Печорин и грушницкий отношение друг к другу. Сочинение на тему: Печорин и Грушницкий, сравнительная характеристика героев (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сочинение Печорин и Грушницкий кратко

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов изображает Печорина в самой различной социальной среде: на Кавказе, среди черкесов; среди офицерства в казачьей станице; среди контрабандистов в Тамани, среди высшего общества, собравшегося на водах в Пятигорске. Печорин в романе окружен самыми разными персонажами, каждый из которых по-своему оттеняет внутренний облик главного героя.

Так, доктор Вернер, будучи приятелем Григория Александровича, подчеркивает то лучшее, что есть в герое, — искренность, образованность, высокие интеллектуальные запросы, аналитический ум. Одновременно при сопоставлении с Вернером становятся более заметными жестокость и бесчувственность Печорина. После дуэли с Грушницким Вернер не подает Печорину руки.

Максим Максимыч тоже в какой-то степени противопоставлен Печорину. При всем своем простодушии, штабс-капитан добр и человечен, способен к дружбе и любви. Это, по выражению Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце». На фоне Максима Максимыча особенно отчетливо видна эгоистичность Печорина, его замкнутость, индивидуализм, одиночество.

Незаурядность личности Печорина, «подлинность» его духовных исканий и одновременно своеволие героя открываются в истории отношений его с Грушницким.

Грушницкий в романе является своеобразным двойником Печорина. Он в определенном смысле пародирует мироощущение Григория Александровича, выступая в роли «разочарованного».

Более всего на свете Грушницкий жаждет уверить всех в собственной исключительности, в необыкновенных жизненных обстоятельствах. Он напускает на себя таинственный, загадочный вид, постоянно драпируется «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Манеры и поведение этого персонажа рассчитанно-эффектны: «он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой», «говорит он скоро и вычурно», у Грушницкого «страсть декламировать». Рисовка и фальшь поведения в Грушницком граничат с пошлостью. По меткому замечанию Печорина, под старость такие люди делаются «либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим...».

Грушницкий не только воплощает в себе «моду скучать», но это еще и подлый, безнравственный, мстительный и завистливый человек, склонный ко лжи, интригам, сплетням. Грушницкий пытается ухаживать за Мери Литовской, однако она отвергает его. И вот уже он готов опозорить доброе имя девушки, распуская сплетни о ее тайных свиданиях с Печориным.

Грушницкий плетет интриги против Печорина. Считая его счастливым соперником, он мечтает отомстить, убить его на дуэли, приготовив для противника пистолет с холостыми патронами. Однако вскоре сам становится жертвой: Печорин узнает о заговоре и хладнокровно убивает Грушницкого на этой дуэли, вовремя перезарядив свое оружие.

Характерно, что Грушницкий испытывает некоторое смущение во время поединка, нечто вроде уколов совести. Однако он не отказывается от своих планов, даже поняв, что его заговор разоблачен. «— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...»

«У Грушницкого нет только характера, но... натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу; но торжественное, трагическое положение, в котором самолюбие его играло бы напропалую, необходимо должно было возбудить в нем мгновенный и смелый порыв страсти... Самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; то же самое самолюбие сосредоточило всю силу его души... и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», — писал Белинский. Примерно так же этого персонажа оценивает С. П. Шевырев. «Это в полном смысле слова пустой малый. Он тщеславен... Не имея чем гордиться, он гордится своею серою юнкерскою шинелью. Он любит без любви», — замечает критик.

Однако и Печорин в сцене дуэли ведет себя недостойно: он выбирает такое место для поединка, где один из них обречен на неминуемую гибель. Досада оскорбленного самолюбия, презрение и злоба — вот чувства, испытываемые Григорием Александровичем во время дуэли. В душе его нет места великодушию. Играя своей судьбой, он с удовольствием играет и судьбами других людей.

Так, во время дуэли Печорин готов простить Грушницкому ему подлость, если тот раскается в своем поступке. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?» — размышляет Печорин в своем дневнике.

Однако, даже будучи готов простить своего противника, Григорий Александрович подсознательно надеется на то, что прощать Грушницкого не придется. Прекрасно разбираясь а человеческой психологии, Печорин уверен в малодушии своего соперника, в его упрямстве, в его болезненном самолюбии. Думается, эти размышления героя о возможности раскаяния и спасения Грушницкого в большей степени — лукавство перед самим собой. На самом деле Печорин не хочет щадить своего противника.

Григорий Александрович не фаталист, он любит «сомневаться во всем», но здесь он идет дальше сомнений, выказывая свое полное презрение и неуважение к Провидению. Вместо благодарности судьбе за собственное спасение, благодарности, рождающей в человеке великодушие и милосердие как чувства наиболее естественные, Печорин испытывает лишь презрение и ненависть, порождающие очередное злодейство.

Грушницкий с самого начала раздражает Печорина. «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать», — заявляет Григорий Александрович уже при первой встрече с юнкером в Пятигорске. Причину этой ненависти Печорина очень четко обозначил С. П. Шевырев. «Он играет роль разочарованного — и вот почему он не нравится Печорину; сей последний не любит Грушницкого по тому же самому чувству, по какому нам свойственно не любить человека, который нас передразнивает и превращет то в пустую маску, что в нас есть живая существенность», — замечает исследователь.

Таким образом, в истории с Грушницким герой раскрывается своими новыми гранями. На фоне этого персонажа становятся более заметными достоинства Печорина — искренность, сильная воля, решимость, глубокий интеллект. Одновременно здесь обнажается вся бездна печоринского самолюбия, его индивидуализм и своеволие.

Я его также не люблю: я чувствую, что мы

когда-нибудь с ним столкнемся на узкой

дороге, и одному из нас несдобровать.

М. Лермонтов. Герой нашего времени

Как много приемов использует М. Ю. Лермонтов, что-бы ярче и многостороннее осветить образ главного героя своего романа — Печорина! Мы узнаем о Печорине со слов людей, длительное время общавшихся с ним, наслышанных о нем, читаем его дневник. И все же нигде человек не раскрывается так полно и многогранно, как в общении с другими людьми.

Попадая в Пятигорск, Печорин встречается с Грушницким, фигура которого выделяется даже среди «москов-ских франтов» и «блестящих адъютантов». Конфликт Печорина с Грушницким является в романе одним из главных, поскольку Грушницкий здесь воплощает мир, против которого главный герой восстает всей душой и сердцем.

Грушницкий в романе — прямой антипод Печорина и даже пародия на него. Желанию произвести эффект, позированию Грушницкого Лермонтов противопоставил подлинную глубину и силу мечты и горечи разочарования своего главного героя. Играя в разочарование, стремясь привлечь к себе внимание, Грушницкий во многом старается подра-жать Печорину, завидуя ему и в глубине души даже нена-видя за внутреннее превосходство. Печорин же вначале относится к Грушницкому с иронией, поскольку тот скорее смешон и жалок в своих попытках играть «в необыкно-венные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», чем страшен и опасен. Тонкий психолог чело-веческого сердца, Печорин быстро и легко разгадал внут-реннюю сущность Грушницкого: он «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Однако это упрек не за недостаток самоотвержен-ности и любви к людям, чего был лишен и сам Печорин, а за игнорирование объективной правды реальности. Груш-ницкий никогда не слышит собеседника, даже если с ним «беседует». Грушницкий оторван от действительности, он видит вокруг только то, что ему хочется, поэтому зачастую не может критически оценить собственные поступки или не умеет разобраться даже в простейших жизненных ситу-ациях.

Невозможность воплотить в жизнь глубокие, сильные, реальные стремления и в то же время постоянное недо-вольство собой делают фигуру Печорина трагической. У Грушницкого же мы наблюдаем отсутствие убеждений, внутреннюю пустоту, мелкость души и мыслей, что приво-дит его к позерству и непреодолимому, мелочному самолю-бию, в результате чего он способен на совершение подлых и низких поступков.

Печорину, несмотря на его убежденность в неспособнос-ти к «благородным порывам», свойственны и глубокие, ве-ликодушные, подлинно человеческие движения. Так, слу-чайно подслушав предложение капитана довести его, Пе-чорина, до вызова на дуэль, якобы чтобы проверить его храбрость, но не заряжать пистолет, Печорин «с трепетом ждал ответа Грушницкого... Если б Грушницкий не со-гласился, я бросился б ему на шею». Это же страстное желание поверить в человека, убедиться, что он не спосо-бен на подлость, появляется у Печорина и во время дуэли, ведь он готов все забыть и простить противнику и низость, и мелкое самолюбие, и трусость, если он признается в сво-ем подлом поступке. Однако стремление «играть роль» в Грушницком выше честности, и он стреляет в Печорина, умышленно обезоруженного капитаном, не положившим пуль в его пистолет, нагло ожидая ответного — холостого — выстрела. Материал с сайта

В своем романе «Герой нашего времени» в образах Печорина и Грушницкого М. Ю Лермонтов запечатлел вполне типичные для русской жизни 30-х годов харак-теры, сложившиеся в обществе в период реакции после разгрома восстания декабристов. В образе Печорина ото-бражены люди, страстно пытающиеся найти свое место в жизни, критично и объективно оценивающие свои по-ступки и действия, способные анализировать окружающую действительность, но не находящие ответов на свои вопросы, не сумевшие определить цели собственной жиз-ни. Рядом с такими неординарными натурами процвета-ет в своем безмятежном существовании серость и по-средственность, люди, стремящиеся играть чужую роль, говорить чужими словами, жить чужой жизнью, — та-кие, как Грушницкий.

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

Перед вами сочинение-рассуждение на тему Печорин и Грушницкий. Это сочинение по нетленному роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Сочинение рассчитано на учеников 9 – 10 классов, но может быть использовано и учащимися других классов.

Другие сочинения по данному произведению вы можете найти

Печорин и Грушницкий

«Герой нашего времени’’ — первая попытка создания в русской литературе психологического реалистического романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, синтез различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник — исповедь. Роман Лермонтова – социально-психологический и нравственно- философский. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И с этого момента начинается очередной «эксперимент» Печорина. Можно сказать, что вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, попытка понять, насколько общепризнанные представления о добре, зле, дружбе, любви справедливы. Часто это жестокая игра своей и чужой жизнью. Именно так и происходит в случае в Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и «звездочках» на погонах. Он — посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль байронического разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиям». “Да это же пародия на Печорина!» — вдруг понимаем мы. Совершенно верно. Потому-то и бесит он главного героя романа. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру.

Сначала «экспериментатор» вызывает у Грушницкого даже некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значимым человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” — вот как разговаривает он в начале романа. Но события неумолимо развиваются в соответствии с замыслом Печорина. Мери влюбляется в него, забыв о Гpyшницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается для нас совсем по-новому. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом — бесчестным, просто подлым! Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Да, эксперимент Печорина удался блестяще. Здесь с полной силой проявились “демонические» свойства его натуры: «сеять зло” с величайшим искусством. И в очередной раз убеждается он, как легко человек поддается искушению. Но такое подтверждение его теории отнюдь не радует героя Ему надоело «играть роль топора в руках судьбы”. Oн признается, что, как орудие казни, упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к смерти. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация эта уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Так, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Одними из действующих лиц, противопоставляемых в романе Лермонтовым, являются Печорин и Грушницкий. Характеристика их личностей позволяет глубже проникнуть в замысел произведения.

Образ главного персонажа

Печорин, чья жизнь описывается в романе, жил в 30-х годах XIX века. Это человек из аристократического круга, читатель видит, что герой образован и неглуп. Как и многие отпрыски богатых семей, он ведет праздную жизнь. По причине серьезного проступка его ссылают на Кавказ, в действующую армию.

Несмотря на аристократическое происхождение, Печорин представляет собой очень сильную личность с закаленной душой. В отличие от многих своих современников, герой склонен к анализу своего бытия, пытаясь понять самого себя.

Он умеет чувствовать людей, понимать мотивы их поступков, поэтому чаще всего его отношение к окружающему обществу весьма критично. Очень ярко его личность показывает свое внутреннее «я» в главе «Княжна Мери», в которой описывается дружба, а затем столкновение героя с Грушницким.

Образ Грушницкого

Юнкер Грушницкий незнатного происхождения, из небогатой семьи. Это романтичный юноша, мечтающий о любви княжны Мери, желающий всегда быть в центре внимания. Он малообразованный, что пытается компенсировать напыщенностью. Душа его пуста и занята мелкими суетными делами. Грушницкий проигрывает Печорину по многим параметрам.

Противостояние героев

Эта глава романа построена на возникшем соперничестве двух героев. Первоначальная дружба быстро переходит во вражду. Фальшь, пустота и напыщенность Грушницкого раздражают Печорина. В ответ Грушницкий ненавидит Печорина за то, что ему все дается легко, за то, что он намного лучше и умнее его.

От скуки ввязавшись в это противостояние, Григорий Печорин решает влюбить в себя княжну Мери, по которой пылко вздыхает Грушницкий. Он не испытывает к ней никаких чувств, однако видит в этом прекрасный шанс еще раз уязвить бывшего друга.

Отношения с Мери обоих персонажей стали тем катализатором, который спровоцировал дальнейшее развитие событий. Грушницкий пленяется знатной девушкой, а Печорин всего лишь хочет развеять скуку и самоутвердиться, влюбив в себя княжну.

Молодой повеса, избалованный вниманием женщин, знает, как привлечь внимание неискушенной в любовных интригах девушки. Его незаурядная личность сразу же заинтересовывает многих из «водяного общества». Завладев любовью Мери, Печорин практически тут же забывает о ней, переключаясь на Веру.

Развязкой становится дуэль

Григорий хорошо понимает, что доводит своего противника до бешенства, но ему это даже нравится. Предчувствие столкновения его бодрит. Напряженность ситуации разрешается взрывом - ревность и зависть толкают Грушницкого на дуэль.

Смертельная схватка еще четче показывает нам, какими в глубине души являются персонажи романа. Печорин ведет себя спокойно и благородно, а его противник, не задумываясь, идет на бесчестный обман, желая уничтожить врага даже ценой подлога.

Печорин и Грушницкий в книге противопоставлены, что дает возможность увидеть - какими бы ни были они разными, на самом деле они являются недостающими звеньями в судьбе друг друга. Жизнь Григория Печорина является искаженным отражением жизни Грушницкого. То же самое можно сказать и о Грушницком. Они оба - отрицательные герои того времени, которое их породило