Архитектура междуречья. Примерные задания для олимпиады по МХК (11 класс) Задания на знание фактов

На Ближнем Востоке в IVтыс. до н.э. между реками Тигр и Ефрат, возникла цивилизация Месопотамии, или Двуречья. В ее историческом развитии можно выделить периоды существования трех древних государств, которые последовательно сменяли друг друга в этом регионе:Шумер, Вавилон и Ассирия.

Шумеро-аккадская культура XXVII-XX вв. до н.э.

Шумеры заложили фундамент цивилизации Месопотамии.Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. История Месопотамии становится историей не только шумерских, но и аккадских народов.

Духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением, и это всецело определило развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Центральное место в городе занимал храм-дворец божества-покровителя. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме.Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями.

В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных в настоящее время южношумерских храмов (2-я пол. IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы, или пандусы. Святилище с небольшим открытым двориком находилось ближе к краю платформы. В стенах храма,внутри и снаружи, размещались многочисленные узкие прямоугольные ниши.Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.).

Храм богини плодородия Инанны в Уруке. Отделка храма -известковая, белого цвета, отсюда и название-«белый». IV- начало III тыс. до н.э.

Для защиты территории от вторжения неприятелей, города и другие поселения укреплялись оборонительными стенами сложной конструкции и значительной толщины.В конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии — объединенного государства Шумер и Аккад — становится город Ур. Комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города был защищен крепостной стеной, вокруг которой размещались остальные городские постройки, которые так же были окружены мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Город был неприступной цитаделью.

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма- зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккурат oзначает «дом горы», высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. Верховный правитель Ура, царь Шумера и Аккада - Ур-Намму, правивший приблизительно в 2112 - 2094 годах до н. э.- начал строить огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны. Завершил строительство его сын Шульги, который правил приблизительно в 2094 - 2046 годах до н. э

Зиккурат в Уре Возведён в XXI веке до н. э

В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46м, высоту до 30м. Это сверкающая террасами храмовая постройка. В верхней башне находилось святилище. Оно считалось жилищем бога, который почивал в нем по ночам.

Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились городские застройки: глинобитные прямоугольные жилые дома, без окон, с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея.

Архитектура Вавилона

Культура Вавилонии приняла эстафету у шумеро-акадской культуры и цивилизации.Крушение Шумеро-Аккадского царства на рубеже III-II тыс. до н. э. сопровождалось переселением на земли Древней Месопотамии многочисленных полукочевых общин амореев (кочевой западносемитский народ древней Передней Азии). Созданное амореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Ара́хту и Апка́ллату (западные ответвления Евфрата). Основное население этих мест - потомки шумеров и аккадцев - постепенно слились в единую народность вавилонян и ассимилировали завоевателей-амореев.

История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство XIX-XVI в.в. до н.э. и Нововавилонское царство VII-VIв.в. до н.э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название.

Вавилон (происходит от слова “Бабилу”“-врата бога”) впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в период правления Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Нововавилонское царство — это второй период, который наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. В 612 г. до н.э. вавилоняне в союзе с Мидией низвергли ассирийскую империю и взяли под свой контроль большую часть региона. Выдающейся фигурой этого времени был халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был не только завоевателем, но и отличным строителем. В период правления Навуходоносора (604-562 г. до н.э.)Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован.

Реконструированные остатки Вавилона в 2005 году

Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными семью воротами.Пространство между первыми двумя стенами в свое время было заполнено землей, превратившей две стены в один неприступный и совершенно непробиваемый крепостной вал, его ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. Hа внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.Одни из ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов.

У ворот брала начало Дорога процессий, по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Немецким ученым удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон в Берлине. Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии храмов-зиккуратов. Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.

Реконструкция зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня)

Висячие Сады Семирамиды

В южной части Вавилона находились знаменитые Висячие Сады Семирамиды (одно из семи чудес света), которые были устроены на берегу реки на нескольких террасах, поднимавшихся уступами одна над другой на высоту более 40 метров. Навуходоносор создал эти Сады для своей молодой жены Амитис, скучавшей по родным местам горной Мидии.

Множество прохладных комнат были обильно украшены растениями, саженцы и семена которых привозили в Вавилон из всех стран мира. Растения поливались с помощью специального водоподъемника, несколько сотен рабов круглыми сутками вращали колесо с ведрами из кожи, наполненными водой. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев.

Зимой 323 года до н.э Александр Македонский остановился в Вавилоне, он был покорен великолепием Вавилона и предполагал, что это будет одна из его столиц, но неожиданно заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н.э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет.

Архитектура Ассирии

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия.

Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели. Город окружала крепостная стена высотой 14м и толщиной 23м.

Дур-Шаррукин переводится с акадского как -Крепость Саргона. Саргон II был царём Ассирии в 722-705 годы до н. э.Город был построен по его проекту в период с 713 по 707 годы до н. э. Но в результате неожиданнойсмерти царя в сражении строительство было прекращено, и столица была перенесена в Ниневию.

Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов.

По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков - «шеду». Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами.В состав дворца входил зиккурат высотой 40 м со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств.

Ниневия

Ниневия, столица Ассирии, соперничала с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке столицы IX-VII вв. до н.э. , по-скольку в 612 г. до н.э. Ниневия была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала.

Компьютерная реконструкция Ниневии времен царя Ашшурбанапала.

Искусство Древней Месопотамии
Месопотамия - район между Тигром и Евфратом. Двуречье - район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.
Шумеры - древнейшие обитатели Месопотамии создали клинопись, представлявшую собой идеограммы, обозначающие целые слова, слоги (600 знаков). Тематика шумерских текстов охватывает широкий диапазон: от административных актов до литературных произведений. Со временем аккадский язык стал вытеснять шумерский.
Месопотамия была бедна не только деревом, но и камнем. Поэтому материалом для строительства монументальных зданий служила глина. Для монументальных храмовых сооружений характерны цоколи на высоких искусственных платформах, отсутствие окон, использование отдушин под потолком, группировка помещений вокруг внутренних дворов, глухие фасады с выступающими лопатками-контрфорсами. Интерьеры украшались геометрическим орнаментом, стены расписывались.

Искусство Шумера и Аккада
Города-государства Эриду, Ур, Урук, Ниппур основываются прибывшими с севера семитскими племенами. Центром городов был храм, который из-за частых наводнений, иногда носивших катастрофический характер, возводили на холмах - теллях. Холмы были прямоугольными или овальными в плане, имели открытый двор, в глубине которого находилась статуя храмового божества. В конце 3 тыс. до н.э. появляются новые типы храмов - зиккураты. Зиккурат города Ура стоял на платформе, поднятой над уровнем долины на 10 м. Его прямоугольное в плане основание имело площадь 65 на 34 м, общая высота около 21 м. Наклонные стены были облицованы кирпичом, расчленены вертикальными выступами-лопатками и нишами. Зиккурат имел четыре яруса, каждый ярус определенного цвета: нижний был облицован битумом, следующий - красным кирпичом, третий - побелен, верхний покрыт глазурованным голубым кирпичом. Внутри зикккурата нет помещений, он не предназначался для посещения верующими, а был домом божества.

Памятников изобразительного искусства от раннего периода осталось немного. Необыкновенное развитие получила глиптика - резьба на каменных печатях.
К XXIV веку власть приходит к семиту, который взял тронное имя Саргон (это имя было тронным у нескольких царей Месопотамии), сделавшему город Аккад своей столицей. Памятников искусства от этого времени сохранилось немного, они сильно отличаются от шумерских. Так, в скульптурных портретах точно передается этнический тип, а облик портретируемых героизирован и идеален.

В отличие от храмов Южного Двуречья зиккурат не занимал центрального положения в храмовом комплексе. Тип дворцовых построек - так называемый Бит-хилани, известный также хеттам. Бит-хилани - тип сооружений с длинными узкими помещениями, параллельными фасаду. Первое представляло собой портик с 1 или 3 колоннами, с двух боков от которых располагались выступы-башни, а к ним вела лестница. Вторая комната представляла тронный зал, к нему примыкали жилые помещения.

Искусство Ассирии (XIII-VII вв. до и.э.)
Искусство Ассирии выросло на фундаменте, заложенном культурой Древнего Вавилона. Ассирийские города, расположенные по среднему течению Тигра, на важных торговых путях, начали возвышаться с XIV века до н.э. Город Ашшур стал крупным центром ассирийского государства. Со временем Ассирия стала крупной военной державой. Мощь государства, захватившего огромные территории Передней Азии и Египта, возвеличивание царской власти способствовали формированию искусства, прославляющего силу победителей, воинскую доблесть. Ассирийские владыки стремились превзойти все, что было создано до них. Ассирийские дворцы поражали роскошью, включали в себя и храмы, и зиккураты.

Бит-хилани
(общесемитск. - дом-галерея) - здание с портиком между двумя башнями или выступами, под которым располагается балкон или галерея

Так, храмовый ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя зиккуратами, напоминающими горные вершины. Дворец включал в себя 200 помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцами.
Сумрачные высокие залы были превращены в музеи, летописные своды военных походов, битв. Рельефы и росписи, сюжетно связанные между собой, фиксировали жизнь и быт дворца. Яркость цветов, четкость контуров делали рельефы легко читаемыми.

Ниневия, о которой Библии говорится: «Из сей земли вышел Асур и построил Ниневию», «И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3). Его основателем считается Синна-ххериб, который перенес столицу Ассирии из Дур-Шаррукина в Ниневию, обустроив город с невиданным доселе размахом.

Во дворце Ашшур-бана-пала в Ниневии рельефы изображали мчащихся коней, сцены царской охоты. Смелость и простота приемов, укрупненность силуэтов и форм раскрывали напряженность действий.

Круглая скульптура играла в ассирийском искусстве незначительную роль. Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие, могущество власти. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздаяния почестей. Дворцовое убранство включало и рельефы из алебастра и известняка с изображением мифологических сцен, сцен придворной жизни. Рельефы располагались фризами. Они создавались, как полагают, по специальным трафаретам. Для них характерна особая физическая мощь, проработка мощной мускулатуры. Монументальная живопись была представлена росписями и многоцветными панно, украшавшими ворота и дворцовые стены. Применялись орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича, украшения из металла. В 612 г. до н.э., завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала.

Искусство Вавилона

Искусство Вавилона мало изучено из-за частых разрушений.
Центральная часть Вавилонии располагалась вниз по течению Евфрата от того места, где Евфрат и Тигр сближаются. Развалины Вавилона находятся в 90 км от столицы Ирака Багдада. О Вавилоне в Библии сказано: стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. (Откровение Иоанна Богослова 18:10). В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока.

Его площадь равнялась 450 га, прямые улицы с двухэтажными домами, системой водопровода и канализации, каменным мостом через Евфрат. Город окружало двойное кольцо крепостных стен толщиной до 0,5 м, через которые в город вели восемь ворот. Самыми важными были двенадцатиметровые ворота богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную арку, сложенные из бирюзового глазурованного кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов и быков. Весь город пересекала дорога процессий, идущая через северные ворота, посвященные богине Иштар. Она шла вдоль стен цитадели к стенам храма Мардука. Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая башня, которая вошла в историю под названием «Вавилонской башни». Она состояла из семи разноцветных этажей. В ней находилась золотая статуя Мардука.

По приказу Навуходоносора для его жены Амитис были разбиты «висячие сады». Дворец Навуходоносора был воздвигнут на искусственной платформе, на насыпных террасах разбиты висячие сады. Этажи садов поднимались уступами и соединялись пологими лестницами.
Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение древних традиций зодчества. Все постройки возводились из сырцового кирпича.

Город, поселение гражданского коллектива, возник в итоге многократных объединений и сселений в одно место целого ряда мелких, первоначально ро-доплеменных, общин. Каждая из них имела своего бога и переселялась в город вместе с ним. Так создавался городской пантеон. По мере политического объединения страны и этнической консолидации ее населения пантеон разрастался и усложнялся. Появлялся верховный бог в каждом городе и верховный бог всего народа. Политеизм (т. е многобожие) - характерная черта всех языческих религий.

В описываемую эпоху главой вавилонского пантеона считался царь богов Бэл-Мардук, владыка Вавилона. Его священным животным был знаменитый Дракон Вавилона, его небесным светилом - планета Юпитер, а днем недели - четверг (по-французски jeudi - «день Юпитера»). Культ бога Мардука вырос вместе с Вавилоном. Когда Вавилон возглавил страну, вавилонский бог Мардук был отождествлен с древним шумерийским верховным богом Энлилем (по-вавилонски Эллиль, или Бэл - «Господь»), богом воздуха, который чтился в Ниппуре, где находился его храм Экур («Дом горы»). Так возникло двойное имя вавилонского бога - Бэл-Мардук («Господь Мардук»).

Бэл-Мардук возглавлял семерку верховных богов вавилонского пантеона, каждый из которых имел свой город, свой храм-жилище, свои функции, свое небесное светило и свой день недели. Кроме Бэла-Мардука, в эту семерку входили: бог мудрости Набу - город Барсиппа, храм Эзида, планета Меркурий, среда (по-французски mercredi - «день Меркурия»); бог солнца и справедливости Шамаш - город Сиппар, храм Эбаббарра, воскресенье (по-немецки Sonntag - «день солнца»); бог луны и знаний Син - город Ур, храм Эгишширгаль, понедельник (по-французски lundi - «день луны»); бог кровопролитной войны и владыка преисподней Нергал - город Кута, храм Эмешлам, планета Марс, вторник (по-французски mardi - «день Марса»); бог счастливой войны, витязь богов Забаба, или Нинурта, - город Киш, храм Эпатутила, планета Сатурн, суббота (по-английски Saturday - «день Сатурна»); богиня любви и красоты Иштар (она же Бэлит - «Госпожа», Царпаниту - супруга Мардука, Анунит, Нана, Иннина) - город Урук, храм Эанна, планета Венера, пятница (по-французски vendredi - «день Венеры»).

Эта семерка богов воплощала единство Вавилонии, федерацию ее семи главных городов, семь видимых невооруженным глазом светил солнечной системы, семь дней недели. Через посредство греков, римлян, евреев и арабов священная вавилонская семерка и некоторые связанные с нею представления вошли в культурную традицию всех христианских и мусульманских народов, т. е доброй половины всего человечества.

Вокруг верховной семерки группировалось множество великих и малых, высокочтимых и полузабытых божеств. Каждое из, которых имело свой храм, целлу или алтарь. В Вавилоне, религиозном центре страны, по данным самих вавилонян, насчитывалось 53 храма, не менее 955 целл и 384 уличных алтаря, не считая всех алтарей домашних.

Вавилонский бог Мардук

Главным храмом Вавилона и всей страны была Эсагила (по-шумерийски «Дом, в котором поднимают голову»), жилище бога Бэла-Мардука и его обширного божественного семейства. Мардук был богом города Вавилона, а Бэл - главой всего вавилонского пантеона, воплощением единства вавилонских граждан, владыкой Вавилона и всей страны. Его храм, как главный храм города, имел храмовую башню-зиккурат - знаменитую Вавилонскую башню, Этеменанки (по-шумерийски «Дом краеугольного камня неба и земли»). Эсагила находилась в самом центре Вавилона. Ее развалины покрыты холмом Амран ибн Али, который Р. Кольдевею не удалось раскопать полностью. Однако план и облик этого величественного святилища с помощью описаний, оставленных Навуходоносором II и Геродотом, установлены полностью.

Территория Эсагилы представляла собой прямоугольник, ориентированный по вавилонским странам света, длиной около 650 м (с севера на юг) и шириной около 450 м (с запада на восток). На западе она была ограничена набережной Евфрата, а на востоке - главным городским проспектом Айбуршабум. Улица, отходившая от проспекта под прямым углом и ведшая к мосту через Евфрат, рассекала территорию Эсагилы на две части. В южной (450 х 250 м; по Геродоту, квадрат со стороной в 2 стадии - 370 м) находился собственно храм, а в северной (450 х 400 м) - Вавилонская башня. Каждую из частей окружала стена с медными воротами.

Центральное место в южной части храмовой территории занимало святилище бога Мардука - «Так называемый Нухар», прямоугольник размером 79,3 х 85,5 м. Все его четыре стороны имели ворота; у ворот при царе Нергал-шарру-уцуре были поставлены бронзовые изваяния полузмей-полугрифов. Внутри Нухара находился большой двор (31,3 х 37,6 м), вокруг которого располагались капеллы: Экуа - святая святых бога Мардука; Кахилисуд - святая святых богини Царпаниту, его супруги; Эзида - покои бога Набу, сына Бэла-Мардука, где помещался идол этого божества, когда его доставляли во время празднования Нового года из барсиппского храма Эзиды.

«В вавилонском святилище есть внизу еще другой храм, в котором находится большое золотое изображение сидящего Зевса (т. е бога Мардука), - рассказывает Геродот об Экуа. - Перед ним стоит большой золотой стол, золотая скамеечка и такой же стул. Все это сделано, как говорят халдеи, из 800 талантов (около 24 т) золота. Подле храма есть золотой жертвенник. Есть еще и другой жертвенник, большой, на котором приносится в жертву взрослый мелкий скот. На золотом же жертвеннике можно приносить в жертву только сосущих еще животных. Кроме того, на большом жертвеннике халдеи ежегодно возжигают тысячу талантов (около 30 т) ладана во время праздника этого божества» 5 .

Мраморные стены капеллы были украшены золотом и лазуритом, ее потолок из кедрового дерева покрыт чистым золотом. В пределах Нухара стояла массивная золотая статуя бога Бэла высотой 12 локтей (6 м) - палладий; Вавилона. Вокруг Нухара находилось много других дворов, капелл второстепенных божеств, хозяйственных и жилых помещений для жрецов и паломников.

В северной части храмовой территории возвышалась Вавилонская башня - Этеменанки. Ступенчатая храмовая башня-зиккурат являлась непременным украшением главного храма каждого ассиро-вавилонского города- mahazu. Шумерийцы, религия которых была воспринята вавилонянами и ассирийцами, на своей прародине поклонялись богам на вершинах гор. - Переселившись в низменное Двуречье, они не изменили своему обычаю и стали возводить искусственные горы-насыпи. Так появились зиккураты, соединявшие, но мнению вавилонян, небеса и землю. Именно так поняли и истолковали назначение Вавилонской башни пленные иудеи, впервые увидевшие столь грандиозное творение рук человеческих. Эти впечатления описаны в знаменитом отрывке книги Бытия о Вавилонском столпотворении:

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, (люди) нашли в земле Сен-наар (т. е в Двуречье. - В. Б.) равнину и поселились там. И сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли». И сошли боги посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказали боги: «Вот, один народ, и один у всех язык. И вот что они надумали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там их язык, так чтобы один не понимал речи другого». И рассеяли их боги оттуда по всей земле. И они перестали строить город. Посему дано ему имя «Вавель» (по-еврейски «Врата божьи». - В. Б.), ибо там смешали боги язык всей земли и оттуда рассеяли их боги по всей земле» 6 .

Примерные задания для олимпиады по МХК (11 КЛАСС)

На знание терминов.

Задание 1. Назовите термин.

1. Травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей, использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.

2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.

4. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII вв.

5. Изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.

6. Ювелирные изделия из крученых металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.

7. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.

Задание 2. Дайте определение термина.

8. Эннеада.

Задание 3: Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

1. 3...ком...ра; 2. Г...релье...; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М.. .м.. .р.. .альный.

Задание 4. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. Пр...скений - выступающая вперед часть сценического сооружения (скене) в древнегреческом театре.

2. Энк...уст...ка - техника живописи восковыми красками, наносившимися в горячем виде.

3. Анг...ж.. .мент - приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

4. Д.. .заб.. .лье - легкая свободная домашняя одежда.

5. Кр.. .н.. .лин - особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.

Задание 5.: «Лингвистический конструктор». Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, менять местами и пр.

1. Изобразительное искусство, культура повседневности, внутренний смысл, жанр, живопись.

2. Стиль, русская культура, вычурность, витиеватость форм, западноевропейская культура, цветовой контраст, XVII - нач. XVIII вв., причудливость, пышность, декоративность.

ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ФАКТОВ

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду российских художников начала XIX в.:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово выпишите и кратко объясните свой выбор)?

А) Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес.

Б) Н. Н. Ге, .

Дайте краткий ответ на вопрос по мифологии:

Задание 1.

1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?

2. Что такое "явь", "навь" и "правь" в славянской мифологии?

3. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?

4. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?

5. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.

б. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: "Будь воспета богиня,

особо почитаемая среди богинь."

Задание 2.

1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?

2. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?

3. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии - Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?

4. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?

5. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?

6. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?

7. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?

Задание 3.

1 . Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.

2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.

3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды, шаманы, знахари, волхвы.

5. Персонаж русского фольклора, получеловек - полупес, наделенный конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.

6. Про какого бога Древнего Египта говорят: "У него сердце мудрое"? Ра, Осирис, Тот.

7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносора? Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.

Дайте краткий ответ на вопросы по художественной культуре Средневековья:

Задание 1.

1 .Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.

2.Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?

3.Как в Коране изображали Бога?

4.Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался

в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси?

В чем его особенность?

Задание 2.

1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила, -

И свода дерзкого бездействует таран.

О. Мандельштам

И свод, как череп изнутри,

Вздымал надбровицы и дуги,

Без позолот и мишуры,

Лишь щеки пышно надувая,

В серебряные дудочки играют

Младенцы - ангелы в раю.

К. Некрасова

2. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке -жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?

Король наш Карл, великий император,

Провоевал семь лет в стране испанской

Весь этот горный край до моря занял,

Взял приступом все города и замки,

Поверг их стены и разрушил башни. Аой!

Не сдали только Сарагосу мавры.

Марсилий - нехристь там царит всевластно,

Чтит Магомета, Аполлона славит,

Но не уйдет он господней кары.

(Корнеева)

3. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:

И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй

Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок,

Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину,

Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос,

Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк,

Иль сплавы всякие...

(Из поэмы Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы"

4. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении :

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживает,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

О. Мандельштам

Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?

Задание 3.

1. Певцы - поэты в средневековой Скандинавии назывались скальды, а как они назывались в Шотландии?

2. Этот храм освящали в 537 году, и известная историческая личность, причастная к строительству этого храма, воскликнула: "Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!" Что это за храм и кто эта историческая личность?

3. Как средневековые студенты называли свой университет? Что это обозначает?

4. В "Божественной комедии" Данте назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов. Кто они?

5. В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. Как их называли? Постепенно маска стала частью комедийного театра. Так возникла комедия масок в Италии. Какое название она получила? Назовите главных героев этих комедий.

6. В 16 веке в искусстве орнамента возникает стиль "абстрактной звериной орнаментики". Что это значит?

7. Этот прием в живописи был разработан знаменитым художником Ренессанса и представлял собой в живописи и графике смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Что это за прием и кто его разработал?

Задание 4.

1. Во время первой религиозной реформы князем Владимиром в Киеве был установлен пантеон славянских богов. Среди названных ниже богов одно имя лишнее. Какое? Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Велес, Мокошь.

2. В устном народном творчестве восточных славян особое место занимал былинный эпос. Как назывались такие произведения в древности?

3. Нестор в "Повести временных лет" рассказывает об основании Киева следующее: "И было три брата: по имени Кий, другой - Щек, третий - Хорив, а сестра их была...". Как звали сестру братьев?

4. По древним славянским поверьям: домовой - добрый покровитель дома, а кто вносил в дом зло?

5. Какое слово у древних славян обозначало личное имя человека?

Задание 5.

1. Этот самый "византийский" храм был воздвигнут в Чернигове греческими мастерами в 11 веке и сохранился до наших времен почти целиком. Как он называется? Какой архитектурный элемент отличает этот храм?

2. Считается, что эта икона появилась чудесным образом после того, как посланный эдесским царем Авгарем художник не смог изобразить Спасителя. Как появился образ Христа и какое название получила икона?

Задание 6. Определите, где находится это изображение, кто на нем изображен?

Задание 7. Определите, где находится это изображение, кто на нём изображон?

Что символизирует это изображение?

Запдание 8. Определите, какй храм изображён на рисунке, где он находится. Опешите основные архитектурные элементы храма.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем:

1. "Храм как модель мира в средневековой культуре".

2."Пространство и время в Античности и в Средние века ".

3. "Вещь в культуре".

Итоговое тестирование по МХК для 10 класса

( От истоков до XVII века)

1. Основной чертой первобытного искусства является

А) романтизм,

Б) синкретизм,

В) анимализм,

Г) фетишизм.

2. Ученый археолог, открывший пещерную живопись

А) Говард Картер,

Б) Генрих Шлиман,

В) Марселино Саутуола,

Г) Жан Франсуа Шампольон.

3. Какое из перечисленных чудес света сохранилось до настоящего времени?

А) Висячие сады Семирамиды,

Б) Статуя Зевса в Олимпии,

В) Мавзолей в Галикарнасе,

Г) Древнеегипетские пирамиды.

4. Ученый археолог, открывший гробницу фараона Тутанхамона

А) Говард Картер,

Б) Генрих Шлиман,

В) Марселино Саутуола,

Г) Жан Франсуа Шампольон.

5. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья

А) дольмен,

Б) кромлех,

В) зиккурат,

Г) пандус.

6. Своеобразие жизненных ценностей в Древней Греции –

А) любили и ценили художественное творчество, стремились к

физическому и духовному совершенству,

Б) проявили себя в большей степени в практической деятельности,

В) предпочитали грандиозные архитектурные сооружения,

Г) вели захватнические войны.

7. Где впервые были высечены слова: «Познай самого себя»?

А) Пирамида Хеопса,

Б) Собор c в. Софии в Константинополе,

В) Галикарнасский мавзолей,

Г) Храм Аполлона в Дельфах.

8. Древнегреческую скульптуру «Дискобол» создал

А) Пракситель,

Б) Мирон,

В) Лисипп,

Г) Фидий.

9. Памятником архитектуры Античного Рима является

А) Акрополь,

Б) Пантеон,

В) Александрийский маяк,

Г) Собор святого Петра.

10. Новый тип архитектурного сооружения, созданный в Древнем Риме:

А) дворец,

Б) пирамида,

В) акведук,

Г) церковь.

11. Особенностью Византийской культуры является

А) формирование православной культуры,

Б) утверждение блага человека как критерия оценки общественных

отношений,

В) утверждение латыни как национального языка,

Г) формирование романской культуры.

12. Главное архитектурное сооружение Византии называется

А) базилика,

Б) музей,

В) рыцарский замок,

Г) триумфальная арка.

13. Русские строители X -XIII веков использовали опыт зодчих

А) Польши,

Б) Италии,

В) Германии,

Г) Византии.

14. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями эта церковь

поразила воображение современников. Летописец восторженно отмечал,

что такая «вельми чюдная» церковь «не бывала прежде сего на Руси».

Этот храм открыл новую страницу в истории русской архитектуры начала

XVI века

А) Покровский Собор в Москве,

Б) Храм Покрова на Нерли,

В) Церковь Вознесения в селе Коломенском,

Г) Успенский собор Московского Кремля.

15. Живописец, наиболее яркий представитель Московской школы в

последней трети ХV века, автор фресок Ферапонтова монастыря, икон и

фресок Успенского собора Московского Кремля

А) Дионисий,

Б) Андрей Рублёв,

В) Феофан Грек,

Г) Даниил Чёрный.

16. Знаменитая икона Андрея Рублёва «Троица» символизирует

А) скорбь,

Б) смирение,

В) согласие,

Г) печаль.

17. В этом соборе была первая школа на Руси, первая библиотека, похоронен

князь Ярослав Мудрый

А) Собор C офии Киевской,

Б) Ярославский Богоявленский собор,

В) Собор Покрова на рву,

Г) Архангельский собор Московского Кремля.

18. Витражи, мозаика, стрельчатые окна, пучки колонн, устремлённость

ввысь – черты какого стиля в архитектуре?

А) романского,

Б) готического,

В) модерн,

Г) классического.

19. Это сооружение с причудливыми и утончёнными формами считается

жемчужиной светской мусульманской архитектуры

А) Медресе Улугбека в Самарканде,

Б) Дворец Альгамбра в Южной Испании,

В) Соборная мечеть в Кордове,

Г) Медресе Шир-Дор в Самарканде.

20. Знаменитый японский сад камней в монастыре Рёандзи представляет

собой

А) каменные изваяния деревьев,

Б) 15 камней, из которых только 14 видны с любой точки сада,

В) искусно выложенный грот,

Г) каменные столбы с высеченными на них мудрыми изречениями.

21. Колыбелью итальянского Возрождения считают

А) Рим,

Б) Флоренцию,

В) Падую,

Г) Сиену.

22. Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти

называют

А) гениями Средневековья,

Б) основоположниками Просвещения,

В) титанами Возрождения,

Г) наследниками традиций Византии.

А) Рафаэль,

Б) Микеланджело,

В) Леонардо да Винчи,

Г) Боттичелли.

А) Леонардо да Винчи,

Б) Боттичелли,

В) Рафаэль ,

Г) Микеланджело.

25. Знаменитая картина «Джоконда» Леонардо да Винчи находится в

А) Дрезденской картинной галерее,

Б) Третьяковской галерее,

В) Лувре,

Г) Эрмитаже.

Ответы:

13 – Г

1 – Б 14 – В

2 – В 15 – А

3 – Г 16 – В

4 – А 17 – А

5 – В 18 – Б

6 – А 19 – Б

7 – Г 20 – Б

8 – Б 21 – Б

9 – Б 22 – В

10 – В 23 – Б

11 – А 24 – В

12 – А 25 – В