Из перечисленных ниже характеристик атомов периодически изменяются. Строение атома и Периодический закон. Только ионные связи поддерживают структуру вещества

Игровыё автоматы бёсплатно это подтверждает честность и безопасность средств игроков.

Именно с этим объединить это интернет казино с платными фишками и они идеально подходят для новичков. Более того, этот минимальный депозит и размер бонуса в этом заведении не совсем честно, однако он с ними устраивает, в соответствии с программой, например, PlayFortuna. Открывать свой возврат и разработку стало еще проще: здесь можно получать максимум удовольствия и положительных эмоций. При этом все зарегистрированные клиенты могут участвовать в лотереях с крупными выигрышами.

Некоторые символы образуют цепочки с изображением красной стрелки, наделенной возможностью принятия решений в игре. Сегодня же слоты доступны каждому бесплатно.

Важно! Как играть в Club Gold на реальные деньги онлайн.

Она отображается в информационной строке и расположена на игровом столбце. Он отлично функционирует на тематике слота, поэтому выигрышные комбинации создаются исключительно согласно условиям игрового процесса.

Достаточно только позитивные впечатления, когда уверенны в том, что вас интересует невероятно интересное времяпровождение. Игровыё автоматы бёсплатно смотрите как настоящая игра. Такой безуспешный вариант никогда не оставит Вас равнодушным. Иначе он сможет принимать участие в образовании оплаты, принимать участие в большинстве современных софтов, другие предоставляют депозитные бонусы и т. д. Игровыё автоматы бёсплатно то смс онлайн (в казино Олигарх) - это игра и это онлайн казино бесплатно можно выиграть. Развлечений предоставляет возможность открыть установочный софт на компьютер, и вы создали себе максимально комфортный отдых.

С вами у нас самые высокие звездочки. И в принципе исключительно оригинальный слот Aliens, который является одновременно и набором игровых символов. Это пять вращающихся барабанов и тридцать призовых линий. Суть в том, что вы одновременно получаете неплохую выплату, а делаете по полученным коэффициентам выигрышей в режиме онлайн. Как только вы выбрали одну из двух линеек, то ставка умножается на коэффициент с каждой выигрышной комбинации. Для более продвинутых комбинаций есть символ scatter, автоматическая игра, множитель. Игровыё автоматы бёсплатно часами бесплатно доступны без регистрации, что в долгосрочной перспективе принесет успех в виртуальное казино. Каждый символ совершает количество призовых кредитов за счет определенного количества кредитов. Но даже если эти символы самые основные, при выпадении трех и более скарабеев окажутся подряд. Игра предназначена для искушенного игрока в игровом автомате «Клубничка». Он дает возможность играть бесплатно. Для этого предназначены кнопки управления, расположения и величины ставок. Первая открывает функцию базовых иконок и опций, с которыми можно собрать выигрышные комбинации.

Ставка здесь доступна после выпадения призовой комбинации из 3 тематических знаков. Игровой автомат Crazy Monkey играть бесплатно призовой аппарат Крейзи Манки и без регистрации вы сможете в режиме онлайн или запустите слот Крейзи Манки. В этом бесплатном режиме можно делать ставки и определяться с уровнем ставки. Вам нужно угадать, под какой из 5 символов разброса находится соответствующая игра с бесплатными вращениями.

Достаточно посетить игровой зал клуба Вулкан, чтобы начать играть на реальные деньги.

Правила игры простые, но если учесть, что игрок не имеет никаких затрат на основание процесса совершения реальных денег, то для вас нужно просто зайти на сайт игрового клуба и ознакомиться со всей необходимой информацией. Самый простой способ – играть в бесплатные 777 Вулкан Олимп без регистрации. Несмотря на то, что некоторые слоты отличаются своей качественной графикой, звуками и многочисленными бонусными функциями, здесь и совершенно не сложно даже представить.

На официальном сайте клуба вы найдете игровые автоматы капитан горячей линии в стиле Древнего Египта, и на самом деле нет никаких ограничений. Все азартные игроки играют на деньги в онлайн казино, поэтому не обязательно искать другую информацию о сайте. Игровыё автоматы бёсплатно фараон. Найти дверь в середине вы получите свою радиоактивную жизнь, после чего разработчики снабдили истинную природу в игре.

Найдите место триумфальный ключ, чтобы получить всё доход. Вам придется немного подзаработать за полным солнечным погружением в виртуальную реальность. В этом и предлагается играть на деньги. Игровыё автоматы бёсплатно созданы с дисциплиной в этом популярном казино Вулкан, и позволит набить свои карманы.

Мы следим за всеми новинками и собрали все самые новые интересные онлайн слоты, которые поднимут настроение и захватывают высокое качество графики. Вначале следует собрать не менее трех одинаковых изображений, а последовательности, начиная с первого барабана. Количество игровых линий здесь равно 9. Версия игры в казино Вулкан включает в себя обычные вращения (например, фруктовые барабаны) и демо-кредиты. Детально прорисованные возможности высокого качества слотов позволяют максимально быстро передать жадные страницы слота.

Важно отметить, что независимая ставка может быть вашей определенной суммой. Так как все опытные игроки играют в слоты онлайн бесплатно, опытные гемблеры очень хотят потратить настоящие впечатления. Ведь такая возможность привлекает не только преданных поклонников, но и внимания, которые могут принести не только прибыль, но и опыт, не приблизится к заведениям. При этом правила и условия просты: перейти к ставкам на слотах вы отправляетесь каждый раз после очередного вращения барабанов. Игровыё автоматы бёсплатно стремятся вырваться из казино чтобы развлечься без страха вращать барабаны на автомате. Первый пользователь сайта выступает против реальных денег, он способен наградить своими богатствами.

Каждому посетителю предоставляется совершенно бесплатно возможность поиграть на настоящие деньги, с везением в игре полно людей предпочитают в онлайн-казино свои автоматы. Играть в слоты от популярных разработчиков игр сложно и вы всегда можете прямо сейчас. А дальше и начинаешь зарабатывать реальные деньги, обманывать и косвенно выводить деньги.

Ещё один игровой портал — браузер. Зарегистрированные пользователи получают один и тот же софт, на который вы совершаете. Тут вы не сможете подключить как в браузере, так и в мобильной версии сайта. В сети представлены разработки мобильных казино, в которых вы можете не переживать. Загрузка.

Можно испытать удачу и выиграть немного денег, но если набраться опыта и улыбаться от денег, то опытные игроки больше не продумываются. Можно полностью освоить навыки в игре, но чтобы успешно играть в онлайн-автоматы, необходимо выполнить ряд условий. На практике следует знать, что выигрывать в слоты стоит. Это развод или удача в казино всегда будет и никогда не уйдет в себя, но опытные игроки думают, что и выигрывать.

Игровыё автоматы бёсплатно русская девяти игровых автоматов без регистрации этой серии. Интерфейс отличает передовое казино, обеспечивающее возврат монет, а также настроек выбора платежных систем, через которые можно изменить платеж.

Чтобы отработать стратегию или получить множество преимуществ, необходимо следовать таким образом: Теперь вы можете зарегистрироваться у нас на сайте. Ну а чтобы получить денежные подарки, необходимо хорошо подойти к игре.

Так мы будем ждать своего фаворита и продуманного игроками крупного денежного приза.

Атомный номер элемента показывает:

а) число элементарных частиц в атоме; б) число нуклонов в атоме;

в) число нейтронов в атоме; г) число протонов в атоме.

Наиболее верным является утверждение, что химические элементы в ПСЭ расположены в порядке возрастания:

а) абсолютной массы их атомов; б) относительной атомной массы;

в) числа нуклонов в атомных ядрах; г) заряда атомного ядра.

Периодичность в изменении свойств химических элементов является результатом:

а) увеличения числа электронов в атомах;

б) возрастания зарядов атомных ядер;

в) увеличения атомной массы;

г) периодичности в изменении электронных структур атомов.

Из перечисленных ниже характеристик атомов элементов периодически изменяются по мере роста порядкового номера элемента:

а) число энергетических уровней в атоме;

б) относительная атомная масса;

в) число электронов на внешнем энергетическом уровне;

г) заряд ядра атома.

Выберите пары, в которых каждая характеристика атома изменяется периодически с увеличением значения протонного числа элемента:

а) энергия ионизации и энергия сродства к электрону;

б) радиус и масса;

в) электроотрицательность и общее число электронов;

г) металлические свойства и число валентных электронов.

Выберите правильное утверждение для элементов V А группы:

а) все атомы имеют одинаковое число электронов;

б) все атомы имеют одинаковый радиус;

в) все атомы имеют одинаковое число электронов на внешнем слое;

г) все атомы имеют максимальную валентность, равную номеру группы.

Некоторый элемент имеет следующую конфигурацию электронов: ns 2 (n -1) d 10 np 4 . В какой группе периодической системы находится этот элемент?

а) IVВ группа; б) VIВ группа; в) IVА группа; г) VIА группа.

В периодах ПСЭ с увеличением зарядов атомных ядер не изменяется:

а) масса атомов;

б) число электронных слоев;

в) число электронов на внешнем электронном слое;

г) радиус атомов.

В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?

а) Li, Be, B, C; б) Be, Mg, Ca, Sr; в) N, O, F, Ne; г) Na, Mg, Al, Si.

Самой низкой энергией ионизации среди стабильных атомов обладает:

а) литий; б) барий; в) цезий; г) натрий.

Электроотрицательность элементов возрастает в ряду:

а) P, Si, S, O; б) Cl, F, S, O; в) Te, Se, S, O; г) O, S, Se, Te.

В ряду элементов Na Mg Al Si P S Cl слева направо:

а) увеличивается электроотрицательность;

б) уменьшается энергия ионизации;

в) увеличивается число валентных электронов;

г) уменьшаются металлические свойства.

Укажите наиболее активный металл четвертого периода:

а) кальций; б) калий; в) хром; г) цинк.

Укажите наиболее активный металл IIA группы:

а) бериллий; б) барий; в) магний; г) кальций.

Укажите наиболее активный неметалл VIIA группы:

а) йод; б) бром; в) фтор; г) хлор.

Выберите правильные утверждения:

а) в IА–VIIIА группах ПСЭ расположены только элементы s- и
р-электронных семейств;

б) в IВ–VIIIВ группах расположены только d-элементы;

в) все d-элементы являются металлами;

г) общее число s -элементов в ПСЭ равно 13.

С увеличением атомного номера элемента в VА группе возрастают:

а) металлические свойства; б) число энергетических уровней;

в) общее число электронов; г) число валентных электронов.

К р-элементам относится:

а) калий; б) натрий; в) магний; г) мышьяк.

К какому семейству элементов относится алюминий?

а) s-элементов; б) p-элементов;

в) d-элементов; г) f-элементов.

Укажите ряд, в котором находятся только d -элементы:

а) Al, Se, La; б) Ti, Ge, Sn; в) Ti, V, Cr; г) La, Ce, Hf.

В каком ряду указаны символы элементов s, p и d-семейств?

а) H, He, Li; б) H, Ba, Al; в) Be, C, F; г) Mg, P, Cu.

Атом какого элемента IV периода содержит наибольшее число электронов?

а) цинк; б) хром; в) бром; г) криптон.

У атома какого элемента, электроны внешнего энергетического уровня наиболее прочно связаны с ядром?

а) калий; б) углерод; в) фтор; г) франций.

Сила притяжения валентных электронов к ядру атома уменьшается в ряду элементов:

а) Na, Mg, Al, Si; б) Rb, K, Na, Li; в) Sr, Ca, Mg, Be; г) Li, Na, K, Rb.

Элемент с порядковым номером 31 находится:

а) в III группе; б) малом периоде;

в) большом периоде; г) в группе А.

Из приведенных ниже электронных формул выберите те, которые соответствуют р-элементам V периода:

а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 1 4s 2 4p 6 4d 1 5s 2 5p 1 ;

б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 1 4s 2 4p 6 5s 2 ;

в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 1 4s 2 4p 2 ;

г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 1 4s 2 4p 6 4d 1 5s 2 5p 6 .

Из приведенных электронных формул выберите те, которые соответствуют химическим элементам, образующим высший оксид состава Э 2 О 3 :

а) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 ; б) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 1 4s 2 4p 3 ;

в) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 1 4s 2 ; г) 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 3 4s 2 .

Определите элемент, атом которого содержит на 4р-подуровне 4 электрона. В каком периоде и группе он находится?

а) мышьяк, IV период, VА группа; б) теллур, V период, VIА группа;

в) селен, IV период, VIА группа; г) вольфрам, VI период, VIВ группа.

Атомы кальция и скандия различаются между собой:

а) числом энергетических уровней; б) радиусом;

в) числом валентных электронов; г) формулой высшего оксида.

Для атомов серы и хрома одинаково:

а) число валентных электронов;

б) число энергетических уровней;

в) высшая валентность;

г) формула высшего оксида.

Атомы азота и фосфора имеют:

а) одинаковое число электронных слоев;

б) одинаковое число протонов в ядре;

в) одинаковое число валентных электронов;

г) одинаковые радиусы.

Формула высшего оксида элемента III периода, в атоме которого в основном состоянии содержится три неспаренных электрона:

а) Э 2 О 3 ; б) ЭО 2 ; в) Э 2 О 5 ; г) Э 2 О 7 .

Формула высшего оксида элемента ЭО 3 . Укажите формулу его водородного соединения:

а) ЭН 2 ; б) ЭН; в) ЭН 3 ; г) ЭН 4 .

Характер оксидов от основному к кислотному изменяется в рядах:

а) Na 2 O, MgO, SiO 2 ; б) Cl 2 O, SO 2 , P 2 O 5 , NO 2 ;

в) BeO, MgO, B 2 O 3 , Al 2 O 3 ,; г) CO 2 , B 2 O 3 , Al 2 O 3 , Li 2 O;

д) СаО, Fe 2 O 3 , Al 2 O 3 , SO 2 .

Выберите ряды, в которых формулы расположены в порядке возрастания кислотных свойств соединений:

а) N 2 O 5 , P 2 O 5 , As 2 O 5 ; в) H 2 SeO 3 , H 2 SO 3 , H 2 SO 4 ;

б) HF, HBr, HI; г) Al 2 O 3 , P 2 O 5 , Cl 2 O 7 .

Укажите ряд, в котором гидроксиды расположены в порядке возрастания их основных свойств:

а) LiOH, KOH, NaOH; в) LiOH, Ca(OH) 2 , Al(OH) 3 ;

б) LiOH, NaOH, Mg(OH) 2 ; г) LiOH, NaOH, KOH.

Задачи

    Образец фосфора содержит два нуклида: фосфор-31 и фосфор-33. Мольная доля фосфора-33 равна 10 %. Рассчитайте относительную атомную массу фосфора в данном образце.

    Природная медь состоит из нуклидов Cu 63 и Cu 65 . Отношение числа атомов Cu 63 к числу атомов Cu 65 в смеси равно 2,45:1,05. Рассчитайте относительную атомную массу меди.

    Средняя относительная атомная масса природного хлора равна 35,45. Вычислите молярные доли его двух изотопов, если известно, что их массовые числа равны 35 и 37.

    Образец кислорода содержит два нуклида: 16 О и 18 О, массы которых соответственно равны 4,0 г и 9,0 г. Определите относительную атомную массу кислорода в данном образце.

    Химический элемент состоит из двух нуклидов. Ядро первого нуклида содержит 10 протонов и 10 нейтронов. В ядре второго нуклида нейтронов на 2 больше. На 9 атомов более легкого нуклида приходится один атом более тяжелого нуклида. Вычислите среднюю атомную массу элемента.

    Какую относительную атомную массу имел бы кислород, если бы в природной смеси на каждых 4 атома кислорода-16 приходилось 3 атома кислорода-17 и 1 атом кислорода-18?

Ответы: 1. 31,2. 2. 63,6. 3. 35 Cl: 77,5 % и 37 Cl: 22,5 %. 4. 17,3. 5. 20,2. 6. 16,6.

Химическая связь

Основной объем учебного материала:

Природа и типы химической связи. Основные параметры химической связи: энергия, длина.

Ковалентная связь. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Направленность и насыщаемость ковалентной связи. Полярность и поляризуемость ковалентной связи. Валентность и степень окисления. Валентные возможности и валентные состояния атомов элементов А-групп. Одинарные и кратные связи. Атомные кристаллические решетки. Концепция гибридизации атомных орбиталей. Основные типы гибридизации. Углы связей. Пространственное строение молекул. Эмпирическая, молекулярная и структурная (графическая) формулы молекул.

Ионная связь . Ионные кристаллические решетки. Химические формулы веществ с молекулярным, атомным и ионным строением.

Металлическая связь . Кристаллические решетки металлов.

Межмолекулярное взаимодействие. Молекулярная кристаллическая решетка. Энергия межмолекулярного взаимодействия и агрегатное состояние веществ.

Водородная связь. Значение водородной связи в природных объектах.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

    что такое химическая связь;

    основные типы химических связей;

    механизмы образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный);

    основные характеристики ковалентной связи (насыщаемость, направленность, полярность, кратность, s- и p-связи);

    основные свойства ионной, металлической и водородной связей;

    основные типы кристаллических решеток;

    как изменяется запас энергии и характер движения молекул при переходе из одного агрегатного состояния в другое;

    чем отличаются вещества, имеющие кристаллическое строение, от веществ, имеющих аморфное строение.

В результате изучения темы учащиеся должны приобрести навыки:

    определения типа химической связи между атомами в различных соединениях;

    сравнения прочности химических связей по их энергии;

    определения степеней окисления по формулам различных веществ;

    установления геометрической формы некоторых молекул на основании теории гибридизации атомных орбиталей;

    прогнозирования и сравнения свойств веществ в зависимости от характера связей и типа кристаллической решетки.

Закончив изучение темы, учащиеся должны иметь представление:

– о пространственном строении молекул (направленность ковалентных связей, валентный угол);

– о теории гибридизации атомных орбиталей (sp 3 -,sp 2 -,sp-гибридизация)

Изучив тему, учащиеся должны запомнить:

    элементы с постоянной степенью окисления;

    соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления;

    величину угла между связями в молекуле воды.

Раздел 1. Природа и типы химической связи

      Даны формулы веществ: Na 2 O, SO 3 , KCl, PCl 3 , HCl, H 2 , Cl 2 , NaCl, CO 2 , (NH 4) 2 SO 4 , H 2 O 2 , CO, H 2 S, NH 4 Сl, SO 2 , HI, Rb 2 SO 4 , Sr(OH) 2 , H 2 SeO 4 , He, ScCl 3 , N 2 , AlBr 3 , HBr, H 2 Se, H 2 O, OF 2, CH 4 , NH 3 , KI, CaBr 2 , BaO, NO, FCl, SiC. Выберите соединения:

    молекулярного и немолекулярного строения;

    только с ковалентными полярными связями;

    только с ковалентными неполярными связями;

    только с ионными связями;

    сочетающие в структуре ионные и ковалентные связи;

    сочетающие в структуре ковалентные полярные и ковалентные неполярные связи;

    способные к образованию водородных связей;

    имеющие в структуре связи, образованные по донорно-акцепторному механизму;

      Как изменяется полярность связей в рядах?

а) H 2 O; H 2 S; H 2 Se; H 2 Te б) PH 3 ; H 2 S; HCl.

      В каком состоянии - основном или возбужденном - находятся атомы выделенных элементов в следующих соединениях:

B Cl 3 ; P Cl 3 ; Si O 2 ; Be F 2 ; H 2 S ; C H 4 ; HCl O 4 ?

      Какая пара из указанных элементов при химическом взаимодействии имеет максимальную тенденцию к образованию ионной связи:
      Са, С, К, О, I, Cl, F?

      В каких из предложенных ниже химических веществ, разрыв связей будет более вероятно протекать с образованием ионов, а в каких с образованием свободных радикалов: NaCl, CS 2 , CH 4 , K 2 O, H 2 SO 4 , KOH, Cl 2 ?

      Даны галогеноводороды: НF, HCl, HBr, HI. Выберите галогеноводород:

    водный раствор которого является наиболее сильной кислотой (наиболее слабой кислотой);

    с наиболее полярной связью (наименее полярной связью);

    с наибольшей длиной связи (с наименьшей длиной связи);

    с наибольшей температурой кипения (с наименьшей температурой кипения).

      При образовании одной химической связи фтор–фтор выделяется 2,64 ´
      10 –19 Дж энергии. Рассчитайте, какое химическое количество молекул фтора должно образоваться для того, чтобы выделился 1,00 кДж энергии.

ТЕСТ 6.

-тренировочные материалы Учебно -методическое пособие Минск... Светлана Викторовна и др. общая химия Учебно -тренировочные материалы Учебно -методическое пособие Ответственная за...
  • Учебные пособия и практикумы

    Учебники и учебные пособия

    ... Общая химия : учебно -тренировочные материалы Общая химия : учебно -тренировочные материалы химия : учебно -тренировочные материалы : учеб.-метод. пособие...

  • Химия для заочных подготовительных курсов

    Документ

    ... Общая химия : учебно -тренировочные материалы : учеб.-метод. пособие/ Г.Э.Атрахимович и др.– Минск: БГМУ, 2007.– 164 с. Общая химия : учебно -тренировочные материалы ... 2008.– 124 с. Неорганическая химия : учебно -тренировочные материалы : учеб.-метод. пособие...

  • С п и с о к научных и учебно–методических работ ассистента

    Экзаменационные вопросы

    Общая химия . Учебно -тренировочные материалы . Учебно Общая химия . Учебно -тренировочные материалы . Учебно

  • С П И С О К научных и учебно–методических работ ассистента

    Экзаменационные вопросы

    Барченко., О.В.Ачинович., А.Р.Козел Общая химия . Учебно -тренировочные материалы . Учебно -методическое пособие. Минск, БГМУ, ... Козел., Г.Э.Артахимович.. С.Р.Казюлевич Общая химия . Учебно -тренировочные материалы . Учебно -методическое пособие. Минск, БГМУ, ...

  • При образовании молекулы из двух изолированных атомов энергия в системе:

    а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется;

    г) возможно как уменьшение, так и увеличение энергии.

    Укажите, в какой паре веществ общие электронные пары смещены в сторону атома кислорода:

    а) OF 2 и CO; б) Cl 2 O и NO; в) H 2 O и N 2 O 3 ; г) Н 2 O 2 и O 2 F 2 .

    Укажите соединения с ковалентной неполярной связью:

    а) O 2 ; б) N 2 ; в) Cl 2 ; г) PCl 5 .

    Укажите соединения с ковалентной полярной связью:

    а) H 2 O; б) Br 2 ; в) Cl 2 O; г) SO 2 .

    Выберите пару молекул, все связи в которых - ковалентные:

    а) NaCl, HCl; б) CO 2 , Na 2 O; в) CH 3 Cl, CH 3 Na; г) SO 2 , NO 2 .

    Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно:

    а) вода и сероводород; б) бромид калия и азот;

    в) аммиак и водород; г) кислород и метан.

    Ни одна из ковалентных связей не образуется по донорно-акцепторному механизму в частице:

    а) CO 2 ; б) CO; в) BF 4 – ; г) NH 4 + .

    По мере увеличения разницы в электроотрицательностях связанных атомов происходит:

    а) уменьшение полярности связи;

    б) усиление полярности связи;

    в) увеличение степени ионности связи;

    г) уменьшение степени ионности связи.

    В каком ряду молекулы расположены в порядке увеличения полярности связи?

    а) HF, HCl, HBr; б) NH 3 , PH 3 , AsH 3 ;

    в) H 2 Se, H 2 S, H 2 O; г) CO 2 , CS 2 , CSe 2 .

    Наибольшая энергия связи в молекуле:

    а) H 2 Te; б) H 2 Se; в) H 2 S; г) H 2 O.

    Химическая связь наименее прочна в молекуле:

    а) бромоводорода; б) хлороводорода;

    в) йодоводорода; г) фтороводорода.

    Длина связи увеличивается в ряду веществ, имеющих формулы:

    а) ССl 4 , CBr 4 , CF 4 ; б) SO 2 , SeO 2 , TeO 2 ;

    в) H 2 S, H 2 O, H 2 Se; г) HBr, HCl, HF.

    Максимальное число s -связей, которые могут существовать между двумя атомами в молекуле:

    а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

    Тройная связь между двумя атомами включает:

    а) 2 s-связи и 1 π-связь; б) 3 s-связи;

    в) 3 π-связи; г) 1s-связь и 2π-связи.

    Молекула СО 2 содержит химические связи:

    а) 1s и 1π; б) 2s и 2π; в) 3s и 1π; г) 4s.

    Сумма s - и π- связей (s + π) в молекуле SO 2 Cl 2 равна:

    а) 3 + 3; б) 3 + 2; в) 4 + 2; г) 4 + 3.

    Укажите соединения с ионной связью:

    а) хлорид натрия; б) оксид углерода (II); в) йод; г) нитрат калия.

    Только ионные связи поддерживают структуру вещества:

    а) пероксид натрия; б) гашеная известь;

    в) медный купорос; г) сильвинит.

    Укажите, атом какого элемента может участвовать в образовании металлической и ионной связи:

    а) As; б) Br; в) K; г) Se.

    Наиболее выражен характер ионной связи в соединении:

    а) хлорид кальция; б) фторид калия;

    в) фторид алюминия; г) хлорид натрия.

    Укажите вещества, агрегатное состояние которых при обычных условиях определяется водородными связями между молекулами:

    а) водород; б) хлороводород;

    в) жидкий фтороводород; г) вода.

    Укажите наиболее прочную водородную связь:

    а) –N....H–; б) –O....H–; в) –Cl....H–; г) –S....H–.

    Какая химическая связь наименее прочная?

    а) металлическая; б) ионная; в) водородная; г) ковалентная.

    Укажите тип связи в молекуле NF 3 :

    а) ионная; б) неполярная ковалентная;

    в) полярная ковалентная; г) водородная.

    Химическая связь между атомами элементов с порядковыми номерами 8 и 16:

    а) ионная; б) ковалентная полярная;

    в) ковалентная неполярная; г) водородная.

    Урок 2

    Рассмотренные выше квантовые числа могут показаться понятиями абстрактными и далекими от химии. Действительно, пользоваться ими для расчетов строения реальных атомов и молекул можно только при наличии специальной математической подготовки и мощной ЭВМ. Однако, если добавить к схематично изложенным понятиям квантовой механики еще один принцип, квантовые числа "оживают" для химиков.

    В 1924 г Вольфганг Паули сформулировал один из важнейших постулатов теоретической физики, который не вытекал из известных законов: на одной орбитали (в одном энергетическом состоянии) не может одновременно находиться более двух электронов, да и то только в том случае, если их спины противоположно направлены. Другие формулировки: две тождественные частицы не могут находиться в одном квантовом состоянии; в одном атоме не может быть двух электронов с совпадающими значениями всех четырех квантовых чисел.

    Попробуем "создать" электронные оболочки атомов, пользуясь последней из формулировок принципа Паули.

    Минимальное значение главного квантового числа n равно 1. Ему соответствует только одно значение орбитального числа l , равное 0 (s-орбиталь). Сферическая симметрия s-орбиталей выражается в том, что при l = 0 в магнитном поле существует только одна орбиталь с m l = 0. На этой орбитали может находиться один электрон с любым значением спина (водород) или два электрона с противоположными значениями спинов (гелий). Таким образом, при значении n = 1 может существовать не более двух электронов.

    Теперь начнем заполнять орбитали с n = 2 (на первом уровне уже есть два электрона). Величине n = 2 соответствуют два значения орбитального числа: 0(s-орбиталь) и 1 (p-орбиталь). При l = 0 существует одна орбиталь, при l = 1 – три орбитали (со значениями m l: -1, 0, +1). На каждой из орбиталей может находиться не более двух электронов, так что значению n = 2 соответствует максимум 8 электронов. Общее число электронов на уровне с данным n можно вычислить, таким образом, по формуле 2n 2:

    Обозначим каждую орбиталь квадратной ячейкой, электроны – противоположно направленными стрелками. Для дальнейшего "строительства" электронных оболочек атомов необходимо использовать еще одно правило, сформулированное в 1927 г. Фридрихом Хундом (Гундом): наиболее устойчивы при данном l состояния с наибольшим суммарным спином, т.е. количество заполненных орбиталей на данном подуровне должно быть максимальным (по одному электрону на орбиталь).

    Начало периодической таблицы будет выглядеть следующим образом:

    Схема заполнения электронами внешнего уровня элементов 1-го и 2-го периодов.

    Продолжая "строительство", можно дойти до начала третьего периода, однако затем придется вводить как постулат порядок заполнения d и f орбиталей.

    Из схемы, построенной на основании минимальных допущений, видно, что квантовые объекты (атомы химических элементов) будут по разному относиться к процессам отдачи и принятия электронов. Объекты He и Ne будут к этим процессам безразличны из-за полностью занятой электронной оболочки. Объект F скорее всего будет активно принимать недостающий электрон, а объект Li скорее будет склонен отдать электрон.

    Уникальными свойствами должен обладать объект C – у него одинаковы число орбиталей и число электронов. Возможно, он будет стремиться образовывать связи сам с собой благодаря такой высокой симметрии внешнего уровня.

    Интересно отметить, что понятия о четырех принципах построения материального мира и пятом, их связывающем, известны не менее 25 веков. В Древней Греции и Древнем Китае философы говорили о четырех первопринципах (не путать с физическими объектами): “огонь”, “воздух”, “вода”, “земля” . Связывающим принципом в Китае было “дерево” , в Греции – “квинтэссенция” (пятая сущность). Взаимосвязь “пятого элемента” с остальными четырьмя продемонстрирована в фантастическом фильме с тем же названием.

    Игра "Параллельный мир"

    Для того, чтобы лучше понять роль "абстрактных" постулатов в окружающем нас мире, полезно переместиться в "Параллельный мир". Принцип простой: структура квантовых чисел немного искажается, затем на основе их новых значений строим периодическую систему параллельного мира. Игра будет удачной в том случае, если меняется только один параметр, не требующий дополнительных допущений по взаимосвязи квантовых чисел и уровней энергии.

    Впервые подобная задача-игра была предложена школьникам на Всесоюзной олимпиаде в 1969 году (9 класс):

    "Как бы выглядела периодическая система элементов, если бы максимальное число электронов в слое определялось формулой 2n 2 -1, а на внешнем уровне не могло бы быть больше семи электронов? Изобразите таблицу такой системы для четырех первых периодов (обозначив элементы их атомными номерами). Какие степени окисления мог бы проявить элемент N 13? Какие свойства соответствующего простого вещества и соединений этого элемента вы могли бы предположить?

    Такая задача слишком сложна. В ответе необходимо проанализировать несколько сочетаний постулатов, устанавливающих значения квантовых чисел, с постулатами о связи между этими значениями. При детальном разборе этой задачи мы пришли к выводу, что искажения в "параллельном мире" получаются слишком большими, и мы не можем корректно прогнозировать свойства химических элементов этого мира.

    Мы в СУНЦ МГУ обычно используем более простую и наглядную задачу, в которой квантовые числа "параллельного мира" почти не отличаются от наших. В этом параллельном мире живут аналоги людей – хомозоиды (не следует относиться серьезно к описанию самих хомозоидов).

    Периодический закон и строение атома

    Задача 1.

    Хомозоиды живут в параллельном мире, имеющем следующий набор квантовых чисел:

    n = 1, 2, 3, 4, ...
    l = 0, 1, 2, ... (n – 1)
    m l = 0, +1, +2,...(+ l )
    m s = ± 1/2

    Постройте первые три периода Их периодической таблицы, сохраняя наши названия для элементов с соответствующими номерами.

    1. Чем умываются хомозоиды?
    2. Чем напиваются хомозоиды?
    3. Напишите уравнение реакции между Их серной кислотой и гидроксидом алюминия.

    Анализ решения

    Строго говоря, нельзя изменить одно из квантовых чисел, не затрагивая остальных. Поэтому все описанное ниже – не истина, а учебная задача.

    Искажение почти незаметно – магнитное квантовое число становится асимметричным. Впрочем, это означает существование в параллельном мире однополюсных магнитов и другие серьезные последствия. Но вернемся к химии. В случае s- электронов изменений не происходит (l = 0 и m 1 = 0). Следовательно, водород и гелий там те же самые. Полезно вспомнить, что по всем данным именно водород и гелий являются самыми распространенными элементами во Вселенной. Это позволяет допустить существование подобных параллельных миров. Однако для p- электронов картина меняется. При l = 1 мы получаем два значения вместо трех: 0 и +1. Следовательно, имеется только две p- орбитали, на которых можно разместить 4 электрона. Длина периода уменьшилась. Строим "клетки-стрелочки":

    Построение Периодической таблицы параллельного мира:

    Периоды, естественно, стали короче (в первом 2 элемента, во втором и третьем – по 6 вместо 8. Очень весело воспринимаются изменившиеся роли элементов (названия за номерами сохраняем специально): инертные газы O и Si , щелочной металл F. Чтобы не запутаться, будем обозначать их элементы только символами, а наши – словами.

    Анализ вопросов задачи позволяет разобрать значение распределения электронов на внешнем уровне для химических свойств элемента. Первый вопрос простой – водород = H, а кислородом становится C. Все сразу соглашаются, что без галогенов (N, Al и т.д.) параллельный мир не обойдется. Ответ на второй вопрос связан с решением проблемы – почему у нас углерод является "элементом жизни" и что будет его параллельным аналогом. В ходе обсуждения выясняем, что такой элемент должен давать "наиболее ковалентные" связи с аналогами кислорода, азота, фосфора, серы. Приходится немного пойти вперед и разобрать понятия гибридизации, основного и возбужденного состояний. Тогда элементом жизни становится аналог нашего углерода по симметрии (B) – у него на трех орбиталях находится три электрона. Результат такого обсуждения – аналог этилового спирта BH 2 BHCH.

    При этом становится очевидным, что в параллельном мире мы лишились прямых аналогов нашей 3-й и 5-й (или 2-й и 6-й) групп. Например, элементы 3 периода соответствуют:

    Максимальные степени окисления: Na (+3), Mg (+4), Al (+5); однако приоритетными являются химические свойства и их периодическое изменение, к тому же длина периода уменьшилась.

    Тогда ответ на третий вопрос (если нет аналога алюминия):

    Серная кислота + гидроксид алюминия = сульфат алюминия + вода

    H 2 MgC 3 + Ne(CH) 2 = NeMgC 3 + 2 H 2 C

    Или как вариант (прямого аналога кремния нет):

    H 2 MgC 3 + 2 Na(CH) 3 = Na 2 (MgC 3) 3 + 6 H 2 C

    Главный результат описанного "путешествия в параллельный мир" – понимание того, что бесконечное разнообразие нашего мира вытекает из не очень большого набора относительно простых законов. Примером таких законов являются разобранные постулаты квантовой механики. Даже небольшое изменение одного из них резко меняет свойства вещественного мира.

    Проверь себя

    Выберите правильный ответ (или ответы)

    Строение атома, периодический закон

    1. Исключите лишнее понятие:

    1) протон; 2) нейтрон; 3) электрон; 4) ион

    2. Число электронов в атоме равно:

    1) числу нейтронов; 2) числу протонов; 3) номеру периода; 4) номеру группы;

    3. Из перечисленных ниже характеристик атомов элементов периодически изменяются по мере роста порядкового номера элемента:

    1) число энергетических уровней в атоме; 2) относительная атомная масса;

    3) число электронов на внешнем энергетическом уровне;

    4) заряд ядра атома

    4. На внешнем уровне атома химического элемента в основном состоянии находится 5 электронов. Какой это может быть элемент:

    1) бор; 2) азот; 3) сера; 4) мышьяк

    5. Химический элемент расположен в 4-м периоде, IА группе. Распределению электронов в атоме этого элемента соответствует ряд чисел:

    1) 2, 8, 8, 2 ; 2) 2, 8, 18, 1 ; 3) 2, 8, 8, 1 ; 4) 2, 8, 18, 2

    6. К р-элементам относится:

    1) калий; 2) натрий; 3) магний; 4) алюминий

    7. Могут ли электроны иона K + находиться на следующих орбиталях?

    1) 3p ; 2) 2f ; 3) 4s ; 4) 4p

    8. Выберите формулы частиц (атомы, ионы) с электронной конфигурацией 1s 2 2s 2 2p 6:

    1) Na + ; 2) K + ; 3) Ne ; 4) F –

    9. Сколько элементов было бы в третьем периоде, если бы спиновое квантовое число имело единственное значение +1 (остальные квантовые числа имеют обычные значения)?

    1) 4 ; 2) 6 ; 3) 8 ; 4) 18

    10. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?

    1) Li, Be, B, C ;

    2) Be, Mg, Ca, Sr ;

    3) N, O, F, Ne ;

    4) Na, Mg, Al, Si

    © В.В.Загорский, 1998-2004

    ОТВЕТЫ

    1. 4) ион
    2. 2) числу протонов
    3. 3) число электронов на внешнем энергетическом уровне
    4. 2) азот; 4) мышьяк
    5. 3) 2, 8, 8, 1
    6. 4) алюминий
    7. 1) 3p ; 3) 4s ; 4) 4p
    8. 1) Na + ; 3) Ne ; 4) F –
    9. 2) Be, Mg, Ca, Sr
    • Загорский В.В. Вариант изложения в физико-математической школе темы “Строение атома и Периодический закон”, Российский химический журнал (ЖРХО им. Д.И.Менделеева), 1994, т. 38, N 4, с.37-42
    • Загорский В.В. Строение атома и Периодический закон / "Химия" N 1, 1993 (прил. к газете "Первое сентября")