В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей! Большой красивый красный дом похожий на дворец

Сергей Михалков

В МУЗЕЕ В. И. ЛЕНИНА.

В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

«Я поведу тебя в музей!»

Сказала мне сестра.

Вот через площадь мы идём

И входим наконец

В большой, красивый красный дом,

Похожий на дворец.

Из зала в зал переходя,

Здесь движется народ.

Вся жизнь великого вождя

Передо мной встаёт.

Я вижу дом, где Ленин рос,

И тот похвальный лист,

Что из гимназии принёс

Ульянов-гимназист.

Здесь книжки выстроились в ряд -

Он в детстве их читал,

Над ними много лет назад

Он думал и мечтал.

Он с детских лет мечтал о том,

Чтоб на родной земле

Жил человек своим трудом

И не был в кабале.

За днями дни, за годом год

Проходят чередой,

Ульянов учится, растёт,

На сходку тайную идёт

Ульянов молодой.

Семнадцать минуло ему,

Семнадцать лет всего,

Но он - борец! И потому

Боится царь его!

Летит в полицию приказ:

«Ульянова схватить!»

И вот он выслан в первый раз,

В деревне должен жить.

Проходит время. И опять

Он там, где жизнь кипит:

К рабочим едет выступать,

На сходках говорит.

Идёт ли он к своим родным,

Идёт ли на завод -

Везде полиция за ним

Следит, не отстаёт...

Опять - донос, опять - тюрьма

И высылка в Сибирь...

Долга на севере зима,

Тайга и вдаль и вширь.

В избе мерцает огонёк,

Всю ночь горит свеча.

Исписан не один листок

Рукою Ильича.

А как умел он говорить,

Как верили ему!

Какой простор он мог открыть

И сердцу и уму!

И люди слушали вождя,

И шли за ним вперёд,

Ни сил, ни жизни не щадя

За правду, за народ!..

В то время Сталин молодой,

Настойчив прям и смел,

На трудный путь перед собой

По-ленински смотрел.

И вот настал желанный миг,

Желанный день настал,

И руку верный ученик

Учителю пожал.

Согласно бьются их сердца,

И цель у них одна,

И этой цели до конца

Вся жизнь посвящена!

Мы переходим в новый зал,

И громко, в тишине,

«Смотри, Светлана, - я сказал: -

Картина на стене!»

И на картине - тот шалаш

У финских берегов,

В котором вождь любимый наш

Скрывался от врагов.

Коса, и грабли, и топор,

И старое весло...

Как много лет прошло с тех пор,

Как много зим прошло!

Уж в этом чайнике нельзя,

Должно быть, воду греть,

Но как нам хочется, друзья,

На чайник тот смотреть!

Мы видим город Петроград

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит солдат,

Стреляют на ходу.

Рабочий тащит пулемёт.

Сейчас он вступит в бой.

Висит плакат: «Долой господ!

Помещиков долой!»

Несут отряды и полки

Полотна кумача,

И впереди - большевики,

Гвардейцы Ильича.

Так в Октябре упала власть

Буржуев и дворян.

Так в Октябре мечта сбылась

Рабочих и крестьян.

Далась победа нелегко,

Но Ленин вёл народ,

И Ленин видел далеко,

На много лет вперед.

И правотой своих идей -

Великий человек -

Он всех трудящихся людей

Объединил навек.

Как дорог нам любой предмет,

Хранимый под стеклом!

Предмет, который был согрет

Его руки теплом!

Подарок земляков своих,

Красноармейцев дар -

Шинель и шлем. Он принял их

Как первый комиссар.

Перо. Его он в руки брал

Подписывать декрет.

Часы. По ним он узнавал,

Когда итти в Совет.

Мы видим кресло Ильича

И лампу на столе.

При этой лампе по ночам

Работал он в Кремле.

И здесь со Сталиным не раз

Советовался он…

Весь кабинет его сейчас

В музей перенесён.

Вот фотографии висят,

Мы снимок узнаём, -

На нем товарищ Ленин снят

Со Сталиным вдвоем.

Они стоят плечом к плечу

У них спокойный вид,

И Сталин что-то Ильичу

С улыбкой говорит.

И вдруг встречаем мы ребят

И узнаём друзей:

То юных ленинцев отряд

Пришел на сбор в музей.

Под знамя Ленина они

Торжественно встают,

И клятву Ленину они

Торжественно дают:

«Клянёмся так на свете жить,

Как вождь великий жил,

И так же Родине служить,

Как Ленин ей служил!

Клянёмся ленинским путем -

Прямее нет пути! -

За нашим другом и вождём -

За Сталиным итти!»

Примечания

Пионеры в Музее В. И. Ленина у скульптуры «Ленин в четырехлетнем возрасте». Скульптура Т. Щелкан

Дом в Симбирске, в котором жила семья Ульяновых с 1870 по 1875 год. С картины художника П. Добрынина.

Похвальный лист, полученный В. И. Лениным (Ульяновым) по окончании 5-го класса Симбирской гимназии 11 июня1884 года.

В. И. Ленин (Ульянов) в 1887 году, гимназист 8-го класса.

Деревня Кукушкино Казанской губернии - место первой ссылки В. И. Ленина. Декабрь 1887 - октябрь 1888 года. С акварели художника А. Порывкина.

В. И. Ленин в самарской марксистском кружке в1893 году. С картины художника А. Моравова.

В. И. Ленин в 1892 году

Дом Петровой в селе Шушенском, в котором жил В. И. Ленин в ссылке с июля 1898 года по февраль 1900 года.

В. И. Ленин в 1897 году.

В. И. Ленин в 1899 году. С картины художника Б. Щербакова.

В. И. Ленин и И. В. Сталин на Таммерфорсской конференции. С картины художника А. Морозова

В. И. Ленин в Разливе в июле-августе 1917 года. С картины художника М. Соколова.

Пионеры в Музее В. И. Ленина у скульптуры «Ленин в Разливе». Скульптура В. Пинчука.

В Музее В. И. Ленина. Пионеры рассматривают вещи, которыми пользовался В. И. Ленин в Разливе.

Пионеры в Музее В. И. Ленина у скульптуры работы С. Меркулова.

«Прорыв красногвардейцев на Дворцовую площадь». 1917 год. С картиы художника А. Ермолаева.

Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском Съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. С картины художника И. Серебряного.

Подарки В. И. Ленину от частей Красной Армии: шинель и буденновка.

Ручка В. И. Ленина, которой были подписаны первые декреты Советской власти.

Часы В. И. Ленина.

Кабинет В. И. Ленина в Кремле.

В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках в 1922 году.

Пионеры идут на торжественный сбор отряда в Музей В. И. Ленина.

Торжественное обещание юных пионеров в траурном зале Музея В. И. Ленина.

И. В. Сталин. Фото И. Шагина.

СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ

В МУЗЕЕ В.И.ЛЕНИНА
(рассказ в стихах)

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
«Я поведу тебя в музей!» –
Сказала мне сестра.

Вот через площадь мы идём
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.

Из зала в зал переходя,
Здесь движется народ.
Вся жизнь великого вождя
Передо мной встаёт.

Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принёс
Ульянов-гимназист.........

Стихи для детей у нас непременно ассоциируются с именем Михалкова. Михалков написал много стихов для детей. Писать стихи для детей он начал рано. В 1935 в журнале "Пионер", газетах "Известия" и "Комсомольская правда" появились первые стихи Михалкова для детей. Это были Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и другие стихи для детей. В 1936 в серии "Библиотечка „Огонька“" выходит его первый сборник Стихи для детей. Михалков вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. Известностью пользуются стихи Михалкова для детей, в которых он в живой и увлекательной форме сумел, по выражению А.А.Фадеева, дать основы социального воспитания. В игре и через игру Михалков помогает ребёнку познать окружающий мир, прививает любовь к труду.

Http://www.miloliza.com/mihalkov.html

Первое, что сразу же меня ошеломило у кассы - в музее разрешено фотографировать. Бесплатно! Это так меня впечатлило, что я на радостях забыла сфотографировать вестибюль, который достоин был попасть в кадр. Поэтому мы с вами сразу же зайдём в первый зал.
Несколько первых залов посвящены сакральному искусству - иконописи. Наверное, всё-таки не место иконам в музее. Но есть такие иконы, которые хочется расмотреть подробно. В действующих храмах это сделать практически невозможно. Во-первых, полумрак, а во-вторых, не хочется оскорблять чувства верующих и ввергать их в соблазн осуждения.
В музее рассматривать иконы можно сколько угодно, но тут опять примешивается противоположное чувство. В общем, это сложный вопрос. Оставим его в стороне и рассмотрим некоторые иконы, как произведения искусства.
Икона - это предмет религиозного культа - говорит нам БСЭ. Но думаю, что никто не будет отрицать тот факт, что религия наложила огромный отпечаток на все стороны нашей культурной жизни. И в первую очередь - на искусство.

Заходим в первый зал и - сразу же вижу уникальнейшую икону, о которой столько читала и копию которой в уменьшенном варианте приобрела в Крыму, в Свято-Георгиевском монастыре, расположенном на мысе Фиолент.
Редчайшая византийская икона "Св.Георгий с житием" - полихромный рельеф на дереве. Одна из трех икон, которые сохранились до нашего времени. Икону датируют концом 11, началом 12 века. Сохранялась она в Свято-Георгиевском монастыре до 1799 года, до выселения Суворовым греков из Крыма, которые уезжая в Мариуполь, прихватили с собой самые ценные реликвии.
Рассмотрим икону, хотя это и очень трудно сделать, - но поверьте, - она, действительно, очень интересная. Св.Георгий стоит, опираясь правой рукой на пику, а в левой руке у него щит, на котором изображена медуза Горгона. А вокруг, небольшие картины (это называется - клейма) с изображением жития Св.Георгия, т.е. сцены из его жизни.

Согласно легенде, небольшое греческое торговое судно попало в сильнейший шторм у скалистых берегов мыса Фиолент. Видя неизбежную гибель, команда судна бросились на колени с молитвой к Св.Георгию Победоносцу о спасении. И тут произошло чудо. Моряки увидели, как на скале появился святой Георгий, и буря в тот же час утихла. Спасенные греки взобрались на скалу и нашли там ту икону, которая сейчас демонстрируется в музее.
В благодарность за свое чудесное спасение греки основали на берегу в скале пещерный храм, где и установили чудесную икону. Можно как угодно относиться к этой легенде, но скала и Свято-Георгиевский монастырь существуют по сей день.
А на скале, на месте, где была найдена икона, установили огромный крест.
Я прямо счастлива, что могу показать вам эту фотографию. Места и море там - удивительнейшие!

Оставляю свои воспоминания о Крыме и напоминаю, что мы сейчас находимся в залах древнего искусства, где сохраняется одна из самых лучших в Украине коллекций иконописи.

Ой, чувствую, что затянут меня эти иконы и не смогу в один пост вместить то, что так хочется вам показать.
Икона "Страсти Христовы". Конец 16 века. Галичина.
Разве можно быстро отойти от этой иконы, где так последовательно и тщательно неизвестный сельский "богомаз" изобразил нам все этапы земной жизни Иисуса Христа от "Тайной вечери" до "Распятия" и "Оплакивания Христа". Трудно даже переоценить то значение, какое имели подобные иконы в то далекое время. Ведь это была самая настоящая книга, которую мог прочитать даже самый безграмотный прихожанин.
Меня всегда интересует изображение Иуды в "Тайной вечери". Трудно рассмотреть, но думаю, что это Иуда сидит второй слева от Спасителя. Правая рука у него темная и тянется к Чаше, которая вскоре из-за его предательства наполнится кровью Христовой.

Справа - большая икона - Спас в Силах. Галичина, 15 век.
Когда мы в Кремле, я обращала ваше внимание на этот образ.

Для украинской иконописи, как мне кажется, до 18 века характерны яркие цвета и абсолютно непосредственный взгляд иконописца на происходящее событие. Слева - Преображение. Напоминаю: (Евангелие от Марка Гл.9:2)"И пошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними "... Неизвестный живописец очень четко показал нам и белые одежды, в которые преобразился Спаситель, Моисея и Илию, которые явились и беседовали с преображенным Иисусом Христом. Чтобы нам было понятно, где Моисей, иконописец изобразил его со Скрижалями в руках. А как замечательно показан страх, который испытали Апостолы, видя это событие!

Справа - Фома Неверующий. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, Гл. 20:24—29) рассказывается о том, как один из учеников Иисуса, апостол Фома, не поверил вести о Воскресении распятого Христа и сказал: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его - не поверю ».
Тогда Иисус обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим ...»

Эта икона вообще интереснейшая. Конец 17 века. Киевщина. Называется она - "Христос на точиле". По гравюре нидерландского художника (16-17 век).
Иконописец пытается истолковать простому народу тайну Святого причастия. Согласно Священному писанию считается, что одним из символов винограда является кровь Христа, которую Он пролил за то. чтобы избавить человечество от греха. Мы видим, как под тяжестью Креста, который Спаситель добровольно взвалил на себя, Он сам давит виноград, сок (т.е. кровь) от которого собирают в Чашу для причащения ангелы. Но самое интересное - изображение Отца, который давит на этот пресс. А над венцом Спасителя изображен Свяой Дух в виде голубя.
Всё о чем пишу - чисто мои умозаключения. С удовольствием приму любые дополнения и разъяснения от специалистов.

А вот другая икона на эту же тему. Волынь, Примерно 1740 г. Из раны Спасителя растет виноградная лоза, ягоды которого превращаются в кровь, которую собирает ангел. Но ни одна капля крови не должна пропасть. Второй ангел собирает кровь, вытекающую из раны.

Перескочу немного в другой зал. но здесь та же тема - Иисус Христос, виноградная лоза и Чаша. Справа - Апостол Петр (всегда изображается с ключами от Рая). Слева - Апостол Павел.

Переходим в следующий зал. В первую очередь обращают на себя скульптуры в стиле барокко.

Автор этих удивительных скульптурных фигур апостолов - Сисой Зотович Шалматов (1720-примерно 1790). Абсолютно новое для меня имя, с которым хочу вас познакомить. Эти работы очень напомнили мне деревянные скульптуры Грегора Пинзеля - загадочного скульптора, который примерно в это же время творил на территории Западной Украины. (немного о Пинзеле писала ).
Не знаю, как вам, а на меня эти скульптуры производят очень сильное впечатление. Столько в них движения, а как сурова вторая скульптура. Может, не напрасно наша императрица запрещала подобное в храмах...

Сисой Шалматов родился в России, недалеко от Твери. Окончил народное училище и переехал в Тверь, где открыл свою скульптурную мастерскую, В 1752 году по неизвестной причине перезжает на Сумщину, т.е. на Украину. где также открывает мастерскую. С помощниками выполняет заказы - делает великолепные деревянные резные иконостасы для многих церквей в округе. В 1765 гду Екатерина Вторая издает указ о запрещении художественного, светского оформления церквей и о недопустимости в храмах "деревянных болванов и прочих вольностей ".Но тем не менее в 1768-1773 г.г. по заказу кошевого атамана П.Калнишевского Сисой Шалматов создает огромный резной иконостас и скульптуры для Покровской церкви в Ромнах. Похоже, что этот иконостас, которого современники считали чудом, не сохранился до наших дней. Нашла только это изумительное изображение части иконостаса.

Деревянная скульптура Архангела Гавриила, выполненная неизвестным скульптором Тернопольщины в 18 веке, еще больше напомнила мне работы Пинзеля. (В плане съездить в Тернопольскую область, где Пинзель жил и где чудом уцелели его работы).

В этом же зале интересные иконы деисусного ряда иконстаса из церкви Святой Параскевы, Ивано-Франковская область. Церковь была построена в 1735 году на деньги, которые выделил легендарный Олекса Довбуш.
Иконы были вывезенв из церкви Святой Параскевы на киностудию Довженка, когда снимали "Тени забытых предков". После съемок фильма, иконы передали в музей...

Возможно, не все знают, кто же это - Олекса Довбуш. С 1738 по 1745 год Олексу Довбуша бедный люд считал своим
спасителем и защитником от всяческих "гнобителів". Олекса Довбуш возглавил национально-освободительное движение в Восточных Карпатах, организовав отряды так называемых опрышков. Вот как о нём писал Иван Франко:"Кто был недавно князем и владыкой гор, орлом того воздуха, оленем тех боров, господином господ до самых Днестровых вод? Довбуш! Перед кем дрожали смелые и сильные, повиновались гордые?..."
До сих пор скалы Довбуша хранят свои тайны. Говорят, что там Олекса Довбуш схоронил свои клады, - то, что отобрал у богатых. Пришлось мне когда-то "поскакать" по этим Довбушевым скалам. Клада, конечно, не нашла. Но воспоминания остались на всю оставшуюся жизнь...

И вот, что я обнаружила, когда нашла портрет Олексы Довбуша в Интернете.
Ведь как похож! Судя по этой иконе, написанной неизвестным гуцульским иконописцем, можно говорить о том, как велика была народная любовь к "ватажку опришків".

Хочу показать вам еще одну интереснейшую икону. "Успение Пресвятой Богородицы" 1755 год. Киевщина. Вокруг усопшей Богородицы скорбят вместе с народом 11 апостолов. Иисус Христос держит в руках душу своей Матери. Ангелы ликуют на небесах. Но смотрите - кто это в черном одеянии и в шляпе стоит внизу?

Рядом с ним - Архангел Михаил. Но почему у мужчины в черном отрублены руки? Наверняка это сделал Архангел Михаил. Но за что? Кто подскажет этот сюжет? И что в левой руке у Архангела?
Это удивительно, но смотрительницы музея на мой вопрос только недоуменно пожимали плечами.
А вот и незамедлительный ответ, который сообщил мне мой верный друг momak71
"Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице,где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник.Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином"
Теперь мы знаем, что руки отсекли первосвященнику Афонию.Почему же он хотел опрокинуть одр? Да потому, что он был иудейской веры - потому и в черном и в шляпе. А Архангела Михаила добавил уже иконописец.
А вот и ответ по поводу шара в руке у Архангела Михаила, который подсказала любознательная tsibirinka :
"Глобус, или зерцало, изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, "печать Царя Небесного". На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква "Хи" или греческая монограмма IC XC. На Руси существовало поверье, что через зерцало архангелы узнают волю Божию.
Зерцало – прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него.
"
Вот что значит - помощь зала ДРУЗЕЙ! Спасибо!!!

Переходим к прекрасной барокковой иконописи. 17-18 в.в.
"К эстетическим особенностям украинского барокко можно отнести многоцветие, контрастность, живописность, усиленную декоративность, динамизм и главное - невиданную причудливость форм". И все это мы видим в великолепных парных иконах, на которых изображены Святые великомученицы Анастасия и Иуляния. Начало 18 века. Посмотрите, как нежно изогнут их стан, как прекрасны их светские одежды и как нежны пальчики, сжимающие меч.

Настоящие жемчужины музейной коллекции. А как великолепен цветочный орнамент! Краски переливаются, мерцают. Кажется, что это не цветы, а драгоценные камни.

Такие же прекрасные Святые великомученицы Варвара и Екатерина . И на плечах всё те же - крест и пальмовая ветвь.
Имя художника из Южного Левобережья неизвестно.


Святая великомученица Параскева. В народе её называют Параскевой-Пятницей. По преданию жила в третьем веке, во время царствования императора Диоклетиана. Была христианкой, за что её и обезглавили. Изображается с мечом в руке. Здесь же иконописец добавил еще и пальмовую ветвь.
Читаем в Википедии: "Святая Параскева — охранительница семейного благополучия и счастья, считается помощницей в материнстве и женском здоровье. Святой молятся о даровании хорошего мужа и в супружеском бесплодии. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица — целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов ".
Показываю эту икону, потому что меня очень тронула легкая улыбка Святой, которая так редко встречается в иконописи. А еще - взгляд широко расрытых глаз, которые, как мне кажется, с большим интересом изучают нас.

Не смогла удержаться и скопировала следующую картину с сайта музея (все предыущие - авторские)."Соглядатаи земли Ханаанской". Середина 18 века. Полтавщина.
Кто знаком с Ветхим Заветом, тому хорошо известен этот сюжет. Во времена поисков израильтян Земли Обетованной, приблизились они к Ханаанской земле. Отправил Моисей 12 соглядатаев на разведку - узнать, что это за земля. И хотя соглядатаи увидели, как прекрасна и обильна эта земля - они скрыли эти сведения, И только Иисус Навин и Халев сказали правду и принесли плоды оттуда.
Что интересно в этой иконе. Нам кажется, что это светская картина. Идут два красавца в средневековых нарядах и несут удивительный плод. Картина очень заинтересовала. Оказалось, что композиция иконы взята с гравюры так называемой «Лицевой Библии» (лат. Theatrum Biblicum, 1650), пять сотен резцовых гравюр для которой были изготовлены по рисункам фламандских и голландских мастеров предшествующего поколения ". Эту "Лицевую Библию" еще называли Библией Пискаторов. Пискаторы - известный издательский дом голландских гравёров и картографов Фишеров (Visscher). Оказыыается, иконографическими сюжетами из этой Библии, которая неоднократно переиздавалась, широко пользовались иконописцы во всей Европе.

Канонические сюжеты."Рождество Христово" и "Въезд в Иерусалим". 1729 год. Иконы из иконостаса Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Автор также не известен, но его талантливая кисть впечатляет. Здесь уже нет плоских лицх, застывших фигур, отсутствия перспективы. Всё в движении. Мы видим всеобщее ликование при въезде Иисуса Христа в Иерусалим. Разве можно предположить, что пройдёт совсем немного времени и те, кто так радостно встречал Спасителя, будут кричать "Распни Его, распни!"....

Икона "Покрова Пересвятой Богородицы". Излюбленный православными иконописцами сюжет. Согласно преданию, в начале 9 века Византия вела войну с мусульманами, под угрозой было взятие Константинополя. И вдруг, во время всенощного бдения в церкви, появилась идущая по воздуху Пресвятая Богородица, озарённая небесным светом и окружённая ангелами и сонмом святых. Видение означало, что жители города спасены и противник отступит.
Эта икона первой половины 18 века из храма на Киевщине, особа интересна тем, что на ней в толпе прихожан можно увидеть гетьмана Богдана Хмельницкого.

Еще несколько икон и заканчиваю нашу экскурсию по первым залам музея, посвященным иконописи.
Очень редко можно увидеть в церкви икону спящего Спасителя.
"Христос - недремлющее око".1735 год. Икона наполнена символами - крест с табличкой "INRI" - Иисус Назаретянин царь Иудеи. Петух - помните, как Его предал Пётр? Чаша - (" Если только можно, Авва Отче, эту Чашу мимо пронеси...")Терновый венец. Орудия страстей Христовых...
Происхождение иконы не установлено.

А здесь - вообще интереснейший сюжет. Вот, что показало моё "расследование".
Во времена раннего христианства Иисуса Христа часто изображали в виде рыбы, ягненка, пеликана и т.д. Оказывается в 692 году постановлением Вселенского Собора аллегорические изображения Иисуса Христа были запрещены. Но некоторые изображения остались, как например,пеликан.
В Бестиарии Леонардо да Винчи (Бестиарий - это рукописный сборник великого Леонардо,где он описывает нравы, поведение животных, легенды о них) читаем: "Отец-пеликан горячо любит своих птенцов и, найдя их в гнезде убитыми змеею, раздирает себе грудь и, омыв их своей кровью, возвращают к жизни".
Вот еще нашла интересное. В "Божественной комедии" Данте, там где "Рай", Иисус Христос назван великим итальянцем "nostro Pelicano" — "Наш Пеликан" (лат.) — Пеликан человечества.
Вот отсюда и пошло изображение пеликана в церковной символике. Т.е.пеликан - аллегорическое изображение Иисуса Христа, который спас человечество своей кровью.
Что мы и можем увидеть на этой замечательной иконе, которую в 1897 году передал в музей священник Савва Доценка из села Градизк Кременчуцкого района Полтавской области.
Хочу отметить, что много интересных сведений почерпнуто из табличек, сопровождающих каждые иконы. А подобное можно прочитать далеко не в каждом музее.

И напоследок еще один библейный сюжет про Самсона. Помните оперу "Самсона и Далила"? Это тот самый Самсон. Пересказывать все его интереснейшие подвиги не буду - прочитаете в Интернете, если пожелаете. А эта скульптура очень заинтересовала меня, так как вспомнила, что видела такую же здесь, в Киеве, на Контрактовой площади. Оказалось, что в музее - оригинал. Мало того - это первый лев, который появился в Киеве. Кроме тех, конечно, которые согласно легенде, бродили когда-то по Днепровским кручам...

Пишут, что неизвестный автор скульптуры допустил неточность. Согласно библейскому тексту, то что Самсон раздирает пасть льву не упоминается. В Книге Судей говорится следующее: "И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было "...
Но каково исполнение!!! Так и хочется в эту пасть что-нибудь бросить...


Завершаю экскурсию. Показала совсем немного. Впереди еще столько залов, и столько еще можно рассказать!


В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

— Я поведу тебя в музей! —

Сказала мне сестра.

Вот через площадь мы идем

И входим наконец

В большой, красивый красный дом,

Похожий на дворец.

Из зала в зал переходя,

Здесь движется народ.

Вся жизнь великого вождя

Передо мной встает.

Я вижу дом, где Ленин рос,

И тот похвальный лист,

Что из гимназии принес

Ульянов-гимназист.

Здесь книжки выстроились в ряд —

Он в детстве их читал,

Над ними много лет назад

Он думал и мечтал.

Он с детских лет мечтал о том,

Чтоб на родной земле

Жил человек своим трудом

И не был в кабале.

За днями дни, за годом год

Проходят чередой,

Ульянов учится, растет,

На сходку тайную идет

Ульянов молодой.

Семнадцать минуло ему,

Семнадцать лет всего,

Но он — борец! И потому

Боится царь его!

Летит в полицию приказ:

«Ульянова схватить!»

И вот он выслан в первый раз,

В деревне должен жить.

Проходит время. И опять

Он там, где жизнь кипит:

К рабочим едет выступать,

На сходках говорит.

Идет ли он к своим родным,

Идет ли на завод —

Везде полиция за ним

Следит, не отстает…

Опять донос, опять тюрьма

И высылка в Сибирь…

Долга на севере зима,

Тайга и вдаль и вширь.

В избе мерцает огонек,

Всю ночь горит свеча.

Исписан не один листок

Рукою Ильича.

А как умел он говорить,

Как верили ему!

Какой простор он мог открыть

И сердцу и уму!

Не мало смелых эта речь

На жизненном пути

Смогла увлечь, смогла зажечь,

Поднять и повести.

И те, кто слушали вождя,

Те шли за ним вперед,

Ни сил, ни жизни не щадя

За правду, за народ!..

Мы переходим в новый зал,

И громко, в тишине:

— Смотри, Светлана, —

я сказал, —

Картина на стене!

И на картине — тот шалаш

У финских берегов,

В котором вождь любимый наш

Скрывался от врагов.

Коса, и грабли, и топор,

И старое весло…

Как много лет прошло с тех пор,

Как много зим прошло!

Уж в этом чайнике нельзя,

Должно быть, воду греть,

Но как нам хочется, друзья,

На чайник тот смотреть!

Мы видим город Петроград

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит солдат,

Стреляют на ходу.

Рабочий тащит пулемет.

Сейчас он вступит в бой.

Висит плакат: «Долой господ!

Помещиков долой!»

Несут отряды и полки

Полотна кумача,

И впереди — большевики,

Гвардейцы Ильича.

Октябрь! Навеки свергли власть

Буржуев и дворян.

Так в Октябре мечта сбылась

Рабочих и крестьян.

Далась победа нелегко,

Но Ленин вел народ,

И Ленин видел далеко,

На много лет вперед.

И правотой своих идей —

Великий человек —

Он всех трудящихся людей

Объединил навек.

Как дорог нам любой предмет,

Хранимый под стеклом!

Предмет, который был согрет

Его руки теплом!

Подарок земляков своих,

Красноармейцев дар —

Шинель и шлем. Он принял их

Как первый комиссар.

Перо. Его он в руки брал

Подписывать декрет.

Часы. По ним он узнавал,

Когда идти в Совет.

Мы видим кресло Ильича

И лампу на столе.

При этой лампе по ночам

Работал он в Кремле.

Здесь не один рассвет встречал,

Читал, мечтал, творил,

На письма с фронта отвечал,

С друзьями говорил.

Крестьяне из далеких сел

Сюда за правдой шли,

Садились с Лениным за стол,

Беседу с ним вели.

И вдруг встречаем мы ребят

И узнаем друзей.

То юных ленинцев отряд

Пришел на сбор в музей.

Под знамя Ленина они

Торжественно встают,

И клятву Партии они

Торжественно дают:

«Клянемся так на свете жить,

Как вождь великий жил,

И так же Родине служить,

Как Ленин ей служил!

Клянемся ленинским путем —

Прямее нет пути! —

За мудрым и родным вождем —

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.

Вот через площадь мы идем
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.

Из зала в зал переходя,
Здесь движется народ.
Вся жизнь великого вождя
Передо мной встает.

Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принес
Ульянов-гимназист.

Здесь книжки выстроились в ряд -
Он в детстве их читал,
Над ними много лет назад
Он думал и мечтал.

Он с детских лет мечтал о том,
Чтоб на родной земле
Жил человек своим трудом
И не был в кабале.

За днями дни, за годом год
Проходят чередой,
Ульянов учится, растет,
На сходку тайную идет
Ульянов молодой.

Семнадцать минуло ему,
Семнадцать лет всего,
Но он - борец! И потому
Боится царь его!

Летит в полицию приказ:
«Ульянова схватить!»
И вот он выслан в первый раз,
В деревне должен жить.

Проходит время. И опять
Он там, где жизнь кипит:
К рабочим едет выступать,
На сходках говорит.

Идет ли он к своим родным,
Идет ли на завод -
Везде полиция за ним
Следит, не отстает...

Опять донос, опять тюрьма
И высылка в Сибирь...
Долга на севере зима,
Тайга и вдаль и вширь.

В избе мерцает огонек,
Всю ночь горит свеча.
Исписан не один листок
Рукою Ильича.

А как умел он говорить,
Как верили ему!
Какой простор он мог открыть
И сердцу и уму!

Не мало смелых эта речь
На жизненном пути
Смогла увлечь, смогла зажечь,
Поднять и повести.

И те, кто слушали вождя,
Те шли за ним вперед,
Ни сил, ни жизни не щадя
За правду, за народ!..

Мы переходим в новый зал,
И громко, в тишине:
- Смотри, Светлана, -
я сказал, -
Картина на стене!

И на картине - тот шалаш
У финских берегов,
В котором вождь любимый наш
Скрывался от врагов.

Коса, и грабли, и топор,
И старое весло...
Как много лет прошло с тех пор,
Как много зим прошло!

Уж в этом чайнике нельзя,
Должно быть, воду греть,
Но как нам хочется, друзья,
На чайник тот смотреть!

Мы видим город Петроград
В семнадцатом году:
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу.

Рабочий тащит пулемет.
Сейчас он вступит в бой.
Висит плакат: «Долой господ!
Помещиков долой!»

Несут отряды и полки
Полотна кумача,
И впереди - большевики,
Гвардейцы Ильича.

Октябрь! Навеки свергли
власть
Буржуев и дворян.
Так в Октябре мечта сбылась
Рабочих и крестьян.

Далась победа нелегко,
Но Ленин вел народ,
И Ленин видел далеко,
На много лет вперед.

И правотой своих идей -
Великий человек -
Он всех трудящихся людей
Объединил навек.

Как дорог нам любой предмет,
Хранимый под стеклом!
Предмет, который был согрет
Его руки теплом!

Подарок земляков своих,
Красноармейцев дар -
Шинель и шлем. Он принял их
Как первый комиссар.

Перо. Его он в руки брал
Подписывать декрет.
Часы. По ним он узнавал,
Когда идти в Совет.

Мы видим кресло Ильича
И лампу на столе.
При этой лампе по ночам
Работал он в Кремле.

Здесь не один рассвет встречал,
Читал, мечтал, творил,
На письма с фронта отвечал,
С друзьями говорил.

Крестьяне из далеких сел
Сюда за правдой шли,
Садились с Лениным за стол,
Беседу с ним вели.

И вдруг встречаем мы ребят
И узнаем друзей.
То юных ленинцев отряд
Пришел на сбор в музей.

Под знамя Ленина они
Торжественно встают,
И клятву Партии они
Торжественно дают:

«Клянемся так на свете жить,
Как вождь великий жил,
И так же Родине служить,
Как Ленин ей служил!

Клянемся ленинским путем -
Прямее нет пути! -
За мудрым и родным вождем -
За Партией идти!»