Сколько платит малахов за участие в программе. Сколько зарабатывает ведущий ток шоу – Анализируем. От «Большой стирки» до «Пусть говорят»

Сколько платят за участие в массовке
«Модный приговор» (1 канал) - 350 рублей за 9 часов
«Малахов +» (1 канал) - 350 рублей за 10 часов
«Пусть говорят» (1 канал) - 250-350 рублей за съемку
«Две звезды» (1 канал) - 200 рублей за 5 часов
«Самый умный» с Тиной Канделаки, «Детские шалости» с Глюкозой (СТС) - 300 рублей за 12-13 часов
Comedy Club (ТНТ) - 100 рублей за съемку (1,5 часа)
«Слава богу, ты пришел» (СТС) - от 300 до 500 рублей за 10-13 часов

Сколько платят героям ток-шоу
«Суд присяжных» (НТВ), «Федеральный судья» (1 канал) - свидетель (2 500 - 3 500 рублей), главная роль (4 000 - 5 000 рублей)
«Суд идет» (Россия) - свидетель (1 500-2 500 рублей), главная роль ($100)
«Судебные страсти» (ДТВ) - от 900 до 1 200 рублей
«Час суда с Павлом Астаховым» (РЕН-ТВ) - 1 200 рублей за 20 минут

Кризис заставляет москвичей искать источники доходов, и некоторые из них находят их под софитами. Эксперты утверждают, что спрос на участие в массовке телевизионных ток-шоу заметно возрос. DAILYONLINE пообщался с теми, кто продает аплодисменты и смех, и с теми, кто их покупает. День на съемках программы «Слава Богу, ты пришел!» убедил DAILYONLINE в том, что мир «шоу-биза» ограничивается маленькой душной студией, а гонорары чаще всего покрывают лишь затраты на транспорт. Чтобы такое занятие приносило реальный доход, придется пожертвовать репутацией.

«Когда узнают, что за это еще и деньги платят, записываются на съемку с двойным энтузиазмом»
Для того, чтобы попасть на голубой экран, достаточно позвонить по телефону, указанному в эфире, или набрать соответствующий запрос в интернете. Зрителей для съемок телепрограмм вербуют штатные сотрудники телеканалов, специальные агентства или бригадиры «на вольных хлебах».
Впрочем, для самого «актера» неважно, каким путем он попал на съемки – на зарплате это никак не отражается.
Чем популярнее программа, тем меньше работы у ее администраторов.

Редактор по гостям ток-шоу «Малахов +» Кирилл рассказал DAILYONLINE, что в его работе «гора сама идет к Магомету».
«Программа рейтинговая, рассчитанная на определенную аудиторию – домохозяек и пенсионеров. Им же скучно постоянно дома сидеть, а тут и «Останкино» посмотрели, и себя показали, и подругам есть чем похвастаться. Они сами звонят и просятся на съемки. Когда узнают, что за это еще и деньги платят, записываются на участие в съемках с двойных энтузиазмом», - делится Кирилл.

Спрос на съемки в массовках вырос, а гонорары упали в 2-3 раза
Для другой собеседницы DAILYONLINE Ирины набор в массовку – работа неофициальная. Она свободный бригадир по найму зрителей. Чем больше человек от нее придет на съемку, тем больше она заработает. Девушка говорит, что за год у нее уже появились постоянные клиенты и любимые зрители.

По опыту Ирины, наиболее популярные программы - «Самый умный» с Тиной Канделаки и «Детские шалости» с Натальей Ионовой (Глюкоzой), поскольку мамы совмещают приятное с полезным: и детишек развлекают, и немного зарабатывают.
«Объявления о платном наборе зрителей мы размещаем на специальных сайтах, даем свой номер мобильного. После того, как информация попадает в интернет, телефон буквально не смолкает», - рассказывает Ирина.
По ее словам, с началом кризиса интересующихся таким видом заработка стало в разы больше, а вот на участие в съемках соглашаются далеко не все, зрителей даже поубавилось.
«С января большинство телеканалов урезало оплату статистам в 2-3 раза, поэтому звонят, расспрашивают, а узнав о гонораре, вешают трубку», - объясняет Ирина. Она утверждает, что также кризис перетасовал состав зрителей телепрограмм.
«Те, кто раньше ходил постоянно, теперь протестуют против мизерной оплаты, которой едва хватает на проезд. Зато появились «свежие» лица – те, кого уволили с работы. Правда, придут один-два раза и больше не появляются. Они-то думаю, что такой заработок – одно удовольствие, а на самом деле – это тяжкий труд», - говорит Ирина.

«Вам тут не шуточки шутить, вам за это деньги платят!»
DAILYONLINE испытал на себе, что значит быть статистом. Испытание проходило на съемках шоу «Слава Богу, ты пришел!»
Это в телеверсии все шоу укладывается в 40-50 минут. На деле же съемки одной программы длятся от трех часов и более.
Юмористическая импровизация нуждается в тщательной подготовке: поставить декорации, настроить звук, обучить зрителей аплодировать и смеяться в нужный момент. На освоение искусства грамотных оваций отводится как минимум полчаса. Хлопки восторга должны быть эмоциональными, четкими и громкими. Но недолгими, чтобы не затягивать момент и дать герою возможность в тишине отпустить новую шутку.
Съемки проходят в небольшом душном помещении, зрителей рассаживает продюсер.

В центре зала сидит «председатель жюри», на него чаще всего будет обращен объектив камеры, поэтому рядом располагают самых красивых и фотогеничных зрительниц.

Остальные участники массовки рассаживаются произвольно. Самое выгодное место - в центральной части зала. Для тех, кто сидит по бокам, многие моменты шоу будут вне поля зрения, поскольку сцена разделена на 3 отдельных комнаты.
Видишь-не видишь, а улыбаться все равно надо - ведь телеоператор тоже отрабатывает свою зарплату.

Когда зрителей рассадили и подготовили, а декорации еще не смонтировали, продюсеру пришлось самому выступать в роли юмориста и веселить публику.
Начала шоу ждали более часа.
Звучит музыкальная заставка программы. На сцену выходит ведущий Михаил Шац – зал смолкает, напрягая слух в ожидании шутки. У Шаца не работает микрофон, он вновь уходит за кулисы. Звук настраивают еще полчаса.
Наконец и Шац выходит, и микрофон работает, и шутка звучит - все смеются и хлопают.
Ведущий представляет участников. Все снова хлопают. И опять хлопают. И опять.
Спустя 10 минут начинают гореть ладони и закладывает уши.
Но вот участники представлены - съемки первой сцены закончены. Впереди - еще полчаса подготовки к следующему эпизоду. Нужно оформить сцену для импровизации, переодеть участника в соответствующий его сценарию костюм.

Одна дама преклонного возраста в перерывах грозно ругает тех, кто, по ее мнению, хлопал и улыбался недостаточно искренне: «Вам тут не шуточки шутить, вам за это деньги платят!».
Оказывается, она одна из многочисленных администраторов шоу. На вопрос, почему она так нелюбезна, отрезает: «Посиди здесь как я сутками, всех возненавидишь».

«Выдержанным и терпеливым платят от 300 рублей»
В одной программе - 5 сцен. Между ними - затяжные перерывы. Передачи готовят оптом - по три за сутки. Можно остаться всего на одну, но гонорар при этом совсем копеечный. А выдержанным и терпеливым платят от 300 рублей.
Начинаются съемки в 13.00, закончиться по идее должны не позже полуночи, но регламент соблюдается далеко не всегда.
Постоянная зрительница шоу жалуется: «Цены снизили, а держат до ночи, часто уезжаю на такси, поскольку это спальный район (около м. Профсоюзная), машина обходится недешево. В итоге, дай Бог, 100 рублей за сутки заработаю. А что делать – мне сейчас каждая «десятка» важна».
О том, что они здесь на работе, массовке напоминают неоднократно. Юная девушка-администратор бегает между рядами и предупреждает: кто до конца не досидит – не получит ни копейки. Впрочем, несмотря на ее угрозы, с приходом сумерек зал начинает пустеть…

Стоит заметить, что в целом атмосфера на подобных мероприятих весьма дружелюбная – звезды перед народом не «звездят», продюсеры в перерывах выворачиваются наизнанку перед залом, чтобы не разбежались. Но в духоте, без еды и с вымученной улыбкой на лице провести сутки - удовольствие сомнительное.
«Сначала было очень смешно, радостно, шоу-бизнес, - рассказывает завсегдатай съемок Вдадимир. - Однако, со временем даже самые лучшие шутки теряют свою остроту, когда сидишь тут 10-й час и жутко хочется есть и спать, а вовсе не смеяться».

Ради реальных заработков стоит забыть о добропорядочном имидже
Те, кто посещают съемки уже давно, знают, что на массовках много не заработаешь, надо выходить из тени на передний план.
Сергей работает водителем в телецентре «Останкино». Говорит, устроился специально, чтобы иметь пропуск в святую святых отечественного телевидения. На основной работе он получает 12 000 рублей, однако это – лишь треть его личного бюджета. Остальное приходится на съемки в программах.

Начинал он с массовки, но сейчас такие мелочи его уже не интересует. Он главный герой постановочных телешоу. За год таких подработок Сергей уже примерил образ убийцы, вора, сексуально озабоченного школьного учителя, брошенного мужа и еще десятки масок.
«Самая отвратительная роль - эта роль трупа для криминальной программы, я потом всю ночь глаз не мог сомкнуть. Мурашки по коже бегали», - признается статист.
Его узнают в лицо продюсеры ток-шоу практически всех центральных каналов, некоторое уважают за готовность пожертвовать репутацией ради актерства.
Многие, наоборот, уже не берут трубку - лицо на экране чересчур засветилось.
«Приходится надевать парик, усы, гримироваться», - признается водитель-актер.
Больше всего Сергею запомнилось 2 конфуза. Однажды его на улице узнала старушка, которая посмотрела криминальную программу. Пенсионерка буквально накинулась на него и собиралась скрутить «преступника», чтобы «отвести гада в милицию».
Бабушке долго пришлось объяснять, что не всему, что показывают по телевизору, можно верить.

Второй неприятный инцидент связан с тем, что по конкурирующим телеканалам в одно и то же время вещалась опять-таки криминальная программа, и в обеих он – на первых ролях. Продюсеры программ за такие несостыковки поплатились премией, и Сергею теперь в съемках отказывают. Но его это не очень расстраивает – телешоу сейчас достаточно.
«За час съемки я получают 1000-1500 рублей, иногда даже бывает по 2 съемки в день, так что кризис мне не страшен»,- рассказал «главный герой».

София Доронина, Инга Казьмина

Так, например, Дана Борисова получает за день участия в скандальном телешоу 500 тысяч рублей. Учитывая, что Дана появляется на телеэкранах не реже двух раз в месяц, набегает кругленькая сумма. С такими доходами бывшая телеведущая может нигде не работать и безбедно существовать. Сначала Дана во всех подробностях рассказала зрителям о непростых отношениях с родной матерью и об отсутствии понимания со стороны дочери Полины. Затем в центре скандала оказалась история о наркотической зависимости Борисовой. Теперь приходится идти по второму кругу. Дана опять появляется в телестудии и жалуется на бывшего мужа, который настраивает против нее ребенка и требует алименты. Теперь понятно, почему безработная звезда не распродает вещи, чтобы как-то прожить. Она прекрасно зарабатывает, бесконечно продавая свою семейную историю в ток-шоу.

SDNnet.ru

В июне 2017 года актер Алексей Панин оказался в центре громкого скандала. В сети появились шокирующие видеоролики с участием Панина, которые вызвали огромный резонанс. Продюсеры программы «Пусть говорят» тут же приняли решение пригласить его в эфир. Тема и в самом деле была очень щекотливой. Актер долгое время отказывался от участия в программе. Он обратился за советом к Андрею Малахову, который в то время был ведущим этого ток-шоу. «Я Андрюхе звоню и спрашиваю, что делать? Он говорит – проси полмиллиона», – откровенничает Панин. В итоге ему заплатили 400 тысяч рублей на съемочный день.


kp.ru

Удачно подзаработал на своих любовных похождениях Никита Джигурда. Во время развода с Мариной Анисиной он был желанным гостем на федеральных каналах и получал до 600 тысяч рублей за участие в шоу. Его бывший директор Антонина Саврасова признается: «Никита генерирует новости о своей жизни, чтобы на этом зарабатывать! Джигурда давно нигде не работает – не играет в театре, не снимается в кино. Он получает деньги на телешоу. Приходит на программу, ломает комедию и зарабатывает крупные суммы». Сейчас, когда история с разводом осталась в прошлом, Никита может согласиться и на 300 тысяч. Действительно, наступили тяжелые времена.


1tv.ru

Диана Шурыгина тоже неплохо монетизировала собственную тяжелую драму. За рассказы о пережитом насилии девушка поначалу брала 200 тыс. рублей. Есть сведения, что в настоящее время короткое интервью Шурыгиной стоит около 100 тысяч, а ее участие в серьезном обсуждении обойдется организаторам в 300-400 тысяч рублей.


24smi.org

Никак не хочет завершаться скандал вокруг Тимура Еремеева, внебрачного сына Спартака Мишулина. Казалось, что черта была подведена уже месяц назад в эфире программы «Пусть говорят». Окончательную точку в запутанной истории поставил ДНК-тест, который подтвердил прямое родство между Тимуром и Мишулиным. Дочь актера Карина вынуждена была признать родного брата, ведь экспертиза проводилась в заслуживающем доверия медицинском центре. Но прошло всего несколько недель, и Карина снова участвует в передаче, где бескомпромиссно и рьяно отрицает результаты генетической экспертизы. Ну еще бы, за такие деньги это шоу будет длиться вечно!


bimru.ru

Среди звезд, которые наиболее преуспели, распродавая оптом и в розницу свои семейные тайны, лидирует Виталина Цымбалюк-Романовская. Она столько раз посетила шоу Андрея Малахова и другие подобные программы, что уже обеспечила себя до конца жизни. Как сообщают инсайдеры, ее супруг, известный артист Армен Джигарханян, не требует платы за интервью. Но его молодая жена такой щепетильностью не отличается. Предприимчивая особа сумела сколотить неплохое состояние, находясь в браке с Джигарханяном. Но и развод продолжает приносить ей нескончаемые дивиденды. По сведениям из компетентного источника, однажды Виталина запросила за свое участие в программе миллион рублей. Как правило, Цымбалюк-Романовская получает за эфир 500 тысяч рублей. Сложно даже подсчитать, сколько раз за последние четыре месяца выходили ток-шоу, посвященные скандалу вокруг Джигарханяна и его жены. Похоже, что Виталина заработала на праздном любопытстве зрителей кругленькую сумму. Недаром Евгений Парфенов, адвокат Армена Джигарханяна, считает, что молодая супруга артиста намеренно затягивает развод: «Возможно, это делается для участия Виталины в телепередачах. Там заключаются контракты, ей выплачиваются огромные гонорары. Это пиар и бизнес. Я вижу, что противоположная сторона продолжает разжигать информационную войну».


Pure-t.ru

Улучшить свое материальное состояние на пике скандала удается не только звездам, но и людям, случайно оказавшимся в центре ажиотажного сюжета. Например, байкер Ишутин, ударивший на заправке певца Юрия Антонова, сумел в общей сложности заработать на телевидении около 1,5 миллионов рублей. Любопытно, что по суду он возместил Антонову ущерб в размере 60 тыс. рублей. Получается, что драка со знаменитостью может решить ваши финансовые проблемы. Да и сами звезды имеют очевидную выгоду. Помимо прямых выплат, они получают и косвенные приобретения. Так, после участия в шоу, Карина Мишулина смогла в несколько раз увеличить размещение платной рекламы на своей страничке в Instagram.

Многие задаются вопросом, сколько же стоит участие в «Пусть говорят» хотя бы в виде зрителя? Оказывается, бесплатно, вам еще и денег заплатят. Итак, самое пикантное о популярном ток-шоу.

Сколько заплатят за аплодисменты?

Многие считают, что зрители в зале сами платят деньги за то, чтобы посмотреть очередной фрик-выпуск. Но на самом деле им платят организаторы за массовку примерно 700 рублей. Главным героям шоу платят сумму в десятки выше, начиная от 10 тыс. рублей, но чем история интереснее, тем оплата выше.

Есть интересная информация о том, сколько заплатили семье Шурыгиной за участие, ведь в СМИ фигурирует цифра около полумиллиона. На этот вопрос ответил экс-корреспондент передачи А.Заокский

«Я не думаю, что семье Шурыгиной заплатили полмиллиона, как об этом пишет пресса. Я думаю, тысяч 200, может быть, 300 им заплатили».

В чем смысл передачи — если за неё платят?

Вообще на передаче разбираются реальные ситуации (не без доли приукрашивания, конечно). Т.е. ток-шоу нужно заинтересовать зрителя (это у них получается), а параллельно помочь (если требуется) в разрешении возникшего конфликта между героями программы. По словам Малахова проект помог многим людям добиться справедливости.

От «Большой стирки» до «Пусть говорят»

Первоначально появился проект «Большая стирка» (2001 год), но направленность у него была немного иная — на обсуждение выводились личные (даже интимные) истории звезд шоу-бизнеса. Затем передача была переименована в «Пять вечеров», проблемы стали мирового масштаба — обсуждалась политика, общественные отношения. В 2005 года шоу стало называться «Пусть говорят».

Зарплата Андрея Малахова

Несомненно, вопрос личный, но интересующий большую часть России. На передаче «Пусть говорят» ведущий не только сделал карьеру, но и заработал неплохой капитал. Приблизительно ежемесячный заработок Малахова составлял около миллиона рублей.

От «Пусть говорят» к блогерству

Ведущий решил всерьез заняться блогерством, сделал на ютубе канал — malakhov007, где вы увидите (не поверите!) Диану Шурыгину.

Новый ведущий

Андрей Малахов с лета 2017 года больше не ведет программу «Пусть говорят», а отправился на подобное шоу «Прямой эфир» (по каналу Россия). Заменил (как казалось ранее незаменяемого ведущего) Дмитрий Борисов.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Один из наиболее востребованных жанров на телевидении - ток-шоу. Это программы, участники которых обсуждают разные темы. Говорильня, одним словом


В принципе, на свете не так уж много людей, разговоры которых можно с интересом слушать часами. Но на ток-шоу слушают и смотрят на говорящие головы не отрываясь. Даже если в кадре не нобелевские лауреаты, а обычные домохозяйки.

Ток-шоу бывают разными. Политические, психологические, событийные. И обсуждаемые в них вопросы могут быть какими угодно. От смысла бытия до коммунальных склок. Но в большинстве программ неизменно одно: в них присутствуют герои, гости-эксперты и зрители. Ну и, само собой, ведущие.

Герои

Существует мнение, что персонажи многих ток-шоу на бытовые и семейные темы на самом деле - приглашенные актеры, которые разыгрывают перед камерой сочиненные сценаристами истории. Это не совсем так. В многочисленных программах на судебную тематику, действительно, задействованы актеры, в том числе непрофессиональные. В ток-шоу же уровня "Пусть говорят" или "Прямой эфир" актеры в качестве героев не используются. Во-первых, им надо выписывать весьма приличный гонорар. Во-вторых, зритель нынче пошел искушенный, его не так-то просто надуть.

Еще один вопрос, который часто возникает у аудитории: платят ли незвездным героям ток-шоу за участие в программе. Иначе с чего бы это им пришло в голову трясти своим грязным бельем перед всей страной? Платят, но далеко не всегда.

Как это ни странно, находятся люди, которые готовы вывернуть душу наизнанку ради пяти минут славы. Часовое присутствие в эфире одного из федеральных каналов сулит им не только высочайший уровень популярности среди соседей и знакомых, но и возможное решение личных проблем. Особенно это касается жителей глубинки. В каком-нибудь Глухоманске человека, знакомого с самим Андреем Малаховым, просто так не отбреешь.

Именно к такому рода персонажам и адресован призыв, неизменно появляющийся в финалах ток-шоу: если у вас есть интересная история, пишите.

Разумеется, телеканалы оплачивают гостям проезд до столицы и проживание в гостинице.

Серьезные проблемы возникают с оппонентами главных героев. Допустим, в центре сюжета оказалась женщина, толком не знающая, от кого из трех ухажеров она родила, о чем она как на духу и написала в "Останкино". Но для интриги в студию следует пригласить и всех трех мужиков. А им это надо? Вот тут и следует предложить деньги. Небольшие, конечно. Впрочем, в Глухоманске и 10 тысяч рублей - солидная сумма.

Промывание мозгов

Снимать ток-шоу сложно. Авторы программы, знакомясь с очередной жизненной историей, сочиняют на ее основе приблизительный сценарий, где каждому участнику отводится определенная роль. Кто-то должен быть героем, кто-то злодеем. Иногда реальность не вписывается в сочиненную схему.

Но это полбеды. Хуже, когда герои передачи не умеют сформулировать свою мысль и несут черт знает что. Для предупреждения таких ситуаций с участниками проводится предварительная работа. В качестве примера продолжим развивать вышеназванную историю. Итак, дамочка не знает, от кого родила, но в своих глазах она выглядит не столько легкомысленной особой, сколько обманутой жертвой. Допустим, с тремя ее мужиками авторы программы уже договорились. Но вот только все трое в один голос утверждают, что эта их подружка любит погулять… И где тут интрига?

К делу подключаются редакторы ток-шоу. Героические отцы приглашаются в Москву заранее. Им доходчиво объясняют, что все было не так, как они говорят, а совсем по-другому. Один из главных аргументов редакторов: "Вы же понимаете, для того, чтобы ваше выступление запомнилось, в него надо добавить кое-какие яркие детали. Пусть все было и не совсем так, зато это будет интересно".

В результате мужики делают все, что от них требуется.

Звезды

Ток-шоу с участием знаменитостей - отдельная история. Тут, как правило, платить никому не приходится. Большие артисты на подобные мероприятия не ходят. Представители же попсы во всех сферах искусства и так рады лишний раз засветиться на экране.

Знаменитости неизменно присутствуют в студиях и в качестве экспертов. Величина их звездности напрямую связана с темой программы. Если в центре сюжета кто-то из их коллег, которому поют дифирамбы в честь дня рождения, это одно. Если речь идет о беременности школьницы, на помощь приходят звезды угасшие или откровенные тусовщики.

Год от года на ток-шоу с проблемным сюжетом приглашать "первачей" становится все сложней. Многие из них обожглись на том, что произнеся перед камерой пламенную речь, в эфирном варианте они обнаруживали лишь невнятные ее остатки.

Зрители

Известно, что основную часть массовки в ток-шоу составляют "профессионалы", то есть люди, которые имеют свою маленькую копеечку за присутствие в программе. Те, кто приходит на съемки из чистого любопытства, составляют меньшинство. Большинство же кочует из одной студии в другую, своей реакцией отрабатывая полученные деньги. Гонорары у них разные. От пары сотен рублей до тысячи. Максимальную сумму зарабатывают так называемые "активные зрители". Их рассаживают в первых рядах. Постоянно попадая в кадр, они создают живой фон для ведущего, имитируя бурную реакцию на происходящее. Они возмущаются, смеются, сочувственно вздыхают. Разумеется, по подсказкам редакторов по зрителям. Есть такая особая профессия в ток-шоу. Их задача - заполнить трибуны до отказа, не допустив на площадку неадекватных товарищей.

Редакторы

Штат редакторов на ток-шоу постоянно меняется. Это чудовищная работа, которую выдерживают немногие. Если главная история программы не высосана из пальца, а имеет реальную основу, уговорить ее героев прийти далеко не просто.

Помните, когда московский школьник утром убил учителя и полицейского, вечером в студиях "Пусть говорят" и "Прямого эфира" уже сидели его одноклассники, учителя и соседи? Представляете, какая работа была проделана за этот короткий промежуток времени? Какие аргументы были предложены шокированным подросткам, чтобы они пришли?..

Редакторы, которые не умеют уболтать потенциальных гостей, долго на каналах не задерживаются. А конкуренция? Помните, как подрались журналисты все тех же "Пусть говорят" и "Прямого эфира", отвоевывая право заполучить именно к себе отца Алексея Кабанова, убившего свою жену?

Запись

Программы в настоящем прямом эфире выходят крайне редко. Большинство записываются заранее и ждут своего часа. Запись происходит в несколько приемов. С полной массовкой, с частичной массовкой, состоящей из "профессиональных" зрителей. Именитые гости из уважения быстренько отпускаются. Рекламных пауз во время съемок нет, ведущие только объявляют их в нужном месте.

Значительное место в работе над ток-шоу занимает монтаж. Именно в его процессе ради зрелищности режутся фразы участников, меняются местами реплики. Нечестно? Да. Но эти программы делаются не честности ради. И колоссальные рейтинги они получают не за правду-матку. И, следовательно, как в песне поется, ток-шоу должно продолжаться.

Самые известные ток-шоу российского ТВ

  • "Пусть говорят" (Первый канал, ведущий Андрей Малахов)
  • "Прямой эфир" ("Россия 1", ведущий Борис Корчевников)
  • "Право голоса" ("ТВ-Центр", ведущие Ольга Кокорекина, Роман Бабаян)
  • "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым", "Поединок" ("Россия 1", ведущий Владимир Соловьев)
  • "Говорим и показываем" (НТВ, ведущий Леонид Закошанский)

Компетентно

Наталья ОСИПОВА, психолог:

Большинство зрителей любит жизненные истории, рассказанные как бы в порыве откровения. Это как ни к чему не обязывающий разговор со случайным попутчиком в поезде. Но если после просмотра попробовать разложить все увиденное и услышанное в ток-шоу по полочкам, можно обнаружить нестыковки деталей и характеров. Понятно, что многое было придумано на ходу, что героям не всегда удается сыграть предназначенную им роль. Но это не имеет особого значения. Соседу-то по вагону тоже не обязательно верить. Главное - время убить.