Конспект занятия по внеурочной деятельности «Литературная ступенька» (Досугово-развлекательная деятельность). Курсовая работа культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности Для младшей школы

Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Литературная ступенька»

(досугово-развлекательная деятельность)

Литературная палитра по произведениям С.Я Маршака

Форма проведения: литературная гостиная

Место проведения: развивающая зона МОУ «Центр образования», начальная школа

Цель: расширять представления детей о творчестве С. Я. Маршака; узнать о театральном искусстве на примере произведений С.Я. Маршака

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД : получение новых знаний учащихся о произведениях С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности произведений.

Регулятивные УУД : формирование у обучающихся представления о добре и зле, позитивном отношении к окружающему миру;

Коммуникативные УУД : формирование умения слушать и понимать других в рамках диалога; формирование умения строить речевое высказывание; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе (планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев произведений по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, сверстниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Оборудование:

Портрет С. Я. Маршака.

Выставка детских книг С. Я. Маршака.

Выставка детских рисунков по произведениям С. Я. Маршака.

Костюм почтальона.

Посылка с вопроса ми - заданиями викторины.

Презентация по вопросам викторины.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас совместное занятие с родителями.

(слайд 1)

А что вы знаете о С.Я. Маршаке?

Посмотрите, каким он был в детстве.

Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе, где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

А вот таким Самуил Маршак был, когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями.

Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я.Маршаку.

Стук в дверь, входит почтальон с посылкой в руках.

Инсценировка стихотворения « Почта».

Ребята, давайте откроем посылку и выполним все задания. Но задания не простые. Они из сказок и стихов поэта Самуила Яковлевича Маршака.

А у нас есть команды ребят и их родителей, которые называются «Усатые –полосатые», «Котята» и «Мышата».

Итак, первое задание из посылки.

1.Загадки по страничкам произведений С.Я.Маршака.

Почтальон загадывает загадку, которую сочинил Маршак, а та команда, которая знает отгадку, поднимает руку.

Для 1-й группы:

Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью. (Обувь)

Для 2-й группы:

Бьют его рукой и палкой ни кому его неего не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Для 3-й группы:

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Для 1-й группы:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Для 2-й группы:

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

Для 3-й группы:

Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И под конец совсем исчез. (Календарь)

Молодцы! Справились!

2. Работа с анаграммами «Зашумевшие линии».

Почтальон:

Послушайте второе задание (достает из посылки)

Ребята нужно составить слово и отгадать из какого оно произведения.

Для 1-й группы:

Коношым – мышонок.

Участники одной команды инсценируют «Сказку о глупом мышонке». Аудиосказка.

Для 2-й группы:

-яатяпаз- запятая.

Инсценирование стихотворения «Знаки препинания». Аудиосказка.

Для 3-й группы:

Ирыдол – лодыри.

Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри». Аудиосказка.

3.Развлекательная игра «Доскажи словечко».

Для 1-й сказки.

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на_________(ремне),

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной__________(фуражке),

Ленинградский____________(почтальон)»

Из какого произведения строки? («Почта»)

Для 2-й сказки.

Сел он утром на (кровать),

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

Для 3-й сказки.

Стала петь мышонку (утка):

Га-га-га, усни, (малютка!)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)

Для всех групп. Кто быстрее ответит, то и дополнительный бонус получает.

Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку).

Сверху на перинку

Чистую (простынку).

Вот тебе под ушки

Белые (подушки).

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)

4. Литературная пауза «Бюро находок» .

(За каждый ответ- бонус команде)

Из каких произведений эти вещи?

Почтальон.

Ребята, в моей посылке лежат какие-то вещи, а откуда они, из каких произведений я что-то никак не могу вспомнить. Команда, которая знает ответ – поднимает руку.

Вещи: ведерко, конверт, кроватка, картина, сковорода, карандаши, жаба, утка.

5.Найди лишнее слово.

1.Что дама не сдавала в багаж?

Диван, картину, портфель, чемодан, кошку.

2.Какая няня не приходила к глупому мышонку?

Утка, собака, корова, жаба, лошадь.

3.Какого цвета не было на мяче?

Желтый, зеленый, красный, синий, голубой.

6.Физкультурная минутка.

Участники викторины быстро передают друг другу разноцветный мяч с пожеланиями.

7.Восстановить стихотворение «Пожелание друзьям»

Вот и подходит к концу наша викторина. С. Я. Маршак был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее и терпеливее,

Могут утешить и развеселить. Он предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Для вас, мальчишек и девчонок, Маршак написал стихотворение « Пожелание друзьям».

Это стихотворение лежит в каждом конверте для команд. Попробуйте его восстановить и выразительно прочитать.

8.Подведение итогов викторины.

Почтальон.

Ребята, все задания из посылки вы успешно выполнили,

итоги викторины подведены. Но в посылке еще что – то лежит. Как вы думаете, что?

Конечно, это книги С. Я. Маршака.

кафе библиотека развлечение индустрия

На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах. Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом.

На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).

Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:

I. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

II. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:

1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30-35% выше, чем обычного. 2. Объединение развлечения и учебы, а точнее - обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.

3. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах.

4. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные.

Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.

III. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее.

Можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.

(досуговое общение)

Достичь в досугово-развлекательной деятельности школьников воспитательныхрезультатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

Впрочем, культпоход культпоходу рознь. Например, обычно посещение школьным классом театра разворачивается по следующей схеме:

Распространитель театральных билетов приходит в школу;

Классный руководитель по своему усмотрению выбирает спектакль и сообщает об этом учащимся;

Школьники в добровольно-принудительном порядке сдают педагогу или ответственному однокласснику деньги на билеты;

Класс идет на спектакль (чаще всего такой поход всего лишь возможность для ребят «потусоваться» вне стен дома и школы; только случайно он может стать для кого-то личностно значимым культурным событием);

Обсуждение спектакля, если и происходит, то носит спонтанный характер.

Превращая культпоход в театр из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:

Вместе с учащимися встретиться с распространителем театральных билетов, обсудить заинтересовавшие их спектакли и выбрать наиболее привлекательный (при этом возникает ситуация личностного самоопределения школьников, формируется потребность и мотивация к просмотру спектакля);

Организовать составление школьниками приветственного обращению к театру, где ребята обещают соответствовать «букве и духу» театра, просят актеров о встрече после спектакля и т.п. (принятие подобного обращения ориентирует школьников на добровольное и ответственное соблюдение норм и правил поведения);

Договориться с работниками театра о том, что кто-то из них встретит ребят перед началом спектакля, введет их в пространство театра, познакомит с театральной субкультурой (планируемый результат – более глубокое и осмысленное восприятие школьниками культурного события);

Организовать итоговую коллективную рефлексию события в классе (это продолжение театрального диалога, которое происходит уже в «домашней» среде, а потому должно углубить отношение школьников к культурному событию);

Предложить желающим школьникам выполнить творческие работы и передать их в дар театру (это переход от потребления чужого культурного текста к производству собственного, закладывание основ для дальнейшего сотрудничества с театром).

На достижение в досугово-развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», разумеется, при условии их организации силами самих школьников.

В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников. Б.В. Куприянов выделяет два способа организации концерта: «гастроль» (выездной концерт) и «витрина» (домашний концерт).

Гастролировать могут не только детские хореографические студии, драматические кружки, но и самый обычный класс, когда школьникам есть что показать зрителям и есть желание куда-нибудь выехать, выйти с концертом. Концерт становится «витриной», когда в детский коллектив приглашаются гости. В этом случае концерт или спектакль показывают в помещении своего класса, или в школьном актовом зале.

Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. В практике работы многих хороших классных коллективов встречаются отчетные годовые концерты, когда все ребята демонстрируют свои успехи в художественном творчестве за прошедший год. В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами. Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству какого-либо человека, называются тематическими.

Школьники очень любят праздничные «огоньки» в классе. По другому это действо можно назвать вечером общения в импровизированном кафе.

Б.В. Куприянов отмечает, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки в российской деревенской традиции. Данная форма, в первую очередь, решает задачи обеспечения отдыха и приятного времяпрепровождения школьников. Воспитательные же задачи вечера общения в импровизированном кафе состоят в оптимизации межличностных отношений в детском объединении, формировании опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени.

Праздничный «огонёк» предполагает такие атрибуты кафе, как столики (не более восьми), приглушенное освещение, угощение и т.д. Здесь организуется прием пищи, показ художественных номеров (различного уровня импровизации, как специально подготовленных, так и разыгранных на месте без предварительных репетиций), совместное пение и/или танцы.

В зависимости от задаваемого контекста вечер общения может выглядеть как античный симпозиум, заседание английского клуба, деревенские посиделки, петровская ассамблея, аристократический салон, официальный прием, былинный пир, купеческое чаепитие, девичник (мальчишник), театральный капустник и т.п.

Организационно ход вечеринки находится в руках у распорядителя, который вовлекает участников в совместное действие, определяя характер взаимодействия, движение центра внимания (от одного столика к другому). Последнее обстоятельство диктует такое размещение столиков, чтобы из-за любого из них можно было бы увидеть действие за другим столиком. Кроме того, целесообразно оставить площадку для демонстрации заранее подготовленных, сложных номеров либо для танцев. Немаловажно также решение таких вопросов, как правильное размещение участников вечера, вкусное меню.

Развлечения на вечере общения могут включать конкурсные задания, которые, как правило, бывают кратковременными и охватывают всех участников (либо в качестве зрителей, либо – исполнителей). Конкурсных заданий в ходе программы должно быть не более десяти. Самыми органичными вариантами развлечений на вечере общения являются также игра в фанты и лотерея. Использование фантов предполагает вначале какие-либо шутливые испытания, где у проигравших изымаются личные предметы. Чтобы игра в фанты привлекала максимальное число присутствующих, необходимо сделать испытания разнообразными и попытаться собрать фанты у всех. Соответствуют духу вечера общения в импровизированном кафе пародии, шаржи и розыгрыши.

При проведении этой формы возможно использование элементов ролевой игры: распределение индивидуальных и командных ролей. Командой становятся участники, сидящие за одним столиком. В вечеринке может присутствовать соревновательность, однако конкурсное начало должно быть ненавязчивым. Совместное общение участников вечера имеет специально организованную часть, это может быть рассказ о каких-либо забавных событиях, приключениях. Так как интересный рассказ сымпровизировать многим школьникам в достаточной степени сложно, организаторы применяют домашние заготовки, словесные игры: «Блокнот интерпретатора», «Алфавитная концовка», «Поспорим с Великими», сочинение необыкновенных историй и т.п. Используется такой вариант проведения вечера общения, когда совместное общение строится как реакция на монологи ведущего, либо отдельного специально подготовленного гостя.

Для того, чтобы досугово-развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), ее необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких.

Например, можно организовать в микрорайоне школы ярмарку .

Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Примерами данной формы являются разработки проведения Новогоднего праздника, выполненные под руководством С.П. Афанасьева: «Новый год на Дерибасовской. Праздничная ярмарка-гуляние», «Зимняя ярмарка», «Двенадцать месяцев», «Новый год в международном аэропорту».

Игровой идеей (материалом), положенной в основу разновидностей «гуляния», могут быть улица, район города, где проходит развлечение, а также место, предназначенное для этого специфического времяпрепровождения.

Б.В. Куприяновым выделены процедуры, акты и ситуации, присущие ярмарке-гулянию.

Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки - аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается следующим образом: за участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Известны случаи, когда в самом начале и финале ярмарки жетоны обменивались на настоящие деньги. Несколько иной механизм вовлечения участников в аттракционы предусмотрен в методической разработке «Новый год на Дерибасовской». Здесь участники тратят свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз, становится победителем и получает специальный приз.

Во-вторых, следует определить специфику аттракциона как специфического конкурса, не требующего особых умений, длительного времени на выполнение задания.

В-третьих, ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.

В-четвертых, финал ярмарки может проходить в виде аукциона-распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.

Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:

Общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием;

Свободное движение участников по пространству;

Свободный выбор аттракциона и участие в нем;

Финальный сбор, с аукционом или без него.

Клубные учреждения РБ

Для организации культурно-просветительской деятельности, эстетиче-

ского воспитания и обеспечения отдыха населения в 2012 году в Республике

Беларусь действовало 3,5 тыс. учреждений клубного типа. Это клубы, дома и дворцы культуры, центры культуры и досуга, дома и центры фольклора, народного творчества и национальной культуры, дома и центры ремесел и народных мастеров, методические центры народного творчества и другие учреждения. Большая часть из них (клубы, дома культуры и т. д.) находится в сельских населенных пунктах.

Итак, всего клубных учреждений за 2012: 3473, в том числе: 569 в городах и поселках городского типа и 2904 в сельских населенных пунктах.

Стабильность развития народного творчества в стране закреплено деятельностью клубных формирований: любительских и фольклорных коллективов художественного творчества, студий, кружков, объединений, клубов по интересам, которых в 2012 году насчитывалось 18,9 тыс., в них занималось 202,3 тыс. человек

Шоу-бизнес РБ

Есть ли в нашей стране шоу-бизнес? Есть. Просто денег в этой сфере больших не крутится. Нет достаточного количества богатых людей, нет достаточного количества больших компаний, бюджет которых позволял бы заказывать дорогое шоу. Ведь чем больше доход – тем больше люди готовы тратить на развлечение.

К сожалению, концертных залов в стране с 10 миллионами жителей не так много, да и билеты на белорусских исполнителей дорого не продашь. Поэтому основные заработки артистов – мероприятия, которые заказывают частные лица. Это организация свадеб, юбилеев, корпоративов, в большинстве своём маленьких, т.к. больших компаний у нас тоже очень немного. Соответственно, бюджет у таких мероприятий крайне небольшой. И зачастую для людей вопрос 100$ принципиальный. Всё это и определяет рынок, определяет заказчиков, которые потребляют услуги шоу-бизнеса. То есть вопрос в том, сколько люди готовы тратить. Здесь есть прямая связь: какие деньги платишь – такой продукт в итоге и получаешь. А подавляющее большинство хочет потратить рубль, а получить на миллион. Но чудес не бывает. Поэтому вряд ли в нашей стране появятся Мадонны и Дженнифер Лопес.

Казино РБ

В Республике Беларусь посостоянию на 2012 год 61 казино .

Из них: в Минске 30 казино, в Бресте 6 казино, в Витебске 2 казино, в Гомеле 5 казино, в Гродно 3 казино, в Могилеве 3 казино, в Полоцке 1 казино, в Новополоцке 1 казино, в Бобруйске 1 казино, в Барановичах 1 казино, в Слониме 1 казино, в Мозыре 1 казино, в Осиповичах 1 казино, в Сморгони 1 казино, в Солигорске 1 казино, в Слуцке 1 казино.

В общей сложности, все казино в Беларуси принадлежат 35 фирмам .

Ниже приведен полный перечень всех казино в Беларуси (РБ) и их владельцев.

массовое создание и распространение культурных благ

Книгоиздание

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ВЫПУСКА ИЗДАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ

По данным государственного статистического учета всего в 2012 году издательствами и издающими организациями различных форм собственности выпущено 11 084 наименования книг и брошюр общим тиражом 34,34 млн. экз. По сравнению с предыдущим годом показатель по количеству названий практически не изменился (в 2011 г. – 11 040), тираж уменьшился на 20,4 %.

Значительное число выпускаемых изданий по своему целевому назначению имеет ограниченный круг пользователей и практически не составляет объекта рыночного обращения. Средний тираж одной книги составил 3,1 тыс. экз. На одного жителя республики издано 3,6 книги и брошюры.

На белорусском языке выпущено 940 наименований книг и брошюр тиражом 2,9 млн. экз., что по сравнению с предыдущим годом меньше по названиям всего на 1,2 %, по тиражу – на 27,5 %. Литература на белорусском языке занимает 8,5 % в общем количестве выпущенной в республике издательской продукции и в ее тираже. На русском языке в республике издано 9 452 наименования тиражом 29,7 млн. экз., что составляет от общего числа и тиража 85,3 и 86,5% соответственно. На английском, немецком, французском, испанском, итальянском, китайском, польском, литовском и иных языках – 692 названия тиражом 1,72 млн. экз., или 6,2 и 5,0% от общего объема выпуска.

Переводная литература в общем объеме выпущенной книжной продукции занимает 8,7 % от числа названий и 15,9 % – от тиража. Больше всего книг переведено с английского (437) и немецкого (63) языков. На белорусском и русском языках были изданы также переводы с французского (34), шведского (22), португальского (21), польского (20), испанского (17), сербского (13) и иных языков.

По целевому назначению самыми востребованными по количеству выпущенных наименований по-прежнему остаются учебные и учебно-методические (40,6 %), литературно-художественные издания (11,3 %), издания для детей и юношества (9,8 %) и научная (12,2 %) литература, по тиражу – учебные (41,5 %) издания, книги для детей и юношества (19,3 %), литературно-художественные (16,9 %) и научно-популярные (7 %) издания.

ПРЕССА РБ

В соответствии с законом

"О республиканском бюджете на 2013 год", принятым

в октябре, на финансирование дотируемых государ-

ством СМИ в бюджете выделено 669 206 189,2 тыс. руб.,

или около 60 млн. евро. Это почти на 15 млн. евро боль-

ше, чем в 2012 г.. Большая часть средств направляется

на поддержку государственного телевидения и радио-

вещания (около 46 млн. евро). Около 6 млн. евро вы-

деляется на периодическую печать и издательства, 7,5

млн. евро отводится на «другие вопросы в сфере С МИ».

Серьезное увеличение финансирования государ-

ственных медиа противоречит декларациям высоко-

поставленных должностных лиц о необходимости экономить и сократить бюджетные вливания в медиа. Так,

с отчетом председателя Национальной государствен-

ной телерадиокомпании (НГТРК) Геннадия Давыдько,

заявил, что государственная поддержка белорусских

телеканалов в 2013 году может значительно умень-

шиться (при том, что бюджет на 2013 г. был им уже под-

продлил на 2013 г. действие своего указа об осво-

бождении НГТРК и входящих в ее систему организа-

ций от уплаты налогов на прибыль и на добавленную

стоимость.

Аналогичные процессы происходят и в сфере пе-

риодической печати. Осенью 2012 г. было объявлено

об объединении 11 национальных печатных изданий

в два холдинга. В издательский дом "Звязда" культу-

рологической направленности войдут редакционно-

издательское учреждение "ЛiМ", газета "Лiтаратура

i Мастацтва", журналы "Полымя", "Маладосць", "Не-

ман", "Вожык". В общественно-политический изда-

тельский дом войдут 5 основных респу-

бликанских газет: "Советская Белорус-

сия", "Народная газета", "Рэспублiка",

"Белорусская нива" и "Знамя юности".

Однако «оптимизация печатных СМИ»

приводит не к уменьшению их бюджет-

ной поддержки, а, напротив, к ее увели-

чению. Причем бюджетное финансиро-

вание распределяется на внеконкурсной

вердил Перечень средств массовой ин-

формации, редакциям которых в 2013

году оказывается поддержка из государ-

ственного бюджета. В списке – 25 изданий, среди которых и те, которые объединяются в хол-

При этом финансовая поддержка государственных

СМИ не является эффективной. По данным декабрь-

ского опроса НИИСЭПИ уровень доверия населения к

государственным СМИ за два года уменьшился на 14,8

процентов. В то же время наблюдался, пусть и неболь-

шой, рост доверия к независимым СМИ – на 1,8 про-

цента. Несмотря на несопоставимые тиражи печатной

прессы и монополию государства в сфеле теле-радио-

вещания, негосударственным СМИ доверяют 48,1 про-

цента опрошенных, в то время как государственным –

только 38,1 процента.

По данным Национального статистического коми-

тета Республики Беларусь (Белстат), на начало

2012 года в стране было 6,8 миллионов пользо-

вателей Интернетом, в том числе 6,1 млн. физических

лиц. Об этом сообщило информационное агентство

пользователей выросло на 34,2%.

Данные GemiusAudience на сен-

тябрь 2012 г. куда скромнее. В соот-

ветствии с ними в сентябре 2012 г. Ин-

тернетом пользовались 4,4 миллиона

жителей Беларуси, что на 14% больше,

чем год назад (и в полтора раза мень-

ше, чем по данным Белстата, а темпы

роста интернет-аудитории еще мень-

шие). 80% пользователей по данным

GemiusAudience выходят во Всемир-

ную Сеть ежедневно.

В любом случае, рост числа ин-

тернет-пользователей в Беларуси налицо.

Производство аудиовизуальной продукции

Киноискусство РБ

Еще в 2010 году Александр Лукашенко фактически констатировалполный провалгосударственной политики в сфере кинематографа: по его словам, за пять лет государственные инвестиции в отрасль увеличились в пять раз, а прибыль выросла только на 8%. С тех пор ситуация лучше не стала.

На итоговой коллегии в феврале нынешнего года министр культур Борис Светлов признал, что окупаемость своих продуктов на «Беларусьфильме» - ниже 30%.

Что же представляет собой белорусский кинематограф сегодня, что делают власти для его реформирования и каковы более эффективные альтернативные пути?

В прокате - на заднем плане

Пожалуй, одна из главных проблем белорусского кино - в том, что его никто не видит. При этом, по последним данным Белстата, в 2011 году было снято 70 белорусских фильмов (из них 5 художественных).

Можно наблюдать любопытную динамику: с 2005 по 2010 год производство фильмов выросло в три раза, но уже в 2011-м упало на 23%. При этом количество художественных фильмов остается фактически неизменным.

Таким образом, количество произведений отражает скорее объем средств, выделяемых государством на документальные фильмы (в зависимости от общего экономического положения в стране), но не похоже, что кинопроизводители имеют хоть какой-то план реформ.

Еще интереснее статистика просмотра фильмов в 2011 году. Из нее напрашивается несколько выводов.

Во-первых, белорусские фильмы в национальном прокате спросом не пользуются. И это с учетом традиционно более низких цен, использования нерыночных методов привлечения зрителей (вроде культпоходов школьников).

Во-вторых, можно заметить, что из 5 художественных и 9 мультипликационных фильмов на экраны кинотеатров попали только две белорусские игровые картины.

Грезы о Голливуде

Действия властей в сфере кинопроизводства больше похожи на бессистемные метания, чем на какой-то план реформирования. В апрельском интервью телеканалу СТВ министр культуры сделал громкое заявление: он получил письмо из США и готов делать Беларусь «одной из основных киносъемочных площадок Голливуда здесь, в Восточной Европе». Похожие обещания звучали из уст высокого начальства и ранее, однако голливудизации «Беларусьфильма» и близко не видно.

Зато недавно Беларусь заключила соглашения с Китаем о сотрудничестве в кинопроизводстве, а замминистра культуры Владимир Карачевский говорил об интересе к китайскому опыту в этой сфере.

Однако рынки двух стран принципиально различаются, и желаниям Минкульта вряд ли суждено сбыться. Китай - это огромный замкнутый рынок, потенциально - более миллиарда человек. У иностранной кинопродукции большие сложности с доступом, но крупнейшие кинопроизводители, вроде Disney и Marvel Studios, готовы идти на компромиссы, чтобы угодить китайским властям и зрителям. Понятно, что ничего такого нельзя сказать о кинорынке Беларуси.

Не несет реформаторского потенциала и проект Кодекса о культуре: для сферы кинематографа измененияпланируются косметические. Разве что президент страны должен будет лично принимать решения о съемках национального фильма.

Таким образом, у Минкульта не видно полноценной перспективной модели реформирования кинематографа. А какой бы она могла быть сегодня?

Что можно сделать здесь и сейчас?

Зачастую предложения различных реформ для Беларуси спотыкаются о необходимость политической демократизации. Это можно сказать и о варианте реформирования национального кинематографа по сценариям западных стран.

Голливуд, про который говорил министр культуры, в сегодняшней Беларуси невозможен. Равно как и широкое применение европейского опыта, который, тем не менее, было бы неплохо обсудить хотя бы «на вырост» в рамках «Европейского диалога о модернизации с Беларусью».

Однако и в развивающихся странах есть примеры успешных кинореформ - причем не только китайского образца, но и таких, опыт которых можно сегодня использовать в Беларуси.

В частности, еще в августе 2012 года на основе анализа The Economist Intelligence Unit"s Democracy Index мною были предложены наиболее имплементируемые для Беларуси примеры опыта очень разных, но успешных в кинематографе стран - Индии, Турции, Узбекистана.

В частности, речь шла о съемке частными компаниями малобюджетных фильмов, ориентированных на внутренний рынок; создании кинопродукции, ориентированной на региональный рынок соседних стран, долгое время входивших в общие образования (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, СССР). Хотя, конечно, и в этом случае для должного эффекта напрашиваются рыночные реформы, требуется ослабление государственного контроля, что привлечет в страну опытные и успешные международные кинокомпании.

К сожалению, белорусские власти, как правило, не реагируют на предложения независимых экспертов. Им не хочется дискомфорта, ломки привычной системы.

В итоге, отвечая на вопрос о белорусских фильмах, общественность скорее вспомнит снятые вне рамок официального кинематографа «Выше неба» Дмитрия Маринина и Андрея Курейчика, «Снимать на поражение» Криса Нонга, «Жыве Беларусь» Кшиштофа Лукашевича и Франака Вячорки (хотя белорусскость последнего, снятого в Польше, и под вопросом).

При этом продукция «Беларусьфильма» создана на деньги налогоплательщиков, а популярные фильмы независимых авторов, которые по просмотрам в интернете обгоняют фильмы государственной киностудии, обходятся без дотаций из бюджета Беларуси.

Казалось бы, вывод прост как огурец: следует прекратить бессмысленные бюджетные траты и заняться системными реформами в кинематографе. Но само слово «реформы» вызывает у высокого начальства зубную боль.

В Беларуси на сегодняшний день работает около 46 радиостанций.

Сегодня в Минске работает 14 станций, вещающих в FM-диапазоне. Некоторые радиостанции охватывают всю территорию Беларуси (Первый национальный канал, «Радиус-FM»), некоторые вещают только на отдельные города и области («Юнистар», «Альфа Радио», «Минская волна»). В каждом областном центре существуют местные радиостанции, которые в некоторых городах более популярны, чем столичные (например «Радио Гродно», «Радио Брест», «Радио Могилев»). Как правило, эти станции работают как подразделения Национальной Белтелерадиокомпании.

Альфа Радио - 107,9 FM

Мелодии века - 96,2 FM

Новое Радио - 98,4 FM

Первый национальный канал - 106,2 FM

Пилот FM - 101,2 FM

Радио ВА - 104,6 FM

Радио Минск - 92,4 FM

Радио Мир - 107,1 FM

Радио Рокс - 102,1 FM

Радиус FM - 103,7 FM

Русское радио - 98,9 FM

Хит FM - 100,4 FM

Минская волна - 97,4 FM

Юнистар - 99,5 FM

Первый национальный канал - 70,91 УКВ

Радиоканал «Культура» - 71,9 УКВ

Радио «Столица» на белорусском языке - 72,5 УКВ

Брест

Радиус-FM (Минск) - 103,7 FM

Радио Брест - 104,8 FM

Радио Би-Эй (Минск) - 106,2 FM

Новое радио - 92,8 FM

Radio Brest - 69,68 УКВ

Юнистар - 102,3 FM

Витебск

Первый национальный канал - 100,5 FM

Радиус ФМ - 105,5 FM

Радио Рокс - 103,0 FM

Радио Люкс - 104,6 FM

Альфа Радио - 107,6 FM

Европа+ - 97,8 FM

Радио Витебск - 91,2 FM

Гомель

Первый национальный канал - 105,1 FM

Радиус ФМ - 100,1 FM

Радио Би-Эй - 91,0 FM

Радио Рокс - 102,6 FM

Гродно

Первый национальный канал - 95,7 FM

Радиус ФМ - 100,5 FM

Радио Би-Эй - 95,7 FM

Радио Гродно - 101,2 FM

Радио Рокс - 106,9 FM

Могилев

Радио Могилев - 96,4 FM

Наше Радио - 98,6 FM

Первый национальный канал - 105,9 FM

Радиус ФМ - 100,9 FM

Радио Би-Эй - 104,5 FM

Радио Рокс - 103,4 FM

ТЕЛЕВИДЕНИЕ БЕЛАРУСИ

На сегодняшний день наиболее эффективным и технологичным видом доставки информации населению является эфирная трансляция телевизионных и звуковых программ.

В Республике Беларусь телевизионное вещание государственных, региональных и коммерческих телепрограмм обеспечивает более 300 телевизионных передатчиков различной номинальной мощности от 10 Вт до 40 кВт.

На территории Республики Беларусь осуществляется эфирная трансляция следующих государственных телевизионных программ в аналоговом формате:

· 1. Беларусь 1;

· 2. Общенациональное телевидение (ОНТ);

· 3. Столичное телевидение (СТВ);

· 4. Беларусь 2 + Областное вещание;

· 5. РТР-Беларусь;

· 6. НТВ-Беларусь.

Количество телевизионных программ, доступное для просмотра, зависит от количества транслируемых телепрограмм с радиотелевизионной предающей станции (РТПС) и условий организации приема (высоты подвеса приемной антенны, коэффициента усиления, направления антенны, наличия прямой видимости до РТПС и других факторов).

Охват населения Республики Беларусь аналоговыми телевизионными государственными программами по состоянию на 1 мая 2013 года:

Достоинством аналогового телевидения является возможность приема сигнала без приобретения дополнительного оборудования.

Основными недостатками аналогового телевидения является низкая помехозащищенность (сильное влияние шумов и помех на принимаемый сигнал), возможность передачи на одной радиочастоте только одной телепрограммы, высокая потребляемая мощность аналоговых телевизионных передатчиков и другое.

В целях устранения указанных недостатков, а также внедрения новых и перспективных технологий, оптимизации использования радиочастотного спектра, принято решение о переходе на эфирное цифровое телевизионное вещание. Разработаны и утверждены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь “Концепция программы развития в Республике Беларусь системы цифрового телевизионного вещания DVB до 2015 года”, а также “Государственная программа внедрения цифрового телевизионного и радиовещания в Республике Беларусь до 2015 года”.

По состоянию на 1 мая 2013 года цифровым телевизионным вещанием охвачена территория Республики Беларусь, на которой проживает 95,65 процента населения республики. Введено в эксплуатацию 65 цифровых телевизионных передатчиков для трансляции общедоступного пакета и одной звуковой программы Первый национальный канал Белорусского радио. В республике идет параллельная трансляция эфирного телевизионного вещания в цифровом и аналоговом форматах. Планируемый срок перехода с аналогового телевизионного вещания на цифровое – 2015 год. Более подробная информация по эфирному цифровому телевидению находится в разделе Цифровое телевидение.

Информация по количеству абонентов кабельного и эфирно-кабельного телевидения на основании сводных статистических данных государственной статистической отчетности по форме 1-тв (Минсвязи) ”Отчет о технических средствах телевизионного и звукового вещания“, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь 13.09.2010 № 192, приведена в таблице:

Более 330 радиовещательных передатчиков различных диапазонов волн обеспечивают эфирную трансляцию звуковых программ: “Первый Национальный канал Белорусского радио”, “Радиоканал Культура”, “Радиус-FM”, “Столица” и других программ (включая областные, региональные и коммерческие программы). Осуществляется вещание национальных программ на страны ближнего и дальнего зарубежья.

Главными задачами, стоящими перед организациями телерадиовещания, являются увеличение объёмов трансляции телевизионных и звуковых программ, расширение территорий обслуживания передающего оборудования, повышение качества оказываемых услуг.

Для решения поставленных задач предусматриваются следующие основные направления развития:

· строительство новых РТПС, в том числе автоматизированных РТПС;

· дальнейшее развитие передающей сети звукового вещания в диапазоне ОВЧ (65,9 – 74 МГц; 87,5 – 108 МГц);

· дальнейшее развитие наземного цифрового телевизионного и звукового вещания на территории Республики Беларусь;

· оснащение действующих РТПС современным измерительным оборудованием.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ:

Общая материалоемкость отрасли: 24% - отрасль нематериалоемкая

Доля затрат на отечественные продукты: 83% - отрасль неимпортозависимая

Частные показатели емкости:

В структуре затрат на отечественные материалы на первом месте стоит отрасль электроэнергетики и теплоэнергетики (6%), на втором – услуги транспорта (5,4 %), на третьем - услуги финансового посредничества и страхования(5,41 %), на 4 – продукция нефтяной промышленности (4,4%), на 5 – продукция пищевой промышленности (5,2%), на 6 – отрасль торговли (2,7656%), на 7 – отрасль культуры (2,178%)

Добавленная стоимость:

Трудоемкость = 82 % (отрасль трудоемкая) >10%

Доля прибыли = 3%

Степень эксплуатации труда отрасли: 23,6 % - низкая (<50%)

Доля смешанных доходов: 3,7%

Анализ структуры потребления:

Отрасль ориентируется удовлетворить потребности (показатель технологичности – 28,5%)

Потенциальная емкость рынка. Ниша занята нами во всех отраслях

Домашнее хозяйство предпочитает нашу отрасль (67,8% от всего потребления)

Доля потребления домашнего хозяйства в стоимости продукции отрасли: 39,9 %

Доля гос.закупок в стоимости всей продукции = 0,01

Доля инвестиции в основные средства = 0,17

Доля складских запасов = 0,15 %

Доля экспорта = 13,1 %

Реэкспорт составляет 17 636 млн. руб, его доля = 0,0703 %

Внешнеторговое сальдо положительное и составляет 15 674 052 млн.

ВВП = 2 710 000 руб = 1,7%

СОГЛАСНО ГОС.ПРОГРАММЕ «Культура Беларуси» на 2011-2015 год, Стратегической целью государственной политики в сфере культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, поддержка культурных инноваций. В связи с этим требуется провести структурные преобразования организационно -хозяйственного механизма в сфере культуры, разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки, продолжить работу по созданию цивилизованного рынка услуг, активно включиться в мировые процессы развития культуры.

Цель Государственной программы - повышение социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры.

Для реализации цели Государственной программы требуется решение следующих задач:

охрана историко -культурного наследия;

обеспечение сохранности Музейного фонда Республики Беларусь и общедоступности музейных предметов;

обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам и библиотечных фондов для различных групп населения;

развитие профессионального искусства;

поддержка отечественных производителей фильмов (продюсеров) и развитие кинематографии;

поддержка и развитие народного творчества;

развитие системы эстетического воспитания, профессионального художественного образования, поддержка талантливой молодежи;

совершенствование научного обеспечения сферы культуры;

укрепление имиджа национальной культуры в стране и за рубежом;

совершенствование нормативной правовой базы и экономическое стимулирование развития сферы культуры.

Эффективность реализации задач Государственной программы определяется достижением показателей согласно приложению 1 , которые представлены по годам в течение всего срока ее реализации.

Ресурсный ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

В 2011-2015 годах на реализацию Государственной программы потребуются средства в сумме 1 355 698,7 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 673 898,8 млн. рублей, местных бюджетов - 676 318,9 млн. рублей, других источников - 5481 млн. рублей.

Ресурсное обеспечение Государственной программы осуществляется согласно приложению 2.

МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И Планируемые результаты

В результате выполнения Государственной программы возрастет социальная и экономическая эффективность функционирования сферы культуры за счет внедрения и совершенствования механизмов рационального и эффективного использования государственных ресурсов, реформирования системы менеджмента, внедрения инновационных технологий в практику управления в сфере культуры, развития государственно -частного партнерства, поддержки культурных инициатив и проектной деятельности, привлечения дополнительных внебюджетных средств в сферу культуры, развития внебюджетной коммерческой деятельности.

Реализация мероприятий Государственной программы согласно приложению 3:

позволит:

создать предпосылки, условия и государственные гарантии для духовного совершенствования общества в соответствии с общечеловеческими ценностями и традиционными ценностями народов Республики Беларусь;

обеспечить максимальную доступность культурных благ и образования в сфере культуры, преодолеть диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в городской и сельской местности;

будет способствовать:

формированию единого культурно -информационного пространства;

интеграции белорусского культуры в мировой культурный процесс;

формированию и закреплению позитивного культурного имиджа Республики Беларусь в стране и за ее пределами.

Обоснование необходимости использования импортных товаров ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Государственная программа разработана с учетом минимизации закупок импортных товаров, в том числе оборудования.

Всего по мероприятиям Государственной программы на осуществление закупок по импорту согласно приложению 4 предусматриваются средства в размере 209 799,6 млн. рублей, что составляет 15,5 процента общего объема ее финансирования, в том числе по годам (процентов) : 2011 - 5,7 , 2012 - 12,7 , 2013 - 18,5 , 2014 - 14,5 , 2015 - 17,5 . По импорту планируется закупить кинотехнологического и проекционное оборудование, звукоусиливающую аппаратуру, осветительное оборудование сцены, автотранспорт и музыкальные инструменты, которые в настоящее время в Республике Беларусь не производятся и не имеют аналогов в отечественном производстве.

При организации в Республике Беларусь производства новых видов импортозамещающих товаров в ходе реализации Государственной программы предусматривается постепенный переход на закупку товаров отечественного производства в целях снижения импортоемкости Государственной программы. Закупки будут проведены в соответствии с законодательством о государственных закупках.

  • V. Творческая практическая деятельность учащихся. Регулятивные и личностные УУД
  • V. Творческая практическая деятельность учащихся. Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку

  • Развлечение - это такой вид человеческой деятельности, который характеризуется несерьезным легким отношением к осуществленной деятельности в целях повышения настроения, отвлечения, увлечения, отдыха, восстановления сил.

    В качестве развлекательной деятельности может выступать любой вид человеческой деятельности. Развлекательная деятельность очень важна, так как она выполняет восстановительную функцию.

    Основным критерием в определении является ли эта деятельность развлекательной или нет, выступает отношения человека к этой деятельности. Если индивид занимается какой-либо деятельностью не вдумчиво, поверхностно. В целях повышения своего настроения, отдыха, то данная деятельность может быть отнесена к развлекательной.

    Основные виды развлекательной деятельности:

    Игры, танцы;

    Просмотр кино и видеофильмов;

    Чтение книг и журналов;

    Легкое общение;

    Анимации;

    Дни смеха.

    Развлекательные мероприятия так же принято называть дивертисментом.

    Дивертисмент (фр. - увеселения, развлечения) - театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.

    Психологические факторы эффективности социально-культурного воздействия в развлекательных мероприятиях определяется:

    • Набором производственных операций (разножанровостью номеров программы) ;
    • Применением разнообразных выразительных художественных приемов;
    • Оптимальным использованием путей воздействия на зрителя (участника);
    • Через эмоционально-чувствительную сферу его психики;
    • Наличием развлекательных действий (их количеством среди номеров культурной программы или самим фактом проведения развлекательного мероприятия) .

    В числе отличительных характере развлечений можно провести следующее:

    • Непродолжительность по времени (от 3-5 до 15-20 минут)
    • Поверхностное, невдумчивое участие
    • Отсутствие состязательности и соревновательности.
    • Позитивно-эмоциональный эффект от участия зрителей (участников) в развлекательных мероприятий

    Таким образом, культурно-развлекательные технологии это такие технологии социально-культурной деятельности, сущностное содержание которое реализуется в организации и подготовки социально-культурных мероприятий в целях увеселения, поднятия настроения, отдыха или восстановления сил человека.

    1. История Развития культурно-развлекательной деятельности.
      1. Зарождение игровых программ.

      Феномен игры возник еще на заре человеческой истории. О том, какое место занимала игра в жизни первобытного человека, можно лишь предполагать, основываясь на археологических данных или описаниях, содержащихся в трактатах древних мыслителей. Однако даже на гипотетическом уровне представляется, что у первобытного человека игра являлась тем привлекательным моментом жизни, который делал ее радостнее и романтичнее. Ритуальные танцы, разыгрывание сюжетов предстоящей охоты и др. - все находило отражение в игровых действиях первобытного человека.

      Известно, какое значение придавалось игре в Древней Греции и Древнем Риме. Зрелищные массовые игры являлись неотъемлемой частью политической и культурной жизни населения, составляли основное содержание праздничного досуга. Далее, игра, пройдя сквозь эпоху Средневековья - период яростного запрещения всяких игр, позже Возрождения и последующих эпох стала неотъемлемой частью жизни, отдыха и развлечений человека. Слоган - игре столько лет, сколько человечеству - только подтверждает социокультурное значение игры.

      Глубокое исследование феномена игры было осуществлено нидерландским ученым, историком культуры Й. Хейзингой (1872-1945). В его главном труде «Ноmо ludens» (Человек играющий) содержится обширный теоретический анализ игры как универсального явления культуры. Слово «универсальный» подчеркивается здесь не случайно, поскольку Хейзинга рассматривает игру как основу всех видов жизнедеятельности человека - труда, отдыха, развлечений, правосудия, искусства, науки, политики. Несмотря на то, что автор сам признает, в ряде случаев, дискуссионность своих суждений, многие его определения, характеристики игры заслуживают самого пристального внимания и изучения.

      Хейзинга исходит из концептуальной идеи, что вся «человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра» 91 . Аргументируя этот тезис, Хейзинга утверждает, что элемент состязательной игры содержит правосудие, представляющее собой поединок спорящих сторон. Облачение судей в мантии и парики только доказывает игровую сущность этой сферы деятельности человека.

      Далее, по мнению Хейзинги, «из всех вещей ничто не стоит так близко к чистой идее игры, как сущность поэзии». Поэзия в своей первоначальной функции как фактор культуры рождается в игре и как игра. Связь поэзии с игрой касается не только внешних форм речи, так же полно проявляет себя в формах образного воплощения, в мотивах и способах их оформления и выражения. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так что каждый образ, играя, отвечает на какую-либо загадку. Как соперничество в разгадывании загадок порождает мудрость, так поэтическая игра рождает на свет прекрасное слово. И над тем, и над другим господствует система правил игры.

    Основные сущностные свойства игры , по Хейзинге, сводятся к следующему. Игра есть свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, протекающее в определенных, рамках места, времени и смысла по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимого. Игровое действие сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку.

    Игра - свободная деятельность в свободное время, не затронутая проблемой детерминизма, она есть украшение жизни, ее существенное дополнение, творящее духовную атмосферу, необходимая человеку и обществу вследствие заключенного в ней смысла, выразительной ценности, завязываемых ею духовных и социальных связей, как необходимая культурная функция, находящая свое место в сфере праздника и досуговой деятельности.

    Игре свойственно такое внутреннее качество, как «этическое содержание», выражающееся в строгих правилах игры, устанавливаемых самими игроками. Нарушение правил разрушает «здание» игры. Она мгновенно теряет свой смысл (Я так не играю!). Игра обладает неким воображаемым пространством, в котором проходит игровое действо и в котором царит свой собственный порядок, и в этом смысле она разыгрывается как «спектакль», как «праздник» внутри реального обособленного игрового пространства.

    Внутреннее качество игры - состязательность, которая выступает в открытой (зримой) и скрытой (незримой) формах. Дух соперничества присутствует почти в каждой игре.

    Игра - явление многофункциональное. Ее функции - познавательная, обучающая, развивающая, воспитательная, коммуникативная, психофизическая, гедонистическая, релаксационная говорят об универсальности игры, способности влиять на человека, охватывая все его духовные и физические грани жизнедеятельности. «Игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением» .

    В этой связи среди многочисленных функций игры следует особо выделить эстетическую функцию. Игра, в первую очередь, относится к категории прекрасного, поскольку в «хорошей» игре происходит становление и развитие лучших духовных и физических качеств человека, порой достигающих своего совершенства. Игра, в своей основе лишенная утилитарного содержания, вскрывает в человеке качества, присущие только человеку фантазию, воображение, творческое отношение к окружающей действительности.

    Игра, в высшем своем проявлении, не создавая никаких материальных ценностей, обладает бесценным качеством творить духовный мир личности. Благодаря игровому началу, пронизывающему все человеческие отношения, могут существовать миф, сказка, театр, балет, живопись, скульптура, поэзия, музыка - все искусство с его условными формами отражения мира вещей и чувствований.

      1. Зарождение танцевально-развлекательных программ

    Прообраз социально-бытового танца возник еще в условиях первобытнообщинного строя как своеобразное художественное воспроизведение различных процессов жизнедеятельности первобытного человека - охоты, трудовых процессов, подражания повадкам птиц и зверей, стихийным проявлениям природы. Эти первые танцевально-пластические формы обладали определенным образным смыслом, выявляли состояние душевного мира первобытного человека. С развитием человеческой цивилизации у многих племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требовавшее массового действия - сбор плодов, начало охоты, военный поход и другие торжества.

    В Древней Греции и Древнем Риме танец был частью культа, который исполнялся в честь почитаемых богов, позже стали развиваться военные, атлетические и другие танцевальные формы, постепенно обретавшие первые черты профессионального хореографического искусства, в которых греки видели способы совершенствования и облагораживания человека. Уже в те времена появилось такое явление, как танцевальная музыка, сопровождавшая разные виды танцев - дворцовые, церемониальные, театрализованные, храмовые.

    Со временем выделяется танец, который становится массовым явлением, средством развлекательного досуга, частью праздничного и повседневного быта. Такой танец современные исследователи определяют как социальный танец, как «вид танца, который никогда не был связан с религией или обрядом, а служил развлечением.

    Социальный или массовый танец изначально характеризовался динамичностью, непрерывным изменением и рождением новых форм, заразительной способностью не только распространяться в пределах одной этнической группы, в рамках одной национальной территории, но и пересекать любые границы других государств. Это явление объяснялось спецификой многих форм массового танца - простотой и доступностью танцевальных движений, что и способствовало его быстрой популяризации.

    Так, например, зародившиеся во Франции в XV в. такие танцевальные формы, как фарандола, бранлъ, в скором времени танцевала вся Европа, сначала в народно-крестьянской среде, за тем на светских балах. Массовые танцы XVI-XVII вв., распространенные в европейских городах, отличались большим разнообразием. Среди них медленные, плавные танцы-шествия - павана, аллеманда, сарабанда, чакона; умеренно-скорые, скользящие - куранта, менуэт; быстрые с прыжками и подскоками -галъярда, бурре, гавот, жига. Имея изначально народное происхождение, в городской среде эти танцы претерпевали значительные изменения и, став частью придворных ритуалов, приобретали черты чопорной сдержанности.

    Время функционирования того или иного вида массового танца может измеряться и десятилетиями, и целыми веками. Появление новых танцевальных форм не упраздняет предшествующих. В одних формах происходит трансформация ритмических рисунков, в других сохраняется первоначальная идентичность формы, благодаря чему массовая танцевальная культура прошлого представляет исторический раритет, непреходящую кулътур-но-зстетическую ценность. Это такие танцевальные формы, как менуэт, гавот, экосез, темпераментная мазурка, которые танцевали в Европе с конца XVII в. включительно до первой половины XIX в., торжественный и величественный полонез, возникший еще в конце XVII в. и просуществовавший до начала XX в. Одна из существенных характеристик этих танцев - их церемониальность, парадность и сложность композиционных перестроений, что, в свою очередь требовало предварительной подготовки, которой и занимались специальные учителя, обучавшие детей танцевальному искусству как одному из направлений вхождения их во взрослую жизнь.

    Массовая танцевальная культура в течение многих веков подразделялась на два главных направления - народную и светскую.

    Возникновение той или иной танцевальной формы и модного музыкального направления, возможно, не имеет прямолинейной зависимости, но, находясь в едином социокультурном пространстве, они взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на стиль и манеру танцевания, формируя ритмическую основу танцевальной формы. Так, например, новое музыкальное направление - джаз, возникший в конце XIX - начала

    Рок-музыка, появившаяся в середине XX столетия, кардинально изменила массовую культуру в целом, став символом времени молодых поколении. По мнению исследователей, рок с самого начала был больше социальным явлением, чем музыкой, поскольку в нем нашел отражение извечный протест молодежи против «скуки, фальши и безысходности» общественной жизни, и рок-музыка в этом смысле предоставляла все условия для выражения своего «идеологического» отношения к этой жизни, порой бессознательного, но настойчивого утверждения своей самоценности, что, в свою очередь, еще больше увеличивало духовную пропасть между молодым поколением и старшим, воспринимавшим рок-музыку как антикультуру.

    Краткое описание

    Цель: изучить особенности технологии организации досуговой деятельности в различных типах культурно-досуговых программ.
    Задачи:
    Изучить исторические истоки и эволюцию развлечений в сфере досуга общества.
    Выявить методические основы технологии подготовки и проведения игровых культурно-досуговых программ.
    Исследовать особенности реализации культурно-развлекательных технологий при организации конкурсно-зрелищных программ.
    Проанализировать технологические особенности организации и проведения танцевально-развлекательных программ.
    Доказать эффективность реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.

    Содержание работы

    Введение
    Глава 1. Культурно-развлекательные технологии в социально-культурной деятельности.
    Понятие и сущность социально-культурной деятельности.
    Технологии социально-культурной деятельности. Понятие и виды.
    Культурно-развлекательные технологии социально-культурной деятельности.
    2. История Развития культурно-развлекательной деятельности.

    2.1. Зарождение игровых программ.
    Зарождение танцевально-развлекательных программ
    Зарождение конкурсно-зрелищных программ
    3. Анализ содержания и организации культурно-развлекательных технологий в современных условиях.
    4. Перспективы развития культурно-развлекательных технологий в 21 веке.
    Глава 2: Реализации современных культурно-развлекательных технологий в различных типах культурно-досуговых программ.
    2.1. Организация игровых программ.
    2.2. Организация Конкурсно-зрелищная программ.
    2.3. Организация танцевально-развлекательных программ.
    Заключение
    Список Литературы