Анализ о как безумно за окном блок. Анализ стихотворения «О, как безумно за окном» Блока. Анализ стихотворения Блока «О, как безумно за окном…»


БУНИН И.А. "РОДИНА". 1 .Докажите, что это чисто русский пейзаж. -- "нет конца лесам сосновым" (просторы); --"снежная пустыня" (бесконечные снега); --"далеко до деревень" (просторы, деревня).

2.Покажите цветовое однообразие пейзажа. --"мертвенно-свинцовый" -- бело-серый; --"молочно-синий"--бело-синий; -"сумрачный"-тускло-освещенный, печальный. 3.Почему " печаль кроткая"? –кроткий -- покорный, смирный. 4.Даль печальная и туман печальный.

5.Почему все печальное?

Зима, долго.

Урок № 31

Лингвопоэтический анализ стихотворения А. Блока «О, как безумно за окном».
А.А. БЛОК. "О, КАК БЕЗУМНО ЗА ОКНОМ..."

1 .Комментарий.

Нагие - лишенные одежды (здесь);

Кров - жилище, приют;

Сожаленье - чувство печали, огорчения;

Страдальцы - люди, перенесшие страдания;

Изнывая - мучаясь.

2.Какова роль эпиграфа?

Чтение сноски - трагедия. Короля Лира выгнала из дома

дочь.3начит,эмоциональный настрой стиха -трагедия.

З.Тема - о буре и людях, лишенных крова.

4.Идея - переживания, чувство сострадания, трагедия. Внешний мир определяет внутренний мир человека. Гармония.

5.Образы - лирический герой, буря, ветер, ночь, страдальцы.

б.Композиция - а).Кольцевая;

б). 1 часть - описание бури; 2 часть - стремление разделить

участь страдальцев; жалость.

7.Речевые особенности.

Описание бури: фонетические особенности - ассонанс (у) -

завывание; аллитерация -(р), (з).Тип речи- повествование: глаголы

показывают динамичность, силу, мощь бури.2 часть - описание

состояния человека. Чувство печали (сожаленье) заставляет

героя разделить участь страдальцев.

Последние строчки - повтор, усиливающий трагедию

Предложения короткие, при описании бури, и осложненные, при

описании состояния человека.

Размер стиха - ямб.

8.Речевые средства выразительности.

Буря ревет, бушует; ветер воет - олицетворения;

буря злая - эпитет;

бороться с мраком и дождем,бушует ветер, изнывая - метафора.

Чувство тревоги, сожаления, трагедии, сопереживания. Гармония состояния человека и природы. Это стихотворение

посвящено В.П.Долматову, любимейшему

артисту, прославленному исполнителю роли короля Лира.

Урок № 32

Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою».

1).Комментарий. Чародейка - волшебница; бахрома - свисающие кисти, шнурки, здесь снежный покров; трепетать - испытывать волнение; краса - красота; оковать - здесь одеть пушистым снегом;"не мертвец и не живой" - состояние оцепенения; мещет - метать (гл. Зл. ед. ч. ст. слав.); пуховой - пуховый - устаревшее ударение. 2).Определите тему. - Лес зимой, описание зимнего леса. 3).Определите идею. - Зима - чародейка. 4).Попробуем разобраться в авторском замысле: а). Почему слово" Зима" написано с большой буквы? - Она живая; б). Какой называет автор Зиму? - Чародейкою; в). Чародейка - колдунья, волшебница. Добрая ли колдунья? - Да. г) Что сделала чародейка-зима? - Околдовала лес; д.) Приведите примеры из реальной жизни зимы-проказницы. - Узоры на окнах, иней на деревьях;

е). Что делает лес? - Стоит сном волшебным очарован. 5.Образы: Зима и лес. Зима околдовала лес. 6.Композиция. - Двухплановая: жизнь зимы и жизнь леса. Здесь нужно обратить внимание на тире. Это не просто знак препинания - следующие после тире строки поясняют сказанное ранее. Например, лес стоит околдован -главное слово, а дальше пояснение: он блестит чудной жизнью. Очарован - стоит сном очарован.Солнце зимнее метнет луч - он (лес) заблещет ослепительной красотой. 7. Перед нами словесная картина зимнего леса. 8. Какие изобразительные средства использовал автор? - Олицетворения:лес стоит; чародейкой околдован, не мертвец и не живой. Эпитеты - сном волшебным,ослепительная краса. Метафора - Зима-чародейка, снежная бахрома; оксюморон - необычное соединение слов, противоречащих друг другу, например, "цепь пуховая","сон наяву","хилый силач".

Урок № 33

Лингвопоэтический анализ стихотворения С. Есенина «С добрым утром».
С. ЕСЕНИН. "С ДОБРЫМ УТРОМ". 1 .Комментарий. Затон, заводь, перламутр, зеркало. 2.Тема: наступление раннего утра. З.Идея: восхищение пробуждением природы. 4. Образы: звезды, свет, березки, крапива. 5. Лирический герой. 4.Композиция: стихотворение состоит из 3 строф - все «работают» на описание раннего утра.

1 строфа - общее впечатление, 2 строфа посвящена березкам, 3 строфа - крапиве.

5.Речевые особенности: каждая строка начинается с глагола. (Перечислить).Это характерно для типа речи повествования - сменяющие друг друга последовательные действия. Глаголы, потому что Есенин показывает, как просыпается природа ранним утром. Он видит последовательность действий. Стихотворение состоит из сложных предложений с перечислением, в 3 строфе прямая речь. 6.Средства выразительности: "задремали звезды", "свет румянит","березки улыбнулись, растрепали", "крапива обрядилась","крапива шепчет шаловливо"- олицетворения; "звезды золотые","сонные березки","шелковые косы","серебряные росы"- эпитеты; "росы горят" -метафора.

7.Размер стиха - хорей.

8.Вывод - чувство радости, восхищения, прекрасное настроение, природа встречает утро ласково.

Урок № 34

Лингвопоэтический анализ стихотворения В. А. Жуковского «Приход весны».

В.А.ЖУКОВСКИЙ. "ПРИХОД ВЕСНЫ". 1. Назовите приметы весны, которые перечисляет автор. - "зелень нивы", "рощи лепет", "жаворонка трепет", "теплый дождь", "сверканье вод".

2.Все ли приметы весны назвал Жуковский? Если ученики утверждают, что не все, то нужно попросить их перечислить другие приметы. Учащихся необходимо подвести к мысли, что в строчках Жуковского приметы весны обобщены, например,"сверканье вод" -это и солнце, и солнечный день..., т.е. в приметах отображено все. 3.Почему он берет только эти? -самое главное.

4.Поэт не случайно подбирает слова: «Лепет" -почему? Однокоренные слова лопотать, лопочет. О ком говорят, что он лопочет? - Ребенок, т.е. роща молодая, она еще только родилась (листочки). "Трепет" - в словаре Ожегова - 1.-дрожание, колебание 2.-сильное волнение чувств; 5. Что имел в виду Жуковский? - Конечно, волнение чувств. Почему? - радость, весна...

6. Какой метафорой поэт называет весну? - "жизнь души". 7. Почему? - сильное волнение чувств. 8. Какое изобразительное средство использует автор? - метафору: "рощи лепет", "жаворонка трепет", "жизнь души"...

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

1. выявлять роль выразительных средств языка в произведениях разных жанров;

2. определять, вычленять и оценивать структуру текста;

самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя;

3. идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе;

4. при анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств;

5. владеть специальной терминологией словесности;

Работать со словарями разных видов;

6. видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности;

7.понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

Контрольно- измерительные материалы.

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) ра­боты по элективному курсу «Лингвопоэтический анализ стихотворного текста» должны по­казать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений.

Разработанная система проверочных (текущих) и контрольных (итоговых) заданий позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся по данному курсу, определить уровни сформиро­ванности их учебно-познавательной деятельности..

В целом система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

Социальную : позволяет установить соответствие лич­ных достижений каждого ученика требованиям програм­мы; воспитательную: отслеживается динамика про­движения каждого ученика в обучении; образовательную: определяется уровень усвоения материала, анализируются результаты вносятся коррективы в содержание и планирование учебного мате­риала; эмоционально-развивающую: эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огор­чение, безразличие - может укрепить его учебную мотива­цию или породить неуверенность в себе и нежелание продолжать данный курс.
Виды проверочных и контрольных заданий.
1. Терминологические диктанты.

2. Терминологическая игра «Продолжи предложение».

3. Определить вид тропа, прокомментировать его.

4. Конструирование.

5. Упражнение «Одень слово».

6. Определить вид рифмы, аргументировать, составить схему рифмовки.

7. Интерпретация стихотворений.

8. Составление небольшого поэтического сборника стихотворений. 9. Составление программы концерта из стихотворений русских поэтов.

Терминологический диктант:
Лирика, поэтика, образ, лирический герой, эпитет, метафора, антитеза, олицетворение, ямб, хорей, дактиль.
Терминологическая игра «Продолжи предложение».
Поэма – один из жанров …. (лироэпических произведений).

Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется …(метафорой).
Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются …(эпитетами).

Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является … (гиперболой).

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение называется…(гиперболой)
Определить вид тропа, прокомментировать его.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом… (М.Ю. Лермонтов )

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела. (А.С. Пушкин )

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин )

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком… (С.А. Есенин )

Зачем поэты используют литературные тропы? (Вводя тропы в текст, автор хочет, чтобы его не только услышали, но и представили, увидели изображенные словом картины. Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение. Кстати, тропы уместны не только в поэзии, но и в художественной прозе.)

Конструирование.

Прочитайте стихотворение, проанализируйте, подберите и вставьте пропущенные слова.

Под небом – Угрюмо меркнет – день, И нет конца лесам – И далеко до деревень.

Упражнение «Одень слово».

Учащиеся подбирают к слову подходящие слова (существительные, прилагательные, глаголы), составляют словосочетания, предложения, таким образом «собирая» материал для создания стихотворения.

Определить вид рифмы, использованной поэтом, аргументировать свой ответ, составив схему рифмовки.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом. (А.С. Пушкин ) (абба)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин ) (абаб)

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать? (А.С. Пушкин ) (аабб)

Интерпретация стихотворений В.Я.БРЮСОВА “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

Серебро, огни и блестки -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! 1895г.

Какие чувства и мысли вызвало у вас стихотворение? Что вы можете рассказать о художественном мастерстве поэта?

Перечитайте 1 строфу. Какое чувство и как надо выразить? Определите тему этой строфы (все стихотворение – о первом снеге, но у каждой строфы есть свой предмет описания, поэтического размышления).

Перечитаем 2-ю строфу. Тема меняется. Что теперь в сфере внимания автора?

Какую роль играют эти слова в стихотворении? (Поможет повтор слова “это”).

Очень значима 2 строчка. Нарисуйте эту картину. В чем ее особенность?

Найдите в 3 строфе слово, подсказывающее нам, что мы правильно поняли поэта.

Перечитайте 4 строфу; Какие мысли она у вас вызвала?

Обратите внимание на первое и последнее слово в стихотворении. Это одно слово – “серебро”. У стихотворения кольцевая композиция, здесь она – выражение гармонии.

Составление небольшого поэтического сборника стихотворений.
Необходимо составить поэтический сборник стихотворений, объединенных одной темой (весна, осень, метель, ночь и т.д.) и написать к этому поэтическому сборнику вступительную статью, объясняющую, чем может заинтересовать современного читателя пейзажная лирика. Сборнику и статье дать название. Создавая свой собственный альманах из полюбившихся стихотворений и работая над вступительной статьей к нему, ученик выбирает и обосновывает свой выбор, тем самым формирует художественно-эстетический вкус, высказывая собственные читательские пристрастия.
Составление программы концерта из стихотворений русских поэтов.

Эта форма предполагает не только выразительное чтение наизусть, но и комментарии к стихотворениям, подготавливающие к восприятию произведения. Комментарии подготавливаются самими учениками.

Список литературы


  1. Ю. Лотман Анализ поэтического текста. Москва, 1972г.

  2. Д. Розенталь Практическая стилистика русского языка. М., «Русский язык», 1976г.

  3. С.И. Львова Уроки словесности. Москва, «Дрофа», 2000г.

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., «Педагогика», 1987г.

  5. Л.И. Тимофеев Словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1974г.

  6. Ю. Лотман В школе поэтического слова. М.,1988г.

  7. В. Рождественский Читая Пушкина. Л., 1966г.

  8. Л.И. Горшков Русская словесность М.,1996г.

  9. Н.М. Шанский Лингвистический анализ стихотворного текста. М., «Просвещение» 2002г.

  10. Н.Л. Карнаух Письменные работы по литературе. М., «Дрофа» 2002г.

  11. «Литература», приложение к газете «Первое сентября» за 2000-2007гг.

Стихотворение «О, как безумно за окном…» датировано 24 августа 1899 года. Оно написано девятнадцатилетним Блоком в пору первого, еще юношеского, увлечения театром. В некоторых редакциях имеет посвящение актеру Александринского театра Далматову, игрой которого в роли короля Лира поэт был восхищен. Эпиграфом к произведению взяты слова из монолога главного героя трагедии.

Главная тема стихотворения

Стихотворение навеяно, как писалось выше, сюжетом и атмосферой трагедии Шекспира. Многие строки произведения перекликаются с текстом монолога шекспировского героя, обманутого и изгнанного из королевства. Стихотворение пронизано глубоким состраданием к «людям, лишенным крова».

Поэт имеет в виду, конечно, не только понятие дома, как пристанища от непогоды. Автор говорит о духовном одиночестве героя, предательстве близких людей. Он принимает в сердце страдания изгнанников, ему близка и понятна их нравственная и физическая боль. Сочувствие к «страдальцам» гонит его из дома, поэт хочет разделить их участь.

Итак, темой стихотворения стало одиночество лирического героя, его «бесприюность». Внешним толчком для написания произведения Блоком послужило его эмоциональное потрясение от игры актера. Но были и глубинные мотивы, послужившие основой для создания лирической миниатюры - взаимоотношения поэта с невестой, которые складывались очень непросто.

Тем летом с Любовью Менделеевой, в которую поэт был влюблен, произошло объяснение, после которого наступил разрыв. Вскоре влюбленные стали вновь близки, но в конце лета 1899 года Блок переживал трагедию расставания. Его мучает одиночество, в его душе бушует буря, которую он и описал в стихотворении «О как безумно за окном…» Читая его, можно понять, что лирический герой, возможно, завидует тем, кто на самом деле бродит под ненастным небом, без крова и пристанища. Ведь эта природная буря когда-то должна закончиться, а его душевное ненастье, как считает автор, будет длиться бесконечно.

В небольшом по объему тексте акцент сделан на описании ревущей «бури злой», им начинается и заканчивается стихотворение. Кульминацией повествования становится восклицание о желании автора вслед за теми, кто бродит в бурю за его окнами, самому броситься «в объятья холода сырого». В этом стремлении читается не только чувство сострадания к бесприютным скитальцам, но и надежда самому обрести в борьбе «с мраком и дождем» утерянное душевное равновесие.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворный текст лишен цветовых образов. Для передачи картины разбушевавшейся стихии поэт использует ряды слов с повторяющимися гласными «у» и «о». Фонетический прием позволяет читателю «услышать» звуки бури. Текст насыщен восклицаниями, повторяющимися, идущими сплошной чередой глагольными конструкциями, которые передают смятение, состояние тревоги и одиночества лирического героя. Стихотворение не разбито на строфы. Компактность текста позволяет воспринимать его, как «выдох», эмоционально высказанную, короткую мысль страдающего поэта.

Написанное еще юным Блоком произведение содержит характерные черты всего творчества поэта: символизм, искренность при описании душевного состояния лирического героя, связывание движений его души с явлениями, происходящими в природе.

В представлении большинства читателей ранняя лирика Александра Блока связана со «Стихами о Прекрасной Даме». Однако мало кто знает, что более ранним сборником был «Ante Lucem», что переводится с латыни - «До света». И действительно, все произведения, входящие в цикл (более 50), лишены светлого начала. Уже в названиях звучат мотивы ночи, сна, грозы, одиночества.

Эпиграф задает основной тон стихотворению: все произведение пронизано состраданием к тем, кто в силу разных обстоятельств лишился крова. Монолог шекспировского героя, откуда взяты строки эпиграфа, обманутого, изгнанного из своего королевства, был призван вызвать участие в сердцах зрителей.

Скорее всего, внешним толчком для появления подобного лирического произведения стало эмоциональное потрясение от игры Василия Далматова. Однако многие исследователи раннего творчества Блока упоминают и скрытый мотив - непростые взаимоотношения с будущей невестой Любовью Менделеевой. За два года Александр написал почти триста стихотворений, но нет ни радости, ни счастья в его стихах, посвященных первой любви. Он будто чувствовал себя изгнанником.

Участием к судьбе изгнанников полон и лирический герой блоковского стихотворения «О, как безумно за окном…». Он признается:

Мне жаль людей, лишенных крова...

Пейзаж призван подчеркнуть безумство, царящее за окном: бушующая буря, льющий без конца холодный дождь, воющий ветер. Все эти признаки ненастья рождают в душе героя двойственное чувство: с одной стороны, он сочувствует «лишенным крова» , таким как шекспировский король Лир, как миллионы бедняков, влачащих жалкое существование в полуразваленных русских избах.

С другой стороны, герой, чувствующий себя в безопасности, мечтает броситься в «объятья холода сырого» , чтобы «бороться с мраком и дождем» . По мысли автора, именно такое состояние поможет не только испытать счастье борьбы (позже Максим Горький в своей «Песне о Соколе» назовет это «счастьем битвы»), но и разделить участь страдальцев. Ведь, как известно, страданиями совершенствуется душа человеческая.

Лирика Блока - творческое истолкование шекспировской трагедии, а не комментарий к ней. Страстная жажда идеального роднит героя Блока с героем Шекспира. Таким образом, творчество Блока следует рассматривать как движение, вовлекающее читателя в мучительное и страстное его размышление о судьбе человеческой и лице жизни, как своеобразную «историю души поэта».

Для этого поэт-символист использует параллелизм - стилистическую фигуру, состоящую из «рядом идущих» предложений, подчеркивающих сходство образов человека и природы. Бушующая за окном непогода призвана раскрыть бурю, творившуюся в душе лирического героя. Одиночество героя, его духовная «бесприютность» и становится ведущим мотивом этого небольшого произведения.

Повторяющиеся в конце стихотворения первые строки неожиданно меняются к концу: бушующая за окном «буря злая» сменяется бушующим, но изнывающим ветром. Этот образ призван подчеркнуть не столько жалость и сочувствие героя, сколько желание испытать сильное потрясение, способное перевернуть всю его жизнь.

Таким образом, искания юного Александра Блока, сложность его движения к единству с миром, неизбежные потери и обретения - всё это и составляет суть его лирики, всю его душу. Недаром современники Блока, например К. Чуковский, утверждали, что личность поэта оказывала на них просто магнетическое действие: «... В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

  • «Незнакомка», анализ стихотворения

Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны, чувствительный и восприимчивый человек предстает перед нами.

Стихотворение «О, как безумно за окном…» написано в 1899 году, когда Блок еще не был символистом, оно входит в его сборник стихов под названием «Ante Lucem» . В то время А. Блок еще только искал себя среди жанров литературы и в творениях своих скорее выражал свои эмоции, внутренние переживания. Пусть Блок известен как символист, но его ранние работы проникнуты удивительной атмосферой, искренностью. Они чувственные и столь же прекрасные, как и знаменитые стихотворения поэта. На тот момент, Александр Блок терпел любовные переживания и успокоение его было в единении с природой. Просмотреть его тягу к схожести с явлениями природы очень легко увидеть. Поэту будто становится легче, когда внутренние переживания выливаются в природе, бури, дожди, ветра.

Поэт описывает пейзаж «Ревет, бушует буря злая» , показывая невероятную силу природы. Однако же в душе лирического героя, пусть и неясно, но просматривается такое же состояние, о чем говорит общий фон стихотворения-грусть с импульсивностью, тоска. Блок пишет о том, что он жалеет тех людей, у которых нет крова, однако «сожаленье гонит прочь» бороться так же с холодом, «разделяя участь» несчастных. Не только сожаление гонит поэта в объятия бури, но и боль от разлуки с любимой, поэту лучше забыться в неиствовствании природы. Впечатление усиливается тем, что Блок снова напоминает о силе бури в последней строфе, заставляя читателя вернуться из его переживаний к внешнему миру. Милосердие и восприимчивость к чужому горю или посылы символизма царят в стихотворении? Одного ответа нет, каждый читатель воспринимает всегда по-своему, потому однозначно сказать нельзя.

Данное стихотворение Блока открывает его с новой стороны, если читатель узнал его изначально как уже состоявшегося поэта, символиста. Такие, может быть, простые, ясные, немного наивные стихотворения поэта притягивают. Они более приземленные, кстати, как и в поздних работах Блока, когда он понимает, что символизм-довольно легкомысленно. Наверное, все-таки без таких юношеских стихотворений талант Блока не был бы полностью раскрыт нами. Такая разносторонняя личность, он всегда рассказывал свою жизнь в стихах.

Анализ стихотворения О, как безумно за окном по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина

    Природа и человек – две составляющие нашего огромного мира, которые всегда присутствуют на страницах произведений русской литературы. Не является исключением и стихотворение Сергея Есенина

  • Анализ стихотворений Мережковского

    Анализ стихов Мережковского

  • Анализ стихотворения Осень Бальмонта

    Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений.

  • Анализ стихотворения Клятва Ахматовой

    Любая несправедливость, горе и страдание имеют собственный отклик в душе практически любого человека, который видит нечто подобное, люди склонны к сочувствию. Когда началась

  • Анализ стихотворения Великое чувство! У каждых дверей Некрасова

    В сложные периоды своей жизни каждый из нас подсознательно обращается к самому дорогому и близкому человеку, к маме, которая способна пожалеть и поддержать в любой трудной ситуации.

Ранее творчество Александра Александровича Блока характеризуется большой чувственностью и эмоциональностью. Примером тому служит стихотворение «О, как безумно за окном» – прекрасный образец философской лирики. Представляем краткий анализ «О, как безумно за окном» по плану, с помощью которого можно лучше подготовиться к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1899 году, в период творческих исканий и любовных переживаний поэта. Опубликован в сборнике стихотворений «Ante Lucem».

Тема стихотворения – Одиночество лирического героя, которое подчеркивается разбушевавшейся погодой.

Композиция – Кольцевой тип композиции.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры «бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь —

в объятья холода сырого!..».

Эпитеты «ужасна», «злая».

Инверсия - «несутся тучи».

Олицетворения «безумно ревет», «бушует буря», «ветер воет».

История создания

В студенческие годы Бок примкнул к течению символистов, но до этого он занимался активным поиском себя в поэзии, постоянно экспериментируя с жанрами и стилями. Итогом этих поисков стал сборник стихотворений «Ante Lucem», опубликованный в 1899 году. Среди прочих произведений в него вошел стих «О, как безумно за окном», в котором сквозь призму разбушевавшейся природы показаны душевные терзания юного поэта.

К тому времени Блок была давно безнадежно влюблен в Любовь Менделееву, которая впоследствии стала его супругой. Однако начальный этап их отношений не предвещал столь благополучной развязки. После трогательного признания в чувствах последовала продолжительная разлука, ставшая для Александра настоящим испытанием.

Внутренние переживания поэта нашли свое отражение в строчках стихотворения «О, как безумно за окном». Они в полной мере отражали его душевное состояние, помогали справиться с последствиями личной драмы.

Тема

Центральная тема произведения - одиночество лирического героя, чья мятущаяся душа никак не может найти успокоения. Ему близки страдания скитальцев, у которых нет дома, нет надежного убежища, где можно было бы скрыться от разыгравшейся стихии. Терзаемый душевными муками, герой мечтает разделить их участь, и это стремление гонит его навстречу буре.

В какой-то мере он даже завидует несчастным, которые испытывают лишь физические страдания от непогоды. Рано или поздно буря пройдет стороной, и на ясном небе вновь появится солнце, в то время как его душевное ненастье может длиться целую вечность.

Композиция

В небольшом произведении, состоящим из двенадцати строк, автором сделан акцент на описании страшной бури - с него берет начало стихотворение, им же и заканчивается.

Кульминацией повествования служит восклицание лирического героя, пожелавшего разделить участь тех несчастных, которые вынуждены оставаться один на один со стихией.

Жанр

Стихотворение «О, как безумно за окном» написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Произведение Блока отличается большой эмоциональной выразительностью. Этот эффект был достигнут поэтом за счет использования восклицательных конструкций, многочисленных глагольных форм, прекрасно передающих буйство разыгравшейся стихии.

Также в стихотворении немало метафор (« бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь — в объятья холода сырого!..»), эпитетов («ужасна», «злая»), олицетворений («безумно ревет», «бушует буря», «ветер воет»).

Картина яростной бури встает перед глазами читателя благодаря повторению одних и тех же слов (дождь, ветер, безумно, ночь, бушует), а также ассонансам на буквы «о» и «у», позволяющих явственно услышать шум дождя и завывание ветра.