Идеальный образ героини в романе "Евгений Онегин". Образ Татьяны Лариной. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин Образ тани в евгении онегине

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением» Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Они стали для Пушкина почти родными. Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по’сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.
В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…». Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей — говорит он о Тане и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.
Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет Татьяне, обязательно присутствует описание природы. Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой. Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день». Прощание Тани с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…

Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня Девушек, утешающая Таню, привязанность к «Филлипьевне седой», гаданье, — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и Наивность позволяют «мечтательнице нежной» путать Онегина с героем романа, присваивать себе «чужой восторг», «чужую грусть».
Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь. Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини», которой поражен и ранен Онегин в восьмой главе.
Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?
Ничтожный призрак, иль еще —
Москвич в Гарольдовском плаще?
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных лексикон?
Уж не пародия ли он?

Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел > Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается, в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.
В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле». В восьмой же главе мы встречаем равнодушную княгиню», «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.
Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая «девочка», любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…». Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один.
Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

0 / 5. 0

Татьяна в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это поистине идеал женщины в глазах самого автора. Она честна и мудра, способна на горячее чувство и на благородство и преданность. Это один из самых высоких и поэтичных женских образов в русской литературе.

В начале романа Татьяна Ларина — романтичная и искренняя девушка, которая любит уединение и кажется чужой в своей семье:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Конечно, в семье Лариных, где серьезные и глубокие переживания не в чести, Таню никто не понимал. Ее отец не в силах понять ее увлечения чтением, а мать сама ничего не читала, но слыхала о книгах от своей кузины и любила их заочно, на расстоянии.

Татьяна выросла и в самом деле как чужая Лариным. Не зря она пишет Онегину: «Никто меня не понимает». Она задумчива, много читает, отчасти любовные романы и сформировали ее представление о любви. Но реальная любовь далеко не всегда похожа на любовные истории из книг, и мужчины из романов крайне редко встречаются в жизни. Татьяна как будто бы живет в своем собственном воображаемом мире, ей чужды разговоры о моде, игры с сестрой и с подругами совершенно неинтересны ей:

Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех …

У Татьяны имеется собственное представление об идеальном мире, о любимом мужчине, который, безусловно, должен быть похож на героя из ее любимых романов. Поэтому и себя она воображает ему под стать героиней Руссо или Ричардсона:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

Встретив Онегина, наивная девушка увидела в нем своего героя, которого так долго ждала:

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!

Татьяна влюбляется в Онегина с первых минут и не может думать ни о чём, кроме него:

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

Онегин в мыслях Татьяны имеет немного общего с реальным мужчиной: он представляется влюбленной девушке то ангелом, то демоном, то Грандисоном. Татьяна очарована Евгением, но она сама «нарисовала» себе его образ, во многом предвосхищая события и идеализируя своего возлюбленного:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна - романтичная и наивная девушка, не имеющая опыта в любовных делах. Она не из тех женщин, которые умеют флиртовать и кокетничать с мужчинами и к предмету своей любви она относится со всей серьезностью. В своем письме к Онегину она честно признается в своих чувствах к нему, что говорит не только об ее искренности, но и о неопытности. Она не умела лицемерить и скрывать свои чувства, не желала интриговать и обманывать, в строчках этого письма она обнажила свою душу, признаваясь Онегину в своей глубокой и верной любви:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Татьяна «вверяет» свою судьбу в руки Онегина, не представляя, что он за человек. Она слишком многого ждет от него, ее любовь слишком романтична, слишком возвышенна, образ Онегина, который она создала в своем воображении, мало соответствует реальности.

Тем не менее Татьяна достойно принимает отказ Онегина, она молча и внимательно выслушивает его, не взывая к его жалости и не умоляя об ответных чувствах. Татьяна говорит о своей любви только няне, никто из её семьи больше не знает о ее чувствах к Онегину. Своим поведением Татьяна вызывает уважение у читателей, она ведет себя сдержанно и порядочно, не держит зла на Онегина, не обвиняет его в безответных чувствах.

Убийство Ленского и отъезд Онегина глубоко ранят сердце девушки, но она не теряет себя. Во время долгих прогулок она доходит до поместья Онегина, посещает библиотеку опустевшего дома и наконец читает те книги, которые читал Евгений – конечно, не любовные романы. Татьяна начинает понимать того, кто навеки поселился в ее сердце: «Уж не пародия ли он?»

По требованию семьи Татьяна выходит замуж за «важного генерала», ведь без Онегина ей «все были жребии равны». Но совесть не позволяет ей стать плохой женой, и она старается соответствовать статусу мужа, тем более что еще любимый мужчина дал ей справедливый совет: «Учитесь властвовать собою». Именно такой, знаменитой светской львицей, неприступной княгиней, и видит ее по возвращении из своей добровольной ссылки Онегин.

Однако и теперь её образ в произведении остается образом прекрасной и достойной девушки, которая умеет хранить верность своему мужчине. В финале романа Татьяна открывается перед Онегиным с другой стороны: как сильная и величественная женщина, умеющая «властвовать собою», чему он сам учил ее в своё время. Теперь Татьяна не идет на поводу у своих чувств, она сдерживает свой пыл, оставаясь верной своему мужу.

Меню статьи:

Женщины, чье поведение и внешность отличаются от общепринятых канонов идеала, всегда привлекали внимание и деятелей литературы, и читателей. Описание такого типа людей позволяет приоткрыть завесу неизведанных жизненных исканий и стремлений. Образ Татьяны Лариной идеально подходит для этой роли

Семья и воспоминания детства

Татьяна Ларина по своему происхождению принадлежит к дворянам, но всю свою жизнь была лишена обширного светского общества – она всегда жила в деревне и никогда не стремилась к активной городской жизни.

Отец Татьяны Дмитрий Ларин был бригадиром. На момент действий, описанных в романе, его уже нет в живых. Известно, что он умер немолодым. «Он был простой и добрый барин».

Мать девушки зовут Полина (Прасковья). Ее в девичестве выдали по принуждению. Некоторое время она была в унынии и мучилась, испытывая чувство привязанности к другому человеку, но со временем она обрела счастье в семейной жизни с Дмитрием Лариным.

У Татьяны еще есть родная сестра Ольга. Она совсем не похожа по характеру на свою сестру: веселость и кокетство – естественное состояние для Ольги.

Важным человеком для становления Татьяны как личности сыграла ее няня Филипьевна. Эта женщина – крестьянка по происхождению и, пожалуй, в этом ее главная прелесть – она знает много народных прибауток и рассказов, которые так завлекают любознательную Татьяну. У девушки очень трепетное отношение к няне, она искренне любит ее.

Выбор имени и прототипы

Необычность своего образа Пушкин подчеркивает уже в самом начале повествования, дав девушке имя Татьяна. Дело в том, что для высшего общества того времени имя Татьяна не было характерным. Это имя в тот период носило ярко выраженный простонародный характер. В черновиках Пушкина имеется информация о том, что первоначально героиня имела имя Наталья, но, позже, Пушкин изменил свое намерение.

Александр Сергеевич упоминал, что этот образ не лишен прототипа, но не указывал, кто именно сослужил ему такую роль.

Естественно, что после таких заявлений и его современники и исследователи более поздних годов активно анализировали окружение Пушкина и пытались отыскать прототип Татьяны.

Мнения по этому вопросу разделились. Возможно, что для этого образа использовались несколько прототипов.

Одной из наиболее подходящих кандидатур является Анна Петровна Керн – ее сходство в характере с Татьяной Лариной не оставляет сомнений.

Образ Марии Волконской идеально подходит для описания стойкости характера Татьяны во второй части романа.

Следующим человеком, отличающимся сходством с Татьяной Лариной, является сестра самого Пушкина Ольга. По своему темпераменту и характеру она идеально подходит под описание Татьяны в первой части романа.

Определенное сходство у Татьяны есть и с Натальей Фонвизиной. Сама женщина находила огромное сходство с этим литературным персонажем и высказывала мнение о том, что прототип Татьяны – это она.

Необычное предположение о прототипе высказал лицейский друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Он находил, что образ Татьяны очень похож на самого Пушкина. Особенно такое сходство проявляется в 8 главе романа. Кюхельбекер утверждает: «заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет».

Вопрос о возрасте героини

В романе мы знакомимся в Татьяной Лариной в период ее взросления. Она девушка на выданье.
Мнения исследователей романа по вопросу о годе рождения девушки разошлись.

Юрий Лотман утверждает, что Татьяна родилась в 1803 году. В таком случае летом 1820 ей как раз исполнилось 17 лет.

Однако, такое мнение не единственное. Существует предположение, что Татьяна была значительно моложе. К таким размышлениям наталкивает рассказ няни о том, что ее в тринадцать лет выдали замуж, а также упоминания о том, что Татьяна, в отличие от большинства девушек находящихся в ее возрасте, в это время не играла в куклы.

В.С. Бабаевский выдвигает еще одну версию о возрасте Татьяны. Он считает, что девушка должна быть гораздо старше предполагаемого Лотманом возраста. Если бы девушка родилась в 1803, то беспокойство матери девушки по поводу отсутствия вариантов для замужества дочери не было бы столь выраженным. В таком случае поездка на так званую «ярмарку невест» еще не была бы необходимостью.

Внешность Татьяны Лариной

Пушкин не вдается в детальное описание внешности Татьяны Лариной. Автора больше занимает внутренний мир героини. О наружности Татьяны мы узнаем в противопоставлении с внешностью ее сестры Ольги. Сестра обладает классической внешностью – у нее красивые светлые волосы, румяный вид лица. В противовес этому Татьяна обладает темными волосами, ее лицо излишне бледное, лишенное красок.

Предлагаем ознакомиться с А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Взгляд ее полон уныния и печали. Татьяна была слишком худая. Пушкин отмечает, «никто б её назвать прекрасной не мог». Между тем, она все же была привлекательной девушкой, у нее особая красота.

Досуг и отношение к рукоделию

Общепринято было, что женская половина общества свободное время проводила за рукоделием. Девочки, кроме этого, еще играли в куклы или разные активные игры (самой распространенной была горелки).

Татьяна не любит заниматься ни одним из этих занятий. Она обожает слушать страшные рассказы няни и часами просиживать у окна.

Татьяна очень суеверная: «Её тревожили приметы». Девушка также верит в гадания и в то, что сны не снятся просто так, они несут в себе определенный смысл.

Татьяну увлекают романы – «они ей заменяли всё». Ей нравится чувствовать себя героиней таких повествований.

Однако же любимой книгой Татьяны Лариной был не любовный роман, а сонник «Мартын Задека стал потом / Любимец Тани». Пожалуй, это связано с огромным интересом Татьяны к мистике и всему сверхъестественному. Именно в этой книге она могла найти ответ на интересующий ее вопрос: «отрады / Во всех печалях ей дарит / И безотлучно с нею спит».

Характеристика личности

Татьяна не похожа на большинство девушек своей эпохи. Это касается и внешних данных, и увлечений, и характера. Татьяна не была веселой и активной девушкой, которая легко придавалась кокетству. «Дика, печальна, молчалива» – это классическое поведение Татьяны, особенно в обществе.

Татьяна любит предаваться мечтаниям – она может часами фантазировать. Девушка с трудом понимает свой родной язык, но не спешит его изучить, кроме того, она редко занимается самообразованием. Татьяна отдает предпочтения романам, которые способны растревожить ее душу, но при этом ее нельзя назвать глупой, скорее наоборот. Образ Татьяны полон «совершенств». Этот факт резко противопоставляется остальным персонажам романа, не обладающим такими составляющими.

В виду своего возраста и неопытности девушка слишком доверчива и наивна. Она доверяется порыву эмоций и чувств.

Татьяна Ларина способна на нежные чувства не только по отношению к Онегину. Со своей сестрой Ольгой, несмотря на разящую разницу девушек в темпераменте и восприятии мира, ее связывают самые преданные чувства. Кроме того, чувство любви и нежности возникает у нее по отношению к своей няне.

Татьяна и Онегин

Новые люди, приезжающие в деревню, всегда вызывают интерес у постоянных жителей местности. Всем хочется познакомиться с приезжим, узнать о нем – жизнь в деревне не отличается разнообразностью событий, а новые люди привозят с собой новые темы для разговоров и обсуждения.

Приезд Онегина не остался незамеченным. Владимир Ленский, которому посчастливилось стать соседом Евгения, знакомит Онегина с Лариными. Евгений сильно отличается от всех обитателей деревенской жизни. Его манера говорить, вести себя в обществе, образованность и умение вести беседу приятно поражают Татьяну, и не только ее.

Однако,«рано чувства в нем остыли», Онегин «к жизни вовсе охладел», ему уже наскучили красивые девушки и их внимание, но Ларина об этом не догадывается.


Онегин в одно мгновение становится героем романа Татьяны. Она идеализирует молодого человека, он кажется ей сошедшим со станиц ее книг о любви:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна долго мучается в томлениях и решается на отчаянный шаг – она решается признаться Онегину и рассказать ему о своих чувствах. Татьяна пишет письмо.

Письмо несет в себе двоякий смысл. С одной стороны девушка высказывает негодование и огорчение, связанное с приездом Онегина и своей влюбленностью. Она потеряла покой, в котором жила раньше и это приводит девушку в недоумение:

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас.
Не знала б горького мученья.

С другой стороны, девушка, проанализировав свою позицию, подытоживает: приезд Онегина для нее спасение, это судьба. По своему характеру и темпераменту Татьяна не смогла бы стать женой кого-либо из местных женихов. Она слишком чужда и непонятна для них – другое дело Онегин, он способен ее понять и принять:

То в высшем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой.

Однако, надежды Татьяны не оправдались – Онегин не любит ее, а всего лишь играл чувствами девушки. Следующей трагедией в жизни девушки оказывается известие о дуэли Онегина и Ленского, и смерти Владимира. Евгений уезжает.

Татьяна впадает в хандру – она часто приходит в поместье Онегина, читает его книги. Со временем, девушка начинает понимать, что реальный Онегин кардинально отличается от того Евгения, которого она хотела видеть. Она всего лишь идеализировала молодого человека.

На этом ее несбывшийся роман с Онегиным заканчивается.

Сон Татьяны

Неприятным событиям в жизни девушки, связанным с отсутствием взаимных чувств у предмета ее влюбленности, а затем и смертью, за две недели до свадьбы жениха сестры Владимира Ленского, предшествовал странный сон.

Татьяна всегда придавала снам большое значение. Этот же сон для нее важен вдвойне, ибо он является результатом святочного гадания. Татьяна должна была увидеть во сне своего будущего мужа. Сон становится вещим.

Вначале девушка оказывается на снежной поляне, она подходит к ручью, но через него переход слишком хрупкий, Ларина боится упасть и оглядывается в поисках помощника. Из-под сугроба показывается медведь. Девушка пугается, но увидев, что медведь не собирается нападать, а наоборот, предлагает ей свою помощь, протягивает ему руку – препятствие преодолено. Однако медведь не спешит покинуть девушку, он следует за ней, чем пугает Татьяну еще больше.

Девушка старается убежать от преследователя – она отправляется в лес. Ветки деревьев цепляют ее за одежду, снимают с нее серьги, срывают платок, но Татьяна охваченная страхом, бежит вперед. Глубокий снег не дает ей убежать и девушка падает. В это время ее настигает медведь, он не нападет на нее, а берет на руки и несет дальше.

Впереди показывается шалаш. Медведь говорит, что здесь живет его кум и Татьяна может погреться. Оказавшись в сенях, Ларина слышит шум веселья, однако оно ей напоминает поминки. За столом сидят странные гости – чудовища. Девушку разбирают и страх, и любопытство она тихонечко приотворяет дверь – хозяином шалаша оказывается Онегин. Он замечает Татьяну и направляется к ней. Ларина хочет убежать, но не может – дверь открывается, и все гости видят ее:

… Ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

Гостей успокаивает властный хозяин – гости улетучиваются, а Татьяну приглашают за стол. Тут же в шалаше появляются Ольга и Ленский, вызывая бурю негодования со стороны Онегина. Татьяна в ужасе от происходящего, но не смеет вмешаться. В порыве гнева Онегин берет нож и убивает Владимира. Сон заканчивается, на дворе уже утро.

Замужество Татьяны

Год спустя, мать Татьяны проходит к мнению, что необходимо отвезти дочку в Москву – у Татьяны есть все шансы остаться в девах:
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали теперь.

Тетка Алина радостно приняла гостей. Сама она не смогла в свое время выйти замуж и всю жизнь прожила одинокой.

Здесь, в Москве, Татьяну замечает важный, толстый генерал. Он был сражен красотой Лариной и «глаз меж тем с нее не сводит».

Возраст генерала, как и его точное имя Пушкин в романе не подает. Воздыхателя Лариной Александр Сергеевич именует генералом N. Известно, что он принимал участие в военных событиях, а значит, его продвижение по карьерной лестнице могло происходить в ускоренном темпе, другими словами, звание генерала он получил, не будучи в преклонном возрасте.

Татьяна же не испытывает ни тени влюбленности по отношению к этому человеку, но все же соглашается на брак.

Подробности их взаимоотношений с мужем не известны – Татьяна смирилась со своей ролью, но чувство любви к мужу у нее не возникло – его заменила привязанность и чувство долга.

Любовь к Онегину, несмотря на развенчание его идеалистического образа, все еще не оставила сердце Татьяны.

Встреча с Онегиным

Спустя два года Евгений Онегин возвращается из своего путешествия. Он не едет к себе в деревню, а посещает своего родственника в Петербурге. Как оказалось, за эти два года в жизни его родственника произошли перемены:

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» - Около двух лет. -
«На ком?» - На Лариной. - «Татьяне!».

Всегда умеющий сдержать себе Онегин поддается волнению и чувствам – его охватывает тревога: «Ужель она? Но точно… Нет…».

Татьяна Ларина с последней их встречи сильно изменилась – на нее уже не смотрят как на странную провинциалку:

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Девицы проходили тише.

Татьяна научилась вести себя подобно всем светским женщинам. Она умеет скрыть свои эмоции, тактична по отношению к другим людям, в ее поведении наблюдается некая доля прохлады – это все вызывает у Онегина удивление.

Татьяна, кажется совсем не была ошарашена, в отличии от Евгения, их встречей:
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Всегда такой смелый и бойкий Онегин впервые растерялся и не знал, как заговорить с ней. Татьяна же, напротив, расспрашивала его с самым что ни на есть равнодушным выражением лица о поездке и о дате его возвращения.

С той поры Евгений теряет покой. Он осознает, что любит девушку. Он каждый день приходит к ним, но чувствует себя неловко перед девушкой. Все его мысли заняты только ею – с самого утра он вскакивает с постели и считает часы, оставшиеся до их встречи.

Но и встречи не приносят облегчения – Татьяна не замечает его чувств, она ведет себя сдержанно, гордо, одним словом, точно так же как и сам Онегин по отношению к ней два года тому. Съедаемый волнением, Онегин решается написать письмо.

В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел – пишет он о событиях двухлетней давности.
Евгений признается женщине в любви. «Я был наказан» – говорит он, объясняя так свое безрассудство в прошлом.

Подобно Татьяне, Онегин вверяет ей решение возникшей проблемы:
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Однако ответа не последовало. За первым письмом пишется еще одно и еще, но они остаются без ответа. Проходят дни – Евгений не может лишиться тревоги и смятения. Он опять приходит к Татьяне и застает ее рыдающей над его письмом. Она была очень похожа на ту девушку, с которой он познакомился два года тому. Взволнованный Онегин падает к ее ногам, но

Татьяна настроена категорично – ее любовь к Онегину еще не угасла, но Евгений сам погубил их счастье – он пренебрег ею тогда, когда она была никому не известна в обществе, не богата и не «обласкана двором». Евгений был груб с ней, он играл ее чувствами. Теперь она жена другого человека. Татьяна не любит своего мужа, но будет «век ему верна», потому что по-другому быть не может. Другой вариант развития событий противоречит жизненным принципам девушки.

Татьяна Ларина в оценке критиков

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стал предметом активных исследований и научно-критической деятельности для нескольких поколений. Образ главной героини Татьяны Лариной ставал причиной неоднократных споров и анализов.

  • Ю. Лотман в своих работах активно анализировал суть и принцип написания письма Татьяны к Онегину. Он пришел к заключению, что девушка, начитавшись романов, воссоздала «цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы».
  • В.Г. Белинский , говорит, что для современников Пушкина выход третьей главы романа стало фурором. Причиной этому послужило письмо Татьяны. По мнению критика, сам Пушкин до этого момента не осознавал силу, производимую письмом – он спокойно читал его, так же как и любой другой текст.
    Стиль письма немного детский, романтический – это умиляет, ведь Татьяне были еще до этого не известны чувства любви «язык страстей был так нов и не доступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее».
  • Д. Писарев не оказался столь воодушевленным образом Татьяны. Он считает, что чувства девушки поддельны – она сама себе их внушает и думает, что это истина. Во время анализа письма Татьяне критик отмечает, что Татьяна все же осознает отсутствие интереса к ее персоне у Онегина, ибо она выдвигает предположение, что визиты Онегина не будут регулярны, такое положение вещей не дает возможности девушке стать «добродетельною матерью». «А теперь я, по вашей милости, жестокий мужчина, пропадать должна» – пишет Писарев. В целом же, образ девушки в его понятии не самый позитивный и граничит с определением «деревенщины».
  • Ф. Достоевский считает, что Пушкин должен был назвать свой роман не именем Евгения, а именем Татьяны. Так как именно эта героиня является главным действующим персонажем в романе. Кроме того, писатель отмечает, что Татьяна обладает гораздо большим умом, чем Евгений. Она умеет правильно поступать в сложившихся ситуациях. Ее образ заметно отличается твердостью. «Тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве» – говорит о ней Достоевский.
  • В. Набоков отмечает, что Татьяна Ларина стала одним из любимых персонажей. В результате ее образ превратился «в „национальный тип“ русской женщины». Однако со временем этот персонаж был забыт – с началом Октябрьской революции Татьяна Ларина утратила свою значимость. Для Татьяны, по мнению писателя, был еще один неблагоприятный период. Во времена советского правления младшая сестра Ольга занимала куда более выгодную позицию по отношению к своей сестре.

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Если не лучшее, то одно из самых лучших произведений великого русского классика. А.С. Пушкин впервые раскрывает Татьяны Лариной, являющийся для него идеалом, который он нежно, с любовью воспевает.

Считают, что прототипом героини была реальная женщина, которая уехала вслед за своим сосланным в Сибирь мужем.

Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин»

Пушкин называет свою героиню простым и в то же время очень распространенным именем — Татьяна. Характер у нее искренний, народный, природный, но ее тем не менее нельзя назвать простушкой. Искренность героини сочетается с необычайной глубиной ее души.

Она - большая любительница книг, воспитанная на них и рассказах своей няни, отличается от своего окружения. Татьяна не привыкла ласкаться с родителями и играть с другими детьми, как все ее сверстники. Она предстает перед читателями несколько отстраненной от всего общества девушкой. Для Пушкина это идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин».

Она любит природу и живет по ее ритмам и законам, чувствуя свое единство с нею.
Общественное мнение не столь важно для девушки. Но она живет в мире идеалов, искренней душевности, высокой духовной нравственности и чистоты.

Ей по душе больше деревенская жизнь, близость к природе, которую она чувствует и любит. Потом, выйдя замуж, живя в Петербурге и ведя светскую жизнь, она будет с тоской вспоминать о той жизни, которая была у нее в любимой деревне.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: герои и их любовь

Пушкин описывает в своем романе два ярких образа главных героев. Это Татьяна Ларина, Евгений Онегин, которые противопоставляются друг другу и в то же время притягиваются. Чистая и искренняя душа девушки соприкасается с уже много повидавшим на своем веку и разочаровавшимся в жизни молодым человеком. Душевная опустошенность Онегина и до краев наполненная душа Лариной драматично раскрываются в романе.

Казалось бы, любовь должна творить чудеса, и обязательно сможет все изменить сильная и искренне влюбившаяся Татьяна. Евгений Онегин, однако, отвергает ее после признания и оставляет в полной растерянности. Была ли это любовь или страсть? Татьяна, будучи мечтательной девушкой, влюбилась не в реального человека, а в придуманный ею образ, который нарисовала в своих мечтах.

Молодой человек, привлекший ее своей отстраненностью и загадочностью, теми чертами, которые были присущи и ей самой, внутри тем не менее оказался не тем романтичным героем из ее грез и мечтаний. Он оказался пустым, разочарованным и даже развращенным светской столичной жизнью человеком. Но, несмотря на это, в нем глубинно жило дворянское благородство, и обманутой не стала Татьяна. Евгений Онегин уехал, оставив девушку в полнейшем смятении.

У него был шанс измениться и обрести душевность, которая когда-то была. Но это было слишком сложным и непонятным для него, и молодой человек или "молодой старик", как его иногда называли критики, решил просто удалиться и продолжать свой привычный образ жизни.

Много позже Татьяна Ларина, Евгений Онегин встретятся в Петербурге. И тогда огонь страсти будет сжигать уже не ее, а Онегина. Татьяна же, в свою очередь, став великосветской дамой, не утратит свою способность любить. Однако в этот раз уже она отвергнет Евгения — не для того, чтобы отомстить или последовать нормам, принятым в обществе.

Она его любит, несмотря ни на что, и не скрывает от него этого. Но она продолжает руководствоваться в жизни своими высокими духовными и нравственными началами и не может нарушить обет, данный предначертанному судьбою мужу. В то же время она понимает, что не движет Онегиным, а страсть и эгоистичное самолюбие. И как она может ответить иначе? Решиться на внебрачную связь? Поступив так, она не только осквернила бы свою любовь, но и предала себя, поступившись внутренними своими правилами жизни.

В.Г. Белинский о Татьяне


Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин» подробно описывал В.Г. Белинский, называя его образом истиной русской женщины, а роман — настоящей энциклопедией русской жизни.

Татьяна в его восприятии является глубокой и сильной женщиной, без страдальческих противоречий сложных душ, в которых порой они сами не в силах разобраться. Она является цельной, единой и чистой натурой. И не важно, кто она сегодня: светская дама или простая девушка из деревни. Где бы она ни находилась, ее не покидает высокая душевная целостность, и что бы с ней ни случалось и ни происходило, она руководствуется живущими внутри нее и ценностями.

Татьяна и Ольга

Татьяна — идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин», является полной противоположностью своей сестры Ольги. Последняя — ветреная девушка с беспечным и недалеким нравом. Ее образ во всей полноте раскрывается в пренебрежительном отношении к полюбившему ее молодому человеку - Ленскому, который из-за ее легкомысленного поведения вызывает Онегина на дуэль и там погибает.
Татьяна не может душевно дружить со своей ветреной сестрой, ей необходимы глубина и осмысленность своих и чужих мыслей и поступков, чего Ольга ей дать не может.

Природный образ

Татьяна способна созерцать красоту, чувствовать гармонию, понимать язык природы и любить окружающий мир. Она любит встречать восход и думать о луне, гулять по полям и лугам, восхищаться прекрасными природными пейзажами, особенно зимой, и даже

Ее образ близок к языческому, когда люди жили в единстве с окружающим миром, с природой, не выделяя себя из нее и находя в природе все ответы на возникающие у них вопросы. Татьяна верит в суеверия, приметы, гадания и сны. И эта вера еще больше укрепляет ее связь с природой.

Социальный образ

Социальная жизнь девушку тяготит. Ее глубокое внутреннее естество противится фальши но она вынуждена смириться с нею и жить так, как ей приказала судьба. К концу романа наивная деревенская девушка научилась надевать на себя светскую холодную маску и ходить в ней, как и все люди вокруг. Но, несмотря на это, она не теряет свою сущность и душевные качества.

Полюбившиеся цитаты

Те, кто читал, учил и проходил в школе роман «Евгений Онегин», цитаты из него могут помнить всю жизнь. Благодаря прекрасному и легкому слогу великого русского поэта, стихи запоминаются быстро и надолго: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива...»

В романе «Евгений Онегин» цитаты, характеризующие образ Татьяны, ярко и просто рисующие русскую оставаясь в памяти молодых людей, помогают в постижении таинственной русской души и более глубинном понимании самих себя.

В романе «Евгений Онегин» Пушкину удалось представить все многообразие жизни современной ему России, изобразить русское общество «в одном из интереснейших моментов его развития», создать типичные образы Онегина и Ленского, в лице которых была представлена «главная, то есть мужская сторона» этого общества. «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину», — писал Белинский.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу...», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Причем в личности героини в известной степени воплотилось и мироощущение самого поэта.

Читатели сразу же ощутили эти авторские акценты. Достоевский, например, считал Татьяну, а не Онегина главным действующим лицом романа. И мнение писателя вполне обоснованно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.

Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры, свойственные другому возрасту, однако внутренний мир ее не меняется. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не изменившимся», — писал В. Г. Белинский:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Характерно, что, описывая деревенскую жизнь, Пушкин никого из «провинциальных героев» не изображает на фоне природы. Привычка, «проза жизни», поглощенность хозяйственными заботами, невысокие духовные запросы — все это наложило свой отпечаток на их восприятие: местные помещики просто не замечают окружающей красоты, как не замечает ее Ольга или старушка Ларина,

Но не такова Татьяна, Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Героиня, таким образом, вводит в повествование мотив зимы, холода, льда. И зимние пейзажи затем часто сопровождают Татьяну. Вот она гадает в ясную морозную ночь на крещенье. Во сне она идет «по снеговой поляне», видит «недвижны сосны», покрытые клоками снега, кусты, стремнины, занесенные метелью. Перед отъездом в Москву Татьяне «страшен зимний путь». В. М. Маркович замечает, что «зимний» мотив здесь «непосредственно сближен с тем суровым и таинственным чувством меры, закона, судьбы, которое заставило Татьяну отвергнуть любовь Онегина».

Глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение ее с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь.

Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка... Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба-Яга...» — писал Д. Мережковский.

И выражается этот «зов прошлого» в том числе и в неразрывной связи героини с родной семьей, несмотря на то, что там она «казалась девочкой чужой». Пушкин изображает Татьяну на фоне жизненной истории ее семьи, что приобретает необычайно важный смысл в контексте осмысления судьбы героини.

В своей жизненной истории Татьяна, не желая этого, повторяет судьбу своей матери, которую повезли к венцу, «не спросясь ее совета», в то время как она «вздыхала о другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле...». Здесь Пушкин как будто предваряет судьбу Татьяны философским замечанием: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». Нам могут возразить, что Татьяна лишена духовной связи с семьей («Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»). Однако это не означает, что здесь нет связи внутренней, глубинной, той самой природной связи, которая составляет самую суть натуры героини.

Кроме того, Татьяну с детства воспитывала няня, и здесь мы уже не можем говорить об отсутствии духовной связи. Именно няне героиня поверяет свою сердечную тайну, передавая письмо для Онегина. О няне она с грустью вспоминает в Петербурге. Но какова же судьба Филипьевны? Тот же самый брак без любви:

«Да как же ты венчалась, няня?» —

Так, видно, Бог велел.Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.

Безусловно, крестьянская девушка здесь лишена свободы выбора, в отличие от Татьяны. Но сама ситуация брака, восприятие ее повторяются в судьбе Татьяны. Нянино «Так, видно, Бог велел» становится Татьяниным «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и модное увлечение сентиментальными и романтическими романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Знакомые мужчины были Татьяне неинтересны: они «так мало представляли пищи ее экзальтированному... воображению». Онегин же был новым человеком в «деревенской глуши». Его таинственность, светские манеры, аристократизм, равнодушный, скучающий вид — все это не могло оставить Татьяну равнодушной. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом», — писал Белинский. Не зная Онегина, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах литературных героев: Малек-Аделя, де Динара и Вертера. В сущности, героиня любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».

Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. После его суровой проповеди Татьяна остается в растерянности, обиде и недоумении. Вероятно, все услышанное она истолковывает по-своему, понимая лишь то, что ее любовь отвергли. И лишь посетив «модную келью» героя, заглянув в его книги, хранящие «отметку резкую ногтей», Татьяна начинает осмысливать онегинское восприятие жизни, людей, судьбы. Однако открытие ее говорит не в пользу избранника:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Здесь особенно ярко обнажается разница мировосприятий героев. Если Татьяна мыслит и чувствует в русле русской православной традиции, русской патриархальности, патриотизма, то внутренний мир Онегина сформировался под влиянием западноевропейской культуры. Как замечает В. Непомнящий, кабинет Евгения — модная келья, где вместо икон — лорда Байрона портрет, на столе — маленькая статуя Наполеона, захватчика, завоевателя России, книги Онегина подрывают основу основ — веру в Божественное начало в человеке. Конечно, Татьяна была поражена, открыв для себя не только незнакомый мир чужого сознания, но и мир, глубоко чуждый ей, враждебный в основе своей.

Вероятно, не оставила ее безучастной и злосчастная дуэль, исходом которой стала смерть Ленского. В сознании ее сформировался совсем иной, не книжный образ Онегина. Подтверждение тому — второе объяснение героев в Петербурге. Татьяна не верит в искренность чувств Евгения, его преследования оскорбляют ее достоинство. Любовь Онегина не оставляет ее равнодушной, однако теперь она не может ответить на его чувства. Она вышла замуж и целиком посвятила себя мужу, семье. И роман с Онегиным в этой новой ситуации для нее невозможен:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна...

В этом выборе героини отразилось очень многое. Это и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, которая исключает саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Судьбу, в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.

Однако в невозможности единения героев у Пушкина заложен еще и глубокий, символический подтекст. Онегин — герой «культуры», цивилизации (причем, культуры западно-европейской, чуждой русскому человеку в самой основе своей). Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе несовместимы — они трагически разъединены.

Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию. ...Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она [Татьяна] вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь...»

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин представляет нам «апофеозу русской женщины». Татьяна поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.