Почему закрывают музей рериха. После рерихов. Что значит виртуальная выставка в данном случае

В Общественном Музее имени Н.К. Рериха в Москве прошли обыски: сотрудники правоохранительных органов изъяли из залов более 200 музейных предметов. Это картины и рисунки, которые принадлежат кисти художников Николая и Святослава Рерихов . Общественный Музей имени Николая Рериха и Международный Центр Рерихов, на базе которого он находится, не принимали посетителей полтора дня. Всё это время здесь работала следственно-оперативная группа. Для сотрудников и руководства музея произошедшее стало настоящим шоком, никто из них не был предупрежден о визите заранее. По их словам, обыски были похожи на настоящий вооруженный захват. Смотрите репортаж ФАН-ТВ с места происшествия.

О том, как протекали обыски, репортеру ФАН-ТВ рассказал вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко и сотрудник Службы безопасности Музея имени Н.К. Рериха Валерий Никифоров .

– Когда начали ломиться, стучаться: «Откройте дверь!», охрана говорит: «Будет команда руководства мне – я открою». Он же не видит, кто там, вы понимаете? А руководство едет. Тогда они начали кувалдой бить по замку – вот, видите, для того чтобы его выбить, – рассказывает Стеценко.

Затем он обращается к своему коллеге:

– Валерий Михайлович, вы были здесь?

– Да, я и охрана.

– Когда начали бить, вы потом открыли дверь?

– Когда от удара упали эти штуки, я понял, что здесь разобьют всё, и потом невозможно будет закрыть музей. И тогда я закричал: «Всё, хватит, больше не бейте, я вам сейчас открою!»

– И вы открыли?

– Да. Они меня обступили здесь.

– ОМОН, милиция, там человек 15 было, они все в гражданском были, я не понимаю, кто это. И дали мне почитать постановление, там было написано, по какой причине всё это делается, про Булочникова и так далее. И сказали: «Вы должны подписать».

– Вы подписали? – интересуется репортер ФАН-ТВ.

– Да, я вынужден был подписать. Мне угрожали, сказали, что я буду ознакомлен и буду свидетелем того, что здесь будет происходить.

– ОМОН обеспечивал проход представителей Министерства культуры: советнику министра культуры господину Рыбаку , заместителю директора Музея Востока Мкртычеву , дальше шли следователи из Следственного Комитета, Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию экстремизму, – сообщает Стеценко. – Это называется вооруженный захват Общественного Музея. Можно было дождаться несколько минут, я бы приехал с адвокатом – мы же уже ехали, мы бы могли ознакомиться с постановлением. Мы могли бы добровольно им показать без всякой ломки и захвата. Но именно нужна была такая демонстрация, для того чтобы показать, какие они сильные, и как они с нами поступают.

Силовая операция связана с делом о крупном мошенничестве в одном из банков. Как сообщают в МВД, бывший председатель правления «Мастербанка» приобрел изъятые картины на похищенные у кредитной организации деньги. Он заключил ряд фиктивных кредитных договоров, однако выполнить свои денежные обязательства не смог, и в 2013 году у банка отозвали лицензию. Кроме того, картины он передавал одной из международных общественных организаций. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Преднамеренное банкротство», которое позже было переквалифицировано на статью «Мошенничество». В ведомстве также отмечают, что на данный момент обвиняемый скрывается за пределами страны, он объявлен в международный розыск.

Стоя возле того места, где совсем недавно находился портрет Николая Рериха, впоследствии изъятый следователями, Наталья Черкашина – и.о. генерального директора Музея имени Н.К. Рериха – рассказала корреспонденту ФАН-ТВ о подробностях операции: «У нас были изъяты картины и документы, дарственные. И не только подлинные дарственные, но и их копии были изъяты из нашего отдела учета, и были изъяты документы из архива Международного Центра Рерихов. Меня изолировали, в музей не допустили. Административную часть, где находится кабинет вице-президента, мой и первого зама, отрезали, встал ОМОНовец с автоматом и запретил выходить. Я вообще не знала, что происходит в музее! Потом мы уже узнали, что в залах музея не было ни одного музейного сотрудника, ни одного хранителя, ни одного смотрителя.

Когда нам разрешили выходить из административного здания, я, естественно, первым делом направилась в музей. Там уже закончилась первая выемка картин. Я была, если сказать «в шоке», это ничего не сказать. Я была просто поражена тем отношением и тем поведением людей в залах, которые участвовали в этой операции. На первом этаже, где у нас проходит выставка, была группа людей, которая ела, времени-то уже много прошло. Они обедали, пили что-то, я сказала, что в залах музея этого нельзя делать, и попросила выйти, на что мне было отвечено: «Ну, мы же здесь в туалет не ходим!» И никто, естественно, не вышел. Мы не знаем ни по фамилии, ни по имени никого. Было много людей, и они не представлялись, даже если мы об этом спрашивали.

Я поднялась на второй этаж, и там я увидела, опять же, представителей следственных органов, представителей Министерства и представителя Музея Востока, в верхней одежде, практически все в куртках, в пальто, кто в чем».

Своими эмоциями с ФАН-ТВ также поделился первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин :

– Картина – как ребенок. Дело в том, что живопись Рериха создается с помощью темперы, это живопись в темпере. Темпера представляет собой пигмент натуральных минералов, и понятно, что связующее звено закрепляет этот, скажем, песок. Как только идут серьезные сотрясения, если от большого количества лет это связующее звено немножко ослабевает, сразу идет осыпь. Я видел просто, как штабелями ставились на ребро эти картины в картонных коробках! Что там внутри, в каком состоянии, мне сказать сложно. Эти картины выкупались на аукционах, привозились в Россию Борисом Ильичом для российского народа, для российской культуры, здесь собиралась 25 лет и собрана огромная коллекция, самая большая коллекция картин Рерихов в мире! Мы гордиться должны! Теперь ставят эти картины под угрозу, чтобы вкладчикам вернуть деньги. Это немыслимо! Ну, хорошо, опишите картины. Мы подписку дадим. Но зачем же их срывать со стен в срочном порядке?! Некоторые через черный ход буквально с крыльца вывозили с территории. И это всё под присмотром советника министра культуры.

– Кстати, стало известно о том, что более 50-ти коробок с картинами уже находится на территории Музея Востока...

– Весь ужас в том, что мы не знаем в полной мере, что там. В музее находились люди посторонние, охранная сигнализация была отключена полностью. Это невероятная ситуация!

Общественный Музей имени Николая Рериха располагается в усадьбе Лопухиных уже более 25 лет, он является структурным подразделением Международного Центра Рерихов. Наследие музея состоит из самой большой в мире коллекции картин Рерихов, их свыше 900, всего экспонатов насчитывается порядка 3000. Музей имеет статус общественной организации, он не подчиняется Министерству культуры, более того, участвует в судебной тяжбе против ведомства.

В 2015 году Правительство Москвы передало три строения музея в собственность Росимущества, руководство которого передало их Музею Востока в оперативное управление с обременением, то есть с находящимся внутри Общественным Музеем. По мнению руководства музея, с помощью регулярных проверок и судебных процессов Министерство культуры планирует ликвидировать музей общественный и создать на его месте Музей государственный, на правах филиала Музея Востока.

Корреспондент ФАН-ТВ в приватной беседе спрашивает у Натальи Черкашиной: «Как вы объясняете этот конфликт с Министерством культуры? Понятно, наверное, что у следственно-оперативной группы есть своя работа, она занимается уголовным делом».

И.о. гендиректора музея отвечает: «Пресс-секретарь Министерства культуры дала информацию, что Министерство культуры не имеет к этому никакого отношения. Но когда уже нельзя было скрыть, что здесь принимали участие сотрудники Министерства, тогда уже министр культуры заявил, что сотрудники Министерства культуры имеют право принимать участие в таких следственных действиях и как бы наблюдать. Но то, что мы видели, – здесь было не наблюдение, а конкретное указание представителям следственных органов, что изымать: что в первую очередь, что во вторую…»

Свое мнение также озвучила ФАН-ТВ Галина Дарузе , эксперт, член Международного Совета музеев ЮНЕСКО: «Я должна констатировать, это записано в моем официальном отзыве, что учет этого музея на момент моей проверки 2015 года соответствует основным требованиям Государственного стандарта. Хотя предъявлять такие требования к Общественному Музею – у нас нет таких оснований, вы же понимаете! Музей Рериха ведет свой учет так, как требует государство. А именно: каждая пришедшая картина записывается в книгу поступлений, оформленную в соответствии с требованиями наших инструкций. Нет второй ступени, что предъявляет зам по науке Музея Востока. Я как эксперт, который проверял федеральные музеи, с этим и сталкивалась. Да, каталог, если оформить соответствующим образом, является той самой второй ступенью учета, которой в Музее Рериха пока нет. Этого нет в 70% государственных музеев, я их проверяла. А сейчас, например, в Эрмитаже и Третьяковке проблема: у них нет главной книги поступлений, которую требует госучет. Почему? Потому что старые музеи. Ни Третьяков , ни Екатерина не знали, какие будут у Советского Союза требования, они и не вели такую книгу. Поэтому предъявлять претензии к музею общественному, что у них нет второй ступени при наличии полного каталога собрания, о котором я говорю, – это невежественно.

Есть вторая претензия, которой они спекулируют в расчете на некомпетентность общественного мнения. Они говорят: «Почему Музей Рериха не включил после 2005 картины в состав Музейного Фонда РФ?» Закон о Музейном Фонде РФ 1996 года и поправки к нему, которые сейчас приняты, не предусматривают обязательной постановки для общественных музеев, то есть, владельцев негосударственных учреждений, включения в состав Музейного Фонда. Пусть Музей Востока не морочит людям голову. Музей Рериха включил в состав Музейного Фонда негосударственную часть – 669, по-моему, картин Рерихов. Всё, есть приказ. Вторую часть, которая пришла после 2005 года, он опубликовал в каталоге. Сейчас его тормозит Министерство культуры РСФСР: не хочет (почему – не знаю), чтобы оно включило оставшиеся картины в музейный учет. Может быть, оно хочет получить неоформленные картины в свое пользование? Оно заворачивает все обращения музея с просьбой «поставьте нас, включите нас». Они говорят: «Нет, у вас не тот эксперт, у вас не так бумажки записаны». Общественность должна знать, что ее просто обманывают люди, пользующиеся статусом доктора каких-то наук».

Павел Журавихин более подробно обрисовал участие Министерства культуры в скандале вокруг наследия Рерихов:

– До прихода нынешнего руководства Министерства культуры, у нас с предыдущим министром были прекрасные отношения. Очень высоко нашу музейную деятельность ценил министр культуры Александр Авдеев . Людмила Васильевна , наш генеральный директор, при двух министрах культуры была награждена орденами «Дружбы», «За заслуги перед Отечеством», за сохранение культурного наследия. Мне сложно говорить о президенте, у него много забот, поэтому, естественно, он полагается на своих подчиненных. Он, как я полагаю, не может не доверять министру культуры. Когда господин Мединский дал соответствующее письмо о том, что грабится государственное имущество Музея Востока, что некая частная организация хочет отобрать у государства, естественно, он (президент РФ, – прим. ред.) написал, дал свою визу: «Прошу обеспечить интересы государства». Это понятно. Он доверяет министру и полагается на его порядочность. На самом деле, была полная подтасовка фактов, президента фактически ввели в заблуждение, и эта бумага начала решать всё. Было отменено решение судов в пользу Международного Центра Рерихов, было дезавуировано завещание Святослава Николаевича Рериха. Но воля-то есть! Есть воля дарителя, она четко и ясно выражена: Общественный Музей и передача общественной организации, созданной самим Рерихом.

– Что вы намерены предпринять теперь, после всего этого?

– Мы рассчитываем, прежде всего, на голос, возмущение общественности. Во-вторых, мы будем оспаривать и опротестовывать действия силовых структур. Мы сейчас этим занимаемся. В-третьих, мы все равно будем добиваться изменения этого решения. Оно вредит всему наследию Рерихов и может повлечь за собой в дальнейшем (мы этого не исключаем) вопросы с индийской стороны к тому, что делают с наследием гражданина Индии, каковым являлся Святослав Рерих .

СОХРАНИМ МУЗЕЙ РЕРИХОВ!
http://www.sologubovskiy.ru/articles/6127/

Http://maxpark.com/user/3312574000/content/5808131

Святослав Рерих. Речь при учреждении Советского Фонда Рерихов
https://www.youtube.com/watch?v=6QnjX5g2ag4

Живопись Н.К.Рериха в собрании МЦР
https://www.youtube.com/watch?v=uRYNvq26zSk

Https://www.youtube.com/watch?v=yiUcBNkmb-E
Интервью А.В.Стеценко, вице-президента Международного Центра Рерихов, данное днем 29 апреля 2017 года.

СРОЧНО! Происходит захват Музея имени Н.К. Рериха
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5362

Изьятие Наследия Рерихов
https://www.youtube.com/watch?v=69ILccUh8Ys

А.В. Стеценко: «Осуществляется уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха»

Факт есть факт!
О чем говорил Д.А.Медведев в 2009 году и почему он молчит об этом сегодня?
Торжественный вечер, посвященный 20-летию Международного Центра Рерихов, состоялся 15 декабря 2009 года в зале Святослава Рериха общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Прозвучала приветственная правительственная телеграмма Президента Российской Федерации Д.А.Медведева:
«Рад поздравить вас с 20-летием Центра Рерихов. За эти годы он приобрел большую известность в России и за рубежом. Центр ведет масштабную работу по изучению богатого наследия Рерихов, а постоянные экспозиции и передвижные выставки знакомят посетителей с творчеством, исследовательской и общественной деятельностью великой семьи. Большой популярностью пользуются ваши гуманитарные и просветительские акции, конкурсы молодых художников. Заслуженное научное признание получили проекты по защите памятников, которые Центр реализует совместно с ООН. Желаю вам успехов, благополучия и всего самого доброго».
Сегодня Д.А.Медведев не может повторить эти слова…
Сегодня Музею имени Н.К.Рериха чиновники Министрества культуры России уготовили закрытие, а Международному центру Рерихов - ликвидацию.
Почему?
Потому что все эти годы - после 2009 года –
МЦР и Музей имени Н.К.Рерихов вел масштабную работу по изучению богатого наследия Рерихов,
постоянные экспозиции и передвижные выставки Центра и Музея знакомили посетителей с творчеством, исследовательской и общественной деятельностью великой семьи,.
большой популярностью пользовались гуманитарные и просветительские акции Центра и Музея, конкурсы молодых художников,
заслуженное научное признание получили проекты по защите памятников, которые Центр реализует совместно с ООН.
Сегодня в центре России, рядом с Кремлем закрыли Музей Рерихов, памятник и центр духовной культуры.
Сегодня чиновники «от культуры» и полицейские «от охраны права» прекратили доступ посетителей к картинам Рерихов и судьба этих картин неизвестна…
А наша «интеллигенция», которая так любит пошуметь «в защиту культуры», поддерживает этих чиновников и полицейских… своим гробовым молчанием…

Кто пытается уничтожить Музей имени Н.К.Рериха?
Почему молчат мастера культуры?
Интервью П.М.Журавихина, первого заместителя генерального директора Музея имени Н.К.Рериха.

А.В. Стеценко:
«Осуществляется уничтожение общественного Музея имени Н.К.Рериха!»
https://www.youtube.com/watch?v=27t4vGoadJo

Сергей Лавров о Пакте Рериха
Актуальное мнение.
Сергей Лавров:
"Когда варварски уничтожаются бесценные памятники мировых цивилизаций - будь то в Сирии, Ираке, Афганистане или Косово - особенно необходимы коллективные усилия по сохранению общечеловеческой культуры. Для этого есть правовая основа - Конвенция ООН по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Напомню, что при ее подготовке были использованы идеи нашего соотечественника Николая Константиновича Рериха, заложенные в разработанный 80 лет назад первый многосторонний акт в этой области. Как только варвары будут изгнаны с территорий, где расположены объекты всемирного наследия, ЮНЕСКО должна направить туда свои миссии для оценки нанесенного ущерба и подготовки планов восстановления бесценных религиозных и культурных святынь".
Вести 24, 6.11.2015)

Актуальное мнение.
Алиса Аксёнова:
«Музей Рериха – незыблемый очаг культуры»
Алиса Аксёнова – почетный президент государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, почетный гражданин Владимирской области, дважды лауреат Государственной премии в области образования и культуры, Герой труда Российской Федерации.
Вот ее мнение о безобразиях, которые творятся в России:
«Буквально силовыми приемами было вывезено около 200 полотен из общественного музея, расположенного в имении Лопухиных, вывезено в неизвестном направлении. Притом это были действия явно с согласия, а может быть, и по указанию Министерства культуры, а может быть, и лично министра.
Этот факт меня потряс. Дело в том, что я знала лично Л.В. Шапошникову, и она мне много рассказывала о том, какими усилиями, в каких невероятно трудных условиях была вывезена эта коллекция из Индии. Там было хитросплетение и политики, личных интересов, и коммерции, и так далее, и так далее. И вот она на грузовом самолете вывозила эту коллекцию с тем, чтобы добиться ее экспонирования в этом замечательном особняке.
Конечно, огромная помощь ей была оказана бывшим послом в Индии господином Воронцовым. Об этом лично знал господин Примаков. За ее спиной стояла такая большая сила.
И замечательный музей был создан».

Полностью ее интервью здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=oFPm9JrDg9I&t=44s

Глава СПЧ Федотов посетил Центр Рерихов

Глава СПЧ Михаил Федотов посетил 30 апреля международный Центр Рерихов и пообещал, что совет будет внимательно следить за развивающейся вокруг музея ситуацией. Вместе с ним в центре Рерихов побывал и член СПЧ Андрей Бабушкин. Об этом сообщила в эфире радиостанции «Эхо Москвы» секретарь правления Центра Рериха Татьяна Иванова.
«Федотов и Бабушкин были на территории музея, задавали вопросы службе охраны, попросили предоставить документы, на основании которых они находятся на территории музея. Никаких документов они им не могли предоставить. Тогда зачем на территории музея полиция? Федотова заводили в наш флигель, показывали ему все, и он сказал, что нужно разобраться, что вопрос серьезный, и что совет будет этим заниматься 2 мая, потому что сейчас праздники», - рассказала она.
М.Федотов предложил пригласить президента РФ Владимира Путина посетить Центр Рериха.

АЛЕКСАНДР АВДЕЕВ:
Музей Рерихов - это важный духовный Центр, несущий в мир идеи добра, справедливости
Дорогая Людмила Васильевна!
Вся Ваша жизнь связана с культурой. Диапазон Ваших творческих возможностей необычайно высок. Вас знают и ценят как талантливого историка, писателя, фотохудожника, сценариста, глубокого философа.
Но главным делом Вашей жизни стало сохранение, исследование и популяризация бесценного художественно-культурного наследия семьи Рерихов, мыслителей и подвижников, посвятивших себя Культуре с большой буквы ‹…›. Более 20 лет Вас связывала дружба со Святославом Николаевичем Рерихом. Я думаю, что Вы счастливый человек, потому что Вы общались с выдающимся деятелем мировой культуры. И он не ошибся, доверив вам уникальное философско-художественное наследие своих родителей. Именно Вам удалось воплотить в реальность мечту семьи Рерихов - создать музей на их Родине. Путь к музею был долгим и нелегким, но Вы справились ‹…›. Сегодня мы видим прекрасный современный музей. Спасибо вам за то, что многие годы Вы развенчиваете всяческие небылицы о жизни и творчестве этой необыкновенной семьи, боретесь за сохранение их наследия, разъясняете философскую систему Рерихов. За то, что в наше непростое время имеете мужество бороться за культуру и созидать культуру.
Удивляюсь и восхищаюсь Вашей энергией подвижничества. Вы проводите ежегодные международные конференции, посвященные важнейшим вопросам культуры, науки, выставки современных художников-космистов, конкурсы детских рисунков, фестивали этнической музыки, музыкальные и творческие вечера. Это далеко не полный список деятельности, но он говорит сам за себя. Особенно хочу отметить важность организованных музеем передвижных выставок картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Их маршруты впечатляют ‹…›.
Музей Рериха стал одним из наиболее значимых музеев Москвы и занял достойное место в культурной жизни не только столицы, но и страны, стал крупным международным и научным культурным центром. И все это Ваша заслуга.
Несмотря на юбилейную дату, думаю, Вам рано подводить итоги. Вы и сегодня находитесь в постоянном творческом поиске, Ваши исследовательские работы поднимают глубокие философские, исторические и искусствоведческие вопросы и являются событием в научном мире. От всей души желаю Вам, дорогая Людмила Васильевна, новых успехов, здоровья, всего самого доброго и хочу сказать главное: Ваше служение делу и наследию Рерихов - это Ваше служение российской культуре, это Ваше служение нашей Родине, всей России.
И позвольте мне (я знаю, что Вы человек скромный) сказать так: Вы - выдающийся деятель нашей культуры и Вы продолжаете славный путь, который нам был указан выдающимися мыслителями семьи Рерихов. Общение с Вами, общение с музеем, с выставками и творчеством семьи Рерихов очищает наши души, наше сознание и является мощным противодействием тем неприятным тенденциям, которые наблюдаются в нашем обществе. Это коммерциализация, это гламурная культура с её порочным воздействием на души и разум, это культура развлечений, которая сегодня, к сожалению, пытается вытеснить с экранов телевизоров, с книжных полок, из умов людей то, что мы называем настоящей культурой и настоящими нормой этики и морали. Вот за это воздействие -особое спасибо.
За это – особое спасибо!

Кто уже закрыл Музей и Центр?
30 апреля 2017 в 10:41 корреспондент "Вестей" корреспондент Артём Кол в репортаже под заголовком
"Минкультуры: наследие Рериха не вывозят и государство на него не претендует"
взял интервью у помощника министра культуры К.Рыбака.
Помощник успокоил всех взволнованных "поклонников творчества и идей семьи Рерихов" заверениями (как всегда «очень честными» и «очень правдивыми»):
"Наследие знаменитого художника никто не вывозит, и государство на него не претендует".
НО!
Но Министерство культуры, оказывается, уже ликвидировало Международный Центр Рерихов: "БЫВШИЕ сотрудники МЦР и им сочувствующие отступать не намерены...", - открыто и нагло заявил К.Рыбак.
Это слово "БЫВШИЕ" журналист А.Кол повторил дважды на всю страну.
Скажем ему спасибо! Теперь все должны узнать, что
Министерство культуры считает вправе воровать чужое культурное наследие,
Минкульт считает себя вправе не только приостановить деятельность любой общественной организации, но и ликвидировать эту организацию, а ее сотрудников сделать бывшими без причин, суда и следствия.
Коррумпированное чиновничество России преступает законы России, когда есть чем поживиться.
Поэтому о коррумпированном сговоре чиновников Минкульта и правовом беспределе команды Медынского должно знать международное сообщество, общественные организации по защите культурного наследия, музейное сообщество зарубежных стран!!!

Защита Имени и Наследия Рерихов
http://borisovbel.ru/defend/2017/290417_zayavlenie.htm

Странные вещи творятся в Москве.
На днях я пригласил на свидание девушку. Будучи культурным человеком, я решил сводить ее в музей имени Рериха. Вероятно потому, что девушка обладает мистически неземным образом, а музей Рериха — место очень мистическое и совершенно неземное. Всякий раз, когда я ходил в этот музей, экспозиция поражала. И оставляла в полном осознавании того факта, что музей Рериха — это место для Москвы важнейшее. Своего рода духовный центр, из которого на весь город распространяются невидимые нити, из которых сплетается над городом своего рода защитный кокон, позволяющий городу оставаться достаточно светлым даже в том небывало тяжком контексте, в котором он пребывает в наши дни.

Итак, мы подходим к воротам, ведущим во двор музея, и вдруг с разочарованием обнаруживаем, что они заперты. У ворот стоит мужчина с табуреткой, столиком, термосом, какими-то печеньями-бутербродами. Он сообщает нам, что уже несколько месяцев назад музей закрыли городские власти с подачи Министерства культуры, а он сам — один из сотрудников музея, а вот рядом еще стоят женщины — тоже сотрудницы. И все они пытаются уже несколько месяцев сделать хоть что-то, чтобы музей был снова открыт, но поскольку кому-то очень важно получить здание музея или, как минимум, денег, ничего не происходит. Властители утверждают, что строение возведено без правовых оснований, является незаконной постройкой. При этом никаких доказательств по этому поводу нет.
Тут я перестал слушать сотрудников. Моему внутреннему взору уже открылась ситуация во всей ее абсурдности, и я понял, что лучше не вдаваться в ее подробности. Потому что это действительно неприятный бред, когда один из лучших и важнейших музеев города подвергается подобного рода суете. Любому здравомыслящему человеку ясно, что он должен быть всегда открыт и его экспозиция должна быть в любую минуту доступна для обозрения всем тем, кто находится в городе (я уж не говорю о своей личной ситуации, описанной выше, нет, я сейчас здесь абсолютно серьезен — культурное достояние такого градуса духовной значимости, должно быть постоянно открыто, и когда чья-то корыстная мелочность этому служит помехой — это, разумеется, симптом).
Подробную информацию по поводу того, что происходит сейчас с музеем, а также описание всей ситуации, сложившейся вокруг нее, можно найти . Сейчас, опять же по наводке нашего Министерства культуры, налоговые органы требуют, чтобы Международный Центр Рерихов (законный владелец музея и его экспонатов) . Это очень странная ситуация. В любой цивилизованной стране мира эту сумму, если она действительно должна быть кем-то кому-то выплачена, немедленно выплатило бы правительство. Из чисто меценатских соображений. Просто чтобы жители страны и города могли снова в любой момент посетить это для России и Москвы важнейшее — с духовной и культурной точки зрения — пространство. Уважаемые люди в правительстве, пора уже решить все это дело в положительном ключе. Для общего блага. Будьте щедрыми.

17/04/2017

В последние недели имя Николая Рериха (1874–1947) то и дело попадает на первые полосы новостей. Из Международного центра Рерихов изъяли рериховские полотна и часть его помещений отдали Музею Востока. А Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, заявил, что надо выяснить, законно ли 10 картин Рериха находятся в Хорватии. Связаны ли эти новости между собой?


О б этом «Городу 812» рассказал Алексей БОНДАРЕНКО, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

- Давайте с Хорватии начнем - как там рериховские картины оказались?

- В 1930 году Рерих был избран почетным членом Югославской академии наук. В 1933-м в Музее академии в Загребе была организована его выставка, ожидался приезд самого Рериха. Из документов следует, что 10 картин Рерих предоставил для выставки, через год их передали в Музей современного искусства в Загребе. Еще 7 картин, привезенных в 1933 году в Югославию, сразу попали в Музей принца Павла, ныне Национальный музей Сербии.

Возможное объяснение - дружеские отношения Рериха с югославским королем Александром I Карагеоргиевичем: Рерих в течение года получал от него стипендию за свой вклад в мировую культуру. Кстати, в 1931 году Рерих подарил королю картину «Земля Всеславянская». Ее местонахождение нам неизвестно. Так что картины Рериха находятся и в Сербии, и в Хорватии.

- Но почему-то 10 картин только недавно обнаружили.
- Ничего подобного. Начну с Сербии. Статья о семи картинах была опубликована в Белграде 23 года назад. 6 лет назад, когда мы готовили большую выставку Рериха в Манеже, пытались получить их для показа в Петербурге. Но Национальный музей закрыт на длительный ремонт и его собрания недоступны.

В Загребе Рериха выставляли в 2011 году, о чем стараниями русской диаспоры стало известно российским музейщикам.

- Так почему вдруг в 2017 году возник вопрос о возвращении картин из Хорватии в Россию?
- Думаю, по той причине, что об их существовании узнали российские дипломаты.

- Претензии России на Рериха обоснованы?
- Я не юрист, чтобы выдать исчерпывающий ответ на такой непростой вопрос. Рерих отправил картины в Югославию из собрания своего музея в Нью-Йорке, который существовал в 1924-1935 годах и не имеет правопреемников. На мой взгляд, картины могли бы принадлежать семье Рерихов. Но у нее нет прямых наследников. Если предположить, что Россия как государство претендует на наследование, то гипотетически можно обсуждать условия передачи картин в нашу страну.

- А можно ли считать Россию наследницей?
- Это еще более сложный вопрос. Значительная часть наследия Рериха была привезена в СССР его старшим сыном Юрием Рерихом в 1957 году для создания государственного музея. Но вместо этого картины были лишь распределены по разным музеям Советского Союза.

Во время перестройки его брат Святослав Рерих неоднократно приезжал в СССР, чтобы договориться о создании государственного музея Рериха из того наследия (более сотни картин), которое хранил в Индии. Если быть совсем точным, еще до перестройки Святослав Рерих передал некоторое количество картин Людмиле Живковой, дочери болгарского коммунистического лидера Тодора Живкова, которая была министром культуры Болгарии. Позже что-то попало в болгарские музеи, но, видимо, не всё.

Раиса Горбачева посоветовала доверенному лицу Святослава Рериха Ростиславу Рыбакову, директору Института востоковедения РАН, создать Советский фонд Рерихов по аналогии с Советским фондом культуры. Фонд должен был создать государственный музей, но с меньшим бюрократизмом.

- А после 1991 года все изменилось?
- Входившая в состав учредителей Советского фонда Рерихов Людмила Шапошникова выбросила коллег, в том числе Рыбакова, и создала вместо СФР частный Международный центр Рерихов с иностранным участием, утверждая, что именно центру принадлежат права на коллекцию Святослава Рериха. Позже выяснилось, что Рерих, уже тяжело больной, не давал согласия на передачу своего собрания частному музею. Фактически его коллекция, привезенная в СССР, оказалась поделенной между государственным Музеем Востока и частным МЦР. Начались претензии МЦР к государству и многолетние суды о том, кому должно принадлежать наследие Рерихов, предназначенное СФР, - государству или частной организации. И вправе ли МЦР занимать усадьбу Лопухиных в центре Москвы.

А теперь еще и следователи в ходе расследования уголовного дела, связанного с банкротством Мастер-Банка, пришли в МЦР, опечатали его собрание и вывезли в Музей Востока. Это нормально?
- Давайте по пунктам. Первый. Насколько известно из сообщений СМИ, Мастер-Банк выдавал кредиты отобранным частным лицам, которые покупали на эти средства картины Рериха и передавали то ли Борису Булочнику, то ли в МЦР, то ли за долги, то ли в дар. Потом эти лица подпадали под процедуру банкротства - и концы в воду.

Конечно, хорошо, что пополнялся музей МЦР, но как быть с законностью процедур и долгами вкладчикам? Кто первый в ряду пострадавших от разоренного банка, таким образом прикрывавшегося псевдоблаготворительностью? Государство или вкладчики? Разрешит ли государство реализовать часть картин, чтобы возместить потери вкладчиков, или найдет другое решение, чтобы сохранить коллекцию? Я не знаю ответов.

Второй пункт. Что касается музея МЦР, то необходимо сохранить профессиональный костяк сотрудников, который стал заложником ряда лиц из руководства МЦР. Важно, чтобы государство не повторило ошибки, которую допустило с квартирой Юрия Рериха.

- А что там произошло?
- В квартире Юрия Рериха находилось значительное количество его картин. У него не было наследников, и государство могло поставить вопрос о признании этого имущества выморочным с последующей передачей картин в собственность государства.

Этого не сделали, и нашелся негодяй, который присосался к бывшей экономке Юрия Рериха и жил на то, что продавал его коллекцию.

Важно, чтобы Международный центр Рерихов не стал увеличенной во много раз квартирой Юрия Рериха.

Вернемся к югославским «рерихам». Если произведения окажутся в России, то на них два претендента - Музей Востока и ваш музей. У кого больше прав?
- Снова отвечу по пунктам. Первый. Мы заинтересованы в получении картин Рериха, но только в том случае, если их передача России как государству будет законно обоснованной и произведена на твердых правовых основаниях.

Второй. Если будет так, то далее решать, конечно, будет государство. Но в любом случае, я уверен, что как и сейчас, так и в будущем мы найдем общее с нашими коллегами из Музея Востока понимание. Перед Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов задача формирования представительной рериховской художественной коллекции стоит крайне остро, перед Музеем Востока в таком плане она не стоит вовсе.

Добавлю, что перед нами стоят общие цели государственной защиты рериховского наследия, обеспечения его изучения и актуализации в интересах российской и мировой культуры.

Картины Рериха в Белграде и Загребе

Произведения Рериха в Белграде: «Бургустан. Кавказ» (1913), «Звоны» (1919), «Берендеи. Деревня» (1921), два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Благие посетившие» (1923).

Произведения Рериха в Загребе: «Идолы» (1910), «Канченджанга» (1924), «Ташидинг» (1924), «Паранирвана» (1926), «Ашрам», «Жилище Такура», «Приказ Учителя», «Путь в Кайлас», «Тибетский стан», «Утренняя процессия» (все - 1931).

Тяжба за наследие Рерихов между, с одной стороны, созданным Святославом Рерихом общественным Музеем им. Н.К. Рериха (в Малом Знаменском переулке, в бывшей усадьбе Лопухиных), Международным Центром Рерихов, с другой - Музеем Востока, длится четверть века.

Сегодня наметился новый поворот драмы. Об этом - открытое письмо , адресованное правительству, Думе, Совету Федерации, подписанное попечителями общественного Музея им. Н.К. Рериха и представителями общественности. Обострению ситуации вокруг общественного музея способствовало несколько недавних событий. Вскоре после смерти Людмилы Васильевны Шапошниковой, президента Международного Центра Рерихов, по инициативе минкульта МЦР "Усадьба Лопухиных" была передана из собственности столицы в федеральную собственность, а затем - и в оперативное управление Государственному музею Востока. Параллельно появились сообщения, что первый замминистра культуры Владимир Аристархов обратился в Хамовническую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность владения МЦР культурными ценностями из наследия семьи. На этом фоне известие о планах минкульта создать Государственный Музей Рерихов в "Усадьбе Лопухиных" вызвало бурную общественную реакцию. Петицию на change.org, призывающую спасти общественный Музей им. Н.К. Рериха, подписали без малого 60 тысяч человек. В частности, речь в открытом письме о том, что нарушается воля основателя музея Святослава Рериха, выступавшего за общественный статус музея им. Н.К. Рериха.

Каков будет статус нового музея?

Тигран Мкртычев: Он будет филиалом Музея Востока. В прошлом году на Ученом совете нашего музея прошло обсуждение концепции Государственного музея Рерихов. В феврале она будет представлена на коллегии в министерстве культуры.

В чем суть концепции ГМР?

Тигран Мкртычев: Если кратко, то это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах.

Где разместится ГМР?

Тигран Мкртычев: В прошлом году Музей Востока получил в оперативное управление усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Сейчас там находится общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР).

Общественный Музей им. Н.К. Рериха должен будет переехать куда-то?

Тигран Мкртычев: Нет, я этого не хочу сказать. Сейчас мы ведем интенсивные переговоры с общественным музеем им. Н.К. Рериха, чтобы найти точки соприкосновения для взаимодействия, чтобы соединить наши коллекции, наши усилия по представлению наследия Рерихов.

Но если вы туда переезжаете, то музей из общественного становится государственным?

Тигран Мкртычев: По крайней мере, на этой площадке будет находиться Государственный музей Рерихов.

У общественного Музея им. Н.К. Рериха большой фонд. При этом значительная часть коллекции принадлежит частным лицам...

Тигран Мкртычев: Да, действительно. Можно сказать, что в целом их коллекция состоит из двух частей. Одна часть - та, что завещана Святославом Рерихом Советскому Фонду Рерихов. Вторая часть собрания Музея им. Н.К. Рериха и МЦР - частная коллекция. Она, конечно, останется у владельцев.

У МЦР есть договор с правительством Москвы об аренде здания на десять лет на условиях безвозмездного пользования. Этот договор остается в силе и сейчас.

Тигран Мкртычев: Этот договор имеет свои правила.

О каких правилах, в частности, речь?

Тигран Мкртычев: Например, о своевременной уплате коммунальных платежей... У МЦР были значительные задолженности.

То есть основная проблема финансовая?

Тигран Мкртычев: И она тоже. На мой взгляд, основная проблема в том, что экспозиция общественного музей им. Н.К. Рериха не отвечает современным стандартам музейного экспонирования. За последние несколько лет число посетителей Музея им. Н.К. Рериха значительно упало. И нежелание ничего менять в экспозиции, в политике по отношению к посетителям является основным камнем преткновения в переговорах между МЦР и ГМВ.

А что вы хотели бы изменить?

Тигран Мкртычев: Мне кажется, что надо сделать экспозицию более современной, убрать очевидные диссонансы.

Судя по публикациям, камнем преткновения в судебных спорах между МЦР и Музеем Востока был вопрос права собственности на работы Рерихов, что были переданы на временное хранение в Музей Востока. Их около 300?

Тигран Мкртычев: В Музее Востока свыше 400 работ, связанных с наследием Рерихов. 282 картины - это те работы, по поводу которых МЦР обращался к нам с судебными претензиями.

Дело в том, что Святослав Рерих организовывал выставку, которая ездила по городам СССР в 1980-е годы. Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение.

Какие еще работы, кроме тех, что в коллекции Музея Востока и общественного музея им. Н.К. Рериха, вы хотели бы объединить в Государственном музее Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы ничего не хотим объединять или забирать силой. Мы обращаемся к МЦР с предложением о сотрудничестве.

Но это предложение, от которого им трудно отказаться. Вы получили здание, где находится общественный музей с богатейшим фондом семьи Рерихов, в оперативное управление. К тому же у МЦР финансовые проблемы. У них практически нет выбора?

Тигран Мкртычев: Мы же не собираемся их выгонять с ОМОНом. Поймите правильно. Это предмет переговоров. Проблема в том, что люди, которые представляют МЦР, считают себя единственными законными наследниками всего наследия Рерихов.

Если не ошибаюсь, они претендовали только на ту часть наследия, которая была передана Советскому Фонду Рерихов. Это отнюдь не все наследие Рерихов. Их наследие и в Индии, и в США. Кроме того, было еще наследие старшего брата Юрия Николаевича, востоковеда, который приехал в СССР в конце 1950-х. О его судьбе можно что-то сказать?

Тигран Мкртычев: Там сложная история. Юрий Николаевич при жизни передал свою очень хорошую библиотеку и коллекцию ксилографий и буддистских икон Институту Востоковедения РАН. Он скоропостижно скончался в мае 1960. Все досталось двум его домработницам, которые были на его иждивении и по закону получили статус наследниц. В результате коллекция начала распродаваться.

Найти работы из нее для ГМР достаточно сложно?

Тигран Мкртычев: Частично она была куплена у наследников Международным Центром Рериха, когда Борис Ильич Булочник и Мастер-Банк были в силе... Остальная часть разошлась.

На Международном культурном форуме было объявлено о планах создать областной художественный музей имени Н.К. Рериха в усадьбе Тайцы в Ленинградской области. Это не единственный музей, связанный с именем Рерихов в Петербурге. Вы с ними собираетесь сотрудничать?

Тигран Мкртычев: Мы с ними постоянно сотрудничаем. Рерихи же жили в Петербурге. Там две институции работают с их наследием. Это Государственный Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове. Он был общественным, лет десять назад преобразован в государственный. С того времени мы очень тесно и эффективно общаемся. Во-вторых, это Извара - небольшая усадьба Рерихов под Петербургом с очень интересной коллекцией, там есть ранние работы Николая Константиновича. Этот маленький музей входит в объединение музеев Ленинградской области. Это наши союзники и партнеры. Разумеется, мы не собираемся забрать вещи из других государственных федеральных музеев. Но мы планируем установить добрые отношения со всеми музеями, где находятся вещи Рерихов, чтобы устраивать совместные выставки.

Яркий пример удачного сотрудничества - показ триптиха Николая Рериха "Знамя Мира - Знамя Культуры". Зрители впервые могли увидеть вместе все три части триптиха. Две - из нью-йоркского музея Николая Рериха, одна - из Третьяковской галереи, а встретились они в Музее Востока. У нас цивилизованные отношения с музеями.

Возможны ли такие же цивилизованные отношения с Международным Центром Рерихов?

Кабинет Николая Рериха в его индийском доме. Фото: Юрий Лепский

Тигран Мкртычев: Я оптимист. У нас один предмет для экспонирования. У нас могут быть разные точки зрения на него. Но наш музей все-таки ориентируется не на небольшое число людей, знакомых с творчеством Рериха. Наша потенциальная аудитория - все 140-миллионное население России.

В Музее Востока находится мемориальный кабинет Рериха. Я заходила несколько раз, к сожалению, он был закрыт. Что с этим мемориальным кабинетом?

Тигран Мкртычев: Он был открыт два раза в неделю. Правда, часы его работы были не очень удобны для посетителей. Но с этого года мы хотим сделать так, чтобы кабинет был открыт каждый день, а раз в неделю работал бы до 20.30.

В декабре Международный Центр Рерихов представил только что изданный "Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха и выставку, посвященную ей же. Вы, наверное, присутствовали на этой презентации?

Тигран Мкртычев: Нет.

МЦР ведет большую издательскую и научную работу. В Музее Востока работают, конечно, тоже серьезные специалисты. Как вы планируете научную работу Государственного музея Рерихов?

Тигран Мкртычев: Признаться, я достаточно скептически отношусь к научной продукции, которую выпускает МЦР.

Но Людмила Шапошникова, которая вывозила из Индии наследие, переданное ей Святославом Николаевичем, возглавляла МЦР многие годы, была индологом?

Тигран Мкртычев: Да. Изначально она была специалистом по рабочему движению в Индии.

Но это было в 1950-е, когда другого варианта не было.

Тигран Мкртычев: Она не занималась изучением творчества Н.К. Рериха как искусствовед. Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении.

То есть о философии Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы оставляем МЦР возможность заниматься этим. Но существует огромное художественное наследие Николая Константиновича Рериха. Есть очень большая коллекция, собранная семьей. И это все дает возможность заниматься другими исследованиями и делать доступным творчество семьи Рерихов для широкого круга любителей восточного и русского искусства. Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР.

За время существования в Музее Востока кабинета Н.К. Рериха какие издания вышли у вас о творчестве Рерихов?

Тигран Мкртычев: У нас обширная издательская программа. Ежегодно проводились выставки Рерихов, к которым выходили каталоги или сборники статей. Так у нас вышли четыре тома "Листов дневника" Елены Ивановны Рерих. Эти книги проходят редакционно-издательский совет музея. Чтобы вводить в оборот архивные документы, требуется серьезная работа со справочным аппаратом.

К слову, вступительную статью и комментарии к "Дневнику Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха писала Ольга Лавренова, кандидат географических наук и доктор философских наук. По-видимому, она знакома с требованиями к научному изданию.

Тигран Мкртычев: Возможно. Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой. Моя задача - не устраивать конфронтации ни с кем, а заниматься своим делом.

А ваша специализация была с Рерихом связана?

Тигран Мкртычев: Я археолог, специалист по буддийскому искусству. Моя докторская диссертация посвящена буддистскому искусству Средней Азии I-X веков. В последние годы я сделал несколько выставок, посвященных наследию Рерихов. В Брюсселе открылась виртуальная выставка "Николай Рерих. Держава света", которую я готовил как куратор.

Что значит виртуальная выставка в данном случае?

Тигран Мкртычев: Сделана конструкция в форме кристалла с двумя экранами. На экранах - анимированные картины Николая Константиновича, которые помогают рассказать о его творчестве. Сценарий написан мной. Мы объединили коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке и Музея Востока, чтобы показать, как Николай Константинович понимал "Державу Света".

То есть мы возвращаемся к борьбе Света и Тьмы?

Тигран Мкртычев: Совершенно верно.

Параллельно с открытием филиала Музея Востока в усадьбе Лопухиных в основном здании Музея Востока планируется реставрация. Тендер на разработку ее проекта был проведен в 2015 году на 30 млн рублей. Реставрация Дома Луниных, где располагается Музей Востока, длилась 10 лет и была закончена в 1984 году. Но если начинается новая реставрация, то музей должен быть закрыт. Куда собирается переезжать музей из основного здания?

Тигран Мкртычев: Мы получили новое помещение - павильон N 13 на ВДНХ.

Означает ли это, что Музей Востока переедет на ВДНХ? А здание на Никитском бульваре будет закрыто лет на 10?

Тигран Мкртычев: Этот вопрос точно не ко мне.