Финские художники пейзажисты. Самые известные картины финских художников. Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Культура и искусство является наследием и достоянием каждого государства. «Страна тысячи озёр» не только горнолыжный и рыболовный рай для путешественников и туристов, но и место для различных искусствоведов и просто ценителей творчества. В Финляндии очень развито искусство, в частности живопись. Множество арт-галерей, музеев и выставок порадуют даже самых искушённых ценителей изобразительного искусства.

Художники из страны-Суоми, которые в девятнадцатом веке получили европейское образование, стали тем основным и движимым фактором, который дал толчок к развитию изобразительного искусства в Финляндии. Перед тем как начать знакомиться с представителями финской живописи, познакомимся с творчеством «отца финского искусства и живописи» Робертом Экманом.

Роберт Вильгельм Экман (Robert Wilhelm Ekman)

Рождённый в 1808 году художник в своих картинах изображал быт простых финских крестьян, все тягости их жизни, акцентировал внимание общества на социальную политику финского государства в отношении простолюдинов. Когда Роберту исполнилось 16 лет, он уехал в Стокгольм учиться в Шведскую академию искусств. Как юное и гениальное дарование, Экман за свой талант получил шведскую стипендию, и в дальнейшем его призвание художника способствовал тому, что он уехал учиться в Италию и Францию, а потом и в Голландию. В этих странах мастер кисти провёл целых семь лет с 1837 по 1844 гг.

Возвратившись назад в страну-Суоми, Роберт Вильгельм осел в городе Турку, где начал расписывать местный собор своими настенными фресками и рисунками. После чего он основал в городе школу рисования, которую возглавлял до 1873 года. Он очень чётко обрисовывал ту пропасть, которая была между знатью и крестьянами. Картины живописца потрясали всех своим уникальным и не придуманным реализмом. Умер «отец финской живописи и искусства» в 1873 году.

Аксели Вальдемар Галлен Каллела (Gallen-Kallela Akseli)

Аксели Галлен Каллела родился в небольшом финском городе Бьорнеборге (современное название - Пори) в апреле 1863 года. Борец за независимость Финляндии, художник в своём творчестве всячески старался изобразить призыв к нации бороться за независимость своей страны. Модернизм, присущий живописцу, позволял создавать Акселю Галлен Каллела очень реалистичные картины. После окончания Финской гражданской войны (1918 год), художник стал заниматься геральдикой и созданием дизайна флагов. В средине двадцатого века художник некоторое время жил и работал в Соединённых штатах Америки, где успешно проводил выставки своих работ. Скончался живописец в 1931 году в Стокгольме, он умер от воспаления лёгких.

Оскар Клейнех (Conrad Oskar Kleineh)

Известнейший финский художник маринист-пейзажист родился в сентябре 1846 года в столице Финляндии. Немецкие корни Оскара «пришли на помощь», что позволило пройти обучение в Германии, а именно в Дюссельдорфе. Позднее Клейнех продолжил своё обучение в Санкт-Петербурге и Карлсруэ. Наибольшую популярность художнику-маринисту принесли картины с изображением морских натюрмортов и пейзажей, одна авторская работа даже выставлена в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Умер художник в родном для себя городе Хельсинки в 1919 году.


Финский художник Berndt Lindholm (1841-1914).

Берндт Адольф Линдхольм Berndt Adolf Lindholm ,(Ловииса 20 августа 1841 - 15 мая 1914 года в Гетеборге, Швеция) был финским художником, считается также одним из первых финских импрессионистов. Линдхольм также был первым скандинавским художником, который уехал учиться в Париж. П ервые уроки рисования он получил в Порвоо у художника Йохана Кнутсона, а затем перевелся в финскую школу рисования общества искусств в Турку. В 1856-1861гг. он - студент Экмана.В 1863-1865гг. Линдхольм продолжил свое обучение за рубежом в Дюссельдорфской Академии художеств. Он оставил Германию и вместе с ( Яльмар Мунстерхельм) Magnus Hjalmar Munsterhjelm (1840-1905) (Тулос 19 октября 1840г. - 2 апреля 1905 г.) вернулся на родину в Карлсруэ (1865-1866), где стал брать частные уроки у Hans Fredrik Gude (1825-1903) , а затем побывал дважды в Париже в 1873-1874 году, где его учителем был Леон Бонна. Во Франции тесно общался с барбизонцем Шарлем-Франсуа Добиньи. Он также с удовлетворением оценил работы Теодора Руссо, и восхищался творчеством Жана-Батиста Камиля Коро. Первая персональная выставка была проведена в Хельсинки осенью 1870 года, где Линдхольм получил высокую оценку. В 1873 г. Академией Художеств дано звание академика за картину «Лес в провинции Саволас» и др. ,в 1876 году он был награжден медалью всемирной ярмарки в Филадельфии; в 1877 году он был награжден финской Государственной премией.Линдхольм жил в основном за границей. В 1876 году он переехал в Гетеборг и работал в музее куратором (1878-1900). Он также преподавал в Гетеборгской школе рисунка и живописи, затем был избран президентом Академии изобразительных искусств и членом Шведской Королевской академии .Он был более универсален, чем его друг художник и соперник Магнус Яльмар Мунстерхельм , который остался верен всю свою жизнь романтическому пейзажу. Первоначально Линдхольм рисовал также типичные романтические пейзажи, а потом, под влиянием французской пленэрной живописи, постепенно становится близок к реализму. К концу своей карьеры он перключился только на прибрежные и морские пейзажи.Известно также, что Линдхольм участвовал в иллюстрации книги Захария Топелиуса - (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома. (З.Топелиус. Путешествие по Финляндии. Издание Ф. Тильгмана, 1875г. Пер. со швед. Ф.Хеурена. Содержит множество гравюр с подлинных картин А.фон Беккера, А.Эдельфельта, Р.В.Экмана, В.Хольмберга, К.Е.Янсона, О.Клейне, И.Кнутсона, Б.Линдхольма, Г.Мунстергельма и Б.Рейнгольда). Иллюстрации Линдхольма в количестве 10 посвящены водопаду Иматра.В Финляндии не в полной мере были оценены работы художника периода пребывания его во Франции, почти все они находятся в частных коллекциях.

Каменистый пляж . Далее... ">


Скалы, освещенные солнцем.

Опушка соснового леса .

Лесной пейзаж с фигурой дровосека.

Река, протекающая через скалистую местность

Урожай овса.

Береговая линия

Зимний пейзаж в лунном свете


Вид с берега.


Лодки на причале

Скирды.

Пейзаж с березами


Морской пейзаж.

Морской пейзаж.

Вид на скалы.

Тоска


Солнечный свет в лесу.


Вид на Ладогу.

Рыбаки в утреннем тумане

Корабли на горизонте.

Монмарт, Париж.

От острова Порвоо

Коровы на пастбище

Долгие годы считалось, что написанный Альбертом Эдельфельтом портрет племянников Александра III, был утерян или уничтожен. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Финский искусствовед случайно обнаружила считавшееся утраченным произведение Альберта Эдельфельта в собраниях российского регионального музея. Исследовательница хотела бы привезти картину на выставку в Финляндию.

Полотно известного финского живописца Альберта Эдельфельта (1854-1905), долгие годы считавшееся утраченным, было найдено в России в Рыбинском музее. Финский искусствовед Сани Контула-Вебб нашла написанную в 1881 году картину при помощи интернет-поисковика.

– Работу я увидела случайно, но я её идентифицировала, поскольку ранее тщательно изучала эту тему.

Выпускница Петербургской академии художеств Контула-Вебб видела эскизы этого произведения в хельсинкском художественном музее Атенеум. С помощью эскизов удалось установить и личность изображённых на портрете детей: это племянники российского царя Александра III. На одном из эскизов Эдельфельт указал их имена.


Искусствовед Сани Контула-Вебб. Фото: David Webb

Длинноволосые мальчики на картине одеты в платья согласно моде конца 19 века. В Рыбинском музее полагали, что на ней изображены девочки. Музейные работники были рады новой информации о картине.

– Мы считали, что это девочки, а выяснилось, что изображены сыновья великого князя Владимира Борис и Кирилл, – рассказывает заместитель директора Сергей Овсянников.

Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Произведение попало в собрание Рыбинского музея после революции. Согласно подписи на обратной стороне картины, ранее она находилась во Владимирском дворце Санкт-Петербурга.


Красная площадь, Рыбинск. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Дополнительное значение находке придаёт то, что картина указывает на тесные контакты финского художника с городом на Неве и царской семьёй.

– Вероятно, именно этот портрет был решающим с точки зрения блестящего развития карьеры Эдельфельта при царском дворе, – отмечает Контула-Вебб.

Впоследствии Эдельфельт написал портрет детей Александра III Михаила и Ксении, а также несколько портретов последнего русского царя Николая II.

Связи финских художников с Россией пока мало исследованы

В своё время Эдельфельт пользовался популярностью в России. Его работы хранятся в собраниях как петербургского Эрмитажа, так и московского Пушкинского музея.

Сегодня же Эдельфельт как, впрочем, и другие художники Золотого периода финской живописи российскому зрителю практически неизвестны. Также в финских искусствоведческих исследованиях внимание особо не акцентируется на связях финских художников с Россией.

Контула-Вебб сейчас готовит диссертацию о связях Петербургской академии художеств с финской художественной жизнью.

– Надеюсь, благодаря этой находке Эдельфельта вновь обретут в России, и в Финляндии вспомнят о важных связях финских художников с Россией.


Заместитель директора Рыбинского музея Сергей Овсянников. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Контула-Вебб поинтересовалась у сотрудников Рыбинского музея о возможности привезти считавшуюся утраченной картину на выставку в Финляндию. Заместитель директора Сергей Овсянников отнёсся к идее положительно.

– Если Финляндия хочет получить картину на выставку, то мы сделаем всё зависящее от нас для того, чтобы проект удался.

Всё же, по словам Овсянникова, для потенциальной поездки в Финляндию картину нужно отреставрировать.

Величественное здание Академии художеств украшает набережную Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова. Оно представляет собой один из лучших памятников классической архитектуры.

Авторы проекта А.Ф.Кокоринов и Ж.Б.Деламот. Императорская «академия трёх знатнейших художеств» («Kolmen paataiteen akatemia») - живописи, ваяния и зодчества - была основана в 1757 году в эпоху царицы Елизаветы. За два с половиной века своей деятельности академия воспитала много поколений мастеров изобразительного искусства: живописцев, скульпторов, архитекторов. Среди них великие художники, работы которых представлены в музеях Петербурга, Москвы и многих столиц Европы.

Архитекторы и скульпторы - выпускники Академии строили и украшали многие города России и зарубежья. Многое построено ими в Петербурге. Их работы есть и в Финляндии, потому что в течение многих лет Академия художеств была местом активного общения русского и финского искусства. Лучшие финские художники были удостоены звания «академиков изящных искусств». Среди них были В.Рунеберг, КГ.Нюстрем. Но первым, конечно, должен быть назван, АЗдельфельт.

Альберт Эдельфельт (Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905)

Крупнейший мастер исторической живописи, портрета, бытового жанра. Первый из финских художников, известный за рубежом. Альберт"родился близ Порвоо в семье архитектора. Два года проучился в Хельсинкском университете, прежде чем решил посвятить себя живописи. Художественное образование он получил в Академии художеств в Антверпене, а затем в Париже в школе изящных искусств. В 1877-80 гг. Эдельфельт создаёт ряд картин на исторические сюжеты. Но затем художник обращается к жанровым сюжетам с натуры, в которых ярко проявилась его любовь к родной земле и интерес к жизни простых людей . Это картины: «На море», «Мальчики у воды», «Бабы из Руоколахти», «Прачки», «Рыбаки с дальних островов».

В 1881 г. А. Эдельфельт долгое время живёт и работает в Петербурге, общается с русскими художниками. В 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех: был избран в члены Санкт-Петербургской Академии художеств. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия. Автор получил новые заказы от царской семьи , которые принесли ему известность.

Во время пребывания в Царском селе художник был представлен цесаревичу Александру, и сделал ряд работ по его заказу для Гатчинского дворца, в частности, копию картины «На море«, которая среди других его работ хранится в Эрмитаже. Бытовые зарисовки Эдельфельта: «Добрые друзья» и «В детской » - также были приобретены Александром III. Эти картины имели повторения, которые находятся в зарубежных музеях.

Заслугой Эдельфельта стала организация ряда совместных выставок в России, благодаря чему российская публика познакомилась с творчеством многих финских художников.

Главной деятельностью Эдельфельта можно назвать портретную живопись. Он много работал по заказам, в частности, царского двора, создавая официальные портреты. Но лучшими в его портретном творчестве являются: «Портрет матери художника» (1883), «Луи Пастер» (1885), «Портрет Ларин Параске» (1893), «Портрет Айно Акте» (1901).

Официальные презентации и многолетние дружеские контакты.

Первым финским художником, устроившим свою выставку в Императорской академии художеств в конце девятнадцатого века, был живописец Альберт Эдельфельт. После поездки по западной Европе в 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех - ему было присвоено звание академика. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия.

Автор получил новые заказы от царской семьи , которые принесли ему известность. Близость художника к императорской фамилии помогла популярности финской живописи в России. Благодаря популярности и авторитету А.Эдельфельта в России искусство Финляндии было отражено на совместных финско-русских художественных выставках в Петербурге и Москве, начиная с Нижегородской выставки 1882 г.

Финские художники в Эрмитаже

В Эрмитаже представлены семь картин АЭдельфельта и ряд рисунков. Кроме упомянутой картины «На море», которая в первом варианте находится в музее Гётебор-га, надо отметить бытовую живописную композицию «Добрые друзья» (1881), повторения которой есть в Ге-теборге и Хельсинки . Близка к ней по характеру и картина «В детской » (1885), также купленная Александром III для Гатчинского дворца. Одной из наиболее демократических работ Эдельфельта является картина «Прачки» (1898, Эрмитаж), вызвавшая одобрение петербургской критики.

Жанр портрета, в котором АЭдельфельт был особо силён, представлен в Эрмитаже портретом жены актёра МХАТа М.В.Дьяковской-Гей-рот. В собрании Эрмитажа есть и примеры пейзажного мастерства финского художника. Это полотно «Вид на Порвоо » (1898) и офорт «Сосна в снегу». Надо упомянуть, что работы АЭдельфельта хранятся также в Киевском музее - картина «Рыбаки с дальних островов» и в московском музее им. А.С.Пушкина: «Портрет Варвары Мятлевой».

Кроме того в Эрмитаже есть живописные работы Юхо Рисанена, Ээро Нелимарка и Генри Эриксона.

Финские художники в Санкт-Петербургской академии художеств

Архитектор К.Г.Нюстрем (1856-1917) внёс большой вклад в архитектурный облик столицы Финляндии. Достаточно назвать роскошные здания Дома сословий, Государственного архива, украшающие окрестности Сенатской площади . Можно вспомнить бывшую таможню и пакгауз в Катаянокка, первый крытый рынок у Кауппа-тори. Но мало кто знает, что зодчий КГ.Нюстрем работал и в Петербурге. По его проекчу построено здание хирургической клиники Медицинского института на Петроградской стороне.

Нюстрем был профессором Академии художеств, и был удостоен звания академика архитектуры.

Художника Ю.Риссанена называют одним из самых самобытных, сильных и глубоко национальных талантов в финской живописи прошлого века. Он писал портреты, жанровые картины из народной жизни . После обучения в школе рисования в Хельсинки он был направлен на учёбу в Петербургскую Академию художеств, где прошёл курс под руководством И.Е.Репина в 1897-98 гг. Учёба в Петербурге, общение с русскими художниками и вся атмосфера творческой жизни в бурлящем страстями Питере, подняли творчество художника на новую высоту. После этого он много лет плодотворно работал в Финляндии и за рубежом. Об его учёбе и жизни в Питере стоит рассказать подробнее.

Риссанен Юхо (Julio Rissanen, 1873-1950)

Юхо Риссанен родился в окрестностях Куопио в семье батрака. В детстве ему пришлось тяжело, временами приходилось даже нищенствовать, когда отец-пьяница погиб (замёрз). В 1896 г Юхо Риссанен поступил в центральную художественно-промышленную школу рисования Финского художественного общества в Хельсинки , затем в Турку .

В детстве Рудольф Койву посещал Санкт-петербургскую приходскую церковную школу, где освоил финскую и русскую грамоту. С детства любил рисовать и вызвал внимание учителей в Петербурге. Его направляли на учёбу, но ему приходилось зарабатывать на хлеб. И только в 1907 г. Р.Койву удалось продолжить обучение живописи в школе рисования финского общества любителей искусства.

Там он был учеником Хуто Симберга автора знаменитого «Раненого ангела». Х.Симберг унаследовал от учителя Галлен-Каллела веру в фантазию и мистическую силу природы. Рудольф Койву затем учился в Париже в 1914 г., и в 1924 году в Италии. Вернувшись в Финляндию он примкнул к «Ноябрьской группе» круга художников, но остался верен реалистической манере и писал свои пейзажи в сдержанном, спокойном стиле импрессионизма. Намного значительней, чем художником-живописцем, Койву был рисовальщиком и иллюстратором.

Проявляя необычайно оживленную и яркую фантазию, он иллюстрировал десятки сказочных книг, в том числе финских Топелиуса «Чтение детям », немецких - «Сказки братьев Гримм», арабские сказки «Тысяча и одна ночь Шехереза-ды» и т.д. Койву с удовольствием иллюстрировал рождественские газеты, финские календари и прочие издания, развивая себя, явно получая влияние прежде всего от русских иллюстраторов, редкого действенного эффективного, ярко украшенного стиля. Его чувство юмора проявляется кроме сказочных картинок и рисунков, так же в имевших успех у современников карикатурах. Сборник (коллекция) его картин и рисунков вышла, к сожалению, уже после его смерти в 1947 г.

Шульман Карл Аллан (Carl Allan Schulman, 1863-1937)

Архитектор, человек ярких талантов и судьбы. Карл Аллан получил архитектурное образование в Финляндии, ещё в годы учёбы проникнувшись новаторскими идеями молодых финских модернистов: Э.Саари-нена, Г.Гизелиуса, А. Линдрена. Его привлекали идеи модерна. Не получив заказов на родине, молодой зодчий К.А. Шульман работает за границей: в Аргентине, Германии, Голландии, Швеции.

По возвращении на родину, он получил возможность построить курорт Халлила на Карельском перешейке. Успех этой постройки привлёк к нему внимание в Петербурге. В 1901 г. был, напротив церкви иконы Владимирской божьей матери. В конкурсе участвовали 88 зодчих. В итоге владелец дома барон фон Бессер поручил строительство Шульману. Шестиэтажный дом в стиле модерн украсил площадь своим неповторимым колоритом. Нижние этажи раскрыты крупными проёмами окон-витрин.

А по верхним этажам проходит необычная галерея, над центром которой возвышается башенка похожая на шлем богатыря. Каменные детали здания выполнены из финского горшечного камня. Они дают характерный для модерна рисунок орнамента, изображающего растения и животных. Над входом - герб владельца - барона фон Бессера. В начале XX века в этом доме размещалась приёмная императорской канцелярии, а также «Дом трудолюбия для женщин ». Сейчас дом на Владимирской реконструируется. Он будет частью торгового комплекса «Владимирский пассаж».

Дом на Владимирской это единственная в Петербурге постройка одного из зачинателей финской школы северного модерна, получившего потом широкое распространение в северной столице.

Затем его представляли и развивали питерские зодчие: ФЛидваль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь. Что касается К.Шульмана, то он много лет работал губернским архитектором г. Выборга, где им создано 10 многоэтажных домов в стиле северного модерна. Кроме того К.А.Шульман был видным деятелем Союза архитекторов Финляндии, выступал как профессиональный музыкант-дирижёр. Хоровые коллективы под его руководством выступали с успехом в Петербурге, Финляндии и за рубежом.

Грипенберг Одерт Себастьян (Odert Sebastian Gripenberg, 1850-1939)

Грипенберг Одерт Себастьян, архитектор; Родился в Куркийоки. Сын богатых и знатных родителей Одерт учился в кадетской школе в Хамина , а затем в Санкт-Петербургской военно-инженерной академии. Там он получил военно-строительную подготовку, но ушел из армии в 1875 г. Он решил стать архитектором-профессионалом. В этот период в петербургской архитектуре возникали новые приёмы застройки. Эклектика - использование приёмов прежних эпох: Ренессанса, готики, барокко - сочеталась с поисками новых декоративных деталей обработки фасадов многоэтажных домов. Таковы знаменитые постройки А.К.Серебрякова, П.Ю.Сюзора, А.Е.Белогруда.

В 1878 г. Грипенберг защитил диплом архитектора в Политехническом училище, после чего учился еще в Вене. В 1879-87 гг. он работал архитектором в Хельсинки . Первые его работы, отражают тягу к ренессансу, и явное влияние его учителя Шёс-трёма. В дальнейшем проявляется стремление к ярко выраженной сильной разбивке и членению объёмов постройки. Это такие работы как здание Общества финских писателей, Первый бизнес центр, потом старое здание «Хельсингин Саномат», здание Сберегательного банка Турку .

В 1887 г. его назначили главным архитектором Управления общественного (гражданского) строительства, откуда в 1904 году он перешел в сенат директором торгово-промышленной палаты.

Грипенберг был начальником правления Акционерного общества «Финский Театральный Дом» и исполнительным директором при создании здания Национального театра, а так же был председателем совета директоров страхового общества «Похъйола». О.С.Грипенберг был первым председателем финского клуба архитекторов в 1892-1901 гг., а так же одним из основателей Финно-язычного общества техников.

Основано в 1933 в Хельсинки. Первоначально объединяло 23 художника разных специальностей, к концу 1930-х – около 45. Первым председателем общества стал архитектор и художник по интерьеру Л. Е. Курпатов, с 1934 этот пост занимала Е. А. Буман-Коломийцева, с 1935 – барон Р. А. Штакельберг (в 1936 избран почетным членом), с 1936 – В. П. Щепанский. Общество устраивало ежегодные выставки работ своих членов (с присуждением денежных премий) и ежегодные благотворительные балы (обычно в Hotel Grand); действовала касса взаимопомощи, проводились товарищеские вечера, читались публичные доклады по искусству. Среди прочитанных в разные годы докладов: «Русский театр за последние 25 лет» С. М. Веселова (1935), «Русские пейзажисты» В. П. Щепанского (1936; посвящен памяти художницы М. А. Федоровой), «Культура дома» Л. Е. Курпатова (1936) и др. Общество участвовало в устройстве ежегодного Дня русской культуры, отмечаемого в день рождения А. С. Пушкина, а в 1937 – в мероприятиях, связанных со столетием со дня гибели поэта. В 1934 было решено организовать художественную мастерскую, а летом сообща снять дачное помещение для работы на этюдах.

В выставках общества участвовали: М. Акутина-Шувалова, Н. П. Белый, А. П. Блазнов, Н. Блинов, Е. А. Буман-Коломийцева, П. Варлачев, В. А. Вейнер, С. М. Веселов, В. И. Воутилайнен, Э. В. Детерс, Х. Диппель-Шмаков, С. Добровольский, П. С. Захаров, С. Г. Ирманова, И. М. Карпинский, И. Красностовский, Л. Кратц, Л. Л. Кузьмин, Н. Г. Кузьмина, И. Куркиранта, Л. Е. Курпатов, О. Курпатова, Т. Курто, А. Линденберг, П. Ломакин, баронесса М. Б. Майдель, М. Милова, М. М. фон Мингин, В. Митинин, М.Н. Немилова, М. Пец-Блазнова, Л. Платан, Г. Пресас, Ю. И. Репин, В. И. Репина, М. Романов, С. Румбин, В. П. Семенов-Тян-Шанский, М. А. Федорова, Т. Шванк, В. Шерманова-Браун, М. Н. Шилкин, А. Л. фон Шульц, Г. Шумахер, М. Н. Щепанская, В. П. Щепанский.

С началом в 1939 боевых действий СССР против Финляндии деятельность общества прекратилась и вновь активизировалась только после войны. В 1945 общество было преобразовано в Союз русских художников в Финляндии, председателем которого стал И. М. Карпинский. В следующем году эта организация стала коллективным членом Русского культурно-демократического союза, а в 1947 в художественном салоне Хэрхаммера состоялась ее первая выставка.

Библиография:

Хроника литературной жизни русского зарубежья: Финляндия (1918–1938) / Составители: Э. Хямяляйнен, Ю. А. Азаров // Литературоведческий журнал. Секция языка и литературы РАН. Институт научной информации по общественным наукам РАН. – 2006. № 20. С. 271–319.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода: