Жанровое своеобразие произведения война и мир. «Война и мир» — роман-эпопея (жанровое своеобразие). Жанровые особенности произведения

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тест по произведению

Вопрос о жанре «Войны и мира» является одной их наиболее сложных тем на школьных уроках. Обычно ученики затрудняются с ответом ввиду большого объема данного произведения, который не позволяет с первого раза понять все особенности книги. Поэтому в ходе прочтения необходимо обращать внимание школьников на основные моменты в построении композиции, которые помогут определиться с жанровыми особенностями романа.

Особенности сюжета

Проблема жанра «Войны и мира» напрямую упирается в сюжет произведения. Роман охватывает несколько десятилетий в жизни главных героев. Основное же внимание автор уделяет периоду борьбы русского народа с французской армией Наполеона. Эпический обхват событий определил структуру произведения, которое состоит из нескольких сюжетных линий, посвященных разным семьям, судьбы которых переплетаются в ходе повествования.

Однако русский народ считается главным действующим лицом произведения. Поэтому жанр «Войны и мира» следует определять как эпопею. Широкий обхват событий определил и особенности сюжета. Герои произведения действуют на фоне исторических событий начала 19 века. Они оказываются втянутыми в военные события рассматриваемого периода, и их судьбы и жизни оказываются зависимыми от перипетий войны.

Исторический фон

При определении жанра «Войны и мира» следует учитывать и историческую основу сюжета. Автор не просто ограничился описанием борьбы русского народа за освобождение от французского нашествия, но и изобразил панораму русской общественной жизни начала 19 века. В центре его внимания - жизнь нескольких дворянских семей (Ростовых, Болконских и других). Однако он не обошел вниманием и жизнь простого народа.

В его книге имеются зарисовки крестьянского и деревенского быта, описание жизни обычных людей. Все это позволяет говорить о том, что роман «Война и мир» - это широкая эпопея народной жизни. Книгу можно назвать своеобразной энциклопедией русской истории начала царствования Александра I. Л. Н. Толстой привлек большое количество архивного материала для изображения реальных событий и исторических лиц. Поэтому его произведение отличается правдивостью и достоверностью.

Персонажи

Традиционно принято выделять троих главных героев произведения - Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Именно в их образах писатель воплотил лучшие качества, присущие дворянскому сословию рассматриваемого времени. Кроме того, большую роль в развитии сюжета сыграли и герои второго плана: брат Наташи - Николай Ростов, семья князя Андрея и другие представители дворянского сословия, которые время от времени появляются в ходе повествования.

Такое большое количество действующих лиц придало масштабность художественному произведению, что еще раз доказывает, что роман «Война и мир» - это произведение эпического характера.

Сюжетные линии

Для определения жанра книги необходимо также обратить внимание на большое количество сюжетных повествований в произведении. Помимо главных историй - линии Пьера, Наташи и князя Андрея - в романе имеется большое количество дополнительных вспомогательных зарисовок из жизни общества рассматриваемого времени. Толстой описывает ряд дворянских семей, которые так или иначе влияют на основной сюжет.

Герои романа «Война и мир» принадлежат к самым разным слоям общества, и это осложняет композицию повествования. Помимо светских картин писатель очень правдиво показывает подъем народного духа во время нашествия французов. Поэтому военная тематика занимает видное, пожалуй, даже главное место в повествовании.

Изображение войны

Толстой в своем произведении акцентировал внимание на народном характере войны. Именно простой русский народ по праву считается главным действующим лицом всей книги. Поэтому произведение и принято называть эпопеей. Такая задумка автора определила особенности сюжета. В тексте жизнь дворян во время общей беды тесно переплетается с жизнью простых людей.

Герои романа «Война и мир» на какое-то время вырваны из привычного круга их жизни и оказываются в самом страшном эпицентре событий. Князь Андрей получает смертельное ранение, Пьер попадает в плен к французам и вместе со своим новым другом, обычным крестьянским мужиком Платоном Каратаевым, претерпевает все тяготы неволи, Наташа вместе с семьей покидает Москву и ухаживает за ранеными. Таким образом, писатель показал, как в момент опасности все население России объединилось для борьбы. Это еще раз доказывает, что произведение «Война и мир» - это роман-эпопея.

Основные события

О том, что книга написана в духе эпоса, свидетельствует тот факт, что наиболее важные ключевые события повествования носят масштабный характер. Например, ранение князя Андрея на поле Аустерлица, когда произошел переворот в его мировоззрении, - это сцена, которая поражает читателя грандиозностью и широтой панорамы. Ведь эта битва была одной из самых главных в ходе наполеоновских войн, в ней было задействовано большое количество участников, и она имела огромное значение для укрепления успеха Франции. То же самое можно сказать про Бородинское сражение. «Война и мир» - это роман, в котором автор стремился в первую очередь показать общий порыв всего русского народа в борьбе с врагом. И сцена данного боя лучше всего показывает патриотический подъем всех участников. Пьер как может помогает простым солдатам во время артиллерийской атаки, и, хотя он совершенно не умеет обращаться с оружием, тем не менее действует в меру своих сил для того, чтобы помочь бойцам.

Таким образом, автор помещает своих героев в самый эпицентр событий для того, чтобы показать их единение с народом. Это еще раз доказывает эпический характер произведения. Охват всех сторон жизни общества является важной особенностью произведения. Писатель показал историю России начала 19 века с помощью изображения социальной и культурной жизни всех ее сословий. Поэтому его книга по праву считается самой известной и значимой эпопеей в литературе указанного столетия. И только в 20 веке М. Шолохов сумел создать столь же грандиозное полотно народной жизни в романе "Тихий Дон".

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Статья
«Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

г. Москва 2014

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, проблематика, жанровое своеобразие

Представить себе русскую литературу, в которой нет «Войны и мира», попросту невозможно. Это одно из центральных ее произведений. «Русская литература и до Толстого знала высокие образцы реалистического искусства. Но впервые у Толстого само исследование скрытых пружин движений человеческой души, исторической жизнедеятельности народа, связь, «сопряжение» частного и общего вынесены на страницы повествования».

Огромным было воздействие романа-эпопеи на писателей поздних времен, особенно в двадцатом веке: в духе традиций Толстого предстают произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, М. Бубеннова, И. Эренбурга, К. Воробьева. Художественные законы, открытые в «Войне и мире» Л.Н. Толстым, составляли и составляют непререкаемый образец и для зарубежной литературы.

Огромным было и остается художественное воздействие эпопеи на каждого, кто прикоснулся к ее поэтической вселенной. Трудно представить без «Войны и мира» и русское патриотическое сознание. «Нет сомнения, здесь воплотился опыт целого народа, столь явно и широко выразил писатель незыблемые ценности своей земли. Русскому человеку нельзя не любить эту книгу, как нельзя не любить живую часть собственной судьбы».

Роман «Война и мир» уже долгое время остается одной из главных книг школьной программы. Несмотря на все «противоречия и парадоксы» этой книги, великая эпопея несет в себе огромное воспитательное начало, утверждая непреходящие идеалы патриотизма, долга, семьи, материнства.

История создания

Сам Л.Н. Толстой в одном из черновых набросков предисловия рассказывает о начале работы над романом: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего сраму. Кто не испытывал скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Перед нами грандиозный исторический замысел. К сожалению, осуществился он не сразу и не полностью, меняясь по ходу работы.

Роман о декабристе не продвинулся дальше первых глав. Из рассказа о судьбе одного героя- декабриста он трансформировался в повествование о целом поколении людей, живших в период исторических событий, предопределивших появление декабристов. Предполагалось проследить судьбу этого поколения до возвращения декабристов из ссылки. Менялось название: «Три поры. Часть 1-я. 1812-й год», «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л.Н. Толстого. 1805-й год. Часть 1-я». В ноябре 1864 года часть рукописи была отдана для печати в журнал «Русский вестник» под названием «Тысяча восемьсот пятый год». В 1865 году в журнале появляются главы книги с подзаголовками: «В Петербурге», «В Москве», «В деревне». Следующая группа глав названа «Война» (1866) и посвящена заграничному походу русских, заканчивая Аустерлицким сражением.

Первая редакция романа создавалась в течение всего 1866 и начала 1867 года, роман должен был называться «Все хорошо, что хорошо кончается». Данный вариант романа (в шести томах) был напечатан в 1867-1869 годах. Иначе складывались судьбы героев: Андрей Болконский и Петя Ростов не погибают, а Наташу Болконский «уступает» своему другу Пьеру. Но главное отличие от окончательной редакции в следующем: «историко-романтическое повествование еще не стало эпопеей, оно еще не проникнуто, как это станет в окончательном тексте, «мыслию народной» и не является «историей народа». Об этом варианте будущего «Войны и мира» сам Толстой писал: «В сочинении моем действуют только князья, говорящие, пишущие по-французски, графы и т.п., как будто вся русская жизнь того времени сосредотачивалась в этих людях. Я согласен, что это неверно и нелиберально, и могу сказать один, но неопровержимый ответ. Жизнь чиновников, купцов, семинаристов и мужиков мне неинтересна и наполовину непонятна, жизнь аристократов того времени, благодаря памятникам того времени и другим причинам, мне понятна, интересна и мила».

В сентябре 1867 года Толстой решил осмотреть поле Бородинского сражения. Он пробыл в Бородине два дня, делая записи, рисуя план местности, чтобы понять действительное расположение войск. Автор был очень доволен своей поездкой и надеялся так описать Бородинское сражение, как никто до него. В последнем томе появились развернутые рассуждения автора о народном характере партизанской войны.

17 декабря 1867 года газета «Московские ведомости» известила о выходе первых трех томов «Войны и мира» и печатающемся четвертом. Объявление о шестом томе появилось в той же газете 12 декабря 1869 года. Грандиозный замысел не был осуществлен до конца. Эпоха 1825 и 1856 годов не была включена в повествование. Эпопея была закончена.

Смысл заглавия

6 января 1867 года Астраханская газета «Восток» поместила следующую заметку:

«Литературные новости. Граф Л.Н. Толстой окончил половину своего романа, появлявшегося в «Русском вестнике» под именем «1805 год». В настоящее время автор довел свой рассказ до 1807 года и закончил Тильзитским миром. Первая часть, уже известная читателям «Русского вестника», значительно переделана автором, и весь роман под заглавием «Война и мир» в четырех больших томах с превосходными рисунками в тексте выйдет отдельным изданием».

В русском языке эпохи Толстого существовало два слова: мир в значении «не война» и м i р как общность людей, народ. Толстой, видимо, не придавал большого значения разнице в написании этого слова. В самом тексте встречаются оба варианта, в печати роман появился как «Война и мир» с и восьмеричным.

В литературоведении известна точка зрения Э.Е Зайденшнур, согласно которой, название « Война и мiр», то есть « Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь». Однако не все исследователи с этим согласны. С.Г. Бочаров пишет о множестве смыслов, о всеохватности значения слова мир. «Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке».

Л.Д. Опульская добавляет: «… и понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения».

Историческая основа и проблематика романа

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В первом томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во втором томе – 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; третий том – 1812 г., четвертый том – 1812-1813 гг., оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действия происходят в 1820 году. Таким образом, действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, которую русская армия вела в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг., с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, показаны картины семейного быта и нравов дворян, как лучших представителей дворянской среды, так и типичной ее части.

Одновременно с историческими проблемами эпохи отечественной войны 1812 года в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х годов девятнадцатого века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, о положении женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений в деревенской жизни и в жизни городских низов.

«Мысль народная» и «мысль семейная»

Известные слова Л. Толстого о том, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» – «мысль семейную», не стоит толковать слишком буквально и категорически. Мотивы семьи в романе занимают отнюдь не последнее место. Но эпопеей «Войну и мир» делает именно «мысль народная».

Л.Д. Опульская пишет о том, что композицию задуманного монументального произведения на раннем этапе определяла декабристская тема. Историческая подготовка движения декабристов нашла отражение и в завершенном романе, хотя эта тема не заняла в нем главного места. «Пафос «Войны и мира» – в утверждении «мысли народной».

«Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в момент наивысшей славы, – такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев «Войны и мира», как всегда у Толстого, к сближению с народом. В соответствии с основами своего мировоззрения 60-х годов Толстой в «Войне и мире» еще не требует от дворянских героев разрыва с тем классом, которому они принадлежат по рождению и воспитанию; но полное нравственное единение с народом уже становится нормой подлинно человеческого поведения. Все герои как бы испытываются Отечественной войной».

Сопоставление в «Войне и мире» народной жизни с судьбами центральных персонажей имеет глубокий смысл. «Нерефлективная приобщенность людей из народа к коллективному опыту и «самостояние» человека в сложном, уже не патриархальном мире предстают у Толстого как разные, во многом не похожие друг на друга, но взаимодополняющие и равноценные начала национального бытия. Они составляют грани единой, нерасщепимой русской жизни и отмечены глубоким внутренним родством: главным героям романа и изображенным в нем людям из народа присуща одна и та же склонность к свободному, непринудительному единению».

Л.Д. Опульская считает, что «жизнеспособность каждого из персонажей «Войны и мира» проверяется мыслью народной». Действительно, лучшие качества Пьера Безухова – необыкновенная физическая сила, простота, отсутствие гордости, эгоизма – оказываются нужными именно в народной среде. Князя Андрея не считают человеком совершенно другого мира солдаты, называя его «наш князь». Наташа Ростова, «графинечка», проявляет всю силу заключенного в ней национального духа в русском танце. Необычность образа Наташи с особенной яркостью раскрывается в тот момент, когда она, спасая раненых, освобождает подводы, оставляя семейное добро в почти занятой французами Москве. Робкая княжна Марья преображается, услышав предложение своей компаньонки Бурьен искать покровительства у французов, и с гневом отвергает его.

Истина автора «Войны и мира» – «сопряжение» ценностей, воплощенных в образах главных героев романа, с обычаями народной жизни, сохранение вопреки резко усложнившимся, личностным формам сознания и бытия изначальной приобщенности человека к народу как целому. «В центре внимания Толстого-художника – то непререкаемо ценное и поэтическое, что таит в себе русская нация: как народное бытие с его многовековыми традициями, так и жизнь сравнительно неширокого слоя образованных дворян, сформировавшегося в послепетровское столетие».

«В художественном кругозоре автора «Войны и мира» парадоксальным образом соединились личностное начало, имеющее в нашей культуре по преимуществу западноевропейское происхождение и традиции Востока, самое же главное – начала исконно-русского бытия, по преимуществу сельского, патриархального, далекого от государственности. В недрах национальной жизни России XIX века Толстой усмотрел нечто, сближающее ее с лучшими проявлениями как западноевропейской, так и восточной культуры. На почве этого жизненного синтеза и сформировалась в сознании и творчестве писателя 60-х годов «мысль народная», ставшая смысловым центром «Войны и мира».

(Под определением «Восток» понимается восточнославянская культура).

Как уже было сказано выше, «традиционно романная проблематика: семья, быт, проза жизни и история, народ как ее творец» в романе «Война и мир» неразрывно связаны, постоянно проявляясь друг в друге, образуя своеобразную сюжетно-композиционную структуру.

Для Толстого взгляды и судьба человека, склад его психологии во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями. Поэтому многие главы эпопеи посвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям, где главное – неподдельно-живое общение между дорогими и близкими друг другу людьми. «Семейный мир на протяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями и праздниками (вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой части второго тома). Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее, действовать инициативно».

Ростовскую традицию семьи как свободно-личностного единения людей наследуют и вновь сложившиеся семьи, предстающие пред нами в эпилоге романа. Здесь взаимоотношения между мужем и женой ничем не регламентированы, они устанавливаются каждый раз по-новому.

«Семья, по Толстому, – это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении ряда поколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), а неповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений, всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественным переменам, порой весьма значительным».

Атмосфера семейного мира в эпопее непреходяща, но наиболее ярко она представлена в эпилоге, где «ростовская» стихия единения заметно упрочивается: семьи Николая и Пьера здесь гармонично соединяют «болконско-безуховскую» духовность и «ростовскую» безыскусственную доброту. Это единение мыслится автором как жизнестойкий союз двух семейно-родовых традиций.

Жанровая природа романа «Война и мир»

В современном литературоведении прочно установилось жанровое обозначение «Войны и мира» – роман-эпопея (зарубежная наука этот термин не приняла). Это жанр, созданный именно Толстым. Впервые данный вопрос затронул А.В. Чичерин в книге «Возникновение романа-эпопеи» (1958). В другой своей работе исследователь предлагает следующее определение: «Роман-эпопея – это роман, который внутренне и внешне выходит из своих рамок, в котором частная жизнь людей пропитана историей и философией истории, в котором человек представлен как живая частица своего народа. Роман-эпопея захватывает смену исторических периодов, смену поколений, он обращен к будущим судьбам народа или класса».

В.Н. Соболенко, основываясь на работах П. Бекедина, А. Чичерина, Л. Ершова, В. Пискунова дает следующее определение: «Эпопея – произведение, повествующее о жизни народа в переломные моменты истории. В романе-эпопее частная жизнь связана с историей народа, при изображении смены поколений семья приобретает социальный и исторический смысл, для романа-эпопеи не случайно изображение народа именно в роли творца истории. Задача эпопеи – показать судьбы целого народа, воссоздавая его прошлое и настоящее, проецируя будущее. Жизнь новой эпопее дают мысль народная, народно-героическое начало, восстановление эпического состояния мира».

Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «В новое время эпопеей называют наиболее сложные формы эпического повествования, в которых процесс общественной жизни отражается с наибольшей широтой и разносторонностью, ставятся проблемы общенародного значения, отражаются значительные исторические события; в связи с этими событиями определяются и судьбы героев эпопеи.

Полнота охвата различных сторон действительности в эпопее определяет сложность ее композиции, многолинейность сюжета, большое количество действующих лиц, разнообразие языковых особенностей, широкое развитие событий во времени».

Краткая литературная энциклопедия приводит следующую трактовку: «… когда в мировой литературе ведущим жанром эпоса стал роман, иногда появлялись произведения, в которых становление характера главных героев осуществлялось на широком национально-историческом фоне и в связи с решающими событиями общественной жизни. В советском литературоведении они получили название «романов-эпопей». Крупнейшее из них – «Война и мир» Л.Н. Толстого. В нем равное значение имеют и раскрытие становления характеров главных героев – Андрея, Пьера, Наташи, – и изображение грандиозных национально-исторических событий 1805-1812 гг., в которых эти герои не принимают активного – воздействующего на ход событий – участия, но в которых завершается эволюция их характеров.

Такие произведения являют собой как бы внешнее единство двух разных жанров – романического и национально-исторического, осуществленное в монументальной эпической форме».

Сам Толстой сравнивал свое произведение с великим созданием древнегреческого эпоса: «Без ложной скромности, это – как «Илиада».

Т.Л. Мотылева определяет новаторство Л.Н. Толстого как создателя романа-эпопеи и художественные открытия, сделанные им, следующим образом:

«1. Первое… это – критерий количества. Роман-эпопея, как правило, произведение значительного размера с многочисленными персонажами, с большой пространственной и временной протяженностью. Толстой раздвинул рамки романа и в этом, самом прямом смысле. И все же, несравненно важнее, и в «Войне и мире», и в типологически близких ему произведениях зарубежных писателей, не внешние параметры, а глубина тех сдвигов, значимость тех народных движений, которые отражены художником.

2. … Главное, что делает «Войну и мир» романом-эпопеей и что было плодотворно воспринято многими писателями XX века, это именно «мысль народная». И притом – в разных аспектах: мысль о народе , утверждение его роли в истории, его судьба, будущность, как проблема, стоящая перед автором и центральными персонажами, – и мысль самого народа , его точка зрения на вещи, разделяемая автором, определяющая его способ видения.

В «Войне и мире» народная масса – не основной предмет изображения (не забудем, центральные персонажи – «князья и графы»!), но именно она, эта масса, направляет и развитие действия, и внутреннее развитие героев. Толстой как автор «Войны и мира» ввел судьбы главных своих персонажей в широкий поток народной, национальной жизни, – и его примеру в литературе нашего века последовали многие другие.

3. В «Войне и мире», как и в «Илиаде», центр действия – всенародная война. Подъем сил нации, их сплочение во имя общей задачи создает атмосферу героики, придает повествованию особый поэтический тон.

Существенно при этом, что в романе-эпопее возникает новое качество историзма.

4. Отсюда – то особое, новое значение, которое приобретает в романе-эпопее психологический анализ… Роман-эпопея приносит с собой повышенное развитие личностного начала. Он не поднимает человека и не растворяет человека в массе, а соотносит его с движением масс. В романе-эпопее душевная жизнь человека приобретает новые измерения оттого, что он включен в события общенародного масштаба, должен уяснить, найти свою роль и место в этих событиях, определить свое отношение к ним.

Многомерность психологического анализа… в «Войне и мире» сказывается особенно отчетливо – именно потому, что там отношение человека к миру в самом широком смысле, к миру природы и «миру» людскому, социальной среде, семье, обществу, государству, – особенно богаты и многообразны.

5. С этим связана и интеллектуальная, проблемная природа романа-эпопеи, столь заметно отличающая этот жанр от эпопеи гомеровского типа. Движущаяся картина исторических событий включает в себя осмысление событий, философскую и нравственную их интерпретацию – и от лица автора, и от лица персонажей, духовно близких автору».

Список использованной литературы

    Большая советская энциклопедия. – 1957. – Т.49.

    Бочаров С.Г. Мир в «Войне и мире» // Толстой в наше время. – М.: Наука, 1978.

    Бражник Н.И. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1959.

    Гулин А.В. На Поклонной горе. Наполеон и Москва в романе «Война и мир» // Литература в школе. – 2002. – №9.

    Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

    Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. – М.: Изд-во АН СССР, 1954.

    Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975.

    Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978.

    Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. – М.: Советский писатель, 1957.

    Мотылева Т.Л. Эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» и ее мировое значение // Литература в школе. – 1953. – №4.

    Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

    Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986.

    Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех частях. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.

    Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983.

    Чичерин А.В. Идеи и стиль. – М.: Советский писатель, 1968.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.– С.7. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – с.53. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.96. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.59. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983. – С.61. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи: Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова. – М.: Художественная литература, 1986. – С.9. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С.926. Цит. по кн.: Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: Просвещение, 1987. – С.3. Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. – М.: Советский писатель, 1978. – С.400-405.

Писатели создают свои произведения в различных жанрах. Некоторые литературные формы, например эпос, драма и лирика, использовались еще античными авторами. Другие появились значительно позднее. Лев Толстой, совместив в своей великой книге несколько направлений, создал новый «Война и мир» - роман-эпопея. Этот жанр представляет собой сочетание элементов семейно-бытового, философского, Такое жанровое смешение было впервые использовано русским классиком.

Семейно-бытовая тема

В своем великом произведении Толстой изображает судьбы нескольких поколений представителей дворянства. И хотя жизнь этих людей неразрывно связана с в книге прослеживаются явные черты такого литературного направления, как семейно-бытовой жанр. «Война и мир» - произведение, в сюжете которого существенную роль играет тема семьи. Этой теме писатель посвящал и другие произведения. Но образ «идеальной семьи» вырисовывается лишь в конце романа-эпопеи.

Историзм

В книге Льва Толстого описываются исторические события и личности, что указывает на определенный жанр. «Война и мир» - историческое произведение. Легендарные персонажи в романе Толстого - Кутузов и Наполеон. Хотя следует сказать, что отношение к истории у русского классика было своеобразным. Он полагал, что даже от самых видных личностей в истории ничего не зависит. Они - лишь яркие образы. Исторические события имеют стихийный характер и не могут зависеть от воли даже самых деятельных и талантливых людей.

Изображение битв и сражений

Батальные сцены в произведении говорят о том, что это военный жанр. «Война и мир» - роман, значительная часть которого была посвящена войне, которую сам автор называл «кровавой бойней, противной человеческой сущности». Из этих рассуждений рождался иной аспект гениального произведения, благодаря которому роман стал отражением философских взглядов автора.

Философские идеи

Одной из самых патриотических книг русской литературы является «Война и мир». Литературный жанр этого произведения - это, прежде всего, философский роман. Автор критикует официальную церковь, передавая свои идеи в мыслях главных героев.

На вопросы, которые волновали Пьера Безухова, он не дает мгновенных ответов. На поиски уходят годы и множество совершенных ошибок главного героя. Но этот персонаж не лишен нравственного начала, что и помогает ему найти себя и обрести душевную гармонию. Высшей задачей человека является существование без лишней суеты, близость к народу - к этому убеждению Пьер приходит уже в конце произведения.

Возвращаясь к вопросу о неспособности человека вершить судьбы народов и влиять на ход событий, Толстой утверждает, что тот, кто стремится замедлять или ускорять исторический процесс, выглядит смешно и наивно. Жанр «Войны и мира» Толстого определить непросто. Это роман-эпопея, насыщенный философскими суждениями автора, которые заставляют спустя много лет перечитывать произведение не только на его родине, но и за ее пределами.

Социально-психологический роман

Этот жанр отличается от других психологическим изображением героев в сложных жизненных ситуациях, многолинейностью сюжета и большим объемом. Каков жанр произведения «Война и мир»? Этот вопрос не заслуживает однозначного ответа. Гениальная книга Толстого весьма многогранна и чрезвычайно сложна. Но черты социально-психологического романа, наряду с особенностями других жанров, в ней присутствуют.

Проблемы общества и вопросы о его устройстве волновали Льва Толстого. Отношения дворян к крестьянам рассматривает автор романа с вполне реалистической точки зрения. Его взгляды в этом отношении также неоднозначны. Но немалое значение для писателя представлял и внутренний мир отдельного человека. С помощью изображения внешнего облика персонажа автор передавал его душевный мир. Дружелюбные глаза Безухова ассоциируются с его мягкостью и добротой. Элен Курагина - обладательница «победительно действующей красоты». Но красота эта мертвая и неестественная, поскольку отсутствует внутреннее содержание в этой героине.

Жанр великого произведения «Война и мир» - роман-эпопея. Однако в силу масштабности событий и глобальности проблем, эта книга является неповторимой в жанровом отношении.

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.