Мир наизнанку с анишем капуром. Гороскопы художников. Капур Аниш Сквозь кроличью нору

В прессе появилось сообщение, что знаменитый британский художник индийского происхождения Аниш Капур (Anish Kapoor), судя по всему, удостоится чести возвести в Лондоне к Олимпийским играм 2012 года огромную, высотой более 120 метров, скульптуру.

Информация о том, как в точности будет выглядеть творение Капура, пока держится в секрете. Однако известно, что скульптура, которая должна разместиться в Олимпийском парке, будет асимметричной и напоминать гроздь сцепленных между собой раздробленных колец. Такая форма по замыслу автора должна гармонировать с изгибами расположенного неподалеку Центра водных видов спорта, построенного в 2008 году по проекту архитектора Захи Хадид (Zaha Hadid), а также перекликаться с пятью кольцами олимпийской эмблемы. Внутри стальной структуры будут предусмотрены лифты для посетителей, которые смогут с высоты насладиться видами Лондона. Также планируется оборудовать и ресторан, однако это связано с определенными конструкторскими сложностями, поэтому вопрос о включении его в проект пока окончательно не решен.

На возведение скульптуры потребуется 15 миллионов фунтов. Эти средства Лондону пообещал пожертвовать один из самых состоятельных жителей Великобритании Лакшми Миттал (Lakshmi Mittal), являющийся совладельцем крупнейшей в мире металлургической компании Arcelor Mittal. Скульптура будет сделана из стали, и этот материал будет отражать род деятельности Миттала, заработавшего на нем 10,8 миллиарда фунтов.

Скульптура Капура станет самой высокой в Европе.

Аниш Капур – индийский скульптор. Он родился в Бомбее; мать Аниша Капура была еврейской иммигранткой из Багдада, его дед служил в синагоге в Пуне, поэтому будущий скульптор рос в индуистско-еврейской атмосфере.

В самом начале 1970-х Капур перебрался в Лондон, чтобы изучать искусство. Сначала он поступил в колледж искусств Хорнси, а позже – в школу искусств и дизайна в Челси.

Капур добился международной известности: его персональные выставки проходили в галереях Тейт и Хайвард в Лондоне, а также в Базеле, Мюнхене, Берлине, Мадриде, Вене, Бостоне; его скульптуры украшают едва ли не весь мир – от Северной Америки до Норвегии и Японии; в 1990 году на XLIV Венецианской биеннале он представлял Великобританию и получил приз "Premio Duemila". В 1991 году Аниш был удостоен награды "Turner Prize".

Самые известные из его скульптур –
"Облачные врата"

скульптуру установлена в центре Чикаго.

представляет из себя монолит 20 метров длинну, 10 метров в высоту и 12 в ширину.

Скульптура выполнена из стали и весит 110 тонн.

Несмотря на поэтическое название, данное скульптуре автором, публика зовет ее просто - "Боб". За бобовидную форму.

Зеркальная скульптура «Облачные ворота» в центре Чикаго. Каркас представляет из себя монолитный блок из нержавеющей стали 20 метров в длину, 10 метров в высоту и 12 метров в ширину. Поверх каркаса положено 100 листов из нержавейки. В результате, получилось гигантское трехмерное зеркало причудливой формы.

Скульптуры Аниша часто довольно просты; он любит использовать в своих работах волнистые, изогнутые формы, а также яркие цвета. Скульптуры притягивают зрителей таинственностью, размером и красотой; поначалу Капур покрывал скульптуры и пол рядом с ними порошковым красителем, что было навеяно воспоминаниями о ярких зданиях рынков и храмов Индии.

“Svayambh”, Музей изящных искусств в Нанте.

Позже он обратился к благородному в своей простоте камню, часто используя мотив двойственности (земля-небо, материя-дух, женское-мужское, видимое-невидимое и пр.) и добиваясь сложных форм скульптур.

А самые последние работы основаны на отражении и его искажении – их поверхноcть обычно зеркальна.

Индийский скульптор часто использует красный воск, напоминающий о плоти и крови.

Среди работ Капура есть и просто гигантские изваяния – как, например, 35-метровая скульптура "Таратантара" (1999) в Англии

А это возведение скульптуры Таратантара(Taratantara) (1999) в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия.

"Marsyas" (2002) галерее Тейт.

Скульптура Аниша Капура Марсий вдохновила Арво Пярта на создание симфонии № 4 «Лос-Анджелес» (2008), посвященной Михаилу Ходорковскому.

Большое зеркальное изваяние, отражающее небо, расположилось в Ноттингеме, Норвегия. Скульптура снабжена особым экраном, без которого пролетающие над конструкцией птицы могли бы загореться. Экран сооружен на крыше ноттингемского театра, неподалеку от скульптуры.

Англия; "Облачные врата" - 110-тонная скульптура из нержавеющей стали, украшает Рокфеллер-центр в Нью-Йорке, а в 2006 году к ней добавилось еще одно "Небесное зеркало"

В 2008 году Аниш Капур провел персональную выставку в Бостоне и тогда же создал композицию "Память" для Фонда "Guggenheim".

А в 2009 г. скульптор стал первым приглашенным на Брайтонский фестиваль художественным руководителем. Он не только отвечал за "наполнение" события, но и лично создал для него 4 скульптуры (включая еще одно "Небесное зеркало").
В итоге было привлечено такое количество зрителей, что полиции пришлось направлять транспортные потоки в объезд места действия и тщательно следить за организацией мероприятия во избежание давки.

За свою карьеру Капур много работал и в области архитектуры, утверждая, что его работы – это не чистая скульптура и не чистая архитектура, а некое их сочетание. Среди архитектурных проектов Аниша – не только уже названные станции метро в Неаполе, но и проект мемориала принцессе Диане.

В сентябре-декабре 2009 года была выставка Капура в Королевской академии в Лондоне, и он стал первым скульптором, который добился этой чести при жизни.
Последней «персоналкой» современного британского художника, прошедшей в стенах Королевской Академии, стала выставка Генри Мура (Henry Moore). Она состоялась в 1988 году - через два года после смерти великого скульптора.
Одним из главных экспонатов выставки Аниша Капура инсталляция под названием «Стрельба в угол». В одном из залов музея размещена пушка, которой управляет специально нанятый артиллерист. Каждые 20 минут он будет стрелять в стену огромными ядрами из красного воска, которые взрываются на скорости 50 км/ч. Художник назвал эту работу «психодрамой». Произведение напоминает зрителю о том, что одной из главных движущих сил мира, в котором мы живем, является насилие. Оставить в этом жестоком мире след, заявить о себе - значит совершить акт насилия.

Также монументальная движущаяся инсталляция «Сваямбх» («сам себя порождающий» на санскрите). Это 40-тонный красный комок из смеси краски, воска и вазелина, который медленно объезжает все залы на специально проложенных для него рельсах. Проезжая сквозь дверные проемы, комок оставляет «кровавые» следы.

Паблик-арт – искусство, рассчитанное на размещение на общедоступных территориях, таких, как открытые пространства или здания, открытые для доступа публики.

Аниш Капур (Anish Kapoor)планирует реализовать проект «Гиганты долины Тис» (The Tees Valley Giants), в рамках которого будут созданы крупнейшие объекты паблик-арта (public art) в мире. Проект будет разрабатываться с Сесилом Балмондом (Cecil Balmond), ведущим мировым инженером-строителем.
На протяжении ближайших 10 лет Капур и Балмонд собираются создать пять скульптур – по одной в Мидлсборо (Middlesbrough), Стоктоне (Stockton), Редкаре (Redcar), Хартлпуле (Hartlepool) и Дарлингтоне (Darlington).

Первая скульптура будет стоять в Мидлсборо и получит название Temenos. Сообщается, что она будет длиной с футбольное поле (110 метров) и высотой 50 метров, а состоять должна из колонны, а также овального кольца и обычного кольца, соединенных плетением из стальной проволоки.

Балмонд заявил по этому поводу:
«Я думаю, это будет вызывать что-то вроде благоговения. Это будет новый пейзаж». При этом отмечается, что замысел Temenos’а похож на проект «Марсий» (Marsyas), который Капур и Балмонд выставляли в Турбинном зале (Turbine Hall) галереи Тейт Модерн (Tate Modern) шесть лет назад. Сейчас «Марсий» хранится в Норфолке в разобранном виде.

Возведение Temenos’а обойдется в $6 млн, а все пять скульптур вместе будут стоить $30 млн. Деньги планируется получить от частных инвесторов и общественных организаций, известно, что футбольный клуб «Мидлсборо» пожертвует около $700 тысяч. Весь проект является инициативой Джо Дочерти (Joe Docherty), главы фонда по возрождению долины Тиса (Tis Valley Regeneration).

По уровню общественного негодования Аниш Капур может посоревноваться с Джеффом Кунсом: его работы разрисовывают вандалы, а решение художника запатентовать пигмент черного цвета провоцирует на ответные акции. Тем не менее работы Капура находятся в коллекциях мировых музеев, а сам он прочно обосновался в списках главных художников современности. Сантана Преап рассказывает о том, почему Капур - это больше чем скандал.

Работы Аниша Капура вызывают отвращение и восторг, причем иногда одновременно. Самую известную работу скульптора наверняка видели даже далекие от современного искусства люди - огромная зеркальная капля «Облачные врата» в Чикаго стала одним из самых узнаваемых арт-объектов мира.

Не так давно вокруг Аниша Капура и его любви к монохрому разразился скандал. Художник приобрел права на использование самой черной краски в мире: высокотехнологичный материал, из которого сделан пигмент, поглощает 99,6% света, что приближает его по свойствам к черной дыре. Пользователи интернета были возмущены такой эксклюзивностью, инстаграм Капура завалили гневными комментариями, а некий художник Стюарт Сэмпл изготовил «самую розовую» краску в мире и запретил Капуру ее покупать. В ответ Аниш Капур выложил фото среднего пальца в этой самой краске. Потому что нет художника, стремящегося познать сущность пустоты более рьяно, чем Капур.

Скульптура цвета

Аниш Капур родился в 1954 году в Бомбее. В 19 лет он переезжает в Англию и изучает искусство в Колледже искусств и дизайна в Челси. Неудовлетворенный классическим образованием, он сразу начинает работать с нетрадиционными для скульптуры материалами. Например, с красочным пигментом, который красной линией пройдет через его художественную практику. Из пигмента Капур формирует геометрические формы желтого, синего и любимого красного цвета. «Мне очень нравится красный, - говорит Капур. - Возможно, красный - очень индийский цвет, и я, росший в его окружении, распознаю его на каком-то другом уровне».

Второй любимый цвет Капура - синий, как у художника Ива Кляйна, который за пару десятилетий до него запатентовал «интернациональный синий Кляйна». Синий для Аниша Капура становится символом метафизического пространства, космоса и неба.

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 48 x 48 x 23 сантиметра. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 180 x 60 x 45 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 60 x 60 x 40 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

Насыщенные монохромные груды из серии «1000 имен» отсылают к его родине, где на рыночных прилавках красуются такие же горы специй и красок ритуального предназначения. В отличие от скульптуры минималистов, где означающее тождественно означаемому, в работах Капура всегда присутствует символизм. В этом Аниш Капур схож с его любимым художником , придающим искусству ритуальное, шаманское, целительное значение.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета. Цвет становится непосредственным, материально присутствующим объектом, а не средством изображения предмета. Акцент смещен на текстуру и чувственное восприятие монохрома. Вогнутые круги разных размеров приглашают зрителя к погружению с близкого расстояния. Затем художник экспериментирует с деформацией красочной массы. Габаритные куски смеси пигмента, воска и вазелина Аниш Капур ставит на рельсы и проводит сквозь дверные проемы, что заставляет массу принять форму отверстия. В работе «Стрельба в угол» Капур стреляет массой из пушки, вызывая не только тактильно-зрительный эффект, но и возбуждая обоняние зрителя.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета.

Сквозь кроличью нору

Аниш Капур кружит зрителю голову всевозможными искривлениями и искажениями. Главной темой становится пустота, дыра, отверстие. Как можно показать дыру? Лишь очертив вокруг нее бублик. Подобным образом работают архитекторы, создающие форму вокруг пространства, тем самым его очерчивая. «Думаю, я кое-что понимаю о пространстве. Я считаю, что скульптор работает с пространством в той же мере, что и с формой», - говорит Капур.

Художник постоянно играет со зрителем, сбивая его ощущение трехмерности реальности. Словно кроличья нора, дыры приводят к выходам в другие измерения. Глядя на «Спуск в пустоту» 1992 года, мы видим черный плоский круг на полу. На самом деле это отверстие, которое ведет в круглое пространство, окрашенное темной краской. В 2018 году один посетитель в инсталляцию, что только вызывает удивление, почему он стал первым за двадцать с лишним лет.

Еще один способ Аниша Капура сбить зрителя с толку - это зеркальные инсталляции. Они переворачивают мир с ног на голову, сливаются с окружающей средой и забирают внутрь себя, напоминая человеку о его собственном присутствии. Инсталляция становится невидимой, оставляя созерцать только то, что она отражает. Собственный образ притягательнее других, чем можно объяснить необычайную популярность чикагских «Облачных врат». Инсталляцию, прообразом которой послужила капля ртути, обожают дети и туристы, потому что она увлекательная, игровая и взывает к нарциссическому стремлению изучить самого себя.

Скульптуры Аниша Капура дают опыт соразмерности - ощущение себя в определенном пространстве, соотношение себя с инсталляцией. Играя с восприятием объемов, Капур позволяет проникнуть внутрь своих скульптур. В 2011 году художник создает гигантскую работу «Левиафан» в парижском Гран-Пале. Как Алиса в Стране чудес, которая выросла до таких размеров, что едва помещалась в дом, «Левиафан» занял все внутреннее пространство здания. Капур отсылает к библейскому морскому чудищу и одноименному труду философа Томаса Гоббса, сравнивающего с Левиафаном государство, которое поглощает человека. Снаружи инсталляция довлеет над зрителем. В кроваво-красном нутре «Левиафана» на удивление оказывается намного больше пространства, чем снаружи.

Лоно мира

Еще одна тема творчества Аниша Капура - телесность и анатомия человека, чаще всего женская. В отличие от классической скульптуры, главной темой которой является форма человеческого тела, Капур исследует содержание человеческого организма. Мысли о собственных внутренностях часто вызывают дискомфорт и даже отвращение, а потому рассматривать эти скульптуры особенно увлекательно. Капур снова использует красный - цвет крови и органов. «Это цвет наших тел изнутри, - говорит художник. - Если вывернуть тело наизнанку, оно будет красным». Начиная с ярко-красной артериальной крови и заканчивая жуткой расчлененкой, Аниш Капур показывает жизнь от рождения до разложения. Его скульптуры витальны - они обладают пульсацией, энергией живого существа.

Скульптуры Капура чаще всего женского пола, он говорит о них как о «ней». Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище. «Происхождение мира» 2004 года - черная дыра в пустой комнате - цитирует скандально известную одноименную работу Гюстава Курбе, изображающую женское лоно.

Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище.

( Anish Kapoor ) родился в Бомбее, Индия. Посещал The Doon School в Dehra Dun. Переехал в Англию в 1972, где проживает с тех пор. Изучал искусство в Hornsey College of Art (Университет Мидлсекс) и в Chelsea School of Art Design. Аниш Капур работает в Лондоне, хотя часто посещает Индию.В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура». Произведения скульптора как правило просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. Ранние работы часто были покрыты пигментом, который покрывал работу и пол вокруг нее.


Клауд-Гейт (Облачные врата) Чикаго

Эллиптическая скульптура представляет собой серию сваренных воедино и тщательно отполированных пластин из нержавеющей стали, которые отражают знаменитый городской горизонт и облака над ним. Построенная в 2004-2006 годах, скульптура имеет прозвище «боб» за свою бобообразную форму. Скульптура состоит из 168 листов нержавеющей стали, отполированных настолько, что её внешняя поверхность не имеет видимых швов. Размеры скульптуры - 10 (высота) х 20 (длина) х 13 (ширина) метров, вес - 110 тонн.

Порой работы Аниша Капура имеют зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение. С конца 1990-х Капур создал ряд масштабных работ, включая Taratantara (1999), 35-метровое произведение, установленное в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия и Марсий (2002), большая работа из стали и поливинила в Турбинном зале Галереи Тейт-Модерн.



Инсталляция в Королевской академии "Высокое дерево и глаз"

В 2000, одна из работ Капура Параболические воды, состоящая из вращающейся окрашенной воды, была показана в Лондоне. В 2001 Зеркало неба, большое зеркальное произведение, которое отражало небо и окружающее пространство, было установлено в Ноттингеме. В 2004 Врата облаков, 110-тонная стальная скульптура, торжественно открыта в парке «Миллениум» в Чикаго.

Осенью 2006, другая зеркальная скульптура, также названная Зеркало неба , была показана в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке.



Инсталляция в Национальном музее искусств.


Его работы представлены в музеях всего мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Тейт-Модерн в Лондоне, Fondazione Prada в Милане, в Музее Гугенхейма в Бильбао, De Pont Foundation в Голландии и 21st Century Museum of Contemporary Art в Японии.





Постройка «Leviathan» на выставке Monumenta 2011 в Большом дворце в Париже

Отражение посетителей в произведении Аниша Капура в музее Вюрт (Wuerth Art Museum) в городе Эрштейн (Erstein) недалеко от Страсбурга. Музей создан Рейнгольдом Вюртом, немецким коллекционером произведений искусств и основателем группы компаний Wuerth Group. Фото сделано в день официального открытия музея 25 января 2008 года.

Капур представлял Великобританию на Венецианской биеннале в 1990, где ему была присуждена Premio Duemila; в следующем году он стал лауреатом Премии Тернера. Персональные выставки работ скульптора проходили в Галерее Тейт и Hayward Gallery в Лондоне, Kunsthalle Basel в Швейцарии, Национальном художественном музее королевы Софии в Мадриде, Национальной галерее в Оттаве, Музее современного искусства в Бельгии, CAPC Museum of Contemporary Art в Бордо и Centro Cultural Banco do Brasil в Бразилии.

Капур Аниш


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Стихия Огня , выраженая в натальной диаграмме, обеспечивает вас интуицией, энергией, храбростью, уверенностью в себе и энтузиазмом. Вы склонны быть страстным, утверждаете силу воли. Вы двигаетесь вперёд и, не смотря ни на что, достигаете ваших мечтаний и целей. Относительная слабость этого элемента - трудность отстраниться или своего рода смелость, приывающая вас делать глупости.

    Выраженная в диаграмме стихия Воздуха способствует усилению вашего вкуса к информации, общению, отношениям и ко всем видам изменений: реальным - путешествия или символическим - новые идеи, предположения мнения. Вы получаете гибкость и адаптируемость, теряя в способности защиты своих прав или в прагматизме.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Рыбы

И не желая того, вы всегда сталкиваетесь с неприятностями, а это приводит к многочисленным проблемам. С раннего детства под влиянием родителей вы придерживаетесь строгой дисциплины. С одной стороны, вы можете проявлять склонность к нытью и жалобам, но с другой стороны, при удачном ходе вещей, вы становитесь полны энтузиазма, проявляете приветливость, излучаете любовь к другим. В этом сочетании больше, чем в других, следует учитывать остальные стихии и качества, а также планетарные аспекты.

Аниш Капур. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Аниш Капур

Солнце в Рыбах
Вы сострадательны и терпимы, добры к другим и не хотите никого обидеть. Не всегда быстро принимаете решения, преодолевая свою потребность бежать от трудностей. Вы созидательны, духовны и часто мистичны. Вы приятный человек, обладающий обаянием. Легко оказываетесь в подчинении у кого-либо и любите животных.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Аниш Капур

Луна в Близнецах
Ваша эмоциональная сторона требует разнообразия и новизны, а не постоянства и глубины чувств. Вас больше впечатляют мысли, чем чувства. Ваши органы чувств служат прежде всего разуму, а только потом эмоциям. Это увеличивает вашу способность к постоянному наблюдению и рассуждению. Ваш ум переменчив и иногда бессистемен, но вы можете усваивать огромное количество мелочей. Вы любите действие и движение, как физическое, так и умственное. У вас не сильно развита интуиция, и вы скорее склонны к наблюдению. Быстро накапливаете впечатления, которые можете выразить с помощью слов. Для вашей психологической стабильности имеют очень большое значение ваши наклонности, а также потребность делать несколько дел одновременно. Вас больше интересуют события, происходящие здесь и сейчас, чем то, что было в прошлом. Поскольку вас захватывают переменчивые чувства, вы очень быстро растрачиваете свои силы, бросаясь в разные стороны, что становится причиной нервного напряжения. Вы знаете как угодить другим, а иногда, ради собственного благополучия, вы даже прибегаете к хитрости. Ваш беспокойный характер постоянно ищет чего-то нового.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Аниш Капур

Меркурий в Рыбах
Вы обладаете экстрасенсорными способностями и тонко развитой интуицией, вы любите учиться и жадно поглощаете знания, а не штудируете учебники. У вас отличная память, вы вдумчивы, романтичны и поэтичны. Иногда скрываете то, что думаете на самом деле, и бываете откровенны только с близкими друзьями или родными. Такая позиция Меркурия указывает на двойственность, которая приводит к внутренним противоречиям. А если к этому добавить, что вы легко поддаётесь чужому влиянию, то совсем не удивительно, что вы часто меняете настроения и бываете слишком чувствительны. Вы очень ранимы. Гармоничное окружение имеет для вас очень большое значение, так как ваши реакции скорее подсознательные, нежели осознанные. Вы стараетесь быть эрудированным человеком. Используйте свои многочисленные таланты и врожденное остроумие для борьбы со своими потенциальными недостатками.

Гармония: мера, сопряжение, симпатия, слаженность, ценности

Anish Kapoor is one of the most influential sculptors of his generation. Perhaps most famous for public sculptures that are both adventures in form and feats of engineering, Kapoor manoeuvres between vastly different scales, across numerous series of work. Immense PVC skins, stretched or deflated; concave or convex mirrors whose reflections attract and swallow the viewer; recesses carved in stone and pigmented so as to disappear: these voids and protrusions summon up deep-felt metaphysical polarities of presence and absence, concealment and revelation. Forms turn themselves inside out, womb-like, and materials are not painted but impregnated with colour, as if to negate the idea of an outer surface, inviting the viewer to the inner reaches of the imagination. Kapoor’s geometric forms from the early 1980s, for example, rise up from the floor and appear to be made of pure pigment, while the viscous, blood-red wax sculptures from the last ten years – kinetic and self-generating – ravage their own surfaces and explode the quiet of the gallery environment. There are resonances with mythologies of the ancient world – Indian, Egyptian, Greek and Roman – and with modern times.

Anish Kapoor was born in Mumbai, India in 1954 and lives and works in London. He studied at Hornsey College of Art, London, UK (1973–77) followed by postgraduate studies at Chelsea School of Art, London, UK (1977–78). Recent solo exhibitions include ‘Surge’ at Fundación Proa, Buenos Aires, Argentina (2019); Central Academy of Fine Arts Museum and Imperial Ancestral Temple, Beijing, China (2019); CorpArtes, Santiago, Chile (2019); Pitzhanger Manor and Gallery, London, UK (2019); Serralves Museum, Porto, Portugal (2018); ‘Descension’’ at Public Art Fund, Brooklyn Bridge Park Pier 1, New York, NY, USA (2017); Parque de la Memoria, Buenos Aires, Argentina (2017); MAST Foundation, Bologna, Italy (2017); Museo Universitario Arte Contemporáneo (MUAC), Mexico City, Mexico (2016); Couvent de la Tourette, Eveux, France (2015); Château de Versailles, Versailles, France (2015) and The Jewish Museum and Tolerance Center, Moscow, Russia (2015). He represented Britain at the 44th Venice Biennale in 1990 with Void Field (1989), for which he was awarded the Premio Duemila for Best Young Artist. Kapoor won the Turner Prize in 1991 and has honorary fellowships from the University of Wolverhampton, UK (1999), the Royal Institute of British Architecture, London, UK (2001) and an honorary doctorate from the University of Oxford, UK (2014). Anish Kapoor was awarded a CBE in 2003 and a Knighthood in 2013 for services to visual arts. Large scale public projects include Cloud Gate (2004) in Millennium Park, Chicago, USA and Orbit (2012) in the Queen Elizabeth Olympic Park, London, UK and Ark Nova (2013) the world"s first inflatable concert hall in Japan.