television program, в которой нашлось место романтичным пассажам флейты Neumeller"а и мощным партиям "хаммонда" Hering"а. Вообще данная композиция - настоящий шедевр мирового прогрессивного рока, как, впрочем, и весь альбом.
Но и на этом амбиции музыкантов не были удовлетворены. Для своего следующего проекта им потребовалась помощь еще шести музыкантов - Peter Dechant (guitar), Ingo Schmidt-Neahaus (sax), Jimmy Potivka (trumpet), Herrmann Breuer (bassoon), Michael Thatcher (keyboards), Grand Roman Langhans (keyboards). Вышедший в середине 1972 года двойной альбом "Four letters Monday afternoon" смело можно назвать одним из самых монументальных продуктов немецкой прогрессивной сцены 70х годов.
Первая пластинка продолжила экскурсы на почве джаз-рока, фолка и психоделии. Но за счет более активной духовой секции, более плотных партий клавишных звук стал еще плотнее и изысканнее. Причем, музыканты легко могли, как играть все вместе одновременно, так и уходить в тень, давай возможность соло одному из них. 17-минутная вещь L.S.B. тому лучший пример. Вторая же пластинка состояла вообще из одной 50-минутной!!! композиции Huchen 55. Основная тема велась многоголосой флейтой Neumeller"а, потом шел плавный переход к общему безумству сразу всех 11 музыкантов, чтобы потом вновь вернуть слушателя в спокойное состояние. Эту вещь не возможно слушать частями, надо полностью отдать ей целый час, чтобы "распробовать столь специфический фрукт". Dag Erik Asbjornsen в своей книге "Cosmic dreams at play" проводит сравнение позднего творчества OUT OF FOCUS с музыкой таких английских групп как NUCLEUS и SOFT MACHINE, что все-таки несколько спорно. При всем при том что в основе саунда всех команд лежал прогрессивный джаз-рок, немецкий ансамбль обладал психоделической атмосферой, присущей каждой пластинке группы - и еще сырому "Wake up" и монументальному шедевру "Four letters Monday afternoon", что, безусловно, ставило их отдельно от британских коллег.
Проблемы с лейблом Kuckuck начались еще во время записи двойника, так как музыканты явно не хотели поддаваться давлению продюсеров записать хит сингл. В итоге все это закончилось в конце 1972 года, когда Kuckuck разорвал контракт с OUT OF FOCUS, таким образом, лишившись, пожалуй, своих самых оригинальных подопечных.
В начале 1973 года все группа вместе со своими женами уезжает из Мюнхена и перебирается в сельскую местность. К этому времени состав претерпевает серьезные изменения. Schmid-Nehaus становится полноценным членом ансамбля, забирая часть партий саксофона у Neumeller. Место второго гитариста занимает Wolfgang Gohringer. В тоже время OUT OF FOCUS лишается клавишника.
Будучи все еще без контракта музыканты в марте 1974 года приступают к записи своего четвертого альбома "Not too late", который тогда так и не был издан. Материал этой пластинки был все также свеж и силен (как и любой иной альбом OUT OF FOCUS), но акценты окончательно сместились в сторону джаз-рока. Лишь короткая фолк-баллада The way I know her напоминала слушателям о временах второго альбома. Во главе импровизации теперь были саксофоны сразу двух участников и гитара Drechsler"а. В 90х одновременно с "Not too late" были изданы записи, сделанные группой во время работы над третьей пластинкой в 1972 году ("Rat roads").
Начиная с 1975 года, состав OUT OF FOCUS стал очень нестабильным. К 1978му, во время выступления на фестивале Unsont & Draussen, из оригинальных участников остался лишь Remigius Drechsler. Тогда музыка группы представляла собой уже чистый джаз. Годом позже, когда Drechsler присоединился к ссылка на группу - EMBRYO, группа распалась окончательно. Так закончилась история еще одной легенды немецкой прогрессивной сцены. Команды начинавшей с психоделического рока, пришедшей к концу своей карьеры к джазу, но все это проходило через уникальную атмосферу под названием OUT OF FOCUS.

Основной источник информации -