Этапы развития человека. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории Историческое развитие человека

Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

1. Первобытную эпоху;

2. Историю Древнего мира;

3. История Cpeдних веков;

4. Новое время (Новая история);)

5. Новейшее время Новейшая история).

Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. - начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности). Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

ІІ-й период (середина ХI - конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

ІІІ-й период (XV - середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя. Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство. Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах. Обострение борьбы за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира. С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи

Эволюционная теория Чарльза Дарвина рассказывает нам о том, когда появился человек на Земле. Данная точка зрения считается общепринятой среди научных исследователей. Ранее люди не могли точно сказать, кто создал человека. Тысячелетиями считалось, что человечество – дело рук богов, однако на вопрос, кто создал человека, отвечает – эволюция.

Вконтакте

Первые представители

Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя людского социума. Некоторые исследователи считают, что первым человеком был австралопитек. Многие критикуют подобные предположения, так как он действительно больше схож с низшим классом приматов. Следующей вехой развития после австралопитека стал homo habilis или «человек умелый».

Он ходил на двух ногах, имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло приблизительно 2,6 млн. лет назад.

Внимание! Первые представители нашего вида на Земле были сравнительно невысокого роста. Если сейчас средний рост среднестатистического человека составляет порядка 1,7 метра, то человек умелый был не выше 1,2 метра.

Место проживания

Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.

Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.

Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.

Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.

В 1960 году уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.

Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой , которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.

Процесс эволюции

Мы узнали, откуда появился человек и как назывался самый первый человек на земле, однако на этом эволюция нашего вида не остановилась – предстояли еще более удивительные изменения.

Homo ergaster

Приблизительно 1,8 млн. лет назад homo habilis эволюционировал в человека работающего, то есть – homo ergaster. Размер мозга данного вида значительно превышает homo habilis. Ученые считают, что именно homo ergaster обрели возможность пользоваться разговорной речью.

Возле скелетов homo ergaster археологи нашли следы первых кострищ. Следовательно, именно данный вид впервые начал добывать огонь. Кроме того, человек работающий изобрел рубило.

Homo ergaster стали чаще охотится на животных, а до этого момента первые люди на Земле были скорее собирателями и падальщиками. Достаточно высокий уровень интеллекта позволил им собираться в группы, которые стали отправляться на охоту – это значительно повысило шансы выживания и на успешный финал.

Homo erectus

Еще предыдущий вид человека начал колонизировать планету. С территории Африки первые люди на Земле отправились на территории Западной Европы и Азии. Именно на Далеком Востоке были найдены останки следующего этапа развития человеческой расы – homo erectus или человека прямоходящего.

На этом этапе развития человечества типичный его представитель имел рост в среднем 1,4 м. Homo erectus уже не сутулились, похода была прямой. По-прежнему использовались каменные орудия труда . Люди собирали корешки и растения, охотились на среднюю и небольшую дичь.

Поскольку человек в древнее время не мог защитить себя в одиночку, эректусы стали сбиваться в достаточно большие праобщины, которые насчитывали несколько десятков человек. Эректусы также впервые стали готовить мясо на костре. На данном этапе развития в период голода человек прибегал к каннибализму.

Между эректусами впервые появились зачатки отношений, напоминающие постоянную семейную пару, однако преимуществом пользовались беспорядочные половые связи. Археологические находки также подтвердили, что эректусы ухаживали за раненными соплеменниками и понимали лечебные свойства трав.

Важно! Возможно, уже тогда появились люди, которые назывались шаманами или знахарями.

Развитие мышления

Долгое время считалось, что человек разумный был предком неандертальца.

Однако исследования ХХ века доказали, что неандерталец был тупиковой веткой развития на территории Западной Европы, а homo sapiens пришел из Африки. Более того – именно он истребил и ассимилировал неандертальцев.

Археологи установили, что первые люди с зачатками разума появились приблизительно 350-250 тыс. лет назад.

Изначально homo sapiens были кочевниками и собирателями, и лишь 15 тыс. лет назад начали:

  • осваивать сельское хозяйство,
  • изготавливать орудия труда из кости,
  • строить постоянные жилища,
  • основывать небольшие постоянные поселения,
  • шить одежду,
  • рисовать на стенах пещер.

10 тысяч лет назад люди общались при помощи речи, а жесты и мимика ушли на второй план.

На этом этапе развития люди впервые стали создавать семьи и заключать браки. Развитие сельского хозяйства позволило сохранять часть продукции, благодаря чему стало возможно появление классов, власти и возможности выживать в неблагоприятные времена.

Homo sapiens одомашнили животных, что дало толчок развитию скотоводства. Это также облегчило процесс добывания пищи – не нужно было тратить огромное количество времени и сил на охоту. Тогда же возникает и торговля между племенами: одни предлагали шкуры, а другие — красивые ракушки или рыбу.

10 тыс. лет назад homo sapiens начал строить города, изобрел первые языки и построил цивилизации на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Латинской Америки.

Мы проследили как развивался человек на протяжении всего периода эволюции, где появились первые люди 2,5 млн. лет назад, как шел эволюционный процесс, продолжающийся по сей день.

Современные научные достижения опровергли теорию о божественном происхождении человека и закрепили позиции Дарвинизма. Люди, прежде, чем стать такими, как сейчас, прошли долгий путь эволюции – от обезьяноподобного существа до современного человека информационной эпохи.

В какой период появились первые люди

Этапы развития человека разумного на Земле

Вывод

Первый человек появился на Африканском континенте, его родиной стала территория современной Танзании. Археологи называют данный регион Афарским треугольником или «колыбелью человечества». Из Африки небольшие племена людей стали расселяться по всей планете, покорив Европу, Азию, а затем Австралию и Америку.

В свое время знаменитый писатель античности Овидий сказал: “Тем, что мы были и что мы сегодня, завтра не будем уже”. Стремительное развитие технического прогресса, которое произошло благодаря склонности человека излагать, воплощать свои мысли в реальной жизни, – прямое тому доказательство. Время идет, мир меняется, а вместе с ним человеческое познание окружающей среды, собственных ресурсов становится глубже.

Основные этапы развития человечества определяются: наукой, психологами, теоретиками мировых религий. Чем-то они отличаются, многим совпадают, но человек – это отдельная структура, которая не может подстроиться под уставленные стандарты, ведь его цель – беспрерывное познание, усовершенствование.

Развитие человека как предмет исследований науки

На сегодняшний день, существует много теорий об возникновении, развитии человеческого рода. Наука твердит, что современные представители всех народностей произошли от обезьян. Со стадии примата люди продвинулись до современного уровня развития. Произошло так, потому что вначале возникла необходимость обустроить свою жизнь так, чтобы было, что поесть, чем согреться, где жить – это были цели, достижение которых людям удалось. Со временем они осознали что этого мало, можно придумать что-то лучше, а если это удастся, жизнь станет еще легче, комфортнее.

Только после создания определенных, соответствующих потребностям людей условий жизни они начали думать об взаимоотношениях, духовном развитии. Для такого прогресса потребовались не сотни и даже не тысячи лет. Поиски себя, умение создавать отношения в социуме, правильно делать свою работу, излагать мысли – это то что создало людей, которых все привыкли видеть ежедневно. И слова: “Труд сделал из обезьяны человека” нашли свое применение в 21 веке. Современный человек не собирается останавливаться на достигнутом, ведь движение вперед – это то что дает стимул жить, трудится, радоваться каждому новому дню.

Период жизни человека от А до Я – постепенное познание мира

Современные психологи, представители разных научных групп разделили этапы развития человека на конкретные временные отрезки. Эти периоды можно структурировать следующим образом:

  • Возраст младенца;
  • Период осознания своего “Я”;
  • Дошкольный возраст;
  • Период школьника;
  • Этап подростка;
  • Временной отрезок юности;
  • Полное взросление во всех смыслах;
  • Зрелый возраст или период мудрости.

Возраст младенца – первый этап развития человеческой личности. Маленький ребенок не осознает своей личности, не представляет себе жизни без других людей – особенно матери. Длится он мало – пока маленький человек не сделает самостоятельно хотя бы один шаг.

Период осознания своего “Я” – этап, на котором человек осознает, что он может делать то, что ему нужно, самостоятельно, является личностью, у которой свои запросы. Если его требования не удовлетворяются, он сделает это самостоятельно, будет твердо настаивать на своем. Данный период предполагает частичное знакомство с миром, формирование основных принципов восприятия жизни ребенком.

Дошкольный возраст – этап развития личности, который очень сильно зависит от влияния внешнего мира – в основном людей, которые окружают ребенка каждый день. Здесь родители должны осознавать всю важность своего воздействия на ребенка. Необходимо подметить его таланты, склонности, желания, дать возможности полноценно развиваться, научить правилам нахождения в социальной среде. Это период, который выступает в роли подготовительного процесса. По его окончании жизнь личности становится частично самостоятельной, маленький человек должен научиться нести ответственности за свои поступки, делать все старательно, общаться на равных со сверстниками, находить общий язык со взрослыми людьми.


Период школьника
– прекрасное время, которое дает возможность получить основные жизненные знания, стать ориентиром в будущей жизни, помочь определиться с видом деятельности, нравственными устоями. На данном этапе интенсивно развиваются умственные способности, ведь еще А.П. Чехов, в свое время, подметил: “Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь” – что говорит о том, что временной период, проведенный в школе, важен. Базовые школьные знания дают путевку в жизнь, осознание своего любимого занятия, выявления, что у человека лучше всего получается.

Этап подростка – это период, который постепенно переносит человека из школьной жизни в прекрасное время юности. Это сложный возраст, который требует повышенного внимания со стороны взрослых людей, терпения, понимания. Человек стоит на грани выбора между добром и злом, должен приблизительно определиться с видом деятельности, которому хочет посвятить свою жизнь.

Временной отрезок юности – короткий этап жизни, который дет возможность насладиться прелестями этого мира, полной мерой подготовиться ко взрослой жизни, созданию семьи. В это время люди влюбляются, учатся любимому виду деятельности, познают возможности мира.

Полное взросление личности во всех смыслах – самый длительный период человеческой жизни. На его протяжении человек строит свою личную жизнь, взаимоотношения на работе. Человек старается воспитать собственных детей в правильном русле, отрегулировать свои семейные отношения, стать для окружающих авторитетом, узнать глубже основные принципы жизни.

Зрелый возраст или период мудрости – пора, когда большая часть жизни уже позади. Благодаря многолетней практике в плане работы, воспитания, личностного роста человек может научить чего-то молодое поколение, но не забывать в дальнейшем активно развиваться. На данном этапе видны все ошибки молодости, делаются определенные выводы.

Жизненный путь человека – совмещение этапов физического и духовного развития

Этапы человеческого становления в физическом плане важные, но не основные. Каждый стремится к духовному усовершенствованию, развитию мощных умственных возможностей. Когда-то были сказаны очень умные слова: “ Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” и они справедливы, ведь без человеческого ресурса техническое развитие не имеет никакой ценности. Кстати, можно высвободить у себя значительный ресурс, избавившись от ментального груза проблем. Достаточно быстро и качественно это позволяет сделать вот эта система .

Если человек не развивается духовно, он не способен ни понять, ни поддержать как себя, так и другого; становится затруднительно адекватно оценить ситуацию, разобраться в ней. Основные закономерности Вселенной – чтобы что-то взять необходимо отдать. Тратя свое время на самоусовершенствование, человек приобретает разум, становится авторитетом в глазах других, способен найти адекватный выход из любой ситуации. Процесс познания себя, окружающего мира дает человеку следующие привилегии:

  • Возможность самостоятельно управлять своей судьбой, корректировать ее сюрпризы;
  • Программирование собственного организма на позитивный настрой, что дает возможность из любой ситуации выбраться правильно;
  • Шанс достигнуть высот в плане карьеры, стать примером в семье;
  • Духовная гармония внутри себя, полное взаимодействие с окружающим миром.

Вы можете избавиться от многих проблем и ускорить процесс саморазвития благодаря специальной системе (ознакомьтесь). Такая практика необходима на протяжении длительного времени, путь духовного познания достаточно тяжелый, трудоемкий, но интересный и полезный. В процессе тяжелого духовного и умственного труда достигается определенный уровень понимания Вселенной, в жизни начинается новый этап, когда человек может стать примером для других. Развитие такого уровня приближает каждого, кто его практиковал долгие годы, к совершенству, он умеет по-другому смотреть на жизнь, решать свои проблемы, какими сложными бы они ни были, уравновешенно и спокойно.

Человек, знающий, что где-то есть высшая сила, которая заботится о нем, защищает, ведет жизненным путем, чувствует себя уверенным, способным покорить любые вершины. На основных этапах развития сознания и физических показателей природа дала человеку физическую силу, но не освободила от эмоциональной зависимости, чем и можно объяснить потребность в поддержке, сопровождении. Людей, которые не поддаются влиянию эмоциональных волн, найти практически невозможно. Но процесс развития движется вперед, возможно, скоро человек будет совершенно самостоятельным во всех смыслах. Пока этого не случилось, в социуме предполагается полное взаимное действие между людьми, которые могут быть полезными друг другу.

Развитие человека, по мнению психологов и ученых, не закончится до тех пор, пока он жив. То же самое касается целых стран, отдельных народов. Человеческая сила и ум будут стремиться вперед пока будет существовать жизнь на планете Земля. Многие говорят о том, что возможности человеческого мозга безграничны. Это теория, которая проверяется годами и еще длительное время будет в статусе теоремы. Насколько долго и прогрессивно может развиваться человечество, покажет время.

На написание данной статьи меня подтолкнула моя предыдущая публикация о казусе самозакрепощения . Там мной была затронута тема формаций, которую я хочу рассмотреть более подробно.

Это может показаться скучным, особенно после нудного заучивания сухих фактов на уроках истории в школе или институте, но, по-моему, это очень увлекательно и захватывающе. Очень интересно понимать общество, в котором мы все живём. Представляя себе общие для человечества этапы и законы социальной эволюции, можно лучше понять наше прошлое, а самое интересное - попытаться экстраполировать их на будущее и сделать предположение о том, что всех нас ждёт впереди.

Формационный подход

Источник изображения: www.fotosimagenes.org Или подход общественно-экономических формаций был разработан Карлом Марксом и, в последствии, развивался Фридрихом Энгельсом, но потом, к сожалению, у него была трудная история и сейчас, как и всё учение Маркса, формационный подход, мягко говоря, не пользуется популярностью. Надеюсь, данное упущение будет исправлено научным сообществом.

Критерием в данном подходе является общественно-экономическая формация - ступень социальной эволюции, которая характеризуется определённым для данной формации способом производства и соответствующими ему производственно-экономические отношениями.
Например, феодализм, как общественно-экономическая формация характеризуется феодальным способом производства: аграрная экономика, преобладание сельского населения, отсутствие или зачатки промышленных отраслей. Феодальный способ производства соответствует феодальным производственно-экономическим отношениям: господствующий класс (землевладельцы) путём внеэкономического принуждения получал с крестьян (эксплуатируемого класса) ренту.

Ниже я выделил основные черты и особенности всех формаций.

Первобытно-общинный строй

Также имеет названия: доаграрное, охотничье-собирательское общество или общество первобытного коммунизма.

  • Характерные черты:
    • присваивающий (непроизводящий) принцип производства;
    • отсутствие государства, классов и частной собственности;
    • равное положение членов общины по отношению к средствам производства.
  • Качественные изменения: выход человека из царства животных.
  • Основной принцип производства: охотничье-собирательский.
  • Классовый состав: отсутствует.
  • Государство: отсутствует, иерархия основывалась на возрастной и половой дифференциации.
  • Религия: примитивные верования: анимизм, шаманизм, тотемизм.
  • Культура: так как в эту эпоху отсутствовала письменность, сложно сказать что-то конкретное.

Открытие земледелия и скотоводства позволило первобытным людям начать производить прибавочный продукт, что повлекло за собой имущественное расслоение общества, выделение богатых и рядовых членов общины, родовой знати. Также благодаря земледелию и скотоводству стал происходить рост населения, укрупнение родовых общин в племена и вождества. Военно-пленных и наиболее бедных членов общины начинают использовать как даровую трудовую силу, происходит деление общества на классы.

Общественный продукт - это совокупность материальных благ, созданных во всех отраслях материального производства (средств производства и предметов потребления).

Необходимый продукт - часть общественного продукта, необходимая для нормального, с точки зрения текущих социально-экономических условий, воспроизводства физических и духовных способностей работника и членов его семьи.

Прибавочный продукт - часть общественного продукта, производимого сверх необходимого продукта.

Рабовладельческий строй

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство;
    • раб не имеет собственности на средства производства: ни на землю, ни на орудия труда, ни на скот;
    • раб полностью бесправен в обществе (раб - объект, а не субъект права);
    • низкий уровень развития техники - незаинтересованность рабов в развитии и росте производства и бесплатность труда рабов для хозяина;
  • Качественные изменения: переход от присваивающей к производящей экономике, появление классового общества, появление государства.
  • Господствующий класс: рабовладельцы.
  • Эксплуатируемый класс: рабы.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: формы государства сильно разнятся в зависимости от плотности населения, рельефа местности и культурных различий: от греческой демократии до азиатских имерий с обширным бюрократическим аппаратом и сильным централизованным государством.
  • Религия: развитие примитивных верований в политеизм, а также при некоторых условиях появление монотеистических верований: культ Атона в Египте, Яхве в иудее.
  • Культура: зарождение светского мировоззрения в виде различных философских учений: натурфилософия, платонизм на западе; даосизм, конфуцианство на востоке.

Рабовладельческие производственные отношения, положив начало разделению труда, дав толчок развитию производственных сил, становились экономически невыгодными. Раб и результаты его труда являлись полной собственностью единоличного или коллективного владельца (общины, храма, государства), таким образом, экономическая заинтересованность раба в его деятельности фактически отсутствовала. Это стало причиной эволюции рабовладельческого строя в феодальный, путём постепенного увеличения самостоятельности рабов, например, колонат в Римской империи.

Производительные силы (нем. Produktivkräfte) - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Не все народы проходили через рабовладельческий строй. Появившись на арене истории в близости от обществ, перешедших на более высокую ступень социального развития, некоторые народы под их влиянием миновали предыдущие общественно-экономической формации. Например, славянские и германские племена завершили формирование классового общества возникновением феодального строя.

Феодализм

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство, мелкое индивидуальное производство;
    • монополия господствующего класса феодалов на основное средство производства - землю;
    • собственность на землю была неразрывно связана с господством над производящим классом крестьян;
    • в отличие от рабовладельческого строя, крестьянин имел собственное хозяйство, юридически принадлежащее феодалу, но фактически передававшееся по наследству в семье крестьянина;
    • крестьянин являлся собственником орудий труда, недвижимости и скота;
    • феодал из-за своего «права» на землю безвозмездно взимал с крестьян земельную ренту (барщина, оброк).
  • Качественные изменения: утвердившаяся при феодализме хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба) открывала возможность для увеличения производительности труда; отделение ремёсел от земледелия вело к углублению разделения труда и возникновению юридического признания собственности ремесленника на средства производства (мастерская, орудия труда) и произведённую им продукцию.
  • Господствующий класс: феодалы.
  • Эксплуатируемый класс: крестьяне.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: на ранних этапах феодализма происходило углубление имущественного расслоения общества; появление аристократии, сословий (социальных групп, члены которых отличаются по своему правовому положению), централизация государства. Основным типом государства становится сословная монархия.
    На поздних этапах феодализма формой политического господства феодального класса становилась абсолютная монархия (абсолютизм, самодержавие).
  • Религия: распространение феодализма и его ранние этапы сопровождались распространением христианства, которое идеологически легитимизировало феодальную структуру и иерархию общества. На этапе появления новых капиталистических отношений и классов в обществе и разложения феодализма в религиозной сфере произошли радикальные изменения - Реформация - изменения в религии, которые отвечали интересам зарождавшегося класса капиталистов (см. например, протестанская трудовая этика).
  • Культура: развитие производственных сил при феодализме привело и к развитию духовной жизни. Эпоха Возрождения , характеризующаяся своим светским характером, гуманистическим мировоззрением, появлением науки, основанной на опытном знании, возвращением к античной культуре, являла собой выступление против феодализма и освобождение духовной жизни от религиозного влияния.

Поздний феодализм вылился в два совершенно разных пути своего развития. В странах Западной Европы с рано зародившимися товарно-денежными отношениями нарастание внутренних противоречий общества привело к буржуазным революциям XVI-XVIII веков, сменившим феодальную формацию капиталиcтической, как более соответствующей уровню развития производственных сил.

В части же стран Центральной и Восточной Европы процесс становления капиталистических отношений замедлился вследствие феодальной реакции, которая заключалась в установлении диктатуры дворянства, сильной централизации государства и введению суровых форм крепостничества с зачатками товарно-денежных отношений. Как следствие, барская запашка принимала характер крупного предпринимательского хозяйства, а эксплуатация крестьян носила рабовладельческий характер (некоторые историки считают это следствием увеличения спроса на хлеб со стороны стран Западной Европы, где в это время устанавливались капиталистические отношения). Поздний феодализм принял затяжной характер и завершился в некоторых странах только во второй половине XIX века.

Схожие процессы происходили в странах Азии, но там они были усугублены вмешательством стран Западной Европы, особенно в Китае и Индии.

Капитализм

  • Характерные черты и качественные изменения:
    • промышленный принцип производства;
    • господство товарно-денежных отношений и глубокое разделение труда;
    • частная собственность на средства производства;
    • переход от внеэкономического принуждения к экономическому - наёмный труд стал продаваемым товаром;
    • стремительное развитие техники и машинного производства.
  • Господствующий класс: буржуазия.
  • Эксплуатируемый класс: рабочие.
  • Метод эксплуатации: экономический.
  • Государство: ограниченная и формальная демократия.
  • Религия: во многих странах произошло отделение церкви от государства и провозглашение светского общества, хотя процент верующих все ещё достаточно высок.
  • Культура: рост слоя интеллигенции, фантастические научные достижения, научно-техническая и информационная революции дали дали человечеству огромные возможности, но оно пока не спешит их использовать в полной мере.

Пройдя через этап острой конкуренции в XIX веке и этап передела рынков сбыта в первой половине XX века (две мировые войны), сейчас капитализм находится в государственно-монополистической стадии, которая характеризуется тем, что верхушка бюрократического аппарата срослась с владельцами крупных капиталистических монополий, финансовой олигархией, что сильно укрепило позиции капитализма.

Заключение

Источниками идей Маркса были работы классической английской школы политической экономии (Адам Смит), немецкой классической философии (Гегель) и французских утопических социалистов (Сен-Симон). Таким образом, основываясь на идеях передовых мыслителей своего времени, он их развивает в духе гуманизма эпохи Возрождения, стремясь найти ответ на проблему социальных противоречий общества, которые его преследуют со времён выхода из животного царства.

Рассмотрев эволюцию человеческого общества от доисторических времён до XIX века, Карл Маркс попробовал экстраполировать собранные им данные на будущее развития человечества, и описать основные черты будущей формации.

Поскольку попытка описания будущей формации - это непростая и довольно объёмная тема, наряду с такими как анализ формаций в России и СССР (к социализму и коммунизму по сути никакого отношения не имеющих), а также текущей стадии развития капитализма, я рассмотрю их в своих будущих публикациях.