«Импрессионизм» Основные черты импрессионизма в живописи. Презентация на тему: русский импрессионизм в искусстве на свет из темной комнаты и

Урок МХК в 11 классе

Тема «Импрессионизм и постимпрессионизм

в живописи»

Учитель Сидоренко Л.С.

МБОУ СОШ г. Пионерского

Калининградской области


Цель урока:

знакомство с импрессионизмом и постимпрессионизмом

Задачи урока:

- сформировать представление о художественных направлениях в живописи рубежа 19-20 вв.;

- сформировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;

- развивать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству:

- активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.


Импрессионизм - направление в искусстве последней трети

XIX - начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни.

Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

В постимпрессионизме , повысившем интерес к философским и символическим началам искусства, к художественной форме (построению пространства, объёма), к декоративной стилизации, отразилась атмосфера противоречивых поисков нравственных ценностей периода начинающегося кризиса европейской культуры.




Впервые картины импрессионистов были представлены в Салоне Отверженных.

Э. Золя, назвавший Мане «классиком современной живописи», предсказал, что творения художника со временем войдут в Лувр - сокровищницу Франции.

Картины находятся в собственности французского государства и демонстрируются в экспозиции музея Орсе в Париже.

Э. Мане

(1832- 1883)



Картина «Впечатление. Восход солнца», написанная в 1873 г. с натуры, дала название художественному направлению «импрессионизм».

Впервые экспонировалась в 1874 г. Из парижского музея Мармоттан была украдена в 1985 г. с другими картинами. Лишь в 1991 г. вновь заняла своё место в экспозиции.

К. Моне

(1840-1926)


Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы»


Картина «Голубые танцовщицы» хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств

имени А. С. Пушкина

с 1948 г.

Автопортрет

Э. Дега

(1834-1917)



Картина «Наводнение в Порт-Марли»

написана в 1872 г.,

находится в Национальной галерее искусства Вашингтона

А. Сислей

(1839-1899)



Картина «Оперный проезд в Париже» написана в 1899г., хранится в Москве, в Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

К. Писсарро

(1830 – 1903)




Пьер Огюст Ренуар

3 портрета

актрисы театра

«Комеди Франсез» Жанны Самари



Автопортрет

П. Ренуар

(1841-1919)



Картина

«Персики и груши»

написана в 1895 г., хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина

П. Сезанн

(1839-1906)


Винсент Ван Гог «Звёздная ночь»

«Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем чёрные точки на карте Франции?»


Картина «Звёздная ночь» написана в 1889 г., находится в Музее современного искусства,

в Нью-Йорке

Ван Гог

(1853 - 1890)


Источники информации:

https://yandex.ru/images/

https://ru.wikipedia.org/

http://impressionism.su/sisley/Flood_at_Port-Marly.html

http://www.nearyou.ru/artsovr/pisarro1.html

Г.И. Данилова. Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. М. : Дрофа, 2011.

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. (от франц. impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.




Клод Моне Клод Моне французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х годах стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х годах стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня


Цвет и свет Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы. Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы. «Впечатления. Восход солнца.» «Регата в Аржантее»




Ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески Ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески




В картине «Дамы в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветье природы здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы. В картине «Дамы в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветье природы здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы.


Ренуар французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия


«Бал в Мулен де ла Галет»


В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне




Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира. Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира.




Эдуард Мане Эдуард Мане французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности, создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности, создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия


Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.


«Старый музыкант» год.




Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной.


Дега французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели


Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремится передать мгновенное, неуловимое движение отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремится передать мгновенное, неуловимое движение отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей.




Картины его кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но «случайность» эта плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления. Картины его кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но «случайность» эта плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления.










Его полотна лет привлекают свежестью натурных впечатлений и обаянием цветового строя, складывающегося из мелких мазков. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести трепетный пульс, саму духовную атмосферу городской жизни Его полотна лет привлекают свежестью натурных впечатлений и обаянием цветового строя, складывающегося из мелких мазков. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести трепетный пульс, саму духовную атмосферу городской жизни


Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. Назовите автора картины « Олимпия ». А) Клод Моне Б) Эдуард Мане В) Эдгар Дега О какой картине идёт речь: « Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком ». А) « Завтрак на траве » Б) « Абсент » В) « Олимпия » Что означает понятие « импрессионизм » в переводе с французского impression ? А) восторг Б) впечатление В) восхищение Одна из особенностей живописного языка импрессионистов: А) изображение исторических событий; Б) фронтальность композиции; В) техника пастели. Назовите картину художника Огюста Ренуара: А) « Голубые танцовщицы » Б) « Качели » В) « Абсент » Соотнесите название картины и их автора: А) Э.Мане 1) « Впечатление. Восход солнца » Б) К.Моне 2) « Голубые танцовщицы » В) Э.Дега 3) « Олимпия » « Вольный воздух » (от французского pleiair) для художников – импрессионистов это: А) пленер Б) пастель В) передача света Как называлась выставка картин, открытая 15 мая 1863 г.? А) « Салон импрессионистов » Б) « Салон отверженных » В) « Постимпрессионизм » К какому из художников принадлежат данные картины « Бульвар Капуцинок в Париже », « Кувшинки », « Впечатление. Восход Солнца », « Стог сена в Живерни ». А) Э.Мане Б) К.Моне В) Э.Дега Кто из художников – импрессионистов успешно использовал приёмы будущего кино – деление на кадры, наезд камеры, показ фрагментов. А) К.Моне Б) Э.Дега В) О.Ренуар Ключи: 1 – Б; 2 – В; 3 – Б; 4 – В; 5 – Б; 6 – 1Б, 2В, 3А; 7 – А; 8 – Б; 9 - Б; 10


Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. Назовите автора картины « Олимпия ». А) Клод Моне Б) Эдуард Мане В) Эдгар Дега О какой картине идёт речь: « Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком ». А) « Завтрак на траве » Б) « Абсент » В) « Олимпия » Что означает понятие « импрессионизм » в переводе с французского impression ? А) восторг Б) впечатление В) восхищение Одна из особенностей живописного языка импрессионистов: А) изображение исторических событий; Б) фронтальность композиции; В) техника пастели. Назовите картину художника Огюста Ренуара: А) « Голубые танцовщицы » Б) « Качели »


Использованная литература: 1.Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» 1.Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» 2. Энциклопедия для детей.Искусство. 2. Энциклопедия для детей.Искусство. под редакцией М.Аксеновой под редакцией М.Аксеновой 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия


План: Понятие импрессионизма, представители, основные его черты в живописи, Понятие импрессионизма, представители, основные его черты в живописи, Клод Оскар Моне, краткая биография Клод Оскар Моне, краткая биография Наиболее известные работы Моне Наиболее известные работы Моне Пьер Огюст Ренуар, краткая биография Пьер Огюст Ренуар, краткая биография Наиболее известные работы Ренуара Наиболее известные работы Ренуара Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден Скульптура «Граждане города Кале» Скульптура «Граждане города Кале»


Клод Оскар Моне Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни В честь Моне назван кратер на Меркурии. В честь Моне назван кратер на Меркурии.






1869 Холст, масло. 89 x 130 см Музей Орсэ, Париж Отвергнутая Салоном "Сорока" - великолепное воплощение зимнего дня и одна из самых известных картин Клода Моне.










Пьер Огюст Ренуар Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. 3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа. 3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.


Картины Ренуара Зонтики () Пьер Огюст Ренуар «Обнаженная в солнечном свете»






Завтрак гребцов Холст, масло. 128х173. Коллекция Филлипс. Национальная галерея Вашингтон.


Портреты актрисы Жанны Самари (гг.)


Две девушки у фортепиано () Купальщица (1892)




Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден Огюст Роден, (Auguste Rodin) (). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики Огюст Роден, (Auguste Rodin) (). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики




Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.). В 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола) Моне "Впечатление. Восходящее солнце"


Когда импрессионисты организовали свою первую выставку, они уже не были неопытными, начинающими художниками; это были люди, перешагнувшие за тридцать, имевшие за плечами свыше пятнадцати лет усердной работы. Они учились в Школе изящных искусств, обращались за советами к художникам старшего поколения, обсуждали и впитывали различные художественные течения своего времени - классицизм, романтизм, реализм. Поль Сезанн. Мост через Марну в Кретее Эдгар Дега. Гладильщицы Эдуард Мане.Прогулка в лодке


Однако они отказались слепо руководствоваться методами прославленных мастеров. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент. Клод Моне. "Сорока" Поль Сезанн. «Натюрморт»


Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. Камиль Писсарро. Утреннее солнце на снегу Клод Моне. "Сад художника"




Клод Моне "Пейзаж. Парк Монсю. Париж". "Белые кувшинки". "Завтрак".

Описание слайда:

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 вв., мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. В 1870–1880-е гг. формируется пейзаж французского Импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись Импрессионизма. Отдельные стороны и приемы Импрессионизма использовались живописцами многих других национальных художественных школ. Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 вв., мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. В 1870–1880-е гг. формируется пейзаж французского Импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись Импрессионизма. Отдельные стороны и приемы Импрессионизма использовались живописцами многих других национальных художественных школ. Понятие Импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х гг., обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О. Родена, бронзовые статуэтки Дега и др.). Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. Во взаимодействии и в полемике с живописной системой Импрессионизма в художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.