Мотив путешествия в мировой литературе. Русские странники в художественной литературе Несколько интересных сочинений

1. Путешествие-возвращение.
2. Путешествие-поиск.
3. Путешествие-служение.
4. Путешествие-искушение и путешествие-развлечение.
5. Путешествие-антипоиск.

Мотив путешествия — один из самых распространенных и древних в мировой литературе. Разумеется, это не случайно. В древности, когда еще не было современных средств коммуникации и связи, путешествие было одним из немногих способов расширить свой кругозор. В то же время военные походы и торговые караваны также подразумевали путешествие по суше или по морю. Однако существует еще одно измерение путешествия — символическое, философское. Человеческая жизнь — это тоже своего рода путешествие. А внимание авторов художественных произведений всегда было направлено на человеческую судьбу, на развитие личности и событий, влияющих на нее. Пестрая смена фона, оторванность героя от привычного образа жизни, драматичность ситуаций, заставляющих то и дело совершать выбор — все это представляет благодатное поле деятельности для тех, кто стремится показать-личность в развитии.

Нетрудно заметить, что в большинстве случаев путешествие героя — это не бессмысленное блуждание, а целенаправленное движение. Однако цель и Причины путешествия могут быть различными. Так, главный герой «Одиссеи» Гомера путешествует долгие годы не по своей воле, а из-за гнева Посейдона. Цель Одиссея — возвращение домой, то есть достижение блага. Следовательно, само путешествие выступает в качестве испытания героя. Но разве плохо жилось Одиссею у бессмертных богинь — Цирцеи и Калипсо? Почему герой все время стремится двигаться дальше? Повествуя о странствиях Одиссея, Гомер проводит идею о выборе и верности. На жизненном пути человек неизбежно подвергается искушениям, однако цель, если она выбрана верно, остается неизменной. Любовь к родине и своей жене Одиссей ставит выше, чем возможность сделаться мужем богини и получить бессмертие. Упорство Одиссея не удается сломить ни гневу Посейдона, ни ласкам Цирцеи и Калипсо, потому, должно быть, и достигает наконец герой берегов своей Итаки.

В литературной традиции весьма распространена и другая разновидность путешествия — поиск. Впрочем, и путешествие Одиссея своего рода поиск — он ищет путей возвращения домой. Однако это поиск того, что герой уже хорошо знает, более того — что принадлежит ему. Зачастую же героям приходится отыскивать то, о чем они знают лишь понаслышке и вовсе не знают. Гиперболизированным выражением подобной ситуации является сказочная формула «пойди туда, не знаю куда». Однако даже если направление поиска и его цель более или менее определены, героям предстоит пройти через череду испытаний. Чаще всего перед героем стоят два варианта исхода его поиска: рост (духовный, карьерный) либо гибель.

Сходные тенденции обнаруживаются в путешествии-служении. В качестве примера подобного путешествия можно привести проповедь Христа. Он и его ученики переходили из города в город, возвещая народу истину. Однако целью Христа — й это следует подчеркнуть — являются отнюдь не личные намерения. Бог и так превыше всего. Его цель — духовный рост людей, их возвращение к нему, их поиск Бога и путей к нему, обретение Земли Обетованной.

Можно привести и другой пример путешествия-служения. Это легенды о поисках Святого Грааля. Следует обратить внимание на различие между обычным поиском какого-либо значимого объекта с целью завладения им и поисками Святого Грааля. В последнем случае владение объектом невозможно, и самый достойный может быть лишь его хранителем. Благом, целью путешествия-поиска является зрелище чудес Грааля, которого удостаивается не просто тот, кто отважен и хорошо владеет оружием (чего зачастую достаточно для того, чтобы завладеть каким-либо предметом), но тот, кто добродетелен. Так, поиск Святого Грааля сближается с паломничеством — путешествием во имя духовного очищения и искупления грехов. Однако ставить знак равенства между этими двумя разновидностями путешествий все же неправомерно. Да и само стремление к Граалю является мощным духовным импульсом к возрождению личности, однако чтобы увидеть Грааль, этого недостаточно.

Мотив испытания, который присутствует в любом путешествии, наиболее сильно звучит в драме И. В. Гете «Фауст». Мефистофель именно с этой целью и показывает Фаусту мир, чтобы его душа поддалась земным соблазнам и стала легкой добычей дьявола. Мечта же самого героя «о волшебном плаще», который дал бы ему возможность побывать в разных краях — это стремление к поиску и служению: герой драмы Гете жаждет знаний и их применения на благо людям. Это и оказывается его спасением: бескорыстное служение другим уподобляет человека Богу, а служение лишь самому себе — мятежному духу Люциферу.

В путешествии Фауста присутствует и мотив развлечения — Мефистофель старался показывать своему подопечному то, что, по мнению дьявола, могло развлечь Фауста.

Тему путешествия-развлечения развил Д. Байрон в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда». Эту тему затрагивал и А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин». Пресыщенный всеми наслаждениями герой уже не ищет чего-то значимого, будь оно материальным или духовным — скорее бежит от скуки, от самого себя, надеясь найти минутное развлечение в сменяющих друг друга путевых впечатлениях. Однако это тоже поиск, хотя и вывернутый наизнанку, поиск, лишенный самой сути, цели.

Как мы видим, все разновидности путешествия достаточно условны, так как у них очень много общего. Д. Толкин в своей эпопее «Властелин Колец» создал образец странствия, в котором резко проступают характерные черты всех разновидностей путешествия. Путешествие девятерых Хранителей Кольца — это конечно же путешествие-служение. Судьба всего Средиземья зависит от того, чем закончится их поход. Немаловажное значение имеет тот факт, что лишь часть пути Хранители преодолевают вместе — каждому выпадают свои испытания, свои искушения. Несомненно также, что это путешествие-поиск: героям нужно найти дорогу к Роковой горе, где возможно уничтожить Кольцо Всевластия. Однако это испытание целиком ложится на плечи хоббитов Фродо и Сэма. Пути остальных Хранителей играют важную роль в объединении народов Средиземья перед общим врагом.

Во «Властелине Колец» звучит и тема неоконченного путешествия: Боромир, охваченный искушением использовать Кольцо во благо своей родины (как кажется герою), погибает в бою с орками. Не менее ярко, чем другие ипостаси путешествия, представлена и тема возвращения домой. Почти как Одиссею, приходится героям-хоббитам сражаться за свой родной край. Однако помимо всех перечисленных мотивов, во «Властелине Колец» обозначилась и еще одна ипостась путешествия — антипоиск. Ведь герои странствуют и сражаются не ради того, чтобы обрести нечто ценное и значимое, но чтобы уничтожить волшебное Кольцо, обладающее зловещими свойствами. Это не значит, конечно, что герои не обретают ничего: их общее приобретение — мир и свобода Средиземья, кроме того, почти все они получают то, к чему стремились. Лишь Фродо не обрел душевного покоя — потому-то ему и предстоит новое путешествие-паломничество в Запредельный Край, Туда же отправляется и Гэндальф, однако для мага это путешествие-возвращение, потому что там его дом.

Итак, мы видим, насколько многообразно и глубоко значение мотива путешествия в литературной традиции. Однако необходимо отметить, что путешествие обычно имеет точку отсчета и цель, а образы Дома, Дороги и некой цели странствия неразрывно связаны воедино.

Русские странники в художественной литературе

(на материале повести «Очарованный странник» Н.С.Лескова и очерка «За волшебным колобком» М.М.Пришвина)

Мотив странничества, пути-дороги, по которой бредут русские странники и скитальцы, является смыслосозидающим во многих произведениях Н.С. Лескова и М.М. Пришвина. Феномен странничества связан с особенностями православной веры и вечным религиозным беспокойством русской души, которая немыслима без укорененного, вжившегося в ней двоеверия. «Странник – вечный образ русской жизни», - очень точно отмечает Ю.Степанов в словаре русской культуры. Видимой причиной русской любви к новому пространству, к «перемене мест», является стремление к лучшему миру. Но это еще не все. Главное здесь выяснить, что побуждает русского человека каждый раз отправляться в новые места, что он пытается найти в стране «без имени, без территории». Очевидно, что у странников, как правило, нет точной траектории пути. П.А. Флоренский писал: «в пространстве – у направления смысла нет. Оно совершенно безразлично» . Русские странники, скитальцы, паломники ищут правды, ищут Царство Божье на земле, они всегда устремлены к бесконечному, к тому миру «торжествующих созвучий» и божественной гармонии, которой лишена земная жизнь.

Н.А. Бердяев называл русских людей «странниками, ищущими Божьей правды» . По его словам земной путь русского народа – это именно путь странничества.

Лесков и Пришвин принадлежат разному времени. При всех различиях в изображении мира и человека писателей объединяла непоколебимая вера в силу своего народа, для которого характерна особая мистика земли. «Очень сильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Земля – последняя заступница. Основная категория – материнство» . Обращение к вечному образу странника – очень важная особенность их мировосприятия. Их роднит стремление выразить сущностные основы русского мира, специфику души русского человека. И Лесков и Пришвин считали русский народ особенным народом. Лесков писал: «Я за всех русских стою! Все… имеем от своей богатой натуры на все сообразную способность. Мы, русские, где что уместно, так себя там и покажем: умирать – так умирать, а красть – так красть…» . Кровно связан с Россией Пришвин, всем своим творчеством утверждавший, что он «неотделим от России» с ее народом-правдоискателем. Он, как и многие другие представители русской интеллигенции, считал, что Россия неоднородна. Интересна в этом отношении мысль В.В. Розанова о существовании двух Россий: «одна – Россия видимостей, громада внешних форм с правильными очертаниями, ласкающими глаз… и есть другая – «Святая Русь», «матушка-Русь», которой законов никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями….: Россия существенностей, живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного» . Странники-правдоискатели принадлежат этой второй, потаенной России, которая соединяет в себе «нищету тела и святость духа».

Иван Северьянович Флягин из «Очарованного странника» Лескова – простой мужик, из крепостных, но «очень интересный человек», с еще более интересной судьбой. Почему же он странник? Только ли потому, что по воле рока ему полжизни приходилось скитаться по родной земле? В первую очередь потому, что душа его проходит путь соблазнов, без которого невозможна русская жизнь. Лесков никогда не идеализировал своих героев, его интересует все, что «оригинально», что «изнутра вышло». Его образы амбивалентны: праведность оборачивается стремлением к греху. Праведное начало в русском человеке связано прежде всего с его абсолютной верой в Бога. Он ни на минуту не сомневается в Божественном промысле и справедливости Божьего суда, и поэтому даже в самом греховном состоянии русский человек не теряет способности раскаяться, ужаснуться глубине своего нравственного падения. Иван Флягин – не исключение. Характерно, что он не просто странник, а странник-скиталец, так как проходит свой путь не по своей воле, а по воле судьбы, ему предначертанной. «Если странничество – добровольный выбор, то скитальчество – злая судьба» .

По русским дорогам в художественном мире М.Пришвина идут духовные странники. Прежде чем попасть в монастырь, им необходимо духовно подготовиться к этому. Для Пришвина герой-странник – это любимый герой и во многом автобиографический. «Странник – самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная… странник - свободен от «мира» и вся тяжесть земли свелась для него к небольшой котомке на плечах» . Пришвинский герой пути, пытается раскрыть в себе возможности, заложенные в нем природой. В очерке «За волшебным колобком» это коллективный герой – группа персонажей, связанных с идеей народного мира, народной души. Его странники из нетронутых цивилизацией уголков нашего Севера поражают писателя «остатками чистой, не испорченной рабством народной души». Каждый из них знает, где Бог: «в ребрах … это значит Бог в себе самом» .

Очень похожи Михайло, юровщик из очерка «За волшебным колобком», и лесковский Иван. Михайло говорит о себе: «была силушка, хвалиться не стану, а в людях свою работу не оставлял» . Всем было известно, что юровщик выбирался «из самых храбрых, справедливых и умных», обладавших огромной духовной и физической силой. Лесков находит для своего героя особые краски: «это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета, он был в полном смысле слова богатырь» . Героев объединяет абсолютная вера в Бога. Для Флягина нет ничего страшнее умереть неотпетым, без причастия: « - В воду тебя тогда бросим на рыбное пропитание.

Без попа?

Без попа.

Я стал плакать и жалиться, а рыбак смеется.

Я над тобою шутил: помирай смело, мы тебя в родную

землю зароем.

Хороша шутка. Если вы этак станете надо мною часто шутить,

так я и до другой весны не доживу» .

Михайло же у Пришвина, оказавшись посреди океана в лютую непогоду, дает такой наказ своим товарищам: «нехорошо, братья, так помирать. Бога обижаете. Наденьте чистые рубашки, помолитесь, проститесь» . Во многом похожая ситуация: смерть без молитвы немыслима.

На первый взгляд, Флягин большой грешник: он убивает человека, не любит своих жен и детей, толкает в воду женщину с ребенком под сердцем, ворует, пьянствует, тратит чужие деньги. Но это непреднамеренные грехи: монаха убил «не нарочно», жен не любил, потому что не был венчан с ними, а детей, потому что некрещеные, цыганку в воду толкнул, потому что клятву дал, так ведь он после этого душу ее из ада спасти пытался; а что пьянствовал, так ведь и сам таким «выходам» не рад был, в результате чего поддался чарам магнетизера. Есть грехи и у Михайло. Пришвинские герои, конечно же, небезгрешны. « Россия грешна, но в грехе своем она остается святой страной – страной святых, живущей идеалами святости… русский народ хочет не столько святости, сколько преклонения и благоговения перед святостью…» .

Герои Лескова и Пришвина исповедуют то, что называется «двоеверием». Христианское мировосприятие сопрягается у них с остатками язычества. Все герои Пришвина верят в нечистую силу, не сомневаются в существовании леших, домовых, верят в водяного не меньше, чем в Бога, объясняя это тем, что если есть царь небесный, значит есть и подводный. Местные жители знакомы с колдунами, способными и скот вылечить, и дождь вызвать, и рыбу перевести из одного озера в другое. «Топография русского православного космоса такова: на одном полюсе – светлый космос, уводящий от социальной греховности и стесненности в высшую духовную сосредоточенность, в горние дали; на другом – языческий космос стихийной природной воли» .

У лесковского Голована в силу того, что ему приходилось большей частью быть при господах, языческий элемент в какой-то мере ослаблен. Но и ему чудится зверь лесной после того, как он Грушеньку в воду столкнул: «ужасно какой большой и длинный, бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова малая, как луковочка, а сам весь обростенький, в волосах…» Да и сама Грушенька в день их первой встречи показалась ему колдуньей, а поцелуй ее – змеиным ядом. Их встреча в лесу произошла весьма необычным способом: «все звала…раз под ветер, а раз супротив ветра – вот и встретились» .

Иван Флягин и Михайло странствуют «по обещанию». Иван был родителями обещан Богу за то, что появился на свет. А Михайло сам дал обет возить странников на Святые острова, выражая тем самым благодарность Богу за свое мистическое спасение. Никто из них не может объяснить, как Бог проявляется в человеке, где находится Царство Божье, но сердцем каждый понимает, что оно есть, и что оно руководит земным миром. Срабатывает так называемый апофатический принцип. «Апофатический принцип означает одновременно и недоступность Христа нашему уму, и полную открытость Его нашему сердцу. Ум социоцентричен, он привязывает человека к социальному порядку, к законничеству; сердце христианина космоцентрично, оно верит, что Благодать Христа социально не предопределена и не предсказуема» .

Н.А.Бердяев называет Русь «бродячей». Нельзя не согласиться с ним в том, что «тип странника», столь характерный для России, «прекрасен»: «Странник ходит по необъятной русской земле, никогда не оседает и ни к чему не прикрепляется. Странник ищет правды, ищет Царства Божьего, он устремлен вдаль. Странник не имеет на земле своего пребывающего града, он устремлен к граду Грядущему» .

Библиографический список

    Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997. 541с

    Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М.Пришвина. Елец. 2001. 282с.

    Лесков Н. Очарованный странник. М., 2005. 400с.

    Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2007. 544с.

    Пришвин М.М. Собрание сочинений. Т 1. М., 1982. 830с.

    Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры. М., 2001. 989с.

    Флоренский П. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. 447с.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями литература путешествий и путешественник, сформулировать основные принципы сентиментализма как литературного направления, фрагментарно погрузиться с текст Карамзина “Письма русского путешественника”.

Опережающая работа: учащиеся уже должны иметь общее представление о сентиментализме, творческой личности Карамзина, прочесть “Бедную Лизу”.

фрагменты “Писем русского путешественника” (см. приложение),

книжно-иллюстративная выставка (Своя вселенная гражданина вселенной. Н.М.Карамзин).

Ход урока

1. В начале урока предлагаем учащимся рассмотреть репродукции картин Жан Батиста Шардена и Жан Батиста Греза. Обратить внимание на то, кто является основными “моделями” художников. В каких ситуациях изображает Ж.Б.Шарден своих героев? Какие предметы их окружают? Каково их социальное положение? Как вы представляете круг их интересов? Что можно сказать о людях, изображенных Ж.Б.Грезом? Что выражают их лица? Какие натуры перед нами?

2. Творчество этих художников развивалось в традициях сентиментализма – направления в литературе и искусстве конца XVIII века.

Вопросы ученикам. Что вам уже известно об этом направлении? От какого слова произошло название направления? Что сентименталисты ценили превыше всего в человеке?

Дополнения учителя. Сентиментализм ставил своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека и его чувств. Именно сентименталисты открыли, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

Вопросы ученикам. Какое направление предшествовало сентиментализму? Культ чего был основой данного направления?

Дополнения учителя. Страшные события Французской революции, которой завершился век Просвещения, заставили людей усомниться в главенстве разума в человеческой природе. “Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?” , - спрашивает Карамзин своих читателей. Теперь чувство, а не разум, было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло! Герои произведений сентименталистов – простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, вздыхают и ахают, причем не только женщины, но и мужчины. И нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного нелепым и смешным. Но в далёком XVIII веке такие герои приобретают индивидуальность.

3. Выделяем основные черты поэтики сентиментализма. Можно под запись.

Культ чувств (все люди, независимо от положения в обществе, равны в своих чувствах);

Обращение к внутреннему миру человека;

Обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющим показать жизнь человеческого сердца – дневник, путешествия, письма;

Сострадание, сочувствие героя ко всему, что его окружает;

Интерес к незначительным деталям, их подробное описание и размышления над ними.

4. В Россию сентиментализм проник в начале 80-х годов восемнадцатого столетия, благодаря переводам романов Гете, Ричардсона, Руссо. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин “Письмами русского путешественника”. В “Письмах” мы встречаем чувствительные обращения к читателю, субъективные признания, идиллические описания природы, восхваление простой непритязательной жизни и обильно проливаемые слёзы.

5. Проблемные вопросы для учащихся. Доводилось вам путешествовать? Что значит путешествовать? Что значит быть Путешественником? На что больше всего обращаешь внимание во время путешествия? А теперь нам самое время прикоснуться к путешествию сентиментального Путешественника, совершенного в далёком восемнадцатом столетии.

6. Ученикам раздаются распечатанные фрагменты “Писем”, на интерактивной доске открываются соответствующие слайды.

Дополнения учителя. Автор писем сообщает своим читателям, что это “живые, искренние впечатления молодого неопытного сердца, лишенного осторожности и разборчивости…”. Наш Путешественник плачет, видя удаляющуюся Москву, но дорожные трудности отвлекают его от грустных переживаний. Нарва, Паланга, Рига, Кенигсберг и встреча с Кантом, у которого “все просто, кроме его метафизики” и, наконец, Берлин.

7. Берлин. Ученики зачитывают вслух фрагмент, обращают внимание на сентиментальную лексику.

Вопросы ученикам. Что можно сказать о городе? Кому автор уделяет значительное место в повествовании? Длинная аллея в зверинце. Для чего автор пишет о ней?

8. Из Берлина наш Путешественник отправляется в Дрезден. Первым делом, отправляется осматривать картинную галерею. И описывает не только свои впечатления о встречи с полотнами великих мастеров, но и сообщает биографические сведения о Рафаэле, Корреджо, Веронезе, Пуссене, Рубенсе.

Вопросы ученикам. Как через описание города передает Путешественник своё душевное состояние? Для чего необходимо описание обеда у господина П. и описание семейства?

9. Из Дрездена наш Путешественник решает отправиться в Лейпциг. По дороге подробно описывая картины природы, которые открываются ему из окна почтовой кареты. Лейпциг поражает его обилием книжных магазинов, что, в принципе, естественно для города, где трижды в год устраивают книжные ярмарки.

Вопросы ученикам. Что больше занимает Путешественника – дорога от Мейсена или разговор со студентом? Какие мысли нашему герою навевает путь в город? Какую роль играют гром и гроза в данном отрывке?

10. А теперь нашего Путешественника ждет “страна свободы и благополучия” - Швейцария. Он наслаждается прогулками по Альпийским горам и озёрам, посещает памятные места. Рассуждает об образовании и университетах. Причем бродит наш Путешественник с томиком “Элоизы” Руссо, т.к. хочет сравнить свои личные впечатления от мест, в которых Руссо поселил своих сентиментальных любовников, с литературными описаниями.

Вопросы ученикам. Как встречает Швейцария Путешественника? Подъём на Альпийскую гору. Чего больше в данном повествовании – описание горы или собственных эмоций?

11. Проведя несколько месяцев в Швейцарии, наш Путешественник отправляется во Францию. Первый город – Лион. Путешественнику интересно всё – театр, античные развалины, новая трагедия Андре Шенье…

Однако, вскоре Путешественник отправляется в Париж , пребывая в нетерпении перед встречей с великим городом. В Париже наш Путешественник побывал, кажется, везде – театры, бульвары, Академии, кофейни, литературные салоны и частные дома, Булонский лес и Версаль.

Вопросы ученикам. Почему Путешественник так ждет встречи с Парижем? Что значат для героя слова “Я в Париже!”?

12. Но наступает время покинуть Париж и отправиться в Лондон – цель, намеченная еще в России.

Вопросы ученикам. Так что же стало главным, основным в описаниях Карамзина? Ответ очевиден. Это не этнографические и географические особенности, а личность самого Путешественника.

  1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. // Карамзин Н.М.Избранные сочинения в 2-х томах. - М., Л., 1964.
  2. Соловьёв Е. А. Поездка за границу. “Письма русского путешественника”.// Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский. - Челябинск,1994. С.26-37.
  3. Рассадин С.Б. Взрывники.//Рассадин С.Б.Русская литература: от Фонвизина до Бродского - М., 2001. С.30-36.
  4. Привратник бессмертия.// Нестандартные уроки русской литературы.10-11 классы. – Ростов-на-Дону, 2004. С.8-23.
  5. Душина Л.Н. Сентиментальная “поэзия чувства” Н.М.Карамзина. // Душина Л.Н. Русская поэзия XVIII века. - Саратов, 2005. С.163-194.
  6. Басовская Е.Н.Своя вселенная гражданина вселенной (Н.М.Карамзин). // Басовская Е.Н. Личность - общество - мироздание в русской словесности. - М.:1994. - С.396-408.
  7. Кулешов В.И.Николай Михайлович Карамзин.// Кулешов В.И.История русской критики 18- начала 20 веков.- М.:1984. - С.44-56.
  8. Сентиментализм.//Энциклопедический словарь юного литературоведа - М., 1998. - С.296-298.

Произведение написано в виде путевых записок путешествующего по городам и деревням российской петербургской глубинки человека, который и является рассказчиком, ведущим повествование в романе.

Писатель не описывает внешность путешественника и не дает развернутый портрет героя романа, но в нескольких местах имеются некоторые факты, достаточные для характеристики рассказчика, образующей его образ.

Путешественник представляется автором в качестве небогатого дворянина, служащего чиновником. Он является вдовцом, имеющим взрослого сына, который в скором времени готовится к работе на государственной службе. Вспоминая годы своей юности, путешественник считает, что был в то время бессердечным и беспечным, ведя образ жизни обычных молодых дворян, вступая в отношения с женщинами легкого поведения, жестоко обращаясь со своими слугами, позволяя себе порой физическую расправу над невиновными людьми.

В последующих главах произведения путешественник раскаивается в совершенных когда-то низменных поступках, показывая на своем примере необходимость открытого взгляда на непреложную истину и внутренний мир человека, от которого и происходят все беды.

Писатель характеризует путешественника как ироничного человека, которому присуще самоирония, добродушный юмор, отличающегося аналитическим умом. Отличительными чертами героя являются также его просветительский дух и сентиментальная чувствительность в выражении собственных эмоций, которую он проявляет в размышлениях о встречающихся на пути его путешествия людских проблемах, в виде сочувствия о человеческих бедах, затрагивающих душу рассказчика, порой пускающего скупую мужскую слезу.

Используя рассказ путешественника от первого лица, писатель передает свои мысли о духе вольности и необходимости изменения существующего общества путем свержения самодержавного государства, погрязшего в социально-политических проблемах крепостничества. Путешественник выражает радищевские идеи просвещения, заключающиеся в праве на самозащиту, в воспитании в человеке гражданских чувств.

Описывая путешествие своего героя романа, чувствовавшего собственную вину перед народом, который он встречает на своем пути, писатель считает необходимым показать читателю возможность движения человека в направлении к истине, начиная от людских заблуждений.

2 вариант

Главный герой книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - путешественник. Он отправляется из Петербурга в Москву, а по дороге останавливается в разных населенных пунктах.

Герой выслушивает рассказы встреченных им людей, читает попавшие к нему документы или другие бумаги, иногда сам является участником событий. Путешественник одновременно является и рассказчиком. Это человек, близкий к Радищеву по восприятию. Об этом нам говорит посвящение, предваряющее книгу, которое написано от имени автора. В нем Радищев рассуждает о бедствиях человека, которые происходят от человека.

У героя нет имени, неизвестно, с какой целью он путешествует. Автор не рассказывает о его жизни. Но из каких-то отдельных отрывков читатель узнает, что он небогатый дворянин, служит чиновником. Путешественник – вдовец зрелых лет, у него есть дети. Его внутренний мир раскрывается в наблюдениях, мыслях. Путешественник – человек образованный и начитанный, он наблюдателен и общителен, обладает аналитическим умом. На протяжении всей дороги он размышляет над проблемами, которые ему встречаются, выражает сочувствие бедным людям.

В книге мы видим описание жизни различных слоев общества. Особое внимание уделено крестьянству, его страданиям. Показана нищета народа (глава «Пешки»), тяжелый крестьянский труд (глава «Любани»). Разговор с крестьянином потрясает путешественника. Рассказывается о помещике, отнявшем у крестьян их участки земли и заставившем все дни года работать на него (глава «Вышний Волочок»). Описывается продажа крестьян разорившимися помещиками (глава «Медное»). Об этом можно узнать из публикаций в газете. А в главе «Спасская Полесть» приведен сон путешественника, в котором метко изображена императрица Екатерина, ее двор и военачальник Потемкин. Окружающие престол сановники, придворные раболепствуют, военачальник утопает в роскоши, а солдаты находятся в бедственном положении.

Размышляя над увиденным, герой на многое открывает глаза. Этот человек открывает для себя правду и меняет свои прежние убеждения. Жизнь подсказывает ему необходимость социальных изменений.

Сочинение на тему Путешественник в рассказе Путешествие из Петербурга в Москву

Произведение Радищева является прекрасным примером того, как писатель может передать своему читателю ту или иную мысль, с помощью незамысловатых приёмов мира литературы. В произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” он показал хоть и не много персонажей и образов, но и это “немного” он показал так, как не показал бы никто другой. Следует выделить образ главного персонажа произведения – Путешественника.

Путешественник – безымянный герой произведения, который всю свою жизнь прожил в неведении своего истинного предназначения, о чём и размышляет на протяжении всего произведения. Он думает о смысле жизни, заставляя читателя также проникнуться его мыслями и размышлениями, так как от его лица ведётся повествование.

Характером же Путешественник предстаёт перед читателем как человек весьма высокой моральной организации, давая ему понять, что для него материальные блага совсем не так важны, как, например, духовные. Этим он подкрепляет мнение о том, что он человек ценящий чувственность и нравственность, что позволяет ему жить дальше. Для него нет ничего важнее, чем собственное осознание того, что в мире он важен, и что для него есть место и предназначение, с которым он сможет шагать по миру.

Также в его характере и образе можно увидеть его неприкрытый альтруизм. Путешественник попросту не может проходить мимо нуждающихся людей, не уделяя им должного внимания. Он не может пройти мимо, и так и не помочь им, что делает его весьма счастливым. Он дает людям то, что им необходимо, что также говорит о нём как о весьма приятном человеке, который способен делать добро, и желает делать это самое добро людям, которые в нем нуждаются.

Из всего этого читатель может сделать вывод, что Путешественник человек весьма мудрый и опытный, который в своей жизни повидал множество интересных и захватывающих вещей, после чего и решил отойти к более возвышенному и чувственному, чем он занимался ранее. Путешественник весьма добрый человек, который всегда готов помочь нуждающемуся, но никогда не поможет человеку притворяющемуся. Именно в этом и проглядывается ещё одна черта характера Путешественника – свободомыслие. Он свободен от всех окружающих, что позволяет ему самому принимать решения и отталкиваться от них.

Я считаю, что через его образ автор пытался передать читателю мысль о том, что необходимо мыслить вне рамок установленных обществом, размышлять над происходящим независимо от мнения окружающих, и таким же образом принимать решения – независимо от мнения окружающих. Именно это ясно просматривается в образе персонажа Путешественника, что наталкивает читателей произведения на размышления.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

    Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)

    На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.

  • Адресаты любовной лирики Пушкина 9 класс сочинение сообщение

    Ни один из поэтов в русской литературе не обошел в своем творчестве тему любви, которая раскрывает собственные переживания, вымышленные связи или наблюдения со стороны.

  • Почему все дети хотят стать взрослыми, а полные опыта и мудрости старшее поколение всегда вспоминает детство с радостью и ностальгией, а возможно с желанием вернуться в детские годы?

  • Анализ произведения Айтматова Плаха

    Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.

Образ странствующего героя – один из ключевых образов русской литературы, олицетворение неспокойной, мечущейся России.

Мы обратимся к 4 произведениям русской литературы: «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева; поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя и роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Все эти произведения объединяют образ дороги и образ странника.

Сюжет «Путешествия из Петербурга в Москву» - история странствующего человека, который, следуя от станции к станции, познает весь ужас, всю несправедливость существующего крепостнического строя. Путешественник видит мучения народа, доведенного крепостниками до скотского, униженного состояния.

С героем-странником мы встречаемся и в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Повествование автор строит как рассказ о странствиях семи мужиков – правдоискателей. Живут герои поэмы в деревнях с говорящими названиями (Неелово, Заплатово, Дырявино, Разутово).

Герои Некрасова отправляются странствовать по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Сам факт того, что таким философским вопросом задались люди необразованные, неграмотные, занятые изнуряющим физическим трудом, свидетельствует о пробуждении сознания народа. Мужики – правдоискатели олицетворяют русский народ, стремящийся к истине. Благодаря странствующим мужичкам Некрасова мы знакомимся с пореформенной Русью в целом, с мужественным богатырем Савелием; кристально честным Ермилой Гириным и другими представителями крестьянской среды.

С образом героя-странника, но совсем другой формации, мы встречаемся поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Если цель странников Некрасова благородна (поиск правды, истины), то Чичиков путешествует по Руси с целью приобретения мертвых душ, с целью обогащения. Образ странствующего героя позволил Н. В. Гоголю показать в своем романе «всю Русь»: чиновничью, помещичью, народную. Вместе с Чичиковым мы посещаем усадьбы помещиков: знакомится с мечтательным, слащавым Маниловым; недалекой Коробочкой; грубым, похожим на медведя, Собакевичем; скупым Плюшкиным; наглым кутилой Ноздревым.

Вместе с путешественником Чичиковым мы можем наблюдать нравы, царящие в чиновничьей среде. Чиновники отличаются низким уровнем культуры, стремлением к наживе. Благодаря герою-путешественнику мы получаем возможность побывать на балу губернатора; убедиться в том, как тяжело живется на Руси крепостным.

Героем-странником является и герой романа «Герой нашего времени» Печорин. Что подталкивает Печорина к странствиям? Печорин близок типу скитальцев-изгнанников. В разговоре с Мери Григорий Александрович признается, что светское общество не хотело верить в его чистоту, искренность, доброту, и тогда он стал скрытен, научился лгать, изворачиваться. Светское общество убило в Печорине все то доброе и хорошее, что в нем было.

Печорин пускается в странствия, руководимый желанием бегства от двуличного, развращенного общества; он хочет найти свое место в жизни; наполнить ее более глубоким смыслом. Однако вскоре Печорин убеждается, что можно привыкнуть и к свисту чеченских пуль, и здесь, на войне, ощущать скуку. Кроме того, он приходит к выводу, что любовь дикарки ничем не отличается от любви светской дамы.

Странствия Печорина символизируют неустроенность его жизни; отсутствие в ней истинного смысла. Итак, образ странствующего героя писателю продемонстрировать и раскрыть общественные нравы, а цель путешествий героев, их странствования помогает писателям углубить характеристику раскрываемых образов. Мы наблюдаем разные типы странников – правдоискателей (у Некрасова); странника-авантюриста (у Гоголя); скитальца – изгнанника (у Лермонтова).