Что означает имя шахиризада, тайна имени. Интересные факты Образ в искусстве

شهرزاد ‎

Шахереза́да (Шехереза́да, Шихираза́да, Шахраза́да ; перс. شهرزاد ‎) - главная героиня обрамления сказочного цикла «Тысяча и одна ночь », начинающегося «Рассказом о царе Шахрияре и его брате» и заканчивающемся «Рассказом о царе Шахрияре и Шахерезаде».

Образ в обрамлении сборника

Одно из первых письменных упоминаний персонажа зафиксировано в конце X века в каталоге (индексе) Ибн ан-Надима «Китаб аль-фихрист » .

Шахерезада - старшая дочь царского визиря , девушка редкой красоты и недюжинного ума, вызвавшаяся освободить народ от последствий неудачного брака Шахрияра : пережив измену жены, царь уверился в порочности женщин; но поскольку Шахрияр нуждался в женщинах для секса, он каждую ночь овладевал невинной девушкой, а наутро её казнил.

Напросившись в царскую опочивальню в качестве очередной жены-жертвы, Шахерезада применила всё своё красноречие, каждую ночь до утра рассказывая царю сказки. При этом восход прерывал повествование на самом интересном месте и Шахрияр давал Шахерезаде отсрочку до следующей ночи, желая услышать окончание сказки. Однако, хитроумная Шахерезада, кончив одну сказку, сразу начинала следующую, которую вновь не успела рассказать до восхода. Таким образом она рассказывала истории тысячу и одну ночь, пока наконец её запас сказок не иссяк. Однако, Шахрияр к тому времени полюбил Шахерезаду и женился на ней, прекратив массовое истребление женщин.

Каждый читал персидские сказки «Тысяча и одна ночь». В этой книге собраны более трехсот сказок, которые рассказывала перед сном своему шаху молодая жена, которая желала остаться в живых после выхода замуж. В предисловии к самим сказкам сказано, что один персидский шах однажды обнаружил свою любимую жену в объятиях самого последнего и страшного раба. В сердцах он убил обоих. После этого решил, что будет ежедневно брать себе в жены новую девушку. Потом после проведения с ней первой брачной ночи поутру казнить ее.

С такими развлечениями шах довел государство до того, что не осталось ни одной девушки, подходящей для замужества. Оставалась только дочь министра (везиря) по имени Шахерезада, что означает Благородное происхождение, немного странно для нас такое имя. Везирь боялся отдавать свою любимую дочку замуж за шаха, так как наутро он увидел бы только ее тело с отрубленной головой. Но разумная девушка пошла на хитрость и решила продлить свою жизнь во дворце, рассказывая сказки всю ночь. При этом она должна оставить завершение неоконченной сказки на следующую ночь, чтобы у шаха не пропадал интерес дослушать сказку до конца.

Эта интересная находка позволила ей оставаться живой и здоровой в течение тысячи и одной ночи. После исхода последней ночи Шахерезада поставила перед шахом троих сыновей, а потом сказала, что все сказки, какие она знала, рассказала в течение всего времени замужества. Сказала и о том, что за это время она родила шаху троих сыновей. Больше ей сказать нечего, поэтому шах может ее казнить.

Шах отвечал, что уже давно раздумал убивать своих жен. Дальше говорится о том, что они прожили долго и счастливо, пока смерть не разлучила их.

На самом деле была такая история или нет, сегодня судить трудно. Нам остались только прекрасные и интересные волшебные сказки от Шахерезады. Они на самом деле очень необычные. В них живут принцы и принцессы, простые люди и великие волшебники. Достаточно было только одной из сказок, чтобы запомнить имя Шахерезады. Всех читателей восхищает сказка «Волшебная лампа Аладдина». Непонятно, что это за лампа, дети, услышав такую сказку, могут подолгу тереть разные лампочки, чтобы вызвать великого джина, раба лампы для исполнения желаний. Я и сама в детстве терла самые разные лампочки, чтобы прилетел джин и принес мне много эскимо. Я также очень хотела, чтобы к нам почаще прилетал папа и рассказывал и свои истории. Еще мечтала полететь на ковре-самолете и посмотреть на Киев сверху.

Когда прочитала сказку «Али Баба и сорок разбойников», то перед каждой дверью стояла и говорила: «Сим-сим, открой дверь». Но двери не открывались. Я так и не нашла ту дверь, чтобы помогло ее открыть это волшебное заклинание. Несколько раз мне некоторые сказки приходили во сне, тогда сняли по этим сказкам красивые и красочные фильмы. Я воображала себя принцессой из персидского замка, пыталась нарядиться как они.

С большим интересом прочитала целую серию сказок о путешествиях Синдбада-Морехода. Его путешествия казались мне такими интересными и замечательными. Потом видела некоторые путешествия в кино. Я часто завидовала мальчишкам, что родилась девочкой и не смогу поплыть на корабле в далекие страны, чтобы покорять новые миры.

Сказки Шахерезады приносят в наше детство немного волшебства, которое остается на всю жизнь. От этих сказок становится интереснее и светлее мир. Он превращается сам в волшебство. Когда мой сынишка немного подрастет, то я буду читать ему эти волшебные сказки. Буду также рисовать картинки, которые возникают перед глазами, при чтении этих красивых сказок. Я думаю, что с этими сказками мой сынуля вырастет добрым человеком.

Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада» (Шахерезада)

Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» венчает собой список прекрасных произведений середины и конца XIX века, опирающихся на восточную тематику. Среди них и «Хованщина » Мусоргского, «Руслан и Людмила » Глинки, и «Князь Игорь » Бородина, и еще множество камерно-вокальных и симфонических сочинений. В этот период русских композиторов особенно привлекали мотивы загадочного Востока, и они охотно включали их в свои творения. Но Римский-Корсаков смог наиболее глубоко прочувствовать эту тематику, и воплотить ее тончайшие нюансы в своей сюите.

Историю создания «Шехеразады» Римского-Корсакова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В письмах близкому другу Глазунову Николай Андреевич Римский-Корсаков признавался, что задумка оркестровой сюиты по мотивам сказки «1000 и 1 ночь» родилась у него уже давно, однако он надумал приступить к ней только в 1888 году. В это время композитор вместе со своими родными находился в имении близкого товарища под Петербургом. По словам автора, первые такты давались ему с большим трудом, но вскоре у него стало получаться примерно то, что он задумывал. Это не могло не радовать Николая Андреевича, чья сочинительская деятельность в последнее время отошла на второй план.

В 80-е годы занял позицию одного из самых авторитетных и востребованных музыкальных деятелей. На его плечах лежала и работа профессора консерватории, и участие в управлении Придворной певческой капеллой, и сотрудничество с издателем М.П. Беляевым. К тому же он не мог оставить без внимания незаконченные произведения многих своих друзей-музыкантов, и брался их дописывать.


На собственное творчество не всегда хватало времени, но, тем не менее, сюита была успешно начата и закончена менее чем за месяц. Это легко установить по датам, указанным автором на партитуре: 1 часть - 4 июля, 2 часть - 11 июля, 3 и 4 - 16 и 26 июля соответственно. Изначально каждая часть имела название, отчасти раскрывающее ее содержание, но в первом же издании заголовки исчезли по желанию самого композитора. Таким образом, до сих пор остается точно невыясненным, какие фрагменты сказок Шахерезады лежат в основе частей сюиты.

Впервые на суд публики «Шехерезада» была представлена в октябре 1888 года на первом Русском симфоническом концерте. Дирижировал оркестром сам композитор.



Интересные факты

  • Сюита «Шехеразада» стала одним из произведений, представленных в «Парижских сезонах» русской балетной школы в 1910 году. Постановка покорила французских ценителей как музыкальным строем, так и великолепно переданным с помощью костюмов Л. Бакста восточным колоритом.
  • После второй постановки балета «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова в «Парижском сезоне» 1911 года, В.А. Серовым был создан невероятно большой занавес размерами 12 на 12 метров для последующих выступлений.
  • Балетная постановка получила вторую жизнь в 1994 году с легкой руки Андриса Лиепы. Была полностью воссоздана не только хореография М. Фокина, но и заново отшиты по эскизам Л. Бакста костюмы героев. С тех пор «Шехерезада» регулярно идет на сцене «Мариинки» и других ведущих театров мира.
  • Восточные мотивы «Шахерезады» будоражили умы музыкантов в XX-XXI веке: существует несколько вариантов обработки отрывков из нее. Например, в 1968 году легендарная группа Deep Purple в одном из своих альбомов представила вариант исполнения первой части на электрооргане. В 1971 году обработанный вариант сюиты вышел в составе альбома группы Collegium Musicum. В 2005 году «Шехеразада» была адаптирована для духовых инструментов и представлена в таком виде оркестром М. Паттерсона. В 2010 году на джазовом фестивале в Москве прозвучала «Шехерезада XXI» - обработка джазменов И. Бутмана и Н. Левиновского.
  • В творческом наследии Прокофьева есть «Фантазия на тему Шахерезады», созданная на основе сочинения его учителя Римского-Корсакова.
  • Источник сюжета для «Шехерезады» - памятник арабской литературы, основанный на фольклорных сказках Индии, Ирана и арабских народов, получил широкую известность в XVII веке. На русский язык «1000 и 1 ночь» была переведена с французского в 1760-х - 1770-х годах. Римский-Корсаков стал первым композитором, который не побоялся обратиться к этому сюжету – он отпугивал многих своей жестокостью и чрезмерной откровенностью в некоторых эпизодах.
  • Римский-Корсаков был участником кругосветного морского путешествия, и это позволило ему стать мастером в создании образа водной стихии музыкальными средствами. В «Шехерезаде» также представлено это его непревзойденное умение.
  • Изначально «Шехерезада» приобретала под пером автора классическую форму сюиты, ведь каждая ее часть получала собственный программный комментарий и название. Но после отказа композитора от наименования частей в пользу их простой нумерации, произведение стало больше похоже на симфонию. Отсюда и появилось нынешнее полное наименование «Шехеразады» - симфоническая сюита.
  • В Олимпийском парке г. Сочи можно увидеть шоу танцующих фонтанов под музыку «Шехерезады». Фрагмент этой сюиты также прозвучал и на церемонии закрытия Зимних Олимпийских игр 2014.
  • Морис Равель всегда с гордостью говорил, что его настольной книгой является партитура «Шехеразады» Римского-Корсакова, по которой он частенько учится инструментовке. В 1903 году он написал свою «Шехерезаду» - вокальный цикл из трех поэм для голоса с оркестром.
  • В 1907 году немецкий астроном А. Копфф открыл астероид, который получил название «Шехерезада».

Содержание

Сюита состоит из четырех частей, представляющих собой вполне законченные отдельные эпизоды, но объединенные некоторыми лейтмотивами. Например, тема султана Шахриара, как ее принято называть, представлена резкими грозными унисонами медных духовых и струнных инструментов. Тема Шехерезады, напротив, озвучена солирующей скрипкой с сопровождением арфы – она чарует и завораживает, заставляя прислушиваться к восточным звуковым хитросплетениям. Обе темы будут видоизменяться по ходу сюжета, но останутся узнаваемы даже в конце, когда сердце Шахриара смягчится вместе со струнными, перешедшими на пианиссимо.


Первая часть была названа автором «Море и Синдбадов корабль». Вступление ознаменовано появлением Шахриара, а затем и самой рассказчицы - Шахерезады. Далее наступает черед морской темы - струнные дополняются аккордами духовых, передающих раскаты волн, а затем нежная флейта рисует бег корабля по морскому простору. Буря развивается тревожным звучанием струнных, более резкими вскриками духовых, сплетением тем в хаосе шторма. Но вскоре возвращается умиротворенное спокойствие.


Вторая часть – «Рассказ царевича Календера» начинается темой главной героини, и постепенно переходит в яркую восточную мелодию. Она достаточно замысловата – автор играет тембрами, имитируя напряженное и увлекательное повествование. В середине части возникает тема битвы, напоминающая тему Шахриара, но никак не связанная с ней. Полет легендарной птицы Рух возникает на фоне батальной сцены звучанием флейты-пикколо. Завершение части - переход из темы битвы в тему царевича, прерываемую каденциями.

В основе третьей части , носящей название «Царевич и царевна», лежат две темы, характеризующие главных героев повествования. Одна из них, тема Царевича, более лиричная, мелодичная, вторая дополняет ее игривыми интонациями с затейливым ритмическим рисунком. Темы развиваются, сплетаются друг с другом, приобретая новые яркие краски, однако в один момент их прерывает тема Шехерезады в исполнении скрипки-соло.


Часть четвертая , именуемая композитором «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником» включает сочетание почти всех основных тем сюиты из предыдущих частей. Здесь они причудливо переплетаются, наполняются новыми оттенками, и создают картину неистового веселья. Праздник сменяется морской бурей, в изображении которой Римский-Корсаков достиг совершенства. В заключении появляется тема Шахриара, но она явно уж не такая резкая и суровая, как в начале – грозный султан все же поддался чарам прекрасной Шахерезады.

Использование музыки в кинематографе

Великолепное подражание Римского-Корсакова восточным мотивам по сей день остается одним из великих музыкальных произведений, которое берут в качестве основной темы режиссеры кинематографа. Практически везде она звучит вполне уместно, придавая фильму или отдельному эпизоду глубину и некую недосказанность.

Список фильмов, в которых можно услышать отрывки «Шехерезады»:

  • «Песня Шехерезады» - США, 1947;
  • «Проклятие гробницы мумии» - Великобритания, 1964;
  • «Кавказская пленница» - СССР, 1967;
  • «Заводной апельсин» - Великобритания, 1971;
  • «Нижинский» - США, 1980;
  • «Человек в красном ботинке» - США, 1985;
  • «Женщины на грани нервного срыва» - Испания, 1988;
  • «Теневые танцы» - США, 1988;
  • «Том Тумбас встречает Дюймовочку» - США, 1996;
  • «Дневники Вацлава Нижинского» - Австралия, 2001;
  • «Мастер и Маргарита» - телесериал, Россия, 2005;
  • «Вас вызывает Градива» - Франция, 2006;
  • «Чистота бьет всё» - Дания, 2006;
  • «Троцкий» - Россия, 2009;
  • «К последнему моменту» - Германия, 2008.

Перед созданием «Шехеразады» пережил своеобразный творческий кризис. Но это не помешало композитору, а словно наоборот - помогло создать неповторимое по своей красоте произведение. Сюиту продолжают любить и слушать до сих пор, она переживает множество обработок и транскрипций, и от этого не становится хуже. Она все так же чарует ритмами Востока и выстраивает в сознании неповторимые по красоте образы Шахерезады , морской стихии и звездной арабской ночи, наполненной волшебным голосом прелестной рассказчицы...

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Шехеразада»

Шахерезада (Scheherazade) была дочерью визиря грозного и деспотичного персидского царя Шахрияра (Shahryar). Известно, что был Шахрияр очень немилостив к женщинам. Так, уличив однажды в неверности свою жену, он в ярости приказал немедленно убить ее, но и этого ему показалось мало. И тогда Шахрияр задумал новую месть – каждую ночь он требовал в свою опочивальню новую молодую женщину, а наутро неизменно приказывал убивать своих ночных любовниц. Таким образом грозный правитель мстил всем женщинам за измену жены. Так продолжалось несколько лет.

В то время у его визиря подросла дочь по имени Шахерезада, девушка необычайной красоты и острого ума. Так, в один из дней она попросила отца сосватать ее в жены Шахрияру. Визирь пришел в ужас от такого предложения – отдавать собственную красавицу-дочь деспоту казалось ему полным безрассудством, ведь все, что ждало ее впереди – неминуемая смерть. Но Шахерезада умела настоять на своем, и вскоре Шахрияр уже призвал к себе в спальню новую молодую жену.

В отличие от всех предыдущих девушек Шахерезада не удовольствовалась одной лишь функцией любовницы, но начала рассказывать царю сказку. Сюжет этой сказки оказался настолько захватывающим, что когда наступил рассвет, царь пожелал услышать его продолжение. И тогда-то Шахерезада пообещала ему, что если доживет до следующей ночи, Шахрияр непременно услышит продолжение сказки. Так ей удалось уцелеть после ночи с грозным правителем, что, увы, не удавалось до нее еще ни одной девушке. Вероятно, Шахерезаде удалось произвести на правителя немалое впечатление, и когда пришла следующая ночь, он, вопреки своим правилам, велел позвать снова ее.

Шахерезада снова рассказывала свою сказку – и ночи едва хватило на то, чтобы дойти до конца, а когда сказка закончилась, владыка немедленно потребовал новую сказку, и в результате ей снова удалось остаться живой, а Шахрияр снова ждал наступления следующего вечера.

Так продолжалось тысячу и одну ночь, и за эти годы Шахерезада успела не только рассказать Шахрияру огромное количество сказок, но и родить троих сыновей. Шахрияр просто обожал свою красноречивую жену, требуя от нее все новых и новых сказок, на которые Шахерезада была большая мастерица. Когда по истечение тысячи и одной ночи все сказки Шахерезады закончились, грозный правитель уже любил ее так сильно, что и подумать не мог об ее казни.

Кстати, многие исследователи склоняются к мнению, что за те годы, когда Шахрияр убивал каждую новую женщину, он успел стать тяжелым психопатом, а Шахерезада своими сказками проводила грамотные и действенные сеансы психотерапии, в итоге окончательно поправив больную психику мужа.

Образ прекрасной и одновременно хитрой и обольстительной Шахерезады множество раз вдохновлял композиторов и поэтов. Так, под впечатлением "Арабских сказок" написал свою знаменитую симфоническую сюиту Н. А. Римский-Корсаков, существует и классический балет с одноименным названием, а также несколько кинофильмов.

История Шахрияра и Шахерезады – одна из самых глубоких и удивительных историй в литературе. Известно, что первоначально в арабских сказках эту женщину звали Ширазад (Šīrāzād), но сегодня все знают ее как Шахерезаду.

Лучшие дня

Удивительно, но во многих комментариях к "Тысяче и одной ночи" Шахерезаду воспевают не столько как умную и талантливую женщину, но как коварную и хитрую обольстительницу, словно она не спасала своим красноречием жизнь себе и тысячам невинных девушек. Увы, иногда история оказывается жестокой и несправедливой.

"Не будь доверчив ты к женщинам, Не верь обетам и клятвам их; Прощенье их, как и злоба их с одной лишь похотью связаны", - считается, что эти слова в начале книги косвенно касаются Шахерезады.

Впрочем, как бы ни было, образ рассказчицы Шахерезады все равно связан прежде всего с восточной красавицей, обольстительной и желанной, сдадкозвучной и красноречивой.

Из обладателей имени Шахерезада, как правило, получаются законодатели мод для узкого круга. Вы принадлежите к довольно тонкой прослойке общества, представители которой, вне зависимости от возраста и социального положения, утверждают, что могут «позволить себе не следить за модой». Так оно и есть. Вы тщательно следите за тем, как выглядит ваше тело само по себе, неустанно заботитесь о нем, благодаря чему имеете возможность хоть каждый день менять свой стиль в зависимости от собственного настроения. Именно поэтому Вы достаточно долго производите впечатление молодости, всякий раз являясь в новом облике, что и позволяет Вам влиять на вкусы окружающих.

Совместимость имени Шахерезада, проявление в любви

Шахерезада, для Вас вступление в брак символизирует начало подвижнического пути, и Ваш партнер должен быть готов к тому, что каждый день будет получать «луну с неба». На первый взгляд, это – прекрасно, но существует небольшая проблема: Вам непременно нужна такая же «луна» в ответ, поскольку адекватность реакции, благодарность и восхищение необходимы Вам для душевного равновесия. Малейшее сомнение в том, что Вас самозабвенно любят и высоко ценят, деморализует Вас, и тогда тщательно выстраиваемое благополучие может рухнуть в одночасье.

Мотивация

Ваше сердце полно любви и сострадания к ближним. В основе душевных устремлений – желание оградить от неприятностей всех, для кого Вы можете это сделать. Даже в ущерб собственным интересам. Облагодетельствовать и не просить за это награды – Ваш выбор в любой ситуации.

На первый взгляд, это – жизнь святого. Вот только не всем приятна постоянная опека и навязчивое проявление участия. Даже самые близкие люди могут устать от каждодневной заботы. Более того – пострадать, поскольку, избавляя их от необходимости хоть что-то делать самостоятельно, Вы лишаете их возможности развиваться, превращаете в «планктон».

А значит, рано или поздно Вы наверняка услышите упрек. И Вашей уверенности в том, что самопожертвование действительно способно принести плоды, на которые Вы рассчитывали, будет нанесен жестокий удар. Тогда вместо удовлетворения Вы получите разочарование.

Поэтому желание пестовать и оберегать должно быть ограничено разумными рамками. Помните об этом, и Ваш душевный покой будет сохранен.