Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Шьем чепчик для куклы. О русском бунте или "Капитанская дочка" в Театре у Никитских ворот

Как раскрывается характер Маши Мироновой во время встречи с императрицей?

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание:– Вы, верно, не здешние? – сказала она.– Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.– Вы приехали с вашими родными?– Никак нет-с. Я приехала одна.– Одна! Но вы так ещё молоды.– У меня нет ни отца, ни матери.– Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?– Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.– Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?– Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.– Позвольте спросить, кто вы таковы?– Я дочь капитана Миронова.– Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?– Точно так-с.Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, – сказала она голосом ещё более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».Марья Ивановна встала и почтительно её благодарила. Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя.Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось, – и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми её движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.– Вы просите за Гринёва? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.– Ах, неправда! – вскрикнула Марья Ивановна.– Как неправда! – возразила дама, вся вспыхнув.– Неправда, ей-богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю.Дама выслушала её со вниманием. «Где вы остановились?» – спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».С этим словом она встала и вошла в крытую аллею, а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне, исполненная радостной надежды.(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Показать текст целиком

Во время встречи с императрицей дочь капитана Миронова предстаёт уже не той скромной и застенчивой девушкой, которую читатели привыкли видеть на страницах романа. Она готова бороться за судьбу своего возлюбленного, сделать всё, чтобы спасти его от позора и ссылки.

С чего начинается мюзикл? Правильно, с композитора. Встречайте: Максим Исаакович Дунаевский, автор музыки к мюзиклу "капитанская дочка", чья премьера состоялась на этой недели в Театре у Никитских ворот .

Я очень хорошо отношусь к этому композитору. На мой взгляд, он - один из немногих, кто еще умеет в нашей стране писать легкую популярную музыку. Фильмы "Д"Артаньян и три мушкетера", "Ах, водевиль, водевиль", "Зеленый фургон", "Мэри Поппинс, до свиданья", "Проданный смех" мы помним и любим. Мне еще очень нравится мюзикл "Алые паруса". Поэтому неудивительно, что от приглашения на "Капитанскую дочку" я отказаться не могла.

Пугачев (засл. артист России А.В. Масалов).

Можно ли поставить прозу Пушкина как мюзикл? Тем более, книгу, в которой говорится о крестьянской войне, которая прокатилась по России, сметая все на своем пути. Смерть, голод, кровь, осада крепости, подлость и предательство. Как все это передать с помощью музыки? Возможно ли? Оказалось, возможно. Вот едет к месту назначения Петр Гринев со своим слугой Савельичем. Он еще не знает, что ждет его совсем скоро и спокойный теплый трактир кажется надежным пристанищем, когда вокруг бушует метель. Но вот начинается пляска и зрители понимают: не все спокойно в этом мире.

Проходит еще немного времени и преобладающим цветом на сцене станет красный. Россия будет залита кровью виновных и невиновных. Создатели мюзикла показывают насколько страшной была Пугачевщина очень наглядно. Я пол-спектакля думала, что вряд ли он мог состояться в таком виде лет 30 назад. Пугачев грозен и силен, но сочувствие зрителей - на стороне Гринева, Маши, капитана Миронова и Василисы Егоровны.

Петр Гринев (И. Скрипка).

Мария Миронова (Н.Калиберда).

Историк (М. Озорнин).

Теперь хочу назвать тех, без кого спектакль не состоялся бы, и кто своим мастерством создал ту реальность, в которой зрители прожили три часа.

Балетмейстер - Антон Николаев.
Сценография - Станислав Морозов.
Художники по костюмам - Мария Данилова, Денис Шевченко.
Художник по свету - Ирина Вторникова.

Голова Пугачева.

Минусы.
Образ Екатерины.

Нет, я понимаю, что хотел сказать режиссер. Серо-бело-черные одежды народа и армии, красные - пугачевцев и ослепительно золотые - царедворцев. Но вот у Пушкина - совершенно иной образ.

"В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."

Ну и весь номер "Мы - дворцовые игрушки", на мой взгляд, не к месту. Во-первых Екатерина была не дурой и как таковых "дворцовых игрушек" у нее не было. Обычно она и фаворитов умела к делу приставить. Во-вторых этот номер откровенно вторичен по отношению к фильму "Король танцует".

Несколько снимков с поклонов.

За приглашение спасибо

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Шьем чепчик для куклы

Шьем чепчик для куклы

Чепец - это легкий женский головной убор, обычно в виде капора. Его носили в 18–19 вв. Чепец имел разные фасоны и зоны применения.

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке». Так писал Пушкин в своей «Капитанской дочке».

«Из дома ее не выгнали, но разжаловали из экономок в швеи и велели ей вместо чепца носить на голове платок». Тургенев, Дворянское гнездо.

В общем, чепец - такой головной убор, который наши прапрапрабабушки носили как домашний головной убор. Когда я задумала сшить куколку «Я жду тебя всегда» мне захотелось создать образ женщины, которая всегда ждет своих любимых - в любое время суток, даже ночью. Так и пришла идея сшить ночной чепец. Возможно, кому-то пригодится мой опыт.

В интернете я нашла несколько выкроек и фото готовых чепцов позапрошлого столетия. Включила сообразительность и использовала свои навыки шитья - результат излагаю ниже.

Чепец я шила на куколку ростом 45 см, обхват головы (с прической!) около 27 см.

Вам понадобится:

Батист - кусочек примерно 30 х 30 см;
- тонкий дублерин - 30 х 8 см;
- кружево широкое - 6-8 см в ширину, 10 см в длину;
- кружево тонкое - расход в зависимости от вашего желания и вкуса к украшательству;
- тонкие нитки, желательно шелковые для машинной вышивки, но можно и просто х/б.

Для моего чепца подойдет вот такая выкройка. Выкройка дана без учета припусков на швы.

Цельнокроеная верхняя и затылочная части. На затылочной части чепца будем закладывать складки для придания объема и формы чепцу.

Пропорции чепца в выкройке уже соблюдены. Нам нужна всего одна мерка - расстояние на голове куклы от места у основания шеи с правой стороны до места основания шеи с левой стороны через верх. Как если бы вы одевали на голову ободок, не заводя его сильно назад, а располагая строго вертикально. Это расстояние должно соответствовать длине верхней части чепца (на выкройке это самая длинная часть). На выкройке - отрезок АА.

Итак, выкройка готова, можно приступать к раскрою. Выкраиваем одну деталь чепца и деталь верхней части чепца, будем называть его козырьком. Козырек уплотняем дублерином. И пока откладываем.

Нам надо нарядно украсить козырек, цельнокроеный с затылочной частью чепца. Это лучше сделать сейчас, так как все проложенные в процессе пришивания кружев строчки будут спрятаны между деталями чепца.

Центр козырька я украшаю широким кружевом, укладывая, делаю складочки.

Пока только примеряемся.



Можно всю поверхность чепца уложить кружевом, можно проложить 2-3 ряда - на ваше усмотрение. У меня два ряда, один из которых плавно перейдет в завязки чепчика.


Итак, как только мы определились с укладкой кружев, пристрачиваем их.

Важно: батист - очень тонкая ткань, поэтому натяжение нити должно быть небольшое. Обычно я использую натяжение нити «5». Для батиста я переключила его на «3». Так ткань не стягивается во время пристрачивания.

Вот так получилось. Длинную часть широкого кружева я не пристрачивала, а несколькими стежками приметла к ткани в районе самой складочки.

Еще одно украшательство. Мне захотелось, чтобы кружево украшало кромку чепца по переднему краю и дальше по всему периметру чепца. Для этого я беру кружево молочного цвета и пришиваю его к лицевой части козырька таким образом, чтобы оно располагалось во внутренней части козырька, не выступая за его края.

Теперь обычное дело - складываем детали лицом к лицу.

Следим за тем, чтобы свободные концы завязок чепца оказались между деталями козырька, укладываем их внутрь, чтобы случайно не пристрочить.

Сметываем, прострачиваем козырек по длинной стороне и двум коротким близко к краю, на расстоянии
около 4-5 мм от края. Теперь выворачиваем козырек на лицо и аккуратно его проглаживаем.
Кружево красиво обрамляет чепец по периметру, завязочки снаружи



Приступаем к следующей части процесса - формированию затылочной части чепца.

Для этого закладываем по три складки (6-7 мм глубиной) с каждой стороны, начиная от козырька.

Размеры и количество складок - это тоже на ваш вкус. У меня по три складочки с каждой стороны. Как видно на фото, затылочная часть длиннее той, что обрамляет лицо. Она красиво ляжет на шее позже. Можно вообще сделать сборку.

А дальше соединяем лицом к лицу с каждой стороны в отдельности, оставшиеся открытыми (не состроченными) части козырька с краем чепца, где заложены складки. Сметываем, пристрачиваем, расправляем, разглаживаем. Красота! Я очень люблю этот момент

Оставшиеся свободными края затылочной части чепца подворачиваем, приметываем по всему периметру кружево молочного цвета, такое же, как в щели между деталями козырька, и пристрачиваем.



Для того чтобы чепчик совсем красиво сел, закладываем складочку на нижней затылочной части чепчика, ближе к шее, и прострачиваем ее поперек.

Ваша кукла, я думаю, будет довольна

Моя выглядит вот так:


Такой чепец можно сшить и для малыша, и для любимой бабушки с чувством юмора и вкусом, и даже для себя. Вам понадобится всего один размер - отрезок АА - чтобы увеличить выкройку до необходимого размера. Так просто и удобно.

Батист 100%, кружево тонкое, кружево хлопок, нитки шелковые

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

– Вы, верно, не здешние? – сказала она.

– Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

– Вы приехали с вашими родными?

– Никак нет-с. Я приехала одна.

– Одна! Но вы так ещё молоды.

– У меня нет ни отца, ни матери.

– Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

– Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

– Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

– Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

– Позвольте спросить, кто вы таковы?

– Я дочь капитана Миронова.

– Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

– Точно так-с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, – сказала она голосом ещё более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно её благодарила. Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо её переменилось, – и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми её движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

– Вы просите за Гринёва? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

– Ах, неправда! – вскрикнула Марья Ивановна.

– Как неправда! – возразила дама, вся вспыхнув.

– Неправда, ей-богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. Тут она с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю.

Дама выслушала её со вниманием. «Где вы остановились?» – спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».

С этим словом она встала и вошла в крытую аллею, а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне, исполненная радостной надежды.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Я таки созрела для большущего поста про "императрицу инкогнито" в "Капитанской дочке", но поняла, что для полноты восприятия нужно выложить отдельно его и фрагмет эссе Марины Цветаевой "Пушкин и Пугачев". Что и делаю.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.
- Вы, верно, не здешние? - сказала она.
- Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.
- Вы приехали с вашими родными?
- Никак нет-с. Я приехала одна.
- Одна! Но вы так еще молоды.
- У меня нет ни отца, ни матери.
- Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
- Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
- Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
- Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.
- Позвольте спросить, кто вы таковы?
- Я дочь капитана Миронова.
- Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
- Точно так-с.
Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь.»
Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.
Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.
- Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
- Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.
- Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.
- Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. - Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.
Дама выслушала ее со вниманием. «Где вы остановились?» - спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
С этим словом она встала и вошла в крытую аллею, а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне, исполненная радостной надежды.
Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по ее словам, для здоровья молодой девушки. Она принесла самовар и за чашкою чая только было принялась за бесконечные рассказы о дворе, как вдруг придворная карета остановилась у крыльца, и камер-лакей вошел с объявлением, что государыня изволит к себе приглашать девицу Миронову.
Анна Власьевна изумилась и расхлопоталась. «Ахти господи! - закричала она. - Государыня требует вас ко двору. Как же это она про вас узнала? Да как же вы, матушка, представитесь к императрице? Вы, я чай, и ступить по-придворному не умеете... Не проводить ли мне вас? Все-таки я вас хоть в чем-нибудь да могу предостеречь. И как же вам ехать в дорожном платье? Не послать ли к повивальной бабушке за ее желтым роброном?» Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чем ее застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.
Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил ее одну.
Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.
Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».
Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, - сказала она, - но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Обласкав бедную сироту, государыня ее отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая ее возвращения, осыпала ее вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна ее беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно. В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...

Марина Цветаева. «Пушкин и Пугачев».
«Но и другим я обязана Пушкину - может быть, против его желания. После «Капитанской дочки» я уже никогда не смогла полюбить Екатерину II. Больше скажу: я ее невзлюбила.
Контраст между чернотой Пугачева и ее белизной, его живостью и ее важностью, его веселой добротой и ее снисходительной, его мужичеством и ее дамством не могли не отвратить от нее детского сердца, едино-любивого и уже приверженного «злодею».
Ни доброта ее, ни простота, ни полнота - ничто, ничто не помогло, мне (в ту секунду Машей будучи) даже противно было сидеть с ней рядом на скамейке.
На огневом фоне Пугачева - пожаров, грабежей, метелей, кибиток, пиров - эта, в чепце и душегрейке, на скамейке, между всяких мостиков и листиков, представлялась мне огромной белой рыбой, белорыбицей. И даже несоленой. (Основная черта Екатерины - удивительная пресность. Ни одного большого, ни одного своего слова после нее не осталось, кроме удачной надписи на памятнике Фальконета, то есть - подписи. - Только фразы. Французских писем и посредственных комедий Екатерина П - человек - образец среднего человека.)
Сравним Пугачева и Екатерину въяве:
« - Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь». (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы.)
« - Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела, но я бываю при дворе...»
Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку.
И какая иная ласковость! Пугачев в темницу входит - как солнце. Ласковость же Екатерины уже тогда казалась мне сладостью, слащавостью, медовостью, и этот еще более ласковый голос был просто льстив: фальшив. Я в ней узнала и возненавидела даму-патронессу.
И как только она в книге начиналась, мне становилось сосуще-скучно, меня от ее белизны, полноты и доброты физически мутило, как от холодных котлет или теплого судака под белым соусом, которого знаю, что съем, но - как? Книга для меня распадалась на две пары, на два брака: Пугачев и Гринев, Екатерина и Марья Ивановна. И лучше бы так женились!
Любит ли Пушкин в «Капитанской дочке» Екатерину? Не знаю. Он к ней почтителен. Он знал, что все это: белизна, доброта, полнота - вещи почтенные. Вот и почтил.
Но любви - чары в образе Екатерины - нет. Вся любовь Пушкина ушла на Пугачева (Машу любит Гринев, а не Пушкин) - на Екатерину осталась только казенная почтительность.
Екатерина нужна, чтобы все «хорошо кончилось».
Но для меня и тогда и теперь вещь, вся, кончается - кивком Пугачева с плахи. Дальше уже - дела гриневские». (С)


А сам мой пост вдогонку едет.