Туган сохиев семья. Туган сохиев. При новом главном дирижере в габте будут рады гергиеву и решатся на трехлетнее планирование

При новом главном дирижере в ГАБТе будут рады Гергиеву и решатся на трехлетнее планирование

http://izvestia.ru/news/564261

Большой театр обрел нового музыкального руководителя и главного дирижера. Как и предсказывали «Известия» , утром в понедельник Владимир Урин вывел к журналистам 36-летнего Тугана Сохиева.

Перечислив разнообразные достоинства молодого маэстро, гендиректор ГАБТа объяснил свой выбор, в том числе соображениями гражданского характера.

— Для меня было принципиально важно, чтобы это был дирижер российского происхождения. Человек, который мог бы общаться с коллективом на одном языке, — рассуждал Урин.

Глава театра говорил также о сходстве вкусов, обнаружившемся между ним и новым музыкальным руководителем.

— Важно было понять, какие принципы исповедует этот человек и каким он видит современный музыкальный театр. Несмотря на очень серьезную разницу в возрасте между мной и Туганом, наши взгляды очень похожи, — заверил гендиректор.

Туган Сохиев сразу ответил взаимностью на комплименты Владимира Урина.

— Приглашение было для меня неожиданным. И главное обстоятельство, которое убедило меня согласиться, — это личность нынешнего директора театра, — признался Сохиев.

Контракт с Туганом Сохиевым заключен на срок с 1 февраля 2014 года по 31 января 2018 года — почти до конца директорского срока самого Урина. Последний подчеркнул, что договор подписан напрямую с дирижером, а не с его концертным агентством.

Из-за многочисленных обязательств на ближайшие месяцы и годы новый музыкальный руководитель будет входить в курс дел постепенно. По словам гендиректора, до конца текущего сезона Сохиев будет ежемесячно приезжать в Большой на несколько дней, с июля начнет репетиции, а в сентябре дебютирует перед публикой ГАБТа.

Всего в сезоне-2014/15 дирижер представит два проекта, названия которых пока не разглашаются, а полномасштабную работу в театре он начнет еще на сезон позже. Объемы деятельности Сохиева в 2014, 2015 и 2016 годах подробно расписаны в контракте, заявил Владимир Урин.

— С каждым месяцем я буду здесь всё чаще, — пообещал Сохиев. — Ради этого стану сокращать по максимуму западные контракты. Я готов отдавать Большому театру столько времени, сколько нужно.

Владимир Урин дал понять, что не ревнует новоиспеченного коллегу к его зарубежным оркестрам, нынешние ангажементы с которыми истекут только в 2016 году. Более того, гендиректор считает, что «контракты нужно продлять, но в меньшем объеме».

Даты из далекого будущего стали лейтмотивом пресс-конференции. Урин признался в амбициозном замысле, который некогда манил и его предшественника Анатолия Иксанова: расширить репертуарное планирование в Большом до трехлетнего периода. Эта затея, в случае успеха, может стать настоящим спасением для театра: ведь именно «близорукость» планов ГАБТа не позволяет ему приглашать перворазрядных звезд, чьи графики расписаны минимум на 2-3 года вперед.

Отвечая на вопросы художественного толка, Туган Таймуразович представал человеком умеренным и осторожным. Он еще не решил для себя, что лучше — репертуарная система или stagione. Он интересуется балетной частью жизни ГАБТа, но не намерен вмешиваться в деятельность Сергея Филина («К онфликтов не будет», — вставил Владимир Урин). Он будет выводить оркестр Большого из ямы на сцену, чтобы «добавить театру блеска», но, кажется, не собирается делать упор на симфонические программы, как Валерий Гергиев.

Имя Гергиева — влиятельного покровителя Сохиева в годы начала его международной карьеры — стало еще одним рефреном пресс-конференции. Хозяин Мариинки обретает всё новые форпосты в ведущих российских театрах: два года назад его питомец Михаил Татарников возглавил Михайловский театр, теперь пришла очередь Большого.

С Туганом Сохиевым Гергиева объединяет не только малая родина (Владикавказ), но и alma mater — Санкт-Петербургская консерватория, класс легендарного Ильи Мусина (на вопрос «Известий», верит ли он в существование петербургской школы дирижирования, Сохиев ответил: «Ну я же перед вами сижу»).

— Принимая решение, я советовался с близкими людьми: с мамой и, безусловно, с Гергиевым. Валерий Абисалович отреагировал очень позитивно, за что я ему благодарен. Это была бы мечта для Большого театра, если бы Валерий Абисалович нашел время здесь дирижировать. С сегодняшнего дня мы уже можем говорить с ним об этом, — заявил Сохиев.

Справка «Известий»

Уроженец Северной Осетии, Туган Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у Ильи Мусина, затем перешел в класс Юрия Темирканова.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже выступал почти со всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний проекты в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев регулярно дирижирует в Мариинском театре. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не работал.

Новым музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, по информации «Известий», станет Туган Сохиев. Официальные источники в ГАБТе не подтверждают назначение до понедельника, когда гендиректор театра Владимир Урин представит дирижера коллективу Большого и журналистам.

На экстренный поиск нового лица Большого театра у Урина ушло ровно семь недель — срок небольшой, учитывая крайнюю сложность переговоров с востребованными музыкантами посреди сезона. 36-летний Туган Сохиев еще в начале декабря прошлого года упоминался в числе наиболее вероятных кандидатов.

Уроженец Владикавказа, Сохиев избрал дирижерскую профессию в 17 лет. В 1997-м он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, успев два года поучиться у легендарного Ильи Мусина, а затем перешел в класс Юрия Темирканова.

Его международная карьера началась в 2003 году в Валлийской национальной опере, однако уже на следующий год Сохиев оставил пост музыкального руководителя — как сообщали СМИ, из-за разногласий с подчиненными.

В 2005-м он стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а с 2008-го и по сей день возглавляет этот знаменитый французский коллектив. В 2010 году Сохиев стал совмещать работу в Тулузе с руководством Немецким симфоническим оркестром в Берлине. Намерен ли дирижер прервать контракт с каким-либо из этих коллективов, или будет делить время между тремя городами, пока неизвестно.

В качестве приглашенного дирижера Туган Сохиев уже управлял почти всеми лучшими оркестрами мира, включая Берлинский и Венский филармонические, амстердамский Консертгебау, Чикагский симфонический, оркестр Баварского радио и другие. В списке его оперных завоеваний выступления в нью-йоркской «Метрополитен-опера», мадридском «Театро Реал», миланском «Ла Скала» и хьюстонской «Гранд-опера».

Сохиев постоянно дирижирует в Мариинском театре, с главой которого, Валерием Гергиевым, его связывает давняя дружба. Неоднократно гастролировал в Москве, но в Большом театре еще никогда не выступал.

Источники «Известий» в ГАБТе сообщают, что часть оркестрового и оперного коллективов хотела видеть своим новым лидером штатного дирижера Большого театра Павла Сорокина. Однако Владимир Урин сделал выбор в пользу международной звезды.

С приходом Сохиева между крупнейшими театрами страны, Большим и Мариинским, появится любопытная параллель: оба творческих коллектива будут возглавлять выходцы из Северной Осетии и наследники петербургской дирижерской школы, ученики Ильи Мусина.

Решать неожиданную и острую кадровую проблему Владимиру Урину пришлось после того, как 2 декабря прежний главный дирижер Большого театра Василий Синайский подал заявление об увольнении, не завершив подготовку к важнейшей премьере оперы «Дон Карлос» Верди. Свой демарш Синайский объяснил невозможностью работать с новым гендиректором — «ждать уже просто было нельзя», заявил он «Известиям» |

Туган Сохиев. Фото – Владимир Суворов

Главный дирижер Большого театра Туган Сохиев - о театральных деспотах и музыкальной экосистеме.

Симфонический оркестр Большого театра открывает концертный абонемент.

Для прославленного коллектива сезон начинается в пятницу, 6 апреля 2018 года, совместным выступлением оркестра и хора Большого театра в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

Накануне этого важного события в культурной жизни столицы главный дирижер и музыкальный руководитель БТ Туган Сохиев в эксклюзивном интервью порталу iz.ru рассказал о театральных деспотах и правилах оценки спектакля.

У вас гигантский опыт работы с музыкантами в разных странах. Чем именно оркестр Большого отличается на их фоне?

Он сохраняет традиции, которые закладывались моими великими коллегами еще до войны. Это и Пазовский, и Голованов, и Самосуд, и Рождественский, и Светланов. Каждый оставил свой след.

Эти традиции хранятся самими музыкантами. У нас несколько династий, бабушки и прабабушки нынешних оркестрантов тоже играли в Большом.

У оркестра Большого особое звучание, он умеет воспроизводить характерную русскую музыкальность. Ему свойственна особая фразировка, он повторяет и поет вслед за замечательными певцами на сцене. Я стараюсь преумножать богатство этого музыкального мироощущения мира.

- И как же вы работаете с таким оркестром - как равный или как тиран и деспот?

Тиран и деспот - это не о дирижере. Это исключительно о композиторе. Дирижер должен отвечать за исполнение его воли. Я как музыкальный руководитель Большого театра несу ответственность за качество исполнения. Качество музыкальное не должно опускаться ниже определенной планки.

- Бывает ли, что эта планка опускается?

Я всё время напоминаю себе, что нахожусь в репертуарном театре. Эта система принята в России и Германии. В прочих странах делают постановки-стаджионе: один состав в течение шести недель репетирует спектакль и показывает его 8–10 раз.

В репертуарной системе спектакль, выпущенный в феврале, возвращается на сцену в мае-июле и еще раз в сентябре. Но мы все живые люди, и певцы - не исключение. Они подвержены влиянию погоды и, бывает, заболевают.

Случаются неожиданные замены состава, и иногда возникает ощущение, что что-то качнулось. Но тем и хорош живой театр: любой ввод может обогатить ткань спектакля новыми оттенками и красками. Это может напрячь привыкших к определенному образу исполнения зрителей и музыкантов, но именно новые интерпретации и вносят свежесть в прочтение, скажем, партии Виолетты в «Травиате».

Вы имеете непосредственное отношение к выбору репертуара. Каковы ваши критерии в этом процессе и что нас ждет в ближайшем будущем?

Их много. Один из них - то, в какой системе координат находится наш театр. Сегодня Большой сотрудничает с ведущими мировыми операми - «Метрополитен», «Ла Скала», Парижской оперой, находится с ними в одной театрально-музыкальной экосистеме.

Кроме того, мы ориентируемся на нашего зрителя. Одни приходят на «Бориса Годунова» постановки 1946 года, это наше достояние. Другие с удовольствием идут на «Идиота» Вайнберга. Барочную часть репертуара представляет «Альцина» Генделя. Свой зритель есть и для оперы «Кармен», и для балета «Анна Каренина».

У нас такой разный зритель, и Большой обязан иметь в своем репертуаре большую палитру. Это и итальянская опера, и русская, и оперы Моцарта. У нас есть спектакли, в которых мы растим будущих Атлантовых и Образцовых.

Молодым артистам нужна школа, нужны выходы на сцену. Для этого у нас есть спектакли «Так поступают все» Моцарта и «Дон Паскуале» Доницетти. Только после такой школы молодая сопрано может претендовать на «Пиковую даму».

Забегая вперед, скажу, что нас ждут три очень важных проекта в сотрудничестве с «Метрополитен-опера». Это «Аида» Верди, «Саломея» Рихарда Штрауса и «Лоэнгрин» Вагнера. Вообще «Лоэнгрин» - настоящая московская опера, которую пел великий Козловский. В двух этих проектах будет петь Анна Нетребко.

В пятницу, 6 апреля, вы исполняете Вторую симфонию Малера для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра. Почему вы выбрали это произведение для дебюта оркестра Большого театра за пределами родных стен?

Такая могущественная симфония, как «Воскресение», должна исполняться мощно и драматично, должен быть большой состав оркестра и хора, которые есть в Большом театре. При том опыте исполнения оперного и балетного репертуара, который у нас есть, нам важен и опыт концертный. Мы могли бы делать это в театре, но выход на площадку Концертного зала Чайковского сразу же придает другой настрой артистам и музыкантам.

Этим концертом мы открываем абонемент оркестра Большого театра. Идея в том, чтобы исполнять не популярный симфонический репертуар вроде Брамса и Чайковского, хиты, а выходить на сцену с тем, что редко исполняется. У нас запланированы концерты с Восьмой симфонией Шостаковича и интересная программа произведений Рахманинова со Второй симфонией и малоизвестной и редко исполняемой кантатой «Весна».

Прозвучат в ней и «Половецкие пляски», ибо мы не можем забывать о своем оперном наследии. Но что важно: музыканты оркестра, которые выходят из ямы на сцену, исполняют не обычный репертуар, по-другому смотрят на музыку, и, я надеюсь, это будет интересно услышать публике.

А сами музыканты горят этой идеей или, как говорил Малер во время репетиций своей Второй симфонии, приходится «муштровать воинство небесное»?

Оркестр Большого работает, может быть, больше всех в Москве. При том количестве спектаклей, премьер, которые мы даем, музыканты выступают по 2–3 раза в день. И при такой занятости они сохраняют огромный интерес к параллельным проектам.

У нас есть концертная программа в Бетховенском зале, где музыканты оркестра готовят и представляют собственные программы, дают сольные концерты. И когда мы выходим на такой серьезный материал, как Малер, то все с интересом этим занимаются, в том числе и потому, что это не самая известная музыка.

- Что происходит с вами во время третьего звонка? Сердце колотится?

У меня такое плотное расписание, что во время третьего звонка я обычно еще переодеваюсь. Но никогда не опаздываю к пульту. Волнение, конечно, есть. Я всегда помню, что выхожу к прославленному оркестру, в великом театре, на сцене которого пели лучшие артисты мира - Дель Монако, Паваротти. Это всегда придает желание не подвести.

Мы настолько серьезно подходим к выпуску спектаклей, что за исполнение я не волнуюсь. Мне важно, чтобы спектакль получился. Для меня это значит, что зритель тихо следит за спектаклем, он вовлечен; я затылком чувствую энергетику зала. Мне важно соприкосновение зрителя с артистами, а через них с композитором, хореографом, режиссером произошло, и люди после спектакля выходили немножечко другими.

Музыка, несомненно, может повлиять на настроение. Но может ли она изменить человека, повлиять на его поступки?

Я замечаю музыку везде. В магазине, в ресторане, в кофейне, на встрече. Музыка доставляет удовольствие. Кто-то отдыхает под симфонии Моцарта, кто-то расслабляется под ABBA. Наш разговор тоже своего рода музыка. Внутренним слухом слышна даже музыка текста, когда читаешь книгу.

Музыка должна, как бы пафосно это ни звучало, участвовать в формировании личности - с детства влиять на внутренний мир, подобно литературе и живописи. Музыка может быть романтической, мягкой, грустной, но никогда - злой и агрессивной. Многие проблемы в мире можно было бы решить, если бы люди прислушивались друг к другу так же, как они вслушиваются в музыку.

Родился в 1977 г. в Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
В 1997 г. поступил на дирижерский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора Ильи Мусина), закончил в 2001 г. по классу Юрия Темирканова.

Первое выступление в качестве оперного дирижёра состоялось в Исландии (постановка оперы «Богема» Дж. Пуччини).
В 2001 г. был приглашён на должность музыкального руководителя Уэльской национальной оперы. В 2002 г. дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), в 2003-м - в Метрополитен-опере («Евгений Онегин» П. Чайковского Мариинского театра). В том же году впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию С. Рахманинова.

Сотрудничал с Мариинским театром, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс» Дж. Россини, «Кармен» Ж. Бизе и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. В этом театре также дирижировал операми «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Иоланта» П. Чайковского, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Огненный ангел» С. Прокофьева.

В 2005 г. стал главным приглашенным дирижером, в 2008 г. - музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы.
Среди записей коллектива, выпущенных Naive Classique: Четвертая и Пятая симфонии П. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфонические танцы» С. Рахманинова, «Петя и волк» С. Прокофьева, «Весна священная» и «Жар-птица» И. Стравинского.

В 2010-2016 г. был также главным дирижером Немецкого симфонического оркестра Берлина, с которым дал ряд концертов в Вене, Любляне, Загребе, Сан-Себастьяне и Валенсии и других городах Австрии, Хорватии, Испании, а также Франции, Германии, Китая и Японии.

В 2004 г. гастролировал с оперой «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева на фестивале в Экс-ан-Провансе, Люксембурге и Мадриде (Королевский театр/ Teatro Real). В 2006 г. в хьюстонской Большой опере/Houston Grand Opera представил оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 2009 г. состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром. Туган Сохиев дирижировал операми «Пиковая дама» и «Иоланта» П. Чайковского в Театре Капитолия Тулузы. В 2011 г. дирижировал оперой «Аида» Дж. Верди (с участием Национального оркестра Капитолия Тулузы) на оперном фестивале в Оранже.

В настоящее время дирижер активно гастролирует в странах Европы, сотрудничая с такими крупными оркестрами, как оркестры Шведского, Французского, Финского, Венского, Франкфуртского радио, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, филармонические оркестры Осло и Мюнхена, оркестр театра Ла Скала, Королевский оркестр Концертгебау, Национальный оркестр Франции, Борнмутский симфонический оркестр и оркестр Баварского государственного оперного театра (Мюнхен).

Является приглашенным дирижером ведущих европейских оркестров - таких, как Берлинский филармонический, Венский филармонический, Лондонский симфонический оркестры.

Среди достижений последних сезонов - успешные дебюты с Чикагским симфоническим оркестром, лейпцигским Гевандхаус-оркестром и Филадельфийским оркестром, гастроли с лондонским оркестром «Филармония» и Малеровским камерным оркестром, выступления с Роттердамским филармоническим оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), оркестром RAI (Турин), серия концертов в Ла Скала.

В сезоне 2015/16 выступил с Венским филармоническим оркестром на фестивале Моцартовская неделя в Зальцбурге, а также с Симфоническим оркестром Финского радио и японским оркестром NHK.

С февраля 2014 г. - главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра.
В Большом театре дирижирует операми «Богема» Дж. Пуччини и «Травиата» Дж. Верди. В качестве дирижера-постановщика работал над операми «Орлеанская дева» П. Чайковского (концертное исполнение), «Кармен» Ж. Бизе, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича.

Фото: © Deutsches Symphonie-Orchester Berlin / Frank Eidel.

Туган Сохиев с 2005 года является дирижером Мариинского театра, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс», «Кармен» и «Сказка о царе Салтане».


Народный артист республики Северная Осетия-Алания

Лауреат III Международного конкурса им. С.С. Прокофьева

Туган Сохиев с 2005 года является дирижером Мариинского театра, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс», «Кармен» и «Сказка о царе Салтане». В начале сезона 2008-09 гг. Туган Сохиев стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы; до этого на протяжении трех лет он был главным приглашенными дирижером и артистическим консультантом этого оркестра. Первые записи коллектива на студии Naive Classique (Четвертая симфония Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Петя и волк» Прокофьева) были высоко оценены рецензентами.

Туган Сохиев продирижировал рядом концертов в Вене, Любляне, Загребе, Сан-Себастьяне и Валенсии, а также в разных городах Франции, Германии, Авcтрии, Хорватии, Испании, Китая и Японии. В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003 году – на сцене театра Метрополитен-опера («Евгений Онегин»). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт был высоко оценен критиками и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом.

В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс покорившую зрителей оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом с блеском прошла в Люксембурге и Мадриде (Театро Реал), а в 2006 году в хьюстонской Гранд-Опера он представлял оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех.

В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков.

В последних концертных сезонах Туган Сохиев дирижировал операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен» в Мариинском театре, а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

В настоящее время дирижер активно гастролирует в странах Европы, выступая в качестве приглашенного дирижера в Страсбурге, Монпелье, Франкфурте и многих других городах. Он сотрудничает с такими коллективами, как оркестр Шведского радио, оркестр Венского радио, оркестр Франкфуртского радио, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, филармонический оркестр Осло, филармонический оркестр Мюнхена, Королевский оркестр Концертгебау, оркестр Радио Франции, Национальный оркестр Франции, оркестр Финского радио, Немецкий симфонический оркестр (Берлин), Борнмутский симфонический оркестр и оркестр Баварского государственного оперного театра (Мюнхен). Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническими оркестрами, удостоившись от критиков титула «Dirigentenwunderwaffe» («чудо-дирижер»). Также среди достижений последних сезонов – успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, оркестром RAI (Турин) и серия концертов в Ла Скала. Кроме того Туган Сохиев выступал в качестве приглашенного дирижера с оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России.

В планах Сохиева на сезон 2010 – 2011 годов и далее – «Пиковая дама» в Венской государственной опере, выступление с Берлинским симфоническим оркестром, Оркестром Финского радио и оркестром римской Академии Санта-Чечилия, а также концерты и европейские турне с лондонским оркестром «Филармония» (с которым он гастролирует ежегодно) и Камерным оркестром им. Малера, проекты с Мариинским театром, студийные записи в Тулузе, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.

Туган Сохиев фотография

Лауреат III Международного конкурса им. С.С. Прокофьева

Туган Сохиев с 2005 года является дирижером Мариинского театра, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер «Путешествие в Реймс», «Кармен» и «Сказка о царе Салтане». В начале сезона 2008-09 гг. Туган Сохиев стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы; до этого на протяжении трех лет он был главным приглашенными дирижером и артистическим консультантом этого оркестра. Первые записи коллектива на студии Naive Classique (Четвертая симфония Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Петя и волк» Прокофьева) были высоко оценены рецензентами.

Туган Сохиев продирижировал рядом концертов в Вене, Любляне, Загребе, Сан-Себастьяне и Валенсии, а также в разных городах Франции, Германии, Авcтрии, Хорватии, Испании, Китая и Японии. В 2002 году Туган Сохиев дебютировал на сцене Уэльского национального оперного театра («Богема»), а в 2003 году – на сцене театра Метрополитен-опера («Евгений Онегин»). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром «Филармония», исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Концерт был высоко оценен критиками и стал началом тесного сотрудничества Тугана Сохиева с этим коллективом.

В 2004 году дирижер привез на фестиваль в Экс-ан-Прованс покорившую зрителей оперу «Любовь к трем апельсинам», которая потом с блеском прошла в Люксембурге и Мадриде (Театро Реал), а в 2006 году в хьюстонской Гранд-Опера он представлял оперу «Борис Годунов», которая также имела большой успех.

В 2009 году состоялся дебют дирижера с Венским филармоническим оркестром, получивший восторженные отзывы критиков.

В последних концертных сезонах Туган Сохиев дирижировал операми «Золотой петушок», «Иоланта», «Самсон и Далила», «Огненный ангел» и «Кармен» в Мариинском театре, а также «Пиковой дамой» и «Иолантой» в Театре Капитолия Тулузы.

В настоящее время дирижер активно гастролирует в странах Европы, выступая в качестве приглашенного дирижера в Страсбурге, Монпелье, Франкфурте и многих других городах. Он сотрудничает с такими коллективами, как оркестр Шведского радио, оркестр Венского радио, оркестр Франкфуртского радио, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, филармонический оркестр Осло, филармонический оркестр Мюнхена, Королевский оркестр Концертгебау, оркестр Радио Франции, Национальный оркестр Франции, оркестр Финского радио, Немецкий симфонический оркестр (Берлин), Борнмутский симфонический оркестр и оркестр Баварского государственного оперного театра (Мюнхен). Недавно Туган Сохиев дебютировал с Роттердамским и Берлинским филармоническими оркестрами, удостоившись от критиков титула «Dirigentenwunderwaffe» («чудо-дирижер»). Также среди достижений последних сезонов – успешные дебюты с Испанским национальным оркестром, оркестром RAI (Турин) и серия концертов в Ла Скала. Кроме того Туган Сохиев выступал в качестве приглашенного дирижера с оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), симфоническим оркестром Артуро Тосканини, японским оркестром NHK и Национальным филармоническим оркестром России.

Лучшие дня

В планах Сохиева на сезон 2010 – 2011 годов и далее – «Пиковая дама» в Венской государственной опере, выступление с Берлинским симфоническим оркестром, Оркестром Финского радио и оркестром римской Академии Санта-Чечилия, а также концерты и европейские турне с лондонским оркестром «Филармония» (с которым он гастролирует ежегодно) и Камерным оркестром им. Малера, проекты с Мариинским театром, студийные записи в Тулузе, гастрольные турне и несколько оперных постановок в Театре Капитолия Тулузы.