Сочинение «Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Булгакова. По роману «Мастер и Маргарита. Сочинение на тему: Нравственные уроки повести Булгакова "Собачье сердце" Нравственные уроки булгакова принципы

«Мастер и Маргарита» - лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.Все, что пережил Михаил Афанасьевич Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Писатель не случайно выбирает жанр романа-мифа.

Миф воплощает все повторяющееся в жизни человечества, представляет собой живую картину. Каждая эпоха и каждый человек оказываются в таком мифе в экстремальной ситуации и получает по заслугам и делам своим. В романе одни герои находят подлинные нравственные ценности, например, Иван Бездомный, который обретает Дом и становится профессором истории, другие совершают первые шаги к нормам человеческого поведения, а третьи - ведуг прежнюю жизнь, не задумываясь о морали и нравственности.Автор подводит читателя к выводу, что борьба света и тьмы, черных туч и огня завершится победой света.

Что в этом поражении зла заложена суть мироздания. Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" - это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества. Несмотря на все недостатки человечества, на непосильный груз, возложенный на его плечи, писатель утверждает, что благополучный исход и есть великая тайна жизни. Так в роман входит тема любви к людям и милосердия.

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, в "Мастере и Маргарите" играет роль вполне реалистическую. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость.

Автор утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека.Мысль о существовании в человеке противоположных нравственных устремлений, духовного и бездуховного проводится писателем не только в сопоставлениях отдельных персонажей, но и в коллективном портрете толпы.Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку Берлиозов, Ла-тунских, Майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.

Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием.Доказательством вечности и незыблемости нравственных законов служат в романе образы Иегауа и Воланда. При этом эти два мифических персонажа не противостоят друг другу. На это указывает и эпиграф к первой половине романа, и висящий на шее дьявола знак золотого жука, символизировавшего в Древнем Египте зло, порождающее добро. Иешуа и Воланд - лишь «разные ведомства» единого миропорядка, в котором ведущим, все-таки, остаются свет и добро.Вечное стремление людей к добру неодолимо.

Проишо двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Для М. Булгакова основным источником истины была религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой...

  2. Загрузка... «Закатным романом» называли критики роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Необычна творческая история этого произведения. Роман был задуман в 1928 году, и работа над...

  3. Загрузка... В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название - “Мастер и Маргарита”....

  4. Загрузка... Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд...

  5. Загрузка... Михаил Афанасьевич Булгаков - великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы... Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм...

>Сочинения по произведению Собачье сердце

Нравственные уроки повести

Сюжет повести «Собачье сердце» основан на принципах научной фантастики. В то же время это одно из тех произведений, которые осмеливались быть «настоящими» и затрагивать происходящие события. М. А. Булгаков написал его как отклик на культурно-социальную ситуацию в советской России 1920-х годов. Автор затрагивает не только вопросы революции, судьбу интеллигенции на ее фоне и развитие новой власти, но также проблему нравственности. Вопросы добра и зла, преступления и наказания, ответственность за свои деяние и судьбы людей всегда волновали русских писателей.

В повести «Собачье сердце» сопоставляются разные социальные слои и рассматривается их взаимодействие. С одной стороны, это интеллигенция в лице профессора Преображенского , которого доктор Борменталь , без преувеличения называет светилом современной медицины. А с другой стороны – это «новое общество» в лице председателя домкома Швондера и пройдохи Шарикова , которого сам профессор и породил в ходе ошибочного эксперимента. Этот эксперимент оказался важным и опасным одновременно. Превратив бродячего пса в человека с придатками бывшего уголовника, профессор не догадывался, чем это может обернуться.

Со временем новое существо не только научилось говорить, но и влилось в класс пролетариев. Товарищ Швондер, как духовный наставник Шарикова, советует ему читать Энгельса, прописаться и требовать часть квартиры у профессора. Когда Филипп Филлипович осознает свое фиаско, он начинает размышлять о том, как исправить эту чудовищную ошибку. Вскоре Полиграф Полиграфович Шариков, бывший бродячий пес Шарик, стал воровать личные вещи профессора, устраивать пьяные дебошы, разбивать стекла соседям, волочиться за кухарками, даже устроился на работу в подотдел по отчистке Москвы от бродячих животных и собирался жениться. Много проблем и неудобств он принес своему создателю, а профессор, казалось бы, все терпел. Последней каплей стал приход людей в милицейской форме с доносом от Шарикова, Швондера и Пеструхина. Тогда Преображенский решился на еще одну операцию по превращению Шарикова обратно в пса.

До последнего профессор видит недопустимость насильственного решения этой проблемы. Только, осознав, что такие индивиды, как Шариков социально опасны и выступают реальной угрозой для культуры, он решается исправить свою ошибку. Он считает, что «разруха не в клозетах, а в головах» и если допустить к власти субъектов из низших слоев, то последует «разруха». По его мнению, нельзя получать власть прежде культуры и образования, иначе будут чудовищные последствия. Ведь таких как Шариков в обществе немало. Они лишь имеют человеческий облик, но сердце у них собачье. А для того, чтобы быть человеком, недостаточно ходить на двух ногах и уметь говорить слова, нужно иметь и моральные убеждения.

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным. Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью. Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными. Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем. Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности. Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Литература

  1. Рассмотреть особенности постановки нравственных проблем и пути их решения в романе. Доказать современность поставленных Булгаковым проблем в области морали и нравственности.
  2. Развить навыки анализа произведения, умения сопоставлять, выделять главное, делать выводы, обобщать, давать характеристики героям.
  3. Воспитание нравственных качеств учащихся, желания жить по чести и совести.

Оборудование.

Портреты Булгакова, выставка литературы о романе “Мастер и Маргарита”, диск с фильмом по роману.

Эпиграфы:

Каждому будет дано по его вере

Нет Бога – все дозволено.

Ф.Достоевский.

Ход урока

I. Вступление. Слово учителя

Сегодня мы начинаем изучение одного из интереснейших произведений XX века – романа “Мастер и Маргарита”. Запишите тему урока: “Уроки нравственности в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” и эпиграфы, к которым мы будем обращаться в течение урока. Сегодня мы рассмотрим нравственные проблемы, которые ставит и решает автор, проблемы столь же давние, как и история человечества.

Роман занимает особое место в русской литературе. Ничего похожего по проблематике, композиции, системе образов, стилю еще не создавалось. До сих пор роман вызывает острую полемику. Так, его категорически не принимает церковь. До сих пор появляются различные гипотезы и трактовки. Роман во многом не разгадан и сегодня. И у каждого читателя – свое восприятие романа. Обратите внимание на эту выставку – о Булгакове и его романе пишут протоиерей Русской православной церкви за рубежом и современник писателя, ученый-физик и читатель-студент, известный критик и коллега по творчеству. И у каждого – свой Булгаков, свой Мастер, своя Маргарита…

С выставкой вас познакомит ваша одноклассница Алена.

Видите, сколько людей столько и мнений. Вы тоже прочли роман впервые, и у вас тоже сложилось какое– то мнение о нем, возникли мысли, вопросы. Обратимся к вашему домашнему заданию – сочинению-миниатюре “Мои мысли о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Выступления учащихся (3-4 выступления)

Да, сложно понять роман с первого чтения. Попытаемся раскрыть некоторые его тайны. Итак, в путь, читатель!

II. Анализ романа

В романе дано изображение двух миров – современного Булгакову– Москвы 30х годов и мира библейских времен, который удивительным образом раскрывает проблемы современности, в том числе и нашей. Поэтому этот роман можно назвать романом – предчувствием, романом– предвидением, это роман о своем времени и времени вообще.

а) Литературная Москва.

Булгакову, как писателю, было важно прежде всего показать, используя острые сатирические приемы, Москву литературную. Ведь он был писателем, и то, что происходило в 20-30 годы по отношению к искусству, было для писателя абсолютно неприемлемым. Итак, прогуляемся по ресторану “Дом Грибоедова”.

– Можно ли увидеть здесь знакомые лица?

– Докажите, что так называемые писатели далеки от настоящей литературы.

Вот таков он, писательский мир: сплетни, пустые разговоры, грызня за дачи и квартиры и ни слова – о литературе.

– Почему Мастер в ответ на вопрос “Вы – писатель?” сурово ответил: “Я – Мастер”? (звание писателя в 30-е годы потеряло свою значимость, дискредитировано).

Возглавляет литературную организацию “Массолит” Берлиоз. Дайте характеристику этого деятеля с двух позиций: 1 вариант– с точки зрения членов Массолита, Ивана Бездомного, 2 вариант– с вашей позиции, ведь вы хорошо изучили литературные процессы той поры, знаете жизнь Булгакова, Зощенко, Ахматовой, которых такие Берлиозы обрекали на моральную смерть, забвение.

Выступления учащихся

Неоднократно Булгаков повторяет библейскую фразу: “Каждому будет дано по его вере”. Только в понимании Булгакова вера– это смысл жизни, и на ее основе проявляется нравственный уровень любого из персонажей. Вера во всемогущество денег – кредо буфетчика, вера в любовь – смысл жизни Маргариты; вера в доброту – определяющее качество Иешуа.

– А за какую веру так жестоко наказан Берлиоз?

Его правда – это официально утвержденные истины. Но вся беда в том, что он не только сам верит в коммунистические догмы, но и требует этого от своих подчиненных. Под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая при этом высокие нравственные идеалы литературы XIX века. Поэтому для Берлиоза немыслимо существование таких писателей, как Булгаков, Пастернак, Платонов. Такие Берлиозы писали доносы, и именно из-за них Мастера оказывались в лагерях Гулага, в последующие десятилетия – в психиатрических больницах, позже их ждала насильственная депортация из страны и всегда– моральное унижение, лишение возможности говорить с читателем.. Поэтому так жестоко наказан Берлиоз.

б) Московское общество

“Горожане сильно изменились внешне, как и сам город, впрочем”. Изменились ли эти горожане внутренне?

Посмотрим отрывок из фильма, посвященный выступлению Воланда в Варьете.

– Совпадают ли ваши впечатления о романе с режиссерским пониманием произведения?

– За что наказаны горожане? Найдите строки, точно раскрывающие пороки московского общества.

“Ну что же… они-люди как люди.

Любят деньги, но ведь это всегда было…

Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи или из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…”

– Москва– это еще и Степа Лиходеев, Босой и др. За что наказаны они? Что дано им по их вере?

Выступления учащихся.

Вывод: это общество основано на материальных, классовых, политических интересах. А как же нравственные ценности? Потерян самый главный стержень -совесть. Совесть, по мнению Булгакова, внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков, потому что “ все прогрессы бесчеловечны, если рушится сам человек”.

в) История о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

– Почему из современной Булгакову действительности автор переносится на века назад? (решаются нравственные вопросы в любое время; проблема совести вечна).

Автор берет библейскую историю о возведении Иисуса Христа на Голгофу. Но Иешуа не Бог, а нищий бродяга– философ, несущий идеал добра, сострадания и отваги. И библейскую историю Булгаков использует для раскрытия вечных проблем нравственности.

– Какие нравственные проблемы решаются в главах, посвященных Понтию Пилату и Иешуа?

Что такое добро и зло? Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Ответственность человека за его деяния. Человек и его вера. Человек и власть.

– Понтий Пилат убежден в невиновности Иешуа. Почему же все-таки подписал приказ о его смерти?

Вывод: слова Иешуа о верховной власти испугали Пилата. Из-за боязни доноса, страха погубить карьеру Пилат идет против голоса человечности и совести. Потом он пытается эту совесть приглушить: отдает приказ об убийстве Иуды, о прекращении мучений Иешуа. Но: не может быть морального выкупа за трусость. “Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков”, – слышит во сне Пилат слова Иешуа. Что отвечает ему Пилат? “Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок”.

– Как был наказан Пилат? В чем сила этого наказания?

История, далекая от наших времен. Но так ли она далека?

(Проблема выбора вечна)

Два мира, но объединяет их одно – наличие людей, потерявших внутренний стержень – совесть. И человечество давно бы уже исчезло, если бы не было таких людей, как Иешуа.

(Свои мнения высказывают учащиеся)

Почему Иешуа не спас себя, ведь достаточно было отказаться от своих слов?

Вывод: всегда трудно – оставаться самим собой. Но в этом – высшая ценность человека.

Заключение.

Обратите внимание на эпиграф: “Нет Бога – все дозволено”. Для Булгакова Бог – это прежде всего носитель морали и нравственных качеств, из – за отсутствия которых ушел в небытие Иешуа, испорчено новое общество новой страны, а современная жизнь рождает все больше Пилатов. Но роман не оставляет ощущения безнадежности – ведь каждому воздастся по его вере.

От каждого из нас зависит, кто мы в душе – Понтии Пилаты или Иешуа и есть ли в нас тот внутренний стержень, что называется совесть.

Д/задание: образы Мастера и Маргариты.

Индивидуальные задания: “Смысл названия произведения”, “Бал у Сатаны”, “В чем смысл появления Воланда и его свиты?”.

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа села Бичевая Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

УМК. Литература.9 класс 2 (ступень)

Урок (второй по теме) литературы в 9 классе по повести «Собачье сердце». На первом уроке ученики знакомились с биографией писателя, историей создания повести и её судьбой, анализировали ключевые эпизоды. Составляли характеристики персонажей. Выявляли авторскую позицию к проблемам, обозначенным в повести.

Литература:

1. УМК Литература

2. Приложение к журналу «Первое сентября». Литература

3. «Собачье сердце»

5. «Словарь терминов»

Разные точки зрения создают условия для активной дискуссии, в ходе которой ученики учатся излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы. А также выслушивать другую точку зрения, принимать её или оспаривать. Проблема переустройства мира – основная проблема второго урока (для рассмотрения этой проблемы с разных позиций на урок приглашён иерей прихода Сретенье Господне отец Максим).

Тема урока : Нравственная проблематика повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

· Осмысление содержания повести «Собачье сердце»

· Расширение и углубление представления учащихся о М.Булгакове как о мастере художественного слова.

· Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Задачи урока:

· Приобщить учеников к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

· Способствовать развитию умений формулировать проблематику произведения, аргументировать свою точку зрения.

· Побудить ребят к размышлению о нравственности.

Методические приёмы:

· Создание проблемной ситуации.

· Работа с текстом.

· Беседа по содержанию повести.

· Анализ ключевых эпизодов.

Оборудование:

Портретписателя, тексты повести, словарь литературоведческих терминов,

Фильм по повести «Собачье сердце».

Эпиграф:

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои

поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа.

Слова:

· Нравственность

· Гуманизм

· Сострадание

· Человеколюбие

Ход урока:

· Организационный момент.

· Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Сегодня состоится серьезный разговор на нравственную проблематику.

· Слово учителя.

· Проблема переустройства мира существовала во все времена. Люди мечтали о жизни без насилия и зла, воин и ненависти. Но мир был всегда несовершенен. Люди погрязли в грехах: предавали ближнего своего, убивали, доносили, из зависти и гордости не замечали чужих страданий, перестали уважать старших. Можно ли было спасти человечество от гибели? В чём его спасение?

· В чём видят спасение человечества представители православной церкви? Слово предоставляется Отцу Максиму.

· Вопрос: «Сущность восхождения Иисуса Христа на плаху». Не была ли напрасной его жертва?

· Учитель.

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия Христа. Стало ли общество лучше? И идея переустройства мира вновь овладевает умами отдельных личностей. В художественной литературе эта идея тот час нашла отклик. Среди писателей наметились разногласия: одни признавали революционное преобразование общества, т.е. смену строя насильственным путём, «загнать человечество в счастье» Другие приветствовали эволюционный путь развития общества, т.е. через духовное и нравственное воспитание.

Булгакова «Собачье сердце» - это попытка писателя показать, как отразится на обществе насильственное вмешательство в законы природы. Можно ли создать нравственное общество революционным путём? Максим Горький в 1918 году в статье «Несвоевременные мысли» называл В.Ульянова – Ленина великим экспериментатором над народом, сравнивая его с химиком, проводящим опыты.

Герой Булгакова не случайно носит фамилию Преображенский, это пластический хирург , занимающийся преобразованием внешности человека. И вот он решается на ещё один научный эксперимент.

· Создание проблемной ситуации:

Учитель ставит перед учениками следующие задачи (класс делится на микрогруппы, обсуждение, работа со словарём, высказывание своего мнения.)

· 1группа: выявить цель эксперимента профессора Преображенского.

· 2группа: что необходимо для воспитания нравственного человека?

· 3группа: в каких условиях находился «гомосапиенс» Шариков? Были ли созданы все условия для его нравственного развития?

· 4 группа: каков результат этого эксперимента? Почему он провалился?

После дискуссии, выступления групп слово предоставляется Отцу Максиму, который даёт ответ на проблемные вопросы урока:

· Что является основой нравственного воспитания?

· По каким законам должен жить человек?

· Можно ли насильственно создать идеальное общество и нравственную личность?

Итог урока. Слово учителя.

Мы не случайно сегодня говорили о нравственности. Вы на пороге взрослой жизни, вам не раз придётся принимать решения самим, без чьей – либо подсказки, делать выбор. От того, какими жизненными принципами вы будете руководствоваться, зависит ваша судьба, судьба ваших близких людей, судьба страны.

Повесть Булгакова, написанная в начале прошлого века, актуальна и в наши дни и служит предупреждением будущим поколениям. Булгаков предупреждает нас: «Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени». Автор повести считает, что новое общество должно придерживаться гуманистических принципов во взаимоотношении людей, которые основаны на уважении к своей культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности, нравственности остаётся нерешённой.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем «шариковы» исчезнут из нашей жизни. Но так хочется верить, что это время настанет.

Отметки за урок:

Рефлексия: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

Домашнее задание: Написать эссе на тему (по выбору)

1. «Какие чувства вызывает Шариков-человек?»

2. «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?»

3. «Нравственное общество – это утопия или реальность?»

Приложение к уроку

Ожидаемые ответы микрогрупп (краткий комментарий по вопросам заданий)

· Цель эксперимента профессора Преображенского?

Профессор задумывает улучшить человеческую породу, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

· Что необходимо для нравственного воспитания человека?

Необходимы любовь, внимание, уважение, доброта и забота о младших и стариках, гуманное отношение к миру, честность и искренность во взаимоотношениях, взаимопонимание и взаимопомощь , умение сострадать, слышать и прощать..

· Были ли созданы условия для нравственного воспитания Шарикова?

Преображенский, будучи человеком интеллигентным, верит в силу искусства и добра. Он окружает Шарикова заботой и вниманием, пытается внушить ему правила поведения в обществе, приучить к культуре поведения. И он, и Борменталь не могут понять, почему невежество и грубость с приходом новой власти стали повсеместны, и стараются искоренить пагубные привычки донора в своём детище.

· Каков результат эксперимента?

Эксперимент провалился! Шариков, он же Полиграф Полиграфыч унаследовал самые худшие качества своих доноров: агрессивность , необразованность, бездуховность, грубость и хамство. Жизнь обитателей квартиры превратилась в сущий ад: брань, окурки на полу, зловоние. Уверенность Шарикова в своей правоте и безнаказанности находят поддержку в лице Швондера, председателя домкома , идейного наставника Шарикова. Шариков быстро усвоил главное правило хозяев жизни: грабь награбленное, дели всё поровну, уничтожай; из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от себе подобных, не признавая родства. Ему так и не смогли ни Преображенский, ни Борменталь, ни Зиночка привить такие понятия, как совесть, мораль, стыд, уважение к женщине. Подлость, ненависть, злоба –вот портрет нового человека. Благие намерения Преображенского обернулись трагедией, чуть не стоившей создателю жизни. Он успевает исправить свою ошибку, вернув Шарикова к прежнему своему состоянию.

· Почему эксперимент профессора Преображенского провалился?

Потому что нельзя насильственным путём создать идеальное общество. «Нельзя железной рекой загнать человечество в счастье». Там, где зло, насилие, не может быть речи о нравственной личности, о нравственном обществе».

М.Булгаков повестью «Собачье сердце» предупреждал о тех разрушительных преобразованиях, которые последуют после революции 1917 года. Результат её - тоталитарный режим, просуществовавший в нашей стране не одно десятилетие; укоренившаяся и повсеместная шариковщина, проявляющаяся в грубости и равнодушии чиновников по отношению к своему народу. И сегодня мы испытываем на себе результаты неудавшегося эксперимента по превращению в счастливую нацию. Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки близких, матери отказываются от своих детей, чиновники, глухие к нуждам народа, заботятся только о своём благосостоянии.