Теремок (второй вариант). Конспект литературного чтения Е.Чарушин " Теремок" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему Упражнение “Мы дышим”

Литературное чтение в 1-ом классе

«Е.Чарушин «Теремок»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ «Радищевская СШ №2 им.А.Н.Радищева»

Скотнова И.А.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: Познакомить обучающихся со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; совершенствовать навык чтения целыми словами; развивать речевые умения и творческие способности, и анализировать произведения.

Планируемые результаты:

    Предметные: рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учить выполнять анализ текст и указывать главную мысль произведения.

    Личностные: формировать познавательный интерес к учебному материалу.

Оборудование: учебник «литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 1 класс; презентация; иллюстрации.

    Организационный момент. Приветствие.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Ноги вниз мы опустили

Руки вместе положили.

Смотрим глазками вперед

Начинается урок чтения.

    Речевая разминка.

Улыбнемся друг другу, вот какое хорошее у нас настроение.

Губы в трубочку. в ниточку.

Язычком помоем зубки.

Сделать вдох. на выдохе на распев произносим звук а.

3 . Актуализация знаний. Постановка цели.

Учитель: Начинаем урок чтения. Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. А для этого прочитайте запутанную фразу: Сказкаложьдавнейнамёкдобрыммолодцамурок .(Слайд)

Учитель: Да. Мы будем говорить о сказках.

Вы любите сказки? За что?

(ответы детей)

Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).

Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо отгадать загадку.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.(ТЕРЕМОК)

(на доску вывешиваю картинку теремка)

Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с новым произведением).

А кто-нибудь знает кто автор этой сказки?
- Автор этой сказки Евгений Чарушин.

4. Изучение нового материала.

И сейчас я немного вам о нём расскажу. Слово учителя писателе. . (Слайд)

С самого детства его окружала живая природа - родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье - его отец был известным архитектором - мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты.

Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком.

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге.

Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг, продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей - Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Книга Маршака «Детки в клетке» стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге.

Мир животных - был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

(Выставка книг,которые иллюстрировал Е.Чарушин) ( Слайд)

Давайте сейчас прочитаем эту сказку по ролям.

Остановилась, теремочке, невысоком, распевать.

5.Физминутка.

По дорожке. по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке. на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

6. Закрепление изученного.

Прочтите пословицы:

В темноте, да не в обиде .

Знает сорока, где зиму зимовать .

Согласие крепче каменных стен .

Объясните смысл этих пословиц.

Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии.

ИГРА «НАШ ТЕРЕМОК» - работа в группе с загадками.

1) В уголке таится,

Кошки боится.

Кто это, ребята?(Мышка)

2) Зелёная я, как трава,

Моя песенка: «Ква-ква».

Кто это, ребята? (Лягушка)

3) По полю скачет-

Ушки прячет,

Встанет столбом-

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка!

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

А ты кто?

А я волчок-серый бочок.

Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок-серый бочок.

А ты кто?

А я медведь косолапый.

Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

А я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь.

Нет, не раздавлю.

Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Урок литературного чтения в 1 классе

по учебнику Л.Ф.Климановой « Родная речь »

Е. Чарушин « Теремок »

Цель : познакомить с произведением Е. Чарушина «Теремок»

Задачи :

Обучающие:

учиться работать с текстом, продолжать работу над навыками чтения: правильностью, скоростью,

активизировать « вдумчивое чтение »,

развивающие:

развивать устную речь, образное мышление,

воспитывающие:

воспитывать нравственность через анализ содержания произведения.

Оборудование : учебник, презентация с иллюстрациями к сказкам, портретом Чарушина, видами работ для чтения,

карточки с «рассыпавшимися » словами, конверты с частями пословиц и цветными фигурками для теремка.

Планируемые результаты:

Предметные :

учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; различать народную и литературную сказки.

Метапредметные:

Регулятивные: отбирать средства достижения деятельности

Познавательные: контролировать результат деятельности

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, расширение представлений об общих нравственных категориях

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

Мы друг друга понимаем?
Хорошо уже читаем?
Буквы все мы тоже знаем?
На уроке засыпаем?

А от чего стало тепло?

2 . Актуализация знаний. Постановка цели.

Учитель: Начинаем урок чтения. Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. Я буду показывать вам предметы, а вы подумайте и скажите- что общего между ними.

(Учитель достаёт предметы: курочка, яйцо, репку, Машенька, медведь, баночка с МУКОЙ))

Что общего у всех этих предметов?

Да. Мы будем говорить о сказках.

(на доске появляется карточка со слово СКАЗКА)

Вы любите сказки? За что? Для чего людям нужны сказки?

(ответы детей)

3 . Просмотр слайдов

Учитель:

Посмотрите иллюстрации. Постарайтесь узнать сказки.

Кто их написал?

Эти сказки объединяет то, что сочинил их русский народ.

Как называются сказки, которые написал народ? (народные)

А если сказку написал человек – писатель? (авторские)

На какие группы ещё мы можем разделить сказки?

(бытовые, волшебные, сказки о животных)

4 . Видеозапись (отрывок из сказки)

Из какой сказки вы увидели отрывок?

Дети: Теремок.

Кто написал эту сказку?

Учитель:

Вспомните героев сказки.

Какие события происходят в сказке?

5. Объявление темы

Учитель:

Сюжет, который лёг в основу сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывал и А. Н. Толстой и С.Я. Маршак. А сегодня мы прочитаем сказку Евгения Ивановича Чарушина. Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг. Он сам рисовал картинки к своим рассказам.

(показ иллюстрации его книги)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР.

7 . Чтение сказки Чарушина

Учитель:

Откройте стр. 33

(Читают хорошо читающие дети)

Чем сказка похоже на народную?(дети отвечают)

В чём отличие? (герои названы по разному)

8. Физкультминутка.

Вместе с героями повеселимся под музыку .

Беседа по –прочитанному.

Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке?

Как лиса жила вместе с зайцем? А волк мог находиться рядом с лисой, да ещё и песни распевать?

Дети:

Наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.

А чтобы могло произойти, если бы они ссорились.

9 . Работа в группах

1 группа

Дети выбирают какая пословица подходит к сказке.

В тесноте, да не в обиде.

Не учись разрушать, а учись строить.

Согласие крепче каменных стен.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Птица красна пером, а человек умом.

2 группа

Подбирают вторые части имён зверей из сказки.

Мышка-норушка (поскребушка)

Лягушка-квакушка (попрыгушка)

Заяц- на горе увёртыш (попрыгайка,побегайчик

Лисичка- сестричка

Волк- из-за кустов хватыш (серый бочок)

Медведь- тяпыш- лепыш, всех вас давишь.(топтыгин, батюшка)

3 группа

Инсценировка сказки.

(выбор героев и подготовка к инсценировке)

11 . Подведение итогов

Что бы посоветовали героям сказки?

Чему можно поучиться у героев?

Дети:

  • - дружелюбию
  • -взаимовыручке
  • -умению уступать
  • -желанию помочь

Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей, надо быть терпимым к ним, учиться уступать, договариваться друг с другом, уживаться в согласии.

Сказка «Теремок» учит всех жить в мире и дружбе, в добром согласии.

Ребята, а знаете ли вы ещё сказки похожие на сказку Теремок?

(«Рукавичка» УНС, «Терем –череп»РНС, « Грибок- теремок» Сутеев, «Репка- терем» и много ещё других сказок.Хотите их прочитать? Прочитайте дома с родителями.

12.Рефлексия.

Герои сказки « Теремок» Е.Чарушина, разбежались, а новый дом не построили. Давайте мы ребята сегодня построим им новый теремок.

Возьмите из конвертов цветные фигурки. Давайте из этих кирпичиков построим новый дружный, гостеприимный Теремок

Зелёный – я работал с удовольствием, в полную силу

Желтый – работал, но могу лучше

Красный – не хотел работать .

(ученики построили дом)

Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!

Звучит песня « Дружба крепкая »


Мотивация

Актуализация

Вчера вы закончили раздел по литературному чтению, который назывался «Жили-были буквы».

Вспомните какие произведения вы прошли?

Организация познавательной деятельности

Сегодня мы с вами изучим новый материал, а вот какой вы узнаете, сложив слово из букв.

(А А К С К З)

Целеполагание

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: Сказки. Загадки. Небылицы .

Открытие нового знания

Откройте учебник на стр. 29 и давайте посмотрим, что же ждет нас в этом разделе.

–Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы поговорим о сказках.

Какие сказки вы знаете?

– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).

Как вы понимаете выражение «Сказка-ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок»

– Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо выполнить следующее задание.

–Попробуйте угадать сказку. Если вы ответите правильно, то сможете открыть одну букву из названия нашей сказки.

(На доске карточки с перевёрнутыми буквами ТЕРЕМОК . Учитель поочерёдно достаёт из сундучка следующие предметы. Учащиеся называют сказку, в которой можно встретить данный предмет. В случае правильного ответа, учащиеся имеют право открыть любую букву ).

Просмотр слайдов

    Золотое перо.

    Три стула.

    Козленочек.

(На доске открывается надпись: ТЕРЕМОК)

– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо.

С какой сказкой мы сегодня познакомимся?

– Это не просто сказка, а сказка в обработке Евгения Чарушина. Такие сказки называются авторскими.

С самого детства его окружала живая природа - родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье - его отец был известным архитектором - мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты.

Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком.

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге.

Важной в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать.

Мир животных - был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

- Вот какие произведения были созданы Евгением Чарушиным.

Первичное закрепление

Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. Давайте попробуем дать характеристику героям этой сказки. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру “Разведчики” . Работать вы будете в группах.

– Найдите карточку с указанием качества любого из представленных здесь героев и прикрепите её под изображением данного героя.

(хитрый, трусливый, осторожный, жадный, свирепый, крикливый.)

-Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

Самостоятельная работа

Чтение произведения.

Повторение и включение в систему знаний

Прочитайте имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке. Как заканчивается сказка? Каких героев не хватает?

В чем отличие этой сказки от известной вам народной сказки?

Какой конец сказки можете предложить вы?

Какая из пословиц подходит к сказке «Теремок» Е. Чарушина?

Рефлексия -Давайте подведем итог:С каким произведением знакомились?

Яйцо Щука

Хитрый

Трусливый

Осторожный

Жадный

Свирепый

Крикливый

Золотое перо Три стула


Хитрый

Трусливый

Осторожный

Стоит в поле теремок-теремок,

Как по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

Никого в тереме нет — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать — песни распевать:

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лягушка бежит,

Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка! А ты кто?

— Я лягушка-квакушка!

— Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить- поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю зайка бежит,

Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка! А ты кто?

— А я заяц — на горе увёртыш!

— Иди к нам жить!

— Хорошо, приду.

Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лисичка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш! А ты кто?

— А я лисичка-сестричка!

— Иди к нам жить!

— Сейчас приду.

Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка! А ты кто?

— А я волк — из-за кустов хватыш!

— Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю медведь бредёт,

У дверей остановился и ревёт:

Уф! Уф! Уф! Уф!

Уф! Уф! Уф! Уф!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка!

— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?

— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!

Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.

Где ему, такому косолапому!