Стефан Газел - Убить, чтобы жить. Польский офицер между советским молотом и нацистской наковальней. А как началось ваше служение на приходе

Свя-щен-но-му-че-ник иерей Сте-фан Фе-до-ро-вич Гра-чев ро-дил-ся 30 де-каб-ря 1886 го-да в де-ревне Трост-ная Сев-ско-го уез-да Ор-лов-ской гу-бер-нии (ныне Ко-ма-рич-ский рай-он Брян-ской об-ла-сти) в кре-стьян-ской се-мье. Ро-ди-те-ли его Фе-дор Ива-но-вич и Ели-за-ве-та Про-хо-ров-на Гра-че-вы име-ли че-ты-рех сы-но-вей и че-ты-рех до-че-рей. Фе-дор Ива-но-вич с 14 лет при-слу-жи-вал в Ал-та-ре, а по-том до са-мой смер-ти слу-жил кти-то-ром хра-ма во имя Свя-то-го Ар-хи-стра-ти-га Ми-ха-и-ла в со-сед-нем се-ле Боб-рик. Се-мья бы-ла бла-го-че-сти-вой, и все по-сты про-во-ди-ли на Бо-го-слу-же-ни-ях в Бо-го-ро-диц-кой Пло-щан-ской Пу-сты-ни, в пя-ти вер-стах от до-ма. Тро-их де-тей Гра-че-вы от-да-ли на вос-пи-та-ние в мо-на-сты-ри: дочь Еле-на бы-ла по-слуш-ни-цей Брян-ско-го Пет-ро-Пав-лов-ско-го де-ви-чье-го мо-на-сты-ря, дочь Пе-ла-гия — в Сев-ском Тро-иц-ком де-ви-чьем мо-на-сты-ре, а сын Сте-фан — в Пло-щан-ской Пу-сты-ни. В оби-тель он по-сту-пил в де-ся-ти-лет-нем воз-расте, вос-пи-ты-ва-ясь в стро-го-сти и бла-го-че-стии у мо-на-стыр-ских стар-цев, по-мо-гая от-цу в де-ревне на всех сель-ских ра-бо-тах, а при до-сти-же-нии со-вер-шен-но-ле-тия в 1904 го-ду был за-чис-лен в бра-тию мо-на-сты-ря уже по-слуш-ни-ком. В 1914 го-ду был при-зван в ар-мию, участ-во-вал в бо-ях под Виль-но и Грод-но. По-лу-чил млад-ший офи-цер-ский чин, и за за-слу-ги пе-ред Ро-ди-ной и бес-при-мер-ную храб-рость был удо-сто-ен двух Ге-ор-ги-ев-ских кре-стов. По-сле де-мо-би-ли-за-ции из ар-мии в 1918 го-ду вновь по-сту-пил в род-ной мо-на-стырь, и нес там по-слу-ша-ние вплоть до за-кры-тия оби-те-ли в 1921 го-ду. По-сколь-ку по-слуш-ни-ки в мо-на-сты-рях не да-ют ино-че-ских обе-тов, через неко-то-рое вре-мя Сте-фан Гра-чев же-нил-ся на Ана-ста-сии Сер-ге-евне Ки-ри-лен-ко-вой, ро-дом из де-рев-ни Гав-ри-ло-ва Гу-та, ко-то-рая уха-жи-ва-ла в Пу-сты-ни за ско-том.

С 1924 го-да Сте-фан стал слу-жить пса-лом-щи-ком. В мар-те 1929 го-да Епи-ско-пом Брян-ским и Сев-ским Мат-фе-ем (Храм-це-вым, † 1931) он был ру-ко-по-ло-жен во диа-ко-на к хра-му Ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты се-ла Ар-ки-но Ко-ма-рич-ско-го рай-о-на. 23 мар-та 1930 го-да, в хра-ме в честь Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва в Брян-ске, Вла-ды-ка Мат-фей ру-ко-по-ло-жил его в сан иерея к хра-му в честь Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы се-ла Кра-пив-на Нав-лин-ско-го рай-о-на Брян-ско-го окру-га.

2 июня 1930 го-да иерей Сте-фан был пе-ре-ве-ден в се-ло Хол-мец-кий Ху-тор Бра-сов-ско-го рай-о-на. Храм се-ла был по-стро-ен по-ме-щи-ком Сте-па-ном Сте-па-но-ви-чем Апрак-си-ным в 1797 го-ду для жи-те-лей се-ла Кру-пец. Цен-траль-ный Ал-тарь хра-ма был освя-щен во имя Пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия Еги-пет-ско-го, се-вер-ный при-дел во имя Свя-тых без-среб-рен-ни-ков Кось-мы и Да-ми-а-на, а юж-ный — во имя Му-че-ни-ков Адри-а-на и На-та-лии. Ка-мен-ный храм был по-крыт ли-сто-вым же-ле-зом, гла-вы и кре-сты вы-зо-ло-че-ны, ин-те-рьер хо-ро-шо укра-шен. По-ме-щик Апрак-син по-да-рил при-хо-ду ста-рин-ную Тих-вин-скую ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри. На-род по-чи-тал эту ико-ну как чу-до-твор-ную, и с нею хо-ди-ли Крест-ным хо-дом по всем со-сед-ним се-лам и де-рев-ням.

Пле-мян-ни-ца от-ца Сте-фа-на, Пе-ла-гея Его-ров-на Ми-ти-на, пи-шет о нем: «По ха-рак-те-ру он был очень стро-гий. Мы, де-ти, все его очень лю-би-ли, ува-жа-ли и по-ба-и-ва-лись. Он ни-ко-гда де-тей не ру-гал. Мы мог-ли за-брать-ся на печ-ку, иг-рать, шу-меть, мы тре-зво-ни-ли в ко-ло-ко-ла, у нас бы-ли свои неболь-шие ко-ло-коль-чи-ки, пе-ли ду-хов-ные кан-ты, и он нам в этом не ме-шал. Отец Сте-фан все-гда хо-дил в под-ряс-ни-ке. Бы-ло у него и свое хо-зяй-ство. Он хо-дил ко-сить тра-ву для ско-та, ру-бил дро-ва. У него при-слу-ги не бы-ло, и всю ра-бо-ту де-лал сам. Умел пи-лить, стро-гать, лож-ки де-лать... Нас, <де-тей>, отец Сте-фан бу-дил на При-ча-стие, ко-гда уже все Ча-сы про-чи-та-ны, или ко-гда Еван-ге-лие бу-дут чи-тать. Ма-туш-ка от-ца Сте-фа-на нас бу-ди-ла...

В до-ме де-душ-ки в Трост-ной не бы-ло при-ня-то го-во-рить лиш-них слов. Сам де-душ-ка то-же был очень стро-гий. Я бы-ла од-на у ма-мы. А у умер-ше-го тре-тье-го бра-та бы-ло шесть де-тей, и их всех де-душ-ка взял на вос-пи-та-ние. Нас всех де-тей в ито-ге бы-ло се-ме-ро. За сто-лом в Трост-ной мы си-де-ли без вся-ко-го шу-ма. Де-душ-ка, бы-ва-ло, са-дит-ся за стол, и толь-ко он каш-лянет, а мы уже зна-ли, что долж-на быть пол-ная ти-ши-на. Та-кие же по-ряд-ки бы-ли у от-ца Сте-фа-на и в Ху-то-ре Хол-мец-ком. Ба-тюш-ка ел вме-сте с на-ми. Мо-ли-лись мы пе-ред едой все вме-сте, а ко-гда на-до бы-ло — и на ко-ле-нях. А вот на сон гря-ду-щий мы мо-ли-лись толь-ко с ма-туш-кой, а ба-тюш-ка мо-лил-ся уже позд-но от-дель-но, ко-гда мы все за-сы-па-ли. По ха-рак-те-ру он был очень сдер-жан-ный и немно-го-слов-ный... знал хо-ро-шо нот-ную гра-мо-ту, пе-ре-кла-ды-вал на но-ты цер-ков-ные пес-но-пе-ния. И что ему нуж-но бы-ло на-пи-сать и ра-зу-чить, про-бо-вал про-петь это с на-ми, с детьми. Бы-ва-ло, возь-мет скрип-ку, про-иг-ра-ет мо-тив, и за-ста-вит нас про-петь его. И мы пе-ли под скрип-ку.

Жил отец Сте-фан сна-ча-ла не очень бед-но, еда бы-ла са-мая обыч-ная, де-ре-вен-ская, ка-ша, кар-тош-ка, мо-ло-ко, яич-ки, са-ло. По-сле кол-лек-ти-ви-за-ции — ото-бра-ли ко-ро-ву, ста-ли жить бед-нее, а в го-не-ния жи-ли и во-все од-ним по-да-я-ни-ем. Но во все вре-ме-на ма-туш-ка кор-ми-ла всех ни-щих, отец Сте-фан го-во-рил, чтобы ни-ко-му не от-ка-зы-ва-ла. Она ве-ла ни-щих в дом, и уго-ща-ла их.

Отец Сте-фан, ес-ли к нему при-хо-ди-ли при-ча-стить или по-со-бо-ро-вать боль-но-го, ни-ко-му не от-ка-зы-вал, да-же то-гда, ко-гда на-ча-лись го-не-ния. Од-на-жды его при-гла-си-ли в Бра-со-во для бе-се-ды, он то-гда при-шел позд-но ве-че-ром в Трост-ную, по-то-му что ему ид-ти бы-ло бли-же, чем в Ху-тор Хол-мец-кий. От-ца Сте-фа-на то-гда про-дер-жа-ли в Бра-со-во це-лый день, а ид-ти ему бы-ло да-ле-ко до до-ма, и он за-шел к от-цу. Мы, де-ти, уже лег-ли спать. Отец Сте-фан при-шел весь мок-рый... Де-душ-ка рас-то-пил же-лез-ную печ-ку, бы-ло уже хо-лод-но. Шел дождь со сне-гом, за ок-ном был ок-тябрь ме-сяц. На-ча-ли су-шить ба-тюш-ки-ну одеж-ду и обувь. То, что мы, де-ти, мог-ли ле-жа услы-шать, что отец Сте-фан ска-зал де-ду, как ему пред-ло-жи-ли от-речь-ся от сво-ей ве-ры. «Вы кре-стьян-ский сын, — го-во-ри-ли ему, — мы Вам пред-ло-жим лю-бую ра-бо-ту, нам нуж-ны об-ра-зо-ван-ные лю-ди». А он им от-ве-чал: «Не мо-гу я это-го сде-лать». Его спро-си-ли: «Вы слу-жи-ли в цар-ской ар-мии, Вам пред-ла-га-ли там остать-ся?» Он от-ве-тил: «Это не мое при-зва-ние. Я вер-нул-ся в мо-на-стырь». Его спро-си-ли: «А Вы зна-е-те, что с Ва-ми бу-дет в бу-ду-щем, и Вы с этим со-глас-ны?» То-гда он ска-зал: «Да, я свой Крест бу-ду нести до кон-ца».

Од-на из жи-тель-ниц се-ла Хол-мец-кий Ху-тор вспо-ми-на-ет: «Ба-тюш-ка был хо-ро-ший, сле-дил за всем, чи-сто бы-ло, хо-ро-шо... Все при-хо-жане очень лю-би-ли его, нра-вил-ся он всем. Ка-ра-ул-ка, в ко-то-рой жи-ла се-мья от-ца Сте-фа-на, бы-ла со-всем тес-ная. Там сто-я-ла ку-пель, в ко-то-рой он кре-стил де-тей. Пом-ню хо-ро-шо, что ку-пель бы-ла жел-тая. Мы, де-ти, го-во-ри-ли, что она зо-ло-тая. При-ход был боль-шой, де-тей кре-сти-ли мно-го. Че-ты-ре де-рев-ни: Хол-мечь, Ху-тор, Кру-пец, Гав-ри-лов-ка с тре-мя по-сел-ка-ми: Яш-ки-на Па-се-ка, Со-ко-лы, Доб-ро-воль-ский - несколь-ко ты-сяч че-ло-век. В празд-ни-ки на-род ед-ва по-ме-щал-ся в хра-ме, а на Пас-ху не по-ме-щал-ся да-же в огра-де. Боль-ше жен-щи-ны сто-я-ли в хра-ме, но и муж-чи-ны то-же, де-тей при-во-ди-ли мно-го. Хор был боль-шой... По-сле аре-ста се-мью свя-щен-ни-ка вы-гна-ли, а храм за-кры-ли».

2 июня 1932 го-да Епи-скоп Брян-ский и Сев-ский Да-ни-ил (Тро-иц-кий, † 1934) «за усерд-ную и по-лез-ную служ-бу Церк-ви Бо-жи-ей» на-гра-дил иерея Сте-фа-на на-бед-рен-ни-ком. По хо-да-тай-ству бла-го-чин-но-го, про-то-и-е-рея Алек-сия Со-ко-ло-ва, «за усерд-ное слу-же-ние и бла-го-нрав-ное по-ве-де-ние» ко дню Свя-той Пас-хи 1935 го-да Епи-скоп Брян-ский и Сев-ский Иоасаф (Шиш-ков-ский-Дрылев-ский, † 1935) на-гра-дил о. Сте-фа-на ка-ми-лав-кой. Се-мья от-ца Сте-фа-на жи-ла в при-ход-ской сто-рож-ке. Хо-зяй-ства не бы-ло, дер-жа-ли толь-ко ко-ро-ву, но из-за нее на-ло-жи-ли непо-силь-ный на-лог на сда-чу мо-ло-ка, а через неко-то-рое вре-мя ко-ро-ву за-бра-ли.

В но-яб-ре 1935 го-да ста-ло из-вест-но, что с хра-ма, в ко-то-ром слу-жил о. Сте-фан, со-би-ра-ют-ся снять ко-ло-ко-ла. Его вы-зва-ли в прав-ле-ние кол-хо-за, где объ-яви-ли по-ста-нов-ле-ние пра-ви-тель-ства о сня-тии ко-ло-ко-лов с хра-мов. Пред-ло-жи-ли дать под-пис-ку об от-вет-ствен-но-сти за воз-мож-ные вол-не-ния в цер-ков-ном при-хо-де. Отец Сте-фан от-ве-тил, что луч-ше ему быть аре-сто-ван-ным, чем при-зы-вать при-хо-жан снять ко-ло-ко-ла по при-ка-зу вла-сти. На тре-бо-ва-ние от-дать клю-чи от хра-ма он ска-зал, что клю-чи не у него, а у пред-се-да-те-ля ре-ви-зи-он-ной ко-мис-сии, ко-то-рый вско-ре при-шел в храм, но от-дать клю-чи от-ка-зал-ся. То-гда пред-ста-ви-те-ли вла-сти взло-ма-ли за-мок в хра-ме и вы-вез-ли ко-ло-ко-ла. Несколь-ко ме-ся-цев спу-стя Свя-щен-но-му-че-ник Ар-хи-епи-скоп Смо-лен-ский Се-ра-фим (Ост-ро-умов), в ве-де-нии ко-то-ро-го с 30 де-каб-ря 1935 го-да на-хо-ди-лась Брян-ская Епар-хия, на-пра-вил при-ход-ским свя-щен-ни-кам через бла-го-чин-ных цир-ку-ляр-ное пись-мо, в ко-то-ром убеж-дал не про-ти-во-дей-ство-вать пред-ста-ви-те-лям вла-сти при сня-тии ко-ло-ко-лов, так как важ-нее бы-ло не дать по-во-да к за-кры-тию хра-ма, чем со-хра-нить ко-ло-коль-ный звон.
В 1936 го-ду бы-ла за-су-ха, при-хо-жане не раз про-си-ли от-ца Сте-фа-на со-вер-шить мо-ле-бен о нис-по-сла-нии до-ждя. За-тем они про-си-ли со-вер-шить мо-ле-бен на по-лях. Со-глас-но дав-не-му мест-но-му обы-чаю, чти-мо-му в окру-ге со вре-ме-ни по-строй-ки хра-ма в се-ле Хол-мец-кий Ху-тор, ле-том со-вер-шал-ся Крест-ный ход с Тих-вин-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри для из-бав-ле-ния от сти-хий-ных бед-ствий, па-де-жа ско-та и неуро-жая, с обя-за-тель-ным хож-де-ни-ем по до-мам при-хо-жан. Отец Сте-фан пред-ло-жил пред-се-да-те-лю цер-ков-но-го со-ве-та хра-ма во имя Пре-по-доб-но-го Ма-ка-рия Ве-ли-ко-го схо-дить в сель-ский со-вет и до-бить-ся раз-ре-ше-ния на про-ве-де-ние мо-леб-на. Пред-се-да-тель сель-со-ве-та сна-ча-ла со-гла-сил-ся, но на сле-ду-ю-щий день от-ме-нил свое рас-по-ря-же-ние, и мо-ле-бен про-ве-сти не уда-лось.

26 ав-гу-ста 1936 го-да свя-щен-ник Сте-фан был аре-сто-ван по об-ви-не-нию в ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции и за-клю-чен в тюрь-му го-ро-да Брянск. «Ко-гда от-ца Сте-фа-на по-са-ди-ли в тюрь-му в пер-вый раз, — вспо-ми-на-ет Пе-ла-гея Его-ров-на Ми-ти-на, — мы с де-душ-кой Фе-до-ром Ива-но-ви-чем хо-ди-ли по-ви-дать его. Мы по-да-ли за-пис-ку, что разыс-ки-ва-ем Сте-па-на Гра-че-ва, и мож-но ли ему пе-ре-дать по-сыл-ку. Это-го не раз-ре-ши-ли. Мы ре-ши-ли пе-ре-дать ему по-сыл-ку на ули-це. Ко-гда за-клю-чен-ных в тюрь-ме вы-во-ди-ли на ра-бо-ту, а это бы-ло очень ра-но, в пять ча-сов утра, их ста-ви-ли по две-на-дцать ря-дов и вы-во-ди-ли на ре-ку Дес-ну, там раз-гру-жа-ли то-вар-ные по-ез-да. То-гда там бы-ла от-вод-ная от стан-ции вет-ка. Был ка-мень, дро-ва для го-ро-да. А мы сто-я-ли на вы-со-ком ме-сте, чтобы бы-ло всех вид-но. Бы-ва-ло, кри-ча-ли в тол-пе: «Доч-ка, бро-сай хлеб, мы от-цу Сте-фа-ну пе-ре-да-дим». А отец Сте-фан нас уви-дит, каш-лянет (а по кашлю мы его все-гда узна-ва-ли) и го-во-рит нам: «Мы идем на ра-бо-ту». А са-мо-го его мы не ви-де-ли, но слы-ша-ли, что он идет в этой тол-пе. Я бро-са-ла в тол-пу за-клю-чен-ных хлеб. В сверт-ке бы-ли обыч-но ку-сок хле-ба и ку-сок са-ла. А в дру-гой раз он по-про-сил пе-ре-дать пор-тян-ки. Так мы пе-ре-да-ва-ли ему по-сыл-ки несколь-ко раз».

Через три ме-ся-ца до-про-сов об-ви-ня-е-мый отец Сте-фан Гра-чев был осво-бож-ден за недо-ка-зан-но-стью об-ви-не-ния.

По вос-по-ми-на-ни-ям Пе-ла-гии Его-ров-ны, отец Сте-фан по-сле осво-бож-де-ния из за-клю-че-ния при-шел к сво-е-му бра-ту Его-ру, ко-то-рый жил в Брян-ске. Он рас-ска-зал, что в тюрь-ме его при-нуж-да-ли от-речь-ся от ве-ры, но он от-ве-тил, что бу-дет нести свой Крест до кон-ца. Род-ные пред-ла-га-ли ему оста-вить при-ход и уехать к бра-ту Его-ру в Брянск, но отец Сте-фан от-ка-зал-ся, по-вто-рив, что Крест свой бу-дет нести до кон-ца.
4 сен-тяб-ря 1937 го-да был аре-сто-ван про-то-и-е-рей Алек-сий Со-ко-лов. Узнав об этом, отец Сте-фан ска-зал сво-ей су-пру-ге, чтобы она го-то-ви-лась к его аре-сту и су-ши-ла су-ха-ри для него. Пе-ред этим, пред-чув-ствуя арест, он со-ве-то-вал иеро-мо-на-ху Ана-то-лию (Дань-ши-ну), ко-то-рый слу-жил на его при-хо-де пса-лом-щи-ком, со-брать ве-щи и про-би-рать-ся к Москве, к Свя-то-Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ре. Од-на-ко то-го аре-сто-ва-ли рань-ше, 20 июля. При-хо-дил ба-тюш-ка и к сво-е-му от-цу Фе-до-ру Ива-но-ви-чу в де-рев-ню по-про-щать-ся.

Как рас-ска-зы-ва-ет Пе-ла-гея Его-ров-на, в день пе-ред аре-стом в хра-ме, где слу-жил иерей Сте-фан, яв-но слы-шал-ся че-ло-ве-че-ский плач. Лю-ди при-бе-жа-ли в цер-ков-ную огра-ду, за-шли в дом к ма-туш-ке и ска-за-ли: «Ба-тюш-ка за-крыл ко-го-то в церк-ви, там кто-то пла-чет».

Отец Сте-фан сам по-шел от-кры-вать храм вме-сте с на-ро-дом. Они обо-шли все внут-ри, и ни-ко-го не на-шли.

5 сен-тяб-ря 1937 го-да, в по-ло-вине вто-ро-го ча-са но-чи при-шли за свя-щен-ни-ком Сте-фа-ном Гра-че-вым. Се-мью в это вре-мя за-пер-ли на за-сов. По вос-по-ми-на-ни-ям близ-ких, со-труд-ни-ки НКВД за-бра-ли из до-ма аб-со-лют-но все, оста-вив се-мью без средств к су-ще-ство-ва-нию. В крас-ном уг-лу, под ико-на-ми в до-ме от-ца Сте-фа-на сто-ял ко-мод с кни-га-ми, тут же хра-ни-лись об-ла-че-ние и Да-ро-но-си-ца. Утром при-шли од-но-сель-чане, от-кры-ли ма-туш-ку и де-тей, при-нес-ли, кто что мог. Се-мью от-ца Сте-фа-на вы-се-ли-ли из цер-ков-ной сто-рож-ки, а храм за-кры-ли окон-ча-тель-но. При-ют род-ным свя-щен-ни-ка на Ху-то-ре Хол-мец-ком дал один во-ен-ный, ко-то-ро-го пе-ре-ве-ли слу-жить в Бе-ло-рус-сию. Се-мья Гра-че-вых жи-ла в этом до-ме до ле-та 1943 го-да.

Свя-щен-ник Сте-фан был за-клю-чен под стра-жу в тюрь-му в Брян-ске. Пе-ла-гея Его-ров-на Ми-ти-на вспо-ми-на-ет о вто-ром аре-сте от-ца Сте-фа-на: «Мы с де-душ-кой при-шли <к тюрь-ме> в тот мо-мент, ко-гда за-клю-чен-ных вы-во-ди-ли на ра-бо-ту. Снег и сля-коть, это был ко-нец ок-тяб-ря. Тот же го-лос, что и год на-зад с на-ми го-во-рил, в этот раз ска-зал, что от-ца Сте-фа-на с ни-ми нет, но он по-ста-ра-ет-ся узнать, где тот на-хо-дит-ся. Мы с де-душ-кой при-шли на то же ме-сто через два дня. Тот же го-лос ска-зал нам, чтобы мы ис-ка-ли в дру-гом ме-сте, в этой тюрь-ме его нет».

Отец Сте-фан от-ри-цал об-ви-не-ние в контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти. По-ста-нов-ле-ни-ем Осо-бой трой-ки при Управ-ле-нии НКВД по Ор-лов-ской об-ла-сти от 29-30 но-яб-ря 1937 он был при-го-во-рен к рас-стре-лу с кон-фис-ка-ци-ей лич-но при-над-ле-жа-ще-го ему иму-ще-ства.

Свя-щен-ник Сте-фан Гра-чев при-нял му-че-ни-че-скую кон-чи-ну 7 фев-ра-ля 1938 го-да в го-ро-де Брянск. 4 ав-гу-ста 1989 го-да он был ре-а-би-ли-ти-ро-ван Про-ку-ра-ту-рой Брян-ской об-ла-сти.

На ос-но-ва-нии ис-сле-до-ва-тель-ских тру-дов со-труд-ни-ков От-де-ла Агио-ло-гии Брян-ско-го Епар-хи-аль-но-го Управ-ле-ния бы-ли по-да-ны ма-те-ри-а-лы в от-но-ше-нии иерея Сте-фа-на в Си-но-даль-ную ко-мис-сию по ка-но-ни-за-ции Свя-тых.

Опре-де-ле-ни-ем Свя-щен-но-го Си-но-да Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви от 17 июля 2006 го-да иерей Сте-фан Гра-чев при-чис-лен к ли-ку Свя-тых — вклю-чен в Со-бор Но-во-му-че-ни-ков и Ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских XX ве-ка.

Свя-щен-но-му-чен-ни-че от-че Сте-фане мо-ли Бо-га о нас!

В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа - Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.

- Отец Стефан, где вы учились?

Окончив школу, я сначала выучился на фармацевта. Потом поступил в Киевский университет, получил специальность химика. Я очень любил химию, но Господь судил иначе. Еще учась в университете, я встретился с людьми, которые пробудили во мне интерес к философии, к искусству, и я стал искать истину. Тогда же познакомился с серьезными книгами, такими как, например, «Свет невечерний» отца Сергия Булгакова и другими. Я осознал: мне нужна не просто наука, для меня важнее найти смысл жизни, докопаться до истины. И я начал ходить в храм. Но у меня не было Евангелия. Его мне дали батюшки, и я его переписал от руки.

- Батюшка, когда вы решили учиться в духовной семинарии?

Со временем у меня появились верующие друзья, мы обсуждали вместе религиозные темы. До сих пор помню, что Церковь нами тогда воспринималась как красивый цветок, который все проходящие стараются схватить, надломить. А нам хотелось Церковь защитить и потрудиться на ее благо. Так вот, зрелое решение учиться в семинарии для того, чтобы получить богословское образование и принять сан, у меня появилось в студенческие годы.

- Отец Стефан, а чем запомнились годы учебы в духовной школе?

Когда я учился, все студенты были охвачены вдохновением: кто-то постоянно разучивал ноты, кто-то вел богословские диспуты. Мы вместе вечерами читали Библию, ходили к отцу Кириллу (Павлову) - лаврскому духовнику, чтобы послушать чтение правила и Евангелие. Обязательно ходили по утрам к преподобному Сергию. Вот такая была увлеченность, потому что в семинарию по преимуществу поступали уже взрослые люди. Они выносили свое решение, они были готовы ко всем трудностям служения, ко многим испытаниям. Они приготовили свою душу к искушению. Время-то было непростое, все вольно или невольно думали: «Господи, с кем я буду служить, кто меня поддержит?..». И потому искали себе спутницу жизни такую, которая стала бы правой рукой. Все хотели, чтобы жена вела не только дом, но и помогала на приходе. А главное - могла разделить труды и скорби своего мужа.

- Как вы познакомились со своей матушкой?

Я, как и мои товарищи, понимал, что матушка будет мне первой помощницей на приходе. Моя будущая жена пела в церковном хоре.

- Что вы можете посоветовать семинаристам по поводу выбора будущей жены?

Очень непростой вопрос. Сейчас ведь много девушек невоцерковленных и неверующих. И если возникают чувства, то семинарист может привести свою избранницу к Богу, если, конечно, она сама проявит любовь и послушание. Но, к сожалению, бывают случаи, когда невеста, будучи нецерковной, показывает видимость церковности, чтобы добиться своей цели - выйти замуж. И в дальнейшем она не будет надежной помощницей батюшке, не сможет дать детям православного воспитания. Иначе говоря, будущий священнослужитель должен все-таки жениться на верующей и воцерковленной девушке. Супруги должны взаимно обогащать друг друга и идти по одному пути. И здесь нельзя полагаться на авось: это очень чревато. Отец Кирилл говорил на исповеди студентам: «Ребята, не забывайте, что есть огонь и порох. Вот вы - огонь. Если его донести до пороха, он воспламенится. Потому будьте осторожны в своих отношениях с женским полом».

- Отец Стефан, кто учил вас в Московских духовных школах?

У нас было много видных преподавателей, представителей старой школы. Отец Александр Ветелев - очень интересный педагог. Он вел живое общение со студентами. Преподавал гомилетику и любил заинтересовывать аудиторию вопросами. Очень большое влияние на меня оказал преподаватель догматического богословия монах Василий (в миру Дмитрий Савичев). Это настоящий профессор. И стиль его преподавания - академический. Минут двадцать мы с ним всегда повторяли пройденный материал, а затем он начинал новую тему. Он читал цитаты и очень тонко и точно их изъяснял. Профессор Алексей Ильич Осипов - очень увлеченный педагог, глубоко знающий Православие. Особо запомнилось мне, как он соотносил философию со святоотеческим пониманием святителя Игнатия (Брянчанинова).

- А кто были вашими однокурсниками?

Назову отца Германа (Чистякова), архимандрита Дионисия (Шишигина).

- Когда состоялись ваши хиротонии?

В семинарии, на 2-м курсе. Это был 1975 год. На Преображение я был рукоположен в диакона, а 30 ноября - в иерея ректором семинарии, тогда архиепископом Владимиром (Сабоданом).

- Батюшка, а потом вы сразу начали служение на приходе или были оставлены в лавре?

Мне дали послушание экскурсовода в церковно-археологическом кабинете МДА. Был также помощником инспектора. А потом мне предложили преподавать в семинарии Священное Писание Нового Завета на 4-м курсе. Я очень любил этот предмет и серьезно изучал Послания апостола Павла.

- А как началось ваше служение на приходе?

Сначала я был назначен в храм Петра и Павла на Новобасманной. И мы многое там сделали. Нам удалось убрать оттуда институт, мы восстановили церковь из разрухи. Потом меня перевели в храм Пантелеимона. Сейчас я являюсь настоятелем храма Рождества Христова в Митине.

- Батюшка, как вы начали сотрудничать со Сретенской духовной семинарией?

Конечно, я много слышал и о Сретенском монастыре, и о его наместнике и ректоре Сретенской духовной семинарии архимандрите Тихоне (Шевкунове), а также о крупном православном издательстве при обители. О семинарии я узнал от своего сына Никона, который начал петь в монастырском хоре. Потом Никону предложили руководить хором и преподавать. А затем пригласили и меня.

- Батюшка, какие предметы вы преподаете в Сретенской семинарии?

Я преподаю Новый Завет на 4-м курсе: Послания апостола Павла и Апокалипсис. То, чем я интересовался, еще сам будучи семинаристом.

А как, с вашей точки зрения, необходимо преподавать Священное Писание Нового Завета? Что нужно делать, чтобы материал усваивался лучше?

Конечно, я стараюсь, чтобы студенты лучше усвоили материал. В этом году мы на каждое Послание пишем по одной или по две домашние работы. В них семинаристы, с опорой на толкования епископа Феофана Затворника, излагают и иллюстрируют главные темы. Послания апостола Павла требуют вдумчивого разбора. Да, мы должны принять их буквальный смысл, но мы обязаны дать и критический анализ: объяснить, истолковать. Необходимо показать исторические условия, текстологические особенности и прочее.

- А как вы проводите экзамены?

На экзаменах надо рассказывать то, что осталось в душе. Ведь когда студенты готовятся, они все еще раз переживают, припоминают. На экзамене я задаю конкретизирующие вопросы, позволяющие выяснить, как семинарист понимает то или иное место из апостола Павла, какие он может сделать практические выводы.

- Отец Стефан, чему нужно научить современных семинаристов?

Я бы так сказал: семинаристы должны научиться жить православно. Чтобы их молодые силы не тратились попусту, а уходили на воцерковление. Кроме того, воспитанникам духовных школ просто необходимы практические навыки. И хорошо, что сретенские семинаристы имеют возможность общения с широкой аудиторией, например в Политехническом музее. Уверен, если молодой человек живет подлинной церковной жизнью, то он сумеет понять и разрешить те проблемы, которые неизбежно возникают в дальнейшей жизни, в том числе при пастырском служении.

- Какие проблемы семинарской жизни вы можете отметить?

Это сейчас беда всей молодежи, а не только семинаристов - отсутствие заинтересованности в знаниях. Нет огонька. Вроде и Интернет, и книги доступны, а очевидно остывание. Когда мы учились, книги, учебники были дефицитом, да и стоили они дорого. Мы много занимались в библиотеках, читали периодику, например «Богословский вестник». За каждой контрольной работой, которую мы писали, просиживали очень много времени, и это обогащало. А сейчас время другое… Но все же студенты очень чистые, непосредственные, правдивые. И это так радует! Они как губка впитывают знания, ведь они потом будут служить, нести народу слово Божие.

- Батюшка, скажите несколько слов о выпускниках Сретенской духовной школы.

Я вспоминаю нашего выпускника, а сейчас уже преподавателя, отца Иринея (Пиковского). Очень поражал своей серьезностью. Диакон Александр Слесаренко оканчивает в этом году, олицетворяет трудолюбие. Диакон Антоний Новиков - очень внимательный студент.

Отец Стефан, что вы можете сказать в качестве своего напутствия учащимся по случаю десятилетия Сретенской духовной семинарии?

Я очень хочу, чтобы наши воспитанники достойно несли звание студента Сретенской семинарии. Ведь в Сретенском монастыре покоятся мощи святителя Иллариона; нас всех вдохновляют его творения. Учащиеся должны понимать: семинария существует десять лет, и она уже известна не только в России, но и за ее пределами. Такая популярность накладывает большую ответственность. И, наконец, повторю, что семинаристам нужно помнить: если их жизнь воцерковлена, если она действительно отдана Богу и Церкви, они непременно сумеют доказать свою правоту и защитить свою веру.

И в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

При достижении совершеннолетия в году Степан был зачислен в послушником в пустыни.

В марте года был рукоположен во диакона ко храму великомученика Никиты села Аркино Комаричского района. 23 марта года рукоположен во священника еп. Брянским Матфием (Храмцевым) к Благовещенскому храму села Крапивна Навлинского района Брянского округа.

2 июня года был переведен в храм Макария Великого села Холмецкий хутор Брасовского района.

Племянница отца Стефана, Пелагея Егоровна Митина, пишет о нем:

«По характеру он был очень строгий. Мы, дети, все его очень любили, уважали и побаивались. Он никогда детей не ругал. Мы могли забраться на печку, играть, шуметь, мы трезвонили в колокола, у нас были свои небольшие колокольчики, пели духовные канты, и он нам в этом не мешал. Отец Стефан всегда ходил в подряснике. Было у него и свое хозяйство. Он ходил косить траву для скота, рубил дрова. У него прислуги не было, и всю работу делал сам. Умел пилить, строгать, ложки делать...

В доме дедушки в Тростной не было принято говорить лишних слов. Сам дедушка тоже был очень строгий. Я была одна у мамы. А у умершего третьего брата было шесть детей, и их всех дедушка взял на воспитание. Нас всех детей в итоге было семеро. За столом в Тростной мы сидели без всякого шума. Дедушка, бывало, садится за стол, и только он кашлянет, а мы уже знали, что должна быть полная тишина... По характеру он был очень сдержанный и немногословный... знал хорошо нотную грамоту, перекладывал на ноты церковные песнопения..."

Жил отец Стефан сначала не очень бедно, еда была самая обычная, деревенская, каша, картошка, молоко, яички, сало. После коллективизации - отобрали корову, стали жить беднее, а в гонения жили и вовсе одним подаянием. Но во все времена матушка кормила всех нищих, отец Стефан говорил, чтобы никому не отказывала.

Отец Стефан, если к нему приходили причастить или пособоровать больного, никому не отказывал, даже тогда, когда начались гонения. Однажды его пригласили в Брасово для беседы, он тогда пришел поздно вечером в Тростную, потому что ему идти было ближе, чем в Хутор Холмецкий. Отца Стефана тогда продержали в Брасово целый день, а идти ему было далеко до дома, и он зашел к отцу. Мы, дети, уже легли спать. Отец Стефан пришел весь мокрый... Дедушка растопил железную печку, было уже холодно. Шел дождь со снегом, за окном был октябрь месяц. Начали сушить батюшкину одежду и обувь. То, что мы, дети, могли лежа услышать, что отец Стефан сказал деду, как ему предложили отречься от своей веры. «Вы крестьянский сын, - говорили ему, - мы вам предложим любую работу, нам нужны образованные люди». А он им отвечал: «Не могу я этого сделать». Его спросили: «вы служили в царской армии, вам предлагали там остаться?» Он ответил: «Это не мое призвание. Я вернулся в монастырь». Его спросили: «А вы знаете, что с вами будет в будущем, и вы с этим согласны?» Тогда он сказал: «Да, я свой Крест буду нести до конца».

Семья отца Стефана жила в приходской сторожке. Хозяйства не было, держали только корову, но из-за нее наложили непосильный налог на сдачу молока, а через некоторое время корову забрали.

В ноябре года стало известно, что с храма, в котором служил о. Стефан, собираются снять колокола. Его вызвали в правление колхоза, где объявили постановление правительства о снятии колоколов с храмов. Предложили дать подписку об ответственности за возможные волнения в церковном приходе. Отец Стефан ответил, что лучше ему быть арестованным, чем призывать прихожан снять колокола по приказу власти. На требование отдать ключи от храма он сказал, что ключи не у него, а у председателя ревизионной комиссии, который вскоре пришел в храм, но отдать ключи отказался. Тогда представители власти взломали замок в храме и вывезли колокола.

В году была засуха, прихожане не раз просили отца Стефана совершить молебен о ниспослании дождя. Затем они просили совершить молебен на полях. Согласно давнему местному обычаю, чтимому в округе со времени постройки храма в селе Холмецкий хутор, летом совершался крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери для избавления от стихийных бедствий, падежа скота и неурожая, с обязательным хождением по домам прихожан. Отец Стефан предложил председателю церковного совета храма сходить в сельский совет и добиться разрешения на проведение молебна. Председатель сельсовета сначала согласился, но на следующий день отменил свое распоряжение, и молебен провести не удалось.

2б августа года священник Стефан был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму города Брянск . Через три месяца допросов обвиняемый отец Стефан Грачев был освобожден за недоказанностью обвинения. По воспоминаниям его племянницы, Пелагии Егоровны, в тюрьме священника принуждали отречься от веры, но он ответил, что будет нести свой Крест до конца. Родные предлагали ему оставить приход и уехать к брату Егору в Брянск, но отец Стефан отказался.

Ночью 5 сентября года он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и помещен в брянскую тюрьму. Виновным себя не признал.

По воспоминаниям близких, сотрудники НКВД забрали из дома абсолютно все, оставив семью без средств к существованию. Семью отца Стефана выселили из церковной сторожки, а храм закрыли окончательно. Приют родным священника на хуторе Холмецком дал один военный, которого перевели служить в Белоруссию. Семья Грачевых жила в этом доме до лета 1943 года.

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

Протоиерей Стефан Жила

РУКОВОДСТВО

К ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛАНИЙ

СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

И АПОКАЛИПСИСА

Учебное пособие для студентов 4 класса

Сергиев Посад

ВВЕДЕНИЕ 11

1. Биографические сведения об апостоле Павле 13

1.1. Жизненный путь святого апостола Павла 13

до начала его миссионерской деятельности 13

1.2. Миссионерская деятельность апостола Павла. Его первое путешествие (45-46 годы) (Дения, 13, 4-14, 27) 14

1.3. Апостольский Собор 51 года (Деяния, 15, 1-29) 14

1.4. Второе миссионерское путешествие апостола Павла (52-54 гг.) (Деяния, 15, 36-18, 22) 15

1.5. Третье миссионерское путешествие святого апостола Павла (54-58 годы) (Деяния, 18, 23-23, 35) 15

1.6. Первые римские узы святого апостола Павла (61-63 годы) (Деяния, 27, 1-28, 16) 16

1.7. Четвертое миссионерское путешествие святого апостола Павла (64-66 годы) 16

2. Послания святого апостола Павла, их подлинность, количество, внутренние и внешние особенности и порядок их расположения и изучения 17

Вопросы для повторения Введения 19

ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ 20

1. Общие сведения о Римской Церкви 20

2. Время и место написания Послания 20

3. Повод и цель написания Послания 21

Главная тема и краткое содержание Послания к Римлянам 21

Догматическая часть (1,18–3,20) 22

1. Греховность всего человечества (1,18–3,20) 22

2. Учение об оправдании верой (3,21-4,25) 22

3. Действия или плоды оправдания (5,1-8,39) 22

4. Неверие иудеев, его причины и последствия (9-11 главы) 22

Нравоучительная часть (12,1-15,13) 23

1. Вступление (1,1–17) 24

2. Догматическая часть послания (1,18–11,36) 25

2.1. Греховность всего человечества (1,18–3,20) 25

2.4. Неверие иудеев. Причины и значение этого неверия (9-11 главы) 38

3. Нравоучительная часть 44

3.1. Общие правила христианской жизни (12 глава) 44

3.2. О воздаянии должного властям и о любви к ближним (глава 13) 47

3.3. О снисхождении к немощным в вере (глава 14) 49

3.4. О служении ближним (15,1-13) 50

4. Заключение (15,14–16,24) 50

Вопросы для повторения Послания к Римлянам 52

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 56

1. Основание Коринфской Церкви 56

2. Повод к написанию послания 56

3. Место и время написания послания 57

4. Главная тема и общее содержание послания 57

4.1. Пресечение разделений среди коринфских христиан (1-4 главы) 57

4.2 Обличение коринфян за общение с неверными (5-6 главы) 57

4.3. Наставления верующим (7-11 главы) 57

4.4. О духовных дарованиях (12-14 главы) 58

4.5. О воскресении мертвых (15-я глава) 58

4.6. Заключение (16-я глава) 58

1. Пресечение разделений среди коринфских христиан (1 Коринфянам 1,1-4,21) 59

1.1. Причина разделения в Коринфской Церкви (1,1-17) 59

1.2. Проповедь креста Христова (1,18-31) 60

1.3. Оценка апостолом Павлом своей проповеди (2,1-13) 61

1.4. Душевный, духовный и плотской человек (2,14-3,4) 62

1.5. Христос – основание Церкви (3, 5-23) 63

1.6. Указание, как судить о самих апостолах (4 глава) 65

2. Обличение нравственных недостатков коринфских христиан (5-6 главы) 66

2.1. Обличение коринфян за общение с кровосмесником (5 глава) 66

2.3. Обличение чревоугодия и блуда (6,12–20) 67

3. Наставление верующим (7-11 главы) 68

О браке и безбрачии (глава 7) 68

О вкушении идоложертвенного (глава 8) 70

Права и обязанности апостола (глава 9) 71

Об удалении от идольских жертв (глава 10) 72

О поведении в Церкви мужчин и женщин (11,1–16) 73

Обличение беспорядков на «Трапезах Господних» (11,17–4) 74

4. О благодатных дарах Святого Духа (12-14-я главы) 75

4.1. Богатство харизматических даров древней Церкви (12-я глава) 75

4.2. Дар любви (13-я глава) 77

4.3. Дар пророчества и дар языков (14-я глава) 79

5. Учение о воскресении мертвых (15-я глава) 79

5.1. Несомненность факта воскресения Христа (15, 1-11) 79

5.2. Вера в воскресение мертвых (15,12–34) 80

5 3. Образ воскресения (15,35-58) 82

6. Заключение (16-я глава) 83

Вопросы для повторения Первого послания к Коринфянам 84

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ 87

1. Повод к написанию послания 87

2. Цель написания послания 88

3. Время и место написания послания 88

4. Разделение послания 88

1. Предварительные объяснения апостола (1,1-2,11) 88

1.1. Утешения в скорбях (1,1-11) 88

1.2. Причина перемены плана путешествия (1,12-24) 89

1.3. Прощение покаявшегося кровосмесника (2,1-11) 89

2. Теоретическая часть Послания: высота христианского Откровения (2,12-7,16) 90

2.1. Свойства и действия Откровения (2,12-4,6) 90

а) Действенность Откровения (2,12-3,6) 90

б) Превосходство новозаветного служения перед ветхозаветным (3,7-4,6) 91

2.2. Сила Божия в немощи человеческой совершается (4,7-5-10) 93

а) Сила веры – в испытаниях (4,7-15) 93

б) Упование веры (4, 16-5, 10) 93

2.3. Обязанность христианина по отношению к апостольскому благовестию (5,11-7,1) 94

а) «Кто во Христе, тот новая тварь» (5, 11-6, 2) 94

б) Преодоление испытания силой Христовой (6,3-7,1) 95

в) Свидетельство апостола о своей любви к Коринфянам (7,2-16) 96

3. Практическая часть послания 97

3.1. О сборе милостыни для Иерусалимской Церкви (8-9-е главы) 97

4. Защитительная часть: защита апостолом Павлом своего апостольского служения (10-12-е главы) 98

4.1. Опровержение клеветы лжеучителей (10–12-е главы) 98

4.2. Бескорыстие проповеди Евангелия (11,1-15) 100

4.3. Труды и страдания ради Христа (11, 16-32) 101

4.4. О восхищении апостола «до третьего неба» (12,1-21) 101

5. Заключение (13-я глава) 103

Вопросы для повторения Второго послания к Коринфянам 104

ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ 106

1. Основание Галатийской Церкви 106

2. Повод к написанию послания 106

3. Время и место написания послания 106

4. Разделение и краткое содержание послания 107

1) Защитительная часть (1,2-2,21) 107

2) Вероучительная часть (3, 1-5, 12) 107

3) Нравоучительная часть (5,13-6,10) 107

АНАЛИЗ СОДЕЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ 108

1. Приветствие и предисловие (1,1-10) 108

2. Защитительная часть послания: доказательство Павлом своего апостольского авторитета (1,2-2,21) 108

2.2. Одобрение благовестия апостола Павла «столпами апостолов» (2,1-10) 109

2.3. Обличение святого апостола Петра (2,2-21) 110

3. Догматическая часть (3, 1-5, 12) 111

3.1. Оправдание верой, а не делами закона (3,1-29) 111

а) Необязательность закона Моисеева в деле спасения (3,1-14) 111

б) Закон – детоводитель ко Христу (3,15-29) 112

3.2. Рабство закона и свобода Евангелия (4, 1-5, 13) 114

а) Человек под законом и под благодатью (4, 1-7) 114

б) Укорение галатов за непостоянство (4,8-20) 114

в) Прообразы сынов рабства и сынов свободы (4, 21-31) 115

г) Свобода во Христе (5,1-12) 115

4. Нравоучительная часть: увещание к христианской жизни на началах свободы от закона (5,13-6,10) 117

4.1. Общее начало христианской жизни (5,13-26) 117

4.2. Правило поведения духовно совершенных по отношению к немощным (6, 1-10) 118

5. Заключение 119

Вопросы для повторения Послания к Галатам 120

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ 122

1. Основание Ефесской Церкви 122

2. Повод, место и время написания послания 122

3. Разделение и краткое содержание послания 123

1. Догматическая часть послания 124

1.1. Раскрытие общего плана домостроительства спасения (1,3-23) 124

1.2. Спасение язычников через Церковь (2,1-22) 126

1.3. Откровение тайны Церкви (3,1–23) 128

2. Нравоучительная часть послания (4,1–6,18) 129

2.1. Общий строй жизни христианина (4,1-32) 129

а) Единство веры 129

б) Облечение в нового человека 130

2.2. Побуждения к духовной жизни (5,1-21) 131

2.3. Семейные и гражданские обязанности христиан (5,22–6 9) 132

а) Тайна христианского брака (5,22-23) 132

б) Взаимные обязанности детей и родителей (6,1-4) 133

в) Взаимные обязанности рабов и господ (6,5-9) 133

2.4. Духовное христианское всеоружие (6,10-18) 134

Вопросы для повторения Послания к Ефесянам 136

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ 137

1. Основание церкви в Колоссах 137

2. Повод к написанию и цель послания 137

3. Время и место написания послания 137

4. Разделение и краткое содержание послания 138

АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К КОЛОССЯНАМ 139

1. Вступление (1, 1- 8) 139

2. Догматическая часть (1,9–2,23) 139

2.1. Изображение Божественного величия Иисуса Христа (1,12–23) 139

а) Иисус Христос – Сын Божий и Бог (1,13-15) 140

б) Иисус Христос – творец мира видимого и невидимого (1,16) 140

в) Иисус Христос – Промыслитель мира (1,17) 141

г) Иисус Христос – глава Церкви (1,18-19) 141

д) Примирение с богом во Христе (1,20-23) 141

2.2. Служение апостола Павла церкви (1,24-29) 141

2.3. Предостережение колоссян от лжеучителей (2,1–23) 142

а) Необходимость истинного Богопознания для отсечения лжеучений (2,1–8) 142

б) Во Христе – полнота Божества телесно (2,9-15) 143

в) Предостережение от лжеучителей (2,16-23) 144

3. Нравоучительная часть (3,1–17) 144

3.1. Увещания к святости жизни (3,1–17) 144

3.2. Наставления относительно семейной жизни (3,18-21) 146

3.3. Наставления рабам и господам (3,22-4,1) 146

3.4. Увещание к молитве и бодрствование (4,2-6) 147

4. Заключение (4, 7-18) 147

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ 149

1. Основание Церкви в Филиппах 149

2. Повод к написанию послания 149

3. Время и место написания послания 150

4. Отличительные черты послания 150

Разделение и содержание послания 150

1. Значение уз апостола Павла (1,1-26) 150

2. Увещания к единодушию и смирению (1,27-2,30) 151

3. Предостережение от лжеучителей (3,1–21) 153

Заключение (глава 4) 154

Вопросы для повторения Послания к Филиппийцам 155

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 156

1. Основание Церкви в Фессалониках 156

2. Повод, цель, время и место написания послания 156

1. Историческая часть (главы 1-3) 157

1.1. Благодарность за веру и стойкость Фессалоникийцев (1,1-10) 157

1.2. Воспоминание апостолом своей проповеди среди солунян 158

и ее плоды (2, 1-20) 158

1.3. Желание святого апостола Павла видеть солунян (3, 1-13) 158

2. Нравоучительная часть (4,1-5,24) 159

2.1. Призыв к святости и братолюбию (4,1-12) 159

2. О воскресении мертвых и втором пришествии Господнем (4,13-5,28) 159

Вопросы для повторения Первого послания к Фессалоникийцам 162

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 163

Повод к написанию послания 163

1. Похвала терпения солунян (глава 1) 163

2. Признаки второго пришествия Господня (2,1-14) 163

3. Различные увещания (2,15–3,15) 165

Вопросы для повторения Второго послания к Фессалоникийцам 167

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ 168

1. Сведения о святом апостоле Тимофее 168

2. Повод и цель написания послания 169

Разделение и содержание послания 169

1. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 глава) 169

2. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2, 1-3, 13) 170

а) Относительно церковной молитвы (2, 1-8) 170

б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (2,9-15) 171

3. О Церковной иерархии (3,1-13) 172

4. Общие наставления пастырям (3,14-4,16) 173

а) Что составляет высшую вероучителъную истину (3, 14-16) 173

б) О лжеучителях «последнего времени» (4, 1-10) 174

в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (4,2-16) 174

5. Наставления Тимофею относительно церковного управления (глава 5) 175

а) Отношения к старцам, старицам и вдовам (5,1-16) 175

б) Оказание чести пресвитерам; суд над ними (5,17-25) 176

6. Наставления Тимофею относительно гражданских обязанностей и другие (глава 6) 177

а) Наставления рабам и господам (6,1-2; 17-19) 177

б) О лжеучителях и о корнях лжеучений (6,3-16) 177

в) Обличение богатых (6,17-21) 177

Вопросы для повторения Первого послания к Тимофею 179

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ 181

1. Повод и цель написания послания 181

2. Время и место написания послания 181

Разделение и анализ содержания Послания 181

1. Увещания возгревать дар епископского служения (1, 6-18) 181

2. Увещание к твердому стоянию в вере (2,1-26) 182

3. О последних тяжких временах (3,1-4,5) 183

а) Испорченность нравов последнего времени (3,1-9) 183

б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (3,10-17) 184

в) Призыв к непрестанной проповеди (4,1-5) 185

4. Заключение (4,6-22) 185

Вопросы для повторения Второго послания к Тимофею 186

ПОСЛАНИЕ К ТИТУ 187

1. Сведения о святом Тите 187

2. Сведения о Церкви Критской 187

3. Повод и цель написания послания 187

Разделение и содержание послания 188

1. Завещание Титу утвердить Церковь на Крите (1 глава) 188

2. Наставления к должному происхождению пастырского служения (2, 1 -3, 14) 189

а) Чему пастырь должен учить в зависимости 189

от возраста и состояния слушателей (2, 1-10) 189

б) О явлении благодати Божией в мир (2,11-3,7) 189

в) Об отношении к лжеучителям (3, 8-14) 190

Вопросы для повторения Послания к Титу 191

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ 192

1. Сведения о Филимоне и обстоятельства написания послания 192

Вопросы для повторения Послания к Филимону 194

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ 195

1. Писатель послания 195

2. Место, время написания и адресат послания 195

3. Повод к написанию и цель послания 196

4. Разделение и содержание послания 196

1. Догматическая часть (1,1-10,8) 198

1.1. Превосходство Иисуса Христа перед пророками, 198

ангелами и Моисеем (1,1-4,13) 198

а) Превосходство Христа перед пророками (1,1-3) 198

б) Превосходство Иисуса Христа перед ангелами (1,4-2; 18) 198

в) Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (3,1-4,13) 199

1.2. Превосходство первосвященнического служения Христа 200

перед служением Левитским (4,14-6,20) 200

а) Характерные черты первосвященства Иисуса Христа (4,14-5,10) 200

б) Укорение евреев в косности и непонимании ими 201

христианских истин (5,11-6,20) 201

1.3. Первосвященник по чину Мелхиседека (7,1-8,6) 202

а) Первосвященство Мелхиседека (7,1-10) 202

б) Первосвященство Иисуса Христа (7, 11-8, 6) 203

1.4. Сравнение двух Заветов (8,7-10,18) 203

а) Пророчество Иеремии о лучшем завете (8,7-13) 203

б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв 204

в) Новозаветная скиния и совершенная жертва Иисуса Христа 205

г) Превосходство совершенной жертвы Иисуса Христа (10,1-18) 206

2. Нравоучительная часть (10,19-13,19) 206

2.1. Увещания к принятию веры (10,19-39) 206

2.2. Определение и значение веры (11,1–3,6) 207

2.3. Примеры веры (11,4–40) 208

а) Примеры веры древних, до потопа (11,4-7) 208

б) Примеры веры Авраама и Сарры (11,8-19) 209

в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (11,20–22) 210

г) Пример веры Моисея (11,23-29) 210

д) Примеры веры после Моисея (11,30-40) 211

2.4. Увещание к терпению и твердости в вере (12,1-13,17) 212

а) Увещание к подражанию вере свидетелей (12,1-4) 212

б) Значение наказаний (12,5-11) 212

в) Увещание к святости (12,12-17) 213

г) Предостережения от отступничества (12,18-29) 213

д) Призыв к добродетельной жизни (13,1-7) 214

е) Наставления взыскующим будущего града (13,8-16) 214

ж) Увещания к повиновению своим наставникам (13,17-21) 215

Послесловие (13,22-25) 215

Вопросы для повторения Послания к Евреям 216

ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА 219

1. Сведения о книге Откровение и ее писателе 219

2. Время и место написания Откровения 219

3. Цель написания Откровения 219

4. Замечания о толковании Откровения 220

1. Обращение к семи малоазийским Церквам (1-3 главы) 221

2. Изображение грядущих бедствий мира (главы 4-18) 221

2.1. Видение Господа Вседержителя в виде Агнца (главы 4-5) 221

2.2. Вскрытие Агнцем семи печатей (6,1-8,1) 222

(Первая седмерица видений) 222

2.3. Семь труб ангельских (8,2-11,19) (вторая седмица видений) 222

2.4. Семь знамений (12,1-15,4) (Третья седмерица видений) 223

а) Первое знамение: жена, облечённая в солнце и дракон (12-я глава) 223

б) Второе знамение: образ зверя, выходящего из моря (13,1-10) 224

в) Третье знамение: зверь, выходящий из земли (13,11-18) 224

г) Четвертое знамение: Агнец на горе Сиона (14, 1-5) 224

д) Пятое знамение: Три ангела, возвещающие миру 224

приближение великих событий (14,6-13) 224

е) Шестое знамение: Сын Человеческий с серпом (14,14-20) 224

ж) Седьмое знамение: семи ангелов с чашами гнева (15 глава) 225

семинария Сектор заочного обучения Профессор протоиерей ... бе­лое духовенство в ХVIII веке жило трудно и бедно. Люди... на Алтае стал протоиерей Стефан Васильевич Ландышев, а... святости Церкви. Под духовным руководством учеников «чудного...
  • Московская духовная семинария сектор заочного обучения

    Документ

    Московская духовная семинария Сектор заочного обучения В.Д. ... лишь поклоном, жил скромно. Вокруг... удалили при Стефане Яворском руководство в академии переходит... словесности в Ярославской семинарии , затем соборный протоиерей в Рыбинске. Известный...

  • Владислав цыпин история русский церкви 1917-1997

    Список учебников

    Иеромонахи Стефан и Феодор, имевшие его своим "старцем", и протоиерей Григорий... секторе заочного обучения в Московской Духовной Академии обучались 202, а в Московской семинарии - 602 священнослужителя. Преподавательская корпорация Московских духовных ...

  • НОВОМУЧЕНИКИ ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г

    Документ

    В семье священника. Окончил Заиконоспасское Духовное училище, Московскую Духовную Семинарию в 1899 году и Московскую Духовную Академию в 1903 году... района. В Твери у о. Иоанна жил двоюродный брат, протоиерей Василий Владимирский, и священник решил...

  • Прежде чем понять общечеловеческие интересы

    Документ

    ... . Жил ... руковод­ством Учителей-Махатм проходила специальное обучение ... Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. ... прото­иерей Стефан Зёрнов, сподвижник митрополита Москов­ского ... заочного ин-та пищевой промышленности, зав. сектором ...

  • Стефан III Великий – один из самых выдающихся правителей Молдавского княжества. Он возглавлял это государство в течение 47 лет, и сегодня историки говорят о нем: «Принял хрупкую глиняную страну, а оставил крепкое каменное княжество». Он укрепил центральную власть, очень успешно противостоял мощным вражеским державам - Османской империи, Польше и Венгрии. Во времена, когда писалась биография Стефана Великого, Молдавское княжество стало значительной политической силой в Восточной Европе. Его образ – один из самых популярных и излюбленных в молдавском фольклоре и литературе.

    Стефан III Великий | Белгород-Днестровский

    Конкретного дня рождения будущего великого господаря история не сохранила, но точно известно, что биография Стефана III Великого берет отсчет в 1429 году. Он родился в селище Борзешть, сегодня это городок в румынском регионе Бакэу. Стефан, или как часто пишут Штефан Великий, был потомком огромной династии господарей Молдавского княжества, которые носили общую фамилию Мушаты, что означает «красивый». Его отец Богдан II возглавлял страну вплоть до 1451 года. Матерью будущего легендарного правителя была Олтья Доамна.


    Стефан III Великий | Comisarul

    Перед тем как Стефан взошел на трон, там восседал его родной дядя Пётр III Арон, который в указанную выше дату отвоевал княжество у родного брата. Он отрубил голову Богдану II, пролив братскую кровь. Как и многие его предшественники, Петр Арон больше думал о развлечениях и забавах, тратил казну на собственные интересы и в итоге довел страну до такого нищенского состояния, что даже мизерная дань Турции для Молдавии оказалась непосильным бременем. Стефан III Великий собрал войско численностью в шесть тысяч человек и напал на родственника, чья армия превышала дружину атакующей стороны. Тем не менее, 12 апреля 1457 года племянник победил дядю, став этаким молдавским Гамлетом. Петр бежал в Польшу, а Собрание Страны Молдавской провозгласило Стефана новым господарем.

    Господарь Молдовы

    Вступив на престол, Стефан занялся укреплением страны. Он ограничил влияние бояр на экономику и стал скупать их земли. Важно заметить, что с теми, кто проявлял недовольство, он поступал сурово, однажды казнив одновременно 40 феодалов. Именно при новом правителе молдавские крестьяне получили статус «вольных», хотя в первую очередь Стефан III Великий это делал не ради них самих, а ради усиления своей армии, так как крепостные не имели права нести воинскую службу. Также он построил целый ряд новых крепостей и усилил мощь уже существующих.

    Благодаря изменениям в экономике стало улучшаться земледелие, развивались ремесла, процветала торговля. Любопытно, что в ту эпоху молдавский флот, ранее не имевший какого-то большого значения, постоянно присутствовал даже в Средиземном море, а корабли Молдовы доходили до Венеции и Генуи.


    Правитель молдавского княжества с 1457 по 1504 годы | Moldovenii

    Но еще более успешной была внешняя политика Стефана III Великого. Собственно, именно за удачное проведение сражений он и получил этот громкий титул. В 1465 году правитель отвоевал Килийскую и Белгородскую крепости, которые сегодня находятся на территории Одесской области. Также были разбиты венгерские захватчики в сражении у города Байи, что стало большим сюрпризом для врагов Молдавского княжества. А когда спустя 10 лет Османская империя решила вернуть себе потерянные земли и совершила карательную кампанию, османы оказались повергнуты при Васлуйской битве. Кстати, в селе Кобыльня Шолданештского района до сих пор растет гигантский дуб, у которого по легенде отдыхал Штефан Великий.


    Moldova MARE

    Но отсутствие поддержки со стороны европейских государств заставило Стефана согласиться на выплату туркам дани. Дело в том, что в последнее десятилетие XV века Молдова вела войну против Польши и Литвы, а разрываться на две стороны небольшому княжеству было сложно. Ради укрепления своих позиций Стефан III Великий даже согласился на союз с Россией, чего ранее избегал. Это мирное соглашение способствовало улучшению отношений с крымскими татарами и помогло разгромить поляков в битве близ Козминского леса.


    Знаменитая фреска: господарь с церковью в руках | Fresca, Icoane, Arta Monumentala

    Благодаря умелому правлению Стефана Молдова достигла экономического расцвета, хотя так и не прекратила бесконечных войн. Кстати, именно этому господарю принадлежит идея молдавского летописания, известного сегодня как «Анонимная летопись Молдавии». Также при нем было построено множество православных храмов и соборов и развилась местная иконопись.

    Личная жизнь

    Информация о личной жизни Стефана Великого дошла до нас в устной форме, поэтому существуют некоторые несоответствия у различных источников. Иногда первой женой Стефана III Великого называют некую Марушку, хотя данных об их браке не существует и эту женщину скорее стоит считать наложницей. Зато точно известно, что 5 июля 1463 года он обвенчался с Евдокией Киевской, внучкой . Жена подарила Стефану Третьему троих детей: Александра, Петра и Елену. Дочь Елена впоследствии станет женой Ивана Молодого, сына царя Ивана III.


    Стефан с женой | Adevarul

    Через четыре года после свадьбы Евдокия умерла. Известно, что Стефан очень сильно горевал, и на новый брак он решился только спустя пять лет, что по тем временам довольно большой срок, особенно для царственных особ. Но Евдокия Киевская для Стефана III Великого так и осталась главной женщиной в жизни. Остальные жены заняли в его сердце меньшее значение. В 1472 году господарь обвенчался с Марией Мангупской, которая происходила из императорского рода Палеологов и болгарской царской династии Асанов. Этот брак был стратегическим: как родственница турецкого хана Мария поспособствовала укреплению позиций Молдавского княжества. В этом браке у Стефана родились сыновья Богдан и Илья, второй из них скончался в раннем возрасте.


    Мария Войкица - последняя жена Стефана Великого | Adevarul

    Третьей супругой Стефана III Великого оказалась Мария Войкица. Она подарила мужу будущего преемника Богдана III Кривого, севшего на трон после отца, а также дочерей Анну, ушедшую в монастырь, и Марию Княжну. Последняя жена имела на Стефана большое влияние, в основном это проявлялось в усиленном распространении православия. Именно при ней господаря стали изображать на иконах, появился знаменитый портрет, где Стефан Третий Великий держит в руках макет церкви, символизирующий покорность Иисусу Христу.


    Влад III Цепеш - лучший друг Стефана и прототип графа Дракулы | Атеистический сайт Беларуси

    Нужно добавить, что у Стефана был еще один сын, Пётр IV Рареш, который возглавил страну в 1527 году. Кем была мать этого ребенка, история умалчивает, поэтому чаще всего Петра называют незаконнорожденным. Примечательно, что лучшим другом и верным союзником легендарного молдавского правителя был небезызвестный валахский князь Влад III Цепеш, считающийся прототипом вампира графа Дракулы из одноименного романа Брэма Стокера. Они вместе отвоевали для Стефана княжество у его дяди и впоследствии много раз сражались плечом к плечу.

    Смерть

    Причина смерти Стефана Великого не выяснена. Он скончался 2 июля 1504 года в возрасте 75-ти лет в Сучавской крепости, где его когда-то короновали. Похоронили господаря Молдовы в построенном им православном монастыре Путна, названном так в честь протекающей рядом речки.