Биография мэри шелли. Мэри Шелли: жизненные перипетии девушки, написавшей историю о Франкенштейне Затянувшийся на десятилетия эпилог

Мэри Шелли (полное имя - Мэри Уолстонкрафт Шелли / Mary Wollstonecraft Shelley (по мужу, урождённая Годвин / Godwin) - английская писательница, драматург, автор рассказов, эссе, биографий и путевых заметок.

Мэри Шелли родилась в Сомерс-Тауне, Лондон. Она была вторым ребенком феминистки, философа, преподавателя и писательницы Мэри Уолстонкрафт и первым ребенком философа, писателя и журналиста Уильяма Годвина , снискавшего громкую известность социально-утопическим «Исследованием о политической справедливости» (1793). Мать Мэри умерла через десять дней после рождения дочери от родильной горячки. Мэри и её родная сестра Фанни Имлай (дочь Мэри Уолстонкрафт от первого брака) воспитывались отцом.

Хотя Мэри Годвин не получила официального образования, отец обучал ее широкому кругу предметов. В детстве у нее была гувернантка, ежедневный наставник и она читала детские книги своего отца по римской и греческой истории в оригинале. Также в течение шести месяцев в 1811 году Мэри посещала школу-пансион в Рамсгейте.

Весной 1814 года она познакомилась с Перси Биши Шелли , который поразил ее воображение. В свою очередь молодой поэт нашел в ней то, чего не хватало ему в жене Хэрриет: широту умственных интересов, свежесть и глубину поэтического чувства, пренебрежение к «дамским» заботам о светских приличиях, моде, комфорте. В возвышенном образе Цитны - героини поэмы «Восстание Ислама» (1818), которую Шелли посвятил молодой жене, ее идеализированный облик был слит воедино с романтически преображенными воспоминаниями о ее матери, Мэри Уолстонкрафт.

Поскольку отец Мэри не одобрил ее связь с Шелли, 28 июля 1814 года пара в сопровождении сводной сестры Мэри, Клер Клермон, тайно уехала во Францию, оставив в Англии беременную жену Перси. Они путешествовали по разоренной войной Франции, побывали в Швейцарии, спустились вниз по Рейну до голландского порта Масслёйс, а 13 сентября 1814 года прибыли в Грейвсенд, графство Кент.

Мэри Шелли пробовала писать еще в детстве. Во время свадебного путешествия летом 1814 года она принялась за сочинение романа под мрачным заглавием «Ненависть», рукопись которого не сохранилась. Шелли был высокого мнения о литературном таланте жены, считая, что ей должно особенно удаваться изображение трагического. Иногда они пользовались одной записной книжкой: сохранился рукописный томик, где наброски повести Мэри Шелли «Матильда» соседствуют с «Одой к Неаполю» и черновыми отрывками «Защиты поэзии» и «Освобожденного Прометея», вписанными рукой поэта. Не удивительно, что стихи Шелли естественно включаются в ее повествовательную прозу. Так, Франкенштейн в десятой главе цитирует раннее стихотворение Шелли «Изменчивость»; нередко и здесь и в других книгах Мэри в ткань изложения вплетаются отдельные образы из лирики поэта.

«Франкенштейн» вышел в свет анонимно весной 1818 года - как раз в то время, когда Шелли и его семья покинули Англию, перебравшись в Италию. Виктор Франкенштейн, этот «современный Прометей», создает человекоподобное существо - гиганта, наделенного необычайной мощью, выносливостью и энергией. Но его создание не может найти себе места в человеческом обществе и скоро неизбежно становится отъявленным врагом людей. Отверженный, несправедливо гонимый людьми, которым этот гигант хотел делать только добро, он становится жертвой собственного рокового одиночества. И первыми жертвами этой сокрушительной силы, «сотворенной» Франкенштейном, оказываются те, кто ему всего дороже и ближе.

Первоначально широкая публика воспринимала его попросту как занимательную фантастическую повесть. Но уже при жизни автора образ Франкенштейна стал приобретать значение обобщающего символа. И именно «Франкенштейн» оказался единственным из художественных произведений Мэри Шелли, которое пережило ее и постоянно переиздается и в наше время. Сегодня можно утверждать, что «Франкенштейн» стоит у истоков жанра научной фантастики. Обладающее мрачной, но необыкновенно сильной энергетикой повествование об ученом, уникальное изобретение которого обернулось трагедией для него и окружающих, предвосхитило пессимистические мотивы ряда современных научно-фантастических произведений. Не случайно уже в XX веке к этому сюжету обращались многие писатели, а имя же самого Франкенштейна, человека, создавшего злую силу, с которой он не смог справиться, сделалось нарицательным.

Летом 1822 года судьба нанесла Мэри свой самый жестокий удар: яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался домой из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом; тела погибших были найдены только через несколько дней. Теперь все ее заботы были отданы сыну Перси Флоренсу, единственному, кто остался у нее, после того как она похоронила в Италии двоих детей. Начались многолетние конфликты с сэром Тимоти Шелли, который назначил внуку скудное содержание, поставив условием, чтобы Мэри не смела писать о Шелли и издавать его рукописи. Когда же она рискнула нарушить этот запрет, опубликовав «Посмертные стихотворения» Шелли, сэр Тимоти немедленно прекратил выплату денег на содержание внука; большую часть тиража пришлось изъять из продажи.

Мэри мечтала написать биографию мужа; так как это ей возбранялось, она вышла из положения, изложив свои воспоминания о Шелли и размышления о его творчестве в форме развернутых «примечаний» к его произведениям. Чтобы дать сыну достойное образование, Мэри Шелли неустанно зарабатывала на жизнь литературным трудом. Она занималась редактурой, компилировала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала, чаще всего анонимно. На титульных листах ее романов значилось вместо ее фамилии: «Автор «Франкенштейна». Впрочем, к этому времени секрет ее авторства был уже хорошо известен в литературных кругах.

Из пяти романов, опубликованных Мэри Шелли после «Франкенштейна», наиболее интересны «Последний человек» (1826) и «Lodore» (1835). Как и в других произведениях, написанных ею после смерти Шелли, в них много автобиографического. В период работы над «Последним человеком» Мэри отметила в своем дневнике, что проецировала в будущее, изображенное в этой фантастической утопии, свое мучительное чувство одиночества. В главных действующих лицах романа легко узнать романтически преображенные характеры Байрона и Шелли. Будущее человечества рисуется Мэри Шелли в мрачных красках. Люди добьются расширения своих свобод; новые изобретения улучшат их жизнь (Мэри описывает, в частности, «пернатые» воздухоплавательные аппараты, на которых ее герои летят из Италии в Англию, на что им требуется шесть дней). В 2092 году всюду царит мир. Еще двенадцать месяцев, и на земле наступит рай, мечтает Адриан. Но силы природы ополчаются против людей. Эпидемия чумы охватывает целые континенты. Народы охвачены паникой. В Англии начинается голод. К этому присоединяются небывалые стихийные бедствия: разрушительные ураганы, землетрясения, наводнения. Банды беглецов из Америки являются в Англию; грабя и пожирая, как саранча, все, что попадается на пути, они идут штурмовать Лондон...

В «Lodore», вполне реалистическом психологическом романе, действие которого происходит в тогдашней Англии, в портретах героев также угадываются черты Байрона и Шелли. Особенно интересны главы, описывающие бедственную жизнь в Лондоне молодой супружеской четы Вильерсов. В изображении их мытарств в сумрачном зимнем Лондоне, с его желтыми туманами, толпами равнодушных прохожих, бедными меблированными комнатами, судебными приставами и арестным домом, писательница явно воспользовалась воспоминаниями о печальной зиме 1814/15 года - первой зиме ее замужней жизни.

Представляет интерес и рассказ Шелли «The Mortal Immortal» (1883), в котором ассистент оккультиста Корнелия Агриппы выпивает эликсир бессмертия, сделанный его учителем. Через 300 лет спустя он несчастен, мрачен, почти безумен, т.к. остается молодым, а его любовь давным-давно умерла. На идейном уровне рассказ имеет отсылки к роману отца писательницы Уильяма Годвина «Сен Леон» , и более 40 раз включался в различные жанровые антологии.

В жанровые антологии неоднократно включались также ее рассказы «Valerius: The Reanimated Roman» (1819), «Превращение» (1830), «Сон» (1931), «The Invisible Girl» (1832) и «Roger Dodsworth: The Reanimated Englishman» (1863).

Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года на Честер-сквер в возрасте пятидесяти трех лет, как посчитал ее врач, - от опухоли головного мозга.

Биография

Женевское озеро и «Франкенштейн»

В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт. Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном , результатом отношений Клэр с которым стала её беременность. Они прибыли на место 14 мая 1816 г., а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе с врачом и писателем Джоном Уильямсом Полидори. В это время Мэри Годвин просит обращаться к ней как к миссис Шелли. В деревне с названием Колоньи, рядом с Женевским озером, Байрон снимал виллу, а Перси Шелли - более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами.

«Лето было сырым и холодным, - вспоминала впоследствии Мэри, - беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому». Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта Эразма Дарвина , жившего в XVIII веке . Считалось, что он занимался вопросами гальванизации (в то время термин „гальванизация“ означал не создание металлических покрытий электрогальваническим способом, а воздействие электрическим током на мертвый организм, которой вызывало сокращение мышц и видимость оживления), и осуществимости возвращения мертвого тела или разрозненных останков обратно к жизни. Даже ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал «сверхъестественный» рассказ. Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании Франкенштейна :

«Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».

Мэри начала работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы. Под влиянием энтузиазма Перси Шелли новелла выросла до размеров романа, ставшего для неё первым и получившим название « ». Этот роман был опубликован в 1818 году . Позже она описывала то лето в Швейцарии как период, «когда я впервые перешагнула из детства в жизнь».

Основные произведения

  • История шестинедельного путешествия / History of Six Weeks" Tour through a Part of France, Switzerland, Germany, and Holland, with Letters Descriptive of a Sail round the Lake of Geneva, and of the Glaciers of Chamouni (1817)
  • Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)
  • Матильда / Mathilda (1819)
  • Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки / Valperga; or, The Life and Adventures of Castruccio, Prince of Lucca (1823)
  • Последний человек / The Last Man (1826)
  • Судьба Перкина Уорбека / The Fortunes of Perkin Warbeck (1830)
  • Лодор / Lodore (1835)
  • Фолкнер / Falkner (1837)

Экранизации

  • 2009 - Последний человек
  • 2012 - Франкенштейн Мэри Шелли

Ссылки

  • Шелли, Мэри на сайте «Лаборатория фантастики»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 30 августа
  • Родившиеся в 1797 году
  • Умершие 1 февраля
  • Умершие в 1851 году
  • Мэри Шелли
  • Писатели-фантасты Великобритании
  • Писатели романтизма
  • Английские писательницы XIX века
  • Умершие от рака мозга

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шелли, Мэри" в других словарях:

    ШЕЛЛИ, МЭРИ УОЛСТОНКРАФТ (Shelley, Mary Wollstonecraft) (1797 1851), английская писательница. Родилась 30 августа 1797 в Лондоне. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была одной из зачинательниц движения за женское равноправие, отец, У.Годвин, философ и… … Энциклопедия Кольера

    - (Shelley) (1797 1851), английская писательница. Жена П. Б. Шелли. Романтическое разочарование в просветительских идеалах выразила в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). * * * ШЕЛЛИ Мэри ШЕЛЛИ (Shelley) Мэри (урожденная Годвин,… … Энциклопедический словарь

    - (Wollstonecraft Shelley) английская писательница (1798 1851). Дочь известного английского публициста и писателя Вильяма Годвина и писательницы Мери Годвин, урожденной Волстонекрафт, она 16 ти лет увлеклась поэтом Перси Шелли, последовала за ним в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мэри Уолстонкрафт Шелли Mary Wollstonecraft Shelley Дата рождения: 30 августа 1797 Место рождения: Лондон Дата смерти: 1 февраля 1851 Место смерти … Википедия

    Шелли (Shelley) Мэри Уолстонкрафт (30.8.1797, Лондон, ‒ 1.2.1851, там же), английская писательница. Дочь У. Годвина; жена П. Б. Шелли. Герой её романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818, рус. пер. 1965) создаёт искусственного «демона» … Большая советская энциклопедия

    Шелли: Шелли, Перси Биши английский поэт, муж Мэри Шелли Шелли, Мэри Уолстонкрафт английская романистка, жена Перси Биши Шелли Шелли, Эдриэнн (1966 2006) американская актриса Шелли Марш персонаж сериала «Южный парк» … Википедия

    Mary Wollstonecraft Shelley Дата рождения: 30 августа 1797 Место рождения: Лондон Дата смерти: 1 февраля 1851 Место смерти … Википедия

    Мэри Уолстонкрафт Шелли Mary Wollstonecraft Shelley Дата рождения: 30 августа 1797 Место рождения: Лондон Дата смерти: 1 февраля 1851 Место смерти … Википедия

В 19 веке считалось, что удел женщин-писательниц (если уж они осмелились ступить на эту тропу) - рассуждать о неразделенной любви к красавцу-графу или о предстоящем бале. А вот Мэри Шелли, автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», отказывалась соответствовать представлениям мужчин о том, какое место должна занимать девушка, как ей положено проводить досуг и кого она должна любить. Первая женщина в истории фантастики создала произведение об одержимом ученом, сотворившем монстра. сайт задумался: что нужно пережить, чтобы написать подобное?

Десятого мая на российские экраны выходит картина «Красавица для чудовища» об удивительной и трагичной судьбе писательницы и поэтессы Мэри Шелли, перу которой принадлежит знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей». Литературные критики двадцать первого века сходятся во мнении, что Мэри и ее мать стали первыми феминистками задолго до появления самого феминистического движения - они отстаивали свои права на творчество и самовыражение. Символично и то, что ленту сняла Хайфа Аль-Мансор - первая женщина-режиссер из Саудовской Аравии. «Мы хотели изобразить сильную женщину, которая готова нарушать общепринятые правила и говорить то, что считает нужным», - поведала Хайфа в интервью The Hollywood Reporter. О трагической, но в то же время интересной жизни Мэри Шелли мы расскажем в этом материале.

Детство

Мэри Шелли родилась в Лондоне тридцатого августа 1797 года в чрезвычайно продвинутой по меркам восемнадцатого века семье. Мама девочки Мэри Уолстонкрафт была одной из первых суфражисток - представительниц прекрасного пола, которые боролись за равные с мужчинами права. И хотя само суфражистское движение зародилось лишь в середине девятнадцатого века, Мэри уже тогда написала не одно эссе об эмансипации женщин. К слову, она вышла замуж за отца Мэри, имея на руках внебрачную дочь Фэнни - вопиющий факт по меркам пуританской Англии. Ее возлюбленного Уильяма Годвина сей факт волновал мало: он был одним из первых сторонников анархизма и проповедовал свободу нравов.

Уолстонкрафт скончалась от заражения крови спустя одиннадцать дней после того, как родила вторую дочь. Врач, принимавший роды, не вымыл предварительно руки. Несмотря на то, что Мэри не знала свою мать, ее смерть повлияла на всю ее последующую жизнь. Портрет мамы, от которой она унаследовала либеральные взгляды, всегда стоял на ее столе.

Уильям Годвин, оставшийся с двумя дочерями на руках, предпочел немедленно жениться. Его второй супругой стала вдова с детьми Мэри Джейн Клермонт, которая была далеко не так образованна, как ее предшественница. От первого брака у новой миссис Годвин была дочь Клэр, которая стала близкой подругой будущего автора «Франкенштейна».

С ранних лет Мэри стремилась к знаниям. В детстве она познакомилась с английскими поэтами Уильямом Водсвортом и Сэмюэлом Тейлором Кольриджем, которые были частыми гостями ее отца. Они во многом определили ее любовь к литературе. Мистер Годвин дал дочери блестящее образование, что было редкостью для того времени. «У нее смелый, порой даже деспотичный деятельный ум. Ей свойственна большая жажда знаний, и проявляемое ею во всем, за что она принимается, упорство поистине неодолимо. Я нахожу, что в ней нисколько нет того, что повсеместно называют пороками, и что она одарена значительным талантом», - отзывался о Мэри в письме к одному из своих друзей мистер Годвин. Девочка и правда была очень одаренной. Свой досуг она проводила за книгами, написала несколько историй, а первое стихотворение будущей поэтессы было опубликовано в местной газете в 1807 году.

Меж тем атмосфера в доме царила весьма напряженная: новая жена Уильяма недолюбливала падчериц и совсем ими не занималась. Девочкам приходилось расти в обстановке постоянной напряженности.

Интеллектуальная компаньонка

В возрасте шестнадцати лет Мэри познакомилась с 21-летним поэтом Перси Шелли. Он был классическим «плохим парнем» и поэтому очень нравился девушкам. Перси выгнали из Оксфорда за свободомыслие. Он написал и напечатал брошюру «Необходимость атеизма» и после исключения из университета чувствовал себя поборником правды и свободы.

На момент встречи с Мэри он был уже женат на 19-летней Гарриет Уэстбрук, пансионной подруге его сестер и дочери богатого трактирщика. Шелли мечтал спасти возлюбленную от тирании отца (она жаловалась на его жестокость) и предложил ей сбежать в Эдинбург, чтобы тайно заключить брак. Родители Перси, возмущенные столь невыгодной партией, лишили его наследства.

Это нисколько не расстроило поэта: он еще больше укрепился в мысли о том, что ему необходимо служить идеям равенства и свободы.

Сохранились свидетельства кузена Чарльза, которому Шелли признался, что «отдает себя Гарриет не из любви к ней, а из рыцарского чувства самоотвержения».

Итак, в мае 1814 года Перси вместе с Гарриет посетили дом Годвинов. Шелли восхищался не только мировоззрением вольнодумца Уильяма, но и красотой и интеллектом его дочери Мэри. Увидев стройную девушку с бледным лицом, он мгновенно потерял голову. Мисс Годвин была не только хороша собой, но еще и на равных поддерживала разговор на любые темы, ведь она перечитала всю библиотеку отца.

Страстный Перси тут же начал ухаживать за Мэри, которую, к слову, не смущало наличие у него жены. Девушка назначала возлюбленному свидания на могиле матери, где они обсуждали труды мыслителей. В какой-то момент Шелли и Годвин надоело таиться, и они решили сбежать. Поэт окончательно разочаровался в браке с Гарриет, которой ничего не было нужно, кроме новых нарядов, и бросил ее. Кроме того, он заподозрил беременную супругу в измене с ирландским офицером, а потому вызвал ее на серьезный разговор и заявил, что не может с ней больше жить.

Нелегкая участь жены поэта

Двадцать восьмого июля 1814 года Перси и Мэри сбегают во Францию, прихватив с собой за компанию Клэр Клермонт. Молодые люди путешествовали по Европе около шести недель. Некоторые специалисты полагают, что у Перси и Клэр была интрижка за спиной будущей поэтессы. Старшая сестра Мэри, 18-летняя Фэнни, осталась в Англии и, по свидетельствам историков, впала в депрессию, потому что тоже влюбилась в рокового Перси. Когда деньги закончились, беглецам пришлось вернуться домой. Там их осудили все, включая Уильяма Годвина, который не позволил Мэри остаться в его доме. Девушка, которая на тот момент была беременна первенцем, переехала к возлюбленному. Тем временем Перси все еще был женат официально.

В феврале 1815 года мисс Годвин родила дочь, умершую через тринадцать дней после появления на свет. Чтобы помочь паре пережить горе, друг Перси Томас Джефферсон Хогг пригласил влюбленных погостить в его имении. Выражаясь современным языком, Томас подверг Мэри сексуальному харассменту, но она была категорически против (подобную попытку он предпринимал и с Гариетт).

А вот Перси, по словам историков, был вроде как и не прочь разделить возлюбленную с приятелем.

В научной работе одного английского специалиста по творчеству Мэри Шелли утверждается, что Хогг на самом деле испытывал отнюдь не дружеские чувства к Шелли и сублимировал свое желание, домогаясь его пассий...

В январе 1816 года у Шелли и Годвин родился сын Уильям. Через несколько месяцев после появления малыша на свет пара отправилась в Женеву в компании Клэр Клермонт. В Швейцарии они встретились с лордом Байроном и его врачом Уильямом Полидори. Именно тогда Мэри попросила всех обращаться к ней как к миссис Шелли. Компания каталась на лодках по Женевскому озеру, занималась творчеством, обсуждала недавно вышедшие произведения.

«Лето было сырым и холодным. Беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дома», - написала тогда 18-летняя миссис Шелли в своем дневнике. Будущая поэтесса также описывала их вечерние беседы, например, о философе и изобретателе Эразме Дарвине, который занимался вопросами воздействия электрического тока на мертвый организм. Разряд вызывал сокращение мышц и видимость оживления. Ходили даже слухи, что Дарвин все-таки смог оживить мертвую материю (чем, собственно, и занимался Виктор Франкенштейн в романе Мэри). Кроме того, компания развлекалась чтением немецких мистических рассказов.

Все это натолкнуло Байрона на мысль о том, что хорошо бы устроить соревнование и выяснить, кто из них напишет лучший «сверхъестественный» рассказ.

Судя по дневнику Мэри, идея «Франкенштейна» пришла к ней во сне: «Мне привиделся бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни. Это было ужасающее зрелище, и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца». Именно тогда, в Женеве, она и начала писать - вопреки мнению Байрона о том, что «женщина слишком глупа, чтобы создавать собственные идеи».

Череда трагедий

«Хиппи романтической эпохи», как прозвали эту компанию современные литературоведы, вернулись в Англию осенью 1816 года. Перси и Мэри встретили печальным известием: сестра писательницы Фанни Годвин, которая так и не вышла из депрессии, покончила с собой. Ей было двадцать два года. Многие исследователи творчества Шелли пришли к выводу, что это случилось из-за неразделенной любви к поэту. В декабре того же года произошла еще одна трагедия: жена Перси Гарриет также покончила жизнь самоубийством. Ее тело нашли в лондонском Гайд-парке. Вскоре после смерти супруги Шелли обвенчался с давней возлюбленной. После этого Мэри помирилась с отцом, с которым не разговаривала несколько лет. В сентябре 1817 года у пары родилась дочь Клара.

Все это время писательница продолжала делать наброски. Сперва миссис Шелли хотела написать новеллу, но под влиянием мужа отказалась от этого замысла и решила написать роман об одержимом ученом, который мечтал создать совершенное существо. Вместо этого получилось чудовище, способное лишь мстить и убивать. Писательница закончила произведение весной 1817 года, а в январе 1818-го оно было опубликовано с предисловием Перси Шелли. Правда, Мэри не стала подписываться своим именем и предпочла остаться инкогнито.

Общественность посчитала, что роман написал Перси, и его супруге пришлось бороться за авторские права, доказывая всем, что книга вышла из-под ее пера.
Впрочем, современники Мэри не оценили книгу - уж слишком жестоким был сюжет. Общественность была шокирована еще больше после того, как узнала, что произведение написала женщина. При жизни автора роман выдержал два переиздания. Во втором из них миссис Шелли внесла правки, чтобы книга соответствовала «консервативным идеалам» того времени.

В 1818 году Мэри и Перси вместе с малышами Уильямом и Кларой решили перебраться в Италию, где жили возле Специи. Там они писали, осматривали достопримечательности и вообще приятно проводили время. Однако череда драм положила конец счастливой жизни. Клара умерла, когда ей был всего год. За этим последовали многочисленные измены Шелли, о которых его супруга прекрасно знала. К тому же, у него родилась внебрачная дочь от некой итальянки. В июне 1819 года скончался Уильям - он не перенес эпидемии холеры. Через несколько месяцев родился четвертый ребенок Перси и Мэри - мальчик Перси Флоренс. Несмотря на все невзгоды, время, проведенное в Италии, стало самым плодотворным в творчестве поэтов.

После «Франкенштейна»

В 1822 году семья переехала в деревню Сан-Теренцо, где соседствовала с другом Перси Эдвардом Уильямсом и его женой Джейн. На тот момент поэту наскучила жизнь с беременной пятым ребенком Мэри. Он начал напропалую флиртовать с супругой приятеля и даже посвятил ей несколько стихотворений. Из-за стресса, вызванного поведением мужа, у миссис Шелли случился выкидыш, в результате которого она едва не умерла.

Личная жизнь Мэри по всем канонам романтизма была красивой, короткой и трагичной. Она стала вдовой всего в двадцать четыре года. Перси, возвращавшийся на шхуне домой из Ливорно, попал в шторм и утонул. Его тело было выброшено на берег лишь спустя десять дней. Его опознали по высокой стройной фигуре, томику Софокла и поэме Китса, найденных в его карманах. Горю Мэри не было предела. Казалось, что монстр из ее романа стал реальным и преследовал ее, отнимая самых близких людей.

Тело ее супруга было сожжено, а его обугленное сердце вдова забрала себе, зашила в ладанку и носила на груди до самой смерти.

«Восемь лет, которые я провела с ним, - писала Мэри через месяц после смерти мужа, - значили больше, чем обычный полный срок человеческого существования».

Свою дальнейшую жизнь Мэри посвятила заботе о единственном сыне Перси Флоренс и сохранению литературного наследия покойного мужа: она собрала и издала сборник его поэзии, а также написала его биографию. Она не забывала заниматься творчеством, создав еще шесть произведений, включая «Вальпергу» и «Последнего человека». Кроме того, Шелли написала ряд эссе о женщинах-литераторах, в которых заявляла, что «воображение не имеет пола». Она занималась редактурой, писала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала. Мэри Шелли умерла первого февраля 1851 года в возрасте пятидесяти трех лет от опухоли мозга.

К сожалению, почти все работы писательницы со временем были забыты, но окончательно кануть в лету мешала только неослабевающая популярность «Франкенштейна». А мы приходим к выводу, что ее биография была настолько же трагичной и порой фантастической, насколько и сюжет произведения, которое навсегда ее прославило.

Рецензия на эту книгу у меня получилась очень длинной и неоднозначной, потому вначале приведу краткое содержание. Задумка хорошая, исполнение сильно хромает. Описания плохие, герои картонно-шаблонные, философские идеи не раскрыты, научности у фантастики не получилось. Делать скидку на возраст, пол автора и написание одним днем (что неправда) не имею никакого желания, считаю книгу недоработанной. Она, конечно, далека от вершин литературного позора, но и гениальным произведением признать я ее никак не могу. Все.
Имеющие мужество прочитать длиннющий текст могут переходить к рецензии.

Чуть ли не самое распространенное развенчание книжных мифов, которое мне встречалось, связано с этой книгой. Каждый второй, ощущающий себя причастным к познанию мировой литературы, спешит сообщить, что Франкенштейн – это фамилия создателя чудища, а не сам демон. А уж, что книга о рукотворном демоне, знают уж точно все (кто про нее слышал).

Еще одна деталь, которую любят посмаковать в связке с этой книгой, это что автором является девятнадцатилетняя девочка, и написала она книгу на спор за одну ночь. После этого, как правило, люди испытывают благоговение и восхищение, и книгу возносят до небес. Как всегда в таких случаях и бывает, все так, да не так. Девочке хоть и было девятнадцать, но она уже была надежно замужем, предварительно, кстати, покуролесив и отбив чужого мужа. То есть в отсутствии опыта общения с мужчинами, да и просто с разными людьми, ее заподозрить нельзя. И кстати, поскольку происходила девочка из семьи писателей, про данное ремесло у нее также представление очень даже имелось. А еще – это не первый ее литературный опыт. Ну и про одну ночь тоже враки. Одной ночью они спорили, другой ночью она созерцала кошмары, навеянные, кстати, предварительными разговорами в гостиной (как раз о рукотворной жизни, так что и идею ей подкинули), а уж потоооом она что-то написала.

Как-то обидно, я считаю, когда делают скидку на пол, оценивая результат умственного труда. Скидка на возраст, кстати, тоже часто сомнительна, так как молодой ум жив и пытлив, а дети ну просто по законам эволюции должны быть умнее родителей. И я скидок никаких делать не хочу. А без скидок мне книга показалась крайне слабой.

По пунктам.

1. О замысле.

Что хотела сказать Мэри Шелли? У меня есть три варианта: просто рассказать страшилку (как и было задумано спором), порешать какие-то философские вопросы, написать научно-фантастическое произведение. Я не увидела реализации ни одного из этих замыслов. Для страшилки – не страшно. Вообще, описательная мощь книги слаба, но об этом чуть позже. Для решения, да и даже для обсуждения философских вопросов книга очень поверхностна. Вопросы и не ставятся толком, о чем-то можно догадаться, что-то нафантазировать, но что закладывалось? Уж о развитии этих вопросов, об умственном эксперименте и речи нет. От научной фантастики в книге, простите, нет вообще ничего. Логика, достоверность, детальность, продуманность – все не получилось. Об этом также позже. В сухом остатке по данному пункту – ни для одного из трех замыслов, которые мне удалось заподозрить в этой книге, мне не удалось обнаружить достойной реализации.

2. О реализации, фактуре, героях.

Для донесения до читателя своего замысла автор может пугать, волновать, удивлять красотой, наводить на мысль, да разжевывать эту мысль, в конце концов. И в его распоряжении есть такие инструменты, как сюжет, описания, диалоги и эмоции, характеры героев.

С сюжетом все вполне приемлемо. Даже и свежо, наверное, было. Правда, с Прометеем я решительно не согласна, уж лучше бы была аллюзия на создателей Голема. Хотя бы потому, что у Прометея вышло не то, чтобы плохо. А рукотворен и страшен был как раз тот глиняный товарищ. Но, тем не менее – и сама идея, и сюжет – вполне годятся. Костяк, так сказать, прочен. Вполне возможно, что именно он и родился за ту пресловутую одну ночь под воздействием вдохновения. Но, как гласит избитое изречение, в гениальном творении вдохновения на один процент, а остальные девяносто девять – это упорная работа. И будто бы с упорной работой у милой юной Мэри не сложилось. Потому что все остальные составляющие слабы.

Описания – это страшная посредственность. Они не визуализируются вообще, составлены из совершенно одинаковых предложений и выспренних фраз, да еще и с перекосом: одна и та же лужайка описана кучу раз и многословно, а, скажем, суровое море, в котором мотался Франкенштейн в какой-то момент – кой-как двумя словами. А вот для донесения до читателя эмоций - его ужаса и отчаяния – пригодилось бы как раз второе. Сразу вспомнился многословный Гюго, у которого и почувствуешь, и понюхаешь, и попробуешь и замерзнешь, и захлебнешься там вместе с героем, так, что спасать придется.

Диалоги и эмоции шаблонные. Все говорят абсолютно одинаковыми фразами, никакой личностной окраски. Прочитай случайный диалог – и не угадаешь, кто с кем. Даже демон – и тот был неотличим, скажем, от рамочного героя (автора письма сестре, который повстречал Франкенштейна и записал его историю; кстати, не очень ясно, на кой была нужна эта многослойная рамка). Передача эмоций в этой книге производится как в азбуке: С-страх, Л-любовь. То есть, тупо называли. Причем, вкладывая это еще и в уста героев. Что-то вроде «не было человека несчастнее меня», «никто не испытывал ужас сильнее моего» и прочего. Гм-гм. Топорно, нет?

С героями отдельная песня. Предполагаю, что Мэри решилась писать от лица мужчины, дабы развязать ему руки (что первому, рамочному, что Франкенштейну, хотя про первого, как я уже сказала, вообще не ясно, зачем он). Все же, дамы в ее время были не так вольны в занятиях и произведениях. Но абсолютно однотипные мысли всех героев больше тянут на стенания кузины-жены Франкенштейна. И совсем не похожи на мужчин-путешественников, мужчин-исследователей, да вообще на мужчин. Я просто не могу разглядеть за ними ничего мужского. Люди, конечно, разные (чего в этой книге не видно), но, однако же, мужчины психологически более склонны к деятельности, нежели к эмоциональности. То есть, первой реакцией на гнев скорее будет удар кулаком по столу, а не длинная тирада в ночь. А там все как один выглядели кисейными барышнями, которые даже и корсет сами не затянут, зато, начитавшись романов, театрально возводят очи горе и говорят-говорят-говорят.

Ну и особо хочу проехаться по Франкенштейну. Что там рамочный герой говорит? Никогда он не встречал человека лучше, или что-то в таком духе. Простите? Этот слабохарактерный засранец? Сначала товарищ не включил голову и пошел на поводу у своих амбиций и что-то там понаделал. Вышел демон. Что, кстати, тоже под вопросом, сразу ли вышел демон. Что Франкенштейн делает дальше? Валится в обморок, а затем только и делает, что скулит про раскаяние. То есть, оторвать мягкое место от постели и пойти исправлять нанесенный вред – это нет, так не делают «лучшие люди»? На самом деле, он просто перепугался, как заяц, да и думать забыл про свое создание. Возьмем женщину: родила орущий кабачок, испугалась и выкинула в лес. Нормально? Вот Франкенштейн сделал так. Потом он выясняет, что «кабачок» выжил, стал, почему-то, «плохим» (Задуматься, почему? Да зачем?), и начинает словоохотливо и бездеятельно раскаиваться. В этот момент он прекрасно осознает, что его родственники под ударом. Зато, внезапно через некоторое время, получив прямую угрозу «он об этом не подумал». Нет, серьезно? Может, дело в опии, который он принялся принимать в терапевтических целях? Этот слюнтяй – все еще лучший из людей? А когда всему трындец, он, наконец, подхватывается и начинает за своим созданием бегать с пистолетом. Если уж вся сила интеллекта ушла на «роды», а на понимание и развитие своего создания у Франкенштейна ее не осталось, и раз уж он твердо решил «избавить мир от демона» - начинал бы бегать сразу, геройски спасать мир. Но нет, реально его могло поднять на дело только эгоистичное чувство мести. Очень сомнительный герой. От его самолюбования подташнивает. А стройный хор восхищения Франкенштейном вызывает недоумение: то есть, Мэри искренне считает получившегося у нее персонажа душкой?

По демону проезжаться не буду, потому что попросту не хватает данных. Его «становление» вообще покрыто мраком. С мотивами как-то тоже не ясно, но надо ли говорить, что это существо «возможностями значительно превосходящее человека», крайне противоречиво? Или уж превосходил бы чисто физически тогда (но как он изъясняется, после недолгого времени подслушивания людских разговоров! Как рассуждает о собственной отверженности!), или слепил бы себе подругу сам, раз ему приспичило. Поехали дальше, и так подзадержались.

3. О философских вопросах.

Мне приходили в голову разные мысли во время прочтения, но думаю, что добрая половина вызвала бы сильное удивление у автора (о, я и правда там об этом? Как неожиданно приятно).
На поверхности в пошлой наготе лежит осуждение присвоения человеком божественного промысла. Нет рукотворной жизни, получится демон. Опять, как и с эмоциями. Мысль не раскрывается, она констатируется. Потому что нет никаких внятных объяснений тому, почему, собственно, у Франкенштейна так нехорошо с этим беднягой вышло.

Следующая мысль, которая меня посетила, была о том, что этот демон мог быть символом Инь и Ян. Символом всего хорошего и светлого в человеке остался Франкенштейн (хотя я с этим не могу согласиться), а все темное воплотилось в демона. Ну, тут можно продолжить о том, что если эти два составляющих растащить, получается плохо: темное бузит, светлое страдает. Целостность и гармония – наше все.

Далее тянет порассуждать об ответственности создателя за свое творение. Ответственности родителя за ребенка. Детских комплексах, наконец. У демона, может, травма неприятия, а вы хотите, чтобы он «вырос» благополучным и добрым. Тут я, кстати, демону слега сочувствую. Это как папаша-алкаш, возмущенный тем, что сын уголовником вырос. Его брошенный и покинутый на голодную и холодную смерть сын. Типа – ну да, пил, но не я ж за еду не грабил, потому я хороший, а ты, сына, непонятно, в кого такой плохой. Тут, кстати, есть очень интересная тема на подумать, чисто психологическая. Ведь тема детских травм сейчас очень популярна. И вот сидит дядя лет тридцать, ничего не делает и обвиняет родителей в плохом воспитании. И вроде бы не поспоришь, но и вроде бы дядя уже не мальчик. Где кончается ответственность одно и начинается ответственность другого? С приобретением дееспособности (про совершеннолетие не говорю, демон же полноразмерным «родился»)? Но откуда у него вот так, по щелчку, возьмутся все нужные добродетельному человеку качества, если их в нем никто не развивал? Интересно, но на самом деле в книге об этом ничего нет, это у меня мысли поскакали.

Можно продолжить мыть песок в надежде добыть золото. Например, можно откопать проблему выбора между реальным благополучием близких и мифическим благополучием мира. Или проблему убийства во благо. Или проблему жертв во имя науки и прогресса. Или об отвержении непохожих и гонения за внешность. Если очень постараться, кое-что намыть можно. Но, честно говоря, я считаю, ничего из этого не раскрыто, вряд ли было замыслом автора, и вообще – скорее это, скажем, галлюцинации от упорного рассматривания через лупу произведения, в котором надо отыскать гениальность. У меня в этот момент случилось нормальное такое дежавю тщетных поисков смысла в школьных сочинениях на высосанные из пальца темы. Повторюсь, автор был бы нимало удивлен, узнав, что следующие поколения находят у него в произведениях под угрозой двойки по литературе.

4. И последнее. О научной фантастике.

Ее тут нет. Все, что может быть связано с наукой, оставили за кадром. Франкенштейн что-то абстрактное поизучал – и вуаля. Ни намека о том, что было взято за основу, что натолкнуло на мысль, как это сделать и так далее. Пусть с фантастическими дополнениями, но работа должна была быть как-то описана. Научная фантастика – именно в этом. А возникновение из воздуха волшебного существа – это фэнтези. И то, у хорошего фэнтези должен быть логических хребет. Тут все очень плохо с ним. Развитие демона происходит какими-то скачками, непонятно, как и почему. Не понятны толком его исходные возможности и то, откуда они взялись. Кстати, об исходном. Этот как огромный демон влез в шмотки, что он стащил у Франкенштейна? И зачем он вообще их стащил в первую же ночь, будучи в полной несознанке? Дальше. Пусть он научился говорить, подслушивая, и читать, подсматривая. Ну, гений. Но откуда прекраснодушные рассуждения о добрых намерениях и отверженности? Даже если это все было лукавство (чему противоречит финал), откуда он этих техник понабрался-то? И с этими его злыми кознями тоже неясно. Прямо обратка той силы, что вечно хочет зла и совершает благо. А последний гвоздь в крышку гроба научности в книге забили совершенно недостоверные описания арктического морского путешествия. Они, правда, в начале книги, но все равно представляются мне вишенкой на торте под названием «Не знаешь - не пиши». Они вообще там были лишними! Эта рамка с путешественником-любителем эпистолярного жанра была абсолютно ни к чему. А в ней еще и ошибок понаделали. Представления у девушки об этом как о морской прогулке в некомфортную погоду, в самом деле…

В общем, все. За идею и относительную новизну жанра и темы пусть будет шесть баллов. А повод поразмыслить на всякие сложные и философские темы можно при желании и в бульварной газете найти. Нет глубины у этой книги, нету.


Уже несколько десятилетий подряд история о Франкенштейне не теряет своей популярности. Кинорежиссеры частенько обращаются к этому образу. Но мало кто знает, что автором истории об ожившем монстре стала хрупкая утонченная 19-летняя девушка Мэри Шелли (Mary Shelley) . Ее произведение было написано на спор и положило начало новому литературному жанру – готический роман. В голову героя писательница «вложила» свои мысли и переживания, возникшие вследствие ее непростых жизненных перипетий.




Будущая создательница истории о страшном монстре родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать умерла спустя 11 дней после появления на свет Мэри, поэтому воспитанием девочки по сути занималась старшая сестра Фанни. Когда Мэри исполнилось 16 лет, она познакомилась с поэтом Перси Шелли (Percy Bysshe Shelley). Несмотря на то, что Перси был женат, он влюбился в юную девушку и уговорил ее сбежать из отчего дома во Францию. Вскоре деньги закончились, и влюбленным пришлось вернуться домой. Отец Мэри был возмущен поступком дочери.



Усложнило дело то, что Мэри была беременна. Перси Шелли, в свою очередь, разводиться не собирался, отчего 17-летняя девушка стала объектом язвительных нападок со стороны общества. Из-за переживаний у нее случился выкидыш. Поначалу Мэри и Перси жили в любви и согласии, но девушку очень обижали «либеральные» взгляды гражданского мужа, а именно его любовные похождения.



В 1817 году жена законного поэта утонула в пруду. После этого Перси и Мэри официально поженились. Дети, которых рожала Мэри, умирали один за другим, приводя женщину в отчаяние. Выжил только один сын. Разочарование в семейной жизни породили в Мэри Шелли такие чувства, как одиночество и отчаяние. То же самое потом будет испытывать ее герой-монстр, отчаянно нуждающийся в понимании окружающих.



Перси Шелли водил дружбу с более известным поэтом Джорджем Байроном. Однажды Мэри Шелли, ее муж и лорд Байрон, собравшись вокруг камина дождливым вечером, разговаривали на литературные темы. В конце концов они поспорили, кто напишет лучшую историю о чем-то сверхъестественном. С этого момента Мэри начала создавать историю о монстре, ставшую первым в мире готическим романом.



«Франкенштейн, или Современный Прометей» был впервые опубликован в 1818 году анонимно, т. к. редакторы и читатели предвзято относились к женщинам-писательницам. Только в 1831 году Мэри Шелли подписалась своим именем под романом. Муж Мэри и Джордж Байрон были в восторге от произведения женщины, она выиграла спор.



Современные фильмы об ожившем монстре внесли путаницу в то, кого звали Франкенштейном. Это было имя не чудовища, а его создателя, доктора Виктора Франкенштейна. Он сумел воскресить мертвое тело, а потом, испугавшись своего творения, сбежал из города. Сам монстр с жутким лицом, пытался найти понимание среди окружающих, но общество так и не приняло его.
Несмотря на то, что Мэри Шелли считается автором романа, находятся скептики, которые