За что каждый из чиновников дал взятку Хлестакову? Сочинение-эссе о коррупции по комедии "ревизор"

Уже в четвертом гоголевском акте все чиновники небольшого города из комедийной пьесы окончательно поверили в то, что Хлестаков , который по замыслу автора случайно оказывается в этом месте, является важнейшим чиновником. Все они думают, что этот мнимый ревизор должен проверить работу подведомственных государству учреждений, поэтому так сильно его боятся. И это позволило человеку, который ничего интересного собой не представляет, вдруг стать кем-то. Тем, кого они и хотели бы увидеть в нем. Сам автор его характеризует, что он пустой и никчемный человек - «пустышка», и добавляет, что тот «фитюлька».

Получается, что главный герой стал тем, кем его и хотели видеть. И вот теперь чиновники усердно стараются хоть немного сохранить свои подведомственные учреждения от каких-либо проверок. Они пытаются полностью обезопасить себя. А для этого они решают дать деньги, думая, что это самое чудесным решение, ведь в их мире все можно продать и все покупается. Как предлагает один из чиновников маленького города, «подсунуть» деньги ревизору, как это происходит, по мнению Артемия Филипповича, во всем «благоустроенном» обществе. А к ревизору все городские чиновники одеваются так, словно на парад. Они в мундирах и стараются выглядеть так, чтобы произвести положительное мнение на «ревизора». Так выглядит официальное представление так называемых «отцов города» перед лживым ревизором.

Чтобы показать, каково внутреннее состояние чиновников автор использует более точные ремарки, которые дают пояснение. Они - то и позволяют увидеть, как велик страх у чиновников, насколько они подобострастны и услужливы во всем. Гоголь так позывает их: «вытянувшись», «придерживая рукой шпагу». А когда они начинают дрожать перед проверяющим, то автор уже использует такие выражения: «потерявшись», стал ронять на пол много ассигнаций. Все действия чиновники выполняли по гоголевским репликам «поспешно» и все их тело дрожало от испуга и страха.

Иван Александрович, которого случайным образом приняли за проверяющего, не может даже догадаться о том, в чем истинная причина услужливости местного чиновничества по отношению к нему. А ведь они все так услужливы и внимательны, что Хлестаков вскоре даже начинает думать о том, что все это происходит, потому что он обладает самыми превосходнейшими качествами личности, которые и покорили местных чиновников. Поэтому он так смело и наивно играет роль гостя из высшего света, который любезен и благодарен этим людям за «теплый» прием.

Конечно же, темы для разговоров со всеми посетителями предлагает сам мнимый ревизор. И если сделать хоть небольшой анализ, то сразу же можно заметить, как невежественны его речи, скудны и убоги его интересы. Есть у него и сильнейшие слабости: это, прежде всего, сигары и женский пол, который никогда не может оставить его равнодушным. Любит Хлестаков хорошо и сытно покушать. А дальше его мысли взлетают еще выше. Например, он рассуждает о том, что ему больше нравится орден Владимира, а вот остальные уже ему нравится не так сильно. Хотя у него нет ничего, и заслуг-то у него тоже нет, чтобы ордена ему давать.

А как нелепо и смешно выглядят его вопросы к Луке Лукичу, у которого он все хотел узнать, какие же женщины ему нравятся больше всего: брюнетки или блондинки. А затем он еще и смог набраться смелости, чтобы заявить всем присутствующим о том, что в его глазах есть что-то такое неопределенное, которое так сильно действует на людей, что у них появляется вдруг робость. И когда он все это высказывает, и, понимая, что даже тема, где он рассказал о том, что он любит, довольно бедна, Хлестаков просто уже не знает, о чем же еще можно поговорить, поэтому в разговоре с Земляникой пытается сказать хоть какие-то фразы. Например, что он забывает фамилию своего собеседника и это же показывает его невежество.

Но и дальше разговор с Земляникой строится в виде странного диалога. Он, например, интересуется, есть ли у него дети. А когда узнает, что их пятеро, а двое даже взрослых, то задает свое глупые вопросы: «А как они того?». Но такого собеседника даже мнимый ревизор выбирает себе не случайно, так как Земляника все-таки выделятся среди остальных чиновников уездного города. Так, Артемий Филиппович с большой легкостью совсем за небольшой срок смог предать всех своих приятелей и даже родственников. А он их вот так «закладывает» только лишь с одной целью, чтобы продвинуться по службе. Сам автор так интересно описывает этого городского чиновника: смотритель местного училища. И тут же поясняет, что непонятно вообще, как ему вообще дали эту должность.

Но тут же обращает внимание и то, как сам Хлестаков реагирует на такое предложение, как не только ему рассказать обо всех, но и написать такой донос на бумаге. Он считает это забавным, поэтому сообщает Землянике, что такой донос ему будет очень приятным сюрпризом, и тогда, когда ему скучно, то он сможет прочесть и что-то забавное в этом доносе». Хлестаков посещает каждого чиновника и у каждого из них он берет деньги, якобы взаймы. И если первым оказывается судья, с которым такое денежное движение происходит совершенно случайно, то потом ему это начинает нравиться. А когда он входит уже во вкус, то начинает понимать: происходит что-то необычное и важное и эти деньги дают ему с удовольствием непросто так. Но это Хлестакова не останавливает, а только прибавляет желания.

И вдруг основной персонаж понимает, что его принимают за кого-то другого, какое-то важное, а может быть, даже государственное лицо. Но это его не останавливает, а лишь приводит к тому, что он действует быстро. Так, он старается выслушать внимательно всех, кто к нему обращается. И это так происходит, как это мог сделать важный чиновник, за которого его и принимают. Вот тут начинает проявляться новая манера общения для основного персонажа. И возникает она под воздействием той атмосферы, в которую он попадает. Так, эта атмосфера угодничества и раболепства. И каждый чиновник, который приходит к Хлестакову, чтобы представиться лишь только усиливает эту атмосферу и укрепляет новую манеру общения главного героя.

Но все-таки гоголевский персонаж так до конца и не понимает, что же это за взятки такие и зачем они ему даются. А ведь они имеют определенные цели. А наивный Хлестаков считает, что это чиновники уездного города так милы и что у них так чудесно заведено, поэтому ему так приятно общаться с этими учтивыми, приятными и все понимающими людьми. А ведь на самом деле гоголевский герой столь наивен и недалек, что он не способен завести какую-то интригу и вести действия, он может лишь только сам слепо следовать этому действию. В этом и есть своеобразие и необычность гоголевского сюжета о необыкновенном и странном ревизоре.

Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).

Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».

Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».

Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.

Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.

К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор? значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ? так считает Артемий Филиппович.

«Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору». Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д. Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием. Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары? «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что?то такое, что внушает робость». Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие?то фразы, как в разговоре с Земляникой:

«? Как ваша фамилия? Я все позабываю. ? Земляника. ? А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки? ? Как же?с, пятеро; двое уже взрослых. ? Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации? реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что?нибудь забавное…» Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно?угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления. Но Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему? это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие? героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.


Наталья Пуерова 577 2.

Валерия Вишнева 276 3.

Федор Бутусов 238 4.

Миша Кот 219 5.

Это совсем иное дело.
  • Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.
  • А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне.
  • О Боже, вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!
  • Ну, город наш!
  • Земляника Править
    1. О! Насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем.

    Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III-IV).

    Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т.

    Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие-то фразы, как в разговоре с Земляникой:

    Как ваша фамилия? Я все позабываю.

    Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

    Как же-с, пятеро; двое уже взрослых.

    Скажите, взрослых! А как они как они того?»

    Отправьте любой вопрос домашнего задания и получите готовый ответ на e-mail!

    Вы можете скачать гдз, решебники и ответы по всем предметам без регистрации!

    Сочинение-эссе о коррупции по комедии — Ревизор

    Сочинение-эссе о коррупции по комедии «Ревизор»

    Предварительный просмотр:

    МБОО « Старомихайловская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ

    Сочинение-эссе о коррупции

    Мое осмысление понятия «коррупция» после прочтения комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя

    Выполнил: ученик 8-ого класса Исянеев Рустам Хурсандович.

    Руководитель: учитель русского языка Вахитова Наиля Гумаровна.

    Сочинение-эссе о коррупции.

    Мое осмысление понятия «коррупция» после прочтения комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя

    Актуальность и злободневность такой темы как «коррупция», на мой взгляд, несомненна и является животрепещущей и наболевшей в социальной сфере любого общества на любой стадии его развития…

    Повсеместно царившее казнокрадство и взяточничество провинциальных властей, а затем их боязнь приезда ревизора из центра – все это распространенное явление гоголевской России.

    Владимир Высоцкий.

    «Песня о друге» из кинофильма «Вертикаль»

    Крылатые фразы и выражения в комедии Гоголя Ревизор

    «Что ты сделал с купцом Черняевым — а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку.

    Смотри! Не по чину берешь! Ступай». Слова дочери Городничего Марьи Антоновны (действие 4, явление 13), которые она произносит, увидев Хлестакова, стоящего на коленях перед ее маменькой Анной Андреевной.

    Слова Городничего (действие 5, явление 8): «Вот.

    смотрите, как одурачен городничий.

    К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор? значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ? так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».

    Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

    Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием.

    Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары? «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что то такое, что внушает робость».

    Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие то фразы, как в разговоре с Земляникой:

    «? Как ваша фамилия? Я все позабываю.

    Земляника.

    А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

    Как же с, пятеро; двое уже взрослых.

    Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

    Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации? реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что нибудь забавное…»

    Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.

    Но Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему? это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие? героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.