Лучший Остап Бендер. Актеры, сыгравшие Бендера: Сергей Юрский, Фрэнк Ланджелла, Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов. Образ Остапа Бендера в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев

Одними из моих самых любимых книг являются «12 стульев» и «Золотой теленок». И я так подозреваю, что не только мне нравятся эти книги. Блестяще прописаны главные герои, чудесные диалоги, никаких излишеств в деталях. Читать одно удовольствие.
Впервые я прочел эти книги, когда мне было лет так 12-13. Потом естественно перечитывал. Неоднократно перечитывал. И каждый раз меня увлекали географические названия. В этом посте я попробую собрать все населенные пункты, где разворачиваются действия книги «12 стульев».
Начинается вся история в некоем загадочном уездном городе N . По сути это собирательный образ всех крошечных городков СССР. А вот дальше действие переплывает в Старгород. С таким названием города в нашей стране никогда не существовало. Зато он существовал в произведениях Н.Лескова и В.Лихачева. Ну и соответственно Ильфа и Петрова.
Версий о прообразе существует несколько. Основная говорит о том, что Старгород это Старобельск. Кстати с удивлением обнаружил, что в сообществе russiantowns оттуда нет ни одного поста. Пришлось дёрнуть фотографию из интернета.

Другие версии мне кажутся совсем фантастическими, но не лишенными смысла. Так на одном из форумов есть рассуждения о том, что Воронеж можно считать прототипом Старгорода. В пользу этой теории говорит факт открытия трамвая. По времени совпадает. Хотя к слову в те же годы трамвай был открыт и в Туле, и в Златоусте, и в Перми, и в Ногинске…
На мой взгляд, кстати, Ногинск тоже логичный вариант. Сцена, где приезжает съемочная группа из Москвы вроде бы намекает, что ехать операторам было относительно недалеко. И именно по этой причине они задержались по дороге снять закат. Отличная ж фактура. Ехать же в Старобельск из столицы было бы странно. Слишком далеко.

Если с первыми двумя населенными пунктами, фигурирующими в произведении «12 стульев» можно строить предположения до бесконечности, то дальше сюжет приводит читателя в Москву. Приводит на поезде. Там очень интересно описаны и вокзалы, и пассажиры, и атмосфера железнодорожного транспорта.
Из-за непотребств Ипполита Матвеевича в столице, герои упускают заветные стулья и вынуждены продолжить путешествие. Снова по ж/д. На этот раз до Нижнего Новгорода. Там им удается на некоторое время устроиться на «Скрябин». И дальнейшее путешествие развивается по воде.
Первую остановку теплоход совершает в населенном пункте под названием Бармино. Это нижегородская область. Здесь никаких загадок нет. А вот со следующей снова начинаются вопросы. Помните знаменитый межпланетный шахматный конгресс? Да-да. Речь именно про Васюки. Такого населенного пункта не существует на Волге (зато есть в Смоленской области и в Белоруссии), но мнения исследователей сходятся на двух вариантах. Прототипом легендарных Васюков служит либо Васильсурск, либо Козьмодемьянск.

Фотки взял в жруналах zorych и glazelki соотвественно.

После бегства на лодке из Васюков профессиональные туристы Киса и Ося оказываются в Чебоксарах. Город известный и широко представленный в интеренете. Мне понравилась фотография chronograph

И уже из Чебоксар наши герои попадают в Сталинград. Снова по воде в этот раз на теплоходе «Урицкий». Да, фотография не имеет никакого отношения к тому городу, что имели в виду Ильф и Петров, но, увы. После Великой Отечественной Войны от города Царицын почти ничего не осталось и ассоциируется он сегодня исключительно с подобными монументами и подвигом нашего героического народа.

Выяснив, что в Сталинграде театр играть не будет, а соответственно и стульев компаньонам не видать, они отправляются на Кавказ. Маршрут пролегает через Ростов-на-Дону до Минеральных вод снова по ж/д.

По дороге искатели бриллиантов на какое-то время расстаются. Остапа выгоняют из поезда на станции Тихорецкая. Однако к вечеру он догоняет Кису, и они вместе на дачном поезде прибывают в Пятигорск.

Не буду напоминать о легендарном монтере Мечникове, сцене с попрошайничеством и прочих красотах разворачивающихся в Пятигорске. Перейдем сразу к дальнейшему маршруту. Театр уезжает в Тбилиси через Махачкалу и Баку по железной дороге, а искатели приключений принимают стратегическое решение добраться до Владикавказа и оттуда выдвинуться по военно-грузинской дороге в Тбилиси.

До Владикавказа концессионеры вновь добираются порознь. Остапа выгоняют из поезда в Беслане, и он добирается во Владикавказ на другом поезде. И уже здесь они принимают стратегическое решение идти пешком по военно-грузинской дороге.

Здесь фигурирует село Балта (на сегодняшний день его поглотил Владикавказ), станция Ларс, селение Сиони, Мцхета и под вечер очередного дня своих скитаний они въезжают на арбе в Тифлис (ныне Тбилиси).

Казалось бы здесь можно было бы и закончить путешествие, но неутомимые писатели переносят героев для начала в Батуми (суда по всему по ж/д), а дальше на пароходе «Пестель» в Ялту. По сюжету параход шёл в Одессу, но из-за шторма минуя Анапу, он оказывается в Ялте. На этом скитания героев заканчиваются.

Финал книги «12 стульев» разворачивается в Москве. Искатели бриллиантов так и не находят сокровища. Присутствует здесь и подлое предательство Кисы, и разочарование и трагедия. Однако к географии всё это уже не имеет отношения.

Отдельного внимания заслуживают телодвижения отца Фёдора. Свой путь он начинает из уездного города N , далее идет Старгород и на этом пути с основными героями романа расходятся. Отец Фёдор отправляется по маршруту Харьков, Ростов-на-Дону, Баку, Зелёный мыс, Махинджаури, Батуми, Тифлис, ну и собственно военно-грузинская дорога.
Единственное, что меня смущает в маршруте отца Федора это наличие такого населённого пункта как Зеленый мыс.

Итак подведем итог, где разворачиваются события книги:
1. Уездный город N
2. Старгород
3. Москва +
4. Нижний Новгород +
5. Бармино
6. Васюки
7. Чебоксары
8. Сталинград
9. Ростов-на-Дону
10. Минеральные воды +
11. Тихорецк
12. Пятигорск +
13. Владикавказ +
14. Беслан
15. Махачкала
16. Баку +
17. Тбилиси +
18. Мцхета
19. Сиони
20. Станция Ларс +
21. Батуми
22. Ялта
23. Харьков
24. Зеленый мыс (хутор в Ростовской области)
25. Махинджаури
Так же в книге упоминается и Киев, и Моршанск, и Одесса, и Париж и множество других населенных пунктов, но поскольку действие там не разворачивается то и разбирать их нет особого смысла. Вроде бы всё. В следующем посте разберём географию книги «Золотой телёнок».
А ну и да. Конечно же, я не мог не потешить своё ЧСВ. Плюсиками я отметил места, где мне доводилось бывать. Не так-то уж и много вышло.

1. Афористичность языка романа.
2. Образ Остапа Бендера.
3. Закономерный финал произведения.

По языку, а также влиянию произведения на культуру детище двух величайших юмористов XX столетия И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» можно сравнить с комедиями А. С. Грибоедова, где половина стихов, по мнению А. С. Пушкина, стали пословицами. Многие фразы, придуманные авторами, прочно вошли в повседневную речь. Не задумываясь, откуда это, люди произносят: «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши». Это еще раз доказывает, что остроумие и меткие фразы никогда не теряют своей актуальности и очень популярны во все времена. Многие словосочетания так же обрели вполне самостоятельную жизнь. Так, к примеру, когда речь заходит о конторе «Рога и Копыта», то едва ли кто вспомнит Остапа Бендера, зато сразу же встает образ чего-то несуществующего, мнимого. Роман «12 стульев» и по сей день вызывает улыбку у новых поколений читателей. Многие явления, описанные в произведении, кажется, взяты из современной жизни, хотя со времени создания романа прошло уже около восьмидесяти лет.

По мнению многих литературоведов, Остап Бендер является главным художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова. Впервые читатель знакомится с этим человеком только в шестой главе части первой, когда история Ипполита Матвеевича уже известна. Однако она никогда бы не стала развиваться так стремительно и увлекательно, не появись на сцене новый персонаж, поражающий своей обаятельностью и остроумием. Молодой человек «лет двадцати восьми» не обременен каким-либо имуществом: «...у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы квартиру отпереть». Однако он был оптимистично настроен и своей импозантной внешностью мог бы произвести впечатление на местных барышень: «В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было». Б. М. Сарнов называет Остапа Бендера «гимном духа свободного предпринимательства». С первого знакомства видно, что новый герой — это личность неординарная: «Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу. Постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег». Не успев появиться в городе, молодой человек незамедлительно начинает действовать. Для начала он продает имеющийся у него прибор астролябия. После чего заводит знакомство с местным дворником, спрашивая у него, есть ли в городе невесты. Находясь на данный момент в незавидном положении, Остап Бендер не смиряется со своей участью, а активно ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Пока у него только два не совсем подходящих варианта: стать многоженцем, обольстив и обобрав нескольких девиц, или написать и заняться распространением картины «Большевики пишут письмо Чемберлену».

Первый путь отвергается Бендером ввиду отсутствия «серого в яблоках костюма» и десяти рублей, без которых соблазнение в силу щепетильности главного героя выглядело бы, как «низкий сорт». Второй тоже мог преподнести чисто технические затруднения. Здесь Остап резко отличается от своих собратьев-жуликов по классической литературе. Он выглядит более жизненно и полнокровно на фоне гончаровского Штольца. С другой стороны, Бендер, в отличие от Чичикова, являясь жуликом по несчастью, сохраняет в себе черты некоторого благородства и даже чести. Возможно, в другую эпоху и при других обстоятельствах главный герой никогда бы не стал аферистом. Его жульничество явилось прямым порождением социализма, который пресекал всякую инициативность и творчество. Несмотря на то что Остап всеми фибрами души стремится заполучить кругленькую сумму, тем не менее он не стяжатель, а свободный художник. Ему больше интересен не результат, а сам процесс. Именно поэтому он словно шахматист тщательно продумывает ходы, разрабатывает тактику и стратегию в каждой новой ситуации. Увлекательная и хитроумная игра привлекает его тем сильнее, чем больше возможностей он создает для появления искрометных идей и замыслов. Следует отметить, что Бендер на ходу справляется с, казалось бы, на первый взгляд невероятно трудными задачами.

Главный герой превосходный психолог. Его талант убеждения ярко проявляется и в разговоре со старым дворником, и с бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым: «...решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встречному им проходимцу, все, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тещи». Умение общаться с различными людьми помогает главному герою добиваться своих целей в различных ситуациях. Так, к примеру, он смог найти общий язык даже с Людочкой-людоедкой с ее тридцатисловным запасом, обменяв обычное чайное ситечко на вожделенный стул. Нельзя обвинить Остапа Бендера и в трусости. Он с головой бросается в самые сложные обстоятельства, иногда даже не думая о последствиях: «Об этом не думайте. Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь! Учитесь торговать!». Достаточно вспомнить шахматный турнир, который устроил великий комбинатор в городе Васюки, оставшись без средств к существованию. Представившись гроссмейстером, Бендер настолько красочно расписал шахматное будущее васюкинцев, что без труда получил аванс в размере двадцати рублей и возможность заработать еще больше на самом турнире. В результате Остапу приходится спасаться бегством, однако и здесь фортуна благосклонна к бесстрашному счастливчику, поскольку баржа с преследователями переворачивается, и афера остается без возмездия. Таким образом, перед читателями встает довольно привлекательная и обаятельная фигура, удачно преодолевающая препятствия и не теряющая природного оптимизма.

Смерть Остапа Бендера в какой-то мере была предопределена. Слишком свободолюбив и удачен был этот человек, чтобы не раздражать окружающих только лишь своим присутствием. Остался всего лишь один стул из коллекции, в котором могли бы находиться бриллианты мадам Петуховой. Остап пребывал в превосходном состоянии духа: энергия и веселость его были неисчерпаемы. Этого же нельзя было сказать о Воробьянинове, изрядно вымотавшегося в этой гонке за сокровищами: «И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и отросший ус торчал уже не параллельно земной поверхности... В характере появились несвойственные ему раньше черты решительности и жестокости... Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть». Безусловно, Воробьянинов не мог бы долго сдерживать свои негативные чувства к компаньону. Когда Бендер рассказал Ипполитом Матвеевичу о последнем стуле, да еще подшутил над ним, это было последней каплей. Бывший предводитель дворянства дождался, пока Остап уснул и достал бритву: «Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил». Бендер на самом деле просто придумал себе это счастье, поскольку найди он бриллианты, они не принесли бы ему радости, ведь воплощенная мечта уже перестает быть мечтой, а человека тянет все к новым и новым вершинам. Ильф и Петров разработали и эту версию, но уже в другом своем романе «Золотой теленок».

Здесь главный герой добивается своей заветной цели и становится счастливым обладателем целого миллиона, однако его душа не насыщается этим. Ведь с одной стороны, в условиях социалистического общества он не может его истратить, не будучи членом хоть какого-нибудь государственного учреждения. А с другой, что самое главное, заканчивается увлекательная игра.



С утра по Васюкам ходил высокий худой старик в золотом пенсне и в коротких, очень грязных, испачканных клеевыми красками сапогах. Он наклеивал на стены рукописные афиши:

22 июня 1927 г.

В помещении клуба «Картонажник» состоится лекция на тему: «Плодотворная дебютная идея» и Сеанс одновременной игры в шахматы на 160 досках гроссмейстера (старший мастер) О. Бендера.

Все приходят со своими досками.

Плата за игру - 50 коп. Плата за вход - 20 коп.

Начало ровно в 6 час. веч.

Администратор К. Михельсон.

Сам гроссмейстер тоже не терял времени. Заарендовав клуб за три рубля, он перебросился в шахсекцию, которая почему-то помещалась в коридоре управления коннозаводством. В шахсекции сидел одноглазый человек и читал роман Шпильгагена в пантелеевском издании.

Гроссмейстер О. Бендер! - заявил Остап, присаживаясь на стол. - Устраиваю у вас сеанс одновременной игры.

Единственный глаз васюкинского шахматиста раскрылся до пределов, дозволенных природой.

Сию минуточку, товарищ гроссмейстер! - крикнул одноглазый. - Присядьте, пожалуйста. Я сейчас.

И одноглазый убежал. Остап осмотрел помещение шахматной секции. На стенах висели фотографии беговых лошадей, а на столе лежала запыленная конторская книга с заголовком: «Достижения Васюкинской шахсекции за 1925 год».

Одноглазый вернулся с дюжиной граждан разного возраста. Все они по очереди подходили знакомиться, называли фамилии и почтительно жали руку гроссмейстера.

Проездом в Казань, - говорил Остап отрывисто, - да, да, сеанс сегодня вечером, приходите. А сейчас, простите, не в форме, устал после Карлсбадского турнира.

Васюкинские шахматисты внимали Остапу с сыновьей любовью. Остапа несло . Он почувствовал прилив новых сил и шахматных идей.

Вы не поверите, - говорил он, - как далеко двинулась шахматная мысль. Вы знаете, Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтобы дым противней был. Шахматный мир в беспокойстве.

Гроссмейстер перешел на местные темы.

Почему в провинции нет никакой игры мысли! Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется - шахсекция. Скучно, девушки! Почему бы вам, в самом деле, не назвать ее как-нибудь красиво, истинно по-шахматному. Это вовлекло бы в секцию союзную массу. Назвали бы, например, вашу секцию - «Шахматный клуб четырех коней», или «Красный эндшпиль», или «Потеря качества при выигрыше темпа». Хорошо было бы! Звучно!

Идея имела успех.

И в самом деле, - сказали васюкинцы, - почему бы не переименовать нашу секцию в клуб четырех коней?

Так как бюро шахсекции было тут же, Остап организовал под своим почетным председательством минутное заседание, на котором секцию единогласно переименовали в шахклуб четырех коней.

Гроссмейстер собственноручно, пользуясь уроками «Скрябина», художественно выполнил на листе картона вывеску с четырьмя конями и соответствующей надписью. Это важное мероприятие сулило расцвет шахматной мысли в Васюках.

Шахматы! - говорил Остап. - Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?

Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.

Да! - кричал он. - Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир. Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир!

Как? - закричали все.

Вполне реальная вещь, - ответил гроссмейстер, - мои личные связи и ваша самодеятельность - вот все необходимое и достаточное для организации международного Васюкинского турнира. Подумайте над тем, как красиво будет звучать - «Международный Васюкинский турнир 1927 года». Приезд Хозе-Рауля Капабланки, Эммануила Ласкера, Алехина, Нимцовича, Рети, Рубинштейна, Мароци, Тарраша, Видмара и доктора Григорьева обеспечен. Кроме того, обеспечено и мое участие!

Но деньги! - застонали васюкинцы. - Им же всем деньги нужно платить! Много тысяч денег! Где же их взять?

Все учтено могучим ураганом! - сказал О. Бендер. - Деньги дадут сборы!

Кто же у нас будет платить такие бешеные деньги? Васюкинцы...

Какие там васюкинцы! Васюкинцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто. Ведь на турнир с участием таких величайших вельтмейстеров съедутся любители шахмат всего мира. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. Во-первых, речной транспорт такого количества людей поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва - Васюки. Это - раз. Два - это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три - это поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать - овощи, фрукты, икра, шоколадные конфекты. Дворец, в котором будет происходить турнир, - четыре. Пять - постройка гаражей для гостевого автотранспорта. Для передачи всему миру сенсационных результатов турнира придется построить сверхмощную радиостанцию. Это - в-шестых. Теперь относительно железнодорожной магистрали Москва - Васюки. Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перев езти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт «Большие Васюки» - регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн.

Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках. Мраморные лестницы действительно ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах - приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и, завидующие васюкинцам, - москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы. Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей. Но вот - все остановилось. Из фешенебельной гостиницы «Проходная пешка» вышел чемпион мира Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера. Его окружали дамы. Милицион ер, од етый в специальную шахматную форму (галифе в клетку и слоны на петлицах), вежливо откозырял. К чемпиону с достоинством подошел одноглазый председатель васюкинского клуба четырех коней . Беседа двух светил, ведшаяся на английском языке, была прервана прилетом доктора Григорьева и будущего чемпиона мира Алехина. Приветственные клики потрясли город. Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера поморщился. По мановению руки одноглазого к аэроплану была подана мраморная лестница. Доктор Григорьев сбежал по ней, приветственно размахивая новой шляпой и комментируя на ходу возможную ошибку Капабланки в предстоящем матче с Алехиным.

Вдруг на горизонте была усмотрена черная точка. Она быстро приближалась и росла, превратившись в большой изумрудный парашют. Как большая редька, висел на парашютном кольце человек с чемоданчиком.

Это он! - закричал одноглазый. - Ура! Ура! Ура! Я узнаю великого философа-шахматиста, старичину Ласкера. Только он один во всем мире носит такие зеленые носочки.

Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера снова поморщился.

Ласкеру проворно подставили мраморную лестницу, и бодрый экс-чемпион, сдувая с левого рукава пылинку, севшую на него во время полета над Силезией, упал в объятия одноглазого. Одноглазый взял Ласкера за талию, подвел его к чемпиону и сказал:

Помиритесь! Прошу вас об этом от имени широких васюкинских масс! Помиритесь! Хозе-Рауль шумно вздохнул и, потрясая руку старого ветерана, сказал:

Я всегда преклонялся перед вашей идеей перевода слона в испанской партии с b5 на c4!

Ура! - воскликнул одноглазый. - Просто и убедительно, в стиле чемпиона! И вся необозримая толпа подхватила:

Ура! Виват! Банзай! Просто и убедительно, в стиле чемпиона! ! !

Энтузиазм дошел до апогея. Завидя маэстро Дуза-Хотимирского и маэстро Перекатова, плывших над городом в яйцевидном оранжевом дирижабле, одноглазый взмахнул рукой. Два с половиной миллиона человек в одном воодушевленном порыве запели:

Чудесен шахматный закон и непреложен: Кто перевес хотя б ничтожный получил В пространстве, массе, времени, напоре сил - Лишь для того прямой к победе путь возможен.

Экспрессы подкатывали к двенадцати васюкинским вокзалам, высаживая все новые и новые толпы шахматных любителей. К одноглазому подбежал скороход.

- Смятение на сверхмощной радиостанции. Требуется ваша помощь. На радиостанции инженеры встретили одноглазого криками:

- Сигналы о бедствии! Сигналы о бедствии! Одноглазый нахлобучил радионаушники и прислушался.

- Уау! Уау, уау! - неслись отчаянные крики в эфире. - SOS! SOS! SOS! Спасите наши души!

- Кто ты, умоляющий о спасении? - сурово крикнул в эфир одноглазый.

- Я молодой мексиканец! - сообщили воздушные волны. - Спасите мою душу!

- Что вы имеете к шахматному клубу четырех коней?

- Нижайшая просьба!..

- А в чем дело?

- Я молодой мексиканец Торре! Я только что выписался из сумасшедшего дома. Пустите меня на турнир! Пустите меня!

- Ах! Мне так некогда! - ответил одноглазый.

- SOS! SOS! SOS! - заверещал эфир.

- Ну хорошо! Прилетайте уже!

- У меня нет де-е-нег! - донеслось с берегов Мексиканского залива.

- Ох! Уж эти мне молодые шахматисты! - вздохнул одноглазый. - Пошлите за ним уже мотовоздушную дрезину. Пусть едет!

Уже небо запылало от светящихся реклам, когда по улицам города провели белую лошадь. Это была единственная лошадь, уцелевшая после механизации васюкинского транспорта. Особым постановлением она была переименована в коня, хотя и считалась всю жизнь кобылой. Почитатели шахмат приветствовали ее, размахивая пальмовыми ветвями и шахматными досками...

Не беспокойтесь, - сказал Остап, - мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва - в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.

Всего мира! ! ! - застонали оглушенные васюкинцы.

Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный турнир!

Остап вытер свой благородный лоб. Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно съел бы зажаренного шахматного коня.

Да-а, - выдавил из себя одноглазый, обводя пыльное помещение сумасшедшим взором, - но как же практически провести мероприятие в жизнь, подвести, так сказать, базу?..

Присутствующие напряженно смотрели на гроссмейстера.

Повторяю, что практически дело зависит только от вашей самодеятельности. Всю организацию, повторяю, я беру на себя. Материальных затрат никаких, если не считать расходов на телеграммы.

Одноглазый подталкивал своих соратников.

Ну? - спрашивал он. - Что вы скажете?

Устроим! Устроим! - галдели васюкинцы.

Сколько же нужно денег на... это... телеграммы?

Смешная цифра, - сказал Остап, - сто рублей.

У нас в кассе только двадцать один рубль шестнадцать копеек. Этого, конечно, мы понимаем, далеко не достаточно...

Но гроссмейстер оказался покладистым организатором.

Ладно, - сказал он, - давайте ваши двадцать рублей.

А хватит? - спросил одноглазый.

На первичные телеграммы хватит. А потом начнется приток пожертвований, и денег некуда будет девать!..

Упрятав деньги в зеленый походный пиджак, гроссмейстер напомнил собравшимся о своей лекции и сеансе одновременной игры на 160 досках, любезно распрощался до вечера и отправился в клуб «Картонажник» на свидание с Ипполитом Матвеевичем.

Я голодаю! - сказал Воробьянинов трескучим голосом.

Он уже сидел за кассовым окошечком, но не собрал еще ни одной копейки и не мог купить даже фунта хлеба. Перед ним лежала проволочная зеленая корзиночка, предназначенная для сбора. В такие корзиночки в домах средней руки кладут ножи и вилки.

Слушайте, Воробьянинов, - закричал Остап, - прекратите часа на полтора кассовые операции. Идем обедать в Нарпит . По дороге обрисую ситуацию. Кстати, вам нужно побриться и почиститься. У вас просто босяцкий вид. У гроссмейстера не может быть таких подозрительных знакомых.

Ни одного билета не продал, - сообщил Ипполит Матвеевич.

Не беда. К вечеру набегут. Город мне уже пожертвовал двадцать рублей на организацию международного шахматного турнира.

Так зачем же нам сеанс одновременной игры? - зашептал администратор. - Ведь побить могут. А с двадцатью рублями мы сейчас же можем сесть на пароход, как раз «Карл Либкнехт» сверху пришел, спокойно ехать в Сталинград и ждать там приезда театра. Авось в Сталинграде удастся вскрыть стулья. Тогда мы - богачи, и все принадлежит нам.

На голодный желудок нельзя говорить такие глупые вещи. Это отрицательно влияет на мозг. За двадцать рублей мы, может быть, до Сталинграда и доедем. А питаться на какие деньги? Витамины, дорогой товарищ предводитель, даром никому не даются. Зато с экспансивных васюкинцев можно будет сорвать за лекцию и сеанс рублей тридцать.

Побьют! - горько сказал Воробьянинов.

Конечно, риск есть. Могут баки набить. Впрочем, у меня есть одна мыслишка, которая вас-то обезопасит, во всяком случае. Но об этом после. Пока что идем вкусить от местных блюд.

К шести часам вечера сытый, выбритый и пахнущий одеколоном гроссмейстер вошел в кассу клуба «Картонажник». Сытый и выбритый Воробьянинов бойко торговал билетами.

Ну, как? - тихо спросил гроссмейстер.

Входных тридцать и для игры - двадцать, - ответил администратор.

Шестнадцать рублей. Слабо, слабо!

Что вы, Бендер, смотрите, какая очередь стоит! Неминуемо побьют!

Об этом не думайте. Когда будут бить - будете плакать, а пока что не задерживайтесь! Учитесь торговать!

Через час в кассе было тридцать пять рублей. Публика волновалась в зале.

Закрывайте окошечко! Давайте деньги! - сказал Остап. - Теперь вот что. Нате вам пять рублей, идите на пристань, наймите лодку часа на два и ждите меня на берегу пониже амбара. Мы с вами совершим вечернюю прогулку. Обо мне не беспокойтесь. Я сегодня в форме.

Гроссмейстер вошел в зал. Он чувствовал себя бодрым и твердо знал, что первый ход e2 - e4 не грозит ему никакими осложнениями. Остальные ходы, правда, рисовались в совершенном уже тумане, но это нисколько не смущало великого комбинатора. У него был приготовлен совершенно неожиданный выход для спасения даже самой безнадежной партии.

Гроссмейстер был встречен рукоплесканиями. Небольшой клубный зал был увешан разноцветными бумажными флажками. Неделю тому назад был вечер «Общества спасания на водах», о чем свидетельствовал также лозунг на стене: «Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих».

Остап поклонился, протянул вперед руки, как бы отвергая не заслуженные им аплодисменты, и взошел на эстраду.

Товарищи! - сказал он прекрасным голосом. - Товарищи и братья по шахматам, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал и, должен признаться, не без успеха в Нижнем Новгороде неделю тому назад. Предмет моей лекции - плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, - это quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, - это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму. Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Все зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он играет хорошо...

Блондин в третьем ряду зарделся.

А вон тот брюнет, допустим, хуже.

Все повернулись и осмотрели также брюнета.

Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк... то есть я хотел сказать - в шахматы... А теперь, товарищи, я расскажу вам несколько поучительных историй из практики наших уважаемых гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева.

Остап рассказал аудитории несколько ветхозаветных анекдотов, почерпнутых еще в детстве из «Синего журнала», и этим закончил интермедию.

Краткостью лекции все были слегка удивлены. И одноглазый не сводил своего единственного ока с гроссмейстеровой обуви.

Однако начавшийся сеанс одновременной игры задержал растущее подозрение одноглазого шахматиста. Вместе со всеми он расставлял столы покоем. Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей. Многие из них были совершенно растеряны и поминутно глядели в шахматные учебники, освежая в памяти сложные варианты, при помощи которых надеялись сдаться гроссмейстеру хотя бы после двадцать второго хода.

Остап скользнул взглядом по шеренгам «черных», которые окружали его со всех сторон, по закрытой двери и неустрашимо принялся за работу. Он подошел к одноглазому, сидевшему за первой доской, и передвинул королевскую пешку с клетки е2 на клетку е4.

Одноглазый сейчас же схватил свои уши руками и стал напряженно думать. По рядам любителей прошелестело:

Гроссмейстер сыграл е2 - е4.

Остап не баловал своих противников разнообразием дебютов. На остальных двадцати девяти досках он проделал ту же операцию: перетащил королевскую пешку с е2 на е4. Один за другим любители хватались за волосы и погружались в лихорадочные рассуждения. Неиграющие переводили взоры за гроссмейстером. Единственный в городе фотограф-любитель уже взгромоздился было на стул и собирался поджечь магний, но Остап сердито замахал руками и, прервав свое течение вдоль досок, громко закричал:

Уберите фотографа! Он мешает моей шахматной мысли!

«С какой стати оставлять свою фотографию в этом жалком городишке. Я не люблю иметь дело с милицией», - решил он про себя.

Негодующее шиканье любителей заставило фотографа отказаться от своей попытки. Возмущение было так велико, что фотографа даже выперли из помещения.

На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни.

Сперва любители, и первый среди них - одноглазый, пришли в ужас. Коварство гроссмейстера было несомненно. С необычайной легкостью и, безусловно, ехидничая в душе над отсталыми любителями города Васюки, гроссмейстер жертвовал пешки, тяжелые и легкие фигуры направо и налево. Обхаянному на лекции брюнету он пожертвовал даже ферзя. Брюнет пришел в ужас и хотел было немедленно сдаться, но только страшным усилием воли заставил себя продолжать игру.

Гром среди ясного неба раздался через пять минут.

Мат! - пролепетал насмерть перепуганный брюнет. - Вам мат, товарищ гроссмейстер!

Остап проанализировал положение, позорно назвал «ферзя» «королевой» и высокопарно поздравил брюнета с выигрышем. Гул пробежал по рядам любителей.

«Пора рвать когти! » - подумал Остап, спокойно расхаживая среди столов и небрежно переставляя фигуры.

Вы неправильно коня поставили, товарищ гроссмейстер, - залебезил одноглазый. - Конь так не ходит.

Пардон, пардон, извиняюсь, - ответил гроссмейстер, - после лекции я несколько устал! В течение ближайших десяти минут гроссмейстер проиграл еще десять партий.

Удивленные крики раздавались в помещении клуба «Картонажник». Назревал конфликт. Остап проиграл подряд пятнадцать партий, а вскоре еще три. Оставался один одноглазый. В начале партии он от страха наделал множество ошибок и теперь с трудом вел игру к победному концу. Остап, незаметно для окружающих, украл с доски черную ладью и спрятал ее в карман.

Толпа тесно сомкнулась вокруг играющих.

Только что на этом месте стояла моя ладья! - закричал одноглазый, осмотревшись. - А теперь ее уже нет.

Нет, значит, и не было! - грубовато сказал Остап.

Как же не было? Я ясно помню!

Конечно, не было.

Куда же она девалась? Вы ее выиграли?

Выиграл.

Когда? На каком ходу?

Что вы мне морочите голову с вашей ладьей? Если сдаетесь, то так и говорите!

Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны.

Контора пишет! - сказал Остап.

Это возмутительно! - заорал одноглазый. - Отдайте мою ладью!

Сдавайтесь, сдавайтесь, что это за кошки-мышки такие!

Отдайте ладью!

- Дать вам ладью? Может быть, вам дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?

С этими словами гроссмейстер, поняв, что промедление смерти подобно, зачерпнул в горсть несколько фигур и швырнул их в голову одноглазого противника.

Товарищи! - заверещал одноглазый. - Смотрите все! Любителя бьют. Шахматисты города Васюки опешили.

Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматную доску в керосиновую лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то челюстям и лбам, выбежал на улицу. Васюкинские любители, падая друг на друга, ринулись за ним.

Был лунный вечер. Остап несся по серебряной улице легко, как ангел, отталкиваясь от грешной земли. Ввиду несостоявшегося превращения Васюков в центр мироздания бежать пришлось не среди дворцов, а среди бревенчатых домиков с наружными ставнями. Сзади неслись шахматные любители.

Держите гроссмейстера! - ревел одноглазый.

Жулье! - поддерживали остальные.

Пижоны! - огрызался гроссмейстер, увеличивая скорость.

Караул! - кричали изобиженные шахматисты.

Остап запрыгал по лестнице, ведущей на пристань. Ему предстояло пробежать четыреста ступенек. На шестой площадке его уже поджидали два любителя, пробравшиеся сюда окольной тропинкой прямо по склону. Остап оглянулся. Сверху катилась собачьей стаей тесная группа разъяренных поклонников защиты Филидора. Отступления не было. Поэтому Остап побежал вперед.

Вот я вас сейчас, сволочей! - гаркнул он храбрецам-разведчикам, бросаясь с пятой площадки. Испуганные пластуны ухнули, переваливаясь за перила, и покатились куда-то в темноту бугров и

склонов. Путь был свободен.

Держите гроссмейстера! - катилось сверху.

Преследователи бежали, стуча по деревянной лестнице, как падающие кегельные шары. Выбежав на берег, Остап уклонился вправо, ища глазами лодку с верным ему администратором.

Ипполит Матвеевич идиллически сидел в лодочке. Остап бухнулся на скамейку и яростно стал выгребать от берега. Через минуту в лодку полетели камни. Одним из них был подбит Ипполит Матвеевич. Немного повыше вулканического прыща у него вырос темный желвак. Ипполит Матвеевич упрятал голову в плечи и захныкал.

Вот еще, шляпа! Мне чуть голову не оторвали. И я - ничего. Б одр и весел. А если принять во внимание еще пятьдесят рублей чистой прибыли, то за одну гулю на вашей голове - гонорар довольно приличный.

Между тем преследователи, которые только сейчас поняли, что план превращения Васюков в Нью-Москву рухнул и что гроссмейстер увозит из города пятьдесят кровных васюкинских рублей, погрузились в большую лодку и с криками выгребли на середину реки. В лодку набилось человек тридцать. Всем хотелось принять личное участие в расправе с гроссмейстером. Экспедицией командовал одноглазый. Единственное его око сверкало в ночи, как маяк.

Держи гроссмейстера! - вопили в перегруженной барке.

Ходу, Киса! - сказал Остап. - Если они нас догонят, я не смогу поручиться за целость вашего пенсне.

Обе лодки шли вниз по течению. Расстояние между ними все уменьшалось. Остап выбивался из сил.

Не уйдете, сволочи! - кричали из барки.

Остап не отвечал. Б ыло некогда. Весла вырывались из воды. Вода потоками вылетала из-под беснующихся весел и попадала в лодку.

Валяй! - шептал Остап самому себе.

Ипполит Матвеевич маялся. Барка торжествовала. Высокий ее корпус уже обходил лодочку концессионеров с левой руки, чтобы прижать гроссмейстера к берегу. Концессионеров ждала плачевная участь. Радость на барке была так велика, что все шахматисты перешли на правый борт, чтобы, поравнявшись с лодочкой, превосходными силами обрушиться на злодея-гроссмейстера.

Берегите пенсне, Киса, - в отчаянии крикнул Остап, бросая весла, - сейчас начнется!

Господа! - воскликнул вдруг Ипполит Матвеевич петушиным голосом. - Неужели вы будете нас бить?!

Еще как! - загремели васюкинские любители, собираясь прыгать в лодку.

Но в это время произошло крайне обидное для честных шахматистов всего мира происшествие. Барка накренилась и правым бортом зачерпнула воду.

Осторожней, - пискнул одноглазый капитан.

Но было уже поздно. Слишком много любителей скопилось на правом борту васюкинского дредноута. Переменив центр тяжести, барка не стала колебаться и в полном соответствии с законами физики перевернулась.

Общий вопль нарушил спокойствие реки.

Уау! - протяжно стонали шахматисты.

Целых тридцать любителей очутились в воде. Они быстро выплывали на поверхность и один за другим цеплялись за перевернутую барку. Последним причалил одноглазый.

Пижоны! - в восторге кричал Остап. - Что же вы не бьете вашего гроссмейстера? Вы, если не ошибаюсь, хотели меня бить?

Остап описал вокруг потерпевших крушение круг.

Вы же понимаете, васюкинские индивидуумы, что я мог бы вас поодиночке утопить, но я дарую вам жизнь. Живите, граждане! Только, ради создателя, не играйте в шахматы! Вы же просто не умеете играть! Эх вы, пижоны, пижоны!.. Едем, Ипполит Матвеевич, дальше! Прощайте, одноглазые любители! Боюсь, что Васюки центром мироздания не станут! Я не думаю, чтобы мастера шахмат приехали бы к таким дуракам, как вы, даже если бы я их об этом просил! Прощайте, любители сильных шахматных ощущений! Да здравствует клуб четырех лошадей!

1. Афористичность языка романа.
2. Образ Остапа Бендера.
3. Закономерный финал произведения.

По языку, а также влиянию произведения на культуру детище двух величайших юмористов XX столетия И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» можно сравнить с комедиями А. С. Грибоедова, где половина стихов, по мнению А. С. Пушкина, стали пословицами. Многие фразы, придуманные авторами, прочно вошли в повседневную речь. Не задумываясь, откуда это, люди произносят: «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши». Это еще раз доказывает, что остроумие и меткие фразы никогда не теряют своей актуальности и очень популярны во все времена. Многие словосочетания так же обрели вполне самостоятельную жизнь. Так, к примеру, когда речь заходит о конторе «Рога и Копыта», то едва ли кто вспомнит Остапа Бендера, зато сразу же встает образ чего-то несуществующего, мнимого. Роман «12 стульев» и по сей день вызывает улыбку у новых поколений читателей. Многие явления, описанные в произведении, кажется, взяты из современной жизни, хотя со времени создания романа прошло уже около восьмидесяти лет.

По мнению многих литературоведов, Остап Бендер является главным художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова. Впервые читатель знакомится с этим человеком только в шестой главе части первой, когда история Ипполита Матвеевича уже известна. Однако она никогда бы не стала развиваться так стремительно и увлекательно, не появись на сцене новый персонаж, поражающий своей обаятельностью и остроумием. Молодой человек «лет двадцати восьми» не обременен каким-либо имуществом: «...у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы квартиру отпереть». Однако он был оптимистично настроен и своей импозантной внешностью мог бы произвести впечатление на местных барышень: «В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было». Б. М. Сарнов называет Остапа Бендера «гимном духа свободного предпринимательства». С первого знакомства видно, что новый герой — это личность неординарная: «Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу. Постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег». Не успев появиться в городе, молодой человек незамедлительно начинает действовать. Для начала он продает имеющийся у него прибор астролябия. После чего заводит знакомство с местным дворником, спрашивая у него, есть ли в городе невесты. Находясь на данный момент в незавидном положении, Остап Бендер не смиряется со своей участью, а активно ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Пока у него только два не совсем подходящих варианта: стать многоженцем, обольстив и обобрав нескольких девиц, или написать и заняться распространением картины «Большевики пишут письмо Чемберлену».

Первый путь отвергается Бендером ввиду отсутствия «серого в яблоках костюма» и десяти рублей, без которых соблазнение в силу щепетильности главного героя выглядело бы, как «низкий сорт». Второй тоже мог преподнести чисто технические затруднения. Здесь Остап резко отличается от своих собратьев-жуликов по классической литературе. Он выглядит более жизненно и полнокровно на фоне гончаровского Штольца. С другой стороны, Бендер, в отличие от Чичикова, являясь жуликом по несчастью, сохраняет в себе черты некоторого благородства и даже чести. Возможно, в другую эпоху и при других обстоятельствах главный герой никогда бы не стал аферистом. Его жульничество явилось прямым порождением социализма, который пресекал всякую инициативность и творчество. Несмотря на то что Остап всеми фибрами души стремится заполучить кругленькую сумму, тем не менее он не стяжатель, а свободный художник. Ему больше интересен не результат, а сам процесс. Именно поэтому он словно шахматист тщательно продумывает ходы, разрабатывает тактику и стратегию в каждой новой ситуации. Увлекательная и хитроумная игра привлекает его тем сильнее, чем больше возможностей он создает для появления искрометных идей и замыслов. Следует отметить, что Бендер на ходу справляется с, казалось бы, на первый взгляд невероятно трудными задачами.

Главный герой превосходный психолог. Его талант убеждения ярко проявляется и в разговоре со старым дворником, и с бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым: «...решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встречному им проходимцу, все, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тещи». Умение общаться с различными людьми помогает главному герою добиваться своих целей в различных ситуациях. Так, к примеру, он смог найти общий язык даже с Людочкой-людоедкой с ее тридцатисловным запасом, обменяв обычное чайное ситечко на вожделенный стул. Нельзя обвинить Остапа Бендера и в трусости. Он с головой бросается в самые сложные обстоятельства, иногда даже не думая о последствиях: «Об этом не думайте. Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь! Учитесь торговать!». Достаточно вспомнить шахматный турнир, который устроил великий комбинатор в городе Васюки, оставшись без средств к существованию. Представившись гроссмейстером, Бендер настолько красочно расписал шахматное будущее васюкинцев, что без труда получил аванс в размере двадцати рублей и возможность заработать еще больше на самом турнире. В результате Остапу приходится спасаться бегством, однако и здесь фортуна благосклонна к бесстрашному счастливчику, поскольку баржа с преследователями переворачивается, и афера остается без возмездия. Таким образом, перед читателями встает довольно привлекательная и обаятельная фигура, удачно преодолевающая препятствия и не теряющая природного оптимизма.

Смерть Остапа Бендера в какой-то мере была предопределена. Слишком свободолюбив и удачен был этот человек, чтобы не раздражать окружающих только лишь своим присутствием. Остался всего лишь один стул из коллекции, в котором могли бы находиться бриллианты мадам Петуховой. Остап пребывал в превосходном состоянии духа: энергия и веселость его были неисчерпаемы. Этого же нельзя было сказать о Воробьянинове, изрядно вымотавшегося в этой гонке за сокровищами: «И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и отросший ус торчал уже не параллельно земной поверхности... В характере появились несвойственные ему раньше черты решительности и жестокости... Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть». Безусловно, Воробьянинов не мог бы долго сдерживать свои негативные чувства к компаньону. Когда Бендер рассказал Ипполитом Матвеевичу о последнем стуле, да еще подшутил над ним, это было последней каплей. Бывший предводитель дворянства дождался, пока Остап уснул и достал бритву: «Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил». Бендер на самом деле просто придумал себе это счастье, поскольку найди он бриллианты, они не принесли бы ему радости, ведь воплощенная мечта уже перестает быть мечтой, а человека тянет все к новым и новым вершинам. Ильф и Петров разработали и эту версию, но уже в другом своем романе «Золотой теленок».

Здесь главный герой добивается своей заветной цели и становится счастливым обладателем целого миллиона, однако его душа не насыщается этим. Ведь с одной стороны, в условиях социалистического общества он не может его истратить, не будучи членом хоть какого-нибудь государственного учреждения. А с другой, что самое главное, заканчивается увлекательная игра.

Я уже хотел было написать возмущённое письмо тренеру моей новой/старой команды Сорренто - почему, дескать, до сих пор нет превью и вообще никакой реакции на сегодняшний матч, но тут, к изумлению своему:-), обнаружил, что у нас в игре образовалась пауза аж до субботы. А то и до воскресенья.

И чтобы здешние мозги не прокисали, решил предложить вашему вниманию своеобразный тест. На большого любителя, разумеется. Кто такими вещами не увлекается или вообще читать не любит - пожалуйста, не напрягайтесь, проходите мимо и занимайтесь своими делами:-). Но я надеюсь, что среди почти 400 подписантов нашего блога найдётся хотя бы человек 20-30 таких, кому это будет интересно, кто воспримет это как вызов и как возможность проявить свою эрудицию. Ну а если кто-то под такую тему еще раз перечитает роман (или вообще впервые прочитает этот безусловный литературный шедевр), то будет просто замечательно.

Тестовые вопросы по «12 стульям» я начал составлять давно, но всё никак не мог довести до ума - то их было мало, то они были слишком простыми. И вот буквально пару недель назад я под настроение оформил их окончательно.

Всего получилось 35 вопросов - 30 основных, которые основаны исключительно на знании текста и умении его анализировать, и 5 дополнительных, общего свойства (история и экранизация). Вопросы разные. Есть такие, на которые можно и должно ответить сразу, почти без раздумья. Есть такие, для ответа на которые придётся прошерстить весь роман. Отвечайте на них прямо здесь, в комментах. Можете при этом спорить или не спорить, совещаться или не совещаться, ругаться или приходить к согласию.

Ответы (если ничто этому не помешает) я дам в пятницу вечером. Тогда же подведу и итоги теста/конкурса. За правильный ответ - ПЕРВЫЙ ПО ВРЕМЕНИ - участник получит 3 балла. За просто правильный ответ - 1 балл. За точную цитату или достоверный факт, подтверждающие ответ, можно заработать еще по 1 баллу в каждом вопросе. Вот и все правила. Но я куда больше рассчитываю на ваш интерес, а не на желание непременно выиграть… (Чуть не забыл… Убедительно прошу Эндрю Томпсона не участвовать в конкурсе. Андрей, Вы эти вопросы увидели дней 10 назад, поэтому обладаете серьезной форой по сравнению с остальными.)

Готовы?.. Поехали!..

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Сколько лет было Кисе Воробьянинову?
  • 2. Сколько лет было Остапу Бендеру?
  • 3. Назовите точную дату и день кончины тёщи Воробьянинова Клавдии Ивановны Петуховой.
  • 4. На сколько лет старше Ипполита Матвеевича была его тёща?
  • 5. На протяжении какого времени (указать максимально точно) на спине бюстика поэта Жуковского, установленного на Старопанской площади уездного города N, появлялось написанное мелом ругательство?
  • 6. Священник церкви Фрола и Лавра отец Фёдор в молодости учился в университете на юридическом факультете. В каком году он поступил в университет?
  • 7. Сколько золотых десяток сумел скопить отец Фёдор благодаря своим коммерческим начинаниям?
  • 8. За сколько Остап Бендер продал хитрый прибор астролябию, которая «сама меряет, было бы что мерять»?
  • 9. Назовите точную дату знакомства Воробьянинова и Бендера.
  • 10. Каким был основной вид деятельности старгородских предприятий «Одесская бубличная артель «Московские баранки» и «Быстроупак»?
  • 11. В чём заключалась главная ошибка отца Фёдора при посещении им Варфоломея Коробейникова, после которой и начались все злоключения священника, приведшие его в итоге в психиатрическую лечебницу?
  • 12. Какие номера были присвоены первым вагонам старгородского трамвая?
  • 13. Какую сумму пожертвовала Елена Станиславовна Боур в пользу «Союза меча и орала» на первом заседании этой организации?
  • 14. На какой московский вокзал в конце 20-х годов приезжали из Киева и Одессы?
  • 15. Назовите полные имя, отчество и фамилию жены «вегетарианца» Коли, от которого неудачливый ловелас Воробьянинов получил по морде.
  • 16. Где скрыта ошибка в объявлении, которое вдова Грицацуева дала в «Старгородскую правду»: «Умоляю лиц, знающих местопребывание. Ушёл из дому т. Бендер, лет 25 - 30. Одет в зелёный костюм, жёлтые ботинки и голубой жилет. Брюнет. Указавш. прошу сообщ. за приличн. вознагражд. Ул. Плеханова, 15, Грицацуевой»?
  • 17. Как известно, на главном перроне вокзала в Харькове установлен памятник отцу Фёдору с чайником в руке. В чем заключается вольная трактовка текста романа авторами памятника, если не считать того, что лицу отца Фёдора приданы черты игравшего его Михаила Пуговкина?
  • 18. На какую сумму был подан счёт Воробьянинову в «образцовой столовой МСПО «Праге», куда он пригласил Лизу?
  • 19. Как на самом деле звали жену инженера Щукина Эллочку-«людоедку»?
  • 20. Укажите фактический авторский «прокол» во фразе: «Маэстро Судейкин уже не боролся за прелестный этюд Неунывако. Он тщился сохранить хотя бы решения задач. После борьбы, более напряжённой, чем борьба его с Ласкером на сан-себастьянском турнире, маэстро отвоевал себе местечко за счёт «Суда и быта»…» (Глава 24, «Клуб автомобилистов»).
  • 21. Еще один «прокол» скрыт во фразе «Репортёр Персицкий деятельно готовился к двухсотлетнему юбилею великого математика Исаака Ньютона» (Глава 28, «Курочка и тихоокеанский петушок»). Где именно?
  • 22. Где и когда Остап Бендер сидел в тюрьме?
  • 23. Сколько лет было гамбсовскому гостиному гарнитуру, за которым охотились Бендер и Воробьянинов?
  • 24. Сколько гвоздей требовалось на обивку сиденья одного гамбсовского стула?
  • 25. Как известно, в Васюках Остап Бендер дал сеанс одновременной игры на 30 досках. Какие дебюты и в каком количестве были разыграны?
  • 26. И еще один авторский «прокол». В главе 36 («Вид на малахитовую лужу») сказано: «На шестой день Остапу удалось свести знакомство с монтёром Мечниковым, заведующим гидропрессом…» Что здесь не так?
  • 27. Какую последнюю сумму предложил инженеру Брунсу за гарнитур генеральши Поповой отец Фёдор, после чего торг с его стороны был прекращен?
  • 28. Как долго отец Фёдор просидел на утёсе напротив замка царицы Тамары?
  • 29. Сколько денег в общей сложности выкачал Остап Бендер из председателя «Одесской бубличной артели» (а также биржевого комитета Старгорода:-)) гражданина Кислярского?
  • 30. А какую сумму самостоятельно заработал Воробьянинов за всё время его приключений в компании Остапа Бендера?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 31. Как в действительности звали Ильфа и Петрова?
  • 32. Каким способом была решена авторами судьба Остапа Бендера перед написанием последней главы «Двенадцати стульев»?
  • 33. Какие известные актёры читали текст от автора в советских экранизациях «12 стульев» 1971 и 1976 гг.? (Подсказка: их фамилии состоят из пяти букв и заканчиваются на «т».)
  • 34. Что оказалось главной (но все-таки преодолённой) помехой на пути Михаила Пуговкина к тому, чтобы сыграть роль отца Фёдора?
  • 35. В чём заключается сходство между: а) одноглазым шахматистом и слесарем Полесовым; б) монтёром Мечниковым и гробовщиком Безенчуком; в) «голубым воришкой» Альхеном и редактором газеты «Станок»?

Увы, конкурс явно не удался, поэтому итоги подводить ни к чему. Только ответы.

ОТВЕТЫ.

  • 1. 52 года. «…Сказанное при пробуждении «гут морген» обычно значило, что печень пошаливает, что пятьдесят два года не шутка и что погода нынче сырая…» (Глава 1, «Безенчук и «нимфы»). Кроме того, в главе «Бойкий мальчик», которая в окончательную версию романа не вошла и публиковалась отдельным рассказом под названием «Прошлое регистратора загса», прямо написано: «Ипполит Матвеевич Воробьянинов родился в 1875 году в Старгородском уезде в поместье своего отца Матвея Александровича…», а как известно, действие романа начинается в 1927-м.
  • 2. 27 лет. В главе 35 («И др.») Бендер говорит сам о себе так: «…Обо мне написали бы совсем другое. Обо мне написали бы так: «Труп второй принадлежит мужчине двадцати семи лет. Он любил и страдал…»
  • 3. 15 апреля 1927 года, пятница. «…В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого…» (Глава 1, «Безенчук и «нимфы»). Из той же главы следует, что в тот же день с Клавдией Ивановной случился удар и к вечеру она скончалась.
  • 4. На семь лет. «…зарегистрировал собственноручно кончину Клавдии Ивановны Петуховой, пятидесяти девяти лет, домашней хозяйки, беспартийной…» (Глава 4, «Муза дальних странствий»).
  • 5. 29 лет и 10 месяцев. «…Впервые подобная надпись появилась на бюстике 15 июня 1897 года в ночь, наступившую непосредственно после открытия памятника. И как представители полиции, а впоследствии милиции ни старались, хулительная надпись аккуратно возобновлялась каждый день…» (Глава 2, «Кончина мадам Петуховой»). Поскольку, как мы выяснили, события романа начинаются 15 апреля 1927 года, подсчёты произвести несложно.
  • 6. В 1912-м. «…Перейдя из семинарии в университет и проучившись на юридическом факультете три года, Востриков в 1915 году убоялся возможной мобилизации и снова пошёл по духовной…» (Глава 3, «Зерцало грешного»).
  • 7. 20. «…разрывая кружевца и прошвы, вынул из капора тяжёлую полотняную колбаску. Колбаска содержала в себе двадцать золотых десяток - всё, что осталось от коммерческих авантюр отца Фёдора…» (Глава 3, «Зерцало грешного»).
  • 8. За три рубля. «…К обеду астролябия была продана слесарю за три рубля…» (Глава 5, «Великий комбинатор»).
  • 9. 25 апреля 1927 года. В главе 6 («Брильянтовый дым») в первый же день их знакомства, после заключения «небольшого договорчика» на совместные поиски сокровища мадам Петуховой и неудачного допроса пьяного дворника Тихона, Остап Бендер выторговал у компаньона ярко-голубой гарусный жилет за восемь рублей. «…Ипполит Матвеевич покраснел еще больше, вынул маленький блокнотик и каллиграфически записал: «25/ IV 27 г. - выдано т.Бендеру р. - 8…».
  • 10. Спекуляция мануфактурой. «…Несмотря на ощутительную разницу в вывесках и величине оборотного капитала, оба этих разнородных предприятия занимались одним и тем же - спекулировали мануфактурой всех видов…» (Глава 10, «Слесарь, попугай и гадалка»).
  • 11. В главе 11 («Алфавит «Зеркало жизни») облапошенный Бендером Коробейников решил отыграться на следующем посетителе и всучил отцу Фёдору ордера на мебельный гарнитур генеральши Поповой - обратите внимание, на гарнитур из 12 стульев. «…- Все в одном месте?» - воодушевлённо воскликнул покупатель. «- Один к одному. Все там стоят. Гарнитур замечательный. Пальчики оближете…» Коробейников, разумеется, не знал, что накануне отец Фёдор на пару с Воробьяниновым один стул уже выпотрошили, а вот почему об этом факте позабыл или не придал значения тому, что стульев опять стало 12, сам отец Фёдор - непонятно.
  • 12. 701 - 710. «…в котором стояли десять светло-зелёных вагонов, занумерованных от 701 до 710…» (Глава 13, «Дышите глубже - вы взволнованы!»).
  • 13. 12 рублей. «…- Всего, - возгласил Остап, - четыреста восемьдесят восемь рублей. Эх! Двенадцати рублей не хватает для ровного счёта…» Елена Станиславовна, долго крепившаяся, ушла в спальню и вынесла в ридикюле искомые двенадцать рублей…» (Глава 14, «Союз меча и орала»)… Между прочим, число 12 встречается в романе неоднократно. Это и 12 стульев, и 12 рублей Елены Станиславовны, и те же 12 рублей, которые остались у Воробьянинова после «ночи наслаждений и утех» накануне аукциона…
  • 14. Брянский. «…Представители Киева и Одессы проникают в столицу через Брянский вокзал…» (Глава 16, «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца»).
  • 15. Елизавета Петровна Калачова. «…когда он на минуту остался вдвоём с очаровательной гражданкой Калачовой, ему захотелось рассказать ей обо всех горестях и волнениях. «- Да, - сказал он, нежно глядя на собеседницу, - такие дела. Как же вы поживаете, Елизавета…». «- Петровна. А вас как зовут?..» (Глава 18, «Музей мебели»).
  • 16. Цвет обуви. В главе 12 («Знойная женщина - мечта поэта») неоднократно упоминается обновка Остапа Бендера - малиновые башмаки, которые он приобрёл до свадьбы с Грицацуевой . Надо полагать, вдовушка страдала уникальной формой дальтонизма:-).
  • 17. В главе 20 («От Севильи до Гренады») сказано: «…Исчез отец Фёдор. Завертела его нелёгкая. Говорят, что видели его на станции Попасная, Донецких дорог. Бежал он по перрону с чайником кипятку …» Так что Харьков тут слегка притянут за уши, хотя именно с харьковского вокзала отец Фёдор написал жене первое письмо.
  • 18. 9 рублей 20 копеек. «На счёт Ипполит Матвеевич смотрел долго, раскачиваясь на стуле… «- Девять рублей двадцать копеек? - бормотал он. - Может быть, вам еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат?» (Глава 20, «От Севильи до Гренады»).
  • 19. Елена. «…Эрнест Павлович связал свои вещи в большой узел, завернул сапоги в газету и повернулся к дверям… «- У тебя вся спина белая, - сказала Эллочка граммофонным голосом…». «- До свидания, Елена…» (Глава 22 «Людоедка Эллочка»).
  • 20. Безусловно, фамилия Судейкин выдумана, но можно допустить, что под ней скрывается некий действительно живший в те годы шахматный мастер. Авторский прокол заключается в том, что в Сан-Себастьяне прошло два представительных турнира - в 1911 и 1912 гг., но ни в одном из них тогдашний чемпион мира Эмануил Ласкер не участвовал . Так же, впрочем, как и его однофамилец американский шахматист Эдуард Ласкер… К слову сказать, Остап Бендер в отличие от своих создателей:-) обладал более широкими познаниями в этой области. В главе 34 («Междупланетный шахматный конгресс») он спрашивает васюкинцев: «Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир». Удивительно, но человек, который в Васюках «играл в шахматы во второй раз в жизни», прекрасно знает, что в австрийском Земмеринге в марте 1926-го состоялся крупнейший турнир года с участием 18 известнейших шахматистов (призёры - Р.Шпильман, А.Алехин, М.Видмар)…
  • 21. Годы жизни Исаака Ньютона - 1642 - 1727. Стало быть, речь идёт о двухсотлетии со дня его смерти. Допустим, что и такой день может считаться юбилеем, который следует как-то отмечать. Но великий английский физик, математик, механик и астроном умер 31 марта (или 20 марта по старому стилю) . Поскольку действие романа начинается 15 апреля, Персицкий явно запоздал с «деятельными приготовлениями».
  • 22. «…Когда все пропуска были выданы и в фойе уменьшили свет, Яков Менелаевич вспомнил: эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году , когда и сам там сидел по пустяковому делу…» (Глава 30, «В театре Колумба»).
  • 23. 62 года. В стуле, который компаньоны выкрали и вскрыли на пароходе «Скрябин», они нашли медную позеленевшую табличку с надписью «Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ начинаетъ новую парт і ю мебели. 1865 г. Санктъ-Петербургъ» (Глава 33, «Изгнание из рая).
  • 24. Тоже 62:-). «…Ипполит Матвеевич сел на пол, обхватил стул своими жилистыми ногами и с хладнокровием дантиста стал выдёргивать из стула медные гвозди, не пропуская ни одного. На шестьдесят втором гвозде работа его закончилась… « (Глава 40, «Сокровище»).
  • 25. «…На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати чёрные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора… » (Глава 34, «Междупланетный шахматный конгресс»). Между прочим, защита Филидора определяется уже на втором ходу чёрных (1. е2-е4 е7-е5 2. К g1 - f3 d7-d6 ).
  • 26. В главе 31 («Волшебная ночь на Волге»), то есть пятью главами раньше, сказано следующее: «Остап еще в поезде успел побеседовать с завгидропрессом, монтёром Мечниковым, и узнал от него всё ». Произошло это еще до отплытия компаньонов по Волге на «Скрябине». Таким образом, Бендер задолго до Пятигорска хорошо знал монтёра, и, стало быть, вторично заводить с ним знакомство, в Пятигорске, никакой надобности у Остапа не было.
  • 27. 141 рубль. «…А через минуту голос его приходил со стороны дачи Думбасова. «- Сто сорок один, - предлагал отец Фёдор, - не корысти ради, господин Брунс, а токмо…» Наконец инженер не выдержал, вышел на середину веранды и, вглядываясь в темноту, начал размеренно кричать: «- Чёрт с вами! Двести рублей! Только отвяжитесь…» Послышались шорох потревоженных бамбуков, тихий стон и удаляющиеся шаги…»
  • 28. 10 дней. «…Через десять дней из Владикавказа прибыла пожарная команда с надлежащим обозом и принадлежностями и сняла отца Фёдора…» (Глава 38, «Под облаками»).
  • 29. 800 рублей. 200 - в Старгороде, на первом заседании «Союза меча и орала», 500 в Тифлисе («…Мы дадим вам парабеллум!..») и последние 100 в Ялте.
  • 30. Согласно фактам, которые точно подтверждёны текстом - 10 рублей 07 копеек . 50 копеек Воробьянинову еще в Москве дал «за труды» Авессалом Изнуренков. Прошением подаяния Ипполит Матвеевич заработал 7 рублей 29 копеек в Пятигорске, 2 рубля в МинВодах и 13 копеек во Владикавказе. (Вероятно, во Владикавказе больше, потому что накануне выхода в Тифлис Бендер говорит Воробьянинову: «Нужны деньги на хлеб и любительскую колбасу. Можете прибавить к своему лексикону несколько итальянских фраз, но к вечеру вы должны насбирать не меньше двух рублей!..» Однако дальше не сказано, сумел ли заработать Киса требуемую сумму.) Наконец, еще 15 копеек Воробьянинов получил за танцы перед автобусом на Военно-Грузинской дороге.
  • 31. Илья Арнольдович Файнзильберг (1897-1937) и Евгений Петрович Катаев (1902-1942) . Интересно, что соавторы «12 стульев» и «Золотого телёнка» прожили примерно одинаково: Ильф - 39 лет 5 месяцев и 28 дней (умер от туберкулёза), Петров - 39 лет 5 месяцев и 19 дней (был военным корреспондентом и погиб, возвращаясь с фронта на самолёте).
  • 32. С помощью жребия. В предисловии к «Золотому телёнку» авторы пишут о крупной ссоре, возникшей между ними перед написанием последней главы «12 стульев» по поводу - убить Остапа Бендера или оставить в живых: «…участь героя решалась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп - и через полчаса великого комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой…»
  • 33. Ростислав Плятт (1971 г.) и Зиновий Гердт (1976 г.) . Любопытно, что в первой экранизации Плятт мог бы сыграть Кису Воробьянинова, поскольку у Сергея Филиппова начались сильные головные боли из-за опухоли мозга, которую ему диагностировали еще в 1965 году, и создатели фильма считали, что актёр с ролью не справится. Однако Плятт категорически отказался от роли и настоял на том, чтобы ее оставили за Филипповым. Тот, кстати, сразу после съёмок прошёл курс лечения, после чего прожил еще 20 лет.
  • 34. Мать Михаила Пуговкина была глубоко верующим человеком , и потому Леониду Гайдаю пришлось ждать три недели, пока она даст разрешение сыну сыграть шкодливого священника.
  • 35. В двух советских экранизациях эти роли играл один и тот же актёр : а) Савелий Крамаров; б) Георгий Вицин; в) Григорий Шпигель. Всего, к слову, двойным появлением в фильмах 1971 и 1976 гг. в разных ролях отметились сразу 10 актёров. Помимо указанных это Эдуард Бредун, Юрий Медведев, Анатолий Калабулин, Анатолий Обухов, Вячеслав Войнаровский, Владимир Ферапонтов, а Павел Винник оказался среди них уникумом, поскольку ухитрился дважды с перерывом в пять лет сыграть официанта в ресторане «Прага», где кутили Воробьянинов и Лиза.